или 838 г. Последнего года принять нельзя; следовательно, Иоанн рукоположен и Антоний умер в 832 г. 726 Но такое определение противоречит многим, твердо засвидетельствованным фактам. Известно, что Иоанн два раза был посылаем на Восток: однажды по окончании войны Феофила с Сарацинами в Багдад, для переговоров между прочим о размене пленными 727 , а в другой раз переодетый, чтобы склонить полководца Мануила к возвращению 728 . Упомянутая же война окончилась отнюдь не ранее 833 года: начавшись в 830 году, она, по свидетельству одного арабского историка (Elmacinus), продолжалась три года 729 . При этом Генезий замечает, что даже после войны Иоанн был послан χρνου πολλο παριππεσαντος 730 . В виду этого говорить о смерти Антония и о возведении Иоанна на кафедру в 832 году не возможно. Дата продолжателя Феофана о рукоположении Иоанна в воскресенье 21 апреля – этого вывода отстранить не может ввиду сказанного (в отделе о хронике продолжателя Феофана) об условиях, при которых она записана. Определить год смерти Антония можно только на основании показаний о продолжительности его правления. Зонара и большинство каталогов обозначают эту продолжительность цифрой 13 л. 731 В хронографии Никифора стоит 12 г. 732 Выше было замечено (в отделе о каталогах), что в древнейших каталогах: Никифора и в обоих – Фишера добавления о преемниках Никифора были сделаны небрежно и довольно поздно: в первом – в конце 9 в., а во втором – в начале 10 в. Принимая это во внимание и допуская, что Зонара списал цифру 13 л. с каталогов, мы склонны признать наиболее близкой к истине цифру 16 л., находящуюся в летописи Феофана и внесенную туда в первой половине 9 в. при Мефодие (см. выше в отделе о летописи Феофана) 733 . Дата почти всех каталогов – 13 л. может быть рассматриваема не как ошибочная, а как испорченная из ις« (γ»=ς " прав. 4-е в отделе о каталогах). Так как иногда продолжительность правления Антония обозначается цифрой 15 л. 734 , то ближе к истине выбрать средину – 15 1 / 2 л. Отсчитывая эту цифру от начала 821 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

814 Reinhold J. OFM. Die St. Petersburg Missionprafektur der Reformaten in 18 Jahrhundert (Fortsetzung)//Archivum Franciscanum Historicum. 1961. S. 352. 815 Самыловская Е.А. Повседневная жизнь петербургской католической общины в первой трети XVIII в.//Труды Государственного Эрмитажа. Т. 70: Петровское время в лицах – 2013: к 400-летию Дома Романовых (1613–2013): материалы науч. конф. СПб., 2013. С. 256. 816 РГИА. Ф. 796. Оп. 4. Д. 540. Л. 17–17 об., 66 об.–70. 69–69 об., 71 об., 72. См. Самыловская Е.А. Немецкие мастера и архитекторы в римско-католической общине Санкт-Петербурга в первой трети XVIII в.//Немцы в Санкт-Петербурге. Биографический аспект (XVIII-XX века). Вып. 9. Спб. 2015. С. 147–148. 819 Самыловская Е.А. Немецкие мастера и архитекторы в римско-католической общине Санкт-Петербурга в первой трети XVIII в.//Немцы в Санкт-Петербурге. Биографический аспект (XVIII-XX века). Вып. 9. Спб. 2015. С. 148–149. 820 Хавен Петер фон. Путешествие в Россию//Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. Спб. 1997. С. 336. 821 Богданов Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга. Спб. 1779. С. 450. 824 Полное собрание законов Российской империи. т. Х. Спб. 1830, 7654. 14 сентября 1738 г. Именной, объявленный из кабинета Ея Величества Комиссии о санкт-петербургском строении. Об отводе места под римско-католическую церковь . С. 612. 825 Георги И.Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. ч. II. Спб. 1794. С. 280. 832 Записки Штелина об императоре Петре Ш. (Дополнение)//ЧОИДР, 1866, кн. 4, декабрь, отд. V. С. 101. 833 Штелин Якоб. Известия о музыке в России//Музыкальное наследство. Сб. материалов по истории музыкальной культуры в России. М. 1935. С. 150–151. 838 ПСЗРИ, т. XVIII. Спб. 1830. С. 832–833. 13.251. Жалованная грамота Санкт-Петербургской римско-католической церкви. 12 февраля 1769 г. 855 Врангель Н., барон. Иностранные художники XVIII столетия в России//Старые годы, 7–9, 1911. С. 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С церковных земель Афонасиа и Кирила да Пречистые Богородицы на троецких крестьянех (Л. 831) городка Радунежска на Куземке Иванове да на Ивашке Исаеве оброку рубль три алтына две деньги. Церковь Дмитрея Селунского в селе Рахманцове на погосте. Дани трицать алтын, десятильничих и заезда семь денег, по наказу гривна. И мая в 28 день те деньги взято. Платил подьячей Андрей Шахов. Церковь Трех святителей в селе Драчеве на погосте. Дани двацать семь алтын, заезда десять денег, по наказу гривна. И мая в 28 день те деньги взято. Платил подьячей Андрей Шахов. Церковь Андрея Стратилата в селе Тушине. (Л. 831 об.) Дани рубль семнатцать алтын три деньги, по наказу гривна. И мая в 28 день те деньги взято. Платил подьячей Андрей Шахов. Церковь Двунадесять апостолов под монастырем в Служне слободе. Дани рубль десять алтын, десятильничих восмь денег, по наказу гривна. И мая в 28 день те деньги взято. Платил подьячей Андрей Шахов. Церковь Пречистые Богородицы в Подсосенье. Дани рубль двацать три алтына з деньгою, десятильничих гривна. И мая в 28 день те деньги взято. Платил подьячей Андрей Шахов. Церковь Происхождения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в селе Вороно (Л. 832) ве. Дани три алтына две деньги, десятильничих гривна. И мая в 28 день те деньги взято. Платил подьячей Андрей Шахов. Церковь Николы Чюдотворца в селе Жечалове. Дани рубль девять денег, десятильничих и заезда три алтына две деньги. И мая в 28 день те деньги взято. Платил подьячей Андрей Шахов. Церковь Стретение Господне да в пределе Покрова Святеи Богородицы в селе Звягине у пруда. Дани шесть алтын три деньги, десятильничих и заезда гривна. И мая в 28 день те деньги взято. Платил подьячей Андрей Шахов. Церковь Покрова Святеи Богородицы да в пределе (Л. 832 об.) Сергия, Радунежского чюдотворца, в селе Нахабине. Дани семнатцать алтын две деньги, десятильничих и заезда три алтына две деньги. И мая в 28 день те деньги взято. Платил подьячей Андрей Шахов.   Вохна Церковь Рожество Пречистые Богородицы на Уполозе на погосте. Дани рубль дватцать восмь алтын, намесничих два алтына, заезда алтын, по наказу гривна. И мая в 28 день те деньги взято. Платил подьячей Андрей Шахов.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

В IV в. некоторые христиане загорелись желанием вступить в состязание с классической поэзией. Поэтическое творчество Григория Богослова насчитывает около 18 000 стихов 189 . Достаточно рано были переведены на греческий произведения Ефрема Сирина († 373); а тот, кого называли Ефрем Грек (хотя и не все приписываемые ему произведения принадлежали его перу), стал источником вдохновения для творцов различных восточных литургий 190 . В VI в. Роман Сладкопевец († ок. 560) считался классиком литургической поэзии. Ему принадлежит около тысячи гимнов, большая часть которых содержит по 24 строфы, написанных тоническим размером со свободным ритмом 191 . Дьякон Георгий Писидийский (первая пол. VII в.) писал трехдольным ямбом 192 . Автором покаянного «Великого Канона», состоящего из 250 строф, был св. Андрей Критский († 740) 193 . Следуя его примеру, Козьма Иерусалимский (еп. Маюмский) и его названный брат Иоанн Дамаскин составили ряд канонов и самогласных песнопений 194 . Существует достаточно много византийских гимнографических произведений, прославляющих Христа и святых, которые составлялись с целью наставления христианского народа как монахами, священниками, так и мирянами в форме стихотворных проповедей (мемр, метрических проповедей. – Прим. пер.). Назовем лишь несколько имен: Козьма Маюмский († 760), Иосиф Студит († 832), брат Феодора Студита , много молитвословий которого можно найти в Триоди Постной, сборнике великопостных служб 195 ; Иосиф Фессалоникийский († 832), Феофан Начертанный († 845), Мефодий, патриарх Константинопольский († 847) 196 , Иосиф Песнописец († 886) 197 , Митрофан Смирнский († ок. 900) 198 , император Лев VI († 912) 199 , Иоанн Кириот (Геометр, X в.) 200 , св. Иоанн Маврон (митр. Евхаитский – Прим. пер.) (XI в.) 201 . Следует отметить, что религиозная поэзия получила развитие также и среди греко-византийских монахов в Италии 202 . Формы гимнологии византийского обряда 203 Самым характерным жанром христианской гимнологии византийского обряда является канон (κανν), соединение библейских песен – од (δα, песни), являющихся основой канона, используемого в богослужении. Начиная с VII в., благодаря сирийскому влиянию, в библейские стихи стали вводиться и поэтические тексты. Очень скоро они заполнили все пространство, и оды, за исключением Песни Богородицы, стали петься довольно редко.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

9 . Слово 9. Защитительное, по рукоположении св. Григория Богослова во епис копа Сасимского, говоренное им отцу своему Григорию, в присутствии Василия Великого . С. 289–294. [T. I. С. 189–192.] TLG 2022/22. Apologemicus ad patrem (orat. 9). PG 35, 820–825. 10 . Слово 10. Защитительное, по возвращении св. Григория Богослова из уединения, говоренное им отцу своему и Василию Великому . С. 295–298. [T. I. С. 192–194.] TLG 2022/23. In seipsum ad patrem et Basilium magnum (orat. 10). PG 35, 828–832. 11 . Слово 11. Говоренное брату Василия Великого , св. Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову , по рукоположении во епископа. С. 299–306. [T. I. С. 194–199.] TLG 2022/24. Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11). PG 35, 832–841. 12 . Слово 12. Говоренное отцу, когда поручил ему попечение о Назианской церкви. С. 307–313. [T. I. С. 199–202.] TLG 2022/25. Ad patrem (orat. 12). PG 35, 844–849. 13 . Слово 13. Произнесенное при рукоположении Евлалия во епископа Доарского. С. 314–317. [T. I. С. 202–204.] TLG 2022/26. In consecratione Eulalii Doarensium episcopi (orat. 13). PG 35, 852–856. ТВОРЕНИЯ СВ. ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА ЧАСТЬ 2 ТСО 2. Кн. 3. 14 . Слово 14. О любви к бедным. С. 1–46. [T. I. С. 204–231.] TLG 2022/27. De pauperum amore (orat. 14). PG 35, 857–909. 15 . Слово 15. Говоренное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби после того, как град опустошил поля. С. 47–69. [T. I. С. 231–244.] TLG 2022/28. In patrem tacentem (orat. 15). PG 35, 912–933. 16 . Слово 16. В память святых мучеников Маккавеев. С. 70–86. [T. I. С. 244–254.] TLG 2022/29. In Machabaeorum laudem (orat. 16). PG 35, 933–964. 17 . Слово 17. Говоренное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику. С. 87–99. [Т. I. С. 254–261.] TLG 2022/30. Ad cives Nazianzenos (orat. 17). PG 35, 964–981. 18 . Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступительное слово. С. 100– —287— 146 . [T. I. С. 261–289.] TLG 2022/31. Funebris oratio in patrem (orat. 18). PG 35. 985–1044.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В доказательство мы представим возможные хронологические даты по обеим житиям. По Феофану По Иоанну 799–800 Рождение Иосифа. 785  Рождение. 815  Переселение в Пелопоннес и уход в Солунь, пострижение в монашество 15 лет. 800–801 Переселение в Пелопоннес и т. д. 816–827 Монашеские подвиги. 801–812 Idem. 827  Иосиф – иеромонах. 812–813 Иосиф – иеромонах и опять подвиги. 827–832 Приход Григория Декаполита в Солунь, возвращение с Иосифом в Константинополь, жизнь в затворе у церкви священномученика Анти­пы. 832  Иконоборческое движение при Фе­о­филе; выступление Преп. Гри­гория, посольство Иосифа в Рим и Критская тюрьма. 815  Idem, при Льве Армянине. 842  Прекращение Критского заточения по смерти Феофила. 821  Idem, по смерти Льва Армянина (25 Дек. 820 г.). 842–847 Жизнь с Иоанном, учеником преп. Григория. 821–826 Idem. 826–831 Idem. 852  Свой монастырь и получение пес­но­творческого дара. 832  Idem. Невозможно, самое гонение… 857  Сближение с патр. Игнатием и изгнание при Варде в Херсон. 832  2-е изгнание при Феофиле за иконопочитание. 867  Возвращение в Константинополь при Василии Македонянине (вероятно, с Игнатием). 833  Возвращение «немного спустя», т. е. по изгнании. Совершенно невозможно, так как тогда было самое ужасное гонение, продол­жавшееся до 842 г. Но биограф вносит новую путаницу: Иосиф возвратился немного спустя по изгнании, «когда скиптры были даны Православным Царям». След., изгнание должно падать прибли­зительно на 841 г., но это проти­воречит рассказу, где представ­ляется начало гонения, т. е. 832 г. 867–883 Иосиф – скевофилакс. 833  (или 842) По возвращении Иосиф-скевофилакс при Игнатии. Но это уже не может быть поставлено в непосредственную связь с возвра­щением Иосифа после второго изг­нания при Феофиле. 883 апр. 3 Смерть. 883  Idem. На основе этих двух житий строится вся синаксарная литература о преподобном Иосифе, причем большинство синаксарей, особенно древних, как мы уже указывали, базируется на Феофановом житии, до буквального почти заимствования из него; в более же поздних иногда присоединяются запутывающие дополнения из пространного жития. Отчего в синаксарях нередки анахронизмы? Типичным примером может служить синаксарь, приводимый у Migne в CV томе Греческой серии на С. 390. Здесь, например, сказано о преподобном Иосифе: «и много подвизаясь в православной вере за иконы, он был изгнан в Херсон, при нечестивом армянине (болландисты поправляют – imo Θεολου), от известного Варды осужденный, славно его обличавший и т. д.». Здесь, очевидно, спутаны оба источника: указывается и изгнание при Варде, обличение и (следуя поправке болландистов) при Феофиле за иконопочитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда, по показаниям православных, православное духовенство с прихожанами без ключа отперли церковь: по заявлениям же некоторых из униатов, «православные, вооруживншсь секирами, выломали» двери, а затем как православные прихожане, так и духовенство издевались над униатами: показывали кулаки через окошки, разбивая их оными, а одии из духовенства, обратясь «з… ю» к народу, склонился, указывая униатскому народу, и говорил: «сюда теперь молитесь, вот ваш бог». После этого и произошла свалка 869 . Таким образом, печальная нищанская история была вызвана, с одной стороны, интригами униатского священника и помещика, недоброжелательно отнесшихся к единению с православными в богослужении, с другой, нетактичностью и грубостью православных 870 . Чтобы разобраться в этом деле и предупредить возможность повторения подобных случаев, пр.Василию надо было поспешить в епархию. Вернувшись в Полоцк в начале апреля, пр.Василий поспешил разобраться с нищанским и томсинским 871 делами. Виновники были строго наказаны: все они были отрешены от мест и вызваны для вразумления к кафедре, а свящ.Сосно заточен в Вербиловский монастырь. Вслед за тем, для предупреждения подобных случаев в будущем, было объявлено белорусскому униатскому духовенству, чтобы униатские священники обязательно присутствовали при совершении православными в их церквях очередных богослужений, прихожанам же своим внушали, что от допущения православных священников к такому служению не может произойти для них никакого стеснения, что униатские церкви по-прежнему останутся в греко-униатском ведомстве и что допущение поочередного богослужения делается по обоюдному согласию и на том основании, что церкви православные и греко-униатские не имеют никакого различия в обрядах 872 . Приводимые пр.Василием в защиту совместных служений аргументы едва ли могли убедить униатов, а тем более, фанатичных униатских священников, но решительность, проявленная им в расправе с виновными в нищанском и томсинском беспорядках, сильно помогла делу. Совместные служения униатских и православных священников, а также служения одних православных – для своих прихожан в униатских церквях после этого начали понемногу прививаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Они обратились к Людовику Германскому, отстаивая свои права. Падение Ростислава после восстания его племянника Святополка облегчило реализацию их замыслов. Как только Мефодий достиг Паннонии, он был арестован и осужден Собором под председательством архиепископа Зальцбургского как посягнувший на чужую юрисдикцию. Как преступник он был заключен в монастырь Черного Леса 28 . Два с половиной года он находился в заключении и лишь в мае 873 г. был освобожден и восстановлен в своем достоинстве по ходатайству нового Папы Uoahha VIII (872–882) к Людовику Германскому и баварским епископам 29 . Но совершение богослужения по-славянски было категорически запрещено, на местном языке была дозволена лишь проповедь . Ввиду этого Мефодий возвратился в Моравию, но очень скоро моравский князь Святополк обвинил его в том, что он продолжал пользоваться славянским языком. Мефодию пришлось снова ехать в Рим для дачи объяснений и убеждения тамошних деятелей в правильности своего поведения. Иоанн VIII придерживался снисходительной тактики, но использование славянского языка было окончательно запрещено его преемниками. Несмотря на свои первые маневры, Рим остановился на единственной позиции по языку. В 885 г. Мефодий скончался в Моравии в обстановке противодействия и интриг. Его преемником по желанию Святополка стал фанатичный противник Мефодия епископ города Нитры Викинг, родом из германской Швабии. Он приложил все усилия, чтобы уничтожить следы деятельности византийских миссионеров. Все последующие годы был строго запрещен славянский язык в Божественной литургии, было добавлено Filioque в Символ веры и было отстранено все, связанное с Мефодием и Кириллом. Их главные ученики были арестованы или выдворены из Моравии, а другие проданы в рабство. В главах XI и XIII жития свт. Климента с ужасающими подробностями рассказывается о преследованиях, которые претерпели около 200 учеников Мефодия: «Одних бесчеловечно избивали, у других разграбляли жилища, смешивая с нечестием корыстолюбие, третьих нагими волочили по колючкам, и все это – со стариками, переступившими за Давидовы пределы возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

что вполне сочувствуя, как делу чрезвычайно важному, этому собору, от которого ожидали вовсе не того, что он дал на самом деле, Новгородцы не хотели стоять за деньгами и по отношению к благому общецерковному начинанию желали показать себя деятельными помощниками. Если бы великий князь был против путешествия митрополита на собор, то и архиепископ новгородский не мог бы иметь охоты явиться деятельным его – митрополита помощником в этом случае: а это даёт знать и служит свидетельством, что дело должно быть представляемо не так. Пробыв в Новгороде неделю, Исидор приехал в Псков в Николин день (6 Декабря). Встреченный Псковичами на рубеже их области и въехав в их город с такой же торжественностью, как в Тверь и Новгород, митрополит прожил у них очень долгое время – семь недель. Его пребывание в Пскове ознаменовалось чрезвычайно важным деянием с его собственной стороны. Он изъял Псков с его областью из-под ведения архиепископа новгородского и подчинил его своей собственной власти, поставив в нём своего наместника. И, если верить псковской летописи, то даже взял за себя и все вотчины архиепископа, которые находились в псковской области 871 . Невозможно допустить, чтобы митрополит сделал это без согласия архиепископа новгородского, ибо, во-первых, его поведение по отношению к архиепископу было бы крайне вероломно, а во вторых и главное – архиепископ решительным образом протестовал бы, тогда как ни о каком протесте последнего совершенно ничего не говорят летописи, в том числе и новгородская. Невозможно равным образом допустить и того, чтобы митрополит сделал сейчас указанное без великого князя, ибо это было такое деяние, которое вовсе не принадлежало к единственной компетенции митрополита. Так как Псков в политическом отношении начал решительно тянуть тогда вместо Новгорода к Москве 872 и Псковичи находились в то самое время в немирьи с Новгородцами 873 , то данное митрополиту великим князем дозволение перечислить Псков с его областью из епархии Новгородской в его собственную епархии может быть понимаемо так, что великий князь удовлетворял при этом желании Псковичей, которое вполне совпадало с его собственными политическими видами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Точно неизвестно, когда помер этот писатель. Достоверно только, что он еще жил в папствование Uoahha VIII , который был избран в 872 г. и помер в 882 г.». 255 Некоторые писатели старались утверждать, будто в Риме, в ту же эпоху, было два Анастасия Библиотекаря, чтобы таким образом не навлечь на папского историка обвинений, которые лишают его всякого доверия. Но в пользу этого утверждения не могут привести никакого доказательства и, следовательно, на него надобно смотреть, как на лишенное всякого основания. Факт достоверный, что Анастасий Библиотекарь жил именно в эпоху, на которую мы указали, и что неизвестен другой Анастасий Библиотекарь, за исключением того, который скомпрометировал себя жестокими поступками, упомянутыми в осуждении, изнесенном против него; который в самом Риме был осуждаем неоднократно и который приобрел папское благоволение под условием, делающим этого писателя подозрительным, когда он говорит о противниках Римской Церкви. Против Фотия основываются еще на свидетельстве Никиты Давида Пафлагонянина, автора Жизни Игнатия. Можно даже сказать, что этот писатель есть великий авторитет против патриарха Фотия. Беспристрастие однако обязывается заметить, что Никита увлекается духом партии до принятия пресловутой прибавки в символе Filioque, хотя прибавка эта официально еще не была признана законной даже на Западе. Совокупность его рассказа и рассказа Михаила Синкелла доказывает, что обоих этих писателей надобно включить в число личных врагов Фотия. Но когда дело касается суждения об исторической личности, то надобно ли ссылаться на ее врагов? Так поставивши вопрос, значит решить его. Очевидное и неопровержимое доказательство против этих писателей вытекает из их собственного повествования, когда его сравнивают с повествованием других историков, каковы: Георгий, Кедрин, Зонар и Константин Порфирогенет; ибо первые, вследствие увлекавшей их ненависти, приписывают Фотию преследования, коих объектом был Игнатий; между тем как их исключительно приписывают Варде последние, беспристрастные писатели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010