В раннее средневековье численность и значение папских Л. менялись. В каролингскую эпоху, когда возникло Папское гос-во, заметно возросла дипломатическая активность Папского престола. Так, от понтификата Николая I (858-867) сохранились данные о 12 миссиях Л., от понтификата Адриана II (867-872) - о 15, от понтификата Иоанна VIII (872-882) - о 52 ( Riesenberger. 1967. P. 339, 349). С сер. VIII в. в источниках все чаще для обозначения папских посланников использовалось выражение «легат Апостольского престола», ставшее впоследствии традиционным. Несмотря на регулярные контакты Римских пап с каролингскими правителями, при франк. дворе не возникла постоянная должность папского представителя, подобно апокрисиарию в К-поле. В Х - 1-й пол. XI в., в период кризиса папства, численность и значение папских Л. существенно уменьшились, хотя этот институт и не исчез полностью. Так, в Германию в VIII в. было направлено 36 посольств, в IX в.- 37, в Х в.- лишь 9 (Ibid. P. 358-365). Рост значимости Л. в сер. XI в. был связан с движением за обновление католич. Церкви (см. Григорианская реформа ). Папскими посланниками в этот период были, как правило, кардиналы, в т. ч. виднейшие деятели церковной реформы: Гильдебранд (впосл. папа Григорий VII ), Гумберт , Петр Дамиани и др. Они выступали как полноправные заместители папы Римского, пользовались всеми правами и привилегиями понтифика, могли даже использовать папские инсигнии (впервые это сделал в 1001 г. кард. Фритерик на Соборе саксонских епископов в Пёльде). Л. мог самостоятельно созывать Соборы, смещать епископов, изменять границы диоцезов, накладывать церковные прещения вплоть до отлучения от Церкви. Так, в 1054 г. Л. папы Льва IX в К-поле кард. Гумберт в результате конфликта с патриархом св. Михаилом I Кируларием объявил о его отлучении от Церкви; это событие привело к прекращению церковного общения между Римом и К-полем и разделению Церквей . С кон. XI-XII в. важными аспектами деятельности папских Л. стали пропаганда крестовых походов и сбор средств на их организацию; со 2-й пол. XII в.- борьба с катарами и др. еретиками. Часто Л. принимали участие и в политических событиях, напр. в гражданской войне англ. баронов против кор. Иоанна Безземельного (1199-1216) или в борьбе гвельфов и гиббелинов в Сев. Италии. Деятельность Л. нередко вызывала обвинения со стороны местного духовенства в злоупотреблении властью.

http://pravenc.ru/text/2463343.html

Согласно данным, приведенным в заключении этого труда (Учения им же ведати человеку числа всех лет), написанного в 1136 г., при императоре Иоанне II Комнине и новгородском князе Святославе Ольговиче, Кирику было тогда 26 лет, он был монахом Антониева монастыря и доместиком (начальником хора) церкви Пресвятой Богородицы. Впоследствии Кирик стал иеромонахом и секретарем епископа Нифонта 1131 . К сожалению, издания, критически учитывающего всю рукописную традицию вплоть до списков XVIII в., пока нет 1132 . Издания: Учение им же ведати человеку числа всех лет: Евгений] (Болховитинов) (прим. 872). С. 123–129 (editio princeps по рукоп. из собр. Румянцева, являющейся списком с Соф. 475 ; неполно); (Хавский П.) (прим. 872). С.28–35, 38–40 (улучшенное изд. по рукоп. из собр. Погодина 76); Обнорский С.П., Бархударов С.Г. Хрестоматия по истории древнерусского языка. Μ., Л., 1952. Т.1. С.265–275 (Погод. 76); Симонов Р.А. Кирик Новгородец (прим. 1132). С.98–101 (русск. перев. по Погодинскому списку с учетом двух других рукописей). Кирик высчитывает полное количество месяцев, недель, дней и часов в 6644 годах, протекших с момента сотворения мира; он разъясняет употребление индиктов, солнечного и лунного кругов; некоторые из расчетов Кирика покоятся на ряде суеверных представлений. Для нас важно, что Кирик, как и Георгий Амартол, датирует Рождество Христово 5500 годом, а в целом отводит миру 7000 лет, так что в его время до “конца света” оставалось 356 лет. После перечисления семи Вселенских соборов в качестве важнейших хронологических рубежей Кириком названы перевод Св. Писания на славянский язык и крещение Руси. Тем самым определен как исторический “каркас”, так и эсхатологическая направленность древнерусского летописания – и предшествовавшего, и последующего. 8. Богослужебная гимнография (Dichtung) Если исходить только из формально-литературных критериев, то определить, что такое богослужебная гимнография в собственном смысле, как жанр, будет трудно. В самом деле, формально богослужебная похвала, например, присутствует и в аскетических (Киево-Печерский патерик, слово 11: Феодосий Печерский ) 1133 , и в летописных сочинениях (Повесть временных лет под 1015 г.: Владимир, Борис и Глеб).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в расстоянии только 10 фарсахов от Багдада по Abû-1-Fida), в соседний с Укбарою городок Катраббуль (qrbl= Νικατορπολις?) прибыл «в ночь на шестое воскресенье поста мар Элии», а на следующий день «утром в воскресенье» вступил в Багдад. Чрез несколько дней Авдишо посетил могилу покойного католикоса Савришо III и «келлию» католикосов в Багдаде, а «на другой день, – это была среда первый день тешрина первого», – опять возвратился в свою прежнюю квартиру. 1-е октября 1074 г., день нового года сирийцев (1386 г. селевкидов), действительно, было в среду. Следовательно, в конце сентября Авдишо был уже в Багдаде. – Нареченному католикосу приходилось теперь думать о представлении в «великий диван», al-dîwânu-l-ъazîz u . Но встретились какие-то проволочки, и дело «замедлилось до воскресенья недели св. Моисея, aly al-ad mn sabu mar mušy», когда в церкви св. Фетиона блюститель кафедры епископ Хормизд кашкарский торжественно возгласил эктению «о святом отце нашем мар-Авдишо, епископе-митрополите совском и месопотамском, d-çôb h â, wa-d h -bêt h -nahrîn, избранном от Духа Святого на великое дело патриаршества, и о всех его сослужителях». Спустя несколько дней после этого торжества Авдишо в сопровождении митрополитов и епископов являлся в великий диван, и отдан был приказ о написании подлежащей грамоты о хиротонии нареченного католикоса. – Эта бездна подробностей – я привел только некоторую часть их – не позволяет думать, что Маре плохо знает дело и излагает события хронологически неправильно. Но в 1074 г. пасха – неоспоримо – была 20 апреля, следовательно, первое воскресенье седьмицы (или поста) св. Илии должно было приходиться на 14-е сентября, 6-е воскресенье – на 19-е октября, и потому никакой седьмицы мар-Муше не должно было быть: 26-е октября – 7-е и последнее воскресенье св. Илии, а 2-е ноября – бесспорно, 1-е воскресенье обновления храма. И сургада под 2449 годом селевкидов (этот год в 15-м 532-летнем круге соответствует 1385-му году в 13-м круге) графу «Муше " оставляет незаполненною. – Предполагаю, что в XI в. был обычай – первое воскресенье после 13 сентября считать первым воскресеньем по кресте и – ipso facto, без всяких околичностей, – четвертым воскресеньем св. Илии. По этому счету 1-е воскресенье по кресте в 1074 г. по р. Хр. было 14-го сентября, следовательно, 6-е воскресенье св. Илии 28 сентября: в этот день Авдишо – до 1-го октября – прибыл в Багдад. Воскресенья 12, 19 и 26 октября приходились на «седьмицу мар-Муше». Прибавлю, что единственная подходящая инстанция (Саргис, 54-й католикос, † 21 сент. 872 α, по Мааре, – «в воскресенье второе праздника креста» yum al-ad al- θany mn ъyd al-çlyb) не вносит никакого света в занимающий нас вопрос – по той диковинной случайности, что в 872 г. пасха была 30 марта, а потому 1-е воскресенье праздника креста в этом году и по сургаде приходится на 14-е сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Обращает внимание царившая в Константинополе атмосфера недоверия к такому «собору» и небольшое количество его участников (на первых 8 заседаниях число их не превышало 40; когда после 3-месячного перерыва, прошедшего между 8-м и 9-м заседаниями, работы собора возобновились, участников стало больше, но все же максимальное число их было в 3 раза меньше, чем на соборах 861 и 879 годов). Об отношении восточной стороны к собору красноречиво свидетельствует скандальная история похищения у легатов после 8-го заседания полученных ими с таким трудом «формул удовлетворения». Только после решительных протестов легатов император вернул им их с нескрываемым раздражением. На этом соборе Фотий был «осужден» без суда на 8-м заседании. Константинопольский Свято-Софийский собор 879 года Фактом величайшего значения в истории борьбы православия с нарождающимся римским католицизмом был собор 879 года, многими православными канонистами рассматривающийся как Вселенский. Собору этому предшествовали до крайности обострившиеся взаимоотношения между Римским престолом и патриархом Игнатием, вновь вступившим на Константинопольский престол после государственного переворота в 867 году и устранения Фотия от управления Церковью. Конфликт между патриархом Игнатием и папой Адрианом II из-за церковной юрисдикции на Балканах начался сразу после собора 869–870 годов. Папа стал грозить Игнатию крайними мерами, но не успел привести своих угроз в исполнение, так как в 872 году умер. Преемник его папа Иоанн VIII (872–882) нам известен своим миролюбивым отношением к Востоку, но и при нем, как это ни странно, во взаимоотношениях между Римским престолом и патриархом Игнатием не произошло никаких улучшений. Дело клонилось к новому разрыву. Считаясь с этой возможностью, в 877 году папа направляет в Константинополь своих легатов, епископов Павла и Евгения, чтобы предпринять последнюю попытку воздействия на Игнатия. Когда легаты были в пути, в Рим приходит известие о смерти Игнатия и о возвращении на патриарший престол Фотия, того самого Фотия, который около десяти лет тому назад был объявлен лишенным сана и анафематствован Николаем I, а потом Адрианом II и их соборами и который, в свою очередь, анафематствовал вместе с собором 867 года папу Николая. Это известие, по-видимому, было встречено папой Иоанном с полным удовлетворением. В Риме у Фотия были не только противники, но и друзья. Тотчас же вдогонку за двумя легатами папой был направлен кардинал Петр с особым communitorium – наказом относительно нового положения дел и вступления в общение с Фотием. Папа направил дружественные письма самому Фотию, василевсу, восточным патриархам и увещание тем, кто еще продолжал упорствовать в непризнании Фотия патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Отношения аббата Бертария c Папским престолом осложнялись его критическим восприятием политики Римских пап Адриана II (867-872) и Иоанна VIII (872-882). В 869 г. в М.-К. состоялась встреча папы Адриана II с имп. Энгельбергой и кор. Лотарем II, к-рый пытался аннулировать брак с кор. Теутбергой. Папа Адриан II в отличие от своего предшественника Николая I благожелательно отнесся к просьбе Лотаря II, хотя, по-видимому, и не дал требуемого разрешения. Аббат Бертарий обвинил понтифика в потворстве греховным намерениям мирских правителей. Впосл. папа Иоанн VIII указал аббату, что тот не имеет права критиковать папские решения (MGH. Epp. T. 7. P. 273-274; Italia Pontificia. 1935. P. 125-126). В Капуе после кончины Ландульфа II, который одновременно был графом и епископом, вспыхнул конфликт между законно избранным еп. Ландульфом и его соперником Ланденульфом, ставленником нового капуанского графа. Бертарий высказался в поддержку законного епископа, но папа Иоанн VIII, не желая ссориться с графом, вынес компромиссное решение и разделил еп-ство между претендентами. Это вызвало негодование аббата ( Erchempertus. Historia Langobardorum Beneventanorum. 47//MGH. Scr. Lang. P. 254-255; Chronica monasterii Casinensis. I 41; см.: Cilento N. Capua e Montecassino nel IX sec.//Montecassino. 1987. P. 357). В письме имп. Людовику II понтифик жаловался на вызывающее поведение аббата Бертария (MGH. Epp. T. 7. P. 287-288; Italia Pontificia. 1935. P. 126). Однако впосл. папа Иоанн VIII и Бертарий объединили усилия, чтобы организовать коалицию южноиталийских правителей для борьбы с сарацинами. Понтифик даровал М.-К. привилегию, включавшую полный иммунитет от епископской юрисдикции для аббатства, зависимых от него мон-рей и церквей, к-рые были приняты в непосредственное подчинение Папскому престолу, а также подтверждение неприкосновенности монастырских владений (22 мая 882 - Italia Pontificia. 1935. P. 126; Cuozzo, Martin. 1991. P. 169-172; ср.: Chronica monasterii Casinensis. I 33). Эта привилегия неоднократно подтверждалась преемниками Иоанна VIII между 899 и 1038 гг. (Italia Pontificia. 1935. P. 127-134).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Однако торжество Фотия было недолгим. Еще в 866 г. в результате заговора был убит его покровитель, кесарь Варда, а в сентябре 867 г. та же участь постигла императора Михаила III. Их убийца, неграмотный крестьянин из Македонии, сделавший головокружительную карьеру от конюха до императора, взошел на престол как Василий I (867–886). Спеша заручиться поддержкой популярного в народе Игнатия и авторитетного римского престола, новый император организовал низложение Фотия и направил в Рим посольство, торжественно разорвавшее перед папой Адрианом II (867–872) акты «Фотиева собора» (Николай к этому времени уже скончался). Окончательное примирение с Римом состоялось в 869–870 гг. на Константинопольском соборе, который в католической традиции признается как VIII Вселенский. Собор осудил Фотия и дезавуировал все его деяния. Торжество Рима было омрачено неблагоприятным для него решением болгарского вопроса. Болгария была признана областью действия греческой традиции, и туда был направлен архиепископ из Константинополя с правами широкой автономии. Опала Фотия была недолгой. Уже через несколько лет он был возвращен из ссылки и сделан воспитателем царских детей. Фотий примирился с патриархом Игнатием и после его кончины вновь взошел на патриарший престол (877). Папа Иоанн VIII (872–882) согласился признать Фотия на условии предоставления Риму политических уступок (прежде всего, в болгарском вопросе). На новом Константинопольском соборе, заседавшем в храме св. Софии в 879–880 гг. в присутствии папских легатов и представителей восточных патриархов (на основании чего некоторые греческие богословы предлагают считать его Вселенским), Фотий, с которого были сняты все обвинения, был признан законным патриархом Константинопольским. Однако никаких изменений в «болгарском вопросе» не произошло, и папе ничего не оставалось делать, как примириться с этим фактом. В конце IX – начале X в., с распадом державы Каролингов и развитием политической дестабилизации в Италии, Римская церковь погрузилась в один из самых мрачный периодов своей истории. Однако ни скандальный «трупный собор» 897 г., ни чехарда на папском престоле (за 30 лет с 882 по 911 г. сменилось 16 пап), ни даже разгул «порнократии» в первой половине X в. (когда делами Рима заправляли знатные дамы сомнительной репутации) не подточили авторитет Рима настолько, чтобы помешать византийскому императору Льву VI Мудрому (886–912) признать папу верховным арбитром в церковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обвинительные материалы 1195 против папы рассылались не только но всему Западу, но были посланы и на Восток, и патриарх Фотий решил воспользоваться эгими документами 1196 несмотря на то, что к 867 г. конфликт между папой и германскими епископами был давно улажен 1197 . На Константинопольском соборе 867 г. было рассмотрено дело папы Николая по обвинению западных клириков, в результате чего папа был анафематстъован. С точки зрения канонического права разбор дела папы не только в его отсутствие, но даже без его извещения делал это осуждение совершенно незаконным. После осуждения папы византийский император Михаил III и Фотий сразу же направили письмо западному императору Людовику II, в котором они просили силой сместигь папу Николая с престола 1198 . Однако вместо этого спустя несколько дней после собора 867 г. сам патриарх Фотий был смещен новым императором Василием Македонянином и отправлен в ссылку. На патриарший престол был возвращен Игнатий, а послы, которые везли Людовику II документы собора 867 г., были возвращены с половины пути. Вместо них в Рим были направлены другие послы с просьбой прислать в Константинополь папских легатов для водворения мира в Восточной Церкви. Папа Николай умер в ноябре 867 г., видимо так никогда и не узнав о своем мимолетном осуждении и о немедленном восстановлении своего имени в диптихах Константинополя в течение бурного 867 г. Папа Адриан II (867–872 гг.) прислал легатов, и в 869 г. Константинопольский собор отменил решения соборов 859 и 861 гг., вынесенные против патриарха Игнатия, а также сжег акты собора 867 г. Фотий и его сторонники были анафематствованы. Однако в скором времени Фотий вернулся из ссылки и примирился с патриархом Игнатием. После смерти последнего Фотий, по желанию императора, снова занял патриарший престол и немедленно приступил к торжественной реабилитации своей прежней деятельност и. Созванный Фотием огромный собор 879–880 гг., куда были приглашены и легаты от Римского папы Uoahha VIII (872–882 гг.), признал Фотия совершенно правым во всем, отменил и осудил все решения, когда-либо принятые против него 1199 , и анафематствовал всех его непримиримых противников 1200 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Por una parte, los llamados apóstoles de los eslavos, los hermanos san Cirilo y san Metodio , fueron a evangelizar Moravia, a petición del príncipe Rostislav, deseoso de abrazar el cristianismo. Frente a las presiones germánicas de Occidente, cuyos obispados vecinos (Salzburgo, Passau, etc.) pretendían evangelizar de acuerdo con la Iglesia latina, el príncipe moravo se volvió hacia Constantinopla; y los hermanos Cirilo y Metodio, enviados por el patriarca Focio el año 862, empezaron su magna obra, creando el alfabeto glagolítico y traduciendo al antiguo eslavo la Biblia y los libros litúrgicos. Dicha evangelización encontró enormes dificultades por parte de los vecinos latinos, que acusaron de herejía a Cirilo y Metodio, quienes tuvieron que defenderse ante los papas Adriano II (867–872) y Juan VIII (872–878). Cirilo murió en Roma (869), mientras que Metodio volvió a Moravia, donde murió el 885. Sus discípulos tuvieron que huir hacia Bulgaria, mientras los obispos latinos introducían el rito latino en Bohemia (el 973 fue creado el obispado de Praga). En Bulgaria, el príncipe Boris (852–889), después de fluctuaciones entre Bizancio y Roma, se dirigió al emperador bizantino Miguel III y él y su pueblo recibieron el bautismo (864) según el rito bizantino. Posteriormente los búlgaros recibieron a los discípulos de Cirilo y Metodio, huidos de Moravia. Pronto el príncipe Boris pretendió un reino y una Iglesia autocéfala, pero quedó bajo la jurisdicción de Constantinopla. Por el mismo tiempo Servia se convertía masivamente al cristianismo bajo Basilio I el Macedonio (867–886) y vivió, más aún que Bulgaria, los vaivenes y las disputas entre bizantinos y latinos, pero quedó bajo la órbita de Constantinopla. Aquí importa, para ver la evolución de la Iglesia Ortodoxa en general y sus relaciones con Roma, constatar cómo este forcejeo entre ambas sedes por llevar el evangelio tenía lugar tanto bajo el patriarcado de Ignacio como de Focio. No era cuestión de las personas, sino de los dos patriarcados principales de la cristiandad, Roma y Constantinopla. Pero en estas disputas se sacaron a relucir, criticándolas, algunas prácticas y costumbres propias de cada Iglesia, que nada tenían que ver con la fe. Así, por ejemplo, los latinos recriminaban a los bizantinos el que no ayunaran en sábado, que no usasen pan ázimo para la Eucaristía, se burlaban de sus barbas y les echaban en cara que los sacerdotes estuvieran casados. Los bizantinos reprochaban a los latinos que quisieran introducir en las tierras eslavas costumbres contrarias a las propias de siempre de la tradición bizantina.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Церковь Собор Пречистые Богородицы в Галицком уезде в Костромской десятине в Корежской волости в Шушкодоме. Дани пятнатцать алтын з деньгою, десятильничих и заезда (Л. 872) четыре алтына, навъезд гривна. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот. Церковь Воскресения Христова в Галицком уезде в Костромской десятине в Корежской волости. Дани двенатцать алтын пять денег, десятильничих пять алтын четыре деньги, навъезд десять алтын, заезда четыре деньги. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот. Церковь святаго пророка Илии в Галицком уезде в Корежской волости. Дани десять алтын четыре деньги, десятильничих два алтына, заезда два алтына, навъезд два алтына ж. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот. (Л. 872 об.) Церковь Живоначальные Троицы на реке на Вексе в Корежской волости. Дани семь алтын две деньги, десятильничих шесть денег, заезда четыре деньги, навъезд десять алтын. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот. Церковь Николы Чюдотворца в Ликурской волости на речке на Десне. Дани шесть алтын, десятильничих полпяты деньги, заезда две деньги, навъезд гривна. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп Федот. Церковь Благовещения Пречистые Богородицы в Корежской волости. Дани четырнатцать алтын пять денег, десятильничих восмь денег, заезда пять денег, навъезд пять алтын. И июня в 17 день те деньги взято. Платил староста поп   © Устинова И. А., 2016 РГАДА, ф. 235 (Патриарший Казенный приказ), оп. 2, д. 13. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 26. Монастырь во имя святых Флора и Лавра Фрололаврский на Галичском озере близ устья реки Челстны, упоминается с начала XVI в., в XVIII в. преобразован в домовый синодальный, в 1764 г. упразднен. На нижнем колонтитуле в правом углу буквенное обозначение числа 7. Далее в рукописи одно слово написано неразборчиво. В рукописи ошибка: речь идет о Троице-Варнавинском мужском монастыре (Варнавинский район Нижегородской области). Монастырь был основан в 1-й половине XV в. прп. Варнавой Ветлужским ( † 1445 г.). Упразднен в 1764 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

Нильский И. Новые издания по расколу//Христианское чтение. СПб., 1864. Ч. 3. No 12. С. 459–461. П. Б. Еще о Лукьянове//Русский архив. 1864. No 7–8. Стб. 872. Киевские школьники в начале XVIII столетия//Духовная беседа. 1865. No 41 (9 октября). С. 288. Максимович Михаил. Письмо к П.И. Бартеневу о путешествии в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова//День: Еженедельная газета, издаваемая И. Аксаковым. 1865. No 33 (25 сентября). С. 795–796. Милорадович Г. Еще о Лукьянове//Русский архив на 1864 год. М., 1866. С. 871–872. Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшаго правительствующаго Синода (1542–1721). СПб., 1868. Т. 1. Стб. 178–179, 184–185, 395–396, 398, 585. Максимович М.А. Собрание сочинений. Киев, 1876. Т. 1. С. 537–538. Геннади Г.Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях. Берлин, 1880. Т. 2 (Ж-М). С. 262. Лилеев М.И. Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской духовной семинарии. СПб., 1880. С. 178–182 (No 150). Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы. СПб., 1884. Кн. 1 (862–1720). С. 245. Азбучный указатель имен русских деятелей для русского биографического словаря. СПб., 1887. Ч. 1. (А-Л). С. 501 [Сборник РИО. Т. 60]. Пыпин А.Н. История русской этнографии. СПб., 1890. Т. 1. С. 87; СПб., 1891. Т. 2. С. 177, 324. Потебня A.A. Этимологические заметки//Живая старина. СПб., 1891. Вып. 3. С. 127–128. Леонид (Кавелин) . Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа A.C. Уварова. М., 1894. Ч. 3. С. 325–326 (No 1757, 1758, 1759). Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье ХП-ХШ вв. Киев, 1895. Вып. 1. С. 83, 211, 213, 233–234, 239–241, 244–256, 260, 268. Лилеев М.И. К вопросу об авторе «Путешествия во Святую землю» 1701–1703 гг. московском священнике Иоанне Лукьянове, или старце Леонтии//Чтения в историческом обществе Нестора-летописца. 1895. Т. 9. Отд. 2. С. 25 1 [Отд. отт. – Киев, 1894]. Лобода А.М. Русский героический эпос. Киев, 1896. С. 16, 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010