868. Сиир ( Σηερ), гора земли Едома, где жиль Исав в Гевалине, названная от Исава; он весь густо порос волосами, а Сиир переводится: волосатый; писание говорит, что обитавшие в этой местности перед Исавом Хоррей звался Сииром; его умертвил Ходорлогомор; о Сиире упоминает и Исаия в видении на Идумею. 868. Сеир (Seir), гора в земле Едома, где жил Исав в стране Гебалене; так как Исав был волосат и взъерошен, тогора получила название Сеир, т. е. волосатая. В этой местности прежде жил Хоррей, которого умертвил Ходорлагомор. О горе Сеир упоминает и Исаия в видении на Идумею. 869. Сиира ( Σειηρ), и его взял Иисус. 869. Сеира (Seira), и его взял Иисус. 870. Сило ( Σηλ), колена Ефремова; тут в древности оставался кивот до времени Самуила; приблизительно на 12 милиариев в Акраваттине. Силом (ЕЛб) назывался и один из сыновей патриарха Иуды. 870. Село (Selo), в колене Ефремове, где оставался кивот завета и скиния Господня до времен Самуила; он находится на десятом милиарии от Неаполя в области Акрабиттене. Мы читаем, что и сын патриарха Иуды назывался Селон (Selon). 871. Сидон ( Σιδν), известный город Финикии; в древности он был северным пределом Хананеев, впоследствии Иудеи, после того, как и она сделалась уделом Израиля; он достался, колену Асирову, но оно не изгнало оттуда иноплеменников, говорит писание. 871. Сидон (Sidon), известный город Финикии, прежде северный предел Хананеев, а потом области Иудейской; он достался в жребий кольну Асирову, но оно им не овладело, потому что не могло изгнать врагов. 872. Сикелаг ( Σικελγ), его Анхус дал Давиду; колена Иудина или Симеонова, в Дароме. 872. Сикелег (Siceleg), его Ахис, царь иноплеменников, дал для жительства Давиду; находится в Дароме, в жребии Иуды или Симеона. 873. Син ( Σν), пустыня, тянущаяся между Красным морем и пустынею Сина ( Σιν); (Израильтяне) вышли из Сина в Рафидине, а оттуда в пустыню Сина, возле горы Синая, где Моисей воспринял законодательство; эту пустыню еврейское писание зовет пустыней Кадис ( τς Κδης), но не 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Субботин Н. И. проф. Мысли и заметки по вопросам о расколе. М. Чельцов. Стр. 575–577. “Можно ли воевать?” С присоединением статьи Л. Н. Толстого о приближении конца войны. А. Ф. Стр. 577–578. 1) Май Протоколы Миссионерских Комитетов Екатеринославской епархии о собеседованиях с местными сектами. Издание Екатеринославского Епархиального Миссионерского Комитета. Н. Булгакова. Стр. 735–738. Страстная Великая седьмица. Евангельская история и богослужения каждого ее дня. Прот. А. И. Никольского. П. С–в. Стр. 738–739. В. Георгиевский . Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Свящ. Аркадий Виноградов. Стр. 739. Июнь О присяге. Сост. А. Завьялов. Н. Булгаков. Стр. 869–872. Свящ. М. Лисицын . Обзор духовно-музыкальной литературы. – Христианское воспитание в семье и школе. Н. Стр. 872–873. 10. Миссионерский Вестник Новогодние приветствия Царю и пожелания Его Величества России.– Приезд Их Императорских Величеств в Петербург.– Важнейшие события в церковной жизни в 1900 г. Еще о духоборах в Канаде. К юбилейному Иннокентиевскому торжеству.– Миссионерские новости.– Поразительное изуверство скопцов.– Жертва в пользу православных китайцев Пекинской миссии. Январь, стр. 141–150. Архипастури-миссионеры (с портретом Назария, еп. Нижегородского).– Сорокалетие со дня освобождения крестьян и участие русского духовенства в этом историческим событии. В. Птицын.– Православное миссионерское общество в 1899 г.– Присоединение к православию.– Конгресс истории религий.– Миссионерство приходского пастыря.– О церковно-приходских братствах.– Как беседуют беспоповщинские отче. Ответы редакции. Февраль, стр. 283–294. Новый епископ-миссионер.– Переход в православие.– Обряды востока.– Волчья мораль.– Счет раскольничьего иерея за служение литургии. Письмо в редакцию. Как организовать снабжение храмов Божиих чистым лампадным маслом. Март, стр. 447–454. Назначение нового министра народного просвещения.– К толстовскому вопросу.– Письмо графини С. А. Толстой к митрополиту Антонию.–Ответ митрополита Антония.– Знаменательное письмо. Самарские архипастыри в их отношении к миссионерству (с портретами епископа Самарского Гурия и викарного епископа Тихона).– О смутных событиях и прочие миссионерские вести. Апрель, стр. 582–598.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Николай I (Великий) (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) 4-й период: эпоха униженного состояния папства (конец IX – середина XI вв.). Мартин II (Марин) (882–864) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Стефан VI (VII) (896–897) Бонифаций VI (896) Роман (897) Теодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор I (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (929–931) Иоанн XI(931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Мартин III (Марин II) (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V (964) Иоанн XIII (965–972) Бенедикт VI (973–974) Бонифаций VII (антипапа) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII (антипапа) (повторно) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI (антипапа) (997–998) Сильвестр II(999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI (антипапа) (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032¬1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI(1045–1046) 5-й период: эпоха величайшего могущества папства (середина XI-XIII вв.) Климент II (1046–1047) Бенедикт IX (в третий раз) (1047–1048) Дамас II (1048) Лев IX(1049–1054) Виктор II (1055–1057) Стефан IX (X) (1057–1058) Бенедикт X (антипапа) (1058–1059) Николай II (1059–1061) Александр II (1061–1073) Гонорий II (антипапа) (1061–1072) Григорий VII (1073–1085) Климент III (антипапа) (1080–1100) Виктор III (1086–1087) Урбан II(1088–1099) Пасхалий II (1099–1118) Теодор (Джибер) (антипапа) (1100–1102) Альберт (антипапа) (1102) Сильвестр IV (антипапа) (1105–1111) Геласий II (1118–1119) Григорий VIII (антипапа) (1118–1121) Каликст II (1119–1124) Гонорий III (IV) (1124–1130) Целестин II (антипапа) (1124) Иннокентий II (1130–1143) Анаклет II (антипапа) (1130–1138) Виктор IV (Григорий) (антипапа) (1138) Целестин II (1143–1144)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свт. Маркелл Вологодский. Икона. 2005 г. (Преображенский собор Соловецкого мон-ря) М. часто делал вклады в вологодские мон-ри. Напр., в завещании его преемника архиеп. Симона упомянуты «понагия золотая в ней образ вырезан на кости Воплощение... что взята из Корнильева монастыря, а дача была Маркела архиепископа... да книга в десть Никонская чиновная, взята из Корнильева ж монастыря, а дал ея Маркел же архиепископ» (АЮБДР. Т. 3. Стб. 184. 319). В РНБ в собрании бывш. б-ки Соловецкого мон-ря хранятся 6 книг с владельческими записями М. Сохранилось 2 завещания М. Первое было написано в нояб. 1661 г., почти за полтора года до смерти, «часа ради смертного» (Вологодские ЕВ. 1865. 22. Ч. неофиц. С. 865-872). В «Изустной росписи» имущества М. перечислены его иконы, книги, деньги, «рухлядь». Мн. вещи М. завещал соловецкому старцу Иосифу, иером. Александру, своим приказным людям, позаботился о вдове и дочери некоего Ивана Свищева. Дал указание сделать большие вклады келейными деньгами в Соловецкий и Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужской монастырь . Основную же часть «рухляди» М. наказывал «продать, а деньги роздать нищим», «денги мои келейные достальные серебряные, что за вкладами и за росходом в остатке будут, роздать все нищим же на погребенье, и в тюрмы, и в богаделни» (Там же. С. 872). За неделю до смерти, 15 марта 1663 г., М. призвал к себе близких людей духовного и светского звания и «приказал все в кельях пересмотреть налицо». Было составлено 2-е завещание М., при этом основные распоряжения остались прежними. Незадолго до смерти М. послал гонца к царю за разрешением принять схиму. Дозволение было получено уже после кончины святителя, к-рый 19 марта, за 3 дня до смерти, принял схиму. Отпевание М. 2 мая 1663 г. совершил Ростовский митр. Иона, после чего тело было переправлено на судне в Соловецкий мон-рь (очевидно, погребение в этой обители соответствовало предсмертной воле М.). По сообщению соловецкого архим. Варфоломея, они с братией 5 июня 1663 г. «вышед встретили на морской пристани и принесли в соборную церковь и надгробная над ним совершили и погребли в часовне, где опочивает чудотворец Герман. А от преставления его до того времени, как ныне привезен к нам в монастырь одиннадцать недель, а тело его ничим же рушимо и лице светло, дух же исходит от тела его добровонен» (Там же. С. 873).

http://pravenc.ru/text/2562284.html

В 872 г. монах Лазарь из окружения св. Мефодия сообщил новому папе римскому Иоанну VIII (872–882 гг.) о неправедном суде над Мефодием и о его заключении. Немцы убили Лазаря за это. Два с половиной года Римская Церковь пренебрегала расправой над Мефодием. Вполне возможно, что учреждение Моравской Архиепископии Вселенской Патриархией и Византийской империей подстегнуло Римскую Церковь вспомнить о Мефодии. Римский папа Иоанн VIII занялся делом св. Мефодия. В 873 г. он возложил Епископу Павлу Анконскому рассмотреть дело Мефодия, содействовать его освобождению и отправить его в Моравию, а на мучителей св. Мефодия римский папа наложил запрещение в богослужении, пригрозив им церковным судом. Вмешательством папы Uoahha VIII св. Мефодий вышел на свободу в 873 г. и сразу же отправился в Моравию, так как немецкие Епископы грозили Блатненскому князю Коцелю расправой, если он примет Мефодия, и таким образом Мефодий был воспрепятствован занять свою паннонскую кафедру. А в 873 г. из Моравии было изгнано все немецкое духовенство. Моравский же князь Святополк желал, чтобы Мефодий установился в Моравии и настоятельно просил римского папу о назначении св. Мефодия и в Моравии в качестве Архиепископа. Папа удовлетворил его просьбу и св. Мефодий на законном основании обосновался в Моравии. В 873/4 гг. немцы свергли князя Коцеля с престола и Блатненское (Паннонское) княжество прекратило свое существование. Выйдя на свободу, в Моравии св. Мефодий самозабвенно предался грандиозной деятельности. При князе Святополке Моравия значительно расширилась территориально, что открывало перед св. Мефодием широкое поле для деятельности. Он миссионерствовал среди чехов, крестил чешского князя Боривоя (874 г.), обратил в христианство Южную Польшу (Вислянское княжество), работал среди венгерских племен и полабских славян, его миссионеры доходили до берегов Балтийского моря, где сохранились материальные свидетельства его миссионерской деятельности (старословенский православный христианский храм в островной крепости Гросс Роден, близ гор. Штернберга, округ Шверин, раскопки 1976 г.). Возможно, что объектом его миссионерства были немецкие племена, имея ввиду, что среди его соратников были и немцы (A. В. Назаренко, Сб. Византийские очерки, СПб, 2001). Все это было совершено за неполных одиннадцать лет, при далеко не упроченных отношениях как со Вселенской Патриархией, так и с Римской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заметим, что мир наступает при том, что святой Фотий составил подробное догматическое осуждение Filioque, и именно августиновского его понимания. Свидетельств же о догматическом разборе Filioque на соборе у нас нет. Мейендорф указывает на то, что в конце IX века августиновское богословие было всё ещё второстепенным для Запада. Он ссылается на Анастасия Библиотекаря, которого характеризует как основного закулисного деятеля папской политики при папах Николае I (862–867), Адриане II (867–872) и Иоанне VIII (872–882). Комментируя письмо святого Максима Исповедника к Марину, Анастасий пишет: «Мы не говорим, что Сын – причина или начало Святого Духа, [...] но зная о единстве сущности Отца и Сына думаем, что Он исходит как от Отца, так и от Сына: но мы разумеем послание, не исхождение» 87 . Отец Иоанн Романидис развивает данную точку зрения. Его основной тезис в том, что спор о Filioque никогда «не был конфликтом между патриархатами старого и нового Рима, а был конфликтом между франками и всеми римлянами, как на Западе, так и на Востоке» 88 . Конечно, когда разгорелся конфликт, франки уже давно захватили Рим, но при этом, напоминает автор, римляне твёрдо удерживали папство в рамках римской нации. Такая историческая перспектива позволяет интерпретировать Filioque как часть усилий франков удержать в своей власти уже захваченную ими часть римской нации и империи и захватить остальную. «Внутри этих рамок Августин, в западно-римской области, был включён в общее римское богословие. В восточной же римской области Августин был просто неизвестен» 89 . Следует отметить, пишет Романидис, что франкская богословская традиция знает только блаженного Августина . По мере же ознакомления с другими отцами она подчиняет их авторитету его категорий, вплоть до того, что даже догматы трактуются лишь в августиновском понимании. В частности, считает он, до начала второго тысячелетия Рим отвергал Filioque. Автор подтверждает свою точку зрения ссылкой на позиции папы Льва III и Анастасия Библиотекаря.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/fili...

Кроме того, ввиду централизации власти в лице папы, Николай I установил, чтобы каждый вновь поставленный архиепископ при получении от папы паллиума давал клятву и подписку в верности апостольскому престолу и беспрекословном повиновении папе. Следующий папа, Адриан II (867–872 гг.), действовал в пользу папских интересов не так удачно, как Николай. Неудачи, между прочим, происходили оттого, что папа изъявил претензии быть судьею государей не только в духовных, но и политических делах. Так, когда по смерти Лотаря Карл Лысый овладел его землями помимо законного наследника, императора Людовика II, Адриан потребовал, чтобы Карл возвратил лотарингские земли Людовику, и в противном случае угрожал своей церковной властью, от лотарингских же епископов требовал прекратить с Карлом общение. Но папы никто не слушал, ни Карл, ни епископы. Гинкмар же Реймсский в письме к папе дал понять, что как король, так и вельможи не потерпят вмешательства папы в их политические дела. Тот же Гинкмар, по случаю низложения им на соборе одного епископа (так же, как при Николае), отказал Адриану в праве рассматривать вновь дело в Риме, а не на местном соборе – и Адриан должен был уступить. Преемник Адриана Иоанн VIII (872–882 гг.) замечателен тем, что по стечению благоприятных обстоятельств положил начало тому порядку вещей, по которому императорская корона стала раздаваться папами. Карл Лысый, незаконно присвоивший себе императорское достоинство (875 г.), нуждался в признании этого достоинства со стороны Церкви. Папа Иоанн VIII, короновав Карла, признал его законным императором, но в то же время воспользовался этим случаем, чтобы заявить, что получение императорского достоинства зависит единственно от апостольского престола. Карл не протестовал против этого, и действительно, с этого времени на Западе утверждается представление, что папа есть источник власти императорской. Пользуясь расположением Карла Лысого, Иоанн VIII успел и со своей стороны сделать несколько постановлений, направленных против вмешательства светских владетелей в дела Церкви, например, чтобы никто из герцогов и князей не назначал епископов, не судил их и не налагал на них и на их Церкви податей, – хотя эти постановления оставались только на бумаге. После Uoahha VIII папство, вовлеченное в разные политические комбинации, быстро склонилось к падению. Папский престол поступил в распоряжение светских владетелей и политических партий и замещался по большей части людьми недостойными. Безнравственность и разного рода преступления составляли принадлежность очень многих пап. Папская власть, находившаяся в руках таких людей, если не потеряла своего значения в идее, на практике потеряла очень много, сравнительно с прежними временами. Неустройства на папском престоле продолжались целых полтора столетия, до самой половины XI века. Глава V. Богослужение, церковное благочиние и христианская жизнь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-й пол. IX в. характер папских биографий изменился. По мнению большинства исследователей, в создании жизнеописаний Николая I (858-867) и Адриана II (867-872) принимали участие опытные авторы, способные составить подробное и последовательное повествование, напоминающее агиографические сочинения. Возможно, автором биографии Николая I или по крайней мере ее части был Анастасий Библиотекарь ( Vogel. 1975. P. 110). Др. исследователи приписывали биографии Николая I и Адриана II рим. агиографу Иоанну Иммониду (Иоанну Диакону) ( Bougard F. Composition...//Liber. 2009. P. 132-133). По мнению К. Херберса, в создании биографии Адриана II принимали участие оба автора ( Herbers K. Agir et écrire: Les actes des papes du IXe siècle et le Liber pontificalis//Ibid. P. 117). В биографии Адриана II описаны только первые 3 года понтификата (изложение прерывается на 870 г.). При Иоанне VIII (872-882) составление папских жизнеописаний прекратилось. Это могло быть вызвано ухудшением обстановки как в Италии (политическая нестабильность, междоусобицы правителей), так и в самом Риме, где обострилась борьба за власть между группировками, состоявшими из чиновников папской курии и представителей знати (см. Формоз , папа Римский). В 3 рукописях сохранилась неполная биография папы Стефана V (VI) (885-891), в к-рой описываются события 885-886 гг. Текст содержит лакуны и обрывается на середине фразы. Рукописи и издания В изданиях Дюшена и Моммзена учтено не менее 70 рукописей L. P. (описание см.: LP. T. 1. P. CLXIV-CCIII; Gesta. 1898. P. LXIX-CI), к-рые исследователи распределили по 3 «классам» (подробнее см.: LP. T. 1. P. CCVII-CCXXX; Gesta. 1898. P. CX-CXXXV). Несмотря на то что Дюшен и Моммзен работали независимо друг от друга, их наблюдения относительно рукописной традиции L. P. в основном совпадают. Древнейшая известная рукопись L. P. была создана в 90-х гг. VII в. в аббатстве Боббио; от нее сохранились 8 сильно поврежденных листов, текст обрывается на биографии Анастасия II (Neap. IV A 8. Fol.

http://pravenc.ru/text/2463643.html

Маркиан или Mapk II 143–153. Келадион 153–167. Агриппин 167–179. Иулиан 179–189. Димитрий 189–231. Геракл 231–246. Св. Дионисий 246–265. Максим 265–282. Феона 282–300. Св. Петр I 300–311. Ахилла 311–312. Александр 312–326. Св. Афанасий 326–373. Современные ему епископы арианские: Пист. Григорий 341–349. Григорий 355–361. Петр II правосл. 373–380. Лукий арианин 373–378. Тимофей I 380–385. Феофил 385–412. Св. Кирилл I 412–444. Диоскор монофизит 444–451. Св. Протерий 451–457. Тимофей Элур монофизит 457–477. Тимофей II Салофакиол 460–482. Петр Монг монофизит 477–490. Иоанн Талайя 482. С 483 по 539 год александрийская церковь оставалась без православного патриарха. Яковитские патриархи и монофизиты: Афанасий II 490–496. Иоанн I Мела 497–507. Иоанн II Никиот 507–516. Диоскор II 516–518. Тимофей II 518–536. Феодосий 536–538. Православные: Павел 539–542. Зоил, после монофизит 542–551. Алоллинарий 551–507. Иоанн I 568–577. Св. Евлогий 579–607. Феодор 607–609. Св. Иоанн II Милостивый 609–620. Георгий 621–630. Кир монофелит 630–640. Петр монофелит 640–654. С 654 по 727 г. церковь оставалась без патриарха. Косма 727. † после 767. Полициан † 801. Евстафий 801–805. Христофор 805–836. Софроний I 836–859. Михаил I или Хаил 859– 872 Михайл II 872–903. Христодул 906–933. Евтихий 933–940. Софроний II. Исаак. Иов. Илия ок. 964–976. Арсений до 1015. Феофил или Георгий в 1019. Леонтий. Адвксандр ок. 1059. Иоанн III. Савва в конце XI в. Феодосий в конце XI в. Кирилл II. Евлогий II 1118. Сафроний III 1166. Афтер. Илия 1180. Марк в 1195. Николай I 1210–1223. Григорий I ок. 1230–1243. Николай II 1243–1276. Афанасий III 1276–1308. Григорий II после 1308. Григорий III ок. 1354. Нифонт 1367. Mapk III . Николай III. Григорий IV. Филофей 1439 и 1450. Афанасий. Mapk IV . Филофей 1523. Григорий V. Иоаким 1529–1506. Сильвестр 1566–1590. Мелетий Пигас 1590–1601. Кирилл Лукарис 1602–1621. Герасим I Спарталиот 1621–1636. Митрофан Критопул 1636–1638. Николай, иначе Никифор Кляронзан 1638–1643. Иоанникий 1643–1653 и после.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

10 Впоследствии и именно в XIII в. Болгарии и действительно удалось получить своего патриарха и притом на основании аналогическом с тем, по которому епископ Византии получил титул патриарха, – именно в силу родственного и политического союза, заключенного между Никейским императором Иоанном Ватацем и болгарским царем Асаном: «чтобы еще более возблагодарить Асана за родство и дружбу, по императорскому и соборному определению, архиерей Терновский, подчиненный Константинопольскому патриарху, сделан был автокефальным и провозглашен патриархом» Acropol. Annal. с. 33, по русскому переводу, стр. 60. Таким образом, желание и надежда первого болгарского князя иметь самостоятельного патриарха во главе своей церкви хотя и не скоро, но исполнилось. 11 Так, например, Николай I вмешался в бракоразводное дело короля Лотарингсного Лотаря, Адриан II (867–872) в дело о Лотарингском наследстве, открывшемся по смерти Лопаря в 867 г., Иоанн VIII (872–882) в дело о передаче императорской короны по смерти Людовика II в 876 г. и пр. 12 Что патриарх Фотий смотрел на свою кафедру, как на центральную во всей вселенской церкви и имеющую право на представительство этой церкви, это доказывается следующими словами его Окружного послания: «Сей царствующий град (Константинополь), как бы с некоего возвышенного и заоблачного места испускает источники православия и изливает потоки благочестия, орошающие всю вселенную, напаяя, подобно рекам души местных жителей, иссушенные догматами нечестия... (σελ. 167). Далее перечисляются народы, признающие за Константинополем это значение и уже напоенные им чистыми водами истинной веры и благочестия (армяне, болгары, русские и пр.). А что папа Николай I смотрел на свою кафедру как на центральную в церкви с тем же значением представительства истинной веры и церкви, это доказывается между прочим следующими словами из 3-го письма его к императору Михаилу III: «преимущества апостольского (Римского) престола ведут свое начало от Бога, а не от соборов, и в силу их мы должны иметь попечение о всех церквах Божиих... Римский престол произносит суд над всею церковью, а сам не может быть судим никем». Epistola 8 s. Nicolai I apud Labbeum, t. VIII. р. 293 sq.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010