Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРМЕНГАРДА Ворота и надвратная капелла арх. Михаила мон-ря Фрауенкимзе. 60-е гг. IX в. Ворота и надвратная капелла арх. Михаила мон-ря Фрауенкимзе. 60-е гг. IX в. [лат. Irmgart, Irmingart, Irmengardis; нем. Irminhart, Irmengard] (832 или 833 - 16.07. 866), блж. (пам. зап. 16 июля), дочь восточнофранк. кор. Людовика II Немецкого. Считается, что И. была настоятельницей мон-рей Бухау (на оз. Федерзе) и Фрауэнкимзе. Из-за практически полного отсутствия источников сведения о ее жизни и деятельности крайне скудны. И. была 3-м (после Карломана и Хильдегарды) ребенком кор. Людовика II Немецкого и Эммы Баварской. Исходя из того что родители венчались в 827 г., исследователи полагают, что И. род. в 832 или 833 г., вероятно, в Регенсбурге, где находилась постоянная королевская резиденция. Эта датировка подтверждается сведениями из некролога Санкт-Галленского мон-ря, где сообщается, что она умерла в возрасте 34 лет, и результатами экспертизы мощей И. Старшая сестра И. Хильдегарда была настоятельницей монастыря Мюнстершварцах, в 856 г. ее преемницей стала их младшая сестра Берта. И. получила в управление мон-ри Бухау и Фрауэнкимзе. Единственным документальным свидетельством деятельности И. в Бухау является грамота кор. Людовика Немецкого, подтверждавшая обмен между «возлюбленной нашей дочерью» И. (не названа аббатисой) от монастыря Бухау и аббатом монастыря Райхенау Фольквином. Согласно распоряжению короля, к Бухау отходили 4 владения (kilstriones) в Заульгау (ныне Бад-Заульгау) и его окрестностях; Райхенау получал земли близ Хайденхофена. Грамота датирована 28 апр. 857 г. и является одним из древнейших (наряду с пожалованием 819) документов, касавшихся основанного ок. 770 г. мон-ря Бухау. В обители Фрауэнкимзе не сохранилось сведений о том, что И. была аббатисой Бухау (Das Bistum Konstanz. 1994. Bd. 4. S. 217). Не известно ни одного современного событиям письменного свидетельства о пребывании И.

http://pravenc.ru/text/674069.html

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

103 Такая подвижническая жизнь в Константинополе продолжалась довольно долго 104 и была прервана новым возникшим иконоборческим движением. Воцарившийся после Михаила ( 829) сын его Феофил вначале продолжал церковную политику своего отца. Но если последний и мог долго держаться указанного выше направления, то молодой и энергичный сын, может быть и не без влияния своего учителя Иоанна Грамматика, не мог удовлетворяться подобным состоянием индифферентизма и в стремлении к государственным и общественным реформам перешел на путь открытой борьбы против тех, кого он считал противниками своих начинаний и прежде всего против консервативной партии, которая держалась иконопочитания, особенно же против монашествующих как самых ярых представителей консерватизма и усерднейших иконопочитателей. С 832 года имп. Феофил явно становится на путь ограничений и репрессий, сначала слабых, но потом все усиливающихся более и более и наконец обратившихся в самые крутые меры против иконопочитания и иконопочитателей. Монахи-летописцы, хроникеры и авторы разных житий в порыве негодования наделяют Феофила разнообразными эпитетами, 105 представляя его ужасным нечестивцем, прямо извергом рода человеческого, или, судя по аттестации писателя жития Михаила Синкелла, «злейшим из всех до него царствовавших». 106 В интересах правды должно в значительной степени умерить этот понятный монашеский порыв и все-таки признать Феофила действительно сильным иконоборцем, пожалуй, самым сильным в IX веке, но значительно уступающим императорам иконоборцам VIII века. 107 В 832 году Феофил издал эдикт о запрещении иконопочитания. Ближайшим помощником он имел своего учителя Иоанна Грамматика, которого поставил Патриархом. Последний вскоре составил второй иконоборческий собор, повторивший ρο собора 754 года и подтвердивший анафему на иконопочитание и иконопочитателей. Кроме того, император издал приказ об изгнании из городских монастырей всех монахов, твердо стоящих за иконы, запретивши им, равно и пустынникам, под строгим наказанием, входить в города и села. 108 Осужденное высшею и светскою, и церковною властью, иконопочитание теперь подверглось преследованию. Иконы отбирались и уничтожались, почитатели подвергались оскорблениям, лишению чинов и имущества, заключению в тюрьмы и изгнанию; 109 особенно преследовались монашествующие 110 . Тяжелую руку иконоборцев испытали главным образом церкви и монастыри столицы и ближайших окрестностей. 111 Отсюда более всего было изгнанников и беженцев. Много бедствий испытали тогда православные, многие оставили столицу, бежали в западные провинции, на берега Адриатики, на южное побережье Италии и пр., другие скрывались в горах и пещерах. Автор Малого жития не сообщает никаких подробностей этого гонения. 112

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

188 Вот что пишет, например, столь строгий к современным ему инокам Евстафий Фессалоникийский: «к столпу приходят люди не только благородные, но и иного звания, не только благоразумные, но и падшие, словом сказать,– люди всякаго рода и отовсюду. Столпник, по слову апостольскому, должен быть им всем bcя».Eusmamhii Thessal. AdsmylimamquemdamyMigne.P. GR. Т. СХХХ, сар. 63,253. Таким был в свое время столпник Даниил. 192 Vita S. Maximi.Migne.P. G. Т. ХС, 68–110; Acta, S. S. 3 Aug. 97–132; Baronius,an. 657, 24, 28. 193 Об этом намерении Копронима см. VitaS. Stephani junioris.Migne.T. С, 1109, 1112; оФеофиле – Baronius, an. 832, 2. 196 Петра Калабита засекли до смерти в цирке. Theophanes. 432, 15 sqq; св. Мефодию дано было однажды будто бы 700, а в другой раз 600 ударов плетью. Acta S. S. 2 Iun. 963, 964. 197 Theophanes, 472, 22.VitaH. Stephani, 1161 sqq. Игумена Монагрийского Иоанна бросили в мешке в море; Феоктириста с 39 иноками одного монастыря близ Ефеса, после мучений и увечий, раздавили камнями, свергаемыми с высоких скал. Vita S. Stephani, 1165, 1166, Ср.Аста S. S. 8 Oct. 131. Св. Мефодий был сначала заключен в тюрьму, потом заперт в гробнице на целые семь лет и, наконец, брошен в подземелье. Acta S. 8. 2 Iun. 963, 5; 964, 8. Феодор, брат Феофана «творца канонов», скончался в тюрьме. Иосиф Песнописец и Лазарь Иконописец были жестоко мучимы. Baronius an. 835 и 832. Стефан Новый убит на улице ударами камней и палок. Vita S. Stephani. 1176, 1177. О многочисленности мучеников упоминает Феофан Исповедник (Chronographia 445, 9), сам пострадавший за веру: см. Vitae Theophanis, присоединенные к De Boor " овому изданию его «Хронографии» II, 3–30. 204 В добавление к вышеуказанным сочинениям об Аон, см. еще Peyer. Die Haupturkundenfürdie Geschichteder. Athosklöster. Leipzig. 1894. 205 Soltau.Das Fortleben des Heidenthums.Berlin 1906, 55.Ср. Герцберг. ИсторияВизантии. М. 1897, 63 и сл. «Иконоборцы», пишет профессор Лебедев (соч. VI, 147 и сл.), «борясь с монахами и духовенством противной партии, боролись, в лице их, с последними учителями школ, переписчиками книг, почитателями искусства и учености». Наоборот, победа монашества ознаменовалась подъемом и ростом культуры и научной деятельности; там же, стр. 148 и сл. Блестящую картину этой последующей эпохи византийской культуры дает Schlumberger. UnempereurbyzanminauXsiècle. Paris 1890 uL " Epopéebyzanmine.P. 1897 и 1900. „Византия», robopumRambaud, L " EmpiregrècauXsiècle, ConstantinPorphyrogénète. P. 1870, «в это время более, чем когда-либо, была центром литературы и цивилизации».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

студитами. 29 апр. 824 г. И. присутствовал при перенесении тела прп. и исп. Никиты Мидикийского в его мон-рь (BHG, N 1341 - Vita Nicetae Medicii. Сар. 48). После смерти прп. Феодора в 826 г. И. оставался одним из самых авторитетных правосл. исповедников. При имп. Феофиле (829-842) И. был арестован, как утверждает патриарх свт. Мефодий в Житии сщмч. Евфимия Сардского, обвинение заключалось в том, что И., как и Евфимия, регулярно посещали высокопоставленные сановники. Во всяком случае И. подвергся преследованиям еще до возобновления гонений на иконопочитателей в 832/3 г., поскольку он умер в июле 832 г., перед тем «проведя в заключении немалое время» (BHG, N 1756t - Translatio Theodori. Сар. 13). Заметка о смерти И. сохранилась в записи исп. Николая Студита , к-рую он оставил в переписанном им в 835 г. Четвероевангелии (РНБ. Греч. 219, т. н. Четвероевангелии Успенского). Последним местом ссылки И. стала Фессалия. После кончины тело архиепископа бросили в некое «заросшее и влажное место», где через неск. лет его мощи собрали Навкратий и Афанасий (впосл. игумен Саккудийского мон-ря). После восстановления иконопочитания в 843 г. мощи И. и Феодора были доставлены в К-поль и 26 янв. 844 г. торжественно погребены в храме св. Иоанна Предтечи Студийского монастыря рядом с могилой прп. Платона. Антоний, архиеп. Новгородский , побывавший в К-поле в 1200 г., сообщает, что видел раку с мощами И. рядом с ракой прп. Феодора в том же храме «в едином гробе» (Книга Паломник. С. 22). У «Анонима Меркати», также видевшего мощи И. и Феодора Студита в Студийском мон-ре, нет этого уточнения (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 454). Собрание рассказов о постройках в К-поле Patria Constantinopolis отражает предание, согласно к-рому И. и Феодор в годы правления имп. Льва Армянина (813-820) жили при ц. св. Романа и составили множество канонов (Patria CP. Pt. 2. Р. 245). Однако скорее всего речь идет о времени восстания Фомы Славянина (820-823) и правления имп.

http://pravenc.ru/text/578451.html

Пертинакс † 192. Олимпиан † 203. Mapk I † 216. Св. Кириллиан или Кириак † 232. Св. Кастин или Кистин † 240. Тит или Трат, Торат † 276. Дометий или Дометиан † 301. Пров † 313. Патриархи: Св. Митрофан 315–325. Св. Александр 325–340. Св. Павел I 340 скоро изгоняется. Евсевий 340–341. Македоний I 341–360. Павел вторично 347–350. Оба современно или попеременно. Евдоксий 360–370. Св. Евагрий 370 скоро изгоняется. Демофил 370–380. Св. Григррий I 381 сейчас отказывается. Св. Нектарий 381–397. Св. Иоанн I 398–404. Св. Арсакий 404–405. Св. Аттик 406–425. Св. Сисиний I 426–427. Несторий 428–431. Св. Максимиан 431–434. Св. Прокл 434–447. Св. Флавиан I 447–449. Св. Анатолий 449–458. Св. Геннадий 458–471. Акакий 471–489. Франт или Флант, по другим Флавиан II 489–490. Св. Евфимий 490–496. Св. Македоний II 496–511. Тимофей I 511–518. Св. Иоанн Каппадокианин 518–520. Св. Епифаний 520–535. Анфим I 535–536. Св. Мина 536–552. Св. Евтихий 552–565. Св. Иоанн III Схоластик 565–577. Св. Евтихий вторично 577–582. Св. Иоанн IV постик 582–595. Кириак 595–606. Св. Фона I 607–610. Сергий I 610–638. Пирр 639–641. Павел II 641–654. Пирр онять или второй по другим 654–655. Петр 655–666. Св. Фома II 667–669. Св. Иоанн V 669–674. Св. Константин I 674–676. Св. Феодор I 676–678. Св. Георгий I 678–683. Св. Феодор опять 683–686. Павел III 686–693. Св. Каллиник I 693–705. Св. Кир 705–711 или 712. Иоанн VI (по иным святой) 711 или 712–715. Св. Герман I 715–730. Анастасий 730–753. Константин II 754–766. Никита I 766–780. Св. Павел IV 780–784. Св. Тарасий 784–806. Св. Никифор I 806–815. Феодот I Басситер 815–821. Антоний I 821–832. Иоанн VII 832–842. Св. Мефодий 1 842–846. Св. Игнатий 846–857. Св. Фотий. 857–867. Св. Игнатий втор. 867–877. Св. Фотий вторично 877–886. Св. Стефан I 886–893. Св. Антоний II Кавлей 893–895. Св. Николай I 895–906. Евфимий 906–911. Св. Николай втор. 911–925. Св. Стефан II 925–928. Св. Трифон 928–931. Вдовство церкви 931–933. Феофилакт 933–956. Св. Полиевкт 956–970. Василий I 970–974.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Открытие и быстрый рост монастыря возможны во времена свободы Церкви от иконоборческих движений, в эпохи свободного распространения монашеских идей. А такое время наступило в Церкви только после смерти императора Феофила ( 842). Таким образом, мы не можем признать указания Большого жития о выступлении преп. Иосифа на общественную деятельность при императоре Льве Армянине правильным и всецело стоим на почве Малого жития Феофановской редакции, как жития более древнего и как написанного непосредственным учеником преподобного Иосифа Песнописца. Правда, некоторые ученые находят выход: они начальную дату о выступлении на общественную деятельность преподобного Иосифа берут из Большого жития, а возвращение из Критской тюрьмы определяют по Малому: иначе сказать, преподобный Иосиф с Григорием Декаполитом выступили со своею деятельностью при Льве Армянине, а возвратился св. Иосиф с Крита после смерти императора Феофила ( 842), пробывши в тюрьме, таким образом, 27 лет. 66 Нас смущает такое уже слишком продолжительное пребывание преподобного Песнописца в Критской тюрьме, тем более, что в житиях и синаксарных сказаниях нет на эту продолжительность ни малейшего намека. После смерти Льва Армянина, как известно, наступили довольно благоприятные для иконопочитателей времена, по крайней мере не было преследования их, а все заключенные по тюрьмам и находящиеся в ссылке за иконопочитание получили свободу. Это время сравнительного церковного спокойствия падает на царствование Михаила Травла (с 820 г.) и на начало царствования Феофила (с 829 до 832 г.). А с 832 года до 842 опять возобновляется гонение на иконы и иконопочитателей. Следовательно, весь 27-летний период пребывания преподобного Иосифа в тюрьме слагается из 5–6 лет иконоборчества при Льве Армянине; 12 лет спокойствия при Михаиле Травле и Феофиле и 10 лет опять иконоборчества при Феофиле. Между тем, судя по житиям, все время пребывания св. Иосифа в Критской тюрьме было беспрерывным гонением на иконы, без всякого намека на какой-либо перерыв, и преподобный Иосиф извещается небесным вестником о прекращении именно этого тяжелого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2113 Ср.: Theophanes continuatus. – P. 122.16; Продолжатель Феофана. – С. 55–56 (III, 26,28); DolgerF. Regesten der Kaiserurkunden des ostromischen Reiches. Reiche A. Abt.I. Teil l: Regesten von 565–1025. – Munchen; Berlin, 1924. – Между прочим, Херсон имел контакты с этим иконоборчески ориентированным представителем высшей церковной власти Византии, умершим в 843 г., и, следовательно, они приходятся как раз на время организации фемы в Таврике. На это указывает находка моливдовула патриарха ( Соколова И. В. Византийские печати из Херсонеса//Византия и средневековый Крым: АДСВ. – Барнаул, 1992. – С. 195). 2115 См.: Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона. – С. 312 и след.; Науменко В. Византийская фема в Таврике в IX-X вв. (по данным письменных и археологических источников)//Византия и Крым: Междунар. конф.: Тезисы докл. – Симферополь, 1997. – С. 67–68; Науменко В.Е. Общеполитическая ситуация в Северном Причерноморье в IX в .... – С. 59; Науменко В.Е. К вопросу о названии и дате учреждения византийской фемы в Таврике. – С. 690 и след, (там же библиография вопроса). 2116 Grumel И Chronologie des patriarches iconoclastes du IX siecle//Echos d’Orient. – 1935. – T. 19. – P. 164–165; Treadgold W.The Chronological Accurency of the Chronicle ofSymeon the Logothetae for Years 843–845//DOP. – 1979. – – P. 172, 178–179; Treadgold WT. The Byzantine Revival. 780–842. – Stanford, 1988. – P. 297. Ключевым моментом в поиске более правильного решения, видимо, нужно считать то, что во время правления Феофила воскресенье 21 апреля, когда был рукоположен Иоанн Грамматик, приходилось только на 832 г. и 838 г., однако предшественник Иоанна, Антоний I Кассимат умер в 836/837 г. и, значит, 832-й год должен быть отвергнут. 2118 Васильев А.А. Византия и арабы. Ч. 1: Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. Ч. 2: Приложения. – СПб., 1900. – С. 113 и след.; Treadgold W The Byzantine Revival 780–842. – P. 312–313; Boswoth C.E. Al Mu’tasim bi-Llah//Encyclopedie de l’Islam. – 1993. – T. 7. – P. 777–778; Norwich JJ. Byzanz. Auf dem Hohepunkt der Macht 800–1071. – Dusseldorf; Munchen, 1994. – S. 66–69; Treadgold W A History of the Byzantine State... – P. 440–441.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий Великий , О благодарении, PG 31, 217–238. Иоанн Златоуст , PG 50, 773–786; Псевдо-Златоуст, PG 64, 461–466; PG 65, 737–740. Кассиан, Трапеза 9–10, SC 54 (1958), р. 38–97. Псевдо-Макарий, О молитве, PG 34, 853–865; Том. 6, 1–3, col. 517–520. Нил-Евагрий, Трактат о молитве, PG 79, 1165–1200; франц. Добротолюбие, с. 44–55; I. Hausherr, Les leçons d’un contemplatif, Paris 1960. Евсевий Александрийский О благодарении, PG 86, 331–342. Иоанн Лествичник , Лествица райская 28, PG 88, 1129–1148. Иоанн Дамаскин, Священные Сопоставления 7, PG 95, 1436–1456. Каллист Ксанфопулос, Главы о молитве, PG 147, 827–832. Каллист Теликудес, О молитве и внимании, PG 147, 827–832. Симеон Солунский , De sacra precatione, PG 155, 535–670. Феофан Затворник , О молитве и трезвении, Москва, 1889. О молитве «Отче наш» Кирилл Иерусалимский , PG 33, 1117–1124. Григорий Нисский , PG 44, 1119–1195. Иоанн Златоуст , PG 51, 41–48. Максим Исповедник , PG 90, 871–10. Феофан Затворник , О молитве.., cit. Ступени молитвы Никифор, изд. I. Hausherr, La métode d’oraison hésychaste, Or. Chr. IX, 36, Roma 1927; франц. Добротолюбие, с. 206 слл. Исаак Ниневийский , франц. Добротолюбие, с. 107–110. Феофан Затворник , в кн.: T. Spidlik, I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 235 слл. Молитвословие, псалмы Василий Великий , Великое правило 37; Краткое правило .43, 44, 147, 173, 238, 279, 281, 307. Никита Стефат, франц. Добротолюбие, с. 181 слл. Григорий Синаит , Там же, с. 250–255, 261 слл. Агапит Валаамский, в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 59 слл. Сердечная молитва Агапит Валаамский, в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 60–63. Феофан Затворник , в кн.: S. Bolsakov,/mistici russi, Torino, 1962, c. 214 слл. Чистая молитва Симеон Новый Богослов , Катех. 2, SC 96 (1963), с. 270 (лицезреть и пребывать в свете). Исаак Ниневийский , франц. Добротолюбие, с. 105 слл. Elias Ecdicos, Там же, с. 169 слл. Литургическая молитва Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 326–334 (мало лишь присутствовать на богослужениях).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Наш русский исследователь по агиологии Хрисанф Лопарев в своем большом труде «Византийские жития святых VIII-IX вв.», говоря о преподобном Иосифе на основании жития, составленного учеником его Феофаном, склоняется отнести время рождения Иосифа к 813 году. 41 Этот год он получает путем вычитания из 883 (года смерти Преподобного) 70 лет (всего времени жизни Иосифа), так как св. Иосиф, как видно из Феофанова жития, скончался ν πολι αδεσμ κα χρν ν ρον τ νθρωπνη ζω μγα οδε Δαβδ «τ τη μν βδομκοντα» ν ψαλμο μελδν, 42 т. е. в седом почтенном (возрасте) и таком времени, какой предел человеческой жизни знает великий Давид, поя в псалмах: «лет наших седмьдесят» (пс. LXXXIX, 10). К подобному указанию Феофана о возрасте преподобного Песнописца мы должны бы отнестись с полным уважением; Феофан – ученик св. Иосифа и, несомненно, мог лучше всякого другого знать о годах жизни своего учителя. Но верно ли мы понимаем выражение жития о псаломском возрасте? Не есть ли это просто риторическое выражение соответственно словам псалма LXXXIX, 10? Не значит ли оно, что св. Иосиф достиг вообще почтенного возраста, так называемого «псаломского», о котором Псалмопевец говорит: «дние лет наших, в них же седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет и множае их труд и болезнь» (пс. LXXXIX, 10)? Не хотел ли автор жития указать таким образом только меньший предел этого псаломского возраста, нисколько не заботясь о полной точности? Дело в том, что буквальное понимание слов Феофана вызывает некоторые несообразности и недоумения. Положим, что св. Иосиф, согласно некоторым житиям, выступил на общественную деятельность при императоре Феофиле, когда последний уже определенно заявил себя ярым иконоборцем, т. е. в 832 году. В это время преподобный Иосиф был в Константинополе, был иеромонахом и подвизался за иконы против еретиков. Сколько времени он был тут до 832 года, точно неизвестно. Биограф преподобного Иосифа, его ученик Феофан, делает одну характерную заметку. Говоря о совместных аскетических подвигах и других занятиях своего учителя с преподобным Григорием Декаполитом в Константинополе у храма Священномученика Антипы и обобщая все это в двух словах, он замечает: «да скажу кратко о том, что растянуто на протяжении долгого времени».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010