3-я церковь – Пергам (что значит: «высокое укрепление», «возвышение»). Господь говорит этой церкви: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр. 2:13 ). «Пергам» обозначает период христианской церкви с 323 г. Со времени «обращения» Константина Всликого римские императоры начали покровительствовать христианской церкви: высокие должности, оклады и почести стали даваться лицам, обращавшимся в христиапство. Христианская церковь «возвысилась», сделалась государственною церковью (отсюда – название периода «Пергам», т. е. возвышение). Но вместе с тем церковь начала «омирщаться», «портиться». Многие из языческих установлений, обычаев и церемоний были восприняты в христианскую религию, и в числе их языческий «день солнца» (dies solis), т. е. воскресенье, которое и вытеснило собой Божию субботу. Наряду с этим существовали также «верные свидетели», «не отрекшиеся от веры». Так, «верный свидетель» – Антипа – был умерщвлен. Имя Антипа (Antipas), по объяснению адвентистских исследователей, – происходит от двух латинских (sic!) слов: anti (против) и papas (папа). Это имя обозначает тот класс людей, которые восставали против папского владычества. «Пергам» обнимает собой период времени с 323 по 538 г. по Р. X. 4-я церковь – Фиатира («жертва раскаяния или сокрушения»). Название это указывает на состояние детей Божиих в длинный период мрачного и кровавого господства римского папства. Этот период начался с 538 г., когда папы получили верховную власть в церкви и сделались гонителями еретиков, и продолжался до эпохп Реформации (1517 г.). В продолжение этого периода папская власть господствовала над Божиим народом. Свыше 15 миллионов «святых» были замучены Римскою церковью за приверженность к слову Божию. Господь говорит Своей гонимой церкви (Фиатирской): «Знаю твои дела, и любовь и служение, и веру, и терпение твое, н то, что последние дела твои больше первых, но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавелн, называющей себя пророчицей, учпть и вводить в заблуждение рабов Моих» ( Откр. 2:19–20 . «Иезавель»=римская церковь ). В заключение Господь дает следующее обетование своим гонимым чадам; «только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками» (т. е. над «гонителями») ( Откр. 2:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Вела ли Римская церковь брань со святыми Всевышнего и превозмогла ли она их? Миллионы мучеников могли бы подтвердить это. Вальденцы, альбигойцы, гугеноты, Гус, Иоероним подтверждают это и орудия инквизиции дают нам и поныне очевидные этому доказательства. Римские указы проклинали и осуждали к смерти на кострах каждого человека, застигнутого при чтении Библии на его родном языке. Рим, действительно, вел брань со святыми! Ещё и поныне он считает своею обязанностью предавать смерти отступников, следуя жестоким и неопровержимым декретам римских пап. Из всего сказанного ясно, говорят адвентисты, что папа римский – антихрист, предсказанный пророком Даниилом. Спрашивается, как долго продолжится время владычества пап, – реченного антихриста? Сопоставляя 25-й ст. 7-ой главы пророка Даниила с 6 и 14 стихами 12 главы и 5 ст. 14 гл. Откровения, нужно полагать, что время папской власти должно продолжаться 3 1/2 пророческих года, или 42 месяца, т. е. 1260 пророческих дней. Пророческие же дни, согласно 34 ст. 14 гл. Числ и 2–6 ст. 4 гл. Иезекиля, должно считать за годы; следовательно, владычество пап должно продолжаться 1260 лет. Указ римского императора Юстиниана, который вполне установил католическую церковь и дал неограниченную власть римскому епископу над Римом и христианством существует с 533 года по Р. Хр.; однако это предписание не могло войти в силу до изгнания из Рима ост-готов, приверженцев арианского учения; они-то и были последние из трех рогов, которые были исторгнуты, чтобы дать место папству. Изгнание ост-готов из Рима совершилось в 538 г. по Р. Хр. В то время папство получило «престол свой» ( Откр. 13; 2 ), которыми раньше обладали цари: следовательно, с этого года мы должны начать считать эти 1260 лет. В конце этого длинного периода, в продолжение которого Римская церковь притесняла и преследовала святых Всевышнего, совершается суд, и папство лишается своей власти ( Откр. 13; 10 ). Если начнем считать, говорят адвентисты, те 1260 лет с 538 года по Р. Хр., то дойдем до 1798 года, в котором папство получило смертельную рану и римский папа был взят в плен ( Откр. 13; 3, 10 ). Именно в этом году французский генерал Бертье взял Рим, ввел там республиканское управление, взял папу римского в плен, и некоторое время казалось, будто папство упразднено. Смертельная рана, однако, к величайшему удивлению каждого, опять зажила, но прежнее неограниченное владычество папство уже не вернуло себе назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1388 Арх. св. с., д. 1798 г., 538, л. 6–7. Это и нижеследующие сведения о затруднениях при воссоединении мы берем из донесения синоду преемника Афанасия, Анастасия, донесения, которое заключает в себе драгоценные известия о воссоединении в Белоруссии за время 1795–1798 г. 1394 Анастасий, перебирая эти случаи, каждый раз замечает в своем донесении, кончено ли дело или нет. Там же, д. 538. 1396 Там же, а также указ от 3 апреля 1797 г. губернаторам всех западных губерний. Выписки из собрания узаконений, относящихся к управлению духовных дел иностранных исповеданий, изд. 1818 г., стр. 588. 1399 Там же. Униаты, «считая себя подчиненными мне, всячески остерегались делать в присоединенных приходах развращения народу», писал Иов в 1799 г. 1415 Общественную беспомощность православия в Белоруссии чувствовал не один Анастасий. Выражение подобного же чувства мы имеем от лица, стоявшего вне волнений из-за воссоединения униатов, от гарнизонного священника г. Витебска Иоанна Сирохнова, который еще раньше Анастасия скорбел об унижении православия в г. Витебске. Эту скорбь он высказал предшественнику Анастасия, Афанасию, которому писал 17 июля 1797 г. «Истинно приверженный христианин к вере православной греческой, с каким душевным прискорбием должен видеть отправляемое здесь в город Витебск духовенством и разного звания жителями богослужение римской и находящихся с нею в унии церквей! Сообразив, что древний град сей, принадлежащий от веков России, исповедовал всегда веру благочестивую греческую, но по несчастному жребию доставшийся во владение бывшего королевства Польского, разными образами, а особенно наиболее подвизавшийся тогда полоцкий архиепископ униат Иосафат Кунцевич рачительно старался обратить благочестивых в унию с римлянами, но истинную и непорочную веру греческой церкви исповедующие граждане Витебска не только отвергли его усильные старании, но ревнуя ко благочестию, публично в 1623 году лишили его жизни за таковую противную благочестивой церкви проповедь. Сей случай был тогда елеем к погашению пламени, ибо с того времени все без изъятия страхом, насилием и

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В. Кожевников Леонтий [Лебединский], митр. Мои заметки и воспоминания (Автобиографические записки Высокопреосвященнейшего Леонтия, Митрополита Московского)//Богословский вестник 1914. Т. 1. 3. С. 538–560 (3-я пагин.). (Окончание. 1022 ) —538— Назначение мое в Варшаву; путешествие и подготовительная работа в С.-Петербурге по делам воссоединения В начале Ноября 1875 г. из Ливадии приехал в Одессу обер-прокурор Св. Синода граф Д. А. Толстой, и при первом же свидании со мною, сказал: «А мы имеем на вас виды». – «Какие же, граф», – спрашиваю я. «Хотим назначить вас в Варшаву; об этом Государь уже при казал прислать Ему доклад в Ливадию, и я как приеду в Петербург, тотчас сделаем экстренное заседание Св. Синода, и составим доклад». Как громом ошеломило меня это известие; я просто испугался, и выразил желание, чтобы миновала меня эта чаша. «И думать об этом не чего; отказываться нельзя». При дальнейшем разговоре оказалось, что Государь недоволен преосвященным Иоанникием Варшавским за его нерешительность и слабость в управлении, якобы. Поводом к такому заключению послужило письмо Крыжановского, директора 1-й Варшавской Гимназии к одному из священников Седлецкой губернии, в котором между прочим говорит, что по его влиянию и убеждению преосвященным Иоанникием сделаны такие-то и такие распоряжения. Письмо это какими-то судьбами попало в Ливадию к шефу жандармов и доложено Государю. Очевидно оно перехвачено, и как я после в Варшаве узнал это была проделка Галичан. Государь, и —539— прежде недолюбливал Иоанникия, разгневался, и сказал Толстому: найди ты мне архиерея, который самостоятельно управлял бы Епархиею. Толстой указал на меня, – и Государь, знавший меня лично, одобрил указанное. Говорю это на основании слов гр. Толстого. Как бы-то ни было, только очень спешили новым назначением. Обер-Прокурор выехал из Одессы 8-го Ноября, 11-го прибыл в Петербург, и вечером же в покоях митрополита Исидора Св. Синодом положено меня переместить в Варшаву, и преосвященного Иоанникия в Одессу. 16-го Ноября 1875 г. состоялось Высочайшее утверждение в Ливадии. Можно представить состояние моего духа в это время, и потом по получении указа из Св. Синода. Я крайне скорбел об Одессе, где и материальное положение весьма хорошо для архиерея, в ведении которого находится монастырь Бизюковский, и обстановка прекрасная, и общество русское и греческое – полюбившее меня. В буквальном смысле я не раз плакал, представляя трудность нового назначения в Польский край, при особых обстоятельствах воссоединения униатов. Я имел уже некоторое понятие о трудностях и неурядицах еще прежде несколько из писем архиепископа Иоанникия ко мне, когда ни он, ни я никак не воображали, что мы сменим друг друга. Это еще более меня смущало. Я знал, что высокопреосвященный Иоанникий был жертвою интриги, хитро поведенной его недоброжелателями, и мне жаль было старца, с которым мы издавна жили дружно, и вели переписку.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3065 Спустя 145 лет после Беллона, в 1698 году издан был французский перевод книги англичанина Рико о тогдашнем состоянии церкви греческой. В этой книге есть описание и Афона, в котором относительно духовной жизни монахов говорится так: «святогорцы большею частью суть души благочестивые и святые, занятые набожностью и умерщвлением плоти. А так как от избытка сердца глаголют уста, то они всегда беседуют о предметах духовных с особенным благоговением. Посему мы можем не легковерно утверждать, что эти монахи не только добронравны, но и близки к Богу». Еп. Порфирий, цит. соч., 538 стр. 3066 «Все они точно исполняют три обязанности, как три обета своего ордена: строгое воздержание, доводимое до нельзя; молитвенное бдение в церквах в течении многих ночей в году, и недопущение женщин на гору, даже животных не мужеского пола». Еп. Порфирий, цит. соч., 538 стр. 3067 «Описывати нравы и жития иноческая не безбедно есть. Аще убо реку быти всех благих и добродетельных, не соблюдуся от лжи, аще же назову всех злых, впаду в осуждение, аще же паки всех средних сужу быти, не вем что глаголати. Се точию исповедаю, яко всех их познах лучше мене быти». Странствования, стр. 164. 3068 «Афонская гора достойна есть величания, яко самовольным и различным путем мощно тамо всякому жити, широким, узким и средним путем, и зело тесным; яко там Устав церковный, в пении же и чтении, и всякое благочиние общаго и уединеннаго же иноческаго жития совершеннее паче всех иных стран блюдется, и дольшее всех правило творится, и большее, нежели повсюду, странноприятие бывает». Там же, 336 стр. 3072 По крайний мере инструкция игумену монастыря требовала, чтобы доступ к монастырским должностям был свободен только изучившим псалтирь и церковные службы. Соколов, Состояние монашества, 434 стр. 3073 Быть для монаха постоянно на высоте богословской науки способствовали многие благоприятные обстоятельства, среди которых не маловажными были – сосредоточение самого византийского общественного образования по преимуществу в монастырях и при церквах, и книжные богатства библиотек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, опытный Наставник не одобряет обособленное подвижничество по причине явной опасности для инока, от которой часто не избавляют ни прежняя духовная опытность, ни вера в свои силы и свою неуязвимость со стороны духов злобы. К тому же, иноки, живущие изолированно, лишены спасительного послушания, мудрого руководства и благовременной в искушениях помощи (Б:87; 1:101:396–397; 1:117:424). Лишь только в общежительном монастыре, «как бы в некоторой пристани» (2:17:501), по учению святого Отца, возможно проводить истинно монашескую жизнь. Киновия или общежитие по типу каппадокийской киновии святого Василия Великого – вот идеал монастыря, в котором, по воззрению преподобного Феодора, можно удобнее выполнить обеты иночества и проявить всё разнообразие добродетелей. Общежительный порядок представляет требования – избегать личных желаний, не допускать личного усмотрения и своеволия, исповедывать свои поступки; он также требует воздержания, молитв, сокрушения, смирения и других благих дел, а главное – послушания, так как посредством этой добродетели общежитие, по словам преподобного, «охватывает всё и преуспевает во всём» (2:34:538). Общежитие – это «царский путь, который Отцы ставят выше всякого другого пути» (2:46:565). «Конечно, – говорит мудрый Наставник, – велики служащие Богу «в горах, в вертепах и в пропастях земных» ( Евр.11:38 ), а также столпники, затворники и другого рода подвижники. Однако, сам Господь наш Иисус Христос, раздаятель неизреченных благ, сойдя на землю, избрал не пустынное, не столпническое и не другое какое-либо житие, но закон и заповедь послушания ( Ин.6:38, 14:10, 12:49 ; Лк.22:27 ) (2:42:556). Именно поэтому-то общежитие высоко так, что нет ничего выше его (2:81:655), ибо здесь легче, чем в других видах монашества достигается, по мысли преподобного Феодора, спасение и духовное совершенство инока (2:34:538). Даже во время рассеяния братий в период гонений на святые иконы и монашество преподобный настойчиво увещевал иноков держаться вместе, в сообществе с одним, двумя и более братиями, указывая на опасность жительства по отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

516-525 525-535 НИКИТА Григорьевич Алмазов (1874-1937), протодиак., сщмч. (пам. 15 нояб., в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских) 535-537 НИКИТА (Прибытков Николай Григорьевич; 1859 (по др. данным, 1857) - 1857), еп. Белёвский, сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Алтайских святых, в Соборе Тульских святых) 537-538 НИКИТА Андреевич Сухарев (1876-1942), мч. (пам. 21 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 538-539 НИКИТА (XII в.?), св. (пам. 9 сент.), хартуларий (письмоводитель) К-польский, «сокровенный», т. к. его богоугодная жизнь была скрыта от людей 539-540 540-541 541-543 543-545 НИКИТА Никита, митр. Никомидийский (30-е гг. XII в.), участник греко-латинской полемики в Византии 545-547 547-549 549-550 НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман 550-554 554-557 557-558 558-560 НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений 560-563 НИКИТА МИРСИНИОТ Никита Мирсиниот, мирское имя митр. Нила Родосского (рубеж XIV и XV вв.), визант. богослова и полемиста - см. Нил, митр. Родосский НИКИТА СЕИД (2-я пол. XI - нач. XII в.), визант. богослов, автор 2 сочинений против латинян и др. богословских и научных трудов 564-568 НИКИТА СЕРСКИЙ [Агианнанит)] (между 1760 и 1770 - 1808), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице))

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

тоут 1-го года царствования его преемника. Это методическое правило оказалось вполне приложимым и к списку Птолемеев в каноне. Так, напр., Филипп Аридей, преемник Александра в., по канону царствует с 1. тоут 425 г. эры Набонассара, т. е. с 12. ноября 324 г. до р. Хр.; между тем в действительности Александр в. умер вечером 4. фармути 425 г. этой астрономической эры, т. е. 13. июня 323 г. 104 , следовательно 214-й день мнимого царствования своего преемника. Следовательно, система Antedatirung действует и здесь, Errare humanun est. Ученые должны были предположить, что и предшествующие отделы канона (цари персидские и вавилонские) составлены по той же системе Antedatirung; что эта система вероятно изобретена астрономами халдейскими и усвоена и последовательно проведена астрономами александрийскими. Но, по канону, 1-й год царствования Кира начинается с 5. января 538 г., 1-й год Камбиза – с 3. января 529 г. Поэтому до восьмидесятых годов нынешнего столетия всякий методически образованный ученый должен был заключать: Следовательно Кир взял Вавилон после 5. января 538 г., а не в 539 г. Следовательно Кир умер после 3. января 529 г., а не в 530 г. Но клинописные памятники, открытые в последнее 20– летие, воочию показали, что в возникновении системы Antedatirung вавилоняне совсем не повинны. Из вышеприведенной таблички ясно, что заключительное „в лето царствования Нашего первое“ в манифестах Государя Императора Николая II только начиная с 1. января 1895 г. (и понятно – продолжая по 31. декабря 1895 г.) в Вавилоне перевели бы буквально: „ina satti ma?riti sarru-ti-na“ „в год первый царствования Нашего“. Во всех предшествующих Высочайших манифестах начиная с 20 октября вавилонянин должен был бы эту дату заменить условным выражением „ina resi sarru-ti-na“, „в начале царствования Нашего“. Это „начало“, предшествующее „первому году“, хронолог очевидно должен был принимать за исходный пункт, за Null-Jahr. Таким образом арифметическую задачу: „26-й год [с 1. января 1881 г.] царствования Александра II †1-й год [со 2. марта 1881 г.] Александра III ­­ х“ вавилонская система разрешает математически строго и просто: 26† res ­­ 26 † 0­ 26-му году Александра II 105 . Вавилонская система обозначается техническим термином Postdatirung („опоздание сравнительно с историческою датою начала царствования“).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Римское православие торжествовало. Анфим, вынужденный скрываться, был обязан своим спасением лишь неизменному благоволению Феодоры. 1647 Север, принужденный бежать, покинул столицу и отправился искать убежища в пустынях Египта, где немного времени спустя (в феврале 538 г.) окончил свой долгий и многотрудный жизненный путь. 1648 Монах Зоора был сослан во Фракию, в castellum Деркос 1649 , и все остальные, – клирики, монахи и миряне, толпы которых привлекла в Константинополь надежда на победу, – в виду угрожающего преследования, рассеялись в унынии и справедливо тревожась за будущее. 1650 И действительно, с конца 537 года, по энергическому внушению патриарха антиохийского Ефрема и его епископов и при усердном содействии светской власти, возобновилось преследование монофизитов на Востоке. 1651 Снова в Сирии, Месопотамии и Армении монахи, как во времена Юстина, были изгоняемы из монастырей, подвергались преследованию, облаве, вынуждаемые среди зимы спасаться бегством в пустыню, причем, под угрозой смерти, было запрещено принимать беглецов. 1652 Снова остававшиеся верными подвергались арестам, сечению розгами и пыткам; на публичных площадях, – «дело, говорит один современник, которое сами язычники гнушались бы делать», – запылали костры, «откуда запах сожженных тел мучеников, подымаясь в воздухе, печально достигал обоняния верных». 1653 Разрушали столбы столпников; закрывали монастыри. С целью сломить сопротивление и расстроить еретические общины особенно немилосердно относились к тем неутомимым проповедникам, которые с 530 года, не взирая на доносы и угрозы, действительно восстановили монофизитскую церковь на Востоке. 1654 Самым знаменитым из них был Иоанн Телльский, апостольская деятельность которого привлекла более 170.000 человек к Северовой вере 1655 , вследствие чего его особенно ненавидели православные. Он долго и тайно продолжал свое дело пропаганды; однако, в конце концов, он попал в руки Ефрема антиохийского  и «истязатель верных» 1656 , как называли современники этого архиерея, погубил в пытках, доставивших Иоанну среди своих славу мученика, страшного противника, который в течение стольких лет наводил на него ужас (в 538 г.). «И православный народ, говорит летописец Иоанн Азийский, не имея более никого, кто бы ему приносил животворящие тайны, находился в великой печали и тяжелом бедствии». 1657

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Велика в этом роль жены, хозяйки дома. Своим благоразумием, распорядительностью по хозяйству, попечением о детях, заботой о муже она делает свой дом источником добра, мира, счастья, успокоения, восстановления сил. Сюда, в свой «высокий дом» за Москву -реку устремляется каждый вечер Степан Парамонович после дневных забот и переживаний. Образ Алены Дмитриевны восходит к библейскому идеалу добродетельной жены, жены-помощницы для мужа своего, цена которой , по слову премудрого Соломона, « выше жемчуга» (Притч. 30,10). Положение жены как любящего и преданного мужу человека назначено ей самим Богом. «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви,- пишет святой апостол Павел в послании к Ефесянам (5, 22-23). «Поминовение жены мужу в христианстве принимает высший характер, яко такое, которое вытекает из страха Божия и уравнивается с делами Богоугождения, прямо Самому Господу творимыми», - пишет святитель Феофан Затворник в своем толковании послания апостола Павла (7,538). А святой Иоанн Златоуст об этом говорит так: «Сказавши: повинуйтеся, яко Господу - Апостол ... разумеет следующее: ... служите Господу ...» (1,538) . Но чтобы осознать и исполнять своё назначение, жена должна вместить в своё сердце Христа Спасителя и его святые заповеди, воплотить в своей жизни истины Евангелия, украсить свою душу нетленными добродетелями, служить «славою, венцом мужа своего» (Притч. 12,4). Именно такой образ русской женщины удалось создать Лермонтову в своей поэме. О красоте внешней и внутренней. Библейские наставления жене - христианке Уникальность образа Алены Дмитриевны - в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности: На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы... По мнению святых отцов Церкви, внешность человека может одухотворяться внутренним огнем Веры, Надежды, Любви и свидетельствовать о чистоте души, о мирном устроении духа. Алена Дмитриевна, кроткая, целомудренная, благочестивая, действительно, светит людям, « как заря на небе Божием».

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/14/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010