Его жизни постоянно угрожала опасность со стороны евтихиан. «Префект дал ему стражу, и второй патриарх Востока совершал священнодействия под охраною солдат, очень часто среди ариан или язычников» (Ев. II, 5, Liber. XV Thierry 409). Услыхав о волнениях в Палестине, св. Лев предчувствовал, что подобное будет и в Египте. Еще прежде чем дошло какое-либо известие о волнениях в Египте, он спрашивал Юлиана Косского: «Я желаю знать, насколько спокойны египетские монахи, какой они веры, а также о том, что доносится до вас из верных источников о мире Александрийской церкви» (Ер. CXIII, 3). Узнавши о всех вышеизложенных событиях Александрии, св. Лев побуждает Юлиана (Ер. CXVII) ходатайствовать пред императором о том, чтобы «он их усмирил надлежащим образом, чтобы не остались без наказания ни те, чья рука совершила преступления, ни те, которые пользуются их неистовством». Св. Лев просил об этом и самого Маркиана. Он писал ему (Ер. CXXVI 9 янв. 454 г.): «в Египте еще не рассеялся прежний мрак и еще не возблистал свет истины. И так пусть Египет не отягощается заразой нечестивого Диоскора; пусть Господний овцы не любят неблагоразумной страстью как пастыря того, кто был для них, как это они испытали, жесточайшим опустошителем веры и нравов». Но между печальными известиями из Египта были и радостные. Св. Лев получил от Александрийского епископа св. Протерия общительное послание, в котором он показал себя вполне православным (Ер. CXXVII). В ответ на послание св. Протерия, св. Лев писал ему (Ер. CXXIX от 10 марта 454 г.): «Меня обрадовало послание твоей любви». Предстоятелю Александрийской церкви следовало, по нему, послать к апостольской кафедре такое послание для доказательства того, что египтяне под руководством блаженнейшего апостола Петра научены его учеником блаженным Марком тому, чему, как известно, верят римляне. Но так как эта вера не есть вера всеобщая и коварный искуситель старается вселить в неопытные умы заблуждения, противные евангельской истине, то представителям церкви нужно всеми силами стараться об отвращении этой опасности, об отвращении от простых народных душ всякой лжи, прикрашенной некоторым подобием истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

389-390 400-442 390-400 442-454 454-478 478-481 ИУДЕОХРИСТИАНСТВО принятое в науке общее наименование ряда течений и богословских тенденций в раннем христианстве 481-485 485-488 489-498 498-499 499-503 503-509 509-510 ИУЛИАН сщмч., диакон (пам. 3 июня) - см. в ст. Лукиан, Максиан, Иулиан, священномученики, Маркеллин и Сатурнин, мученики 510-511 511-512 512-513 ИУЛИАН мч. Кесарийский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские 513-514 514-515 515-520 520-522 522-527 527-528 ИУЛИАН И КЕСАРИЙ мученики Терракинские (Тарракинские) (пам. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) - см. в ст. Кесарий и Иулиан 533-534 ИУЛИАНИЯ мц. Амисийская (пам. 20 марта) - см. в ст. Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия, мученицы Амисийские ИУЛИАНИЯ († 1406/07), Вяземская, Новоторжская, мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) 534-537 537-540 ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская) 540-543 ИУЛИАНИЯ († кон. XIV-XV), прав. Новгородская, мать блж. Николая Кочанова (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 543-544 ИУЛИАНИЯ (XVII в.?), Сольвычегодская, Ульяновская, прав. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 544-545 ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 545-555 ИУЛИАНИЯ (Соколова Мария Николаевна) (1899 - 1981), монахиня, выдающийся иконописец, педагог, художник-реставратор 555-558 ИУЛИАНИЯ И ЕВПРАКСИЯ преподобные Московские (пам. 3 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/vol/xxviii.html

δελφοτικς brüderlich: - γ AVaz 59,9 (a.1280?); μερς ib. 14.– LexPont, δερφωτικς HL. δελφτροπος brüderlich: AHG X 284,10.– L -ως. δελφοτζικος, Brüderchen, (lieber) Bruder: LampEnth 113. DarPit 70. SchreinChron 649,1. Syrop 318,4; 458,25.– Kr. δελφοφθορα, Schändung der Schwester: ThStudCatM 56 (p.156 MCL). δελφοφθρος die Schwester schändend: θεο LetZos 32,Αε9. Zigab I 48B. Kretika Chronika 2 (1948) 571,39. δελφοφρονω brüderlich denken: Mateos I 62 app. 9. δελφφρονος von brüderlicher Gesinnung: πστις AHG VI 127,196. δελφοφρνως in brüderlicher Gesinnung: Miller: cod. Par. 915,217r (ms. s. XIV, Sermones ascetici). δελφφρων brüderlich gesinnt: AHG II 64,12; X 295,327. MR III 454. δελφζω Bruder (Schwester) sein: NChonOr 156,21. StilbDid 92,55 app. -ω ? ein mönchisches Leben führen: α δελφσασαι die Nonnen: AMess 14,26 (a.1189).– Car -ω. δελφωνυμομαι Bruder genannt werden: KarantDid 145,57. δεμπτεω (lat. adimo, ademptio) wegnehmen: Bas B 1004,13.25; 1115,24. FontMin VIII 69,33; 124,4.– TriantLex. δεμπτων, (lat. ademptio) Wegnehmen: Bas B 1004,15.– TriantLex. δενοειδς drüsenartig: TheophProt 260,3; -δης 122,1.– LS. δεξιτης, Unfähigkeit: JoScyl 129,57 v.l.– KumN, Stam. δεξιομαι unfähig sein: NikMuz 841. δξιος unrecht, schlecht: ν μν κμετε -ιον DelAn I 432,14.– (LS), Kr. δεξως linkisch, ungeschickt: TheophylOp 277,15. Zonar V 46,6.– LS -ος. δεσμος unverbunden, ohne Konjunktion: φρσις PselPoem 8,1090.– (LS). δεστρτης? Gruppe der Ersatzpferde: MaurD III 8,23.28. δστρατον, τ (cf. mlat. addextro, -are) Pferd, das am Zügel geführt wird; Ersatzpferd: CramPar II 113,14. MaurD P 83; I 2,96 etc. LeoProb I 17. σαγμριον LeoTact I 271,2986; 274, 3015. ππρια MülFrag 114,5.– Duc; vgl. δστρατος L. δτως ohne gefesselt zu sein: σκλος ... . δεσμομενον MiChon II 274,15. ohne Konjunktion: PselPoem 8,1092.– LS, L -ος. δεφνδευτος (cf. lat. indefensus) (vor Gericht) nicht verteidigt: Bas B 108,24.30; 151,13. EclBas 316,27; 318,2; 454,11. FontMin III 301,204. διφντευτος Zepos IV 367. id. FontMin I 82,121.– L.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Ист.: Бычков А. Ф. Повесть о убиении царевича кн. Димитрия//ЧОИДР. 1804. Кн. 4. Смесь. С. 1-4; Рукопись Филарета/Изд.: П. А. Муханов. СПб., 1837; Димитрий (Туптало), митр. Жития, страдания и чудеса св. Димитрия царевича. М., 1889; ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 14; Клейн В. К. Угличское следственное дело о смерти царевича Димитрия 15 мая 1591 г. М., 1913. 2 ч. (ЗМИАИ; 25); РИБ. СПб., 1903. Т. 13. (Памятники Смутного времени); Шляков Н. Чудо по молитве св. страстотерпца царевича Димитрия во время моровой язвы 1654 г.//ЦВед. 1894. 20 (отд. отт.: [СПб.], 1894); Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 201-206, 54-59; Эскин Ю. М. , Граля И. «Новины московские»: Два донесения пограничных старост эпохи Бориса Годунова//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 454-478; Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 339-341. Лит.: СИСПРЦ. С. 76-78; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 112-119; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 153-156; Описание о рос. святых. С. 58; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 126-127; Голубинский. Канонизация святых. С. 120-121, 550; 412-413, 418-421 [Рус. прил. 1]; Сергий (Спасский), архиеп. Месяцеслов. Т. 1. С. 349. Примеч. 1; С. 602; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 46-54; Платонов С. Ф. Древнерус. сказания и повести о Смутном времени как исторический источник. СПб., 19132. С. 43, 50-56, 102, 356-362, 368, 439; Рудаков А. А. Развитие легенды о смерти царевича Дмитрия в Угличе//ИЗ. 1941. Кн. 12. С. 254-283; Буганов В. И. , Корецкий В. И. , Станиславский А. Л. «Повесть, како отмсти» - памятник ранней публицистики Смутного времени//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 231-254; Кучкин В. А. Первые издания рус. Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг.//Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 142; Скрынников В. Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1980; Зимин А. А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986; Макарий. История РЦ. Кн. 6. Ч. 1 (по указ.); Солодкин Я. Г. Житие Димитрия Угличского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 338-342 [Библиогр.]; Енин Г. П. Сказание о царстве царя Феодора Иоанновича//Там же. Вып. 3. Ч. 3. С. 451-454.

http://pravenc.ru/text/178207.html

Афанасий (Вечерко), обн. архиепископ 308, 498, 532, 679 Афанасий (Егоров), архимандрит Афанасий Александрийский 153, 1017 Афинагор, Вселенский Патриарх 565 Б. П., авт. соч. 195 Бакланов, царицынский городской голова 180 Беззаботкин, осуждённый по петроградскому процессу 251 Белавин (Беллавин) Василий Иванович см. Тихон, патриарх Московский и всея России Белинский В. Г., русский литературный критик, публицист 150, 211, 265, 395, 446, 522. 539 Белков Евгений Христофорович, обн. протоиерей, епископ СЦВ 68, 79, 110, 163, 164, 166, 206, 209, 212, 215, 224, 231, 232, 249, 252, 253, 285, 293, 334, 335, 982–983 Белков Христофор А., бывш. петроградский протоиерей 161–163, 165, 166, 228,983 Белогорский Б., авт. соч. 74 Белоликов Василий Захарович, проф. 361, 362, 402, 454 Беляев Александр , петроградский протоиерей 280 Бердников Илья Степанович , проф.-канонист 174, 185, 186, 1003 Бердяев Николай Александрович , русский религиозный философ 99 Березин Т., обн. священник Троицкой церкви г. Астрахани 245 Берия Лаврентий Павлович, нарком Внутренних дел СССР 60, 61 Бертелэ Поль, авт. соч. 122 Битин Михаил, обн. священник Ставропольской епархии 522 Благодатов, петроградский протоиерей 340 Блейк, епископ методисткой церкви 454 Блинов Петр Федорович, протоиерей см. Петр (Блинов), обн. митрополит Блэк, методический епископ 77 Бобринский Владимир Алексеевич, граф, член Собора 1917–1918 гг. 192 Богатов, мирянин Ульяновской епархии 433 Боголюбский, обн. протоиерей, член ВЦУ 285 Богомолов Африкан, обн. священник Оренбургской епархии 299 Богословский Гр., протоиерей 496 Богоявленский Леонид Константинович, протоиерей, осужденный по петрофадскому процессу 250, 251, 253 Боккачио Джованни, итальянский писатель 164 Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич, советский партийный и государственный деятель, автор соч. 5, 224 Борис (Лентовский), бывш. обн. епископ 249, 308, 679–680 Борис (Морозов), иеродиакон, иеромонах 602 Борис (Букин), епископ григ. 87, 466 Борис, блг. кн. 545 Борис, бывший епископ Можайский см. Борис (Рукин), епископ Можайский

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

445-448 ИОНА (Василевский Иоанн Семенович; 1763-1849), митр. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузинского Экзархата РПЦ 448-453 ИОНА (Гедеванишвили Иоане) (1737-1821), митр. Руисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата 453-454 454-455 ИОНА (Гоголь-Богушевич Иван Петрович; † 1602), еп. Пинский и Туровский (Западнорусская митрополия) 455-456 456-457 457-458 458-459 459-460 460-463 ИОНА (Покровский Владимир Ильич; 1888-1925), св. Русской Православной Церкви за границей (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ 463-465 465-466 466-467 ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г. 467-471 471-474 474-475 ИОНА мон-рь, в средние века центр монастырской конгрегации; находится на о-ве Айона в архипелаге Внутренние Гебриды (у зап. берега Шотландии) 475-485 485-486 ИОНА III (Протасович-Островский Иван; † 1577), митр. Киевский и Галицкий (Западнорусская митрополия) 486-488 ИОНА ГАРБИС († апр. 1635), прмч. (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в Соборе Патмосских святых), мон. 488-489 ИОНА И НЕКТАРИЙ (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович; † между 1563 и 1576), преподобные , Казанские (пам. в 1-ю субботу после 4 окт.) 489-490 490-492 ИОНА КУРНОСЫЙ († после 1780), старообрядческий деятель, настоятель скита на Керженце, писатель и историограф ИОНА ОДЕССКИЙ (Иона Моисеевич Атаманский; 1855-1924), св. (пам. 17 мая и в Соборе Одесских святых), прот. 492-493 ИОНА СОЛОВЕЦКИЙ (1561 - после 1621), мон. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, книжник-каллиграф 493-496 496-497 497-498 ИОНАФАН (Елецких Анатолий Иванович; род. 1949), митр. Тульчинский и Брацлавский, рус. духовный композитор, поэт, переводчик богослужебных текстов 498-500 500-502 502-507 507-508 508-509 509-511 ИОРДАН Федор Иванович (1800-1883), гравер и рисовальщик, мастер резцовой репродукционной гравюры на металле 511-512 512-519 519-538 ИОРЕСТ (ок. 1600 - ок. 1657), митр. Трансильванский, исп. (пам. румын. 24 апр.; пам. серб. 24 мая)

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

Это были владения вначале великого князя московского Василия II (1415–1462). Затем они наследственно отошли к старшему сыну – Борису Васильевичу Волоцкому (1449–1494), после кончины которого эта территория волжского правобережья закрепилась за его младшим сыном Иваном Борисовичем. Позже земли недолго принадлежали великому князю Ивану III (1440–1505), а потом и его сыну Дмитрию Ивановичу Жилке (1481–1521). И со второй четверти XVI века они вновь закрепляются за царским верхом: Василия III (1479–1533), затем за Иваном IV (Иван Грозный, 1530–1584) с. 4]. Церковь Воскресенье Христово (на 1588 г.) была деревянной на каменном фундаменте, ветхая. Ей были выделены пашни и луга для покоса c. 85]. Одним из первых представителей ржевского рода духовенства Воскресенских был, как ранее сказано, Федор, служивший дьячком в этом храме. Его сын Петр (? – около 1810),тоже имел должность дьячка при Воскресенском храме, здесь же на погосте Чернейка. С женой Анной Ивановной (1743-после 1799) они вырастили 4 сыновей и 2 дочерей. Сыновья служили в этой церкви: сначала при отце, потом продолжили династическую семейную традицию. Старший Андрей Петрович (1772 -?) служил здесь в Чернейках священником. Илларион (1786–1846) был рукоположен во священника сельца Озаново Ржевского уезда (на волжском левобережье, местоположение Оковцы-Ельцы); средние братья Арсений (1796-?) и Михаил (1796 -?) жили в с. Чернейка при Воскресенском храме, здесь же обитали и их сестры Агриппина (1781-?) и Татьяна (1799-?). Илларион Петрович (дед Григория Александровича Вознесенского) служил священником в Покровской (Озановской) церкви . С супругой Марфой Григорьевной (1791– после 1832) воспитали 6 сыновей. Все они служили русскому православию. Старший Иоанн Илларионович (1812 – 7 июля 1868) служил протоиереем Троицкого собора г. Осташкова Средние братья Петр (1814-?), Александр 1 (1819 – ?), Александр II (1822 – ?) и Димитрий (1827– ?) жили долгое время в с. Озаново при храме. Младший Андрей Илларионович (1827-после 1908) окончил Тверскую духовную семинарию c. 454]. Священствовал с 1854 года. Служил в церкви Смоленской Божией Матери Одигитрии протоиереем в селе Оковцы (тогда это был Осташковский уезд); трудился законоучителем в народном училище. Был благочинным 4 округа Осташковского уезда. В 60-х годах XIX века протоиерей Андрей Воскресенский стал инициатором осуществления крестного хода с Оковецкой чудотворной иконой в город Ржев, а потом – г. Зубцов с. 93–98]. В 1896 г. за усердие в службе был награжден орденом Анны 3 степени с. 454].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

«Имя Божие есть Сам Бог» – эта формула имябожников, выдвинутая отцом Иларионом, послужила началом смуты. Назвав ее догматом, он не смог дать на то богословского объяснения. Это решился сделать Булатович. «При содействии многих собратий, иноков святогорских, и высокопросвещенных российских богословов» т. 1, с. 454] он пишет свой главный труд – «Апологию веры во имя Божие и во имя Иисус». «Кто такие “высокопросвещенные российские богословы”, о которых упоминает Булатович и которые содействовали ему в написании книги? Это прежде всего члены так называемого “московского кружка”, возглавлявшегося М. А. Новоселовым. Встав на имяславскую позицию с самых первых месяцев возникновения спора вокруг почитания имени Божия, они оказывали поддержку имяславцам и после их осуждения Святейшим Синодом, продолжая печатать имяславскую литературу. В лице членов новоселовского кружка отец Антоний (Булатович) нашел единомышленников, горячо сочувствующих его делу» т. 1, с. 454]. «В публикациях некоторых членов кружка (в частности, Новоселова и Тихомирова) о Святейшем Синоде говорится как о силе бюрократической, враждебной духу истинно православной соборности. Может быть, именно этим в некоторой степени объясняется то обстоятельство, что в конфликте между Святейшим Синодом и афонскими имяславцами члены кружка встали на сторону последних. Наиболее активными в поддержке имяславия членами “московского кружка” были сам М. А. Новоселов, священник Павел Флоренский , С. Н. Булгаков и В. Ф. Эрн (тогда как другие члены кружка, такие, как Ф. Д. Самарин , занимали более сдержанную позицию). Благодаря Новоселову и Флоренскому в 1913 году увидела свет “Апология” иеросхимонаха Антония (Булатовича): Флоренский редактировал рукопись и написал к ней предисловие, а Новоселов осуществлял корректуру и печатание» т. 1, с. 456–457]. «Высокопросвещенные российские богословы, особенно из любящих разыгрывать роль оппозиции церковной власти, пожелали увидеть в афонском недоразумении какое-то новое откровение и в то же время несознанную глубочайшую философскую теорию, новый платонизм, реализм, мистицизм и прочее и прочее, а в афонских имяславцах – продолжателей паламитов XIV века и помогли [Булатовичу] создать своеобразную теорию относительно имени Иисус» 22, с. 111 , «приспособив учение паламитов об энергии Божией к своему учению о том, что имя Божие, понимаемое теперь уже как идея, мысль о Боге – есть Бог» 22, с. 141 . «В предисловии “от редакции” здесь заявляется, что “учение о Божественности имен Божиих есть не что иное, как частный случай общего церковного учения о Божественности всякой энергии Божией”. А в самой книге это учение сопоставляется с бывшим пять веков тому назад на Афоне спором варлаамитов и паламитов» 22, с. 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

2021. 3. С. 123–131. Адрес для корреспонденции nsolodov@gmail.com См. статью Иер. Николай Солодов. Контекст публикации дневника «На пути в объятия Отчи»//bogoslov.ru. Клировая ведомость Михайло-Архангеловской Баклановской церкви Грязовецкого уезда//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 670. Л. 7; О службе окончившего в 1894 г. курс кандидата Казанской духовной академии священника Александра Полиевктова//РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 120. Л. 19. Н. А. Ильинский. Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 387. Н. А. Ильинский. Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 386. Личное дело Александра Полиевктова//ГАВО. Ф. 454. Оп 1. Д. 604. Л.4. А[лександр] П[олиевктов]. Памяти М. П. Верхушкиной (род. 1 марта 1871 г. умерла 15 июня 1906 г.)//ВЕВ 1906. С. 408–409. Протокол от 20 августа 1890 г.//Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии. 1890. С. 192. Личное дело Александра Полиевктова//ГАВО. Ф. 454. Оп 1. Д. 604. Л.2. ВЕВ 1907 стр. 20 и стр. 345. Ильинский, 387. О службе окончившего в 1894 г. курс кандидата Казанской духовной академии священника Александра Полиевктова//РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 120. Л. 19. Полиевктов Иван переведен во второй класс Тотемского духовного училища (Разрядные списки учеников Тотемского ДУ//ВЕВ 1908. С. 343). Профессор Иван Александрович Полиевктов (к 105-летию со дня рождения)//Известия медицинского университета. Саратов. 2002. 9. Упоминается в послужном списке А. П. Полиевктова. Разрядный список воспитанников Московской духовной семинарии в 1916 г.//Московские церковные ведомости. 1916. С. 260. А. П. Полиевктов. Историческая записка о состоянии Тотемского духовного училища за последнее двадцатипятилетие (1890–1915 г.)//ВЕВ. 1913. 24. С. 700. С. П. Полиевктов. Превосходство православия над католицизмом в воззрениях на пастырство. Студенческая работа. 1895 г.//ОР РГБ Ф 172. К. 343. Ед. хр. 1. Л. 1–209. Архимандрит Антоний. Отзыв на студенческую работу (кандидатскую) С. Полиевктова «Превосходство православия над католицизмом…»//ОР РГБ Ф 172.

http://bogoslov.ru/article/6172977

«Благодать Святого Духа, дарованная христианам в крещении за заслуги Господа нашего Иисуса Христа, всегда утешает их во всех их скорбях и печалях житейских, особенно в воскресные дни и в праздники. И во всякий праздник дарует им приличные празднику утешительные чувства и веселие духовное, и всякому даются утешения духовные и веселие по мере веры его. Чем больше праздник, тем более и возвышенные даются утешительные чувства. Сам Господь наш Иисус Христос благоволил удивительно премудро устроить во славу Свою всю службу церковного года, просветив святых Своих апостолов Духом Святым, Который чрез них и передал последующим христианам как святую Божественную литургию, так и прочие Божественные службы» с. 453–454]. Батюшка наставлял, что «церковное молитвословие – святая манна», которой верующие «питаются, оживляются и приходят в меру совершенства Христова» с. 554]. «Проследите наши богослужебные книги – там вы увидите беспредельное море, волнуемое бесчисленными благодатными волнами. В этих книгах изображено все необходимое для нашего спасения. Многое множество стихир и канонов представляют как бы неиссякаемый духовный источник, источающий целебные бессмертные пития, напоявающий многоразличным благодатным питием жаждущих исцеления духовного христиан. Какое множество в них находится слов и чувств покаянных, умилительных, уверительных, возбудительных и угрожающих, но вместе с тем и ободряющих, увещательных, веселых и радостных, удивительных и восторгающих! Все службы праздникам, стихиры и каноны их выражают дух каждого праздника и тем внимающих христиан веселят и восторгают разными утешениями по мере веры приемлющих духовные утешения. Разве те только из христиан лишаются духовных утешений в праздники, которые помрачены печалию греховною, происходящею от делания смертного греха. Но и такие люди, если захотят обновиться в покаянии, могут получить благодатное утешение, как многие бывали тому примеры. Если вы скажете, что не многие из христиан понимают или разумеют службу церковную, то это будет несправедливо, потому что она устроена благодатию Божиею удобною для разумения всех христиан по мере их веры и познания, а разве только не все могут разуметь ее вполне, то это не препятствует благодати Божией утешать в праздники и младенствующие умы христиан, как сказано в Евангелии и как то показывает история церковная» с. 454–455].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/ier...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010