454. (1365.) Ирмолог нотный, полууст. четкий, напис. 1750 года, в четверть, 341 лист. В разных местах приклеено 15 гравированных картин с изображением И. Христа или пресв. Богородицы и латинскими подписями; недостает одной пред догматиком 2 гласа. В начале ркп. помещены: всенощное пение, литургиа (Злат.), киевскаго напева, вседневнии Бог Господь, тропари воскресны, богородичны и блаженны 8 гласов, ирмосы о победе под Полтавою и блаж. Олге. л. 36–237. Ирмосы 8 гласов, впереди каждого гласа написаны догматики на Господи возвах и на стиховне, седалны и степенны. После ирмосов: л. 237 об. Самоподобны всех 8 гласов. л. 246. Стихиры праздником Господским и Богородичным и Святым нарочитым, по порядку месяцеслова с отрывками из церк. обихода. л. 300. Канон молебный пресв. Богородице греч. напеву. л. 320. Догматик на литургии, называемый Невский: Слава и ныне. Единородныи, и др. отрывки из обихода. л. 333. Величания. На втором листе в цветочной рамке: Во славу святыя и неразделимыя Троицы Отца и Сына и Св. Духа написася книга сия Ирмологий в царствующем граде Санкт Петербурге в лето 1750 трудом иеродиакона Леонида Хоцятовскаго. 455. (426.) Ирмолог нотный (без прибавлений), полууст., напис. 1750 года, в четверть, 199 листов. На верхней доске: Ирмологий нотный писан в лето 1750 года трудом иеродиакона Леонида Хоцятовскаго. 456. (548.) Ирмолог нотный, скороп., напис. 1748 года, в лист, 255 листов, сходен с 454. Изображения И. Дамаскина и в заглавных заставках Спасителя или Божией Матери нарисованы искусно. Кроме прибавлений, означенных под 454, в конце ркп. помещены: л. 134. Месяцослов (в таблицах) с показанием ирмосов на всяком числе святым и катавасии. л. 147. Последование Четыредесятницы и Пятидесятницы (также в таблицах). В начале ркп. 4 лпста непомечены, из коих на 1-м и 2 оглав.иение, на 3-м осмиконечный крест, на обороте: сложены стихи сыи на приличие сей книги, на 4-м в цветочной фигурной рамке предисловие: Во славу святыя, единосущния, животворящия и неразделимыя Троицы Отца и Сына и Св. Духа Ирмологий или чинное пение по знамению киевскому, а наречию великороссийскому, сочиненное Дамаскином блаженным и прочими богодухновенными Отци на прославление единаго Бога в церкви поющих и глаголющих, благословением Святейшаго Правительствующаго Синода члена преосвященнаго Арсениа Могилянскаго, архиеп. переславскаго и дмитровскаго и архимандрита Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, по обещанию своему, в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, в храм Живоначальния Троицы 1748 года написал иеродиакон Орест Софрониев. Сверху рамки: в царствующем граде Санкт Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89. л. 29 об,–30. Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках, указанных и неуказанных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 109, л. 26 об.–27. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 40 об.–41. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 32 об,–33. Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятеля с братией за 1911 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 174, л. 40 об,–41. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1918 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, л. 3 л, л. 34 об.–35. Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым) . Магнитофонная запись. 1966. ИЕРОМОНАХ ИУЛИАН Иеромонах Иулиан (в миру Иосиф Гагарин) родился в 1853 году в семье мещан г. Мещовска Калужской губернии. Утвердившись в намерении посвятить свою жизнь иноческим подвигам, в 1882 году он поступил в Глинскую пустынь 953 . После общих послушаний он был назначен на послушание при больнице, которое проходил с большим усердием 954 . В монашество Иосиф был пострижен в 1889 году с именем Иулиан. В 1893 году его перевели в Курский Знаменский монастырь, где в 1896 году он был рукоположен во иеродиакона, а в 1897 – во иеромонаха. В 1902 году отец Иулиан был награжден набедренником, а в 1907 году по прошению переведен на покой в Глинскую пустынь 955 . По отзывам современников отец Иулиан был ревностным хранителем истинно монашеских заветов и вел строго подвижнический образ жизни. Настоятель обители вверял его попечению многих новоначальных и новопостриженных. Отец Иулиан убеждал их в том, что чрезвычайно трудно правильно проходить монашеский путь. Чтобы безбедно шествовать по этому пути, иноку необходимо вручить себя руководству опытного наставника. Старец советовал живущим в монастыре отсекать свою волю и навыкать послушанию. Сам опытно постигший этот трудный, но безопасный путь монашеского делания, отец Иулиан много заботился об искоренении своеволия и самолюбия в своих духовных чадах. Указывая на вредные последствия всякого начинания без благословения, он искоренял самочиние. Старец требовал от учеников полнейшего отречения от своей воли, чем успешно достигал исцеления их душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Василий Куртикий, Куртикий, Иоаннаки 73, 167, 198, 204, 209, 227, 239, 450, 470, 526, 531, 590 Василий Месопотамит 546 Василий Псилл 342 Васильевский В. 48, 528, 529, 531, 532, 536, 537, 540, 541, 553, 555, 558 Василько Ростиславович, князь 541 Вебециот 203 Вельф IV, герцог Баварский 83, 459 Верлиндер К. 535 Вермандуа граф, тесть Гуго Вермандуа 562 Вероит 354 Виберт, Клемент III, антипапа 503 Вильгельм, брат Роберта Гвискара 599 Вильгельм, заговорщик 165 Вильгельм, сын Ивона 505 Вильгельм Апулийский 20, 29, 444, 457–460, 489–495, 498– 500, 504–509, 517–520, 546 Вильгельм Ганд 372 Вильгельм Грантмесниль 305, 575 Вильгельм Иордан 311, 583, 607, 608 Вильгельм Карпентарий (Гийом Шарпантье), Илья (?), Церпентирий (?) 563 Вильгельм Кларет 358, 601 Вильгельм Маскавел, Маскавел 76–78, 454 Вильгельм Тирский 559, 571, 574, 575, 577, 582, 596, 606 Вильманс Р. 457, 490 Витрувий 599 Виттек де Жонг С. 532 Владимирская Н. 554 Владислав, король венгерский 589 Влахернит 25, 265, 552 Вольф Т. 501 Вотаниат, см. Никифор III Вотаниат Вотаниат, жених внучки Анны Далассины 99, 467 Вотаниаты 472 Врана, см. Алексей Врана Врана, см. Иоанн Врана Врана, см. Николай Врана Врануси Е. 499 Враны 12, 494 Вриеннии 447 Вриенний, см. Иоанн Вриенний Вриенний, см. Никифор Вриенний Вриенний, см. Никифор Вриенний Старший Вриенний, отец Никифора Вриенния Старшего 268 Вукан 23, 30, 221, 240, 241, 251– 253, 263, 328, 538, 548, 549,551 Вурц, топарх Каппадокии и Хомы 133 Вурц, см. Варда Вурц Вурц, отец Варды Вурца 407, 408, 486 Вурц, см. Михаил Вурц Вурцы 27, 486, 617 Вутумит, см. Мануил Вутумит Вутумиты 524 Гавра 545 Гавра, см. Григорий Гавра Гавра, см. Константин Гавра Гавра, см. Феодор Гавра Гаврадис 545 Гази 414, 618 Гази III, даншмендский эмир 618 Гаита, Сигельгаита, Сишельгаита 80, 85, 151, 184, 185, 454, 460, 497, 498, 517, 518 Галаваца 246 Ганнибал 58, 442, 443 Гвемар V, князь салернский 454 Гвидо, сын Роберта Гвискара 182, 184, 349–351, 353, 361, 362, 517, 518, 600, 601 Гвидо Бьяндрате 581 Гвискар, см. Роберт Гвискар

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1522 и 1525 гг. Г. участвовал в церковных Соборах. На Соборе 1525 г. в ходе обсуждения позиции прп. Максима Грека в вопросе о каноничности поставления Московских митрополитов рус. епископами прп. Максиму напоминали, что «также и архимандрит Герасим симановской и иные многие речи на тобя сказывали с очей на очи с тобою, и ты тогда того запрелся» (СГГД. Т. 1. 149, 154; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 111). Во время настоятельства Г. в Симонов мон-рь перешли бывш. насельники Волоколамской обители Досифей (Топорков) и Иона Голова (Пушечников) (после февр. 1522, когда на митрополичий престол был поставлен настоятель Волоколамского мон-ря Даниил ), в Симоновом мон-ре жил старец-кн. Вассиан (Патрикеев) , пришедший туда почти одновременно с Г.- ок. 1509 г. Перепиской книг Г. занимался в Волоколамском мон-ре. В описях обители 1545, 1573 и 1591 гг. перечислены созданные Г. рукописи: Евангелие апракос, Устав, Октоих 5-го гласа, Триодь (по описи, существовали 2 списка: один - письма прп. Иосифа Волоцкого, другой - созданный Г.). Сохранилась упомянутая в описях Следованная Псалтирь, «Кипреянов перевод», письма Г.- РГБ. Ф. 113. 152 (конволют кон. XV - 20-х гг. XVI в.; почерк Г.- Л. 1-239 (по Плигузову - Л. 240-454 об.)), являющаяся копией Псалтири митр. Киприана (РГБ. Ф. 173/I. 142). Копия была сделана для монастырской б-ки, в записи отмечено: «А по келиамъ ея не даютъ, а держатъ ея на свидетельство» (Л. 454). Рукопись представляет интерес также тем, что сохранила следы работы прп. Максима Грека: в конце ее (Л. 454 и 455 об.), на свободных от рус. письма местах его рукой заостренной деревянной палочкой (каламом) процарапан значительный по объему греч. текст, по-видимому из 109-го псалма, однако здесь он имеет значительные отличия от текста, представленного рукописной традицией греч. Псалтири ( Фонкич Б. Л. Максим Грек - узник Иосифо-Волоколамского мон-ря// Он же. Греч. рукописи и док-ты в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003. С. 85-88). Рукой Г. написана значительная часть Псалтири РНБ. F. I. 11 (Л. 1-146 об., 196-593 об., запись на 593 об.).

http://pravenc.ru/text/164577.html

452, 16   ср.454, 4 453, 13               ср.454, 7 456, 2 Диаволы же когда увидели, что было, и дерзновение царя со всеми его вельможами в отобрании этого (богатства), явился им диавол среди конницы верхами на лошадях и пехоты в полном вооружении, с копьями, стрелами, пиками и камнями. Они метали их из храма, но оружие их бессильно падало и не причиняло вреда никому. И страх напал на тех, которые еще не уверовали в Бога твердо. Что касается святого Григория, то он сделал знамение великого креста, взял длинную пику и вошел среди войска диаволов, которые, как только он появился, разодрали свои одеяния на месте и погасли, точно их и не было. И только речь их была слышна, как они говорили: «горе нам от Христа! Он, рожденный от Девы Марии, дочери человека, изгнал нас из всех мест! Отныне вот изгоняемся отсюда из-за человека, который был связан и заключен в колодце. Хотя мы навлекали на него различные истязания, но это не помогло нам нисколько. Теперь мы пойдем в Кавказские горы и поселимся в северной стране!». И святой Григорий разрушил все эти храмы, а царь Тирдат велел служителям храмов вступить в христианскую веру. И велел он касательно сосудов службы часть дать бедным, а часть взять в сокровищницы царя. Таким же образом сделали еще в земле лазов, грузин и алапов. И цари сделались все единомышленными, чтобы стать совершенными в вере в Господа нашего Христа и отвратиться от поклонения идолам. И царь торопился разрушить храм Зевса, взять золото и серебро, бывшее в нем, и унести в сокровищницы. И это совершилось. И он приказывал в каждом городе разрушать храмы и сохранять их скарб, пока станет над ними глава и будет распоряжаться им так, как он пожелает.  454, 17 А святой Григорий приказывал им ставить кресты и окружать храмы оградами. И он велел им, т.е. царям и всем вельможам строить церкви без жертвенников, так как у него не было священства, и приказывал водружать кресты на площадях, дорогах и во всех местах, чтобы изгонять диаволов из этих мест. И он проповедывал во всех местах, был велик Божьим словом и всяким учением, и святой Дух был с ним, помогая ему соответственно с его намерением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1189 Там же. Списки монахов Глинской пустыни по состоянию на 15 декабря 1948 г., на 1 января 1952 г. 1192 Там же. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) в Сумское епархиальное управление от 28 декабря 1953 г. В послужном списке монаха Мелетия ошибочно год пострига указан 1954. 1196 ГАСО. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 21; АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни на 1 января 1961 г. 1197 АСЕУ. Послужной список схииеродиакона Евстратия (Урети). В документах Глинской пустыни за 1947–1961 гг. фамилия о. Евстратия указана «Урети», однако сам он подписывался «Уретий», фамилия «Уретий» указана и в послужных списках монашествующих Глинской пустыни за 1910 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2) 1911 г. (ГАКО. ф. 20, оп. Зл, д. 174) и 1918 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3). 1205 Там же. Послужной список схииеродиакона Евстратия (Урети). Однако в анкете служителя культа Урети Е.И. и в списках насельников Глинской пустыни на 1 января 1956 г., 1 января 1958 г., 1 декабря 1959 г. указано, что о. Евфимий вернулся в Глинскую пустынь в 1945 г. 1209 Там же. Рапорт временно исполняющего обязанности настоятеля Глинской пустыни иеромонаха Даниила (Новикова) в Сумское епархиальное управление от 8 мая 1961 г. 1218 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 108. Иеромонах Гавриил, известный своей прозорливостью, был близким родственником схиархимандрита Иоанна (Маслова) . Предсказывая будущее о. Иоанна, он говорил родным: «Поверьте, я умру, а в нашем роду будет еще монах». – Примеч. издат. 1230 АСЕУ. Рапорт настоятеля Глинской пустыни игумена Феогена (Тарана) епископу Сумскому и Ахтырскому Иоасафу от 13 апреля 1959 г. 1234 Четвериков Сергий, прот. Оптина пустынь. Исторический очерк и личные воспоминания. 1926. С. 100. 1235 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 16 (Анкета служителя культа Гришкина П.Д.). Данные этой анкеты не совпадают с данными послужного списка о. Паисия, где сказано, что он поступил в Оптину пустынь в 1890 г. (АСЕУ). 1238 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 1 января 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Степанов И., авт. соч. 15, 02, 122, 265 Степанов, мирянин от Сталинградской епархии 434 Стефан (Проценко), архиепископ 692, 1017 Стефан Яворский (Семен Иванович, 1658–1722), церковный деятель и публицист, местоблюститель Патриаршего Престола в 1700–1721, в 1721 г. назначен президентом Синода 134, 178, 397 Стефан, митрополит Софийский 489 Стефанович Д. Ф., проф.-прот. 363,454 Стефановский Д., протоиерей, осуждённый по процессу астраханских церковников 255 Стратонов Иринарх Александрович, проф., канонист 3, 4, 10, 221, 225,226, 295, 318, 475, 476 Стукалов И. П.. псаломщик, затем, обн. диакон и священник 472, 522 Суворин Борис, авт. соч. 103, 115 Суворов Николай Семенович , проф. Московского университета 172, 522, 1003 Сувчинский П., авт. соч. 279 Сумароков Н., студент Московской обн. Богословской академии 482 Сыренский Николай, петроградский обн. протоиерей 209, 991 Талейран Шарль Морис, французский дипломат 527 Тарсевич Александр, обн. протоиерей 508 Татаринова Е. Ф. 140, 999 Теодорович Лев Михайлович, петроградский обн. протоиерей 305, 991 Терпигорев 161–163 Тертуллиан, христианский теолог и писатель 127 Тимашев Н. С., авт. соч. 72 Тимофей (Зайков), обн. архиепископ 420, 531, 961 Тимофей (Успенский), обн. епископ 961–962 Тимофеев Е., священник 847 Тистрова А., студентка Московской обн. Богословской академии 482 Титлинов Борис Васильевич, профессор 4, 68–71, 75, 84, 85, 97–103, 105, 108–110, 112–115, 118, 119, 121–123, 126, 147, 148, 176, 182, 193, 200–203, 206, 217–219, 227, 229, 268–270, 278, 279, 361, 362, 395–398, 402, 419, 423, 439, 441, 451, 454, 498, 523, 802, 991–992 Тихомиров Михаил, петроградский протоиерей 280 Тихомиров П. И., секретарь канцелярии Петроградского митрополита 236, 237 Тихомиров С. Ф., мч. 1007 Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, свт. 6, 8, 10–12, 16, 31–39, 45, 58, 63, 68–71, 73, 75, 77–81, 83–93, 95, 96, 100, 113, 116, 118–121, 126, 132, 188, 192, 193, 195, 196, 198–208, 212–222, 224, 226–234, 239, 241, 242, 250, 255, 257, 266, 270, 287, 294, 300, 301, 311– 315, 320–324, 326–342, 346, 347, 349, 351–365, 367, 369–374, 377, 378, 381, 382, 385–389, 391, 393, 396, 398, 400, 401, 403–407, 409, 410, 424–428, 430, 435, 436, 438, 440, 443, 444, 448, 449, 451, 471, 479, 485, 503, 504, 510–513, 517, 519, 594, 601, 618, 622, 623, 630, 631, 646, 648, 649, 650, 668, 669, 677, 682, 688, 693, 696, 698, 701, 702, 710, 715, 717–719, 721, 730, 752, 755, 763, 769, 774, 786, 801, 802, 805–807, 809, 810, 820, 821, 831, 838, 850, 851, 857, 858, 894, 895, 902, 905, 906, 911, 912, 919, 921, 928, 930, 932, 936, 937, 950–952, 983, 992

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Шевырев Борис Степанович 221 («Борис»), 411 ( «о его жене и сыне») Шевырев Степан Петрович 11, 19, 20, 192, 212, 213, 217, 220, 224, 233, 234, 241, 247, 251, 317, 368, 406, 409–413, 416, 417, 419, 422, 443 Шевырева Софья Борисовна 221, 222, 233, 234, 241, 411, 414 Шекспир Вильям 14, 73, 133, 193, 229, 230, 296, 306, 312, 374, 436, 438 — «Гамлет» 193, 230 — «Отелло» 219 Шенрок Владимир Иванович 12, 15, 17–19, 23, 25–27, 374, 375, 378, 380, 383–385, 390, 391, 396, 398, 399, 402, 407–412, 414–421, 423–425, 429, 432, 433, 436, 438–440, 442, 445, 447, 448, 451, 453 Шереметев С. Д. 399 Шиллер Фридрих 229, 294, 295, 433 Шильон 71 Ширяев, издатель 270 Шпицер С. М. 454 Штейн, антрепренер 34, 365 Штиглиц, банкир 89, 107, 111, 116, 134, 135, 162, 384, 387, 390, 395 Штутгарт 108 Щ епкин Д. М. 24 Щепкин Михаил Семенович 12, 13, 20, 23, 25, 37, 39, 41–43, 187, 265, 287, 296, 298, 301, 304, 307, 324, 331, 333, 365, 374, 379, 405, 420, 434, 436–439, 446 Э мские воды 57 Энгельгардт 225 Эстель (Estelle) 204, 211 Ю нгфрау, долина 105 Юра, цепь гор 63 Юшкова Варвара Афанасьевна 431 Я зыков Николай Михайлович 19, 27, 346, 347, 350, 356, 449–452, 454 Языков Петр Михайлович 13, 27, 346, 347, 449, 451 Яньский Богдан 391 Сокращенные обозначения источников АННЕНКОВ П. В. Анненков. «Литературные воспоминания». Предисловие Н. Пиксанова. Вступительная статья, редакция и примечания Б. М. Эйхенбаума. «Academia». Л. 1928. БАРСУКОВ Н. П. Барсуков. «Жизнь и труды М. П. Погодина». СПб. 1888–1910. Тт. I–XXII. ГЕРБЕЛЬ Гербель. «Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко». Изд. испр. и доп. СПб. 1881. ГИППИУС. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ» Вас. Гиппиус. «Литературное общение Гоголя с Пушкиным». — «Ученые записки Пермского государственного университета». Вып. 2. Пермь. 1931, стр. 61-126. «Н. В. ГОГОЛЬ. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ» «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования» под ред. В. В. Гиппиуса. М. — Л. Изд. АН СССР. 1936. Тт. I–II. «ЗАПИСКИ» . «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем». СПб. 1856. Тт. I–II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Ртищев Феодор, боярин 210, 221, 222, 224, 226, 255 Рудаковский И. 356 Рукавишников 299 Рункевич С. 285 Рутский Иосиф, митроп. 243, 244 Рюрик, князь-варяг 9, 69, 236 Рюрик Ростиславович 103 Рюссов 130 Саблер В. 286 Сабурова Соломония 71 Савва Вишерский, преп. 120, 121 Савва Звенигородский, преп. 403 Савва, свят. 88 Савва, иером. 402 Савва, протопоп 171 Савва 17 Савватий, преп. 132 Сагайдачный, гетман 177, 246 Сагарда А., проф. 387 Садырев-Полевой 70 Сакай Иоанн 369 Сакович Кассиан 247 Салтыков, боярин 186 Салтыков Михаил 168, 169 Самарин А. 286, 377, 379, 380, 402 Самарин Ю. 363 Самойлович Иван, гетман 258 Самуил Мстиславский, епископ 314 Сапега Лев, воевода 241 Сапега Ян 144, 150, 173, 174, 175 Сарра (жена Схарии) 123 Сваабе Павел 369 Сведенборг 340 Свенцицкий Валентин , свящ. 434, 438 Светлов Григорий, прот. 454 Светлов П., проф.-прот. 318 Свечин А. 359 Свидригайло, князь 57, 58, 137 Святополк, князь 31, 87 Святослав Давидович, князь 98 Святослав-Димитрий, князь 98 Святослав Смоленский, князь 127 СвятославЧерниговский, князь 93, 114, 139 Святослав, князь 9, 10 Седнев И. Д. 399 Селецкий Григорий, прот. 434 Селиванов Кондратий 342, 343 Селль Бурхард, датчанин 4 Серапион, митроп. 320 Серапион, епископ 44, 74, 129 Серапион, архим. 44 Серафим Александров , архиеп. 435 Серафим Глаголевский, митроп. 279, 320, 322, 323 Серафим Звездинский , епископ 428 Серафим Лукьянов, митроп. 445, 453 Серафим Мещеряков, епископ 417, 433, 434, 438 Серафим Саровский , преп. 292, 293, 325, 330, 336 Серафим, митроп. 349, 482 Серафим Александров , митроп. 432 СерафимСамойлович, архиеп. 431, 432, 434, 435, 439 Серафим, архиеп. 468 Серафим, епископ 467, 469, 473, 476, 490, 491, 493 Серафим, иером. 394 Сербиков П., прот. 396 Сергей Александрович, вел. Князь 326 Сергей Михайлович, вел. князь 399 Сергиевский Н., свящ. 319 Сергий Канабеев, игумен 455 Сергий Королев , архиеп. 454 Сергий Лавров, епископ 467 Сергий Обнорский, преп. 120 Сергий Радонежский, преп. 31, 52, 53, 54, 87, 88, 100, 105, 106, 108, 132, 174, 291, 378, 403, 456

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(307, 272) Поэтому мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, Совершенный Бог и совершенный Человек, состоящий из разумной души и тела, рожденный Отцом прежде веков по Божеству, Родившийся в эти последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы по человечеству, единосущен Отцу по Божеству, единосущен нам по Человечеству. Ибо из двух природ образовалось единство. Поэтому мы утверждаем одного Христа, одного Сына и одного Господа. По причине этого единства без смешения мы исповедуем Пресвятую Деву Матерью Божией, потому что Бог Слово воплотился и стал человеком и с самого момента зачатия соединил с Собой храм, взятый от Нее. Мы знаем, что слова Евангелий и Апостолов о Господе богословы то считали общими, как если бы они были сказаны об одном лице, то разделяли, как сказанные о двух природах, так что одни из них подходят Богу согласно Божеству Христа, а другие, смиренные, – согласно Его Человечеству. Послание папы Льва Великого Флавиану, патриарху Константинопольскому Томос Льва (13 июня 449 г.) Слишком буквальное понимание формулы Кирилла помешало Диоскору (ум. 454), наследнику последнего на Александрийском престоле, воспринять единство Божества и человечества во Христе как совершившееся в одном Лице. По его мнению, до их единения Божество и человечество были разделены. Объединенные, они сливаются в одну единую новую природу (монофизитство). В Константинополе Евтихий (378 – после 454), набожный монах, но весьма посредственный богослов, по-своему исповедовал единую природу Христа после соединения. По его мнению, плоть Христа не была единосущной нашей плоти. Лишенный сана на Константинопольском синоде в 448 г., Евтихий обращался к различным епископским Соборам, в том числе и в Александрию. Диоскор вновь принял его в общение Церкви. Папа Лев Великий , к которому Евтихий обратился, выразил свое мнение в знаменитом догматическом послании, адресованном патриарху Константинопольскому Флавиану. Это послание содержит очень четкое изложение догмата о Воплощении, в котором антитетические выражения о природах рискуют отодвинуть на задний план единство Личности Христа. Послание Флавиану, или Томос Льва, было принято всем миром как правило веры с момента его появления.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010