Притом, единственный полноправный учитель в церкви - это епископ, который, по своей архиерейской власти, уполномочивает подлежащих лиц проповедовать в церкви и вообще произносит речи. В его безусловной власти - допустить или воспретить всякому без различия произнесение речей при совершении священных обрядов, в храме ли, или вне храма, подвергать предварительной своей цензуре всякую речь, предназначенную для публичного произнесения перед народом. Согласно этой своей власти, епископ вправе, если, впрочем, дело не касается повреждения " учительского достоинства " , исключительного достояния иерархии, разрешить благочестивому мирянину произнести речь при отпевании или при похоронах умершего, если найдет, что в подлежащей речи, представленной предварительно на его цензуру, нет ничего такого, что оскорбляло бы святыню церкви или известного церковного обряда. Без такового епископского разрешения, которое всякий раз, специально, должно быть дано, никто из мирян не имеет права произносить речи ни в церкви, ни вообще в освященном месте (напр. на кладбище). Примечания: 222. См. толкования Зонары и Вальсамона на это правило в Аф. Синт., II,454-455. 223. Gregor. Theol., Orat 32 (al.26), c.11,13,21 [Migne, s.g., t.36, col.73 и след.]. 224. Аф. Синт., II,454. Правило 65. В новомесячия, возжигание некоторыми пред своими лавками, или домами, костров, чрез кои, по некоему старинному обычаю, безумно скачут, повелеваем отныне упразднити. Посему аще кто учинит что либо таковое: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. Ибо в четвертой книге Царств написано: и сотвори Манассия олтарь всей силе небесней, на дву дворех дому Господня, и провождаше сыны своя чрез огнь, и вражаше и волхвования творяше, и сотвори чревовещателей, и волшебницы умножи творити лукавое пред очима Господнима, еже прогневати его (4Цар.21:5-6). (Трул. 24, 51, 62; Лаод. 54; Гангр. 13; Карф. 15, 45, 63). И в этом правиле говорится об одном из языческих обычаев, о каковых обычаях уже упоминалось в нескольких трулльских правилах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

в сопровождении магов возвратились в Армению. Маги с торжеством возвещали: через 6 месяцев к навасарду в навасарде, т. е. ко дню нового года [августа 450 г.], – конец христианству! Но когда они приступили к закрытой некоторых церквей, то пресвитеры оказали сопротивление, «нахарары» обратились опять к христианству, и к лету 450 г. армяне объявили персам войну. В Константинополь прибыло армянское посольство – просить императора о помощи. Феодосий отнесся к ним сочувственно, но вскоре умер [июля 450 г.]. А новому императору Мартану mag. mil. Анатолий не посоветовал объявлять войну персам, имея на севере гуннов. И послы бесполезно пробыли в Константинополе до мая – июня 451 г. Между тем армяне одержали над персами несколько побед, и когда зимой военные действия приостановились до весны, «все епископы и пресвитеры предписали всей стране весь месяц каг’оц [дек. 450 – 2 янв. 451] провести в посте и молитвах к Богу, а в день богоявления Христова [января] совершить торжество в память одержанных побед, чтобы, приуроченное к вечному празднику Господню, воспоминание об этом празднестве сохранялось вековечно. И обо всем этом посещении Божием, дивно явленном над землей армянской, написали свв. епископы и послали в землю греческую в великий град к св. клиру церковному, чтобы и они соединили свою молитву к Богу, да поможет Он им так окончить, как они начали». Но этим радужным упованиям не суждено было исполниться: 2 июня 451 г. армяне были разбиты на голову персами. Вслед затем вызваны были к шаху – для разъяснения дел Армении – некоторые нахарары и важнейшие из духовных лиц, к этому времени [конец июля 451] уже заключенный изменником Васаком сюнийским в крепостях. В числе их были католикос [resp, наместник] Иосиф и епископ рыштунийский Исаак. А еще ранее, по лживому доносу Васака, персидские военачальники увели епископа басянского тер-Татика и заключили во узы в «Ассирии», где он и скончался смертью великомученика, видимо, в июле 454 г. А 25 июля того же 454 г. пострадали за Христа и «увенчались» Иосиф и Исаак рыштунийский с дружиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

380 Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов, 1917–1941. Сборник документов. СПб. 2000. С. 126. 382 Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов, 1917–1941. Сборник документов. СПб. 2000. С. 127. 384 Раевский Л., прот. Открытие в Ленинграде Высшего Богословского института.//Христианин. 1924. 2–3. С. 31–33. 385 Раевский Л., прот. Открытие в Ленинграде Высшего Богословского института.//Христианин. 1924. 2–3. С. 34–36. 387 Чуков Н. К., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. [Вып.] 15. М.-СПб. 1994. С. 549. 390 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви.//Соловьев И. В., сост. «Обновленческий» раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики.) М. 2002. С. 454–455. 391 Гончаров Г. 7–8. Искра обновленческой идеи.//Голос православного студента. Машинописный журнал студентов Ленинградского Богословского института. 1927. 7–8. С. 16–21. Частное собрание. 405 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви.//Соловьев И. В., сост. «Обновленческий» раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики.) М. 2002. С. 455. 409 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви.//Соловьев И. В., сост. «Обновленческий» раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики.) М. 2002. С. 455. 410 Шилов Л. А. Титлинов Борис Васильевич.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 586. 411 Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М. 1996. С. 464–465. 412 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви.//Соловьев И. В., сост. «Обновленческий» раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики.) М. 2002. С. 454. Читать далее Источник: Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)/[прот. В. Сорокин]. – Изд. Князь-Владимир. Собор. – Санкт-Петербург : Тип. ИД Русская Симфония, 2005. - 734, с.: ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главы книги первой. Гл.1. Об определении или об описании Бога, где порицается безумие древних Аномеев и дерзость современных Иезуитов (§1–26/Р.311–334/). Гл.2. Об именах Божиих (§27–45/Р.334–352/). Гл.3. О существовании Бога против атеистов (§46–69/Р.352–379/). Гл.4. Об единстве Божием против язычников (§70–75/Р.379–386/). Гл.5. Опровержение возражений язычников, некоторые боги и богини которых выставляются на посмешище (§76–91/Р.386–400/). Гл.6. О простоте Божией против Антропоморфитов и некоторых других (§92–101/Р.401–407/). Гл.7. Отвержение вздора Антропоморфитов и других (§102–106/Р.408–413/). Гл.8. Об атрибутах Бога вообще (§107–111/Р.413–415/). Гл.9. О совершенстве Божием (§112–120/Р.415–421/). Гл.10. О бесконечности и вечности Божией (§121–123/Р.421–426/). Гл.11. О неизмеримости Божией (§124–129/Р.426–432/). Гл.12. О неизменности Божией (§130–139/Р.433–439/). Гл.13. О мудрости Божией (§140–148/Р.439–451/). Гл.14. О всемогуществе Божием (§149–151/Р.451–454/). Гл.15. О произволении Божием (§152–157/Р.454–457/). Гл.16. О благости Божией (§158–170/Р.458–470/). Гл.17. О жизни и бессмертии Божием, где среди прочего мы коснемся и богохульства Акефалов относительно претерпевшего страдания Божества (§171–174/Р.471–474/). Гл.18. О блаженстве Божием (§175–177/Р.474–476/). Гл.19. Об отрицательных атрибутах Божиих (§178–180/Р.476–478/). Существует больше атрибутов Божиих, нежели те, что перечислены. Таковы праведность, милосердие, кротость, милость, предопределение, отвержение (дурного) и другие. Однако поскольку они обращены к вещам, которые расположены вне Божественной природы, их более целесообразно и удобно излагать в другом месте, где будет исследование о Боге вовне. Том 3 КНИГА ВТОРАЯ. О священнейшем таинстве Святейшей и Нераздельной Троицы. Введение. Историческое повествование о противниках этого таинства, и о еретиках, которые по-разному заблуждались относительно его, а равно и простое изложение православного учения о Святейшей Троице. (Р.479–493). Последовательность глав второй книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

1299 Epist. papae Pelagii II ad Eliam Aquilejensem et alios Islriae schismaticos, qui damnationi trium capitulorum non consentiebant, cap. 1: Mansi, IX, 433. B. Migne, lat. ser. t. 72, col. 715. Деян., V, стр. 410. 1300 Mansi, IX, 433–454. Migne, lat. ser. t. 72, col. 715–738. Деян., V, стр. 410–456. Письмо это признается произведением Григория I, великого, бывшего тогда диаконом и после преемствовавшего Пелагию II (Mansi, IX, 433. A. Μ. l. 72, col. 705, not. с. Деян., V, стр. 410, прим. 1). 1301 Cnf. epist. 3 (5) Pelagii II, quae est prima ad Eliam et episcopos Istriaoe (Mansi, IX 892–893. Μ. l. 72, col. 708): si quis contra hanc fidem (synodi Chalcedonensis) aut sapit, aut credit, aut docere praesumit, secundm corumdem Patrum sententiam, damnatum atque anathematizatum se esse cognoscat. 1302 Epist. Pelagii II ad Eliam Aquilejensem, cap. 20: Mansi, IX, 450. D,E. M. l.72, col. 734. Деян., V, стр. 448. 1303 Cnf. epist. Pelagii II ad Eliam Aquil., cap. 6: «подумайте, согласны ли с проро­ческим, евангельским и апостольским авторитетом сочинения Феодорита, которые, издав прежде против истинной веры, после своего обращения сам он осуждает?» (Mansi, IX, 438. Е. Μ. l. 72, col, 721. B. Деян., V, стр. 419). 1304 Mansi, IX, 451. А. Μ. 1. 72, col. 735. А. Деян., V, стр. 449. Приведши некоторые выдержки из писем и сочинений Феодорита, папа замечает: «кто не видит, любезнейшие братья, что это полно всякого нечестия? Однакоже известно, что после он в этом испра­вился и согласился на святом Халкидонском соборе анафематствовать Нестория» (Mansi, IX, 452. А. Μ. l. 72, col. 736. В. Деян., V, стр. 451). 1306 Mansi, IX, 457. А. Деян., V, стр. 458: epist. Gregorii M. ad episcopos Hiberniae de causa trium capitulorum (Mansi, IX, 454–456. Деян., V, стр. 457–459). 1308 Нужно признать несколько неосторожным заявление Мартэна (Pseudo-Synode. Р. 188), что « Церковь осудила более сочинения, чем личность Феодорита» (il est vrai que l’Église а condamné les écrits plutût que la personne de Théodoret).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

См. также репринтное воспроизведение: Игнатий Брянчанинов, епископ.Письма аскета: Из переписки архимандрита Игнатия Брянчанинова с С.Д. Нечаевым. СПб., 1993. С. 37-38.- Ред. 71 Там же. С. 583 (Репр.: С. 32). Курсив в цитате автора.- М.И. 72 Игнатий Брянчанинов, епископ. Сочинения... Т. 4. С. 454. Курсив в цитате наш.- М.И. 73 Там же. С. 454. 74 Иван Андреевич Горностаев (1821-1874) - академик архитектуры, художник.- Ред. 75 Игнатий Брянчанинов, епископ. Сочинения... Т. 4. С. 449. 76 Там же. С. 432. 77 Там же. С. 449. 78 Цит. по: Марк (Лозинский), иеромонах.Духовная жизнь мирянина и монаха... Ч. 1. С. 206. 79 Цит. по: Там же. С. 209. 80 Там же. С. 210. 81 См.: Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов... 82 Игнатий (Садковский), иеромонах. В поисках Живаго Бога. С. 5. 83 Новоселов М.Н.Письма епископа Игнатия (Брянчанинова)//Голос Церкви. 1912. Апрель. С. 67. 84 Там же. С. 67-68. 85 Марк (Лозинский), иеромонах.Духовная жизнь мирянина и монаха... Ч. 2. С. 242-256. 86 См.: Там же. Ч. 3. С. 525-629. 87 Цит. по: Игумения Арсения, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря Области Войска Донского. М., 1913. С. 219.- М.И.См. также репринтное воспроизведение: [Печеры], 1994. С. 222.- Ред. 88 См.: Там же. С. 130-206 (Репр.: С. 133-209). 89 Серафим (Роуз), иеромонах. Душа после смерти. М., 1999. С. 6. 90 Из записок М.В. Чихачева// Марк (Лозинский), иеромонах.Духовная жизнь мирянина и монаха... Т. 6. С. 317-322. 91 Там же. С. 322-325. 92 Игнатий Брянчанинов, епископ. О евангельских блаженствах//Сочинения... Т. 1. С. 520. 93 См.: Он же. Слово о молитве Иисусовой//Сочинения... Т. 2. С. 233-313. 94 Там же. С. 284. 95 См.: Игнатий Брянчанинов, епископ. Сочинения... Т. 6: Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их... 96 Эта статья заимствована из опыта инока, занимавшегося умною молитвою и пришедшего от нее в то упоение, о котором говорит преподобный Исаак Сиринв конце " 55-го Слова " . Такое упоение есть действие духовного ощущения, как тот же Исаак Сиринв " 38-м Слове " сказал: " Духовный разум есть ощущение живота вечного, а живот вечный - ощущение Божественное, т.е. даруемое Святым Духом " . О духовном ощущении говорит преподобный Макарий Великийв " VII Беседе " ; преподобный Симеон Новый Богословв " Слове 1-м " ; преподобные Григорий Синаити Нил Сорскийназывают его благодатным молитвенным действием. Наименование " Странник " , в смысле статьи, употреблено в " IV Беседе " преподобного Макария Великого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

426-427 ГЕРЬЕ Владимир Иванович (1837 - 1919), историк, политический деятель, чл.-кор. имп. С.-Петербургской АН (1902) 427-428 ГЕСЕМ территория в вост. части дельты Нила, в пределах к-рой жили евреи во время пребывания в Египте 449-453 428-429 426-427 430-431 ГЕФСИМАНИЯ местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью 431-435 435-436 ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада 436-438 438-441 ГЕШЕЛЬ Авраам Иошуа бен Яков (кон. XVI в. - 1664), иудейский богослов, раввин, польск. талмудист XVII в. ГЕЭЗ классический эфиоп. язык, литургический язык Эфиопской Церкви, остававшийся единственным лит. языком христ. Эфиопии до рубежа XIX и XX вв. 441-444 453-454 ГИАКИНФ (ок. 1183 - 1257), один из основателей польск. провинции ордена доминиканцев, католич. св. (пам. 17 авг.) ГИББОНС Джеймс (1834 - 1921), кард., архиеп. Балтиморский, деятель Римско-католической Церкви в США 454-455 455-456 456-457 ГИДЕОНОВЫ БРАТЬЯ внеденоминационная протестантско-евангелическая орг-ция, занимающаяся распространением Свящ. Писания по всему миру 457-458 458-459 459-461 ГИЖИЦКИЙ Ян Марек Антоний (1844 - 1925), польск. историк католицизма и унии на западнорус., польск. и лит. землях 461-462 462-463 ГИКАТИЛЛА Иосиф бен Авраам (1248-1305, по др. сведениям, 1323-1325), иудейский богослов-каббалист, ученик каббалиста Авраама Абу-лафии 463-464 ГИЛДУИН († 1077), нареченный еп. г. Доль (совр. Доль-де-Бретань, Франция), свт. (пам. зап. 27 янв.) 464-465 465-466 466-468 468-473 473-474 ГИЛЬДА († ок. 570), прп. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 29 янв.) 474-475 475-478 478-479 479-480 ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме

http://pravenc.ru/vol/xi.html

454–461). Во–вторых, суждения автора в этом случае не отличаются особенной оригинальностью: иконоборчество он считает варварством, а главный результат иконоборческих споров усматривает в том, что Церковь с этих пор лишилась на Востоке самостоятельности (S. 43, 454. Первое, конечно, справедливо, а второе показывает, что Гарнак мало знаком с последующей византийской историей). Читатель, вероятно, настолько пригляделся к хитросплетениям и полетам фантазии немецкого ученого Гарнака, что перестал уже удивляться его оригинальничанью, склонен всего ожидать от него. Действительно, трудно встретить другого такого второго Гарнака. Редко церковной истории случается подвергаться таким сложным и болезненным операциям, каким он подвергает ее. Гарнак требует, чтобы все изучавшие церковную историю отказались от усвоенных ими и принятых наукой представлений и взглядов – в пользу совершенно новых теорий немецкого ученого. Притязание непомерное; для того чтобы согласиться с таким притязанием, нужна уверенность в основательности претензии новатора–историка, но можно ли находить основательность в его теориях, служащих исходным пунктом чрезмерной авторской притязательности? Вопрос решится путем разбора теорий Гарнака о ходе развития и результатах христологических споров древней Церкви. Что представляют эти споры с точки зрения Гарнака? Их можно было бы назвать детской игрой в жмурки, если бы такое сравнение было позволительно, когда речь идет об истории; гораздо приличнее назвать их исполинским фехтованием, где фехтующими являются с одной стороны римские папы, с другой – византийские императоры, причем все прочие исторические лица являются чем–то разве Не многим больше зрителей или статистов. Нам кажется, что это последнее сравнение сразу же дает возможность установить ту точку зрения, с которой лучше всего видна развертывающаяся – по мнению Гарнака – историческая картина споров от IV по VIII в. на Востоке. Прежде всего следует разобраться в общих представлениях Гарнака о главнейших христологиях изучаемого им времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Если монахи пожелают опять возвратиться в лоно церкви, то они должны подчиниться определениям Халкидонского собора, отвергнуть развращенные заблуждения, безрассудно принятые ими, покаяться в нечестивых хулах и кровавых преступлениях. В заключении св. Лев просит Евдоксию известить о результатах, какие произведет её увещание на монахов. Св. Лев писал письмо и мятежным монахам. (Ер. CXXIV в июне 453 г.). В виду того, что между ними ходило испорченное в несторианском духе письмо к св. Флавиану, св. Лев счел нужным снова изложить в письме к монахам православное учение о соединении естеств в Иисусе Христе против Нестория и Евтихия. В заключении письма св. Лев увещевает монахов оставить беспорядки, не забывать апостолов и пророков, не забывать символа спасения и исповедания, данного при крещении в присутствии многих свидетелей и не подпадать диавольским насмешкам и внушениям. Это послание св. Льва имело то значение, что оно отняло у мятежников право обвинять в несторианстве учение св. Льва и Халкидонский собор, утвердивший его. Но на уменьшение волнения оно произвело влияния очень мало. Потребовались сильные меры светской власти, чтобы утишить его. Император приказал схватить Феодосия, на каком бы месте его ни застали. Феодосий во время узнал об этом и скрылся на Синае, причем старался и не без успеха возмутить здешних монахов (Д. IV, 413). Возмущение в Палестине вскоре утихло. Св. Ювеналий (к концу 453 г.) возвратился на свою кафедру. Св. Лев послал по этому поводу письмо к императору, в котором благодарит его за оказанную церкви услугу (Ер. CXXVI от 9 января 454 г.). При этом св. Лев просит его непрестанно заботиться об исправлении всякого беспорядка, и о водворении мира и согласия. Св. Лев написал также письмо к св. Ювеналию Иерусалимскому (Ер. CXXXIX от 4 сент. 454 г.), где выражает свою радость по поводу возвращения св. Ювеналия на Иерусалимскую кафедру и упрекает его в том, что он, благодаря прежней своей приверженности к евтихианству, не мог в силу этого содействовать усмирению возмутившихся монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Полежаев А. И., русский поэт 265 Поликарпов Н., обн. протоиерей 223, 252, 253 Польский Михаил , карловацкий протопресвитер 849 Поля, горничная Введенского А. И. 561 Полянский И. В., председатель Совета по делам религиозных культов 600 Попов М. С., протоиерей см. Михаил (Попов), обн. архиепископ Попов Н. Г., проф.-прот. 363, 395, 398, 422, 441, 990 Попов П. Г., проф.-прот. 451, 454 Попов Т. Д., проф.-прот. см. Тихон (Попов), бывш. обн. митрополит Попов, петроградский священник 206 Порфирий, архиепископ Синайский 490, 492 Поспеловский Д. В., историк 22 Постников Михаил см. Михаил (Постников), епископ Потапов Николай, обн. священник 244 Потоцкий, генерал, председатель Российской миссии Красного Креста 482, 483 Поярков, священник 149 Прахов, проф. 362, 454 Преображенский Ливерий, обн. священник г. Вологды 416 Проняев, мирянин Тульской епархии 433 Протей 402 Прудников Михаил, петроградский протоиерей 280 Пушкин А. С., русский поэт 530 Раев Николай Павлович, обер-прокурор Св. Синода (08.1916–03.1917) 189 Раевский Василий, протоиерей 506 Раевский П. В., проф. см. Павел (Раевский), обн. митрополит Раевский Павел см. Павел (Раевский), обн. митрополит Раевский петроградский протоиерей см. Павел (Раевский), обн. митрополит Разумович, обн. протоиерей, уполномоченный ВЦУ по Украине 284 Разумовский Феодор, обн. протоирей 506 Распутин Григорий 179, 180, 189, 757, 1003 Расторгуев Андрей см. Андрей (Расторгуев), бывш. обн. архиепископ Ратмиров В. М. см. Василий (Ратмиров), бывш. обн. архиепископ Рафаил (Прозоровский), обн. архиепископ 421, 499, 910–911 Рачинский Николай, обн. священник Оренбургской епархии 242 Рачинский Сергей, мирянин Оренбургской епархии, примкнувший к обновленцам 242 Регельсон Л. Л., историк 9, 10, 15, 38, 609 Рейнов И., обн. священник Рязанской епархии 242 Рейснер М. А. 172, 173 Репнин 140 Родзянко Михаил Владимирович, председатель Государственной Думы 192 Рождественский А. , обн. диакон 242 Рожицын П., автор соч. 5 Розанов Н., протоиерей см. Николай (Розанов), обн. архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010