евергетидского Ипотипосиса в 60-х гг. (или, возможно, в 80-х) XI в. связано с деятельностью прп. Тимофея Евергетидского, преемника прп. Павла Евергетидского, основателя мон-ря (о преподобных Тимофее и Павле подробно говорится во 2-3-й главах). Описанные в Ипотипосисе порядки представляли собой в значительной степени новый подход к устроению монастырской жизни (в лит-ре нередко встречаются такие выражения, как «евергетидская реформа» или «евергетидское движение»), а также утверждение о создании Ипотипосиса прп. Тимофеем (см.: BMFD. 2000. P. 454-468), однако А. М. Пентковский указал на вероятную зависимость Ипотипосиса от несохранившегося (но известного по косвенным свидетельствам) Ипотипосиса основанного прп. Лазарем Галисийским мон-ря Воскресения Христова на Галисийской горе около Эфеса ( Пентковский. 2003. С. 327-330)). В сохранившейся форме евергетидский Ипотипосис содержит следы неск. правок и переработок (в т. ч., вероятно, разделения на главы) и датируется нач. XII в. (см.: Pargoire. 1907. P. 158; BMFD. 2000. P. 454-467; Пентковский. 2003. С. 335). Содержание литургического евергетидского Синаксаря в значительной степени соответствует послеиконоборческим к-польским литургическим Синаксарям: кафедральному (т. н. Типикон Великой ц. ) и монастырскому (студийскому), но описанное в Е. Т. богослужение характеризуется рядом особенностей, не имеющих параллелей в совр. к-польских памятниках и происходящих из палестинской и малоазийской традиций. Тем самым богослужебная часть Е. Т. не является непосредственной переработкой к-польских источников, но представляет собой свидетельство малоазийской редакции студийского Синаксаря. Как показал Пентковский, в основе евергетидского Синаксаря лежит несохранившийся литургический Синаксарь мон-ря Воскресения Христова на Галисийской горе ( Пентковский. 2003. С. 326-329); время создания евергетидского Синаксаря - посл. треть XI в. (Там же. С. 334). Евергетидский Ипотипосис подробно регламентирует внутреннюю жизнь мон-ря, а также говорит о его экономическом и церковно-правовом статусе, причем последний характеризуется как «свободный [от налогов], независимый и самоуправляемый» (гл.

http://pravenc.ru/text/Евергетидский ...

Григорий (Николай Миткевич; 1807–1881) – церк. писатель, ректор Казанской Духовной Академии, затем архиепископ Калужский Григорий Турский (ок. 540 – ок. 594) – епископ г. Тура (в Галии) с 573, автор «Истории франков» Григорий – дьякон Новгородский, переведший и записавший в 1056–1057 Евангелие для Новгородского посадника Остромира Гримм, братья: Якоб (1785–1863), Вильгельм (1786–1859) – нем. филологи, основатели филологической школы Гротефенд Георг Фридрих (1775–1853) – нем. филолог, заложивший основы дешифровки др.-перс. клинописи Гумбольдт Фридрих Вильгельм фон (1767–1835) – прус. лингвист и гос. деятель Гус Ян (1371–1415) – лидер религиозно-национального движения чеш. народа Гюльман Карл-Дитрих (1765–1846) – нем. историк Даниил Александрович (1261–1303) – мл. сын Александра Невского, князь Московский с 1276, причислен Церковью к лику святых Даниил (до 1492–1547) – рус. митрополит в 1522–39, публицист, глава иосифлян, боровшийся с нестяжателями и еретиками Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – рус. философ, публицист и социолог, идеолог панславизма Дарий – имя нескольких царей др.-перс. династии (V–II в. до н. э.), наиболее известен Дарий I (522–486 до н. э.) Дацибал (Децибал) (к. I – н. II в.) – последний выдающийся царь даков, разбитый во II-oй дакской войне легионерами Траяна Девар – нем. философ Дегинь Жозеф (1721–1800) – фр. историк-ориенталист Дедрик (Дедре) Пьер – французский архитектор и археолог Декарт Рене (1596–1650) – фр. философ, физик, математик Джемшид – др.-перс. царь, основатель (по Зендавесте) культуры и религии Диоскер (?–454) – патриарх Александрийский, защитник еретика Евтихия, участник монофизитской смуты Дитрих Бернский – герой германских сказаний (в реальности – Теодорих; ок. 454–526), король ост-готов Дмитрий Александрович (1250–1294) – сын Александра Невского, великий князь Владимирский (с 1276) Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь Московский (1359) и Владимирский (1362) Добрыня (X в.) – воевода Владимира I Святого, посадник Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

архиереи в этих епархиях преследуют болг. учителей, болг. язык и богослужение на слав, языке. Там же, окт. кн. Пзв. п Зам. 469– 471. 428 Этот ответ подписан был 16 ноября 1868 г. конст. патриархом Григорием, архиереями: ираклийским Панаретом, никомидийскпм Дионисием, дерконским Неофитом, критским Дионисием, филадельфийским Мелетием, воденским Никодимом, кизикийским Никодимом, халкидонским Герасимом, верийским Софронием, драмским Агафангелом, корчанским Неофитом. Пр. Об. 1869 г. март. кн. 445– 454. 429 Стран. 1871 г. апр. кн. Хрон. «Послание всел. патриарха на имя Св. Синода по церковно-болг. вопросу от 30 сент. 1870 г. 430 Послания эти напечатаны в Христ. Чт. за 1869 г. в сент. книжке. С своей стороны и Али паша писал патриарху Григорию, что созвание вселенского собора не может быть допущено. Прав. Об. 1871 г. янв. кн. Ст. Греко-болгарский церк. вопрос. 431 Проект этот, утвержденный султанским фирманом, выработан комиссиею из трех греков и трех болгар, назначенною по воле великого визиря, в начале 1869 г. 432 Патриарх выключил из округа экзархии, кроме почти всех македонских епархий, еще несколько уездов из епархий во Фракии и в собственной Болгарии, – и Высокая Порта определила впоследствии границы экзархии согласно желанию патриарха, предоставив в тоже время прочим епархиям высказать свои желания или присоединиться к болгарской экзархии, или остаться в зависимости от патриарха. Прав. Об. 1871 г. кн. 563. 435 Устав этот вполне напечатан в Прав. Об. 1Й71 г. кн. февр. 261– 272, и март. 431– 454. Он окончен в июле, переведен на турецкий язык и представлен на усмотрение и одобрение турецкому правительству. Прав. Об. 1871 г. окт. кн. Пзв. н зам. 469. 438 П. Софроний вступил на александрийскую кафедру по смерти Никанора, скончавшегося 5 января 1870 г. Краткия сведения о свят, п. Никаноре напеч. в Стран. 1870 г. апр. кн. 302– 304. 439 Церк. Лет. 1872 г. А; 11; стр. 173. Ответное послание сербского митрополита Михаила помещено в Стран. 1871 г. апр. кн. хрон. 69– 72. 440 Ответное послание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) - с непокрытой головой, с густой шапкой волос; на подобных иконах 1814 г. письма Петра Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Т. 1. С. 454-455) и 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ). Разные варианты изображения преподобного встречаются на др. по составу иконах данного сюжета. Так, на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) Г. назван Вологодским, волосы у него расчесаны на прямой пробор, на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) изображен с куколем на голове. На иконе Собора рус. святых 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) среди преподобных, согласно надписям на нимбах, трижды представлен прп. Григорий Вологодский (по-видимому, в одном случае подразумевался прп. Григорий Авнежский). В XX в. образ святого включен в группу Вологодских чудотворцев в центре 1-го ряда на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ) и на ее повторениях, на рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 32). В числе Вологодских святых вместе с прп. Дионисием Глушицким фронтально в рост (в основе - изображение на покрове) Г. представлен на бронзовом рельефе в нижней части креста, установленного в 1997 г. на месте Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (скульптор А. В. Климков). Лит.: Вздорнов Г. И. Вологда. Л., 19782. С. 100. Ил. 77; Рыбаков А. А. Худож. памятники Вологды XIII - нач. XX в. Л., 1980. С. 28. Ил. 73, 98; Прп. Сергий Радонежский: Альбом/Авт.-сост.: Н. Чугреева. М., 1992. С. 194-195. Ил. 106; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455; Т. 2. С. 88-89, 300-301; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89, 92, 94-97, 106. 31, 37, 39-42, 56.

http://pravenc.ru/text/166551.html

А чтобы этого достигнуть, нужно было некоторые данные, относящиеся непосредственно к вопросу и служащие ключем, могущим разгадать загадку, обойти молчанием, как, напр., письмо Льва великого к Анатолию от марта 458 года, или же письмо блаженного Авита Иоанну константинопольскому; другие данные нужно было истолковать превратно, как, напр., указы Маркиана и Валентиниана от 454 года, или письмо Льва к Юлиану от марта 453 г., и наконец, нужно было создавать такие комбинации, которыя решительно противоречат началам здравой критики. Защищая Льва, пока он в письмах от 454 г. восстает против этого правила, они принуждены впоследствии осуждать его, когда он вступает в иные отношения с Анатолием; далее, они принуждены осуждать пап: Адриана II, при котором состоялся собор 869 года, Иннокентия III, при котором состоялся латеранский собор, и Евгения IV, подписавинаго первым Decretum eoncilii Florentini, наконец, они принуждены усумниться в доброкачественности своего Corpus juris canonici, на видном месте которого красуется текст даннаго правила. Ко всему этому последовательно должно было привести их стремление - представить определение нашего правила противозаконным. Конечно, они этого не высказывают, однако к подобному заключению, особенно при ухищрениях некоторых из них согласовать между собою последние действия папства с первыми, должен придти каждый, кто читает все эти многочисленные их толкования, будь он православный или римско-католик, если только сколько-нибудь знаком с церковной историей IV и V веков. К этому определению собора мы еще вернемся при толковании правил Трулльского собора, который повторил в своем 36 правиле это определение и установил поименно порядок старшинства меаду пятью первопрестольными патриархами. Примечания 153. В Василикахъ, в которыя эта новелла внесена, читаем: Ne rapta nubat raptori. Sed et si huic eonjugio consentiant parentes, deportantur (LX,58,4), и далее: Nefariae enim sunt hujusmodi nuptiae(5). 154. οο ε ο о... ευ. Privilegia ecclesiarum eanctorum patrum canonibas instituta.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

644 Феликс был епископом Адруметы в Бизацене. Был изгнан после 439 г. Возможно, вскоре умер, поскольку в 450 г. епископом Адруметы был уже Аврелий. 645 Деограций был избран епископом Карфагена 24 октября 454 г. Он пробыл на этом посту вплоть до смерти в 457 г. После его смерти пост епископа оставался вакантным в течение 24 лет. 646 В 455 г. император Валентиниан III был убит в результате заговора. Из всех претендентов утвердился Максим, который захватил дворец с помощью взяток. Он насильно женился на вдове Валентиниана Евдоксии. Своего сына Максим женил на Евдокии, дочери Евдоксии, которая уже была обручена с Гунерихом, сыном Гейзериха. Когда слухи об этом дошли до Гейзериха, он возглавил экспедицию в Рим. Некоторые авторы (Гидаций, Иоанн Антиохийский) сообщают, что Евдоксия, узнав от Максима о его участии в заговоре против Валентиниана, воспылала гневом и написала Гейзериху, чтобы он захватил Рим. 31 мая 455 г. флот вандалов появился в Остии. Император Максим был убит. 2 июня вандалы ворвались в Рим и грабили город в течение 14 дней. 647 Мавры активно участвовали в походе Гейзериха на Рим и в других экспедициях вандалов в Италию. Это племена гарамантов и арзугов (обитали в районах Бизацены и Южной Триполитании), автололов (из Мавретании), гетулов (Apoll. Sidon. V, 335 sqq.). 648 Единственный четко зафиксированный факт из жизни Фомы – рукоположение Деограция в епископы Карфагена в 454 г. Возможно, именно этот Фома упоминается в 411 г. на соборе в Карфагене среди католических епископов как епископ Кубдена, города в Проконсульской провинции. 649 Винцентий был епископом Зигги, города в Проконсульской провинции (название города, передаваемое Виктором как Гига, впоследствии превратилось в Зигва). Винцентий пробыл долго на своем посту – он упоминается в 484 г. как епископ Зигги (Notitia, P 41). 650 Павел был епископом города Синнуара в Проконсульской провинции и оставался на этом посту как минимум до 484 г. (Notitia, P 3). 652 Возможно, это Квинтиан, епископ города Уруси в Проконсульской Африке. Он стал епископом после 430/431 г., когда в качестве епископа Уруси упоминается Мансует (см. прим. 14), и явно был его преемником. Несмотря на изгнание, Квинтиан оставался на своем посту как минимум до 484 г., когда упоминается среди епископов Проконсульской провинции (Notitia, P 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 Или: “нравственной чистотой, порядочностью, внутренним благородством” ( di(a _epieik)iaq ) . Ñîãëàñíî ñâÿòèòåëþ Êëèìåíòó Ðèìñêîìó, ýòîé äîáðîäåòåëè, как и великодушию, особенно заповедовал следовать Господь. См.: Писания мужей апостольских. Рига, 1992. С. 120. “Нет ничего равного кротости, которая приносит великую пользу и тем, кто имеет ее, и тем, на кого она действует”. — Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого Архиепископа Константинопольского Избранные творения. Беседы на Деяния апостольские. М., 1994. С. 272. 29 В тексте лакуна. 30 Свободная цитата из Гал 6:17. По одному из толкований, Апостол хотел расположить галатов “вникнуть лучше в послание, и сказал: больше толковать не хочу, ибо это будет то же, что воздух бить”. — Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. Послание к Галатам. М., 1996. С. 454. 31 Святитель Феолипт указывает на усложнившуюся ситуацию Филадельфии, которой со всех сторон угрожали турки. 32   Перевод гипотетичный, ибо выражение  ìàëîïонятно. 33 Ср. наблюдение аввы Евагрия в сочинении “О помыслах”: “ [ Äóõîâíûì îêîì ìîæíî ] ðàññìîòðåòü, ÷òî îäíè èç ïîìûñëîâ ñëåäóþò ïî [ ñàìîìó ] ïóòè äîáðîäåòåëè, à äðóãèå èäóò áëèç ýòîãî ïóòè. Òå [ ïîìûñëû ], êîòîðûå ïðåïÿòñтвуют осуществлению заповедей Божиих, пребывают близ пути; наоборот, те [ ïîìûñëû ], êîòîðûå íå òîëüêî íå óáåæäàþò îòêàçàòüñÿ îò îñóùåñòâëåíèÿ ýòèõ çàïîâåäåé, íî âíóøàþò [ ðåâíîñòíî èñïîëíÿòü èõ ] , à êîãäà îíè èñïîëíåíû, ïобуждают [ íàñ ] õâàñòàòüñÿ ïåðåä ëþäüìè, — âîò ýòè ïîìûñëû, êàê ìîæíî íаблюдать, находятся на [ ñàìîì ] ïóòè [ äîáðîäåòåëè, ñòàðàÿñü ] ïîãóáèòü ëèáî öåëü íàøó, ëèáî äîëæíûé ñïîñîá îñóùåñòâëåíèÿ [ òîé èëè èíîé ] çàïîâåäè”. — Ó èстоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М., 2002. С. 454–455. 34 Антитеза славы человеческой и славы Божией восходит, скорее всего, к Ин 12:43–44. Она постоянно встречается и в святоотеческих творениях, например, у преподобного Макария: “Непорочен тот, кто не совершает в сердце беззакония, не имеет пятна или порока или чего-либо подобного (Еф 5:27); кто знает, что это такое: Вся слава дщери Царя внутри(Пс 44:14), а не вовне; кто неложно говорит: Ты исполнил сердце мое веселием(Пс 4:8); кто ознаменован ликом Христа, вернее же — тот, в ком действует Христос и кто стремится прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:13); кто бежит славы у людей и добивается славы от Бога, действующей в чистом сердце”. — Творения преподобного Макария Египетского. С. 608.

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

Виталий, архиепископ см. Виталий (Введенский), бывш. обн. митрополит, архиепископ Виталий, епископ Епифаньевский см. Виталий (Введенский), бывш. обн. митрополит, архиепископ Виталий, епископ Тульский см. Виталий (Введенский), б. обн. митрополит, архиепископ Виталий, митрополит см. Виталий (Введенский), б. обн. митрополит архиепископ Витте Сергей Юльевич, гос. деятель 172 Владимир (Александров), обн. епископ Аляскинский 704 Владимир (Богоявленский) , митрополит, свмч. 147, 188, 199, 608, 670 Владимир (Давыдов), обн. архиепископ 421, 704–705 Владимир (Дерябин), обн. архиепископ 420, 705–706 Владимир (Досычев), обн. архиепископ 706 Владимир (Дубчук), обн. епископ 309, 484, 488, 706–707 Владимир (Злобин), обн. митрополит 532, 707–708 Владимир (Кириллов), обн. митрополит 418, 421, 441, 500, 503, 708–709 Владимир (Кован или Ковин). обн. архиепископ 526, 532, 709 Владимир (Кучинский), обн. епископ 709–710 Владимир (Пищулин), архимандрит см. Владимир (Пищулин), бывш. обн. епископ, свмч. Владимир (Пищулин), бывш. обн. епископ, свмч. 363, 415, 420, 454, 471, 477, 710–712 Владимир (Путята), обн. архиепископ 712–714 Владимир (Сычев), обн. епископ 714–715 Владимир, епископ Владикавказский 670 Владимир, митрополит Белорусский см. Владимир (Кириллов), обн. митрополит Владимир, митрополит Киевский см. Владимир (Богоявленский) , митрополит, свмч. Владимир, митрополит Московский см. Владимир (Богоявленский) , митрополит, свмч. Вознесенский, преподаватель 454 Вознесенский, проф., 362 Волжин Александр Николаевич, обер-прокурор Св. Синода (30.09.1915–08.1916) 189 Волконский А. М., авт. соч. 97 Воскресенский В. К, обн. протоиерей, член ПЕУ 236, 237 Воскресенский Владимир, обн. петроградский протоиерей 209, 304 Воскресенский Николай, обн. протодиакон 306 Вселенский патриарх 450, 451, 488, 491 Вселенский патриарх см. Василий III. Вселенский патриарх Высокоостровский, осужденный по петроградскому процессу 251 Вышинский Андрей Януарьевич. зам. прокурора и прокурор СССР в 1933–1939 гг. 11, 207

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

также Деян. 3:25 . Срав. «Записки на книгу Быт.» стр. 182–184. 197 Срав. бл. Феофилакта на это место в устранение мнимого противоречия между толкованием Павла и Иакова, стр. 29–30. Казань 1865 г. 198 См., между прочим, замечательное по глубине мысли исследование К. А. Ауберлена «Telchiseden’s ewiges Leben und Priesmermhum» t. d. Theologiset. Smud. и. Krit 1857, H. 3. S. 454, 77. 202 Поэтому-то его считали одни, вслед за Филоном («Legis allegoriarum» lib. 11 pag. 57 ed. cit), за явление Логоса (см. у К. Ауберлена в цит. статье стр. 454, где он поименовывает св. Амвросия Медиолан., Кюнея, Петерсена, Штарка и др.); другие в связи с этим, на явление ангела ( Ориген и Дидим), третьи (Гиракс и др.) за явление Св. Духа; еще некоторые (напр. Хульсий) видел в нем возвратившегося с неба Эноха, или даже (как Клонненбург) нарочито сотворенного Богом человека. Раввины, и вслед на ними многие христианские толкователи (напр. даже бл. Иероним, Лютер, Меланхтон, Гергард и др. Штир еще в нынешнем столетии) считали его за жившего еще во время Авраама – Сима – сына Ноева. Смотри обо всех этих мнениях в цит. специал. статье Ауберлена и в немецких комментариях на послание к Евреям – Толюка, Блека, Мейера (–Люнемана, Майера и др.). 206 Там же и стр. 600 срав. св. 3латоуста, на Евр. бесед 12, стр. 208, 35 – беседу на кн. Быт. в цит. месте. Срав. также «Записки на к. Быт.» стр. 124–128, – «Предызображение Господа нашего Иисуса Христа» и проч. стр. 69–70 и др. 216 Недаром св. Феофил Ант., описывая времена патриархальные, между прочим о времени Мельхиседека говорит: «в это же время был праведный царь (γνετο βασιλες δκαιος) по имени Мельхиседек, в городе Салиме, ныне называющемся Иерусалим», см. к Автол. кн. 2, гл. 31, стр. 372 он изд. в Гаге 1742 г. срав. также исследование «Предызображение Господа нашего Иисуса Христа» стр. 68 и примеч. и особенно Кейля на Быт. 14:18 , стр. 151, 2 изд. в Лейпциге 1866, приводящего особенно – важное место из псалма 76 (по Евр. биб.), 3. 219 Как именно на одном этом названии зиждет свое аллегорическое толкование Мельхиседека Филон 2 кн. «Legis allegor.» pag. 57.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

– Нынешнее кирилловское оружие состоит только из остатков, которые могли в то время из под развалин вытащить» (см. Рукоп. Имп. Публ. Библ.). – В бывшей казенной палате ко времени Бороздина помещалась и монастырская библиотека; казна же (т. е. деньги и другие ценности), вероятно, около того же времени была переведена в верхний этаж над церковью архангела Гавриила. 786 Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 621–623. – В расходных книгах монастыря записано, что «кнуйские крестьяне Рюма с товарыщи делали чюлан в оружничью службу» в августе 1611 года (Рукоп. Кир. библ. 36–636, л. 103 и об.). Быть может, этот чулан есть тоже, что «оружная» полатка описи 1621 года. – «Оружничий старец» (Феодорит) упоминается в мае 1615 года (Рукоп. Кир. мон. 54–654, л. 6). Но еще ранее постройки упомянутой «полатки» в монастыре имелись запасы огнестрельного оружия и пороху. В августе 1581 года старец Пахома покупал в Нижнем Новгороде немного зелья пищального, свинцу, порошницу и проч. (Рукоп. Кир. мон. 586, л. 10). В марте 1582 года на Вологде было куплено для монастыря зелья пищального 14 фунтов без четверти, на 61 алтын (Рукоп. Кир. мон. 586, л. 66 об.). В смутное время, когда обозначилась опасность литовского нашествия, прежние запасы постепенно увеличивались новыми покупками. В августе 1606 года было приобретено полпуда пороху пищального на рубль 22 алтына и 5 денег (Рукоп. Кир. мон. 22–622, л. 66 об.). В октябре 1608 года – 7 пудов пол 3 гривенки пороху и пищального на 21 рубль 6 алтын 2 деньги (Рукоп. Кир. мон. 29–629, л. 66). В августе того же года – полпуда пороху пищального на рубль 20 алтын (Рукоп. Кир. мон. 29–629, л. 52 об.). См. также Рукоп. Кир. мон. 8–608, л. 126. 26–621, л. 23; 22–622, л. 36, л. 39, 60 об., 63 об., 66 об., 116; 29–629 л. 66, 83 об.–84, 89 и об., 90; 36–636, л. 59, 64 об., 77, 101 об. 108; 24¬624, л. 23 и т. п. – Запасаясь оружием, монастырь сосредоточивал в своем складе предметы различной фабрикации: пищали английской работы, медные пищали «московского дела», «медные пищали» «домашнего дела» (т. е. местного производства), самопалы «шкотцкие», корельские, «свитцкие» московского дела и т. п. (Рукоп. Кир. библ. 75–1314, 454–460). Холодное оружие было большею частью производства окрестных крестьян. 788 В 161 3 / 4 (122) г. А. И. Зюзин дал «три снаряды железные литые за полтораста рублев – болшая пушка Лев, весу в ней 80 пуд, пищаль Попугай весу в ней 45 пуд, пищаль Дерьмьлиг (или Дермлин) весу в ней 45 пуд» (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 163 об.). Эти снаряды были английской работы. Ядра для первого весили шесть фунтов, для второго три фунта, а для третьего – четыре фунта (Рукоп. Кир. библ. 75–1314, л. 454). Вологжанин, посадской человек, Иван Агафонов Дьяконов, «во иноцех» Иоаким, в 161 7 / 8 (126) году дал пушечку медную весом 5 пуд, 2 пушечки невелики да пищаль аглинская, саадок полной» (там же, л. 171).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010