Василий, князь 112 Василий, священник 148 Василий, старец 335 Василий 121 Василько Константинович, князь, св. 39, 88, 129 Василько Романович, князь 129, 134, 137, 138 Васильчиков И., князь 380, 469 Вассиан, архива 67, 68 Вассиан Патрикеев-Косой 72, 110, 111, 112 Варда-Фока, полководец Варсонофий 347 Васильев Феодосий, дьячек 346 Введенский А. , прот. 412,414, 416, 417, 420 Ведель 297 Венедикт Плотников, епископ 411 Венедикт, епископ 476 Вениамин Благонравов , епископ 367 Вениамин Казанский, митроп. 378, 380, 381, 383, 411, 412, 416, 417, 422 Вениамин Пуцек-Григорович, архиеп. 396 Вениамин Румовский, епископ, 314 Вениамин Смирнов, архим. 371 Вениамин Федченков , митроп. 445, 453, 454 Вениамин, епископ 468, 469, 473, 478, 497 Вениаминов Гавриил, свящ. 367 Вениаминов Иоанн, свящ. 368 Вера (вдова калмыцкого хана) 371 Веригин Петр 344 Вернадский, проф. 469 Верюжский В., проф.-прот. 434 Ветринский И., проф. 318 Викентий, архим. 216 Виктор Садковский, епископ 358 Виктор Святин, архиеп. 445 Виктор, архиеп. 452 Виктор,епископ 433,434, 435, 438, 496 Викулов Данила 206, 207 Виноградов В. , проф. 317 Висковатый, дьяк 124,125 Виталий Максименко , архиеп. 494 Виталий Устинов,митроп.,первоиерарх 492, 494 Виталий, архиеп. 473, 476, 489, 490 Виталий, епископ 416 Витберг А. 294 Витенс, князь 135 Витовт, князь 55, 56, 57, 137 Вишневецкий Адам 157 Вишняков В. П. 411 Владимир Андреевич, князь 93 Владимир Богоявленский ,митроп. 284, 285, 352, 378, 380, 381, 394, 395, 397, 398 Владимир Путята, епископ 424 Владимир, архиеп. 482 Владимир, епископ 468 Владимир, свящ. 398 Владимир Василькович, князь 90, 95 Владимир, вел. князь, равноап. 5, 9, 10, 11, 12, 13 14, 15, 16, 20, 21, 22, 24, 25, 29, 30, 33, 34, 92, 97, 103, 113, 116, 120, 134, 138, 139, 217, 248,294,471,489 Владимир Георгиевич, князь, св. 39 Владимир-Иоанн, князь 129 Владимир Мономах 93, 98,114, 119, 127, 129 Владимир Ольгердович, князь 54, 136, 137 Владимир Петров, архим. 366 Владимир Сободан, митроп. 450 Владимир Ярославич, князь 88, 92, 127

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Афанасий, по предположению исследователей, умер в мае 373 года. Он назначил себе преемником одного из своих пресвитеров, по имени Петр. Арианин Луций, который поставлен был епископом после умерщвления Георгия и занимал эту кафедру во время изгнания Афанасия при Юлиане, теперь был вновь выдвинут своей партией, и Петр был изгнан при таких же обстоятельствах насилия и святотатства, как и те, что сопровождали изгнание его великого предшественника Григорием и Георгием. Петр нашел убежище в Риме, и через несколько времени возвратился с одобрительными письмами от епископа Дамаса; после чего, так как Валент был в то время далеко и внимание его от богословских споров было отвращено готской войной, народ восстал против Луция и восстановил православного епископа 1136 . Валентиниану в 375 году наследовал его сын Грациан, который уже в течение восьми лет занимал достоинство августа 1137 . Новый император, которому было только 16 лет, принял себе в качестве номинального сотоварища своего сводного брата, младшего Валентиниана, четырехлетнего ребенка. Вследствие смерти Валента в бесчестной битве при Адрианополе, Грациан сделался в 378 году властелином всей империи (9 авг. 378 г.); но он поспешил облегчить себя от части своих забот передачей верховенства над востоком Феодосию, сыну полководца того же имени, отличные услуги которого в Британии и в Африке были награждены его казнью в Карфагене (Янв. 379 г.) за три года перед тем 1138 . Младший Феодосий с того времени жил в отчуждении в своих поместьях в Испании, пока он не призван был разделить императорскую власть в надежде, что своими способностями он мог отвратить опасности, которые угрожали империи со стороны надвигавшихся готов. Вступив во владение Валента, Грациан провозгласил свободу религии всем, кроме манихеян, евномиан и фотиниан, и возвратил изгнанных епископов востока 1139 . Полуариане, будучи таким образом освобождены от угнетения Валентом (378 г.), порвали ту связь, которую они так деятельно поддерживали с православными, но многие отказались присоединиться к этому движению и оставались в единении с православным обществом 1140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Иоанн Дамаскин,  прп .  Второе защитительне слово против порицающих святые иконы, X//Указ. соч. С. 378. Курсив наш. –  В.Н.  Там же. Курсив наш. –  В.Н.   Иоанн Дамаскин,  прп .  Второе защитительне слово слово, XI//Указ. соч. С. 378.  Там же.   Иоанн Дамаскин,  прп .  Третье защитительне слово против порицающих святые иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов об иконах//Указ. соч. С. 437. Курсив наш. –  В.Н.   Иоанн Дамаскин,  прп .  Третье защитительне слово против порицающих святые иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов об иконах//Указ. соч. С. 418–419. PG 94, col. 1376 B-D. Курсивом выделен уточненный перевод термина (в цитируемом переводе стоит «образ»). –  В.Н.   Феодор Студит,  прп .  Первое опровержение иконоборцев, 14//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 258–259. Курсив наш. –  В.Н.  PG 99, col. 345.  Схолия прп. Иоанна Дамаскина на свт. Василия Великого: тридцать глав о Святом Духе к Амфилохию, глава 18.   Иоанн Дамаскин,  прп .  Второе защитительне слово против порицающих святые иконы, X, XI//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. – СПб.: СПб-я дух. академия, 1913. С. 378.  Pro sacris Imaginibus Orationes tres. PG 94 (Три слова в защиту святых икон).   Иоанн Дамаскин,  прп .  Второе защитительное слово против порицающих святые иконы, XIX//Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 45.   Бычков В.В.  Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство/Российская акад. наук, Ин-т философии. – М.: Ладомир, 2009. – 635 с. С. 70–71.   Бычков В.В.  Феномен иконы. С. 71   Бычков В.В.  Феномен иконы. С. 71.   Иоанн Дамаскин,  прп .  Третье защитительное слово против порицающих святые иконы, XLI//Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. – С. 47–69. С. 69.   Бычков В.В.  Феномен иконы. С. 72.  Там же.  Там же. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/153931.html

С т. зр. последовательности рассматриваемых событий священной истории 1-е место занимает «Exameron» (Шестоднев, между 378 и 390) в 6 книгах, представляющий собой, подобно одноименному творению свт. Василия Великого, изъяснение библейского повествования о творении мира и происхождении человека, т. е. первых стихов кн. Бытия. Наиболее ранним по времени создания считается творение «De paradiso» (О рае, до 378), посвященное толкованию библейского свидетельства о рае, о поселении в нем человека, наречении имен животным, сотворении жены, о древе жизни и древе познания добра и зла , искусителе и искушении , о следствиях грехопадения . Трактат «De Noe et arca» (О Ное и ковчеге, ок. 377) излагает историю праведного Ноя с подробным описанием и объяснением Ноева ковчега , в нем говорится о всемирном потопе , о заключении завета с Богом и последующих судьбах ветхозаветного патриарха. Этот трактат открывает целый ряд сочинений о ветхозаветных сюжетах: «De Cain et Abel» (О Каине и Авеле, ок. 377/78), «De Abraham» (Об Аврааме, ок. 378), «De Iacob et vita beata» (Об Иакове и блаженной жизни, 386), с нравственной проблематикой, «De bono mortis» (О благе смерти, ок. 387-389), имеющее отчасти догматическое содержание, «De interpellatione Iob et David» (О жалобе Иова и Давида, ок. 388), «De Ioseph» (Об Иосифе, ок. 388), «De Helia et ieiunio» (Об Илии и посте, ок. 389), «De Tobia» (О Товии, ок. 389), 2 трактата в оправдание проступков царя Давида : «De apologia prophetae David» (Об апологии Давида пророка, 390); «Apologia David altera» (Другая апология Давида, сент. 390; принадлежность ее А. оспаривается), «De Isaac vel anima» (Об Исааке или душе, 391), «De patriarchis» (О патриархах, ок. 391), «De fuga saeculi» (О бегстве от мира, ок. 394), относимое также к нравственным сочинениям. Ревность А., направленная к искоренению бесчувственности и черствости, проявилась в его слове «De Nabuthae» (О Навуфее, ок. 389). Напоминая страницы священной истории о несправедливо обиженном нечестивым царем Ахавом виноградаре (3 Цар 21), А. говорит: «Природа не знает богатых, она всех рождает бедными, пускает на свет нагими; нагих воспринимает и земля» (De Nabuth. 1. 2).

http://pravenc.ru/text/114346.html

— Колебания Василиска (327). — Униональная политика Зинона (энотикон) и «акакианская схизма» (327–331). — Покровительство монофиситам Анастасия (331–332). —  Распадение монофиситства на толки . — Диоскориане и акефалы (332). — Евтихий (383), Диоскор (333–334), Тимофей Элур (334–335), Филоксен (335–336). — Севир и его учение (336–343). — Спор Севира и Юлиана галикарнасского (343–348). — Актиститы и агноиты (348–351). — Спор тритеитский (351–354). — Спор Дамиана александрийского и Петра антиохийского (354–356). — Конониты и филопониане (356). — Генеалогическое дерево монофиситских сект (356–358). —  Торжество православия при Юcmuhe I и осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима. Спор о выражении: «Един Св. Троицы пострада» . —  Реакция против политики Анастасия и восстановление православия при Юстине (359–361). — Вмешательство Рима и вызванные этим волнения на востоке (361–366). — Формула скифских монахов, принятие её на востоке и страх пред нею на западе (366–373); принятие её в дальнейшее время и на западе (373). —  Юcmuhuah I и его униональная политика , — Попытки Юстиниана к воссоединению монофиситов с православными (373–374). — Диспут в Константинополе 531 (или 533) г. (374–378). — Указ 533 г. (378). — Разделение ролей между Юстинианом и Феодорою (378–380). — Намерение Юстиниана лишить монофиситов иерархии и Иоанн теллский (380). — Свобода монофиситов в Константинополе при покровительстве Феодоры и борьба с ними Ефрема антиохийского и папы Агапита; собор 536 г. (380–382). — Вигилий и Пелагий, сторонники Феодоры (383–384). 4. Спор о трех главах. —  Эдикты Юстиниана о трех главах . — Вопрос о возникновении спора (384–385). — Оригенистическое движение в Палестине и эдикт против оригенистов (385–386). — Влияние на Юстиниана Феодора Аскиды (386–387). — Эдикт 544 г. и вынужденное принятие его на востоке (387–389). — Протест западных и разбор эдикта Фульгентием Феррандом (389–392); оппозиция Италии и Африки (392–394). — Вызов в Константинополь папы Вигилия и его отношение к вопросу (394–396).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

— «Невский проспект» 229 — «Нос» 12, 14, 31, 363 — «Ночи на вилле» 414, 415 — «О движении журнальной литературы» 12, 366, 367 — «Отрывок» 187 («… лоскутки истребленной мною комедии»), 405 — «Ревизор» 11–13, 18, 20, 22, 26, 31, 35 («Комедия») 37, 38 («пьеса»), 39, 42, 47, 84, 98, 187, 188, 193, 205 («насчет предложения Василия Ивановича» взять на себя второе издание «Ревизора»), 269, 270, 317, 323, 329–332, 363, 365–373, 378, 381, 383, 405, 408, 421, 422, 443, 445, 446 — «Рим» 446 — «Старосветские помещики» 98 — «Тарас Бульба» 98, 383, 415 — «Театральный разъезд» 82 («Слышит ли он, и где он слышит это?»), 381 — «Тяжба» 187 («лоскутки истребленной мною комедии»), 405 — «Утро чиновника» («Утро делового человека») 11, 12, 36, 187 («лоскутки истребленной мною комедии»), 366, 367, 405 Гоголь (Головня) Ольга Васильевна («Оленька», «сестра», «сестры») 24, 36, 65, 88, 90, 114, 119, 152, 189, 208, 300, 310, 313, 329, 377, 382, 389, 391, 432 Голландия 55 Голохвастов Д. П. 27 «Горе от ума» 287, 369, 434 Горчаков Александр Михайлович 101, 386 Гофман Э-Т-А 180, 404 Грановский Тимофей Николаевич 422 Гренберг 219 Грефенсберг («Грефенберг») 226, 228 Греч Николай Иванович 149, 262, 393, 397, 409, 412 Григорий XVI («папа») 90, 103, 143, 151, 177, 384, 396 Григорович Василий Иванович — 26, 326, 444, 445 Григорьев П. И., актер 368 Гризи Джульетта 81, 96, 121, 135, 178, 218, 380, 395, 403, 410 Грифи, знакомый Гоголя в Риме 224, 412 Гродно 20 Грот Карл Яковлевич 420, 430, 434 Грот Яков Карлович 378 Д анилевский Александр Семенович 13, 14, 17, 18, 26, 34, 46 («попутчики»), 60, 61, 63, 65, 71, 74 («двоюродный брат»), 78, 81, 84, 86, 94, 96, 99, 100 («полковник»), 117, 120, 124, 131, 133, 135, 147, 152, 153, 155, 157, 158, 160, 162, 163, 166, 172, 174, 176, 178, 179, 190, 191, 195, 198, 200, 204, 206, 209, 211, 213, 217, 220, 225, 226, 233, 234, 236, 266, 275, 300, 341, 343, 365, 373, 378–380, 382, 383, 385, 386, 392–395, 397–403, 405–410, 412–415, 426, 436, 449, 450 Данилевский Елисей Семенович 170, 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

О воплощении Единородного Сына Божия от Девы: ς π τν πομνημονευμτων μθομεν, προεδλωσα (105. ed. Otto. 376, Migne col. 721 А). Слова Христа Лк. 23:46 ς κα κ τν πομνημονευμτων κα τοτο μαθον (ib. Otto, p. 378. M. 721. B). Мф. 5:25 : τατα ερηκναι ν τος πομνημονεμασι γγραπται· ν μ… ib. Otto. p. 378. M 721. С). О предсказаниях Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении Лк. 18:31–33 ; Мф. 16:21 : Dial. 106. Otto p. 378. M. col. 724, A: ς κα ν τος πομνημονεμασι τν ποστλων δηλοται γεγενημνον. Ibid. В–С; Otto p. 380. О переименовании Христом ап. Петра и о данном Им братьям Зеведеевым названии сыны грома Мк. 3:17 : κα τ επεν μετωνομακναι ατν Πτρον να τν ποστλων, κα γεγρφθαι ν τος πομνημονεμασιν ατο (т. е. Петра в евангелии) γεγενημνον κα τοτο κτλ. ibid. C. Otto. p. 382: поклонении волхвов и звезде. ibid. 107. col. 724. С. Otto, p. 382. Мф 12:39 : γγραπται ν τος πομνημονεμασιν. Cp. Dial, Otto. p. 38. M. 486, C: μν δ κα τ ν τ λεγομν Εαγγελ παραγγλματα θαυμαστ οτως κα μεγλα πσταμαι εναι, и др. мн. Под воспоминаниями Петра разуметь надо евангелие Марка, составленное по воспоминаниям проповеди ап. Петра (см. прим. выше): и это особенно потому, что о данном Христом сыновьям Зеведеевым названии «сыны грома» повествует один только Марк ( Мк. 3:17 ). Таким образом из цитат, проведенных Иустином с выразительным указанием на воспоминания или евангелия апостолов и учеников апостольских, мы узнаем, что апологет сообщает нам евангельский текст, в том виде и объеме, как имеется он в наших синоптиках, т. е. цитирует евангелие по Матфею (1:21; 2:1 сл. 12:39), Марку (3:17) и Луке (1:31 сл. 22:17–19; 23:46), – и в объеме всей евангельской истории, как она излагается у синоптиков, начиная сверхъестественными событиями рождения Господа (благовестие ангела, безмужное рождение от Логоса – силы Вышнего, звезда волхвов, крещение и искушение Господа, распятие, смерть, воскресение и вознесение Господа на небо). Доказательства этого положения будут у нас преумножены теми выдержками, которые Иустин, хотя и приводит без выразительного указания на «воспоминания апостолов и их учеников», но которые содержат текст нашего четвероевангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Василий не обманулся в бесполезности сношений с Западом. Западные Епископы не только не оказали никакой помощи восточным Церквам и не только не обвинили, как бы следовало, если бы они ревновали только о православной истине, Павлина, поставленного ими, за его уклонение в Маркеллову ересь, но и обвинили собственно за нападение на него в ереси ревностных защитников православия, Мелетия, Архиепископа Антиохийского, и Евсевия, епископа Самосатского 249 . Как ни горестно было для святого Василия известие о сем, но он не терял упования на милостивое попечение о Церквах Господа Иисуса Христа и потому в 378 году писал св. Евсевию, жившему в изгнании, выражая твердую уверенность свою, что милосердный Бог внимая слезам Церквей и вздохам всеми испускаемым, еще при жизни его возвратит изгнанных Епископов на свои престолы 250 . И упование его на Бога не посрамило. В Мае 378 года западным Императором Грацианом издан был указ в пользу православия, которым не дозволялось еретикам иметь никаких церковных собраний ни в городах, ни вне городов. Хотя этот указ при жизни Валента не мог принести православным всех благотворных плодов, каких можно было от него ожидать, но тем не менее он немало ободрил дух православных и утвердил их надежды на лучшие времена. Впрочем Промысел Божественный, полагавший предел всему, и радостям и скорби, не замедлил послать страждущему православно полное утешение, а вместе с сим нанести и конечное поражение еретикам. В Августе того же 378 года Валент погиб в войне против Готфов, а вместе с ним рушилось и господство ариан. Немедленно по смерти Валента Грациан повелел возвратить из заточения всех исповедников православия, и изгнав из городов еретиков, возвести на кафедры церковные православных Епископов, которым они прежде принадлежали 251 . Для исполнения этого указа Грациан отправил на Восток особого чиновника Сапора. И св. Василий, изнуренный восьмилетнею, в сане Архиепископа, борьбою с еретиками, ослабленный постоянными и неутомимыми трудами, изможденный непрерывными болезнями, истощенный подвигами любомудрия в конце дней своего земного жития имел еще утешение видеть возвращенными на свои кафедры своих друзей, Мелетия и Евсевия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

«К подвижнику Стагирию три слова о провидении». Более точно определяют время написания этих слов Преосв. Филарет (193 стр.) и г. Малышевский (29 стр.), относя их без особых оснований к периоду диаконства, с чем мы не можем согласиться. Златоуст говорит (сл. 1, отд. I): «надлежало бы мне теперь быть при тебе, принять участие в скорбях твоих; но худое здоровье и головная боль принудили меня остаться в доме» (Сл. т. III, ст. 234–236). Из этого указания заключают, что эти слова написаны после двухгодичных подвигов Златоуста в пустыне, которые произвели в его организме крайнее изнурение, принудившее его возвратиться в Антиохию (Слово т. III, стр. 235). А возвращение его в Антиохию случилось, как известно, в конце 380 года, к каковому времени и следует отнести написание означенных слов к Стагирию, но только не в сане диакона. В виду этого, мы не можем согласиться, что сочинение написано в 377-м или 378-м году, ибо в это время Златоуст был еще в пустыне. Таким образом, слова к Стагирию надобно отнести ко времени, промежуточному между периодом жизни Златоуста в пустыне и временем поставления его в диакона. Переводчик наш (СПБ. 1850 г. Слово т. III, стр. 235) между прочим заметил, что «Иоанн и Стагирий оба жили (тогда) в Антиохии», только, следовательно, по болезни первый не мог посетить последнего. И это так. Автор говорит страждущему подвижнику: «ты жаловался на то, что этот св. муж» – очевидно, св. Мелетий, Епископ Антиохийский, – «который явил столь великую силу на других людях, не мог ничего такого сделать для твоей любви» (Слово т. III, стр. 237; заметка переводчика ibid.: Мелетий возвратился из ссылки в 378 году; Малыш. стр. 28), – это вернейшее доказательство, по нашему мнению, что сочинение написано не раньше 378 года. Г. За диаконский период жизни Златоуста Минь указывает сочинения: в 381 году – а) Два слова к молодой вдовице. б) Книга о девстве. Около 382 года – в) составлена книга о Св. Вавиле против Юлиана и язычников и г) Краткое обозрение ветхозаветных книг. Но опять, чуть не при каждом из сейчас названных сочинений фигурирует выражение «вероятно».

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

263-264 АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) 264-266 266-267 267-268 АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер АРКАДИЙ (Шапошников Андрей Родионович; † 1868), старообрядческий епископ, управляющий Славской епархией 268-269 АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.) 269-271 АРКАДИЙ И КОНСТАНТИН ШАМАРСКИЕ († 1857), местночтимые старообрядческие подвижники, преподобномученики (пам. 18 янв., 29 июня) АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ († 1077?), прп. (пам. 13 дек., 14 авг., в Соборе Смоленских святых и в Соборе Тверских святых) 272-273 273-274 274-275 АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда) 275-276 276-277 277-278 278-379 АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии 279-283 283-284 284-285 285-286 286-322 АРМЕНОПУЛ Константин (сер. XIV в.), византийский юрист и канонист, писатель, автор юридичических сочинений 322-323 323-324 324-325 325-326 326-329 АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей 329-355 АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ (Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном 355-356 356-374 374-375 375-376 378-378 378-379 АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (ок. 1100-1155), средневек. итал. религ. проповедник, сторонник радикального реформирования католич. Церкви 379-380 380-381 АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) АРОЕР название городов: 1) к вост. от Мертвого моря 2) близ г. Раввы город на юго-востоке колена Гадова

http://pravenc.ru/vol/iii.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010