Это ключевое положение свидетельства и учения старца Силуана о Духе Святом. Дух Святой помогает нам познать Бога, прежде всего – Христа, в Котором мы познаем Отца. Конечно, то же утверждает Писание 527 , то же встречаем мы и у святых отцов 528 . Но преподобный Силуан настойчиво повторяет эту мысль бесчисленное количество раз во всех своих творениях и в различных формах: «[Дух Святой] дает нам познать Бога» (с. 454); душа познает «Господа Духом Святым» (с. 306; ср. с. 308, 380, 381, 398); «Духом Святым познает человек Господа» (с. 417); «любовь эта познается Духом Святым» (с. 315; ср. 402, 407, 417); «Он [Христос] познается Духом Святым» (с. 473); Бог «дает нам познать Себя Духом Святым» (с. 303); «...Он нам, грешным рабам Своим, являет Себя Духом Святым...» (с. 335), «чудное дело: Духом Святым познает человек Господа...» (с. 354). Он убеждает потому, что это знание было дано ему в откровении, оно основано на его личном опыте: «...душа моя познала Господа Духом Святым» (с. 297; ср. 298, 301, 303, 315, 330, 355, 371, 383, 398, 433); «Господь... дал мне Духом Святым познать Его» (с. 383; ср. 454, 473); «... мы знаем Господа: Он Себя показал нам Духом Святым...» (с. 312). Его слова сопровождаются горячим желанием, чтобы остальные люди, все остальные люди, прикоснулись бы к этому опыту и тоже сумели бы познать Бога Духом Святым. Желание выливается во вновь и вновь повторяемую молитву: «...да познают Тебя Духом Святым все народы земли» (с. 302; ср. с. 383, 515); «...всем людям дай познать Тебя Духом Святым» (с. 384); «...дай им Духа Твоего Святого, да познают Тебя Духом Святым» (с. 515); «...дай им [детям земли] познать Тебя Духом Святым» (с. 388); «покажи Себя людям Духом Святым» (с. 320). Порой Силуан включает в эту молитву и себя: «...всех нас научи Духом Святым знать Тебя» (с. 333). Это знание даруется: «...Дух Твой дал мне познать Тебя» (с. 297), и преподобный Силуан в связи с этим говорит о божественном научении: «Он учит душу знать Господа...» (с. 301). Но он имеет в виду скорее не постепенное научение на протяжении всей духовной жизни, а откровение, которое подается на ее вершинах (хотя сам полагает, что находится на низшей ее ступени).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В Киеве жил Исаия Копинский, которого все еще признавали митрополитом, поэтому там при посвящении Могилы могли произойти демонстрации. После Киева удобным местом был Львов, где жил старший по службе, единственно признаваемый всеми, Иеремия Тиссаровский (Ист. Рус. Ц. XI, 453–454). Несколько иначе говорит м. Евгений (Опис. Киев. Соф. Соб. 170). 980 Вилен. Археогр. Сборн. т. 36 (Королевская грамота Петру Могиле на митрополию); Акт. Зап. Рос. V 5 (Грамота Иосифу Бобриковичу на Могилевскую епископию); ср. Вил. Арх. Сбор. V, 122, 211. Арх. Юг.-Зап. Рос. ч. II, т. I. (Диплом короля Владислава IV православному русскому народу на восстановление прав православной религии. 14 марта 1633 г.). 982 Макарий. Ист. Рус. Цер. XI, 442–444, 454, 457–459, 502, 505–506. Все владыки-поставленники п. Феофана, кроме Исаии Копинского, присутствовали при посвящении Петра Могилы , но уже не назывались именами своих прежних епархий. 984 Лет. Густ. мон. стр. 26. В 1636 г. Петр Могила поставил игумена Иринарха в Густынский монастырь. В 1638 г. в Москву доносили, что Густынский монастырь, находившийся вместе с другими монастырями Преображенским Лубенским и Введенским Ладинским Прилуцкого уезда в области лубенского епископа Исаии Копинского, отданы киевскому митрополиту (Акт. Юж. и Зап. Рос. III, 1, стр. 2). 985 Перемышльский епископ, писавшийся «и самборский», к своему титулу иногда прибавлял название третьего города Санока, называясь «и саноцким». Санок, впоследствии местечко Санково, в конце XVII в. оставался за перемышльской кафедрой (История об Унии П. Бантыш-Каменского 1795 г., стр. 38, 148). 988 Вил. Археогр. Сбор. II, 44. В разных записках, касающихся до Белорусской епархии, не известно кем составленных, изданных в V т. Вил. Археогр. Сбор. (стр. 120–130) под 1635 г., замечено о привилегии Владислава униатам, но в искаженном виде. Униатам отданы архиепископство Полоцкое, Кольское (?), Смоленское и монастыри, в числе которых названы какие-то Дрезденский и Новодрезденский. 991 Там же, II, стр. XI, Прил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

(Faye. 24–25). С внешней стороны учение их имело ту особенность, что было устным. 13 Reinkens, 11–14. Впрочем, по мнению Zahna (170–174), Климент был главой школы только с 200 по 202 или 203 год, а до того времени с 190 г. был только помощником Пантена. 16 В приветственном послании Антиохийцам по случаю избрания нового епископа (211 г.); чрез самого Климента это послание и было передано. Reinkens 18–19; Guerike 34; Cognat. 59–60. 17 по Reinkens’y (21) он умер не позже 217 г., по Lehmann’y около 217 или 218 г. (32; пр. 2); по Guerike (35) около 213 г., по Zahn’y (174) и Faye (27) не раньше 216 (или 215) года (ср. хронологию жизни Климента у Zahn’a, 176), причём, Guerike полагает, что с востока Климент возвратился в Александрию. (Ср. Cognat. 60). 19 Ibid. 32–33. Cognat 451–452. В западной церкви до папы Климента VIII Климента Ал. почитаем был как святой (память его, по Мартирологу Узуарда, праздновалась 4 декабря), но уже этот папа не внёс его имени в римский Мартиролог, равно как и его преемник Бенедикт Последний в послании к португальскому королю Иоанну V (от 1 июля 1748 г.) указывает и основания, по которым он присоединился к мнению своего предшественника, при новом издании римского Мартиролога. (Cognat, 452–454). Разбирая подробно эти основания, Cognat не признаёт убедительными и склоняется к противоположному взгляду (454–467). Reinkens (21) также не считает их состоятельными и добавляет: «attamen eum duco sanctum». Zahn (140–147) держится, впрочем, противоположного взгляда. 20 Сочинения Климента выдержали несколько изданий (о сравнительном достоинстве их см. Faye, 305–308; Scheck 3–5), начиная с 1550 г. (P. Victorii, Florentiae). Последнее издание – G. Dindorfii (Oxonii, 1869 г.) – в 4 томах. Лучшим доселе признаётся издание I. Potteri, которым и пользовался автор предлагаемого исследования. Берлинской академией наук в настоящее время поручено Dr. Otto Stählin’y новое издание творений Климента. Dr. Stählin заявил себя основательными трудами по критике текста этих творений, и можно надеяться, что подготовляемое им издание будет стоять на высоте научных требований (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Бегичев, писатель. 158 и пр. 1. Белоцветов М.В., дьячок. 7. 9. 13. 14. Беляев В.А., учит. уч. 109. Беляев Ив.Гав., учит. уч. 168. 188. эк. семинар. 223. Беляев Илья Вас., ст. ак. 419. Беляев Ф.Г., окон. кур. сем. 163. 165. 167–169. студ. ак. 171.178. 327. преп. сем. 383. 387. 399. В. Валединский Ив., уч-к сел. 106. священник 299. Варсонофий, свят. Каз. 427. Василий Васильевич, окольн. 9. Василий Игнат., свящ. 21. 22. Васильевский Ив.Ст., ст. ак. 419. Варлаам, игум. 148. Велланский Дим., писат. 172. Веселовскийй, уч.-к уч. 47. Взоров В., студ. ак. 313. 318. 365. 419. 421.457, пр. 2.458. рек. уч. 471. 472. Вигилянский Ил., уч.-к сем. 149. Викторов А.Е., ст. ак. 307. 312, пр. 1. 420. 455. Винклер, фил. 171. Виноградов Аф.Як., прот. 184. Виноградов Викт., ст. ак. 419. пр. сем. 472. Виноградов Иак.В., свящ. 144. Виноградов Кс., свящ. 165. Виноградов Ф.С., дьяк. 180. 196, пр. 1. 198. 201. 260.286. 324. 328. 329. 371. 397. 402. 441. 486. 500. Вигшняков Гр., свящ. 73. 74. Вишняков С.Г., уч.-к уч. 73. 74. 312. 375. окон. ак. 385. 392. пр. сем. 415. 44К. 449. 472. 490. Владимир (Алявдин), вик. Киев. 82. еп. Костр. 117. 118. Срав. Алявдин. Владимир, Вел. Кн. св. 85. Владиславлев Вл., уч.-к сем. 142. Владыкина О.И., жена проф. 307. Владыкин Я.И., преп. сем. 95. 98. 99. 111.135. 136. 294. 300. 302. 307. 344. 352. 449. 454. 465. Воздвиженский Александр, ст. ак. 419. 454. 455. см. уч. 472. Вознесенская Ек.Ст., жена свящ. 187. 205. 211. 215. 226. 232. 238. 248. Вознесенский Виктор и Пав., дети священника. 187. Вознесенский Ал., сын свящ. 205. 213. Вознесенский В.Н., свящ. 187. 203. 209. 225. 234. 236. Вознесенский Г.Е. преп. сем. 95. 96. 99. Вознесенский Паша, сын свящ. 227. Войнов И., прот. 343. Войцехович А.И., дир. Син. канц. 497. Волков Кон.Игн. 509. Волков П.А., куп. 06. Воскресенский Ив., уч.-к уч. 63. Всеволод Юрьевич, Вел. Кн. 86–88. Всесвятский Вик., ст. ак. 420. Венецкий И.П, учит. уч. 65. Вяземский, князь, писат.125 и пр. 1. Г. Гаврилов Алексей, мещан. 493. Гавриил, архим., авг. ист. фил. 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Старец Софроний постоянно ободрял, поддерживал пасомых духовно, водворял в их сердца стремление к небесной жизни, побуждал их к высшим подвигам и мужеству. Сам будучи строгим исполнителем церковных установлений, отец Софроний старался внедрить церковность в сердца всех, кто к нему обращался. И это старцем делалось с той целью, чтобы привить вопрошавшим любовь к церковным установлениям и приучить их быть послушными сынами Церкви. Кроме духовного окормления братий и богомольцев, старец Софроний совершал чредное священнослужение в Спасо-Илиодоровском скиту. Последний раз сведения о нем встречаются в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год 934 . Время кончины его неизвестно. Архивные документы Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО. ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 19 об,–20. Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках, указных и неуказных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 109, л. 17 об.–18. Послужные списки настоятеля с братиею Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 18 об.–19. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 14 об.–15. Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятеля с братией за 1911 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 21 об.–22. Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым) . Магнитофонная запись. 1966. ИЕРОМОНАХ ФЕОКТИСТ, СКИТОНАЧАЛЬНИК Иеромонах Феоктист (в миру Филипп Бородин) родился в в семье мещан г. Козлова Тамбовской губернии. В Глинскую пустынь он поступил при игумене Иннокентии в 1866 году. С первых дней жизни Филиппа в монастыре проявились такие его качества, как беспрекословное послушание, молчаливость, скромность и самоукорение. В обители, благодаря правильному духовному руководству, эти добродетели получили дальнейшее развитие. Через 8 лет после поступления в монастырь настоятель отец Иннокентий (Степанов) постриг его в мантию с именем Феоктист и поручил послушание пономаря, которое считалось в Глинской пустыни весьма ответственным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

931. Устав Церковный , в четвертку, без конца, неполный, 532 л., полууставом разных почерков XVII в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. Порваны листы 1–5; лицевая сторона 1-го лнста так потемнела, что почти невозможно разбирать тексг; л. 2 об. без текста, но испещрен помарками; на 3 л. тексг перечеркнут; л. 469 об. испещрен помарками; между 255 и 256, 258 и 259 листами вырвано несколько листов. На полях внизу листов 10–49 запись поздним уставом: «Сия книга Устав положение Ивана Мартемьяновича Бороново-Локова на престол к церкве Михаила Архангела села Муромцова». Состав: за оглавлением общей части Устава (1–3) статья под заглавием: «0 еже со всяким тщанием хранити игумену не презирати во уставе положения вся и еже не пребывати ему вне манастыря кроме великыа и неради(ти) ему от преданых ему душах» (3 об.–8 об.). Начало: «Подобает настоящему всяко показание яко да не ныне что от сущих во оставе сем или мало или велико по некоей вине презрится и да хранится церковная служба чин же и устроение не поткновенно и непреложно». За указанными главами следуют: 45) тропари и кондаки Сергию Радонежскому и Петру митрополиту (100 об.–101 об.); 46) последование церковного пения и вселетного собрания (102–324 об.). Из русских святых отмечены следующие: сентября 25 – Сергий Радонежский, декабря 21 – Петр митрополит, мая 3 – Феодосий Печерский , мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июля 24 – Борис и Глеб; 47) последование святыя великия Четыредесятницы (325–393 об.); 48) о богослужении от недели Пасхи до недели Всех Святых включительно (393 об.–429 об.); 49) правило неумеющим грамоте иноком и мирским людем аще кто произволигь Господу Богу поработати и наследити царство небесное наедине втайне» (421 об.– 431); 50) указ оставши апостолом и евангелием непразднуемым святым (432–437); 51) указатель апостольских и евангельских чтений на особые случаи (437–438 об.); 52) известно рассудихом указании ж восмогласнице гласы утренним евангелием воскресным (438 об.–440 об.); 53) прокимны воскресные, аллилуия восьми гласов (440 об.–441 об.); 54) прокимны, аллилуия дневные (441 об.–442 об.); 55) тропари воскресны, богородичны и ипакои восьми гласов (443–448 об.); 56) тропари, кондаки и светильны дневные (448 об.–453); 57) тропари по Непорочны (453–454 об.); 58) богородичны поем на слава и ныне по тропарих святым против гласа тропаря, тож крестобогородичны (454 об.–457); 59) сия тропари глаголи по великом славословье пременяя чрез глас (457 об.); 60) троичны восьми гласов (457 об.–462); 61) подобает ведати как должно есть отпусты творити на киждо день в неделю и на праздники (462–467 об.); 62) песнопения: «Ныне силы небесныя», «Да молчить всяка плоть», «Иже херувимы» (467 об.–468); 63) главы Марка иеромонаха сосписанию трудолюбезному от неведомых уставу (470–529); всех глав 77; 64) в субботу по непорочнах, глас 5 и тропари за упокой (529–531); 65) антифоны на литургии в недели Цветную и Пасхи, без конца (531–532 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

οπω τεμεν οστον (надо читать со строчной буквы=justum [virum], см. июньский том AS, p. 16–7) εφθη το ξφος, κα τν κεφαλν ν κλινν ουστνος... (Еще не успел меч усечь праведного [мужа], И Иустин клонил голову, [Как уже] божественный Харитон и дева Харито... и т.д.) Ясно, что эта игра слов была непонятна переписчикам, не знавшим латыни, и уже в XIV в. (Хлудовский пролог 1370 г., см. архиеп. Сергий II, 164), если не ранее, выделяется мученик Иуст. Поскольку же у греков синаксарь был в разных сборниках, а печатные минеи на весь год вышли в 13 книгах лишь в 80-х-90-х годах XIX в. (Великий Синаксарь Константина Дукакиса, см. архиеп. Сергий I, 275–6), то этот мнимый Иуст. вошел в греческий синаксарь (но не в служебную минею) как уже имеющий за собой многовековую «традицию». Архиеп. Сергий I, 432, 438, 488 и др. Там же, 454. Там же, 454, 577 и др. Там же, 577 и др. Четьи-Минеи митр. Макария за июнь не изданы, но по описанию в них также числятся два Иустина (Иосиф. Подробное оглавление Великих Четиих Миней..., стлб. 204 и 208, л. 9 и 29 Успенского списка: память св. Иустина философа ; св. мчч. Иустина, Иуста, Харита и Вельвиста, Иеракса, Пеона и Велириана). Архиеп. Сергий I, 272–3, где приведена аргументация. Лебедев, 97–9. Возражения Гарнаку см. у Остроумова, который всячески пытался защитить достоверность сведений Евсевия. Однако разбирая, не всегда убедительно, частности, Остроумов опускает (ср. беглое упоминание на с. 90), быть может, самую важную подмену Евсевия – приписывание Татиану свидетельства о смерти Иустина от козней Кресцента. Что касается другого раннего мученичества – св. Поликарпа Смирнского , – то Евсевий не знал его даты, как доказывал В. В. Болотов . Жития на светите, 273. Ср. архиеп. Сергий II, 205. Литература 1. Издания текстов Gebhardt, Oscar von. Acta Martyrum selecta. Ausgewählte Martyreracten und andere Urkunden aus der Verfolgungszeit der christlichen Kirche. Leipz., 1902, 18–21. Latysev V. Menologii anonymi byzantini quae supersunt. Petropoli, 1912, t. 2, 1–4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Аредич 41 Арефа, инок 99 Аристин, толкователь Кормчей 44 Аристотель 66, 249 Аркадий Лысый, епископ 351 Аркадий Шапошников, епископ 351 Аркадий, епископ 127 Арсений Берло, епископ 356 Арсений Врянцев, архиеп. 282 Арсений Глухой 178,179, 197,198, 222 Арсений Иващенко, епископ 282, 316 Арсений Мациевич, митроп. 272, 274, 306, 334, 348, 379 Арсений Москвин , митроп. 280 Арсений Сатановский 201, 222, 225, 255 Арсений Стадницкий , митроп. 285, 299, 318, 377, 379, 380, 381, 383, 410, 430 Арсений Шиловский, архим. 454 Арсений, свят. 88, 129 Арсений, архиеп. 155,172 Арсений, епископ 485 Арсений, лреп. 132 Арсений, диакон 348 Артемий, игу мен 77,111, 124,125 Артемьев Петр, дьяк 232 Арсений грек 222, 224 Архангельский А. 299 Аскольд, князь-варяг 9, 34 Аскольдов С., проф. 434 Асыка, князь 133 Ататюрк Кемаль 421 Афанасий Александрийский , архиеп. 9,115 Афанасий, патриарх 47, 266 Афанасий III Пателарий, патриарх 198 Афанасий, митроп. 80 Афанасий (Любимов), архиеп. 263 Афанасий, архиеп. 205, 212, 213, 232, 260, 261 Афанасий, епископ 476 Афанасий Захаров, схимонах 336 Афанасий Пузин, епископ 250 Афанасий Высоцкий, преп. 108 АфанасийФилиппович, игумен, свщмуч. 251 Афанасий, преп. 54, 98 Афанасий, архим. 373 Афанасий, протопоп 176 Афанасий Никитин 121 Ахмат, хан 68 Ахматов, ген.-адъют. 281 Акж, хан 370 Бабарыкин Роман 188 Бакара, царевич 373 Бакшин (Башкин) 124, 125 Балакирев М. 298 Барсов Н. 317 Бартольд, катол. еп. 134 Барятинский Α., князь 374 Басманов Алексей 82 Басманов Петр 158 Баторий Стефан, король 86 Батый (внук Чингис-хана) 40, 43, 94, 128 Бахметьев Н. 297, 298 Бек, прокурор 411 Белинский А. 341 Беклемиш, князь 41 Белков А., свящ. 414, 416 Белободекии Ян 227 Белобородое 391 Беловзоров Терентий 344 Бельский И. Ф. 73 Бельский М., свящ. 453 Бенешевич, проф. 379 Бердибек, хан 41 Березовский М. 297 Березовский 292 Беринг 368 Берке, хан 41, 43 Берки Фериз, прот. 454 Биргер, предводитель меченосцевцев 134 Бирон 270, 271 Блинов Петр 419 Блонницкий313 Бобринский, граф 469 Богдан Хмельницкий, гетман 184, 252, 254, 256

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, не потому, что я бегу от (самого принципа) “середины”, но ради соблюдения молчания, я не имею дела с “серединой”. Кончает свое он письмо утверждением, что если когда либо он увидит, что пришло время разрешить закон молчания, принятый им, тогда-то он выступит, хотя бы это вызвало неудовольствие будь то самого Марка, или Папы, или иное что пришлось бы ему выстрадать за это. 3 . Послание св. Марка Ефесского к некоему пресвитеру Метонскому, по имени Георгию, против обрядов Римской Церкви. Письмо это было написано св. Марком или в 1440 г. или в 1441 г., по всей вероятности, на острове Лимносе. Повод для этого послания следующий: один пресвитер, по имени Георгий, написал св. Марку, что латиняне порицают православных за совершение Литургии на квасном хлебе, за преклонение главы перед еще неосвященными Дарами, выносимыми во время Великого Входа, и за иное. Св. Марк, который был исключительным знатоком богослужений и которому принадлежат и трактаты на литургические вопросы и литургическия произведения, не замедлил дать исчерпывающий и авторитетный ответ для помощи пресвитеру. В конце своего послания, Святитель напоминает пресвитеру Георгию ни в коем случае не иметь литургического общения с униатами и не принимать никаких “новшеств профанации”. Андрей, римо-католический архиепископ Родосский, как известно, один из главнейших оппонентов православным на Флорентийском Соборе, не замедлил написать опровержение на это послание св. Марка, послание, которое стало достоянием всех православных, а не только частным письмом к пресвитеру Георгию. Эта “Confutatio”, написанная в форме диалога и направленная к гражданам Метонским, еще не издана. Это послание св. Марка сохранилось в ряде рукописей: Atheniænsis 652, fol. 8–9. Mediolanensis Ambrosianus 653 f. 6–7. Parisinus 1218 fol. 454–455. Ottobonianus 418 f. 219–20. Matritensi 77 fol. 326. Oxoniensi-Laudiano 73, fol. 76. Romano-Angelico 57 (A. 4. 1) fol. 133–5. Монсиньер Луи Пти приводит текст согласно Парижской рукописи 1218 фол. 454–455, на стран. 470–4 17-го тома “Патрологиа Ориенталис”, с издания которого и делаем настоящий перевод на русский язык. Того же (Марка митрополита) Ефесского послание, посланное к некоему пресвитеру в Метонии, по имени Георгию I. Честнейший Пресвитере и нам во Христе возлюбленнейший брат, Кир Георгий, молюсь Богу, чтобы здравствовала твоя святыня и чтобы тебе во всем было хорошо; по Его милости и я достаточно здоров телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Л. А. Беляев Известные епископы К. Агриппин (20-е гг. III в.), Донат († 248), сщмч. Киприан (249-258), Фортунат (251; новацианин), Максим (251/2; новацианин), Фелициссим (251/2; новацианин), Карпофор, Лукиан, Кир, Мензурий (до 303-311), Цецилиан (311 - после 325), свт. Грат (до 343 - после 349), свт. Реститут (упом. в 359), свт. Генефлий (391/2), свт. Аврелий (391/2 - между 427 и 430), Майорин (311-312; донатист), Донат (312-355, изгнан из К. в 348), Пармениан (355-391; донатист), Примиан (391-393, 394 - ок. 400; донатист), Максимиан (393-394; донатист), свт. Капреол (427/30-437), свт. Кводвультдеус (437-439), кафедра вакантна (439-454), свт. Деограций (454-458), кафедра вакантна (458-481), свт. Евгений (481-496, изгнан, † 505), кафедра вакантна (496-523), Бонифаций (523-535), Репарат (535-551/2, низложен, † 561), Примасий (Примос; с 551/2), Публиан (565-589), Доминик (ок. 594-601), Виктор (с 635), Стефан (VII в.), Иаков (с 990), Фома (упом. в 1053), Кириак (до 1073 - после 1076). Лит.: Morcelli S. A. Africa christiana. Brixiae, 1816-1817. 3 vol.; Falbe C. T. Recherches sur l " emplacement de Carthage. P., 1833; Кутепов Н. П., прот. Раскол донатистов. Каз., 1884; Toulotte A. Géographie de l " Afrique chrétienne. Rennes, 1892-1894. 4 vol.; Diehl Ch. L " Afrique byzantine: Histoire de la domination byzantine en Afrique (533-709). P., 1896; Audollent A. Carthage Romaine: 146 avant Jésus Christ - 698 après Jésus Christ. P., 1901; Monceaux P. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne depuis les origines jusqu " à l " invasion arabe. P., 1905. T. 3; idem. S. Cyprien, évêque de Carthage (210-258). P., 1914; Duchesne L. Histoire ancienne de l " église. P., 1906-1925. 4 vol.; Friebel O. Fulgentius, der Mythograph und Bischof. Padeborn, 1911; Mesnage P. L " Afrique chrétienne: Évêchés et ruines antiques. P., 1912; idem. La romanisation de l " Afrique, Tunisie, Algérie, Maroc. P., 1913; idem. Le Christianisme en l " Afrique. Alger; P., 1914. [Vol. 1]: Origines, développments, extension; 1915.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010