Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 180, 324, 483, 634, 894. Лит.: Никодим (Лебедев), архим. Описание иркутского Вознесенского первокл. муж. мон-ря, составленное на основании монастырских актов. СПб., 1840; Громов П. В., прот. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский: его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. Иркутск, 1868; Парфений (Попов), архиеп. Сведения об Иркутском отделении духовной миссии за 1866 г.//Тр. правосл. миссий Вост. Сибири. Иркутск, 1883. Т. 1: 1862-1867 гг. С. 250-316; Большаков Д. Краткий очерк правосл. миссионерства по Иркутской епархии с 1861 по 1873 гг.//Там же. 1884. Т. 2: 1868-1872 гг. С. 550-555; Мелетий (Якимов), еп. Иркутская духовная миссия в 1875 г.//Там же. 1885. Т. 3: 1873-1877 гг. С. 306-362; Корелин В., прот. Сведения об иркутском Знаменском жен. мон-ре, почерпнутые из описи означенного мон-ря, составленной в 1764 г.//Иркутские ЕВ. 1890. Приб. 14. С. 1-7; 15. С. 1-8; 17. С. 1-5; 20. С. 1-7; 21. С. 1-8; 24. С. 1-6; 25. С. 1-5; 26. С. 1-4; 27. С. 10-12; Флоренсов В. Н., свящ. Из истории переводческого дела в Иркутской епархии. Иркутск, 1908; Иркутская летопись. Иркутск, 1911-1914. 2 т. (Тр. Вост.-Сиб. отд. РГО; 5, 8); Варфоломей (Городцов), архиеп. Сибирские святители-чудотворцы: Свт. Иннокентий, 1-й Иркутский еп.//ЖМП. 1948. 2. С. 31-39; 3. С. 26-30; он же. Свт. Софроний, еп. Иркутский. Из жизни епархий: Иркутская епархия//Там же. 1952. 12. С. 48; 1958. 7. С. 12; 1981. 2. С. 25; 1982. 5, 6, 10, 12; 1983. 9. С. 22; Просвирнин А., прот. Свт. Софроний, еп. Иркутский, всея Сибири чудотворец//ЖМП. 1971. 9. С. 67-78; Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - нач. XIX в. Новосиб., 1974; Соколов Н., прот., Пивоваров Б., протодиак. Краткий очерк истории Иркутской епархии (в связи с 250-летием)//ЖМП. 1977. 12. С. 58-65; Серапион (Фадеев), архиеп. Празднование 250-летия Иркутской епархии//Там же. С. 10-13; Иркутские иконы: Кат./Сост., вступ. ст.: Т. А. Крючкова. М., 1991; Яковлев Г., свящ., Сирин А.

http://pravenc.ru/text/674055.html

2. Иверы — нынешние грузины. Савроматы или сарматы жили по соседству с иверами от Кавказа и Каспийского моря и далее на восток; арабы — на Аравийском полуострове. 3. Блаженная кончина святого мученика последовала около 107 года или 115 года, в то время когда император Траян находился со своими войсками на востоке. 1. Пустыня Ермопольская находилась в Египте и получила свое наименование от древнеегипетского города Ермополя. 2. Здесь разумеется священник Захария, отец св. Иоанна Предтечи. См. Лк.1:11-22. 3. Жил и скончался в VI в. 1. Декий — жестокий гонитель христиан; царствовал с 249 по 251 г. 2. Александрия — знаменитый по своей образованности, политическому значению и торговле город, основанный Александром Великим в Египте около 333 г. до Р.Х. 3. Св. Фабиан — папа римский в 236-250 гг. 4. Св. Александр — патриарх Александрийский в 212-250 гг. 1. В некоторых древних месяцесловах (имп. Василия и других) вместо «Максимиан» стоит «Максим». Полагают, что это был Нумерий Максим, состоявший правителем Киликии в 304 г. 2. В месяцеслове имп. Василия место рождения мученика Созонта названо Ликиею, в Прологе, как и в Четьих-Минеях, Ликаонией; по актам мученическим это — Киликия, где был приморский город Помпеополь, в древности Солы. 3. По греческому синаксарю святогорца Никодима страдания и смерть св. мученика Созонта последовали в 288 году. По другим известиям, это происходило около 304 года. 1. Сей святой Игнатий Богоносец, ученик Евангелиста Иоанна Богослова, с 68 года по Рождестве Христове был епископам Антиохийским, скончался мученическою смертью в гонение императора Траяна в 107 году. Он написал семь догматических посланий к разным христианским церквам. 2. Никифор Каллист. 3. Мартирологи, или мученические акты — это сборник древнейших известий о страданиях мучеников. Началом и первыми основаниями мученических актов являются известия о допросах, осуждении и казни мучеников языческим начальством. Со времени гонения римского императора Деция Траяна (250 года по Р.Х.) стали вести в Риме и в других местностях формальные церковные акты о судьбе мучеников, но от них до нас дошли лишь незначительные отрывки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

На этот же конец, пусть при царице будут находиться искусные священники, которые должны указывать суть дела, соображаясь с течением времени, письменно и словесно, отнюдь не преувеличивая ничего; из них один пусть будет грекоуниат, а то хоть и два. Следует призвать ученых, хотя бы светских, для учреждаемых семинарий, чтоб учили философии; следует отправить под каким-либо иным предлогом молодых людей учиться в Вильну или же туда, где вовсе нет схизматиков, напр. в Италию, в Рим, в греческую семинарию; а равно хорошо было бы, если б господа поляки набрали с собою здешней молодежи и отдали в Польше учиться отцам иезуитам. Такие воспитанники могли бы много уступить, будучи одного языка и одной нации с москвитянами, да и господам полякам это великая заслуга. Немедленно надобно построить костел или монастырь в Москве ради царицы и находящихся там поляков, а московитянам не следует запрещать слушать наше богослужение, тем более что у них еретикам дозволено иметь свой собор. Но паче всего надлежит следить за ходом настоящего предприятия возвратить царю потерянное государство; если та же сила, которая возвратит ему государство, будет охранять его особу, то вот и готово основание для унии, особенно когда государю необходимо будет утвердить свою власть, а на это потребна уния, как сказано. Этот проект находится в рукописи позднего списка в Библиотеке Красинских. 100 От 23 марта 1609 (Собр. госуд. грам. и дог., II. 359). Ранее того есть ее письмо от 26 января 1609. (ibid. 353) 103 В дневнике Сапеги так пересчитывают отделы войска, пошедшего под Троицу: Два корнета, казаков по сту в каждом. Хоругвь казацкая, полк Буиавского 100 конных. Сотня пехоты голубой (одежды). 120 конных пятигорских Дзевалтовского. Пана Мирского 100 конных, Пана Колецкого 150 конных. Две хоругви пехоты по 250 (красной). Полк гусаров под двумя хоругвями 250 конных. Пятигорцев 200 конных. Казаков под двумя хоругвями 250 конных. Лисовский с москвитянами 6000. Полк Яроша Стравинского, копейники 500 конных. Полк Марка Валамовского 700 конных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

89.000 82.500 Фессалоники 90.000 92.500 Тырнова 70.000 27.000 97.000 Адрианополя 100.000 14.000 114.000 Амасии 80.000 83.000 80.000 89.500 70.000 71.500 Дидимотиха 70.000 73.750 Пелагонии 80.000 86.000 Димитриады 80.000 86.000 Неокесарии 50.000 52.000 Иковии 50.000 52.250 Веррии 50.000 51.000 Боснии 100.000 21.750 121.750 Писсидии 40.000 41.500 Крита (с епископией Лампы, за исключением суммы, которую он получает от имений митрополии) 70.000 72.500 Трапезунта 45.000 45.800 Лариссы 80.000 83.000 Арты (за исключением суммы, которую он получает от имений митрополии) 90.000 93.000 Филиппион 70.000 23.000 93.000 Родоса 50.000 52.500 85.000 91.000 70.000 74.000 Смирны 70.000 73.000 Митилины (он пользуется и имениями митрополии) 70.000 73.000 Анкиры (вместе с другими 15.000 гр. Из доходов, которые будут изысканы) 20.000 Ничего 20.000 Филадельфии (с другими 10.000 гр. которые также будут изысканы) 30.000 Ничего 30.000 Меленика 70.000 75.500 60.000 64.250 Эноса (с доходом других 10.000 гр.) 25.000 Ничего 25.000 Мефимны (с пользованием и имениями митрополии) 40.000 42.000 Месимврии 45.000 46.060 Видина 70.000 75.500 Дристры 65.000 11.250 76.250 Самоса 40.000 43.000 60.000 61.500 Сисания 40.000 41.500 70.000 11.250 81.250 50.000 51.500 Халдии (с 10.000 гр. из доходов, которые будут изысканы) 30.000 31.500 Анхиана 60.000 63.000 Маронии 60.000 63.000 Силиврии (с получением ежегодного дохода от престольного праздника) 45.000 46.000 Созополя 15.000 46.500 Ксанфы 50.000 51.800 Гана и Хоры (с 10.000 гр. из доходов) 30.000 31.100 45.000 48.000 Лимноса 40.000 41.500 Имвроса (исключая доход от имения митрополии) 45.000 Ничего 45.000 Елассона 40.000 42.250 Приконниса (с получением и доходов митрополии) 25.000 25.700 Кассандрии 40.000 42.250 Диррахии 24.000 Ничего 24.000 Преславы 40.000 42.500 Пегонианы (с получением и доходов митрополии) 60.000 60.500 Дринополя 50.000 53.000 30.000 Ничего 30.000 65.000 73.000 Скопии 65.000 17.250 82.250 Ерсекия 70.000 73.750 Кестентилия 70.000 10.000 80.000

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

57. Морозовской___________________60. 58. Холовской_____________________60. 59. Боженской_____________________25. Ям Бронница. 60. Погост Бронницкой______________20. 61. Город Холм____________________150. 62. Волость Стрерж________________150. 63. Волость Березовец_______________150. 64. Волость Велила__________________150. 65. Волость Буец____________________150. 66. Волость Лопастица_______________150. 67. Волость Морева__________________150. А всего Деревской Пятины 60 погостов, да 6 волостей, да 2 города. II. В Бежецкой Пятине: 1. Прокофьевской на Белой___________120. 2. Богородицкой на Белой____________120. 3. Ильинской в Люботинах___________130. 4. Никольской в Шереховичах________120. 5. Никольской в Моркиничах _________100. 6. Богородицкой в Сопинах___________150. 7. Троицкой в Охоне_________________270. 8. Никольской в Охоне_______________270. 9. Иванской в Охоне_________________270. 10. Егорьевской в Кирве _____________270. 11. Васильевской в Черной____________300. 12. Михайловской в Михайлове Конце__300. 13. Богородицкой Володимицкой_______280. 14. Никольской в Муйшне ____________250. 15. Спасской в Мошне___ _____________250. 16. Егорьевской в Бродех______________250. 17. Спасской в Молодильне____________160. 18. Дмитриевской Устецкой ___________250. 19. Козмодемьянской в Куте веры ______270. 20. Богородицкой Смердомля __________250. 21. Покровской и Никольской в Черенску_250. 22. Воскресенской в Избоицах__________250. 23. Никольской в Мегрине _____________300. 24. Егорьевской в Озереве______________300. 25. Петровской и Борисо-Глебский в Боровичах_170. 26. Михайловской в Ореховне__________170. 27. Никольской в Любовех_____________160. 28. Михайловской в Березуи и в Радуницах_250. 29. Никольской в Колодне _____________350. 30. Ильинской в Веси__________________350. 31. Никольской и Покровской на Волочке на Дершкове__150. 32. Никольской в Любочехе ____________350. 33. Никольской в Ливочехе _____________250. 34. Ильинской в Люботине______________350. 35. Егорьевской в Телбовичах___________180.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

На первый взгляд, указанные разночтения незначительны (тем более, что они не влияют на смысл), однако они подтверждают следующую важную мысль, которая уже была высказана нами ранее: тексты чинопоследований, изложенных в Барберини 336 и Гроттаферрате Г.в.1, являют нам более древнюю (в сравнении с Коален 213) практику рукоположения, тогда как Коален 213, который по тексту ближе к современному Евхологию, чем остальные патриаршие Евхологии, содержит более позднюю традицию. Однако здесь сразу возникает следующее недоумение: Барберини 336 относится к VIII веку и вполне может отражать древнейшую традицию. Но как случилось, что Гроттаферрата Г.в.1, которая относится к концу XI – началу XII века, во-первых, оказалась очень близка по тексту к гораздо более древнему Барберини 336 и, во-вторых, содержит текст и чин, который древнее чина, изложенного в Коалене 213, хотя по времени происхождения кодекс Коален 213 старше Гроттаферраты Г.в.1 почти на столетие? Здесь налицо один из основных принципов современной текстологии. Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «списки позднейшие могут оказаться гораздо древнее по тексту, чем списки древнейшие» 298 . Это связано с тем, что более поздний список может быть скопирован со старого (или восходящего через ряд сходных списков к старому), «между тем как древнейший список мог быть или сам скопирован со списка, значительно изменившего текст оригинала, или сам исказил этот текст» 299 . Поэтому нет ничего удивительного в том, что кодекс конца XI века (Гроттаферрата Г.в.1) очень близок по тексту к кодексу VIII века (Барберини 336). Что же касается мирной ектении, которую читает иерей во время чтения молитв, то совершение её имеет особенности, которые уже были отмечены нами при анализе чина диаконской хиротонии. Во-первых, как и чин диаконской хиротонии, чин хиротонии во пресвитера по Барберини 336 и Гроттаферрате Г.в.1 содержит на два прошения меньше, чем Коален 213, в котором добавлены прошения «О граде сем...» и «И о всех нуждающихся...». В современном же Чиновнике, в сравнении с Коален 213, имеются следующие особенности: вместо прошения «О благочестивейшем...» помещены прошения «О Великом Господине...» и «О богохранимей стране...», а прошение «И о всех нуждающихся...» опущено. Во-вторых, патриаршие Евхологии содержат различные указания относительно того, кто должен творить мирную ектению. Барберини 336 разрешает это делать любому пресвитеру (ες τν πρεσβυτρων – «один из пресвитеров») 300 , тогда как Гроттаферрата Г.в.1 указывает творить ектению старшему пресвитеру (πρτος τν πρεσβυτρων) 301 . Коален 213 вообще содержит неопределённое указание: ектению говорит «первый пресвитер или другой пресвитер» ( πρτος τν πρεσβυτρων τερος πρεσβτερος) 302 . В современной же практике ектению чаще всего говорит старший пресвитер, хотя, согласно Чиновнику, это может делать любой иерей 303 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

d) «Против Валентина» (207/8). Следуя святому Иринею, Тертуллиан излагает и осмеивает учение Валентина. e) «О плаще» (210). О преимуществах философской мантии перед тогой. f) «О венке воина» (211). В воинском обычае носить венок Тертуллиан видит пережиток язычества и потому считает его недопустимым для христианина. g) «О бегстве во время гонений» (211 или 212). Содержание см. XI 4 Е. h) «О плоти Христа» (между 209 и 213). Опровержение докетизма различных гностических сект. Содержание см. XI 3 F. i) «О душе» (между 209 и 213). Первая христианская монография по психологии. Содержание см. XI 3 Е. j) «О воскресении плоти» (между 209 и 213). Обоснование догмата о воскресении мертвых, против гностиков. к) «К Скапуле» (213). Сочинение адресовано проконсулу Африки. Оно говорит о гневе Божием, постигшем гонителей христианства. 1) «Scorpiace» (213). Средство против ужаления скорпионов. Труд направлен против гностиков, отрицавших долг мученичества. m) «Против Праксея» (213–218). Защита учения о Троице, против монархианства Праксея. n) «О единоженстве» (после 217/8). О недозволительности второго брака. См. XI 4 С. о) «О посте» (после 217/8). Содержание см. XI 4 D. р) «О стыдливости» (около 222/3). Содержание см. XI 4 F. Кроме перечисленных, Тертуллиану принадлежали еще недошедшие до нашего времени труды: а) «Об экстазе»; β) «О надежде верных»; γ) «О рае»; δ) «Против Апеллеса»; ε) «О достоинстве души». 3 . Учение Тертуллиана . Все богословские труды Тертуллиана обязаны своим происхождением практическим поводам. Возникновение гонений, появление ересей, споры дисциплинарного характера заставляли его браться за перо и раскрывать тот или иной вопрос. Тем не менее Тертуллиан впервые выразил в своем учении принципы западного богословия и оказал могучее влияние на его дальнейшее развитие. Замечательно, что им даны были Западу богословские формулы, сохранившие свое значение навсегда. Характер догматического учения Тертуллиана определяется отчасти его полемическими целями, отчасти же влиянием стоической философии. Последняя сообщила ему материалистический и сенсуалистический оттенок. Стоики признавали материальными не только все сущности, но и все качества. Отсюда в их философии был подробно разработан вопрос о способах соединения различных видов материи. Выработанные ими понятия нашли для себя применение в учении Тертуллиана о Троице, душе и Лице Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

36. Васильевской в Болонье_____________180. 37. Никольской на Березове ряду_________200. 38. Покровской в Заозерицах____________230. 39. Никольской в Бельску ______________250. 40. Никольской Велико-порожской ______200. 41. Никольской в Климощине ___________250. 42. Дмитриевской в Кобоже_____________180. 43. Иванской Волской__________________350. Ям Волочек. 44. Погост Никольской на Вышнем Волочке__230. Ям Выдролуск. 45. Егорьевской Мокрый________________280. 46. Егорьевской в Чудины _______________230. 47. Воскресенской в Осечни _____________250. 48. Егорьевской в Осечни _______________250. 49. Богородицкой в Плавех______________230. 50. Спасской в Клинне__________________300. 51. Богородицкой Дору _________________280. 52. Никольской Докар___________________300. 53. Богородицкой из Залазна _____________300. 54. Воскресенской Клин_________________300. 55. Волость Забрусье____________________300. 56. Михайловской Тростной______________300. 57. Слободка Стучево в Никольском погосте в Дорском_300. 58. Слободка Микшино в Никольском же погосте______300. 59. Иванской за Ручьи пруды_____________300. 60. Васильевской Кострецкой ____________300. 61. Никольской Ворожба _______________300. 62. Богородицкой Замутье_______________300. 63. Петровский Тихвинской______________300. 64. Никольской и Волость Бояршина______300. 65. Волость Мухина_____________________250. 66. Волость Филина слободка_____________330. В Удомельском погосте. 67. Егорьевской и Удомельской в Илове ___250. 68. Никольской и Покровской в Поддубье в Удомельском _250. 69. Никольской в Молдене ______________300. 70. Покровской, что на реке на Волчине, да волость Поляна _300. 71. Богородицкой в Сеглинах___________230. 72. Егорьевской Млево ________________230. 73. Спасской во Млеве_________________230. 74. Никольской Ирай __________________300. 75. Богородицкой Рыбенской ___________320. 76. Богородицкой Загородье ____________300. 77. Волость Селцно____________________320. 78. Михайловской Косства______________300. 79. Михайловской Лощемля _____________300.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

— Учитывалась ли при исследовании численность русскоязычных пользователей социальных сетей? Алина Багрина: Тут есть своя любопытная история. Например, «ВКонтакте» оценивает свою аудиторию в 250 миллионов зарегистрированных пользователей. В России 140 миллионов жителей. Откуда они берут вторую Россию? Как уже говорила, в исследованиях реальных россиян, о том, что он в соцсетях, говорит каждый третий. Хорошо, положим, некоторые регистрируются по несколько раз. То есть 250 миллионов аккаунтов «ВКонтакте» — это вовсе не 250 миллионов человек. Виртуальная реальность — развоплощенная. Один человек может открыть 250 миллионов аккаунтов, и тогда он один станет второй сетью «ВКонтакте». 250 миллионов тебя общаются с другими 250 миллионами тебя. Литературная, этнографическая, антропологическая, медицинская ценность этого факта велика. Социологической — никакой. Мария Кузьмичева: Число зарегистрированных аккаунтов «ВКонтакте» больше 250 миллионов, а суточная посещаемость этой сети достигает (по их отчетам) порядка 60 миллионов человек . А на Facebook в сутки заходит примерно 8-9 миллионов русскоязычных пользователей (по данным за декабрь 2013) — то есть в несколько раз меньше . Их трафики не очень сопоставимы. Каждый 13-й написал о Пасхе – это данные по всем соцсетям вместе. —Чем отличаются Благовещение, Вербное, Пасха? Мария Кузьмичева: Благовещение — это, разумеется, иконы. Но также Благовещение оказалось более других праздников окруженным приметами и суевериями. В каждом десятом сообщении были какие-то поговорки и правила. Люди спрашивали: «Оказывается, сегодня Благовещение, а я убралась в доме. Нельзя было убираться?..» Это обращало внимание. Вербное Воскресенье оказалось еще более картиночным и более массовым, было в три раза больше поздравлений . Про то, какие события стоят за этим праздником,пользователи практически не писали. — В рубриках «Вопросы священнику» на православных сайтах люди больше всего интересуются, что можно и чего нельзя делать в пост и праздники. А в социальных сетях?

http://pravmir.ru/pasha-v-sotsialnyih-se...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010