Сенека Иуст II Левий Ефрем I Иосиф I Иуда Марк (134) Кассиан Пувлий Максим I Юлий Гай или Гайан I Симмах Гай II Юлиан или Уалис Капион Максим II Антоний Уалис Долихиан (185) Нарцисс I (185–213) Элиос или Зевс (211) Германион (211) Гордей (213–215) Александр (213–251) Мазаван (251–260) Именей (260–298) Замвда (298–300) Ермон (300–314) Макарий I (314–333) Максим (333–348) Кирилл I (350–386) Иоанн II (386–417) Правлий I (417–422) Ювеналий (422–458) Анастасий I (458–478) Мартирий (478–486) Саллюстий (486–494) Илья I (494–516) Иоанн III (516–524) Петр I (524–552) Макарий II (552) Евстохий (552–564) вакантная кафедра (564–575) Иоанн IV (575–594) Амос (594–601) Исаакий (601–609) Захария (609–632) Модест (632–634) Софроний I (634–638) Анастасий II (706) Иоанн V (706–735) Феодор I (735–770) Илья II (770–797) Георгий II (797–807) Фома I (807–820) Василий (820–838) Иоанн VI (838–842) Сергий I (842–844) Соломон (855–860) Феодосий (862–878) Илья III (878–907) Сергий II (908–911) Леонтий (912–929) Афанасий I (929–937) Христодул I (937) Агафон (950–964) Иоанн VII (964–966) Христодул II (966–969) Фома II (969–977) Иосиф (980–983) Орест (984–1005) Феофил (1012–1020) Никифор I (1020) Иоанникий (1020–1084) Софроний II (1084) Евфимий I (1084) Симеон II (1084–1106) Савва (1106) Иоанн VIII (1106–1156) Николай (1156) Иоанн IX (1156–1166) Никифор II (1166–1170) Леонтий II (1170–1190) Досифей I (1191) Mapk II (1191) Евфимий II (1223) Афанасий II (1224–1236) Софроний III (1236) Григорий I (1298) Фаддей (1298) Афанасий III (1313–1334) Григорий II (1332) Лазарь (1334–1368) Арсений (1344) Дорофей (1376–1417) Феофил II (1417–1424) Феофан I (1424–1431) Иоаким (1431–1450) Феофан II (1450–1452) Афанасий IV (1452–1460) 253 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 4. С. 72, 73. 256 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 2. С. 65. 264 Жаворонков П.И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи//Византийский временник. 56 (81). 1995. С. 140, 142, 143.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арсений (Митрофанов, Алексей), игумен и архимандрит Святогорского Успенского монастыря Изюмского уезда Харьковской губернии (1844–1859). Письма к Моисею (Путилову). 1846, 1854, 1858 гг.//РГБ, ф. 213, к. 90, ед. хр. 16. Арсений, архимандрит Святогорского монастыря. Портрет. Литография//РГБ, ф. 213, к. 111, ед. хр. 11. Формулярные списки настоятелей и настоятельниц монастырей в 1848 г.//РГИА, ф. 796, оп. 180, д. 1638. Ведомости о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1849 г.//РГИА, ф. 796, оп. 131, д. 2009. Об увольнении в Иерусалим монаха Глинской пустыни Израиля. 1849–1850 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1157. Об увольнении в Иерусалим проживающего в Глинской Богородицкой пустыни Курской епархии архимандрита Иоанникия. 1849–1850 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1158. Об увольнении послушника Глинской пустыни Тарабана за границу для поклонения Св. местам. 1852.//РГИА, ф. 796, оп. 133, д. 1700. Иерархических каталогов Российских древних епархий поверка с летописями. 1853 г./Священник Михаил Диев //РГИА, ф. 834, оп. 2, д. 1768. Главная опись церковного и ризничего имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой мужской общежительной пустыни, составленная в 1854 г.//РГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727. Ведение церковных и монастырских приходорасходных книг и современное положение по ним денежного хозяйства//РГИА, ф. 834, оп. 4, д. 783. Об увеличении числа монашествующих и об учреждении больницы для больных иноков Глинской Богородицкой общежительной пустыни. 1854 г.//РГИА, ф. 796, оп. 135, д. 115. Документы (свидетельства о послушании, пострижении в монашество), выданные разными монастырями лицам разных сословий//РГБ, ф. 213, к. 109, ед. хр. 30. Сведения, кем были управляемы монастыри в 1860 г.//РГИА, ф. 796, оп. 142, д. 1826. По представлению Сергия, епископа Курского об увольнении на покой настоятеля Глинской пустыни игумена Иоасафа и о назначении на его место иеромонаха Ювеналия. 16 окт. 1861 г.//РГИА, ф. 796, оп. 142, д. 1804. Письма митрополиту Сергию Ляпидевскому Ювеналия, архимандрита по делам Курского епархиального управления. 1862 г.//РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 639.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Илиодор, схимонах. Письмо к Варваре и Серафиме, монахиням. 1863 г., марта 1-го//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 103 ед. хр.92. Амвросий (Гренков) . Наставления и письма//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 50, ед. хр. 1, л. 16 об. Амвросий (Гренков) . Письма к Варваре и Серафиме, монахиням (Тимковским). 1862–1871 гг.//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 5, л. 112 об., 126–126 об. СХИМОНАХ ЛАВРЕНТИЙ (†1881) (Память 24 августа ст. ст./6 сентября нов. ст.) Цит. по:Схимонах Лаврентий Глинский.//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков.Август. М., 1909. С. 498–503. Старец схиархимандрит Илиодор в отце Лаврентии указал ученикам своим приемника по старчеству. Более ревностного делателя заповедей Божиих на тесном иноческом пути, кажется, не было. Поэтому о. Илиодор говорил про Лаврентия, что он духом более всех подходит к монашеству. Внешне простой, но умудренный опытом жизни и мудростью, сходящей свыше, о. Лаврентий был истинным нелестным руководителем спасающихся. Святитель Тихон Задонский бабке о. Лаврентия сказал: «За благочестие твое в твоем роде будут монахи». В юности Лаврентий был смирным мальчиком, любил уединение, сверстники его нередко обижали. В возрасте мужества он был у своего помещика садовником, мяса не ел, а полагавшуюся на его долю часть отдавал своему женатому брату. На 38-м году жизни он был отпущен барином своим в монастырь и в 1846 году поступил в Глинскую пустынь, где 25 лет нес послушание садовника; в 1874 году о. Лаврентий принял схиму. По спискам всегда аттестовался настоятелями усердным, трудолюбивым, к монашеской жизни внимательным. Любя уединение, подвижник 32 года жил в маленькой и низкой комнате, внизу уединенной монастырской башни у пруда (саженки). В келлии он всегда занят был или молитвою, или чтением Священного Писания и святоотеческих книг. На послушание не выходил, пока не прочитает акафистов: Спасителю, Божией Матери и Николаю Чудотворцу. Идя в храм на послушание или куда-либо, и возвращаясь в келлию, он всегда читал молитвы или псалмы. Послушание исполнял тоже с молитвой и упованием на Бога. Замечено, что деревья, посаженные Лаврентием с молитвой, менее других подвергались порче, и были более плодовиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

489 РГИА. Ф. 796, оп. 137, д. 10. Донесение митрополита Московского Филарета в Святейший Правительствующий Синод 25 декабря 1855 г. 490 В монастыре к тому времени служил «священник Кирилл Стефанов Успенский, вдов, 70 лет» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 746, д. 957, л. 137–138. Ревизские сказки церковнослужителей и их семейств за 1857 год]. В январе 1858 года в монастыре был уже и свой диакон [Там же. Л. 254]. Отец Кирилл, несмотря на свою старость, служил в монастыре еще немало – его имя упоминается в сохранившихся письмах сестер 1863 года [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 438 (февраль), 269 (март), 184 (июнь), 247 (октябрь) 1863 года], он проводил в последний путь игумению Веру и участвовал, как духовник, в процедуре избрания сестрами новой настоятельницы, состоявшейся 29 декабря 1868 года [РГИА. Ф. 796, оп. 150 (1869 г.), д. 327, л. 2–3]. 491 РГИА. Ф. 796, оп. 137, д. 10, л. 10; то же: РГИА. Ф. 1341, оп. 97, д. 2194, л. 1. Указ Е.И.В. Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода от марта 22 дня 1856 года. Опубликовано: Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского. М., 1883. Том 1. С. 735–736. Из указов Святейшего Правительствующего Синода. Сразу же по утверждении монастыря, 12 марта 1856 года, сыновья Семена Лонгиновича, почетные граждане Василий и Димитрий Семеновичи Лепешкины, сделали Зосимовой пустыни подарок, пожертвовав в обитель десять тысяч рублей [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 66, л. 103–ЮЗоб. Главная опись Троице-Одигитриевского монастыря 1857 года]. 495 ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 26–27. Письмо зосимовской инокини Марии (Поливановой) к игумену Антонию (Путилову). 497 Письма к разным лицам игумена Антония, бывшаго настоятеля Малоярославецкаго Николаевскаго монастыря, М., 1869, 194. С. 247–249. 498 Дата празднования утверждения монастыря точно неизвестна. Но – не позднее 30 ноября, т. к. в письме к монахиням Севского Троицкого монастыря от 30 ноября 1856 года иеромонах Макарий (Иванов) писал о том, что «приехала зосимовская мать Мария Поливанова в апостольнике уже по-монашески» [ОР РГБ. Ф. 213, к. 79, д. 3, л. 72об.]. В книге «Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь», составленной кнж. Еленой Горчаковой (М., 1903), на с. 39 сказано, что «митрополит Московский Филарет сам совершал литургию в день этого духовного торжества и заменил черные платья и платочки сестер монашескими рясами и шапочками ». Это повторено А. А. Павловс ким в книге «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям» (Нижний Новгород, 1907. С. 402). Но присутствие митрополита на том празднике опровергается автобиографией м. Аполлинарии (Баниной), участницы тех событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Примечания Gill J. Byzantium and the Papacy (1198–1400). New Brunswick (N. Y.), 1979. P. 205–213. Должна была осуществиться собственно не уния Церквей, а отречение православного духовенства и населения от «схизмы» по выработанной в Риме формуле (Gill J. Byzantium... P. 213–214). Ibid. P. 219–220. Ibid. P. 211. Характерно также, что в предложениях императора Иоанна V говорилось об организации в Константинополе школы, где дети вельмож могли бы обучаться латыни (Ibid. P. 209). Медведев И. П. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры//Культура Византии: XIII — первая половина XV в. М., 1991. С. 235–238, 240–241, 275–276. О Димитрии Кидонисе см.: Поляковская М. А. Общественно-политическая мысль Византии в 40–60-е гг. XIV в. Свердловск, 1981. С. 57–59, 60–61, 65–70. Gill J. Byzantium... P. 210, 213, 219. Мейендорф И. Ф. Флорентийский Собор: причины исторической неудачи//Византийский временник. М., 1991. Т. 52. С. 88–89. Gill J. Byzantium... P. 207, 218, 220. Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.). М., 1875. С. 155 и сл., 176 и сл. Якубовский И. В. Земские привилеи Великого княжества Литовского//Журнал Министерства народного просвещения. 1903. Апрель—май (далее: ЖМНП); тексты привилеев Полоцкой и Витебской землям см.: Любавский М. К. Очерк истории Литовского — Русского государства до Люблинской унии включительно. М., 1910. С. 358, 369. Это видно из формулировки в привилее Киевской земле, где сказано о том, что «в церковъные люди, и в земли, и вси доходы и приходы нам не вступатися» (Там же. С. 353). KDKW. T. 1. N 460. Codex epistolaris Vitoldi. Cracoviae, 1882. N 45. S. 21–23 (далее: CEV). CEV. Appendix. S. 987 i n. CEV. N 416. S. 195 i n. Dlugosz J. Annales seu cronicae incliti regni Poloniae. L. 11–12. Warszawa, 1982. S. 148–149. РИБ. Т. 6. 44–45. История Византии. М., 1967. Т. 3. С. 168–169. Приселков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 446–447. Это представляется тем более вероятным, что в 1396 г. митрополит Киприан вряд ли встречался с Ягайлом: в 1-й половине 1396 г. король находился на территории Малой Польши, а летом вел военные действия в Силезии A. Itinerarium Kryla 1386–1434. Warszawa, 1972. S. 39).

http://sedmitza.ru/lib/text/443003/

1062 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 9. Оптинский о. Антоний писал: «Кротость и смирение сердца такие добродетели, без которых не только Царства Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощутить в себе невозможно» (Письма о. Антония. С. 14). 1063 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 66. Преп. Амвросий Оптинский поучал: «Оставь обманчивую мысль, что ты в отдаленном месте будешь смиряться и будешь переносить всякое попрание и уничижение, а лучше смирись в настоящее время… где мы живем, и считай себя мысленно под ногами всех, то есть считай себя достойной всякого попрания и уничижения и досаждения» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 240. С. 6). Оптинский игумен Антоний писал: «Вы пишете, что в другом месте лучше будет Вам, но это лишь внушение противника, усиливающегося вытащить Вас от истинной пользы ко мнимой. Куда бы мы с Вами ни подумали уклониться или переселиться, туда же и внутренний свой хаос перетащим, – ибо как смиренным душам везде земной рай, так несмиренным везде будет мука и каторга не легче смерти. Не определяйте себе тишины вне обители своей, но ищите ее в духе смирения Христова внутри обители и в своем сердце» (Письма о. Антония. С. 288). 1065 Там же, л. 98. Преп. Амвросий Оптинский , указывая на слова: «Со страхом жития вашего время жительствуйте» ( I Nemp I, 17 ), писал: «Слова сии показывают, что главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божием и страхе будущего суда и вечных мук. Только при содействии этого страха, с помощью Божию и бывает соблюдение заповедей…» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 36. С. 50). «Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 52. С. 62). 1066 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 9 об. Оптинский старец Амвросий писал: «Ежели и святым всем в слове Божием предписывается иметь страх Божий, по сказанному: «Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его» ( Пс. 33, 10 ), кольми паче нам грешным и неправедным необходимо иметь страх Божий, и страх смерти, и Страшного суда Божия, и вечных мук во аде, растворяя страх сей надеждою наследовать Царствие Небесное… Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопадений по сказанному: «Помни последняя твоя и во веки не согрешиши» ( Сир. 7, 39 )» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 36. С. 50). Преп. Амвросий наставлял, что при отсутствии страха Божия «человек помрачается и начинает устами празднословить, судить,… злословить и уничижать ближних, и сердцем поучаться в помыслах нечистых» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 39. С. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Шимановский Карл Петрович — витебский мещанин; владелец московского заведения «Славянская фотография К. Шимановского» (1878–1889) — 294 Шишов Василий Тимофеевич (1807–1879) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1831); священник придворной Каменноостровской церкви, а затем также священник и протоиерей церкви Михайловского дворца (с 1847 г.); духовник великой княжны Марии Михайловны (в 1846 г.); преподаватель Училища для детей придворных служащих и других училищ для бедных (см. некролог: Церковный вестник. 1880. 2) — 135 Штакельберг Петр Егорович (1834–1896) — барон, контр–адмирал — 82 Штанковский Николай Карлович (? –1886) — 134 Штосс — знакомая Д. Д. Смирнова, возможно, Штосс Александра Ивановна (1813–1905) — 226 Шульц, товарищ Е. К. Бюцова — 229 Шустрый Андрей Савельевич — 248, 250, 256, 257 Щапин Иван Петрович (? –1907) — 174 Щурупов Михаил Арефьевич (1815–1901) — архитектор, автор проекта в русско–византийском стиле собора в Токио, воздвигнутого в 1891 г. на холме Суругадай — 109, 111, 112, 119–120, 133, 139, 140, 142, 146, 161, 175, 176, 213, 217 Эммануэль Егор Егорович (Георгий Георгиевич) (1815–1868) — генерал–майор — 139 Эммануэль Юлия Георгиевна, дочь генерала Е. Е. Эммануэля — 114, 138 Эренбург, барон, киевский помещик — 155 Ювеналий, духовник графини О. Е. Путятиной — возможно, Ювеналий (Половцев Иван Андреевич) (1826–1904) — наместник Александро–Невской лавры, затем Киево–Печерской лавры и настоятель Глинской пустыни — 157 Ювеналия, матушка петербургского Воскресенского первоклассного женского монастыря — 132 Юрьев Сергей Андреевич (1821–1888) — литературный и театральный критик, переводчик, драматург — 294, 295 Я. А. — см. Гильгебрандт Я. А. Я. Д. — см. Тихай Яков Дмитриевич Яблочков Павел Николаевич (1847–1894) — электротехник; изобрел в 1875 г. дуговую лампу (электрическую свечу) — 197 Яков Дмитриевич — см. Тихай Яков Дмитриевич Ямамото, военный агент — 159 Яманака Алексей, катехизатор в Оодате — 141 Янагивара, японский посланник в Петербурге — 213

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Напечатано в Кирилловой книге 1644 г.; 18) отрывки из книги Кирилловой (108–112); 19) несколько песнопений на крюковых нотах (113–132): из вечерняго богослужения, задостойники; 20) помянник, его же должно есть иноку или мирянину на всяк день по скончании своего келейного правила со всяким умилением и (у)сердием чести, глава 71 (132 об.–134); 21) служба воскресная шестого гласа (134 об.–146); несколько песнопений положены на крюковыя ноты; службы: 22) повседневная ко Господу Иисусу Христу (146–151 об.); 23) общая Господским праздником и предпразднеством и попразднеством Господу Иисусу Христу (152–158); 24) общая праздником Богородичным и предпразднеством и попразднеством, на вся праздники ея (158 об.–164); 25) общая святителем двема и многим (164–169 об.); 26) согласие певаемо за царя и за люди внегда исходити противу ратным – творение Филофея патриарха Царя града (170–178); службы: 27) святых великих царей и равноапостол Константина и матере его Елены; в той же день Сретение Пречистыя Богородицы чудотворныя иконы Владимерския (178–182); 28) канон благоверной княгине Ольге (182–185): 29) стихиры на целование умершаго с разрешительною молитвою (185 об.–187 об.); каноны: 30) Иисусу Христу и Пресвятей Богородице (188– 198 об.), последний с акафистом; 31) Пресвятей Богородице и Ангелу хранителю (199–203 об.); 32) Пресвятей Богородице Одигитрии Смоленской (204–206 об.); 33) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (206 об.–209 об.); 34) молебен за творящих милостыню (209 об.–213); 35) Успению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Космы (213–216); 36) архангелам и ангелам (216–218); 37) Покрову Богородицы (218–221); 38) Рождеству Иоанна Предтечи (221–223); 39) Знамению Пресвятыя Богородицы – творение Пахомия Логофета (223 об.–226); 40) Николаю чудотворцу – творение Феофаново (226–229); 41) Явлению иконы Пресвятыя Богородицы Одигитрии Тихвинския (229–233); 42) апостолам – творение кир-Феофана (233–235 об.); 43) Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы (235 об.–238 об.); 44) молебен святителям: Петру, Алексию и Ионе (238 об.–241); 45) Пресвятей Богородице, певаемый в наведение печали (241 244 об.); 46) Всем Святым (245–250), на лл

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—201— признать о. Евдокима вполне достойным степени магистра богословия. В заключение указываю те места, кои в сочинении о. Евдокима мною или исправлены или помечены к исправлению при печатании, при чем советую автору и самому сделать исправления в том же духе, буде что ускользнуло от моего внимания: I, II, III–IV, VI. VII, VIII, XII, XIII, XV, XVII, XXVI, XXVII, XXVIII, XXXIX, L. – 1, 2, 5, 6, 11, 12, 19, 20, 40, 45, 60, 62, 63, 85, 94, 96, 107, 109–112, 127–128, 129, 130, 131–132, 138–140, 143, 145–148, 151–152, 153, 154–155, 176, 183, 190–191, 196–197, 200, 215, 217, 232, 248, 249, 250, 258, 266, 273, 278, 283, 286, 287, 288, 289–295, 314, 315, 320, 322, 326, 330, 332, 333, 334, 349, 355, 391, 397, 399, 400, 401, 431, 432, 445–447, 489, 491, 657, 662, 669, 682, 683, 685, 689, 692, 693, 696, 702, 707, 711, 723, 724, 727, 733, 739, 755, 756, 807, 880, 885, 890, 897–902, 909–914, 923, 931–933, 934–936, 945, 960, 987, 1016, 1032». б) Экстраординарного профессора по кафедре греческого языка и его словесности Ивана Корсунского : «Сочинение о. Евдокима состоит из предисловия и осьми глав исследования. В предисловии (стр. I–LII) автор указывает важность и значение изучения жизни и деятельности Святого Апостола Иоанна, задачу и характер своего опыта такого изучения, раскрывает план исследования и перечисляет источники и пособия, которыми пользовался при исследовании. В первой главе (стр. 1–72) описывается среда и обстановка, среди которой родился, жил и воспитывался Иоанн. Во 2-ой (стр. 73–213) идет речь о родителях Иоанна и их влиянии на него, о воспитании и образовании Иоанна под влиянием современных ему идей и всего склада и строя жизни народа иудейского, о пребывании Св. Иоанна Богослова в школе Св. Иоанна Крестителя и о первой встрече Иоанна Богослова с Господом Спасителем, первом призвании его к апостольскому служению. В 3-ей (стр. 213–358) описываются окончательное призвание Иоанна в число учеников Господа Спасителя и отношения между Иоанном и Господом —202— Спасителем во время земной жизни Спасителя; вместе с тем предлагается характеристика Иоанна. В 4-ой (стр. 391–512) изображается жизнь и благовестническая деятельность Иоанна, по вознесении Господа Спасителя на небо, в Палестине; в 5-ой (стр. 621–768) – жизнь и деятельность его в Малой Азии, с характеристикою религиозно-нравственного состояния общества, среди которого действовал Иоанн; в 6-ой (стр. 769–895) – жизнь и деятельность его на острове Патмосе; в 7-ой (стр. 895–976) изображаются последние годы этой жизни и деятельности по возвращении с Патмоса в г. Ефес, кончина и погребение Св. Апостола Иоанна и, наконец, 8-я глава (стр. 977–1033) посвящена «Памяти об Апостоле Иоанне», причем излагаются «многочисленные легенды о его смерти и посмертной судьбе», а равно и приводятся доказательства влияния и значения его писаний для последующих за его кончиною веков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По низким ценам покупал он в Москве соболей и отсылал их с доверенными греческими купцами или племянниками в Константинополь, где они и продавались со значительным барышом. Но мало того, что Паисий вел торговлю, он еще занимался маклерством. В одной челобитной царю он ходатайствует за гречанина-купца, с которым «послано из Константинополя от соборной церкви продать здесь, в Москве, узорочных товаров – каменья и иного узорочного товару, чем бы ей, бедной церкви, заплатить долг»; эти церковные товары взял у доверенного лица другой грек-купец и не платит за них денег. Паисий просит взыскать их 213 . В 1663 году в челобитной он просит царя, чтобы государь велел пропустить в Москву нескольких торговых гречан, приехавших в Путивль с товарами. В самой Москве он вступается в споры торговых гречан между собою, принимает одну сторону, оправдывает ее, пишет за нее к царю челобитную, обвиняет другую и т.п. 214 , и делает это, конечно, не даром. И менее честными средствами не пренебрегал Паисий, чтобы побольше нажиться в Москве. Из Соловков, как мы упоминали выше, воротился дьякон Агафангел и поступил к Паисию, который заявляет царю, что у Агафангела, когда он отправлялся на Соловки, оставалась в Никольском монастыре коробка, а в ней 250 медных рублей, которые тогда ходили за серебряные. Сердобольный Паисий просит теперь царя обменять эти медные рубли на серебряные. Но нетрудно видеть, что Агафангел, успевший обокрасть даже самого Паисия, никогда бы не оставил в монастыре в коробке, отправляясь в ссылку, такую крупную для тогдашнего времени сумму, как 250 рублей. Просто Паисий и Агафангел купили старые медные рубли как медные и решились получить за них серебряные рубли, а барыши от этой проделки поделили между собою. Нам известно и еще одно дело, которое ярко рисует свиту, окружавшую Паисия, и отчасти его самого. В августе 1669 года в Москву прибыл Никольского мутьянского монастыря архимандрит Христофор. На допросе он назвался племянником Александрийского патриарха Паисия и заявил, что когда он приехал в Белгород, то, по поручению митрополита Феодосия и воеводы Петра Скуратова, ездил в Чигирин к гетману Дорошенке просить об отпуске удерживаемых гетманом русских пленных и что гетман, ради слезного его прошения, отпустил до 70 знатных и простых русских пленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010