Ходит еще [послание] к Лаодикийцам, [и] другое – к Александрийцам, [оба] ложно приписаны Павлу для [распространения] ереси Маркиона, и еще несколько других, которые не могут быть приняты вселенской Церковью, ибо негоже желчь смешивать с медом. Кроме этого еще и Послание Иуды и два вышеупомянутого (или, носящие имя) Иоанна считаются (или используются) во вселенской [Церкви]». Существует перечень Евангелий, принятых Церковью, и у Оригена (ок. 185–254). Он пишет в первой книге своих Комментариев на Евангелие от Матфея, защищая канон Церкви: «Среди четырех Евангелий, которые только безоговорочно и принимаются в Церкви Божьей, находящейся под небом, как я узнал из предания, первое было написано по Матфею, который некогда был сборщиком податей, а впоследствии апостолом Иисуса Христа, который опубликовал для тех, кто обратился к вере из иудейства, составил его, как оно и существовало, на еврейском языке. Второе, от Марка, который составил его в соответствии с наставлениями Петра, который в соборном послании называет его сыном: «Приветствует вас, избранная подобно вам, Церковь в Вавилоне, и Марк, сын мой» ( 1Пет. 5:13 . Третье – от Луки, Евангелие, которое одобряет Павел (ср. 2Кор. 8:18 , и составленное для тех, кто от язычества [пришел к вере]. После всех них идет Евангелие от Иоанна». Писалось это более чем за три четверти века до I-ro Вселенского собора в Никее (325 г.). Ни о каких 80 «евангелиях», которые якобы отклонил св. Константин, не говорится. Все четыре канонические Евангелия во времена Оригена признавались Священным Писанием. Около 332 г. св. император Константин, стремясь к тому, чтобы в каждом столичном храме было Священное Писание, поручил епископу Евсевию Памфилу при участии опытных писцов составить 50 экземпляров Священного Писания на хорошо обработанном пергаменте. Но этот факт не соответствует тому утверждению автора «Кода да Винчи», которое мы цитировали, ибо: 1 . Состав священных книг сложился до времени правления императора Константина. 2 . Это не было установлением канона священных Библейских книг. Первый Вселенский собор в Никее канон Библии не установил. Это было сделано только на Карфагенском соборе (который начался в 393 г., а закончился в 419 г.): Постановлено также: да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме Писаний канонических. Канонические же Писания суть сии: Бытие, Исход. Левит… Апокалипсис Иоанна книга одна(правило 33). Приведенный в 33-м правиле список священных книг полностью соответствует нашему нынешнему библейскому канону.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Христос, оставляя этот мир, сказал: се, Я с вами во все дни до скончания века. (Мф.28:20) И Он не оставляет нас в Таинствах Церкви. О Его всемилостивом прощении сказано: Если исповедуем грехи наши, - т.е. установленным порядком, как Он эту власть передал апостолам, епископам, пресвитерам, - то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. (1 Ин.1:9) Но орудиями Его прощения со дня Пятидесятницы по-прежнему являются священнослужители, обращаясь к которым в лице апостолов, Он сказал: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин.20:23) И к которым относятся слова: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. (Деян. 20:28) Уважаемый Андрей сослался на то, что у Киприана Карфагенского нашёл свидетельство о том, что в древней Церкви была исповедь перед священнослужителем. Но мы можем найти такие свидетельства у Епифания Латинского (это 4-5 век). Мы можем найти свидетельство о том, что исповедовались перед священниками, у Блаженного Августина (354-430 гг. от Р.Х.). И даже Ориген (ок.185-254 гг. от Р.Х.) тоже рассказывает, например, в своих Комментариях на Евангелие от Матфея, что исповедь совершалась перед священнослужителями, - а он жил в конце II - начале III века, - и это был уже как бы сложившийся, установленный порядок. Но что интересно. Сам Господь, исцеляя людей, говорил: пойди, покажись священнику. (Мк.1:44) А чему это может нас научить? Если Сам Господь, являющийся Первосвященником, говорит: пойди, покажись священнику ? Т.е. действовать всегда надо законно. Так, как установлено. И если в Новом Завете мы видим, что священнослужители имели власть прощать грехи, отпускать грехи, то мы не можем это как-то пересматривать. Они даже имели власть отлучать от Церкви. Как апостол Павел в 1-ом Послании к Коринфянам пишет, что он одного человека предал в изнеможение сатане, т.е. полностью отлучил от Церкви. Правда, во 2-ом Послании к Коринфянам он его прощает и говорит: так что вам лучше уже простить его и утешить. (2 Кор.2:7) И опять же действует от имени Иисуса Христа: « А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова» (2 Кор.2:10). Как и на исповеди мы говорим, что от имени Иисуса Христа мы тоже прощаем людей.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

...юноши бегали, затеяв игру...— в оригинале говорится об игре под названием lysoporta, условия которой нам неизвестны. 162 Мимы — комические актеры. 163 Маврикий — византийский император, правил с 582 по 602г. 164 ...склонив голову...— значение фразы не вполне ясно. 165 Ориген — знаменитый христианский богослов (ок. 185254 гг.), стремившийся согласовать христианство с языческой философией; потому он был отлучен от церкви и лишен сана. Император Юстианиан настоял на том, чтоб Ориген на соборе 543 г. был объявлен еретиком (монофизитом) и предан анафеме, а сочинения его были сожжены. 166 Гексаплы — не дошедшее до нас сочинение, в котором Ориген давал анализ и критику переводов Ветхого завета. 167 Помолись об Иоанне, чтобы и ему выпала десятка.— Очевидно, подразумевается достижение Иоанном высот духовного совершенства — ср. примеч. 20. 168 ...а Ориген их не ест, потому что слишком далеко вошел в море...— в течение 40 дней размачиваемые бобы указывают на окончание Великого поста, во время которого Симеон ничего не ел. Пучина, в которую попал Ориген, обозначает, что он погрузился в книги и потонул в мудрствовании. 169 Фуска — см. примеч. 55. 170 Номисма — византийская золотая монета. 171 Протокомит ведал по преимуществу налогами. 172 Великий пост, или Четыредесятница, продолжается 40 дней; к нему присоединяется Страстная неделя, во время которой тоже полагалось поститься. 173 Фолий, несмысленный.— Ответ Симеона построен на игре цифровыми соответствиями: 40 нумиев составляют фолий. 174 Получите во сто крат в веке сем, в грядущем же жизнь вечную.— Парафраз. Матф. 19, 29. 175 Стола — верхняя одежда, доходящая до пола. 176 ...чтобы безопасно миновать владык мрака, обитающих воздух сей.— См. примеч. 47. 177 ...се день бедствия...— Эфес. 6, 13; Пс. 40, 2. 178 Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! — Пс. 40, 2. 179 Лот — племянник Авраама, неузнанный праведник среди грешников; праведность Лота открылась, когда ангелы вывели его из грешного Содома, прежде чем предать город гибели. 180

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека. Спаситель воздвиг (от смерти) и показал святую плоть Свою, как храм ( Ин.2:19 ), и он воздвигнет в Иерусалиме каменный храм» 880 . 3. Антропологические представления доникейского богословия В то же самое время, когда создавались произведения апологетов и антигностических писателей, имевшие чисто прикладные задачи, зародилось и научное богословие – новое направление церковной литературы, которое характеризуется самостоятельным интересом к изучению и систематизации христианства и его идей 881 . На востоке к этому направлению можно отнести богословов, воспитанных в Александрийской школе, – Климента Александрийского (ок. 150 – ок. 215) 882 , Оригена (ок. 185–254) 883 , Св. Дионисия Великого († 265) 884 , Св. Григория Неокесарийского (ок. 213 – ок. 270) 885 , Св. Мефодия Олимпийского (Патарского) († 312) 886 , а на западе северо-африканских писателей Тертуллиана (около 160 – после 220) 887 и Св. Киприана Карфагенского (201–258) 888 . К этому же времени относится и начало деятельности преп. Антония Великого (251–356) 889 считавшегося основателем монашества, который сам не писал, но его высказывания были собраны учениками 890 . Не все из перечисленных авторов рассматривают антропологические проблемы, их практически нет в дошедших до нас произведениях Св. Григория Неокесарийского 891 , Св. Дионисия Великого 892 и Св. Киприана Карфагенского 893 , преп. Антоний Великий сосредоточен на аскетическом делании 894 , а из воззрений Тертуллиана мы далее приведем только те из них, на которые не повлияло его отпадение в монтанизм 895 . К трудам связанным с антропологией можно отнести «О свободе воли» и «О воскресении» Мефодия Олимпийского 896 , а труды «О душе» и «О воскресении плоти» Тертуллиан написал уже в монтанистический период своей жизни 897 . Из представлений писателей этого направления заметно выпадает учение Оригена , считавшего, что грехопадение произошло в домирное время, учившего о предсуществовании и метампсихозе – переселении душ, которые есть охлажденные духи, помещаемые в тела для исправления, проповедавшего апкатостасис – всеобщее восстановление при завершении мирового процесса 898 . Изначальное устроение и назначение человека По Тертуллиану «человек – самое лучшее и совершеннейшее творение Божие. Он – владыка и венец видимого мира. Вселенная не была бы внешним обнаружением совершенств Божиих, вполне достойных Бога, если бы не было в ней человека», только человек стоит выше Ангелов, может приближаться ко Творцу, познавать и соединяться с Ним 899 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Аристандр Тельмесский (IV в. до н.э.), греческий писатель, мантик, придворный прорицатель македонских царей, упоминаемый Артемидором, а также Плутархом, Элианом и др.: автор трактата О чудесах, который высоко оценивали Лукиан и Плиний Старший, 11. Аристид, Элий Публий (117-- ок. 185), знаменитый греческий ритор эпохи Антонинов, автор Священных речей и Панегирика Риму, был жрецом Асклепия в Эфесе, 14, 65, 99. Аристотель Стагирид (384--322 гг. до н. э.), крупнейший греческий философ, ученик Платона, основатель перипатетической школы, 99, 121, 137,154,159,166,172,175,191, 155. Арно Антуан (1612--1694), французский теолог и философ, янсенист, один из лидеров научно-философского кружка в Пор-Рояле, 254. Артемон (Артемен) Милетский, (1-я пол. I в. н. э.), греческий писатель и онирокритик, упоминаемый Артемидором, а также Плинием Старшим, Тертуллианом и др., в период правления Нерона написал трактат О толковании снов в 22 кн., 11, 14. Артемидор Далдианский (I--I! вв.) -- популярный греческий писатель, астролог и онирокритик эпохи Адриана и Антонина Пия, автор Сонника в пяти книгах, 9, 11--43. Архедем Тарсский (II в. до н. э.), греческий философ-стоик, в древности ему необоснованно приписывали учение об общности жен, 184. Атеней (Афиней, I в.), греческий врач родом из Киликии, основатель школы " пневматиков " , близкий к стоицизму, практиковал и преподавал медицину в Риме. Из его текстов сохранились фрагменты, включенные в свод Орибасия, а также извлечения Аэция и Диогена Лаэртского, 112, 114, 137, 141, 146. Ахилл Татий (V в.), александрийский литератор, автор романа приключений Левкиппа и Клитофон, написанного в подражание Гелиодору, 12, 238, 240, 247. Аэций из Амиды (VI в.), врач, компилятор, составивший свод из древних медицинских текстов, 132 . Барт, Карл (1886-1968), швейцарский протестантский теолог, один из основоположников диалектической теологии, 254. Бонхеффер А.. 254. Босуэл Дж., 85, 204. Василий Анкирский (IV в.), христианский теолог, епископ, противник арианства, 155.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Даже богослов и апологет Ориген (ок. 185ок. 254) утверждал, что Иосиф Флавий не верил, чтобы Иисус был Мессией (Origen, Contra Celsus, 1:47). Несмотря на эти опасения, имеются и соображения в пользу того, чтобы признать большую часть текста подлинной. Во-первых, существуют хорошие текстуальные подтверждения для этого упоминания Иисуса, а текстуальных опровержений нет. Во-вторых, текст написан в стиле Иосифа Флавия. В-третьих, некоторые формулировки здесь, по всей вероятности, не могли бы принадлежать христианину. В-четвёртых, отрывок соответствует своему контексту как грамматически, так и исторически. В-пятых, процитированная ссылка на Иисуса (Josephus, Antiquities, 20), должна подразумевать Его упоминание в предыдущей части текста. И наконец, арабский перевод этого текста содержит все его основные положения без сомнительных элементов: В то время жил один мудрый человек по имени Иисус. И его дела были добрыми, и известна была [его] добродетельность. И многие люди из иудеев и других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к распятию и смерти. Но те, кто стал его учениками, не отказались от своего ученичества. Они рассказывали, что он являлся им через три дня после своего распятия и что он был живым; поэтому, он, может быть, и был тем Мессией, про Которого пророки предрекали чудеса [цитируется в Habermas, 186]. Даже без той своей части, которая похожа на сделанную христианами вставку, данный текст является экстраординарным свидетельством о жизни, смерти и нравственном влиянии Иисуса. Здесь указывается, что Иисус был известен как мудрый и добродетельный человек, имевший учеников среди иудеев и язычников. Пилат приговорил Его к смерти через распятие. Ученики же сообщали, что Он воскрес из мёртвых на третий день. Это событие связывали с тем, что Он провозглашал Себя Мессией. Фалл. Фалл писал примерно в 52 г. Ни одно из его произведений не сохранилось, хотя разрозненные отрывки дошли до нас в виде цитат у других писателей. Одним из таких писателей был Юлий Африканск ий (ок. 221), который ссылается на Фалла при обсуждении тьмы, случившейся после распятия Христа: На весь мир пала самая ужасная тьма; и камни раскололись от землетрясения, и многие строения в Иудее и других местах разрушились. Эту тьму Фалл в третьей книге своей «Истории» называет, на мой взгляд, без всякого основания, солнечным затмением [ " Extant Writings», 18//A. Roberts and J. Donaldson, eds., Ante Nlcene Fathers]. Юлий Африканск ий отождествляет тьму, которую Фалл объяснял солнечным затмением, с тьмой после распятия, упомянутой в Лк. 23:44–45 . Представители властей. К другим внехристианским источникам относятся древние представители власти, сам статус которых давал им уникальную возможность ознакомиться с официальными сведениями, недоступными для широкой публики. Плиний Младший. Плиний Младший был римским писателем и государственным чиновником. В своём письме к императору Траяну ок. 112 г. Плиний так описывает религиозные обряды первых христиан:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Широко известный экзегет Климент (ок. 150 г. – ок. 215 г.), проживавший в Александрии, считал, что в Писании настолько глубоко сокрыто истинное значение, что для его обнаружения необходимо провести тщательное исследование, поэтому оно недоступно для понимания каждого. Климент выдвинул теорию, что существует пять смыслов в Писании (исторический, вероучительный, пророческий, философский и мистический), причем наиболее ценные богатства Писания доступны только для тех, кто уразумеет самые сокровенные смыслы. Он считал, что Писание – одна развернутая аллегория, в которой каждая деталь символична, и выводил это из слов апостола Павла: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную (подчеркнуто мной. – Прот. А.Е.), которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор 2:6–7 ). Можно сказать, что так начался христианский поиск систематических подходов к пониманию Библии, который исходил из предпосылки принципиальной множественности смысла Писания и наличия гармонии этих смыслов между собой, а также наметилась тенденция к возведению ума и сердца толкователя от буквы Писания к его духу 52 . Хотя в сочинениях александрийского учителя (особенно в «Строматах») много внимания уделяется проблемам герменевтического плана, однако он, насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, не предпринимал серьезных попыток формулировать общую методологию христианской библейской экзегезы. «Ярко выраженный интерес к собственно методологической стороне христианской экзегетической практики мы впервые обнаруживаем только у Оригена » 53 . Ориген (ок. 185 г. – ок. 254 г.) был преемником Климента Александрийского в александрийской «катехизической школе». Пользуясь антропологической моделью, Ориген полагал, что как человек состоит из трех частей – тела, души и духа – точно так же и Писание имеет три смысла. Тело представляет буквальный смысл, душа – моральный (нравственный) и дух – духовный или мистический смысл. Два последних смысла являются двумя самостоятельными и неравноправными формами иносказательной интерпретации. На практике Ориген постоянно обращался к буквальному смыслу и при разъяснении его руководствовался определенной системой методологических принципов (скажем, идеей единства и непротиворечивости Библии и др.). «Одноко, когда сам Ориген рассуждает о методе интерпретации Писания, он имеет в виду прежде всего «иносказательные» методы толкования» 54 . В отличие от Филона, Ориген уже считал «иносказательный» смысл не вспомогательным в Библии, а основным. Для него была важна именно трехуровневая иерархия смыслов одного и того же библейского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Перед исследованием того, что может донести до нас свидетельства предания о древней практике в этом вопросе и перед оценкой современных идеологических споров об актуальном литургическом обиходе окинем взором культурный контекст позднеантичной христианской литургийной молитвы. В ранне- и позднеантичной Церкви обнаруживаются весьма скупые сведения по поводу того, что община верных могла видеть, или слышать, или участвовать, за исключением псалмопения, 489 чтений Писания 490 и проповеди. 491 Это не следует, однако, истолковывать как отсутствие интереса к тому, чтобы миряне участвовали и извлекали духовную пользу из литургических молитв. Скорее, гласная молитва была настолько нормальным явлением, что подразумевалась само собой разумеющейся: два Отца Церкви III века Ориген (185ок. 254) и Ипполит Римский (ок. 170 – ок. 326) даже называют молящихся «слушателями [κροατς]», 492 или «слушателями тайн [κροατς τν μυστηρω]. 493 Поэтому в гласных молитвах древние христиане чувствовали себя вполне естественно, подражая обычаям окружавшей их иудейской и греко-романской языческой культур, в которых не только общественная, но даже личная молитва и домашнее чтение совершались вслух. 494 В конце позднеантичного периода подобная практика начала приходить в упадок, и литургические молитвы, как и евхаристическая анафора, стали возноситься тайно. Случаи гласной молитвы и запрета подобной практики, часто достаточно фрагментарные и реконструируемые, должны оказаться теперь в центре нашего внимания. II. Личные молитвы вслух в античном язычестве Из Мф.6:7–8 кажется вероятным, что язычники также молились гласно: А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. В духе римского язычества Ювенал в Сатире Х,289–291 поминает как женщины в языческом храме шепчут вслух молитвы: Formam optam modico pueris, maiore puellis murmure, cum Veneris fanum videt, anxia mater usque ad delicias votorum. 497

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Спаситель говорил: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ). В Деяниях апостолов читаем: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои ( Деян. 19:18 ). Изучение греческого текста Священного Писания приводит ученых к выводу, что Спаситель, призывая к покаянию, призывал к исповеданию грехов, ибо греческое слово «эксомология» означает покаяние в смысле явного, открытого призвания. В греческом тексте Деяний употреблено слово «анангеллонтес» от греческого «анангелло», что значит раздельно пересказывать, подробно перечислять. Отсюда делается совершенно правильный вывод, что уже в апостольское время исповедь была «исповедью подробною не только известной категории, но всех грехов, обременяющих совесть кающихся» (проф. А. И. Алмазов ). С первых веков в Церкви возник вопрос о том, какие грехи могут быть прощены на исповеди. Древнейшая покаянная дисциплина была очень строга и не во всех Поместных Церквах одинакова. Были сторонники публичного покаяния один раз в жизни, подобно тому, как один раз в жизни совершается таинство Крещения. В некоторых Поместных Церквах считалось недопустимым прощение смертных грехов, причем само понятие смертного греха не было вполне определенным. Но падение нравов все более ослабляло покаянную дисциплину и все более укрепляло взгляд, что сколько бы ни согрешил верующий. он должен очищаться исповедью, и все грехи его принципиально могут быть прощены. В Церкви возникали горячие споры о покаянной дисциплине, возникали схизмы сторонников древней строгости, не желающих подчиниться слишком снисходительной практике последующих веков. Так, например, когда Каллист I, епископ Римский (II–III вв.), принимая во внимание распущенность римских нравов, издал эдикт, которым объявлял прощение грехов против целомудрия, это вызвало ожесточеннейшее нападение на него Тертуллиана (ок. 160 – III в.) и породило схизму римского пресвитера Ипполита († ок. 250). Ориген (ок. 185–254) объявил нарушением священнических правомочий прощение блуда и идолопоклонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

441 Памфил (240–309 гг.), священномученик, знаменитый ученый. Родился в Берите (Финикия), получил отличное образование, занимал гражданские должности. Получив сан пресвитера в Кесарии Палестинской, Памфил предался занятиям христианской литературой, составил библиотеку из 30 тыс. томов (которую впоследствии подарил Кесарии). При своей церкви он устроил и школу. К своим работам по Св. Писанию Памфил привлек и Евсевия, который вместе с ним занимался перепиской и рецензией рукописей Библии. Из их совокупного труда образовалось новое издание перевода 70 толковников. Из сочинений Памфила сохранилась в переводе Руфина первая глава его «Апологии Оригена », написанной им уже в тюрьме во время гонения Максимина (307 г.) вместе с Евсевием (которому принадлежит 62-я глава «Апологии»). 442 Ориген родился ок. 185 г. в Александрии. Его отец был казнен как христианин во время гонения на христиан при императоре Септимии Севере. Имущество отца было конфисковано, и Оригену , старшему в семье, пришлось в 17 лет содержать мать и 6 братьев. Ориген учился у неоплатоника Аммония Сакка, а затем Клемента Александрийского, вел аскетическую жизнь. Ок. 217 г. он возглавил христианскую катехитическую школу в Александрии – центр образования, высоко ценившийся и христианами и язычниками. Однако в 231 г. Ориген был смещен с поста наставника этой школы, лишен сана пресвитера и изгнан из Александрии. Он переселился в Палестину, в Кесарию, где основал свою школу. Во время гонений императора Деция (249–251 гг.) Ориген был заключен в тюрьму в Тире и умер там от пыток в 253/254 г. Благодаря латинским переводам Иеронима и Руфина важнейших сочинений Оригена его идеи и теологические методы получили распространение на Западе. Ориген был сторонником не буквального понимания текста Писания и разработал учение о трех смыслах Библии: буквальном («телесном»), моральном («душевном») и философском («духовном»), сам он отдавал предпочтение философскому истолкованию смысла Библии. Теологическая система Оригена сводилась к учению о том, что наш мир – не первый и не последний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010