Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Трактат о пальме. Композиционная форма и богословский смысл 6 марта 2018 11:11 – 1 января 1970 03:00 События Сочинение возникло между 1217 и 1245 гг. (т.е. до появления бестиария Пьера де Бове, в котором трактат о пальме использован в качестве источника) . Текст принимал разные формы: краткие эскизы проповеди, разработанные проповеди, довольно объемные произведения для застольного чтения и трактаты. Следует сразу отметить, что обе редакции памятника, речь о которых пойдет ниже, представляют собой тип проповеди для чтения, т.е. нечто среднее между индивидуально читаемым трактатом и проповедью, произносимой с церковной кафедры. С одной стороны, присутствует типичная для проповеди особенность построения: в качестве темы в самом начале произведения задана цитата из Св. Писания, и эта тема по определенным правилам развивается в последующем тексте. С другой стороны, классическая схема проповеди, выработанная в многочисленных средневековых руководствах по проповедническому искусству (ars praedicandi), в «трактате о пальме» не соблюдалась. Этот текст, по всей видимости, не произносился с кафедры, а читался во время трапез и вечером за общим столом в монастырской общине, а также служил для индивидуального келейного чтения. Поэтому оба обозначения этого памятника как «трактата» и как «проповеди», принятые в исследовательской традиции, достаточно условны. Традиция аллегорического толкования Св. Писания При анализе средневековых аскетико-дидактических памятников необходимо помнить о существовании герменевтической традиции, идущей от александрийской школы экзегетики в лице ее главных представителей: Филона Александрийского (ок. 20 г. до н.э. — 40 г. н. э.), Климента Александрийского (ок. 150 — ок. 213) и Оригена (ок. 185ок. 254). В сочинениях Отцов Церкви и средневековых теологов, выработавших теорию нескольких уровней экзегезы, сложилось представление о «некоем коде, который позволяет вещам стать метафорами вещей сверхъестественных, приписывая последним качества первых»  (Eco 1985: 156). Этот код обусловливал как порождение, так и восприятие аскетических и мистических текстов, которые, регламентируя практическую религиозную жизнь, включались во всеохватывающий процесс кодификации. В целях религиозной дидактики активно использовались символы Св. Писания.

http://bogoslov.ru/event/5741472

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОРИГЕН Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ориген (греч. ριγνηζ) (ок. 185 - 254 ), знаменитый христианский богослов и философ Родился в Александрии около 185 г. в греческой или эллинизованной египетской семье, принявшей христианство ; получил хорошее образование от своего отца ритора Леонида , который во время гонения при Септимии Севере за доказательство христианства был казнен, а имущество его конфисковано. 17-летний Ориген, имея на своем попечении мать и шесть младших братьев, сделался учителем грамматики и риторики и был избран в наставники знаменитой катехетической школы в Александрии. Чтобы избежать соблазнов со стороны многочисленных слушательниц катехетической школы, Ориген будто бы подверг себя оскоплению. Сообщаемое в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , благоговейного почитателя Оригена, это известие вызывает, однако, сомнение, между прочим ввиду необычайной умственной плодовитости Оригена; достоверно только существование такой молвы еще при его жизни. Обширная известность Оригена, приобретенная преподаванием в катехетической школе и первыми его сочинениями, побуждала обращаться к нему за советом из отдаленных местностей и вызвала два его путешествия: в Рим (при папе Зефирине ) и в Аравию. Во время гонения на Александрийскую Церковь при имп. Каракалле 216 года почитатели принудили Оригена удалиться в Палестину , где два преданные ему епископа, Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский , дали ему почетное убежище; по их настоянию он, хотя и мирянин, изъяснял Священное Писание пред многолюдными собраниями верующих в храмах. За это он подвергся сильному порицанию александрийского епископа Димитрия , заставившего его вернуться в Александрию . По приглашению Юлии Маммеи , матери императора Александра Севера , он посетил ее в Антиохии и дал ей начальное наставление в христианстве. В 228 году он был вызван по церковным делам в Грецию и проездом через Палестину принял в Кесарии рукоположение в пресвитеры от епископов Александра и Феоктиста. Обиженный этим александрийский епископ на двух местных соборах осудил Оригена и объявил его недостойным звания учителя, исключенным из александрийской церкви и лишенным пресвитерского сана ( 231 ).

http://drevo-info.ru/articles/2934.html

прот. Александр Мень Ориген Ориген (’Ωριγνης) (ок.185-ок.254), египетский грекоязычный учитель Церкви, основатель христианской философии и библейской критики, апологет и комментатор Писания. Родился в Египте, вероятно в Александрии, в семье ревностных христиан, которые с детства внушили ему любовь к Слову Божьему. Его отец, Леонид, рано заметил удивительную одаренность сына и дал ему всестороннее образование; но главное, он укрепил в нем пламенную веру, и, когда во время гонений (202) отец был арестован, Оригена только силой удалось удержать от следования за ним в тюрьму. Не имея возможности разделить с ним участь, он писал ему письма, убеждая стоять до конца. После казни Леонида Ориген стал зарабатывать для семьи трудом учителя, а затем посвятил себя проповеди христианства среди образованных язычников. Из-за гонений Александрийская огласительная школа осталась без руководства, и Ориген , несмотря на свой юный возраст, принял на себя заботу о ней. Его ум, умение найти доступ к самым взыскательным слушателям и строгий образ жизни привлекли в школу толпы слушателей. «Шли к нему в училище, – пишет Евсевий, – один за другим с утра до вечера, не давая передохнуть». Ориген говорил с александрийским обществом языком человека, глубоко усвоившего античную культуру и не отвергавшего ценностей, которые в ней содержались. В его школе царила атмосфера интеллектуальной свободы. «Это был поистине наш рай», – вспоминал ученик Оригена , Григорий Неокесарийский . Ориген , однако, радикально отвергал нравственный релятивизм язычества. Об аскетизме Оригена складывались легенды. Для более точного понимания Ветхого Завета Ориген с помощью местных иудеев быстро выучил еврейский язык и начал работу по подготовке Слава его распространилась далеко за пределы Египта. В 212 он посетил Рим, сблизился со побывал в Заиорданье и Антиохии, где был принят матерью императора Септимия Севера как знаменитый ученый. Когда в 216 вспыхнули гонения Каракаллы, Ориген уехал в Кесарию Палестинскую, где продолжал свои ученые занятия и проповедь. С этого времени он стал жертвой ревности и недоброжелательства епископа Димитрия Александрийского, который считал, что Ориген превышает полномочия мирянина. Когда же в Палестине его рукоположили во иереи, Димитрий отказался признать это рукоположение законным. Даже после смерти епископа Оригену не удалось закрепиться на родине, и он окончательно поселился в Палестине. Он продолжал усиленно работать, а о своих гонителях писал, что испытывает к ним жалость.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Скачать epub pdf Ориген. О том, как богословствование по-платоновски приводит к ереси Учение Оригена было осуждено V Вселенским Собором (553) как ересь, между тем его влияние на отцов Церкви и богословов, в православности которых никогда не было никаких сомнений, велико. Ориген ввел в богословие такие слова, как «Богочеловек» и «ипостась». О том, что в учении Оригена православно, а что нет, как сказалось на его богословии увлечение философией Платона, а также как оригеновское «может быть» превратилось у его учеников в «только так и есть», рассказывает Виктор Петрович Лега. Тертуллиан , о воззрениях которого мы говорили в прошлой беседе, – пример того, как пренебрежение философией может отвести человека от истинного Православия. Ориген являет нам другую крайность – как чрезмерное увлечение философией может привести к серьезным ошибочным и даже еретическим умозаключениям. Христианином родился, как истинный христианин и умер Ориген (ок. 185ок. 254) родился в Александрии, в христианской семье. С детства он был пылким христианином, мечтавшим пострадать, как и его отец, за Христа. Но стараниями матери он смог пережить гонения. Он получил образование в христианском катехизическом училище, основанном Пантеном, и учился у Климента Александрийского. Когда Климент, испугавшись гонений на христиан во время правления императора Септимия Севера, покинул Александрию, Ориген возглавил эту школу и какое-то время был ее главой. Решив углубить свое философское образование, он стал учиться у Аммония Саккаса, у которого, кстати, учился и Плотин. Правда, не все ученые считают, что учеником Аммония был именно прославившийся впоследствии своим учением Ориген , но большинство серьезных исследователей, в числе которых и В.В. Болотов , убеждены, что это именно тот Ориген . Тем более что в его системе взглядов влияние неоплатонизма очень заметно. V Вселенский Собор расценил богословские взгляды Оригена как ересь В подробности последующей жизни Оригена мы входить не будем, не будем касаться и его священнослужения, его сложных взаимоотношений с епископом Александрийским. Отметим только, что Ориген скончался как истинный христианин. Во время гонений Декия он был заточен в тюрьму, подвергнут жесточайшим пыткам, от которых и умер. Почему же Ориген, проживший жизнь как истинный христианин и окончивший ее мученически, тем не менее не прославлен в лике святых? Главным образом из-за своих богословских взглядов, многие из которых вытекали из его философских воззрений. А богословские взгляды Оригена были таковы, что V Вселенский Собор расценил их как ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/st...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХРАМ РАБУН [арм. (?)(?) (?), (?), (?); Ваграм Севлернци] (ок. 1215 - ок. 1290, Киликия), вардапет, арм. ученый, богослов, философ, политический деятель. Образование получил в одном из мон-рей Чёрной Горы (арм. (?)), где находился монастырский и образовательный центр Киликии; отсюда одно из прозваний В. Р.- Севлернци (Черногорец). Знал вост. и зап. языки, был секретарем Левона III, царя Киликийской Армении (1270-1289). В 1271 г. написал «Слово о Явлении Господнем и помазании царя Левона», по просьбе царя составил неск. др. проповедей (напр., «Слово о Св. Троице и Воплощении»). Его перу принадлежат богословские толкования (О домостроительстве спасения, Разъяснения к труду Григория Нисского «Об устроении человека» и др.) и философские комментарии к «Категориям» Аристотеля, трактатам Порфирия и соч. «О мире» Псевдо-Аристотеля. Философские комментарии написаны в основном в форме «решений» (греч. λσεις; арм. (?)). Главным его произведением считается «Стихотворная история Рубенидов» (созданная по просьбе царя), к-рая была задумана как продолжение краткой стихотворной истории Армении («Випасанутюн») Нерсеса IV Шнорали . В. Р. известен и своей социально-политической доктриной института «царства»: Бог создал человека по Своему подобию, дав ему право власти над «живой и неживой природой». Но т. к. люди пренебрегли Его заповедями, Бог попустил появление неравенства среди людей, когда нек-рые из праотцев объявили себя царями над своими единоплеменниками. В своей философско-исторической концепции В. Р. тяготеет к номинализму, к-рый, в частности, лежит в основе его сенсуалистско-материалистической теории познания. Основной вопрос философии он решает с позиций креационизма. Взгляды В. Р. оказали огромное влияние на формирование мировоззрений мн. арм. авторов, таких как Ованнес Воротнеци и Григор Татеваци. Соч.: Стихотворная история Рубенидов. Мадрас, 1810 (на арм. яз.); Vahram " s Chronicle of the Armenian Kingdom of Cilicia during the time of the Crusades/Transl. by C. Neumann. L., 1831; Schahnazarian G. Galerie historique arménienne, 5. P., 1859. P. 185-242; Bedrosian S. Chronique du royaume arménien de la Cilicie//Revue de l " Orient, de l " Algérie et des colonies. 1864. N. S. T. 17. P. 245-254, 315-325; Dulaurier E. Chronique rimée des rois de la petite Arménie//Recueil des historiens des croisades: Documents arméniens. P., 1869. T. 1. P. 491-535 (арм. текст и фр. пер.); Проповеди. Иерусалим, 1856 (на арм. яз.); Анализ слова Есайи на великий день Явления Христа//Арарат. 1868. 10. С. 137-141; 12. С. 165-169; 1869. 1. С. 8-9; 2. С. 36-39; 3. С. 49-52; 4. С. 72-78; 5. С. 97-101; Святыни предков. Иерусалим, 1875 (на арм. яз.); Григорян Г. Решения Категорий Аристотеля. Ереван, 1967 (арм. текст и рус. пер.).

http://pravenc.ru/text/149951.html

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Ориген Ориген (греч. Ωριγνης, лат. Origenes Adamantius; ок. 185, Александрия — 254, Тир) — греческий христианский теолог, философ, ученый. Один из восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии. Автор термина «богочеловек». Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса. Учился в Александрийской богословской школе, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годы. Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (Апокатастасис). До наших дней не дошёл его главный труд Гекзапла — колоссальный по объёму сравнительный анализ изводов Ветхого Завета с целью установления критически выверенного текста. Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других. Биография Ориген родился около 185 г в Александрии. Изучал под руководством своего отца, Леонида, священные тексты. В 202 г. Леонид был убит. С 203 г. Ориген начинает учительствовать в теологической школе, он спал на голой земле, постился, не носил обуви, не имел смены одежды. По сообщению Евсевия, в этот период Ориген в порыве благочестия оскопил себя. Изучал античную философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 году подвергнут осуждению на Александрийском поместном соборе, после чего перенёс свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). В 254 в Тире, во время очередной волны антихристианских репрессий, Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.

http://lib.cerkov.ru/authors/763

Поиск Искать Ориген (ок. 185254) – один из величайших мыслителей за всю историю Церкви. Ориген выдвинул целый комплекс идей, до сих пор вдохновляющих богословов. За некоторые свои идеи был осуждён Церковью, однако без него богословие Церкви было бы совершенно другим. Ориген родился в семье мученика, отличался мученическим, аскетическим пафосом (в юности при гонении, его мать остановила его от необдуманной сдачи властям хитростью: спрятала всю его одежду; этот же пафос вынудил его оскопить себя — Ориген в последствии корил себя за этот необдуманный поступок, противоречащий христианскому пониманию аскетизма). По смерти отца обеспечивал семью (мать и шесть младших братьев) частными уроками. Ориген был учеником Климента Александрийского, занял его место главы Александрийского училища в 18 лет. Учился философии в школе Аммония Саккаса (вместе с Плотином). Александрийское училище Ориген превратил в нечто вроде христианского университета. Собеседник св. Ипполита Римского, обратил в христианство св. Амвросия Медиоланского. Объездил всю тогдашнюю Ойкумену — от Италии до Аравии. В гонение Декия Ориген был арестован, заключен в тюрьму, подвергнут пыткам, после которых почти не мог ходить. Мучения сделали его исповедником, но не мучеником. Выдающийся филолог и библеист. Место Оригена в истории богословия невозможно переоценить. По большому счёту, всё богословие эпохи Вселенских Соборов принадлежит его следу (как минимум в темах). В первую очередь это экзегеза: аллегорический метод толкования доводиться Оригеном до совершенства, становиться образцом на века. Он же (об этом часто забывают) учит нас внимательному отношению к букве Писания, он первый в истории провёл систематический филологический разбор Библии. Титанические усилия Оригена по философской концептуализации христианской веры, хотя и подверглись осуждению Церкви, тем не менее создали первую систему христианской философии и догматики, можно сказать, что последующие тринитарные споры — обсуждение этой системы. Но Ориген сделал гораздо большее — он дал хоть не безупречную, но впечатляющую попытку верующего умозрения, не уступающую античной философии, но по мере сил несущую Благую Весть. Он дал самый метод и язык такого умозрения. Задачи преображения («воцерковления», «обожения») античной мысли, поставленную ещё апологетами, он до конца не выполнил — это сделают Каппадокийцы, Дионисий, Максим Исповедник и др. Отцы. Оригену принадлежит самая выдающаяся апология — «Против Цельса», венчающая этот жанр. Он занимает важное место в мистике Церкви — как вершина александрийского её варианта. Исповедник и философ, аскет и учёный — что бы не говорить о его богословских огрехах — Ориген навсегда останется в истории Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ori...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Мюнхене проходят две выставки, посвященные Ветхому Завету Выставки приурочены к началу 21-го конгресса Международной организации по изучению Ветхого Завета МЮНХЕН. По случаю предстоящего (4-9 августа) проведения в Мюнхене 21-го конгресса Международной организации по изучению Ветхого Завета (IOSOT) в городе открылись две выставки, посвященные Ветхому Завету. Книжная выставка «Ветхий Завет и его содержание» проходит в Баварской государственной библиотеке, где в специальном зале демонстрируются 29 уникальных рукописей и печатных книг Ветхого Завета из собрания мюнхенской библиотеки. В центре выставки – «Вавилонский Талмуд», написанный на иврите в 1342 г. во Франции. Здесь же представлены датированная 1-й половиной XII в. рукопись с проповедями знаменитого раннехристианского богослова и философа Оригена (ок. 185254), иллюстрированный рукописный двухтомник еврейских праздничных молитв (XV в.), еврейские рукописи Библии, выполненные в Германии (XIII в.) и Испании (XIV и XV в.). Здесь же представлен арамейский перевод Пятикнижия из Германии (XV в.) и иллюстрированный Ветхий Завет на языке идиш, который в 1796 г. был напечатан для женщин, не умевших говорить и читать на иврите. На выставке представлены богато иллюстрированная «Библия Фуртмейера», украшенная иллюстрациями художника эпохи Возрождения Бертольда Фуртмейера из Регенсбурга, а также «Золотая Мюнхенская Псалтирь», выполненная в XIII в. в Англии. Экспонируются восточные рукописи Псалтири на разных языках и др. книги. Вторая выставка — «Старый Завет. Истории и изображения» — проходит в залах Старой Пинакотеки Мюнхена. На ней представлено 37 картин из галерей баварских городов - Ашаффенбурга, Аугсбурга, Бамберга, Оттобойрена и др., а также двух мюнхенских музеев и баварских библиотек. На полотнах художников Альбрехта Альтдорфера, Лукаса Кранаха, Ханса Бургкмаира, Ханса Бальдунга, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта, Клода Лоррена, Луки Джордано и др. представлены сюжеты Ветхого Завета. Они посвящены преимущественно темам сотворения человека и грехопадения праотцев.   Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/3945256.html

«Ареопагитики» не строят своей собственной системы космологии и не занимаются, подобно творениям Оригена (ок. 185–254) или каппадокийцев, проблемой шестоднева. Мир для них – откровение Бога, и, как таковое, – самоочевидная истина, не нуждающаяся в доказательствах. Им важно не происхождение мира, а его место в иерархической полноте всего сущего. Творение мира есть одно из раскрытий Божества, Его «выступлений» (греч. «проодон»). Бог , как Высшее Благо, есть источник жизни. Благо же, на языке этого памятника, не моральная категория, а понятие онтологическое, то есть сама жизнь. Этими понятиями весьма часто оперирует известный русский богослов В. Н. Лосский († 1958), и притом с большой любовью. Так, говоря о двух повествованиях Священного Писания о сотворении мира, пытаясь уяснить смысл объединения повествования, он замечает: «Если первый рассказ ассимилирует человека с другими земными существами в одном общем благословении и подчеркивает антропокосмическое единство в плане природном, то второй точно определяет место человека. Действительно, здесь дана совершенно иная перспектива: человек предстает перед нами не только как верх творения, но и как самый его принцип». Творческий акт Божий при сотворении человека – «дуновение дыхания жизни» понимается В. Н. Лосским как дарование «частицы Божества», а не как полная духовность человека, ибо в таком случае наш интеллект нес бы некую Божественную эманацию. Но если бы наша душа была нетварной, мы были бы Самим Богом, лишь обремененным земным прахом, а все творение было бы лишь иллюзорной игрой. Согласно святому Григорию Богослову (329–389), нетварная благодать включена в самый творческий акт, и душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать – это дыхание Божие, «Божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого. Если человек стал живым тогда, когда Бог вдохнул в него дыхание жизни, то это произошло потому, что благодать Духа Святого и есть истинное начало нашего существования. Остальные движения Божии в акте творения обосновываются конкретной символикой космологии. Лосский воспринимает повествование не как метафору, а как реальную аналогию, которая еще сегодня находит свое применение в православной аскезе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другой последователь Иустина Философа, Афинагор 7 , напротив, широко использует греческих авторов; его творения явно рассчитаны на лиц, имеющих греческое образование. Афинагор одним из первых попытался дополнить веру разумом, Откровение — принципом доказательства; ему принадлежит первое в истории христианства теологическое “дедуктивное доказательство”, направленное против языческого многобожия: Бог по самому своему понятию есть существо беспредельное всеохватывающее, следовательно, Он должен быть один. Афинагору принадлежит понятие “доказательные основания нашей веры”. Филолей (Филатей), в противоположность Афинагору, полностью отрекается от всего языческого и признает только Божественное откровение; все же остальное он считает плодом падшего ума 8 . Таким образом, уже во II веке в христианском обществе четко определились два подхода к проблеме соотношения знания и веры, а, следовательно, и задачам апологетики. Жившему в III веке Тертуллиану из Карфагена приписывают формулу: “Верую, потому что это абсурдно”. Его не интересовали ни научные, ни философские искания. Он остановил свое внимание на вопросах нравственности, дал картины семейной жизни того времени, с которыми многим было бы полезно познакомиться и в наше время 9 . Принципиально иных взглядов придерживалась Александрийская школа богословия, которая очень высоко ставила светскую античную философию, учила о дополнительности веры и знания. Она вышла из Александрийской катехизической школы, возникшей во второй половине II века. Наиболее видными представителями этой школы были Климент Александрийский (ок. 150–215) и Ориген (185–254); второй считается еретиком 10 . Об остроте борьбы между двумя направлениями христианства первых веков свидетельствует Климент Александрийский, который писал: “Есть между нами немало людей, боящихся эллинской философии, как дети боятся привидения Если их вера настолько слаба, что может колебаться от человеческих заблуждений, то пусть эти слабосильные христиане лучше признаются, что они никогда не верили в Истину”.

http://pravmir.ru/istoriya-apologetiki-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010