Потемкин Григорий Александрович (1739–1791), «светлейший князь Таврический», государственный и военный деятель 313 Поттер Паулюс (1625–1654), голландский художник 445 Принцева М. Н. 17, 163, 468 Прокопий Устюжский (ум. 1303), юродивый 318, 324, 328, 382, 384 Прокопович Феофан (Элеазар, 1681–1736), церковный и политический деятель, писатель 45, 93, 243, 380 Прокофьев В.Н. 166, 185, 292, 468 Прокофьев Петр, старовер 368 Пропп В.Я. 426, 430, 468 Прохор (Мошнин), см.: Серафим Саронский Прохоров, владелец типографии 428, 429 Прохоров С.М. 423, 468 Пругавин Александр Степанович, этнограф, публицист 206, 468 Прянишников, купец-старообрядец, собиратель икон из Городца 218 Псевдо-Дионисий (Ареопагит) (I в.), первый епископ Афинский, писатель 87 Пулакис Ф, (VII в.), греческий иконописец 305 Пульцоне Шипионе, прозванный Гаэтано (ок. 1550–1598), итальянский художник 302 Пурецкий П.Л. (упом. 1915), иконописец учебно-иконописнои мастер скои Комитета попечительства о русской иконописи в Холуе 278 Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837), поэт 421 Пфаншмидт Карл Готфрид (1819–1887), немецкий художник 295 Пятницкий Ю.А. 458 Р Радойчич С. 458 Радоуш М., художник 388, 391 Раймонди Маркантонио (ок. 1480, 1527–1534), итальянский гравер 305 Рафаэль (1483–1520), итальянский художник 295, 296, 304 Ревзин И.М. 208, 468 Регель Г. 436, 464 Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), голландский художник 296 Рени Гвидо (1575–1642), итальянский художник 304 Репин Илья Ефимович (1844–1930), художник 42 Рестль М. 131, 468 Риндфлайш Даниел 348 Рипа Чезаре 356 Ришелье, кардинал, первый министр Франции (1624–1642) 363 Ровинский Дмитрий Александрович (1824–1895), юрист, коллекционер, ученый 69, 73, 80, 117, 165, 170, 176, 198, 199, 218, 254, 270, 312, 357, 415–417, 420, 421, 425, 428, 429, 449, 459, 468, 470 Рогожкин Андрей (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец из Палеха 419 Рождественский И., священник из Палеха 283 Рождественский Н.О. 263, 468 Роза Сальватор (1615–167З), итальянский художник 296, 334 Розанов Василий Васильевич (1856–1919), писатель, философ 239

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Таким образом, в конце II века н.э. в работах Иринея Лионского , Тертуллиана иКлимента Александрийского мы находим свидетельство широкого признания 20 из 27 новозаветных книг. Однако семь книг еще не получили к тому времени всеобщего признания: Послание к Евреям, Послание Иакова, 2 Послание Петра, 2 и 3 Послания Иоанна, Послание Иуды и Апокалипсис. Самым выдающимся из доникейских авторов Восточной церкви был богослов и библеист Ориген (ок. 185ок. 254). Он родился у христианских родителей в Египте (видимо, в Александрии) и получил глубоко христианское образование в родительском доме. Большую часть жизни он провел в Александрии, руководя катехетической школой как преемник Климента, которому пришлось бежать на города во время гонений 292 года. (Во время этого периода Леонид, отецОригена, был убит, – и сам юный Ориген искал мученической смерти, его спасла только уловка матери, спрятавшей его одежду.) В течение жизни Ориген побывал в Антиохии, Афинах, Аравии, Эфесе и Риме, довольно долго прожил в Кесарии Палестинской, где основал знаменитую школу, проповедовал и писал трактаты. В 250 году, во время гонений при Деции, его посадили в тюрьму, долго пытали, с через несколько лет он умер. Во время своих путешествий Ориген имел возможность увидеть, как различные церкви и отдельные христиане используют новозаветные книги. Он четко и ясно засвидетельствовал: нужно проводить грань между признанными книгами (которые всеми христианами признаются в качестве писаний) и книгами спорными (в отношении которых есть разногласия). В число признанных книгОриген включает следующие тексты: четыре Евангелия, 14 посланий Павла (включая Евр, 1–2 Тим.и Тит), Деяния Апостолов, 1 Послание Петра, 1 Послание Иоанна и Иоаннов Апокалипсис. Это составляет в общей сложности 22 книги. В число спорных книг, которые, однако, он сам включал в Новый Завет, входили Послание Иакова, 2 и 3 Послания Иоанна, Послание Иуды и 2 Послание Петра. В течение Ш – начале IV века продолжалось обсуждение спорных книг. Каноничность некоторых из них была признана, другие же были отвергнуты как апокрифы. Ценную информацию о церковной практике того периода доносит до нас Евсевий Ке-сарийский. В своей «Церковной истории» он цитирует высказывания более ранних авторов относительно границ канона. Резюмируя результаты своих изысканий, Евсевий приводит следующую классификацию (см. Евсевий, Церковная истерия III.25).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Троицы, согласовать монархию с троичностью Божества при утверждении действительности той и др. О единстве субстанции он выражается с такой же определенностью, как и о действительном различии Лиц. Тертуллиан оказывается новатором в зап. богословии и в отношении терминологии: для обозначения единства Божества он использует понятие «субстанция» (substantia); реальность Трех описывается у него категорией лица (persona). Сщмч. Ипполит Римский († ок. 235), младший современник Тертуллиана, в значительной степени зависит от последнего. Разделяя с ним т. зр. на Слово, сщмч. Ипполит намечает не 2 (как Тертуллиан), а 3 фазиса в бытии Слова: Его бытие как Слова, мыслимого Отцом, рождаемого Им в виде Λγος νδιθετος, т. е. внутренней мысли Отца о всем ( Hipp. Philos. I 10. 33), бытие Слова как Λγος προφορικς с момента произнесения первого творческого слова Отцом до момента воплощения Слова (на этом этапе Логос был Сыном только в предведении Отца ( Hipp. Contr. Noet. 10) и, наконец, бытие Слова как совершенного Сына с момента Воплощения. Это было, по-видимому, уступкой монархианской терминологии. Христ. писатели II-III вв. решали беспрецедентную задачу - рационального выражения христ. веры: ее разрешения в церковной традиции еще не было. Поэтому те или иные недостатки их мысли могут рассматриваться не в отрыве от общей исторической динамики церковной жизни, а, напротив, в перспективе утверждения вселенских формулировок догматов церковной веры, в достижение к-рых ими был внесен немалый вклад. Ориген (ок. 185-254) мыслит Бога непостижимым и необъяснимым ( Orig. De princip. I 1. 5), невидимым (Ibid. I 1. 8) и бестелесным ( Orig. In Ioann. XX 18). Бог прост и не допускает в Себе никакой сложности, не имеет в Себе ничего большего и меньшего и есть единство (μονς) и единичность (νς) (De princip. I 1. 6). По Своему бытию Он есть сущий, ни от кого не происшедший, никому не обязанный Своим бытием ( Orig. Contra Cels. VI 65), вечен и неизменяем (Contra Cels. IV 14). Он есть начало всего, свет и благо, источник самого блага (De princip.

http://pravenc.ru/text/149441.html

христианских писателей, с проповедью Евангелия путешествовал по Азии и Европе, автор апологетических сочинений «В защиту христиан» (150–162), «Разговор с Трифоном Иудеем» (после 160). Пресвитер Климент Александрийский (Тит Флавий) (? – ок 215) – учитель Церкви; стоял во главе знаменитой александрийской богословской школы. В его трилогии «Протрептик», «Педагог» и «Строматы» содержится перв. систематизация как христианского вероучения, так и основ христианской нравственности и определяется отношение христианства к культуре и философии. Ориген (ок. 185–253/254) – богослов и философ, после Климента Александрийского начальствовал в александрийской богословской школе, составил обширные комментарии на тексты Священного Писания. Некоторые положения учения Оригена о Боге Сыне расходятся с православной догматикой. Святитель Афанасий Великий , архиепископ Александрийский († 373), – обличитель арианской ереси на Никейском Соборе, за что претерпел многолетние гонения со стороны сочувствующей арианам светской власти. Оставил значительное богословское наследие, наиболее известны его противоарианские сочинения. Василий – святитель Василий Великий . Далее неясно, о ком из двух святителей говорит И. В. Киреевский – о свт. Григории Богослове или свт. Григории Нисском . Святитель Григорий Богослов , называемый также Назианзин, архиепископ Константинопольский († 389), – Вселенский учитель, сподвижник свт. Василия Великого , в богословских сочинениях свт. Григория глубоко разработано православное учение о Святой Троице. Святитель Григорий, епископ Нисский († после 394), – младший брат свт. Василия Великого ; богословские сочинения свт. Григория единомысленны с творениями свтт Василия Великого и Григория Богослова . 179 На основании слов Евангелия: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ), Святая Соборная и Апостольская Церковь в Никео-Царьградском Символе веры исповедует исхождение Духа Святаго от Бога Отца: «Верую...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Это огромное и постоянно растущее познание, углубляющееся и в силы природы, и в человеческую психику, и в законы общественности и истории, необычайно расширило наше обладание силами природы и уменье ими пользоваться. Вследствие этого являлось, как неизбежное последствие, применение всей области познанного к потребностям людей. А из этого проистекало то обстоятельство, что, при полном памятовании бренности всего земного и искании жизни вечной, христиане получали средства и в этой земной жизни устраиваться по высокому уровню общественности и культурности, со всеми их атрибутами: наукой, искусством, техникой, построением общественности на соединении свободы и порядка, со стремлением к всеобщему праву и благосостоянию и т. д. Противники христианства любят говорить, что различные стороны культуры развились главным образом в такое время, когда руководство общественностью было захвачено людьми, отпавшими от христианства. Но ведь они пожинали то, что было засеяно и взращено христианством. Христианство создало тот человеческий материал, на свойствах которого стало возможно воздвижение этой высокой культуры. Примечания Септимий Север (146–211) – римский император с 193 года, основатель Династии Северов. Филипп Марк Юлий Павел Араб (244–249) – римский император, араб по происхождению. Лебедев Алексей Петрович (1845–1908) – знаменитый церковный историк. Профессор Московской Духовной академии и Московского университета, доктор богословия. Имеется собрание сочинений в 10 томах. Ориген (ок. 185–253/254) – философ и богослов. Соединял платонизм с Кристианским учением. Константинопольским собором (543 г). был анафематсвован, но вопрос о его еретичестве является спорным. Св. Дионисий Александрийский Великий (? –264) – епископ, богослов. Марк Аврелий (121–180) – римский император с 161 г., из династии Антонинов. Философ-стоик, автор книги «Наедине с собою». Люций Аврелий Коммод (161–192) – римский император 180 г., из династии Антонинов. Убит заговорщиками. Св. Григорий Богослов (ок. 330–390) – великий Отец и Учитель Церкви. Епископ города Назианза. Его память празднуется 25 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

33 Симон Волхв – по мнению многих отцов церкви – родоначальник всех ересей. Выдавал себя за самого Бога и Силу Божию. По преданию был побежден апостолом Петром в Риме. 34 Евангелист Марк – один из четырех евангелистов. По преданиям основал церковь в Александрии, где и был епископом. Много путешествовал, проповедуя Евангелие. Растерзан фанатичной толпой язычников в Александрии в 68 году н. э. 35 Апостол Иоанн – он же Иоанн Богослов. Автор одного из Евангелий, Апокалипсиса (Откровение от Иоанна) и трех соборных посланий, включенных в Новых завет. Единственный из двенадцати апостолов, которого постигла естественная кончина, а не от рук палача. 36 Элия – Colonia Aelia Capitolina. Полное имя императора Адриана – Публий Элий Траян Адриан (Publius Aelius Hadrianus). Отсюда название города на месте Иерусалима Элия (Aelia). 37 Антоний Пий (Titus Aurelius Fulvius Boionius Arrius Antoninus Pius) – Пий (pius) значит «добродетельный», «благочестивый». 38 Феодосион из Эфеса – или Феодотион жил в середине II века. Он был христианином, но, как указывает блаженный Иероним , принадлежал к партии иудействующих. Задача переводчика заключалась в том, чтобы исправить и дополнить перевод 70-ти. Перевод Феодосиона сохранился в отрывках. 40 Тертулиан Африканский – Квинт-Септимий-Флоренс Тертуллиан – знаменитый богослов; родился в Карфагене ок. 160 г., по другим данным в 155 году, получил юридическое образование. Молодость свою он провел в языческих гульбищах и буйствованиях, но в возрасте около сорока лет обращается в христианство . Как и все выкресты, ненавидел язычество. Отличный богослов, красноречивый оратор, он оказал большое влияние на развитие и распространение христианства. В конце жизни, дата которого неизвестна, впал в ересь монтанизма. 41 Ориген – родился около 185 года в Александрии. Веровал истово и непреклонно. Избегая земных соблазнов, оскопил себя, о чем впоследствии не раз пожалел. Учение Оригена , представляющее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значительное воздействие на творчество последующих христианских мыслителей. Во время очередной волны антихристианских репрессий в Тире в 254 году, Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

35 Апост. Правил. 319 Собор Лаодикийский (ок. 360 г.) определенно запрещает поставлять епископов в села (прав. 57). 320 Появилось сочинение Gillmann " a : Das Institut der Chorbischofe in Orient. München, 1903, но в нем, несмотря на его немалый объем, нет ничего нового по сравнению с прежними исследованиями вопроса. 321 Что же касается принятого у нас названия: епархия, то оно неточно. «Эпархией» у греков IV и V веков назывался довольно обширный гражданский (именно гражданский) административный округ, равняющийся по размерам древнегреческой митрополичьей области, заключавшей много отдельных епископий. 322 См. любопытное послание Дионисия Коринфского к епископу Римскому Сотиру. Евсевий , IV, 23. 323 Нужно, впрочем, сказать, что все эти права митрополитов определенно сформулированы только в IV веке. См. проф. А. С. Павлов . Курс церковного права, Серг. Посад, 1902, стр. 254. 324 Blckell . Gesch. des Kirchenrechts (протест.). В. I, 2 Liefer. S. 167—169. Frankf., 1849. Rothe . Vorlesungen iiber Kirchengesch. und Gesch. des kirchlichen Lebens. B. I, S. 184, 189—191. Heidelberg, 1875 (протест.). Liibeck . Reichseintheilung und Hierarchic des Orients bis zum Ausgange des IV Jahrhund. (католич.) S. 12—14. Munster, 1901. 325 Bickell , ibid. S. 170—171. Rothe , ibid, 185—186. Lübeck , 43. 326 Сведения о положении первоначальной галльской церкви можно найти в книге Малицкого «Борьба Галльской церкви за независимость», стр. 1—21. М., 1903. 327 De praescriptione, cap. 36. 328 Евсевий , VII, 30. Lübeck . 130—1, 134. (Даже и некоторые острова были под церковной властью Рима.) О больших соборах в Риме: Евсевий, VI, 43. 329 Никейского соб. пр. 6. 330 Проф. А. Гарнак научно, т. е. опираясь на критически проверенные данные, перечисляет все африканские епископские города, которые в это время подлежали юрисдикции карфагенского примаса, т. е. митрополита: Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten 3 Jahrhund. S. 520—527. Leipz., 1902. Оказывается, что в середине III в. здесь было 150 епископских кафедр, а в начале IV в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

65 Виппер Роберт Юрьевич (1859–1954) — российский и советский историк, академик АН СССР. 66 Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. 67 БарКóхба Шимон (ивр. m – «Сын Звезды») — предводитель иудеев в восстании при императоре Адриане в 131–135 годах. 68 Кумрáнские рукописи (свитки Мертвого моря) — название манускриптов, обнаруженных, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана, в вади Мурабба’ате (к югу от Кумрана), в ХирбетМирде (к югозападу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Массаде. По содержанию кумранские рукописи можно разделить на три группы: библейские тексты (около 29 % от общего количества), апокрифы и псевдоэпиграфы. 69 Ессéи или кумраниты (греч. Εσσηνοι) — одна из иудейских сект, появившаяся в начале первой четверти II века до Рождества Христова. 70 «Некоторые иудеи видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание Божие за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу и из благочестивых чувств к Богу собираться для омовения. При таких условиях, учил он (Иоанн), омовение будет угодно, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более что души их заранее уже успеют очиститься. Так как люди стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на людей, вполне подчинявшихся ему, не привело к смуте. Поэтому он (Ирод) предпочел предупредить это, схватив его (Иоанна) и казнив раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода он (Иоанн) был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там убит. Иудеи были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за это злодеяние, так как Бог желал проучить Ирода». 71 Оригéн (ок. 185–254) — греческий христианский теолог и философ. Основатель библейской филологии. Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасис). К величайшему сожалению, до наших дней не дошел его главный труд – «Гексапла» – колоссальный по объему сравнительный анализ текстов Ветхого Завета. Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало существенное воздействие на творчество Евсевия Кесарийского, Григория Богослова, Григория Нисского и Василия Великого.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

71 Оригéн (ок. 185–254) — греческий христианский теолог и философ. Основатель библейской филологии. Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасис). К величайшему сожалению, до наших дней не дошел его главный труд – «Гексапла» – колоссальный по объему сравнительный анализ текстов Ветхого Завета. Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало существенное воздействие на творчество Евсевия Кесарийского, Григория Богослова, Григория Нисского и Василия Великого. 72 Агапий, сын Константина, или Агапий Манбиджский (f 941–942), — арабский христианский историк X века. Был епископом в Манбидже (Иераполисе) — античном городе, располагавшемся на территории современной Турции. 73 Талмуд (ивр. — «учение», «учеба») — многотомный свод правовых и религиозноэтических положений иудаизма. 74 Мишна (ивр. — «повторение») — часть Талмуда, первый письменный текст, содержащий религиозные предписания. Часть Устного Закона, переданного Всевышним Моисею на горе Синай вместе с Пятикнижием (Письменной Торой). Со временем изза опасений, что устное учение забудется, было принято решение записать его в виде Мишны. 75 Раби (от арамейского – «великий», «значительный», «учитель») — перед собственным именем – ученое звание в иудаизме, свидетельствующее о квалификации в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; дает право возглавлять общину, преподавать и быть членом религиозного суда. 76 Сирийская Антиохия считалась третьим по значимости городом империи, после Рима и Александрии. Она была первым центром христианства за пределами Палестины и исходным пунктом миссионерских странствий апостола Павла. Город этот был основан около 300 года до Рождества Христова на берегах Оронта, примерно в двадцати милях от моря, в трехстах милях к северу от Иерусалима, там, где сходятся Ливанские горы и малоазийский Тавр. Благодаря своему порту, называвшемуся Селевкией, Антиохия поддерживала постоянную связь с Западом, и в то же время ее посещали торговые караваны со всего Ближнего Востока. Город был известен своими школами философии, медицины и риторики, библиотекой и разного рода публичными увеселительными заведениями: театрами, амфитеатрами, стадионами и банями.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

8 Мухаммед (571–632) – основатель и центральная фигура религии ислама. 9 См.: Мк.10:35–45 . 10 Ориген (ок. 185–253/254) – христианский богослов, философ, филолог. Жил в Александрии. Оказал существенное влияние на формирование христианской догматики и мистики. 11 См.: Быт.37:1–36 . 12 Тропарь Святой Пасхи. 13 Быт.28:10–22 . 14 Паремия (греч. – притча) – в праздничном богослужении тематическое чтение из Ветхого Завета, например, в день Святой Троицы читаются пророчества и прообразы о сошествии Святого Духа на апостолов и т. д. В период Великого поста паремии представляют корпус книг Ветхого Завета, разделенный на последовательные отрывки, которые читаются на службах вечерни и шестого часа ежедневно. 15 Исх.14:1-31 . 16 Исх.24–25 . 17 2Цар.6:12–23 . 18 2Мак.2:1–8 . 19 Иерусалимский Храм, построенный в царствование Соломона, являлся центральным местом религиозной жизни иудеев, только там могли совершаться необходимые жертвоприношения. Храм неоднократно разорялся, в последний раз был разрушен римлянами в 70 г. по Р. Х., после чего уже не восстанавливался. Господь Иисус Христос предсказал окончательное разрушение Храма (См.: Мф.24:1–2 ; Мк.13:1–2 ; Лк.21:5–7 ). После страданий и Воскресения Спасителя все жертвоприношения, которые являлись прообразами Великой Жертвы Христа за род человеческий, потеряли смысл. В религиозной жизни иудеев мечта о восстановлении Храма и жертвоприношений занимает главное место, великой святыней для иудеев служит остаток храмового комплекса – Стена Плача. 20 Суд.6:36–40 . 21 Дан.2:1–49 . 22 Мариология – учение Церкви о Богородице. 23 От лат. magnifico – «возвеличивать», «прославлять». 24 Ин.19:38–42 . 25 Несторий – с 428 по 431 г. Патриарх Константинопольский, низложен III Вселенским Собором в 431 г. как еретик. Несторий отрицал нераздельное единение во Христе Божественной и человеческой природы. Умер в 451 г. 26 Экклезиология – учение о природе Церкви. 27 Первоевангелие Иакова – апокрифический текст середины II в., авторство приписывается апостолу Иакову в самом тексте: «я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме» (25:3). Книга не была принята Церковью, но некоторые события, касающиеся жизни Пресвятой Богородицы, описанные в этой книге, восприняты автором из тогда еще совсем молодого Церковного Предания. Книга имела большую популярность в древние времена и была переведена на множество языков.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010