В святоотеческой традиции широко распространено толкование запечатанной книги как Писания Ветхого Завета, хотя такая интерпретация изначально была предложена преимущественно в творениях, специально не посвященных толкованию Апокалипсиса. Святоотеческие свидетельства о понимании запечатанной книги как Писания Ветхого Завета, открываемого Христом. Первым это мнение высказал сщмч. Ипполит Римский в «Толковании на книгу пророка Даниила» (датируется началом III в.). Это второе по времени после сщмч. Иринея Лионского дошедшее до нас толкование запечатанной книги. Св. Ипполит (ок. 170–236), комментируя Дан 9: 24 («…запечатаны были видение и пророк»), относит упомянутое там «запечатывание» не только к этому видению Даниила, но и ко всему Ветхому Завету. Он говорит, что все изреченное законом и пророками было запечатано для понимания людей, и в качестве иллюстрации приводит цитату Ис 29: 11–12 . По мнению св. Ипполита, для неверующих фарисеев все реченное пророками остается запечатанным (несмотря на их знание буквы Закона), а уверовавшим во Христа открывается все по благодати Господа, Который Сам есть «совершенная печать» и «ключ Давидов» (аллюзия на Откр 3:7 ). Далее следует цитата Откр 5: 1–10 и дается следующий комментарий: «Он взял и открыл книгу для того, чтобы прикровенно сказанное о нем было открыто проповедано “на кровлях”» 329 . Открытие книги (как и «ключ Давида») понимается как символ открытия истинного смысла ветхозаветных Писаний, которые получают свое исполнение в Самом Христе. Ориген (185–254) достаточно часто и в разных творениях обращается к образу запечатанной книги. В гомилии на прор. Иезекииля (Нош. in Ez. 14. 2) Ориген использует Откр 5 для толкования «затворенных врат» в Иез 44: 1 . Как и св. Ипполит, он также связывает воедино Ис 29: 11 , Откр 3: 7 и Откр 5 . Ориген утверждает, что смысл Писаний (sensus scripturarum) был сокрыт до пришествия Христова (quamdiu non venit Dominus meus, «clausa» erat lex, «clausus» sermo propheticus), и «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце» иудеев (цитируется 2Кор 3: 12–16 ) 330 . В гомилии на Исход (Нош. in Ex. 12. 4 ) Ориген добавляет, что не только Ветхий Завет , но и все божественные Писания полны загадочного и таинственного, и если не прилагать старания, то и сочинения апостолов и евангелистов также будут скрыты «покрывалом». Поэтому необходимо молиться Господу (…supplicandum Domino), чтобы пришел Агнец «от колена Иудина» – Тот, Который воспламенил сердца учеников, изъясняя Писания (аллюзия на Лк 24: 32 – «не горело ли в нас сердце наше»), – и, взяв книгу, открыл ее 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Духовная ценность природной красоты проявляется в суточном круге богослужения Православной церкви. В литургическом времени новый день начинается не в полночь и не на рассвете, а на закате солнца. Так понимается время в иудаизме, что проясняет история сотворения мира в Книге Бытия: «И был вечер, и было утро: день один» ( Быт.1:5 ) – вечер наступает перед утром. Этот древнееврейский подход сохранился в христианстве. Значит, вечерня – это не завершение дня, а вступление в новый день, который только начинается. Это первая служба в суточном круге богослужения. Как же тогда начинается вечерня в Православной церкви? Она всегда начинается одинаково, за исключением пасхальной седмицы. Мы читаем или поем псалом, который является гимном восхваления красоты творения: «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием... Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал ты премудро» ( Пс.104, 103, 24 ). Начиная новый день, мы, прежде всего, думаем о том, что окружающий нас сотворенный мир – это четкое отражение несотворенной красоты Бога. Вот что говорит о вечерне отец Александр Шмеман (1921–1983): «Она начинается с начала, это значит, в переоткрытии, в благоволении и в благодарении мира, сотворенного Богом. Церковь словно приводит нас к первому вечеру, в который человек, призванный Богом к жизни, открыл глаза и увидел то, что Бог в Своей любви давал ему, увидел всю красоту, все великолепие храма, в котором он стоял, и вознес благодарение Богу. И, воздавая благодарение, он стал самим собой И если Церковь – во Христе, то первое, что она делает – воздает благодарение, возвращает мир Богу» 29 . Ценность сотворенной красоты в равной степени подтверждается троичным построением христианской жизни, о чем неоднократно говорили духовные авторы христианского Востока, начиная с Оригена (ок. 185–254) и Евагрия Понтийского (346–399). Сокровенный путь различает три стадии или уровня: practici («активная жизнь»), physiki («созерцание природы») и theologia (созерцание Бога). Путь начинается с активных аскетических усилий, с борьбы за то, чтобы избегать греховных поступков, искоренять порочные мысли или страсти и таким образом достичь духовной свободы. Путь завершается «богословием», в этом контексте означающим видение Бога, единение в любви с Пресвятой Троицей. Но между двумя этими уровнями находится промежуточная стадия – «природное созерцание», или «созерцание природы».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Иринея. Мысль Оригена (ок.185–254 или 255) сравнительно с Климентом, чьим учеником он был некоторое время в Александрийской дидаскалии, более четка, менее расплывчата. Климент – прежде всего моралист; Ориген – богослов, экзегет, апологет и учитель аскетической жизни. Для него христиане тоже разделяются на две категории: одни – верят, другие – знают. Однако каждый христианин должен стремиться к познанию. Итак, Откровение относится как к простым, так и к совершенным. Одним оно дает учение нравственное, другим дает «гносис», учение о Троице или «теологию» 64 . Бог открывает Себя в священном тексте Писаний по мере того, как мы отрываемся от его буквального смысла – иудеям только он и доступен, – чтобы проникнуть в его духовный смысл, открытый христианам. Но и здесь существуют градации. Когда апостол Павел обращается к Коринфянам как «не знающий» и желающий проповедовать одного только Христа распятого, он обращается к простым. И, наоборот, когда апостол Иоанн в прологе к своему Евангелию говорит о божественном Логосе, он обращается к тем, кто способен познавать 65 . В общем, то, что относится к человечеству Иисуса Христа – принадлежит икономии (домостроительству) и предлагается вере простых; то, что относится к Божеству – есть область богословия и предназначается для совершенных, для способных к созерцанию. Эти две различные стадии совершенствования осуществляются в двух различных образах жизни: в жизни деятельной и жизни созерцательной. (Различие это заимствовано у стоиков.) Ориген первый сделал из Марфы и Марии, в повествовании евангелиста Луки, образы жизни деятельной и жизни созерцательной 66 . «Деятельные» занимают внешний двор храма, «созерцающие» входят в Дом Божий 67 . Различные части Иерусалимского храма соответствуют степеням совершенства в познании. Так, двери, отделяющие внешний двор от святилища – суть двери познания: это первое созерцание, созерцание существ телесных и бестелесных. Святое Святых есть познание Бога 68 . Итак, христианам надо пройти три этапа: первый – это πρακτικη (делание), борьба за бесстрастие ( απαθεια) и любовь; второй – φυσικη θεωρια (естественное умозрение), познание тайн сотворенного; и третий – θεολογια (богословие), познание Бога в Логосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Иринея. Мысль Оригена (ок.185–254 или 255) сравнительно с Климентом, чьим учеником он был некоторое время в Александрийской дидаскалии, более четка, менее расплывчата. Климент — прежде всего моралист; Ориген — богослов, экзегет, апологет и учитель аскетической жизни. Для него христиане тоже разделяются на две категории: одни — верят, другие — знают. Однако каждый христианин должен стремиться к познанию. Итак, Откровение относится как к простым, так и к совершенным. Одним оно дает учение нравственное, другим дает «гносис», учение о Троице или «теологию»   . Бог открывает Себя в священном тексте Писаний по мере того, как мы отрываемся от его буквального смысла — иудеям только он и доступен, — чтобы проникнуть в его духовный смысл, открытый христианам. Но и здесь существуют градации. Когда апостол Павел обращается к Коринфянам как «не знающий» и желающий проповедовать одного только Христа распятого, он обращается к простым. И, наоборот, когда апостол Иоанн в прологе к своему Евангелию говорит о божественном Логосе, он обращается к тем, кто способен познавать   . В общем, то, что относится к человечеству Иисуса Христа — принадлежит икономи " и (домостроительству) и предлагается вере простых; то, что относится к Божеству — есть область богословия и предназначается для совершенных, для способных к созерцанию. Эти две различные стадии совершенствования осуществляются в двух различных образах жизни: в жизни деятельной и жизни созерцательной. (Различие это заимствовано у стоиков.) Ориген первый сделал из Марфы и Марии, в повествовании евангелиста Луки, образы жизни деятельной и жизни созерцательной   . «Деятельные» занимают внешний двор храма, «созерцающие» входят в Дом Божий   . Различные части Иерусалимского храма соответствуют степеням совершенства в познании. Так, двери, отделяющие внешний двор от святилища — суть двери познания: это первое созерцание, созерцание существ телесных и бестелесных. Святое Святых есть познание Бога   . Итак, христианам надо пройти три этапа: первый — это πρακτικη (делание), борьба за бесстрастие (απαθεια) и любовь; второй — φυσικη θεωρια (естественное умозрение), познание тайн сотворенного; и третий — θεολογια (богословие), познание Бога в Логосе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Климент Александрийский (185–254) также считал, что Вселенная сотворена сразу. Ориген видит в истории творения иносказание: «Какой человек, одаренный здравым смыслом, будет думать, что мог быть первый, второй, третий день, вечер и утро – без солнца, без луны и звезд?» Для него творение мгновенно. По его мнению, нелепо приписывать Богу последовательность в творении по дням. «Он сказал, – и сделалось. Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ), поэтому и сказано: «Вот история происхождения неба и земли, как они были сотворены в тот день, когда Бог сотворил небо и землю» ( Быт.2:4 ). Ориген во всем Шестодневе видел только иносказание. Твердь – это тело; два великих светила – Христос и Церковь ; звезды – патриархи и пророки; рыбы и пресмыкающиеся – низкие и буйные мысли души; птицы – возвышенные мысли и проч. Нашему миру предшествовало и последует множество других миров. Земной рай в действительности никогда не существовал, а есть лишь возвышенное изображение Неба. Ориген впал в крайность, отрицая буквальный исторический смысл Писания. После Оригена уже не было примеров такого безграничного аллегоризма в понимании истории творения, однако его влияние еще долго ощущалось. Свт. Афанасий Великий , хотя и не занимался толкованием Книги Бытие, пишет: «Все роды сотворены сразу, вместе, одним и тем же повелением». Свт. Кирилл уже не отрицал и смысла буквального. Он не допускал ни вечного ряда творений, ни творения внезапного. В основном он, как и св. Анастасий Синаит , толкует Библию аллегорически. Таким образом, последние александрийцы оставили теорию внезапности творения. Сирийские отцы были противниками крайнего аллегоризма александрийцев. Прп. Ефрем Сирии (ок. 320–379), глава сирийской школы, отвергал мгновенность творения. Он учил, что сначала Бог сотворил первовещество, а затем из него все прочее. О том же пишет св. Ипполит в толковании на Книгу Бытие: «В первый день Бог сотворил, что творил, из несуществующего; в другие же дни – не из несуществующего, но из того, что было сотворено в первый день, – преобразовал, как было Ему угодно».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Лидия Вячеславовна Иванова (1896—1985) — композитор, близкий друг Л. Ю. Бердяевой, под влиянием которой и с благословения о. Августина перешла в католичество. 140 Ориген (ок. 185—253 или 254) — христианский теолог, философ, представитель ранней патристики. 141 Елена Альбертовна Дейша (1884—1977) — писательница. 142 О. Сергий (Сергей Николаевич) Булгаков (1871—1944) — протоиерей, философ, экономист, с Бердяевым познакомился в Киеве, где был преподавателем политехнического института и университета Святого Владимира; в 1918 г. рукоположен во иереи с благословения Патриарха Тихона, в декабре 1922 г. выслан из России; с 1925 г. профессор догматики и декан Богословского института в Париже, также читал лекции в РФА, сотрудничал в журнале «Путь». 143 Ср.: Первое послание kopuhфяhaм.XI,24. 93См.:Матф.ХУ1, 18. 144 Захарович Шагал (1887—1985) жил в Париже с 1923 г., Ж.. Маритен был его другом. 145 Архимандрит Афанасий (Нечаев; ум. 1943) — игумен, один из основателей подворья Трех Святителей Московской патриархии в Париже в 1930 г., участник движения Сопротивления, во время войны укрывал у себя тех, кто спасался от гестапо. 146 О.Димитрий (лорд Дэвид Бальфур) — иеромонах; внук Дж. Юза, одного из главных разработчиков Донецкого угольного бассейна, в детстве жил в России, полюбил русскую культуру; перешел в православие, в 1935 г. читал курс Ветхого Завета в катехизаторской школе Трехсвятительского подворья. 147 Созданный в середине 1930-х гг. по инициативе П. Дeжapдeha«Union pour la vérimé»(«Coюз за правду») объединял французских «интеллектуалов» (писателей, журналистов, общественных деятелей) «левой» ориентации. 148 Рамон Фернандец (1894—1944) — французский романист, литературный критик. 149 Имеется в виду Пьер Дрие Ла Рошель (1893—1945) — французский писатель, со второй половины 30-х гг. придерживавшийся фашистской идеологии. 150 Василий Эмильевич Сеземан (1884—1963) — философ, закончил С.-Петербургский университет. С 1923 г. преподавал философию в Каунасском университете. В 1949 г. вместе с Л. П. Карсавиным репрессирован. Был одним из руководителей евразийской группы в Литве. 151

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Нам необходимо одно за другим их обсудить, поскольку благословенный апостол Павел сам, следуя примеру своего предшественника Иоанна, по именам обращается только к семи церквам в следующей последовательности: к Коринфянам первое, к Ефесянам второе, к Филиппийцам третье, к Колоссянам четвертое, к Галатам пятое, к Фессалоникийцам шестое, к Римлянам седьмое. Правда то, что еще раз писал к Коринфянам и Фессалоникийцам для увещания, но все же ясно видно, что есть одна Церковь, рассеянная по всей земле. Ибо Иоанн еще и в Апокалипсисе, хотя и пишет к семи церквам, тем не менее обращается ко всем. [Павел также написал] из расположения и любви одно к Филимону, одно к Титу и два к Тимофею; и все они признаны священными по оценке вселенской Церкви для регулирования церковной дисциплины. Ходит еще [послание] к Лаодикийцам, [и] другое — к Александрийцам, [оба] ложно приписаны Павлу для [распространения] ереси Маркиона, и еще несколько других, которые не могут быть приняты вселенской Церковью, ибо негоже желчь смешивать с медом. Кроме этого еще и Послание Иуды и два вышеупомянутого (или, носящие имя) Иоанна считаются (или используются) во вселенской [Церкви]». Существует перечень Евангелий, принятых Церковью, и у Оригена (ок. 185—254). Он пишет в первой книге своих Комментариев на Евангелие от Матфея, защищая канон Церкви: «Среди четырех Евангелий, которые только безоговорочно и принимаются в Церкви Божьей, находящейся под небом, как я узнал из предания, первое было написано по Матфею, который некогда был сборщиком податей, а впоследствии апостолом Иисуса Христа, который опубликовал для тех, кто обратился к вере из иудейства, составил его, как оно и существовало, на еврейском языке. Второе, от Марка, который составил его в соответствии с наставлениями Петра, который в соборном послании называет его сыном: «Приветствует вас, избранная подобно вам, Церковь в Вавилоне, и Марк, сын мой» (1 Пет 5:13). Третье — от Луки, Евангелие, которое одобряет Павел (ср. 2 Кор 8:18), и составленное для тех, кто от язычества [пришел к вере].

http://pravoslavie.ru/6833.html

Никифор Вриенний Младший (1062 – 1137), государственный деятель Византийской империи эпохи Комнинов, автор исторических записок, охватывающих период с 976 по 1087. – 131. Никодим, архимандрит. Проживал в г. Малоярославец. – 136. Николай Николаевич, знакомый К. К. Зедергольма. – 53. Нифонт Цареградский, преподобный, святой 6 в. Епископ г. Констанция на Кипре. – 141. Облеухов Дмитрий Дмитриевич (05.08.1822 – 11.12.1889), граф, статский советник. Крестник И. В. Киреевского. – 102, 105, 108, 139, 147, 158. Облеухова Екатерина Ивановна (в монашестве Феофания) (1803/1805 – не ранее 1868), урожденная баронесса Черкасова. Супруга Д. А. Облеухова. Мать Д. Д. Облеухова. 08.02.1850 вступила в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь. – 105. Оболенский Дмитрий Александрович (26.10.1822 – 22.01.1881), князь, действительный тайный советник, русский государственный деятель, родственник С. Н. Урусова и А. П. Толстого. С 1853 по 1863 г. служил в морском ведомстве. 01.01.1858 получил звание статс-секретаря. В 1859 по высочайшему повелению назначен членом комитета, учрежденного для принятия мер к устройству благотворительных заведений для православных поклонников в Палестине. – 178. Оболенская Дарья Петровна (09.07.1823 – 08.01.1906), княгиня, урожденная Трубецкая. Супруга кн. Д. А. Оболенского. – 177. Ориген (ок. 185254), греческий богослов, экзегет и философ. – 76. Орсисий Тавеннисиотский (? – 380), преподобный, авва, аскетический писатель, настоятель Тавеннисиотского монастыря в Фиваиде. – 64, 69, 78, 91, 93, 94, 102, 105, 192, 194–196, 198. Офросимова Александра Николаевна, духовная дочь прп. Макария. Окончила жизнь игуменьей Белевского Крестовоздвиженского монастыря. – 195,199. о. Павел – см. Покровский Павел Степанович. Паисий (Аксенов) (? – 03.12.1870), иеромонах, оптинский постриженник, настоятель скита Тихоновской пустыни до 08.1858. Из-за болезни вернулся в Оптину пустынь. С 1861 благочинный монастыря. – 120. Палилов Тихон Егорович, купец, владел производством материалов для благоукрашения церквей. – 195.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ориген (185–254 г): « Церковь приняла предание от Апостолов преподавать крещение и младенцам ». И еще: »... младенцы крещаются во оставление грехов... Так как через Таинство Крещения очищаются скверны рождения: то крещаются и младенцы » . Св. Киприан Карфагенский (ок. 200–258 гг.) писал: «Если и великим грешникам, которые прежде грешили против Бога, когда они уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется крещение и благодать; тем более не должно возбранять сего младенцу , который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи» 1 ] . Карфагенский собор в 252 г. определил: « Не должно нам никого устранять от крещения и благодати Божией, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если надобно держать по отношению ко всем, то особенно нужно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам , которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление». Нужно заметить, что данное постановление не было чем- то новым, что епископы, собравшись, вдруг придумали и решили ввести. Они здесь изложили и своим авторитетом подтвердили лишь то, что совершалось в Церкви и в прежние времена. Спустя полтора столетия, в 418 г. опять состоялся Карфагенский собор, который 124-м правилом ещё раз подтвердил догмат о крещении детей: «Кто отвергает нужду Крещения малых, новорождённых от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею возрождения (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.6:12 ), подобает разумети не иначе, разве как всегда разумела кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространённая.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Фра Беато Анжелико (1395–1455) – итальянский художник-доминиканец. Немецкая мистика – имеется в виду религиозно-философская традиция, родоначальником которой является Мейстер (Иоганн) Экхарт (о нем см. примеч. 12–14 к статье С. Н. Булгакова «Ответ В. П. Соколову»). 1049 Василий III (1479–1533) – великий князь московский с 1505 г. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521). 1056 Плерома (греч.) – букв.: полнота, наполненность, заполненность; важнейшее понятие античного гностицизма, выражающее полноту и совершенство истинной, божественной реальности, в противоположность несовершенству земного мира (в аналогичном смысле использовалось и в христианской литературе). 1058 Екатерина Сиенская (Caterina Benincasa, Caterina da Siena) (1347–1380) – монахиня-доминиканка, мистик. 1060 Впервые: Русское богатство. 1912. 5. С. 117–120. Печатается по первой публикации. Тарле Евгений Викторович (1874–1955) – российский историк, академик АН СССР (1927). В 1930–1934 гг. репрессирован. Основные труды: «Рабочий класс во Франции в эпоху революции» (т. 1–2), «Континентальная блокада», «Наполеон», «Талейран», «Жерминаль и прериаль», «Нашествие Наполеона на Россию», «Крымская война» (т. 1–2). Государственная премия СССР (1942, 1943, 1946). 1062 Логос (греч. logos) – одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом; у него Логос есть универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме Божественный Логос – эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве Логос был отождествлен со вторым лицом Троицы, Богом-Сыном, Христом. 1063 Ориген (ок. 185–253/254) – христианский теолог, философ, филолог, представитель ранней патристики. Жил в Александрии. Оказал большое влияние на формирование христианской догматики и мистики. Соединяя платонизм с христианским учением, отклонялся от ортодоксального церковного предания, что привело впоследствии (543) к осуждению идей Оригена как еретических.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010