Однако если есть нужда помолиться о ком-то особенно, например, о болящем, то о нем должна молиться вся Церковь, а не только священник. Для этого существует специальные прошения, дополняющие сугубую ектенью, — о путешествующих и плененных, о страждущих и болящих. Заканчивается Литургия слова ектеньей об оглашенных. До революции оглашенных не было, их просто быть не могло, а сейчас они опять появились в нашей Церкви. Снова есть, кого просвещать, есть, кого готовить к Таинству крещения, есть, кому проповедовать азы христианства. Сегодня огромное количество людей приходят к купели без оглашения, а это неправильно. Подготовка людей к крещению и церковная молитва о них совершенно необходимы. Институт оглашения или катехизации (от греческого слова κατχησις — «поучение, наставление») сохранялся в Церкви довольно долго. Катехизацию проходили все желавшие принять крещение. В IV–VI веках, когда Римская империя стала практически христианской, несмотря на разделения и многочисленные ереси, было принято, чтобы крещение принимал уже взрослый, сложившейся человек, детей же практически не крестили. Такая традиция обуславливалась благоговейным отношением к Таинству крещения и вступлению в Церковь. Кроме того, язычников христиане принимали к себе только после очень серьезной подготовки. Однако, когда Церковь подвергалась гонениям, условий для оглашения не было. Уверовали в Господа? Сердцем веруете во Христа? Сама жизнь станет испытанием вашей веры… Когда времена гонений прошли, Церковь пополнилась значительным количеством новообращенных и несколько оскудела в вере. Своеобразной формой протеста против оскудения благочестия стало монашество, а оглашение приняло несколько другие формы. Начали открываться огласительные училища для подготовки к крещению. Первые такие училища были созданы в Александрии, а первыми учителями стали Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215) и его ученик Ориген (ок. 185–254). Период оглашения обычно составлял от сорока дней до трех лет. Крещение происходило отнюдь не ежедневно, в основном — перед Пасхой, в Великую Субботу, что было очень символично. Крещение воспринималось, как крещение в смерть Христову.

http://predanie.ru/book/115154-bozhestve...

110 Тит Флавий Климент Александрийский († между 211 и 218) – великий христианский ученый, основатель самостоятельной Александрийской богословской школы. Принял сан пресвитера в Александрии, а после смерти своего учителя Пантена стал во главе Александрийского Огласительного училища (190). Бежал в Каппадокию во время гонений на христиан при римском императоре Септимии Севере, начавшемся в 201 г. Наиболее значительное из дошедших до нас его сочинений– Великая трилогия: «Протрептик» (Увещательное слово к эллинам), «Педагог» (Воспитатель) и «Строматы» (Узорчатые ковры) – попытка систематизации христианского веро- и нравоучения и определения отношения христианства к античной культуре и философии. Клименту принадлежит первая попытка научно-философского обоснования христианского богословия, благодаря которой христианство получило могучее орудие в борьбе с язычеством и различного рода ересями, особенно с гностицизмом. 111 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160-?) – пресвитер, знаменитый богослов, историк Церкви и философ. Будучи образованнейшим человеком своего времени (по образованию он был юрист), Тертуллиан оставил ряд ценных сочинений апологетического и догматического характера: «О крещении», «О покаянии», «О терпении», «О зрелищах», «Об идолопоклонстве» и др. В 202 г. он подпал под влияние монтанизма, в котором пребывал до самой смерти. 112 Ориген (ок. 185–254) – знаменитый философ и богослов. Родился в Александрии в греческой семье. Уже в юности преподавал риторику и грамматику в известной Александрийской школе. Постепенно росла его слава, как ученого и преподавателя. Он предпринимает путешествия в Рим и Аравию; в 216 г. бежит от гонений в Палестину, а вскоре возвращается на родину, в Антиохию, где возводится в сан пресвитера (228). Однако вскоре (231) Александрийские соборы отлучили его от Церкви и лишили сана. Во время гонений при императоре Деции в г.Тире Оригена заключили в тюрьму, где он и умер. Его перу принадлежит около 6000 книг. Наиболее ценными его трудами следует признать толкования на книги Св. Писания и апологию христианства перед язычниками. Характерной чертой мировоззрения Оригена являются его попытки согласовать христианское учение с эллинизмом и миром античных представлений. Вот почему богословие Оригена было осуждено как ересь на V Вселенском Константинопольском Соборе 553 г. и подтверждено анафемой в 1-м правиле VI Вселенского Константинопольского Собора 680–681 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

144 Речь идет о событиях 350—351 гг. Афанасий бежал в Фиваидскую пустыню и прятался там среди анахоретов, иногда тайно посещая Александрию. По другим данным, Афанасий был низложен только в 356 г. Известно, однако, что на Сирмийском соборе Александрию представлял уже арианин Георгий Cokpam.II.29; Coзoмeh.IV.6 . 145 В 350 г. 146 Галл был старшим сыном Юлия Констанция, сводного брата Константина Великого. 147 Сирмийский собор 351 г. стал первым собором, на котором епископы, близкие к императору Констанцию II, пытались восстановить религиозное единство в имперской церкви на арианской платформе. На этом соборе были приняты два разных символа веры греческий и латинский . В греческом варианте Сын не назывался ни единосущным, ни подобосущным, и осуждались как те, кто считал Сына нерожденным, безначальным и равным Отцу, так и те, кто считал Сына происшедшим из не-сущего или из какой-либо другой ипостаси кроме Бога . В латинском варианте вообще запрещалось использовать термин «сущность» и утверждалось, что Сын подчинен Отцу, что он ниже Отца «по чести, достоинству и имени» и что он, в отличие от Отца, рожден. За всем этим стояло стремление умеренных ариан отказаться от доктрины единосущия и навязать доктрину «подобия Сына Отцу по сущности и естеству». 148 Битва при Мурсе совр. Сисак в Хорватии между стотысячной армией Магненция и восьмидесятитысячной армией Констанция произошла 28 сентября 351 г. Несмотря на победу, потери правительственных войск 30 тыс. убитыми оказались больше потерь узурпатора 24 тыс .. 149 Сражение у горы Селевк произошло 10 августа 353 г. 150 Клавдий Сильван восстал в 355 г. Однако он правил всего 28 дней. 151 Осенью 354 г. 152 355 г. Флавий Клавдий Юлиан также получил в жены сестру императора Елену. 153 Юлий Римский умер в 352 г. Сменивший его Либерий занимал престол в 352—355 и в 356—366 гг. 154 Климент Александрийский сер. II в.-ок. 215 — один из первых отцов церкви, автор концепции христианского гносиса знания . Секст Юлий Африкан — первый христианский хронист эпохи Северов конец II-haчaлo III в .. Ориген ок.185—254 — крупнейший христианский философ и теолог, осужденный впоследствии Пятым Вселенским собором 553 г. за субординационизм учение, что Бог-Сын ниже Бога-Отца .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

261. Inst. mon. I, 1. 262. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 263. Evagnana synaca: Textes in6dits du British Museum et de la Vaticane £dit6s et traduits par J. Muyldermans. (Biblioth 264. О различных порочных помыслах. 25 (Добротолюбие. Т. 1. С. 635). 265. Монах. 12 (Творения... С. 97 и след.; с. 215, примеч. 41). 266. Diaita – уклад, образ жизни, режим (греч.). 267. O.sp.I,11. 268. Лк 10:41–42. 269. Изображение монашеской жизни. 3 (Добротолюбие. Т. 1. С. 591). 270. Там же. 8 (Добротолюбие. Т. 1. С. 595). 271. Монах. 17 (Творения... С. 99). См.: Суд 7: 5–7. 272. К монахам. 102 (Творения... С. 135). 273. Монах. 91 (Творения... С. 110). 274. Увещание к девственнице. 9 (Творения... С. 138). 275. Vita С. 276. Феллахи (араб.) – крестьяне-земледельцы в арабских странах. Имеется в виду, что среди пустынножителей было много простых людей коптского происхождения (то есть уроженцев Египта) – сре- ди них прп. Антоний Великий, при. Макарий Великий и др. Чуже¬странцев (в частности, греков и римлян) среди пустынножителей было сравнительно немного. – Примеч. пер. 277. O.sp.I, 13. 278. Руфин. 27. Об Евагрии. 279. Руфин Аквилейский (ок. 345–410) – пресвитер, церковный писа­тель, переводчик с греческого языка на латынь. Уроженец г. Аквилея (г. Италия). Сподвижник прп. Мелании Старшей; был лично знаком с египетскими пустынножителями, в том числе и с Евагрием. – При­меч. пер. 280. Там же. 281. Мф 12:43. 282. Иов 41: 25 (цит. по Септуагинте); 2 in Ps 7, 5. 283. Ориген (ок. 185–253/254) – церковный писатель, проповедник, один из известнейших богословов раннехристианской эпохи. Оказал влияние на многих отцов Церкви, в том числе на св. Василия Великого и св. Григория Богослова. Влияние Оригена испытал и Евагрий Понтийский. По причине высказывания ряда неортодоксальных взглядов (в частности, о предсуществовании и переселении душ) Ориген подвергся осуждению на V Вселенском Соборе (553); вместе с ним были анафематствованы Евагрий и Дидим Слепец. – Примеч. пер. 284. In Jer. horn. VII, 3,34.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

266 Афинагор – апологет 1 века Уроженец Афин, получил философское образование и посвятил свои знания служению христианству Основные сочинения «Прошение» Марку Аврелию (177 г. н. э.), «О воскресении мертвых». 267 Тациан – христианский писатель-апологет II века, ученик Юстина. Родом из Ассирии, получил традиционное философское образование, «весьма славился языческой мудростью». К концу жизни увлекся гностицизмом. Время его смерти предположительно датируется 175 годом Основное сочинение – « Речь против эллинов». 268 Феофил Антиохийский – святой, писатель-апологет II века. Язычник по происхождению. Прекрасно образован Обратившись в христианство, стал ревностным его исповедником и защитником. Со 168 г. – епископ Антиохииский. Умер в 80-х гг II века Единственное сохранившееся сочинение – «Послание к Автолику о христианской вере». 269 Ириней Лионский – святой, крупный богослов, отец церкви II века Родился ок. 130 г. в Малой Азии, был учеником Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна. Хорошо знаком с греческой поэзией и философией Епископ Лиона. Во время гонений Септимия Севера в 202 г умер мученической смертью. Важнейшее сочинение – «Обличение и опровержение лжеименного знания», или «Против ересей». 270 Климент Александрийский , Тит Флавий, – пресвитер, знаменитый учитель и писатель конца II – начала III вв. Вероятно, язычник по происхождению, воз можно, из богатой семьи, широко образован. Основные сочинения «Протрептик» «Педагог», «Строматы» и др. 271 Ориген – знаменитый христианский богослов и философ Родился в Александрии ок. 185 г. в греческой или эллинизированной египетской семье, принявшей христианство. Прекрасно образован. Занимался преподавательской деятельностью. В 228 г. рукоположен в пресвитеры, в 231 г. осужден церковью. Умер в 254 г. после тяжелого тюремного заключения во время Дециева гонения Главные труды – «Гекзаплы», «О началах», « Против Цельса». 272 Encyclopedia of Early Christianity Ed by E Ferguson London, 1990 P 376–382 Более подробно см. Prestige G L God in Patristic Thought L, 1952 Grant R. M. The Early Christian Doctrine of God Charlottesville Univ of Virginia Paris, 1966 Grant R. M. Gods and the One God Philadelphia Westminster, 1986

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

367 S. Io. Damasc. De fide orth. 1,8//PG. XCIV. C. 812–813; рус. пер. I, 167–168. Cp.: S. Athanas. C. arian. or. 2, n. 2//PG. XXVI; рус. пер. II, 262; упрекает ариан за непризнание, что «порождаемый той же божественной сущностью обладает». То же выражение и у св. Кирилла. 374 Io. Duns Scoti Quaetiones disputatae de rerum principio. Qu. IV, art. 1, n. 3, 4//Орега omnia, editio nova, juxta edit. Waddingi. Paris, 1891. T. IV, coil. Все рассуждение Дунса Скота отличается большой ясностью и глубиной. 375 Ориген (ок. 185–253/254) – христианский теолог, философ, филолог, представитель ранней патристики; жил в Александрии. Оказал большое влияние на формирование христианской догматики и мистики; соединяя платонизм с христианским учением, отклонялся от ортодоксального церковного предания, что привело впоследствии (543) к осуждению идей Оригена как еретических. 379 Ibid. Nota ex Methodio Ol.//apud Phot. Bibl. cod. 235, sub linea. n. (40); рус. пер., примечания, XXV-XXVI. 382 См.: S. Greg. Naz. Or. 45, n. 5//PG. XXXVI. C. 629: ννοε; cp.: Carm. Theol. IV. De mundo. C. 67–68//PG. XXXVII. C. 421. 383 Афанасий (Великий) Александрийский (ок. 295–373) – церковный деятель и богослов, представитель патристики, епископ г. Александрия; в борьбе с арианством разработал мистическое учение о «единосущии» Бога-Отца и Бога-Сына, ставшее догматом на I (325) и II (381) Вселенских соборах; кроме того, защищал независимость Церкви от императорской власти. 384 S. Athanas. С. arian. Or. 2, n. 2; рус. пер. II. 263. – δετερν στι τ δημιουργεν τ γεννν τον Θεν. – πλλ πρτερον, – τ περχεμενον τς βουλσεως. 386 В. Augustini De div. quaest. qu. 28//PL. XL. C. 18: nihil autem majus est voluntatis Dei; non ergo ejus causa quaerenda est. 389 S. Io. Damasc. De fide orth. II, 2//PG. XCIV. C. 865, рус. пер. I 188; cp.: S. Greg Naz. Or. 45 in S. Pascha, n 5//PG. XXXVI. C. 629. 392 Ibid. III, 19. C. 1340; рус. пер. 1,401: «второй вид образа есть мысль в Боге о том, что Он создаст, т. е. предвечный Его совет, остающийся всегда себе равным, ибо Божество неизменно, и безначален Его совет».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

е. Сына, Который Сам есть всецелое, всеобщее, всесовершенное Сущее (totum ν, universale omnimodis perfectum ν), раскрывающееся в «умопостигаемой триаде»: существовании, жизни и мышлении (exsistentia et vita et intelligentia - Mar. Vict. De gen. Div. Verbi. 2. 23-25; Adv. Ar. I 49-50, 52, 63; III 4; IV 21, 25 и др.). Викторин рассматривает и Бога Отца в качестве носителя сущностного Б. (esse, substantia, exsistentia - Adv. Ar. I 47; IV 30-31); Отец есть «то, что есть», или «чистое бытие» (quod est esse - Ibid. I 27; II 4), а также «первое бытие» (primum esse - Ibid. II 4). Бог Отец первичен по отношению к Сыну, потому что Он есть «причина Слова в том, что касается Его (Слова) бытия, но не наоборот» (Ibid. I 27); Он - источник и потенция (Ibid. I 47) существования, жизни и мышления, к-рые находятся в Нем «в скрытом виде» (in occulto), «в себе» (in se) и вокруг существования, или скорее сами суть то же, что и существование (Ibid. IV 30). Эта концепция Божественного Б. как ипостасного свойства Бога Отца была унаследована блж. Августином . Согласно Оригену (185 - ок. 254), Бог Отец - «тот, Кто истинно существует и Кто сказал через Моисея: Я есмь Тот, Кто есмь; Ему причастно все, что существует,- разумные и неразумные твари, праведные и грешные» ( Orig. De princip. I 3. 6). Б. Сына Ориген рассматривает как совечное Б. Отца (Ibid. IV 28); говоря об общем участии Лиц Пресв. Троицы в сотворении мира, различает и Их особые благодатные «действия»: Бог Отец «сообщает всем существам бытие по естеству» (Ibid. I 3. 7), Сын Божий «сообщает разумную природу» и «помогает существам быть добрыми», у Св. Духа «есть также иная благодать, которая подается достойным, устрояется при посредстве Христа, а производится (inoperatur) Отцом» (Ibidem). Свт. Афанасий Великий (ок. 295-373) характеризует Б. Божие как подлинное Б., отличающееся от бытия-становления: Бог есть «истинно Сущий» ( Athanas. Alex. Or. contr. gent. 9,30,41; Or. contr. arian. III 63; De decret. Nic. Syn. 11), ибо Он один имеет Б.

http://pravenc.ru/text/153741.html

Коля, сын Ф. Н. Быстрова — 96, 178, 184, 234 Кондоуров — см. Кандауров Кондратенко Гавриил Павлович (1854–1924) — художник— 110, 113, 114, 116, 120 Коноплин, московский благотворитель — 244 Константин — Константин Константинович Романов (1858–1915) — великий князь; поэт (К. Р.); президент Академии наук — 156, 157, 163, 203, 210 Константин Николаевич (1827–1892) — великий князь, управляющий Морским министерством (1855–1880), наместник Царства Польского (1862–1863), председатель Государственного совета (1865–1881) — 130, 134, 145, 156, 163, 206 Константин I Великий (Флавий Валерий Константин) (ок. 285–337) — римский император (с 306 г.); поддерживал христианскую церковь; в 324–330 гг. основал новую столицу Константинополь на месте г. Византий — 73 Константин Петрович — см. Победоносцев К. П. Конфуций (ок. 551–479 до н. э.) — китайский мыслитель — 87, 232, 278 Коодзимацци (?) — 176 Корашевич — см. Карашевич П. И. Корзинкины — Иван Иванович (1841–1882) и Елизавета Григорьевна (? –1884) — московские купцы — 254 Корнилов Иван Петрович (1811–1901) — географ, историк школьного образования в России, член Совета министра народного просвещения (1868–1901); председатель Петербургского отдела Славянского благотворительного комитета (1873–1876), почетный опекун — 81, 84, 123, 132, 135, 155, 158, 162, 177, 183, 185, 191, 235, 237 Корнилов Федор Петрович (1810–1900) — член Государственного совета; брат И. П. Корнилова — 82, 87, 280 Косма, отец — см. Преображенский (Косма). Коссович Каэтан (Касьян) Андреевич (1815–1883) — филолог, востоковед, санскритолог, профессор Петербургского университета; библиотекарь Императорской Публичной библиотеки — 136, 159, 162, 183, 191, 218, 235, 237 Костерев Павел Павлович, юнкер Павловского военного училища — 195 Костромской Платон — см. Платон (Фивейский Павел Симонович) Костюшко Тадеуш (1746–1817) — руководитель Польского восстания 1794 г. — 318 Костя, сын Е. К. Бюцова — 196 Коцебу Павел Евстафьевич (1801–1884) — граф, генерал–губернатор Варшавы (1874–1880); участник Крымской войны — 136

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Макарий Великий (301--391) – св., египетский пустынник-подвижник, христианский проповедник. Соч.: Духовные беседы св. Макария Великого . М., 1904. Вып. 4. См. о нем: Троицкий И. Обозрение источников по истории египетского монашества. Сергиев Посад, 1907. Иоанн Златоуст (ок. 347--407) – св., отец Церкви. Его сочинения (Творения. Т. 1–12. СПб., 1898--1906) переиздаются с 1993 г. Василий Великий (329--379) – св., архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель Церкви. Автор «Шестоднева». Соч.: Творения св. Василия Великого в семи томах. М., 1845--1848 (переиздается в Москве с 1991 г.; к 1993 г. вышло четыре части). См. о нем: Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1906. Т. 1; Орлов М. И. Литургия св. Василия Великого . СПб., 1909. Григорий Богослов (Назианзин; 329--389) – один из трех вселенских учителей Восточной Церкви. Соч.: Творения: В 6-ти т. М., 1843--1846. Августин Аврелий (354--430) – блаженный, отец Церкви. Влияние Августина на христианскую мысль было определяющим вплоть до Фомы Аквинского. Соч.: Исповедь. М., 1991; О Граде Божием. М., 1994 (Минск; М., 2000). См. о нем: Трубецкой E. H. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Ч. 1: Миросозерцание бл. Августина. М., 1892; Попов И. В. Личность и учение бл. Августина. Т. 1. Ч. 1–2. Сергиев Посад, 1916; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. С. 181–340; Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина . М., 1984; Нестерова О. Историко-философские предпосылки учения Августина о времени и вечности//Историко-философский ежегодник. М., 1986. С. 35–47. Ориген (ок. 185--253/254) – один из основателей христианского богословия, первым сформулировал основные положения христианского вероучения на языке древнегреческой философии. Одно из положений его доктрины – учение о «душе Христа», которая, «по Оригену , была одной из человеческих душ, сотворенных Богом и стремящихся единиться с Божественным Логосом» (Полный Православный Энциклопедический Словарь: В 2-х т. СПб., Б. г. Т. 2. Стб. 1707. В тексте – явная опечатка: вместо «Логосом» стоит «Голосом». Ориген не канонизирован и не признан в качестве «отца Церкви»; в христианской традиции трактуется как «церковный писатель». Субординациализм и учение Оригена об апокатастасисе были отвергнуты Церковью . Соч.: О началах. Казань, 1912 (Рига, 1936; М., 1993); Против Цельса. Казань, 1912. См. о нем: Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице. СПб., 1879.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Ориген (ок. 185–253/254) — великий христианский мыслитель, аскет, глава катехетической школы в Александрии. Из огромного количества сочинений Оригена сохранились далеко не все; многие из них дошли до нас в латинском переводе. Наиболее известными его трудами являются: «Против Цельса» (Orig. С. Cels.), где опровергается направленное против христианства «Истинное слово» философа Цельса, и «О началах» (Orig. De princ), где впервые дается систематическое изложение христианской веры. А. И. Бриллиантов обращается также к его «Гомилиям на пророка Иеремию» (Orig. In Ier.), «Гомилиям на пророка Иезекииля» (Orig. In Ez.), «Комментариям на Евангелие от Иоанна» (Orig. Comm. in Ioann.) и к латинскому переводу сочинения «О воплощении Слова» ( Orig. De inc. Verbi). Руфин (ок. 345–410) — латинский церковный писатель и переводчик. Став почитателем таланта Оригена, превратился на той почве в злейшего врага блаженного Иеронима. Переводил Оригена, «Церковную историю» Евсевия и др. А. И. Бриллиантов цитирует его «Церковную историю» (Ruf. Η. Ε.). Тертуллиан (50–е или 60–е гг. II в. — после 220 г.) — первый из известных нам латинских христианских авторов, «отец христианской латыни». Отличался ригоризмом, что толкнуло его в ряды монтанистов, а затем побудило создать и собственную секту, членов которой стали называть тертуллианистами. От Тертуллиана дошло 31 сочинение. Их делят обычно на «апологетические» (две книги «К язычникам», «Апологетик», «О свидетельстве души», «К Скапуле»), «практико–аскетические» («К мученикам», «О зрелищах» и другие) и «догматико–полемические» («О прескрипции еретиков», «Против Гермогена», «Против валентиниан», «Против Маркиона» и др.). А. И. Бриллиантов ссылается на его трактаты «Против Праксея» (Ten. Adv. Ргах.) и «О плоти Христа» (Ten. De came). Неоднократно А. И. Бриллиантов обращается к постановлениям Вселенских соборов (Concil. Oecum.). Хотя в последнее время издается достаточно много различных «Церковных историй» и «Историй Вселенских соборов», однако каждая новая работа не может считаться излишней или, наоборот, лишающей значимости предыдущие. Так или иначе, она проливает свет на те или иные моменты такого непростого и неоднозначного явления, как становление христианской догматики. На протяжении почти четырех столетий (А. И. Бриллиантов заканчивает свои лекции 715 годом) происходило «взросление» Церкви, Церкви воинствующей, состоящей из смертных людей, часто впадавших в заблуждения и отстаивающих их с фанатичным упорством. Нередко это упорство объяснялось искренней убежденностью в своей правоте, иногда — непониманием тех терминов, которыми пользовались оппоненты. Однако следует помнить, что во многих случаях ереси проистекали из желания того или иного ересиарха отстоять свое понимание христианства, «самоутвердиться», стать новым апостолом. Думается, такой «протестантизм», вызванный не столько социальными, национальными или философскими, сколько психологическими причинами, присущ многим христианам и в наши дни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010