Мне хотелось бы сделать вывод из ранних Отцов Церкви, критиковавших молитву еретиков. Ириней, епископ Лионский с 178 по 202 год, категорически осуждает в трактате Против ересей 1,13,2 евхаристическую молитву еретика Марция. 553 Но откуда Ириней узнал, что анафора Марция еретическая, если бы она не возглашалась во всеуслышание? 2. Источники веков Некоторые патристические источники продолжают отражать импровизированные евхаристические молитвы, созданные в «эпоху спонтанности». Следовательно, это одна из причин, почему Церковь постепенно перешла к системе фиксированных, записанных евхаристических молитв. 554 a. Ориген (ок. 185–ок. 254) Наряду с прочим о евхаристической молитве Ориген говорит в своей Беседе с Гераклидом 4 (ок. 246) «Приношение (προσφορ) всегда совершается Богу через Иисуса Христа... Да скажу открыто: молясь, мы должны уважать установление (συνθκαι)... да будут эти определения в силе». 555 Даже до появления стандартных написанных текстов, спонтанная импровизированная молитва была стереотипной и должна была следовать установленным правилам. b. Дионисий Александрийский (ок. 257) Историк Евсевий (236–339) в Церковной истории написанной около 303 года, приводит Послание о крещении (ок. 257 г.) Дионисия Александрийского св. Сиксту II, папе Римскому (257–258), известному своей примирительной позицией в вопросе перекрещивания еретиков. Некий, обращенный из ереси, скрупулезно печалился о действительности крещения, принятого от еретиков, и обратился к Дионисию с просьбой о повторении таинства: Как-то он оказался рядом с готовыми креститься, выслушал вопросы им и ответы их, подошел ко мне, рыдая и оплакивая себя, упал мне в ноги и клятвенно объявил, что крещение, принятое им от еретиков, совсем иное, что с настоящим Крещением оно не имеет ничего общего, ибо исполнено нечестия и хулы. Он говорил, что вся душа его проникнута скорбью, что он не смеет поднять глаза к Богу, ибо начал он с кощунственных слов и обрядов; поэтому он просил очистить его очищением самым чистым, принять его и приобщить к благодати. Я не отважился на это, сказав ему, что многолетнего общения с Церковью для этого достаточно: он присутствовал при Евхаристии, вместе со всеми произносил «Аминь» [εχαριστας γρ πακοσαντα κα συνεπιφθεγξμενον τ μν). 556

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Ольга († 969), киевская княгиня, жена князя Игоря; ок. 957 г. приняла христианство – 425 Оман К. A. (Oman), английский византинист – 72 Омар I (Омар ибн аль-Хаттаб, Умар, ок. 591 или 581 – 644), сподвижник Мухаммеда, завоеватель Сирии, Палестины, Египта, основатель Арабского халифата, арабский халиф в 634–644 гг. (второй из четырех праведных халифов) – 288, 289, 315, 320 Омар (сер. IX в.), эмир Мелитины – 371 Омуртаг , болгарский царь в 814–831 гг. – 369, 376 Ориген (ок. 185–253 или 254), выдающийся богослов, экзегет и философ, сочинения которого оказали колоссальное влияние на развитие христианской мысли ранневизантийской эпохи, создатель первой (доникейской) системы христианской догматики; по недоразумению был признан еретиком, объявлен им в эдикте имп. Юстиниана Великого (543 г.) и посмертно анафематствован – 106 Осия (1-я пол IV в.), епископ Кордубский – 107, 109 Осман I (Осман ибн ал- " Аффан), зять Мухаммеда, арабский халиф в 644–656 гг. (третий из четырех праведных халифов) – 288 Острогорский Георгий Александрович (Ostrogorsky, 1902–1976), историк-византинист – 71, 212, 268, 353 Оттон I Великий (912–973), саксонский король в 936–973, германский император в 951–973 гг. – 431, 441 Оттон II Рыжий (955–983), германский император в 973–983 гг. – 412, 432 Оттон III (980–1002), германский император в 983–1002 гг. – 432, 473 Павлов Алексей Степанович (1832–1898), историк греко-римского и церковного права – 333 Павсаний (Павзаний, вторая пол. II в.), греческий путешественник, автор книги «Описание Эллады» – 148 Палладий Еленопольский (ок. 364 – ок. 430), ученик Евагрия Понтийского , историк египетского монашества (сочинение «Лавсаик») – 182 Панченко Борис Амфианович (1872–1920), историк-византинист, секретарь Русского археологического института в Константинополе, после революции служил в киевской ЧК – 298, 328, 329 Папарригопуло К. (PaparrigopuloV, Paparrhegopoulos, Paparigopoulo, 1815–1891), греческий византинист – 57, 58 Пацис (кон. IX – нач. Х в.), византийский юрист – 449

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Основные святоотеческие принципы и методы библейской экзегезы Прежде чем говорить о дошедших до наших дней святоотеческих толкованиях на книгу Иова, следует также сказать и о тех экзегетических принципах, которые применялись древнехристианскими писателями – при изъяснении как интересующего нас конкретного библейского текста, так и всего Священного Писания в целом. Издревле в святоотеческой экзегетической традиции существовало несколько существенно отличавшихся друг от друга подходов к истолкованию Библии – своеобразных методов, применявшихся при составлении комментариев на Священное Писание . Как правило, такие методы принято связывать с той или иной действовавшей в Древней Церкви богословской школой. Чаще всего ученые – библеисты и патрологи – вспоминают здесь о двух школах богословской мысли, чьи представители создали огромное число важнейших толкований на книги Священного Писания – Александрийской и Антиохийской. Первую из них – Александрийскую школу – связывают с именами таких известных в Древней Церкви богословов и истолкователей Библии, как стоявший у ее истоков и живший в конце II века дидаскал Пантен (правда, от него до нас не дошло никаких текстов), а следом за ним – жившие и творившие в Александрии Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 215) и Ориген (ок. 185–254); из позднейших толкователей Библии, принадлежавших к Александрийской школе, безусловно следует упомянуть знаменитого экзегета IV столетия Дидима Слепца (ок. 310–398) и замечательного богослова и экзегета V века святителя Кирилла Александрийского (376–444). Что касается Антиохийской школы, то ее основателем принято считать священномученика Лукиана Самосатского, пострадавшего за Христа во время гонений на Церковь в 312 году. Знаменитейшими экзегетами этой школы безусловно стали святитель Иоанн Златоуст (ум. 407) и блаженный Феодорит Кирский (ум. ок. 458). Также нельзя не упомянуть имена таких толкователей Антиохийской школы, как Диодор Тарсийский (IV в.) и Феодор Мопсуэстийский (ум. 428) – правда, оба они оказались предтечами несторианской ереси и в этом качестве были осуждены Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Евсевий Пелусийский, святой 136 Евстафий, иконописец 93 Евстафий, святой 435 Евфимий Чудовский (ум. 1705), келарь Чудова монастыря, полемист, проповедник, справщик Московского печатного двора, ученик Епифания Славинецкого 128, 146 Екатерина (ум. ок. 305–313), св. великомученица 107, 162, 305, 312, 331, 380, 381 Екатерина Алексеевна (1729–1796), императрица (с 1762) 107, 235, 312. 334, 350 Елизавета, святая 187, 191 Елизавета Петровна (1709–1761/1762), императрица (с 1714) 224 Елизавета Федоровна, великая княгиня 185 Елисей, святой 310 Емельянов Василий, старовер 124 Епанечников Н.Я. (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец и реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве, поставщик двора Его Императорского Величества 185, 243 Епифаний, инок 468 Ефимов Н.И. 10, 74, 463 Ж Жако А., владелец фабрики по производству печатных икон на жести 254–256, 258, 260, 261 Жегин Л.Ф. 7, 463 Живов В.М. 83, 107, 199, 463 Жирмунский В. М. 331, 463 Журавлев Григорий (конец XIX в.), иконописец 200 З Забелин Иван Егорович (1820–1908), историк, археолог 21, 23, 24, 101, 103, 182, 206, 463 Зайонц Л.О. 459 Залесская В.Н. 458 Занцев А. (XIX в.), иконописец-старинщик 408 Зарудний Иван Петрович (ум. 1727), архитектор, художник 221, 222, 373 Захарий Зограф (1810–1853), болгарский иконописец 30, 296 Захаров В.И., иконописец 168 Зеньковский Василий Васильевич (1881–1962), религиозный философ 239, 463 Зеньковский С. 10, 220, 463 Зернов Н. 62, 142, 232, 238, 288, 463 Зинкель Генрих (1835–1908), немецкий художник 295 Зиновьев М.И. (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец из Палеха 399 Зобов Р.А. 324, 463 Золотарев Дорофей, иконописец Оружейной палаты 304 Зосима, схимонах 53 Зосима Соловецкий (ум. 1478), основатель Соловецкого монастыря, святой 161, 240, 301, 323, 390, 419, 477 Зотов Никита Моисеевич (ок. 1644–1718), думный дьяк, с 1710 – граф 117 Зубов Федор Евтихиевич (ок. 1615–1689), иконописец Оружейной палаты 304, 345 Зэндлер Э. 7, 100, 463 И Иаков, святой 348 Иаков Боровицкий, святой 217 Иван Васильевич (1440–1505), великий князь Московский (с 1462) 83

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Кирилл Иерусалимский (писал по-гречески,жил ок. 315–387 гг Поуч. оглас. Поучения огласительные. Cyril of Jerusalem. Trans. Edward Yarnold. The Early Church Fathers, 79–168. London: Routledge, 2000. Кирилл Иерусалимский , Архиепископ. Поучения огласительные тайноводственные. Москва: Благовест, 2010, 19–323. Поуч. тайное. Поучения тайноводственные. Cyril of Jerusalem. Trans. Edward Yarnold. The Early Church Fathers, 169–87. London: Routledge, 2000. Кирилл Иерусалимский , Архиепископ. Поучения огласительные и тайноводственные. Москва: Благовест, 2010, 324–49. Ориген (писал по-гречески, жил ок. 185–254 гг.) О начал. О началах. Origen. On First Principles. Trans. G. W. Butterworth. Gloucester, Mass.: Peter Smith, 1973. Ориген, О началах. О. Кулиев (пер.). Александрийская библиотека. СПб.: Амфора, 2007. Тертуллиан (писал по-гречески, жил ок. 160–225 гг.) Прот. Прак. Против Праксея. Tertullian. Against Praxeas. Trans. A. Souter. Translations of Christian Literature. London: Society for Promoting Christian Knowledge, 1919. Тертуллиан , «Против Праксея». A. P. Фокин (ред.)//Альфа и Омега 1–2,27–28, (2001): 66–93, 55–78. О пл. Хр. О плоти Христа. On Flesh On the Flesh of Christ Tertullian. On the Flesh of Christ. In ANF, vol. 3, 521–42. Тертуллиан, Апология. Philosophy. Москва: ACT, 2004. 1 Словосочетание «Отцы церкви» относится к некоторым церковным деятелям, жившим и трудившимся в течение первых пяти столетий после написания Нового Завета. Они оказали существенное влияние на церковь в вопросе библейского толкования, а также в значительной степени сформировали ее представления о богословской и духовной жизни. Эпоха Отцов церкви называется временем ранней церкви или периодом патристики (от латинского слова «отец»), который, как часто считается, начинается ок. 100 г. н. э. и заканчивается 800 г. н. э. 2 По своей профессии я богослов-историк, специализирующийся в области патристики с четвертого по шестой века. Как правило, мои исследования не затрагивают дискуссии современных богословов. Мой вклад в эти дискуссии, скорее, в изложении материала с точки зрения раннехристианского мировоззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

89 Шопенгауэр Артур (1788–1860) – немецкий философ, представитель волюнтаризма, теоретик искусства. Соч.: Избр. произведения. M., 1992; Свобода воли и нравственность. M., 1992; Собр. соч.: В 5-ти т. M., 1992. Т. 1: Мир как воля и представление. 90 Сталь (фам. по мужу – Сталь-Голыштейн, девичья фам. – Неккер) Анна Луиза Жермена де (1766–1817) – французская писательница, теоретик литературы, публицист, драматург. Соч.: Коринна, или Италия. M., 1969. 91 Ориген (ок. 185–253/254) – один из основоположников христианского богословия, первый сформулировавший основные положения христианского вероучения с помощью категорий древнегреческой философии. Личная судьба Оригена , так же как и его теоретического наследия, складывалась непросто и по сей день не получила однозначных трактовок в историко-богословской и историко-философской науке. Ряд положений его доктрины был отвергнут Церковью, другие – чаще всего подспудно предопределяли эволюцию богословия. Ориген не канонизирован, не признан в качестве «отца Церкви»; в историко-церковной науке обычно трактуется как «церковный писатель». Соч.: О началах. Казань, 1912 (M., 1993); Против Цельса. Казань, 1912. 94 Антоний Великий (ок. 260 – ок. 355) – преп., основатель монашества. См. о нем работу: Флоренский П. Антоний романа и Антоний предания//Богословский вестник. 1907. 95 Николай Кавасила (1332 – нач. 1371) – поздневизантийский богослов-мистик, представитель исихазма. См.: Алексий (Дородницын). Византийские церковные мистики XIV в.//Православный собеседник. Казань, 1906. Осн. соч.: Жизнь во Христе. M., 1874. 96 Никита Стифат (Пекторат, XI в.) – монах Студийского монастыря в Константинополе, автор антиримского трактата (1053 г.). 97 Пимен Великий – св., египетский авва, проповедник, сподвижник египетского аскета Паисия Великого (ум. 400). 98 Алексей Мечев (1860–1922) – прот., московский пастырь и проповедник. Соч.: Воспоминания. Письма, проповеди. Париж, 1970. См. о нем: Отец Алексей Мечев /Ред. H. А. Струве. Париж, 1970. Флоренский посвятил о. Алексею Мечеву ряд сочинений: «Рассуждение на случай кончины отца Алексея Мечева » (1923), биографический очерк «О надгробном слове о. Алексея Мечева». Публикацию материалов, освещающих связи Флоренского и Мечева и некоторые воспоминания о последнем осуществил игумен Андроник (Трубачев) (Москва. 1990. С. 160–184).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

“Рассуждение о всемогуществе Божием, – резюмирует А. Катанский , комментируя приведённую цитату, – …служит самым естественным и самым лучшим заключением для сказанного им (св. Иринеем. – В. С.) выше о чуде претворения хлеба и вина в Плоть и Кровь Спасителя” 9 . Вера в наше воскресение как переход из тления в нетление утверждается на чуде изменения хлеба в Евхаристии в нетленную Плоть Христову – такова, можно думать, мысль святого отца. Несколько выделяются из среды церковных писателей недостаточной ясностью своих действительных воззрений на Евхаристию Климент Александрийский († ок. 217), Ориген (ок. 185–254) и Тертуллиан (ок. 160–220). Но если первые два – вследствие пристрастия к символизму, то последний – по причине отрывочности своих высказываний о Евхаристии, позволяющих их различное толкование в зависимости от контекста. Но и у Тертуллиана , наряду с сомнительными, ввиду их неясности, находятся мысли, позволяющие считать его выразителем православного взгляда на Евхаристию, хотя он и не высказывал прямо своей веры в пресуществление 10 . Что касается Климента Александрийского , то следует здесь иметь в виду крайний аллегоризм, приводивший его к сравнениям и образам, далёким от действительной сущности исследуемого предмета. Это создавало “покров, под которым он скрывал истинные свои взгляды”, в частности, и на таинство Евхаристии. Но и Климент смотрел на это Таинство “как на соединение Божества и человечества Иисуса Христа с видимыми элементами”, причём, согласно его мнению, “Евхаристия является средством для соединения человека, состоящего из души и тела, с Божеством и человечеством Иисуса Христа, “ которые в евхаристических элементах находятся действительно, а не умопредставляются только или созерцаются ” 11 . В воззрении на Евхаристию Ориген также не был прямым символистом и признавал действительное присутствие в ней Самого Христа, но он “отличался от традиции Православной Церкви отрицанием пресуществления , в которое Она всегда веровала, и допущением отвергнутого Православною Церковью учения о нисхождении прославленного Тела Христова на евхаристические элементы” 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

Внешние формы в то время едва обозначались. Исповедь сопровождалась молитвой, хотя молитва не предшествовала исповеди, а была завершением ее и имела характер молитвы разрешительной. Внешним действием при совершении таинства Покаяния было возложение рук. В состав священнодействия входило поучение в целях исправления кающегося грешника. Эпоха мужей апостольских не дает никаких письменных памятников для выяснения вопроса о формах, в которых совершалась исповедь. «В каком именно виде совершалась эта исповедь, – говорит профессор А. И. Алмазов (XIX в.), – какие внешние действия имели место при совершении, в какой форме делалось разрешение кающегося – на все такие вопросы, особенно важные для нас, в письменных памятниках данной эпохи не встречается ни малейшего указания». Немногим более находим указаний о внешней стороне совершения исповеди у церковных писателей II и III веков. Ириней Лионский (ок. 130–202), Климент Александрийский (1217), Тертуллиан (ок. 160 – III в.), Ориген (ок. 185–254) и Киприан (кон. II или нач. III в. – 258) дают указания общего характера о духовном значении исповеди, а не о ее форме. Исповедь в то время была двух видов – публичная, то есть каждого кающегося перед всею Церковью, и тайная, то есть частная. Публичная исповедь совершалась в храме за богослужением. Одна молитва, сохранившаяся в нашем чине исповеди, взята из Божественной литургии апостола Иакова: «Господи Иисусе Христе, Пастырю и Агнче» и свидетельствует о том, что и тогда уже были молитвы разрешительного характера. О существовании разрешительных молитв свидетельствуют и следующие слова Тертуллиана : «Неужели надобно непременно полагать, что мы вполне очищены и оправданы, когда получаем устное разрешение». Несомненно, однако, что в это время еще не существовало никакой общеобязательной разрешительной формулы. В памятниках IV и V веков имеются уже определенные свидетельства о таинстве Покаяния в форме исповеди. Об этом говорит святой Афанасий Александрийский (293–373): «Как человек, крещаемый от человека, то есть священника, просвещается благодатью Духа Святого, так и исповедующий в покаянии грехи свои приемлет оставление их через священника благодатию Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Духа и не превращая Церковь в организацию. Вот насколько протестанты лучше, святее и вернее учеников Апостолов! Поэтому, что нам верить каким-то там мученикам, апостольским сотрудникам и преемникам Игнатию, Клименту, Варнаве и Поликарпу; лучше будем верить «великим светилам и столпам Церкви», таким как П. Рогозин, Е. Пушков. В. Трубчик и С. Санников, ведь ясно, что они святее и вернее первых, и лучше знают, чему учили Апостолы и как они устроили Церковь. Вот во что и кому верить предлагают баптисты! Пусть, кто желает, верит Рогозину, а апостольских учеников считает за отступников – вселенная увидит скоро, на Страшном Суде, их жалкую участь. Я же лично так веровать не могу, и считаю такую веру полным безумием и страшной гордыней... Но продолжим наш разговор о числе степеней священства в древней Церкви. Св. Дионисий Ареопагит (I в.) писал: «Ибо Святое святых (алтарь христианского храма) не от всех равно удалено – особенно близок к нему чин первосвященников , потом разряд священников , за ними следуют диаконы ... " . Св. Климент Александрийский (ок. 150–215 гг.) говорил: «существующее в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов, по моему мнению, суть подобия ангельского чина» 9 ] . Св. Ипполит Римский (170–235 гг.) также упоминает о трёх степенях церковной иерархии: «Произведенному во епископы пусть все предлагают лобзание мира... Диаконы же пусть приносят к нему жертву, и он, возлагая на нее руку вместе со всеми пресвитерами ...« . Тертуллиан (ок. 155–220 гг.), описывая реалии церковной жизни своего времени, писал: «совершать крещение имеет право первосвященник, который есть епископ, затем уже пресвитеры и диаконы, но не без уполномоченности от епископа» 1 ] . Ориген (ок. 185–254 гг.) также совершенно четко разделяет все три священных чина: «от меня (пресвитера) более требуется, нежели от диакона, от диакона более, нежели от мирянина; но от того (епископа), кто содержит в руках своих церковное начальство над всеми нами, потребуется несравненно более» . В другом месте он пишет: «Павел говорит к правителям и начальникам церквей, то есть к тем, которые судят находящихся в Церкви, именно – к епископам , пресвитерам и диаконам » [ 33 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

На данный момент мне удалось отыскать весь Новый Завет за исключением одиннадцати стихов». Предостережение. В «Библейском справочнике» Джозеф Ангус определяет известные недостатки сочинений отцов церкви: 1 . Цитаты иногда не отличаются дословной точностью. 2 . Некоторые переписчики были склонны совершать ошибки или вносить в текст сознательные изменения. Климент Римский (95 г.). Ориген в своей книге «О началах» (кн. 2, часть третья) называет его учеником апостолов. Тертуллиан в труде «Против ересей» (гл. 23) пишет, что Климент был назначен к своему служению Петром. Ириней в книге «Против ересей» (кн. 3, гл. 3) говорит, что «проповеди апостольские ещё звучали в ушах его (Климента), и учение апостолов было у него перед глазами». Он приводит цитаты из: Матфея 1 Посл. к Коринфянам Марка 1 Посл. Петра Луки Послания к Евреям Деяний Апостолов Послания к Титу Игнатий (70–110 г.), епископ Антиохийский, погиб мученической смертью . Он хорошо знал апостолов и был учеником Поликарпа. Его семь посланий содержат цитаты из Матфея, Иоанна, Деяний Апостолов, Послания к Римлянам, 1 Послания к Коринфянам, Послания к Ефесянам, Послания к Филиппийцам, Послания к Галатам, Послания к Колоссянам, Послания Иакова, 1 и 2 Послания к Фессалоникийцам, 1 и 2 Послания к Тимофею и 1 Послания Петра. Поликарп (70–156 г.) принял мученическую смерть в возрасте 86 лет. Он был епископом Смирнским и учеником апостола Иоанна. Другие отцы церкви, цитировавшие Новый Завет, включают Варнаву (около 70 г.), Гермаса (ок. 95 г.), Татиана (ок. 170 г.) и Иринея (ок. 170 г.). Климент Александрийский (150–212 г.) приводит 2400 цитат из всех книг Нового Завета, кроме трёх. Тертуллиан (160–220 г.) был пресвитером церкви в Карфагене. Он цитирует Новый Завет более 7000 раз, причём 3800 цитат из этого числа взяты из Евангелий. Ипполит (170–235 г.) ссылается на Новый Завет более 1300 раз. Иустин Мученик (133 г.) боролся с еретиком Маркионом. Ориген (185–253 или 254). Этот горячий проповедник Евангелия написал более 6000 работ, в которых содержится более 18000 цитат из Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010