Она состояла из Псковского епископа Иннокентия Нечаева, Тверского епископа Гавриила Петрова и архимандрита Платона Левшина. Комиссия пришла в полный восторг и, рискнув сделать лишь несколько стилистических поправок, докладывала императрице: «Какие премудрости сокровища в оном сочинении заключаются, мы тому больше дивимся, нежели словами открыть можем... Не можем не изъясниться, сколько скудному нашему рассудку есть вместительно, что оное сочинение в роде законодательства есть совершеннейшее... О, да соблаговолит Царь царствующих, чтобы сие Божественное законодательство благополучным увенчано было концом, и тем бы обрадовано было столь благодетельное Ее Императорского Величества Святейший Синод выбрал своим представителем Новгородского архиепископа Димитрия Сеченова, снабдив его Наказом, который был составлен по обсуждении намеченных Синодом Неясный текст указа от 1766 г. Синод интерпретировал в том смысле, что его представитель должен быть в то же время и представителем духовенства в целом. Поэтому Наказ Синода содержал наряду с вопросами церковного управления, также пункты, касавшиеся положения духовенства в епархиях. По неизвестной причине во время подготовки Синодом Наказа только четырем отсутствовавшим в Петербурге членам Синода было предложено прислать в письменном виде свои мнения о положении духовенства; и только после того как Наказ был составлен и утвержден, 1 сентября 1767 г. Синод запросил отзывы еще трех епископов из малороссийских На заседании Святейшего Синода 20 марта 1767 г. присутствовавшие члены Синода (архиепископ Димитрий Сеченов, Крутицкий архиепископ Амвросий Зертис-Каменский, Рязанский епископ Палладий Юрьев и архимандрит Новоспасского монастыря Симон Лагов) приняли решение поручить упомянутым четырем отсутствовавшим синодальным архиереям «что рассудится ко внесению для сочинения проекта нового Уложения депутату в наказ, до Церкви и духовенства принадлежащее, о том сочинить пункты и представить к рассмотрению в Святейший Синод». Ввиду того что в Малороссии еще не была проведена секуляризация церковных имений, тамошним епископам был адресован несколько иной текст: «Чтоб о принадлежащих тамошнему малороссийскому духовенству как о владении грунтов и маетностей, так и прочих им выгодностях, сочиня обстоятельные пункты, прислали к рассмотрению Святейшего Правительствующего Дожидаться истребованных от епархий отзывов, которые поступили лишь к 18 августа 1768 г., было нельзя: уже 2 августа 1767 г. Святейший Синод передал Наказ своему депутату, архиепископу Димитрию. Отзывы от епархий составлялись великорусскими епископами самостоятельно, а малороссийскими — только после опроса белого духовенства и монастырей Киево-Печерского и

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Никифор перев. из архим. Московского Богоявленского; в 1698 и 99 уволен. Был жив в 1701. Аарон , из патриарших иеромонахов, определён 12 мар. 1699, а в 1709 †. Георгий Зубин , из Спасского Казанского, 1709–11. Сергий , 1713–1727; † в начале 1727. Лаврентий перев. из Арзамасского Спасского, 1727–51. Два? Лаврентий Ясинский произведён 1746. (Ист. Академии Москов., 213). Сергий , 1755–58, † 10 июля. Мефодий определён в авг. 1758–1760; † ... Иона 25 нояб. 1760 перев. из Дудина, а 24 окт. 1767 – в Оранский. Геннадий 1767 перев. из Алатырского; до 1770. Варлаам в дек. 1770 перев. из Алатырского; до 1778. Александр , игум., 1778–96; архим. 1798, 1802–8. Аристарх произведён 22 июня 1809, а 19 авг. 1818 перев. в Московский Знаменский. Макарий , 1818–24. Иоаким , 1824–33; 28 апр. перев. в Московский Знаменский. Платон Казанский 28 апр. 1833 перев. из Московского Знаменского; † в Отроче мнтре. Иннокентий , 1833–44. Аполлоний , 1845–51; в мар. перев. в Симонов. Феофил , 1851–58. Паисий , 1859–60. Ювеналий Корюков , 1860–68; 6 окт. хирот. в епископа Михайловского (викария Рязанского). Лаврентий , 1869. 4 Спасский, в Арзамасе, известен с исх. XVI века. Ныне третьеклассный. [III, 260.] Игумены Сергий , 1585; † 1588. Геронтий , 1589. Тихон , 1593 и 94. Никифор , 1596. Тихон , 15 мар. 1604. Иов , 1607–14. Иосиф , 1615–21. Иона , 1624–31. Феодосий , 1633–44. Корнилий , 1646–1661. Иона , 1665–76. Нифонт , 1677–81; † ... Афанасий , 1682–93. Архимандриты Павел произведён из иеромонахов патриарших, 9 февр. 1694; по 1698. (Кажется, гораздо долее). Матфей Шушерин , в янв. 1713. 175 Анфиноген определён 25 авг. 1713–1716. Лаврентий , 1717–27, перев. в Благовещенский. Иоасаф , 1727–44. Давид , 1746–48. Иов Чернуцкий , 1757, из Лаврентиева монастыря (не долго). Амвросий . (Ист. Иер.). Каллистрат 24 апр. 1757 перев. в Переяславский Даниилов, а 1758 паки сюда из Никитского Переяславского; упом. 1761–67. Иоасаф , 1767–91; 14 июля перев. в Спасо-Евфимиев. Обер иеромонах флота Иоасаф посвящён в С.-Петербурге в игумены 17 дек. (sic) 1790. Следовательно, два Иоасафа было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С начала XVIII-ro столетия и до 1767 года не слышен был больше голос народа, не было земских соборов. Земля русская, означавшая на языке народном мир, народ, земство, преобразовалась из московского государства во всероссийскую империю. В формах губернского устройства не слышна, не видна стала жизнь областного земства – жизнь провинциальных масс. Ее заглушала, заслоняла история империи, двора и Петербурга, заглушали дурные узурпации, перевороты и перемены, происходившие в Петербурге. Противонародное, узурпаторское направление истории достигло высшего проявления в бироновщине. Вместе с преобразованием земли русской – мира, народа в империю, земство окончательно распалось, раздробилось на имперски-служебные, податные и крепостные сословные касты. В нем окончательно развился раскол. Бироновщине народ отвечал бегством за границу, особенно усилившимся в царствование Анны Иоанновны и после ревизии 1741 года, отвечал крестьянскими бунтами в разных губерниях, разбойничеством и наконец, пугачевщиной. В умственном отношении, народ спал крепким сном невежества и суеверия XVI и XVII столетий и во сне, от тяжкой натуги горько-слезного быта, которой сердца народные давно уже были сильно опечалены и тоской исполнены – во сне народ страшно стонал, вопил и ему грезилось: «будто Россия вавилонская блудница, будто в ней воцарился антихрист от лет царя Алексея Михайловича и наипаче от лет сына его, Петра I». И «отдаленный стон народный, по выражению князя Щербатова, не был вкушаем среди роскошей столичных…» По всему этому можно бы подумать, что в такие темные, тяжелые времена XVIII-ro столетия, представлявшие, по выражению Карамзина, les saturnales de despotisme, в массах русского народа должен был окончательно отупеть, омрачиться природный здравый смысл, должна была погаснуть, погибнуть и та способность народосоветия, какая обнаружилась на грубых земских соборах XVII века. Но вот созывается новый земский собор – знаменитое собрание депутатов 1767 года. Вызываются депутаты не только из всех русских областей, но и от всех инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Характерно то, как долго тянулся период местоблюстительства — с 1700 по 1721 г.: Петр не мог сразу решиться на упразднение патриаршества. И пока не был решен принципиальный вопрос о форме высшей церковной власти, Петр продолжал свою политику — пополнял церковную иерархию малороссами, настоятелями монастырей тоже обычно назначались иеромонахи и архимандриты из Киевской митрополии. Такая политика продолжалась всю 1-ю половину XVIII в., особенно последовательно — при Елизавете (1741–1761) [ 1190] . Монашество великорусских монастырей, верное допетровской традиции, с большим недоверием смотрело на малороссов как на «латинян»: так в свое время смотрели на них патриархи Иоаким и Адриан, монах Евфимий и другие. Епископ Иоасаф Горленко († 1754) пишет в своих письмах о том, что великорусы везде с недоверием относятся к малороссам . К тому же существовали и социальные различия между малороссийским и великорусским духовенством. Первое, пока оно жило под польской короной (Западная Россия, многие жители которой переселялись в Россию, по-прежнему принадлежала Польше), польско-литовскими законами было в некоторых правах уравнено с дворянством (шляхетством). До 1728 г. духовенство в Киевской митрополии, как и дворянство, имело право покупать землю и принимать в дар имения. Во времена императрицы Анны оно все еще сохраняло некоторые из привилегий, которых не было у великорусского духовенства . Это тоже было одной из причин взаимной неприязни между малороссийским и великорусским духовенством, ибо первое смотрело на последнее с презрением. Епископы из Малороссии отличались особым высокомерием, крутым администрированием и жестоким обращением с подчиненным им приходским духовенством и монашеством. Можно вспомнить ряд архиереев такого типа, например, Гедеон (Вишневский), епископ Смоленский (1728–1761); Тимофей (Щербацкий), митрополит Московский (1757–1767); Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ Московский (1767–1771), в 1771 г. убитый народом во время «чумного бунта»; Пахомий (Симанский), епископ Тамбовский (1751–1766); Арсений (Мацеевич), митрополит Сибирский (1741/1742) и Ростовский (1742–1763); Павел (Конюскевич), митрополит Сибирский (1758–1767); Кирилл (Флоринский), епископ Севский (1766–1778) .

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

в 1813 г.). Им написан ряд трудов о раскольниках (по архиеп. Филарету). В своем «Обзоре» архиеп. Филарет пишет об о. Журавлеве: «Известия его о раскольниках отличаются самой точною справедливостию; по его словам видно, что он пользовался разными записками и личными сношениями с раскольниками; а по проверке оказывается, что все, что собирал он, старался излагать совестливо, без увлечения какими либо видами ...» Исправление богослужебных книг продолжалось и в XVIII веке. В числе важнейших обязанностей Снода Регламентом было постановлено: а) рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время, особенно в Малороссии, противные св. Писанию и непристойные запретить, употребить меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные, не вводились в общий закон и напрасно совести человеческой не отягощали; б) рассмотреть истории святых, нет ли между них ложных, как повесть об аллилуия в житии Евфросина; в) искоренять и обычаи суеверные, в роде празднования пятницы в Стародубском полку, где под именем пятницы водят в крестном ходу простоволосую бабу и проч. Подобного рода исправления при царе Петре I производились решительно, порой же не совсем разборчиво. Этим возбуждалось недовольство в среде благочестивых людей, приверженцам же старины давался повод говорить о гонении на православие. Со второй половины XVIII века в этом важном вопросе стали поступать с большею осторожностью. Из богослужебных чинов и последований были пересмотрены и исправлены: Чин присоединения раскольников (1720), Чин избрания и рукоположения архиерейского (1725), Чин принятия иноверцев и еретиков (1743–44), Последование в неделю православия (Гавриилом, еп. тверским, впоследствии митрополитом, изд. 1761 и 1767), Чин на умовение ног (1765), Чин мроварения (1767), обе Триоди (иг. Софронием Младеновичем, ум. 1773). Несколько служб и акафистов были составлены вновь. Напр. служба о Полтавской битве (Феофилактом Лопатинским, 1709), Служба Феодоровской иконе Божией Матери (прот. Иоанном Красовским, 1777), Чин исповедания (митр. Гавриилом, 1766 и 1796), Чин исповедания отроком (еп. Иннокентием псковским, 1769); акафисты – преп. Сергию и св. кн. Даниилу (митр. Платоном, 1795), службы святым: Феодосию Тотемскому, евангелисту Иоанну, Димитрию Ростовскому (кн. Г. П. Гагариным, 1798), служба с акафистом свят. Стефану пермскому (свящ. Иваном Алексеевым, 1799), акафист свят. митр. Алексию (иером. Ювеналием, 1702). Во избежание всяких неисправностей в богослужебных книгах, в книгах св. Писания и в Кормчей, все эти книги издавались не иначе, как с разрешения Св. Снода в снодальных и подведомственных Сноду типографиях – московской, петербургской и в лаврских – киево-печерской и почаевской. С 1767 г. установлено священническое, а не монашеское, погребение архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Поляков Матвей Сем, 1780 г. из поэзии – в с. Вознесенье Медвежий угол, Ковр.окр., свящ. (Арх. Суз. кон. 1380 г., 440) Полянский Алексей Дмит. Поступил в семинарию 1763 г. 1771 г. обучался в школе риторики. Полянский Гавриил. 1788 г. обучался в инфиме. 1793 г. исключён из синтанкимы, «вследствие того, что за леностью на класс не ходит” (Арх. Суз. кон. 1788 г., Полянский Иван Петров. 1788 г. обучался в аналогии. 1793 г. из синтанкимы пономарем в с. Глазово (Арх. Суз. кон. 1793 г. Оп. 2, 187), Покровский Василий. 1771 г. обучался и аналогии. Покровский Пётр Гавр. (?). 1783 г. обучался в информатории. 1793 г. из риторики – диаконом с. Голышева (он ли?). (Арх. Влад. кон. 1793 г. Померанцев Иван Мих. Взят в семинарию 1756 г. 1767 г. определён свящ, в с, Лучкино, Рышемской десятины, на основании его заявления, что свящ. с. Лучкина Иван Васильев умер. Но Иван Васильев явился в консисторию для засвидетельствования того, что он жив, и Ив. Померанцев 11 марта 1768 г., при собрании всех учеников, был штрафован (должно быть, лозами). (Арх. Суз. кон. 1767 г., 107). 1769 г. обучался в философии. Померанцев Николай. 1788 г. обучался в школе аналогии. Пономаревский Осип Иван. Взят в семинарию 1763 г. 1764 г исключён «за неспособностью» («туп») (Арх. Суз. кон. 1764 г., 225). Пономарев Василий Алексеев. 1766 г. обучался в школе аналогии и вскоре вышел из семинарии. Пономарев Иван. 1788 г. обучался в информатории. Пономарев Илья Алексеев. 1766 г. обучался в аналогии и вскоре вышел из семинарии. Поповский Василий. 1786 г. утверждено пономарское место в Гавриловой слободе (Арх. Суз. кон. 1786 г., В 1788 г. обучался в школе поэзии. Поповский Егор. 1781 г. обучался в школе аналогии. Поповский Иван Алексеевич. Поступил 1763 г. 1770 г. из философии – свящ. Гавриловской непашенной слободы (Арх. Суз. кон. 1770 г., 155). Иван. 1763 г. обучался в синтаксиме. В ведомости за этот год о нём замечено: «понятен был, а ныне в бегах». Стефан Игнат. Взят в семинарию 1767 г. В январе 1770 г. отпущен в дом «за французскою болезнью». Закащику велено было свидетельствовать его каждый месяц и доносить о состоянии его здоровья в консисторию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Κωνςαντινουπολως. . . . . «В 1758 годе в месяце Феврале Индикта 6, в бытность нашу в св. обители Синайской, куда мы сосланы, нечестивые Арабы, побуждаемые одною злостию, подкопали и ниспровергла священную трапезу в храме святого Верха, и самую землю выбросили вон, дабы, как говорят они, разрешились чары монахов, и пошел дождь. Такой дерзости, по словам старцов, не бывало от начала построения сего храма.» Константинопольский патриарх. 1761 год. «1761 года Февраля 21-го в середу в семь часов дня прибыл в монастырь архиепископ святой горы Синайской Кир. Кирилл. С той поры монастырь был отворен по 27 марта, а в этот день (вторник) мы устроили ворота.» 1764 год. Июля 1 дня сей архиепископ исходатайствовал фирман Султана, чтобы Синаиты не платили ни хараджа, ни аваэтиа (почетные подарки.) 1767 год. Книга, данная по указу Ее Императорского Величества из конторы св. правительствующего Синода Синайскому архимандриту Афанасию для записки получаемой во всех Российской Империи, кроме С. Петербурга, городех от доброхотнодателей на оплату долгов и на исправление церковных и монастырских ветхостей, на один год, милостыни, Генваря 8 дня 1767 года. Секретарь Михайло Копорский. 1767 года Генваря 11 дня смиренный митрополит Московский Тимофей подаяния испрашивать пастырско благословляем: Дано: 20 р. 2 р. 30 р. 3 р. о здравии княгини Анны 5 руб. – Только эти подаяния и записаны в книге. Между 1742 и 1768 годами. В одном кодексе Монастырском помещено послание к православным христианам в Далмацию о разности дней, в которые празднуется память св. великомученицы Екатерины. Иллирийцы празднуют 24-го, а Греки; 25 Ноября: те по Минее, печатанной в Москве, а эти по Минее, изданной в Венеции. Вопрос Иллирийцев об этой разности Синаиты предлагали на разрешение Цареградскому патриарху и Синоду его. Решено: Иллирийцы вместе с Рускимп празднуют день мученической смерти св. Екатерины, а Греки день перенесения мощей ее. 1768 год. Ио. Григорий Иоанн Каллимахи, Господарь Молдавский Хрисовулом пожаловал Синайской обители со всего воску, продаваемаго в Царе (т. е. в Молдавском княжестве) половину аспры с каждаго ока (с 3 Фунтов.)

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Собор в честь Преображения Господня. 1767–1771 гг. Фотография. 2014 г. Собор в честь Преображения Господня. 1767–1771 гг. Фотография. 2014 г. В обители 23 апр. 1730 г. принял постриг и, возможно, недолгое время настоятельствовал буд. епископ Иркутский свт. Софроний (Кристалевский) . По преданию, в ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых». В 1767-1771 гг. на средства свт. Софрония по проекту архит. И. Г. Григоровича-Барского был построен каменный 3-главый собор в честь Преображения Господня. По преданию, алтарь расположен на месте явления Дубенской иконы. Фасады церкви расчленены стройными пилястрами с характерными композитными капителями и увенчаны антаблементом, раскрепованным над пилястрами, над конхами возвышаются полукруглые фронтоны-кокошники. Храм 2-светный, завершен 3 барочными главами на высоких барабанах, поставленных в ряд по оси «восток-запад». В зап. части храма устроены хоры. С 1771 г. К. м. именовался Преображенский. В 1786 г. К. м. был обращен в заштатный, иноков перевели в Мошногорскую Вознесенскую обитель. В 1786-1788 гг. К. м. управлял архим. Герман, в 1788 г.- иером. Горгоний, в 1788-1790 гг.- архим. Иоиль. Указом Святейшего Синода от 10 дек. 1789 г. в К. м. были переведены сестры киевского девичьего мон-ря во имя ап. Иоанна Богослова и золотоношского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря. К. м. был отнесен ко 2-му классу. Первой настоятельницей стала игум. Макрина (1789-1795), затем мон-рем управляли игумении Стефанида (1795-1813), Феодотия (1814-1815), Тавифа (1815-1819), Варсонофия (1819-1840), Клеопатра (1840-1851), Анатолия I (1851-1861), Анатолия II (1862-1889), Олимпиада (1889-1896), Ангелина (1897-1900) и Нонна (1900-1918). К 1914 г. в обители проживали схимонахиня, 52 монахини, 147 указных послушниц и ок. 350 неуказных послушниц, к 1917 г.- ок. 750 насельниц. К нач. XX в. в К. м. находились Преображенский храм с приделом на хорах во имя вмч.

http://pravenc.ru/text/2458941.html

В 1754 году скончался. 49 . АРСЕНИЙ III Могилянский, Архимандрит Троице-Сергиевский, затем вместе и Архиепископ Переславский, с 1744 года Февраля 8. В 1752 году уволен на покой. Платон Малиновский, Епископ Сарский и Подонский, с 5 Апреля 1744 года (см. выше, 28). 50 . НИКИФОР. Протоиерей Успенский, с 1744 по 1745 год. 51 . ИЛАРИОН II Григорович, Епископ Крутицкий, с 1748 года Апреля 5. В 1755 году уволен на Крутицы. 52 . ГАВРИИЛ II, Кременецкий, Архимандрит Ново-Спасский, затем Епископ Коломенский, с 1748 года Апреля 5 по 1753 год и паки с 1762 по 1770 год. Наконец, Митрополит Киевский. 53 . АМВРОСИЙ II Зертыс-Каменский, с 1748 года Апреля 5 по 1753 год. Архимандрит Воскресенский, затем Епископ Переславский. Наконец, Архиепископ Московский. Он именовался Членом по 1771 год, т. е. по кончину свою. Платон Малиновский, с 1749 года (см. выше, 28). 54 . СИЛЬВЕСТР I Кулябка, Архиепископ Санкт-Петербургский и Архимандрит Александро-Невский, с 2 Июля 1750 года. В 1761 году скончался. 55 . ДИМИТРИЙ Сеченов, Епископ Рязанский. Наконец, Митрополит Новгородский, с 1752 по 1767 год. 56 . ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович, Епископ Тверской, затем Псковский. Наконец, Митрополит Казанский, с 1753 года Октября 6 по 2 Апреля 1758 года присутствовал, а именовался Членом по кончину свою. 57 . АФАНАСИЙ II Вольховский, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, затем Епископ Тверской. Наконец, Ростовский. С 1754 года Марта 5 по 1758 год, и с 1762 года Февраля 24. В 1767 году уволен в Епархию. 58 . МИСАИЛ Чирский, Архимандрит Новоспасский. С 1754 года Марта 5. А присутствовал он в Московской Синодальной Конторе по 1755 год. 59 . ВАРЛААМ III Лащевский, Архимандрит Донской, с 1754 по 1759 год. 60 . ГЕДЕОН Криновский, Архимандрит Савино-Сторожевский, потом Троице-Сергиевой Лавры. Наконец, Епископ Псковский, с 4 Марта 1753 года по Июнь 1763 года. 61 . ТИМОФЕЙ Щербацкий, Митрополит Московский, с 29 Марта 1758 года по 1767 год. А присутствовал он в Московской Синодальной Конторе. 62 . ПАЛЛАДИЙ, Епископ Рязанский, с 17 Апреля 1758 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Охридская архиепископия просуществовала до 1767 г. В XVIII в. в архиепископии шла постоянная борьба между епископами греческого и славянского происхождения. Греческую партию традиционно поддерживал Константинопольский патриархат, стремившийся взять Охридскую Церковь под свой полный контроль. Достичь этой цели удалось при Константинопольском патриарха Самуиле Хаджери (годы патриаршества 1763-1768, 1773-1774). Архиепископия тогда оказалась в тяжелом финансовом положении, не имея возможности выплатить свои долги. Это привело к тому, что большинство епископата Охридской Церкви обратилось к патриарху Самуилу с просьбой об упразднении независимости архиепископии и присоединении ее епархий к Константинопольской Церкви . А 15 января 1767 г. Охридский архиепископ Арсений заявил о своем отречении от престола . В результате по просьбе патриарха Самуила был издан султанский указ (хатти-шериф) об упразднении Охридской Архиепископии и присоединении входивших в ее состав епархий к Константинопольской Церкви. В хатти-шерифе говорилось о присоединении этих епархий к Константинополю «на вечные времена» и запрещалось в будущем отторгать их от Вселенского Патриархата . 15 мая 1767 г. в Константинополе состоялось заседание Патриаршего Синода, который одобрил изданный султаном хатти-шериф. Важно отметить, что Синод особо подчеркнул, что как ранее византийские императоры, так теперь и султаны имеют полное право издавать распоряжения о создании или упразднении церковных структур. По логике Синодального постановления, всякая законная высшая светская власть (ранее – императоры, теперь – султаны) имеет право учреждать и упразднять епархии, возводить епископов в достоинство митрополитов или архиепископов. Само создание в древности независимой Охридской Церкви трактовалось Синодом как решение светских правителей (они названы в решении Синода «неразумными»), которое принесло Церкви много зла. И теперь это зло было устранено мудрым султанским указом . Как отмечает профессор Иван Снегаров, в этой апологии уничтожения Охридской Церкви присутствует очевидное внутреннее противоречие. Патриарх Самуил не мог не знать, что независимый статус Охридской архиепископии был закреплен хрисовулами авторитетных императоров Bacuлuя II и Muxauлa VIII. Странно было называть их «неразумными правителями». Потому эта апология выглядит искусственной .

http://bogoslov.ru/article/6176739

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010