Собор Рождества Богородицы выстроен из кирпича в формах, характерных для эпохи Ивана Грозного. Раньше его окружали двухъярусные галереи, которые были позднее разобраны. При реставрации 1960-х гг. были так же разобраны все храмовые пристройки и проведён ряд работ по восстановлению первоначального облика здания. Окружающая комплекс кирпичная ограда имеет четыре угловые круглые башни, и носит характер глухой невысокой стены. В начале XX в. в монастыре было 4 храма: собор Рождества Богородицы (пер. пол. XVI в.); храм во имя св. Ферапонта (XVI в.); Введенская церковь с трапезной (пер. пол. XVI в.); церковь Преображения (1547 г.) над Святыми вратами. А также колокольня (1673-1692), с колокольной палаткой - усыпальницей Савеловых, родственников Патриарха Иоакима, на вклад которого и была сооружена колокольня, кельи (1681-1692, 1814; ограда с башнями (1681-1692, 1761-1768). Мужской Лужецкий монастырь возрожден в апреле 1993 г. Первоначально он имел статус ставропигиального, но в 1994 г. был передан в Московскую епархию. В г. Дмитрове находится подворье монастыря в Сретенском храме. Лужецкий Богородицкий монастырь, 2 класса, близ города Можайска, на берегу реки Москвы, называемом Лужки. Основан в 1408 году пр. Ферапонтом (см. 27 мая), на средства князя можайского Андрея Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. В 1617 году монастырь был разорен поляками, в 1812 году французами. Над почивающими здесь мощами пр. Ферапонта устроено медное посеребренное надгробие. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». уездъ. Ферапонтовъ 2-го класса необщежительный мужской монастырь, на прав. берегу р. Москвы, въ 1,5 в. отъ уездн. г. Можайска Московско-Брестской жел. дороги). Основанъ въ 1408 г. преподоб. Ферапонтомъ (†27 мая 1426 г.) по и на кн. Андрея Димитр. Можайскаго (род. 1382 г., †1432), щедротами котораго былъ построенъ каменный храмъ въ честь Рождества Богородицы. Монастырь былъ опустошаемъ литовцами и поляками въ 1617 г., когда королевичъ Владиславъ, на пути въ Москву, пытался овладеть г.

http://sobory.ru/article/?object=00447

л. кн. 18, дела 14 и кн. 47 дела 5, ревизские сказки 4 рев; стр. 529). 38. Спаса Нерукотворенного образа и Илии пророка церковь в селе Ильинском 57 Ильинское село, некогда принадлежало Семену Иванову Толбузину. По писцовым книгам 133 (1625) и 134 (1626) гг. оно состояло Русского уезда, Локнашского стана, «в вотчине Никиты Иванова Толбузина, а в селе церковь Илии пророка, да Спаса Нерукотворенного стоит без пения, ветха, развалилась; пашни церковные худые земли 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен, лесу нет». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. писц. кн. 845 стр. 377). В 7200 (1692) г. по распоряжению Патриаршего Казенного Приказа церковная Ильинская земля отдана была на оброк владельцу села Ильинского Алексею Никитину Толбузину; об этом в приходных оброчных книгах Патриаршего Казенного Приказа церковных пустых земель Русской десятины находим запись следующего содержания: «И в нынешнем 200 (1692) году апреля в 29 день по указу святейшего патриарха по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, а по челобитью Алексея Никитина сына Толбузина велено вышеписанную церковную землю отдать ему на оброк на нынешний 200 (1692) год и впредь до указу; а оброку и пошлин велено ему платить по 13 алтын по 4 деньги на год и в погодном платеже взята по нем поручная запись по указу. А кто тою церковною землею в прошлых годах от писцов (то есть от писцовых книг) владел о том велено сыскать окольными людьми и лесом поросла-ль велено досмотреть и о том послана грамота на Волок Ламского Рождества Пресвятой Богородицы Возмицкого монастыря архимандриту Мареелу», который по получении грамоты 1 июля того же года приехал в село Ильинское в присутствии священников, церковных причетников, старост и крестьян, церковную землю, где находилась церковь Илии пророка да Спаса Нерукотворенного образа, «досмотрел и описал, а по мере оказалось: того кладбища длиннику 16 сажень, поперечнику 14 сажень, а от вотчинниковой усадьбы особ статьей, не в близости, меж буяраков худые земли и лесные поросли и топи, а меж и граней той пустовой церковной земли и признаков никаких нет, а старожилы и окольные люди сказали, что то кладбище с литовского разорения впусте, а земли отводу к тому кладбищу и меж и граней не бывало и та де земля и сенные покосы поросли лесом, а смежно то церковное кладбище с вотчинною дачею с сельцом Ильинским, да с пустошью Глазуновым, да с пустошью Кошелевым, да с пустошью Ладыгиным» 58 (Там же, писц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава IX. Приходо-расходные книги Из приходо-расходных книг XVII столетия уцелела от пожара 1726 года лишь одна книга, к которой записан приход и расход Воскресенской обители с 1 Сентября, 1693 года. В этой книге приход разделяется на две статьи: 1 . Приход с монастырских вотчин и приписных монастырей с крестьян (оклада) за столовые запасы, за казенные и конюшенные припасы и за саженные дрова. Время переложения этих повинностей с натуральных на денежные надобно относить к 1680 годам; кроме сего, как известно, крестьяне пахали на монастырь десятинную пашню, с уборкою хлеба в житницы и носили и убирали сено на монастырских лугах; других натуральных повинностей в отношении монастыря по актам того времени не видно. 2 . Книга приходная казенным деньгам всяких сборов, кроме окладу. В первой приходной статье окладных сборов 1606 рублей 25 алтын 4 деньги. Во второй приходной статье всяких сборов, кроме окладных 1911 руб. 23 алт. 4 деньги, и в том числе взятых «на перехватку» (в займы), по недостатку на расход наличной суммы, 315 рублев, а всего 3518 рублев 6 алтын. Примеч. Если исключить из этой суммы перехватку (315 руб.), то действительной годовой доход обители будет состоять из 3200 рублей, половину коих составляют окладные, а другую неокладные сборы. А как в, так называемое, «Мусин-Пушкинское заопределение» монастырских вотчин около 1710 года, за Воскресенским монастырем числилось 16000 душ крестьян мужеского пола, окладной же денежной сбор с монастырских крестьян в 1692 и 1693 годах составлял всего 1600 рублей, то и выходит, что денежные сборы в пользу монастыря составляли, кроме издельной повинности (десятинной пашни и сенокоса), всего по 10 копеек с человека. Расходных статей в этой книге пять, а именно: 1 . Книги расходные монастырским казенным деньгам всяких сборов роздачи Строителя старца Сергия с Сентября 1692 по Март 1693 год. Итог составляет 1124. руб. 22 алтына. 2 . Книги расходные казенным деньгам в покупку всяких съестных припасов с 1692 до Июля 1693 года, издержано 729 рублей 11 алтын.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1621 году была поставлена у трапезы, находившейся на месте нынешней колокольни (была прикладена к ней), церковь преподобного Михаила Малеина. В 1623 году вместо прежней церкви преподобного Никона складена новая, более обширная. В 1635 году складена больничная церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. В продолжение 1687–1692 годов была построена новая трапеза с церковию при ней преподобного Сергия, после чего прежняя трапеза и прежняя трапезная церковь, пришедшие в ветхость, были разобраны. Между 1692 и 1699 годами была перестроена надворотная церковь, причем посвящена была уже не преподобному Сергию (имени которого была посвящена новая трапезная церковь), а Иоанну Предтече. В 1734 году была построена церковь над гробом преподобного Михея, бывшего келейником преподобного Сергия и удостоившегося присутствовать при посещении Сергия Божиею Матерью. В 1753 году построена церковь Смоленской Божией Матери. Не отдельно построены, а устроены в существовавших зданиях: в 1758 году – в архимандричьих кельях в честь Казанской Божией Матери, в 1853 году – в корпусе странноприимной больницы (Варваринском) в честь святых великомучениц Варвары и Анастасии и в 1875 году – в наместничьих кельях в честь Покрова Божией Матери. К церквам принадлежит колокольня. После одной или нескольких деревянных колоколен известная нам с начала XVII века (с осады лавры Поляками) колокольня монастыря, уже каменная, предшествующая нынешней, находилась у западной стены второй церкви святыя Троицы, или нынешней Духовской. Когда она была построена – остается неизвестным, но, по всей вероятности, одновременно с церковию, то есть в 1559 году. Нынешняя колокольня начата строением в 1741 году и окончена в 1756 году, а потом надстроена, после 1767 года. Нынешние стены монастыря строены в продолжение десяти лет – с 1540 по 1550 год. Что касается до келей монастыря, то одновременно с тем, как превращать их из деревянных в каменные, произведена была в отношении к ним та перемена, что восточная линия их, стоявшая слишком близко к церквам, отодвинута была к монастырской стене.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Таким образом, можно предположить, что храм Живоначальной Троицы в Останкино строил московский зодчий, руководивший артелью, где работали мастера из разных регионов Руси. В итоге, в облике храма гармонично соединились черты несколький архитектурных школ. В 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель не раз работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Возможно, что в Москву приезжали и зодчие этих земель. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния. Библиография: Церковь Живоначальной Троицы в Останкино//Сорок сороков. М., 2003. Т.3. С. 157 Соловьев К.А. Останкино. М., 1944. С.: 4,5 Церковь Живоначальной Троицы в Останкино/Под ред. Г.В. Вдовина. М., 1993 Путеводитель по Москве, изданный Московским археологическим обществом для участников V съезда зодчих в Москве/Под ред. И.П. Машкова. С.: CXI-CXLII Красовский М.В. Очерки по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 347, 353. Подмосковные музеи/Под ред. И.В. Лазаревского и В. Згура. М., 1925. Вып. 1. С.: 43-46 Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1998. Ч.2. С.: 237 Центральный исторический архив г. Москвы. Ф. 454. Оп. 3. Д. 78. Метрика Троицкой церкви с. Останкина Московского уезда. Л. 184–189. Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. С.: 134-135 Ильин М. Москва. М., 1963. С.: 316-318 Султанов Н.В. Реставрация церкви в селе Останкине//Зодчий. 1877. С.:65-66 Статья подготовлена на основе материала автора на сайте zvon.ru Каменная церковь была выстроена (1677-1692 гг.) вместо обветшавшего деревянного храма. Придел Тихвинской богоматери освящен в 1683 году, а южный придел Александра Свирского - в 1691-м. Главный же престол святой Троицы освятили в начале июня 1692 года. Колокольня Останкинской церкви изначально была шатровой, а в годы между 1739 и 1754 гг. перестраивалась в стиль барокко. В 1767 году - изменяется внешний облик церкви, обновляется иконостас, а также появляются новые святыни и иконы. Однако в 1851-м в храме снова проводятся реставрационные и другие ремонтные работы, кардинальным образом меняется иконостас, по-новому создается роспись на стенах, расписывается паперть, а через год и главный алтарь. В 1856 г. императором Александром II Останкино было выбрано местом говения императорской четы. В это время церковь была обновлена, а вместе с ней иконы, перекрашены кровля и наружные стены, кресты позолочены. В 1875-м владельцем имения становится граф А.Д. Шереметев, по указу которого проводятся ремонтные работы и наружной реставрации Святотроицкой церкви. Через два-три года была возвращена шатровая форма, венчавшая колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=03622

Где не будет таковых переводных счетов, тут и повод отнмется к непорядочным, а иногда и неверным издержкам. Екатерина. 1ионя 19-го дня 1766-го года. Петергоф». Работы по строению после этого пошли быстро. Летом 1766-го года в Феодоровской и Златоустовской церквах иконостасы были поставлены, – в первой Кенигсбергский на голубой камке, а во второй новый, – и осенью вызолочены и раскрашены 3475 . На церкви на куполе была золоченая глава. Контора строения 1-го февраля 1767-го года требовали уже от Монастыря приема двух-нижней святого Иоанна Златоустог о и верхней святого благоверного князя Феодора Новгородского – церквей, «ко освящению совсем состоящих в готовности», архиерейского каменного дома, «с прочими в поземном строении по обе стороны того архиерейскаго дома покоями», по каменному каналу к Черной речке, и новостроенных флигелей, «к житью удобными совсвм сделанных» 3476 . 10-го февраля составлена была комиссаром опись 3477 . 8-го марта 1767-го года уже отмечается, что выраженная 19-го июня 1766-го года высочайшая воля, чтобы архиерей с братией перешел в каменные кельи на другой стороне Черной речки, исполнена: архиерей уже с братией в те кельи и перешел 3478 . Архиепископ Гавриил (Кременецкий) в одной из своих позднейших бумаг вспоминает»: «хотя всего нужного и не исправлено, однако пред отъездом Ее Императорского Величества в Москву, по всеподданнейшему моему докладу, дозволено мне перейти», «в новый Монастырь для жительства», «и перешел с братией февраля с 4-го числа» – 1767-го года 3479 . Иконостас Златоустовской церкви быль написан в 1766-м году «находящимся при Святейшем Правительствующем Синоде живописцем» Алексеем Антроповым. Он же и раскрашивал иконостас. Им было написано 18 образов: «образ Христа Спасителя, окружен херувимскими лицами»; «образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, такожде окружен херувимами»; образ святителя Иоанна Златоустог о; образ святителей Василия Великого и Григория Богослова ; Царские двери, на которых изображено 4 евангелиста и Благовещение; Северные и Южные двери, на которых изображены херувимы с пламенным оружием; Тайная Вечеря; Воскресение Христово; Вознесение Господне; Рождество Христово; Богоявление Господне; Сошествие Святого Духа; Вход во Иерусалим; Преображение Господне; Успение Пресвятой Богородицы; «образ избранных святых, на коем 4 фигуры»; «образ избранных святых, которые викториальные дни» 3480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

П. «пришлось заново организовывать епархию в тяжелейших материальных условиях, принимая волевые, порой непопулярные действия» ( Климкова. 2008. С. 34). В 1764 г. П., составив описания всех монастырских владений, упразднил 13 обителей епархии, в т. ч. Мамонтов во имя святителя Николая Чудотворца монастырь , пустыни в Ряжске, Керенске, Н. Ломове и др. Активный хозяйственник, П. постепенно заслужил репутацию «человека слишком заметного по жестокости»; он часто прибегал к телесным наказаниям, «сек священников плетьми и заковывал их в ручные и ножные кандалы» даже за «неосторожное или неумелое слово». Консисторские приставы «схватывали заподозренных в чем-либо священнослужителей» и без объяснений помещали в тюрьму. При аресте приставы отбирали часть «домового имущества» как «вольную плату за свой труд». Случалось, жены и дочери наказанных священнослужителей подавали жалобы на П. в Синод и «нередко... получали справедливую защиту своим мужьям и отцам». Колодников отпускали, но переводили в соседние епархии, т. к. в Тамбове им «было уже не житье». За рукоположение во иерея П. требовал от 10 до 50 р. «на колокола, до которых... был страстный охотник»; ставленников заставлял трудиться на архиерейском дворе (подробнее см.: Хитров. 1861. С. 79-81; Знаменский. 1875. С. 357; Дубасов. 1993. С. 83-84). 9 нояб. 1766 г. П. был переведен в Великоустюжскую епархию, 26 янв. 1767 г. выехал из Тамбова, в ночь на 4 марта 1767 г. прибыл в Устюг. В архиерейском доме устроил и 15 мая того же года освятил «с великою церимониею... в присутствии градоправителей» ц. прп. Пахомия Великого. В Устюге учредил «некоторые церковные церемониалы», в т. ч. крестные ходы вокруг собора и архиерейского дома на Светлой седмице ( Суворов. 1869. С. 608). 11 июля 1767 г. по собственному прошению П. был уволен на покой в Новоспасский московский в честь Преображения Господня монастырь , куда выехал 9 авг., затем переведен в московский Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя монастырь . Здесь при архим. Варлааме (Гловацком; † 1802) П. поселился в деревянном корпусе (в 1810-1814 на его месте построен каменный училищный корпус), в к-ром обустроил домовую церковь; по стенам повесил портреты имп. Петра I, имп. Екатерины II, вел. кн. Павла Петровича. В 1779 г. на средства П. был отлит колокол (ок. 835 пудов) на монастырскую колокольню. После кончины П. осталось более 35 тыс. р., из к-рых 30 тыс. р. он завещал Московской Екатерининской больнице, 5 тыс. р.- «на строение» в Андрониковом мон-ре, остальное - «на распоряжение» Платона (Левшина).

http://pravenc.ru/text/2579852.html

259. Николая Чудотворца, что в Звонарях, на Рождественке. Построена тщанием гр. И. Воронцова в 1762 году. Главный престол Благовещения Божией Матери. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Иоанна Предтечи, 3) Димитрия Ростовского , 4) Преподобного Сергия. 260. Бориса и Глеба, что у Арбатских ворот. Построена в 1764 году архитектором К. П. Бланком на средства графа А. П. Бестужева – Рюмина. Два западные предела пристроены в 1816 г. Приделы: 1) Воскресения Словущего, 2) Казанской Божией Матери, 3) Марии Магдалины, 4) Риз Положения. 261.Спаса Нерукотворенного Образа, в Барыковской богадельне. Остоженка, Дурновский переулок. Построена в 1764 году, обновлялась в 1822 и 1855 годах. Придел Иверской Божией Матери. 262. Знамения Пресвятой Богородицы, что в Ямской Переяславской слободе. По приделу, также называется «Иоанна Предтечи, что у Креста». Первая Мещанская, 2-й Крестовский переулок. Построена в 1765 году, распространена в 1888 г. Другой придел Николая Чудотворца. 263. Николая Чудотворца, что в Покровском. У Покровского моста, против Покровской Общины. Главная церковь погстроена в 1766 году. Пристройки XIX века. Приделы: 1) Петра и Павла, 2) Покрова Пресвятой Богородицы. 264. Преподобного Сергия, на подворье Троицкой Лавры, близ Самотеки. Дом подворья выстроен в 1759–1760 годах, отделывался: в 1766–1767 гг. и не раз после того обновлялся. Придел Иверской Божией Матери устроен в 1875 году. 265. Николая Чудотворца, в Газетном переулке, на дворе церкви Успения на Вражке. Построена гг. Яньковыми в 1767 г. Архиепископ Амвросий 266. Екатерины Мученицы, что на Всполье. Большая Ордынка. Главная церковь построена в 1763–1767 годах архитектором К.И. Бланком по указу Императрицы Екатерины II на кабинетные суммы. Около 1869 года построены нынешняя колокольня и вся западная церковь с престолами: 1) Спаса Нерукотворенного Образа, 2) Николая Чудотворца, 3) Александра Невского. 267. Кира и Иоанна на Солянке. Построена в 1764–1768 годах архитектором К.И. Бланком и названа соотвественно дню восшествия на престол Екатерины II. С 1874 года здесь подворье Сербского митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Весной 1747 г., при ректоре архим. Дамаскине (Аскаронском; впосл. епископ), в ун-т при С.-Петербургской АН были отобраны 10 способных и знающих лат. язык учащихся из «школ» философии и риторики (ОДДС. Т. 28. 36). В янв. 1748 г. архим. Дамаскин был уволен из ДС из-за конфликта с воспитанниками, а новый ректор, архим. Иосиф (Ямницкий), приступивший с нач. 1748/49 уч. г. к чтению курса богословия, 30 дек. 1748 г. скончался. Богословский класс ДС был вновь открыт лишь в 1750 г. новым ректором - архим. Иоасафом (Миткевичем, 1750-1756; впосл. епископ). При нем состоялся и ее 1-й выпуск: в 1754 г. полный курс окончили 28 студентов, 4 из к-рых стали епископами (свт. Тихон Задонский - в 1761; Антоний (Ферапонтов) - в 1767; Симон (Лагов ; впосл. архиепископ, в 1759-1761 ректор ДС) - в 1769; Иоанникий (Микрицкий) - в 1775). Тимофей Яковлев, рукоположенный в 1755 г. во священника к посольской церкви в Стокгольме, в 1761-1769 гг. служил законоучителем Морского корпуса в С.-Петербурге. В 1761-1767 гг. ректором ДС был архим. Лаврентий (Баранович), в 1767-1770 гг.- архим. Дорофей, в окт. 1770 - янв. 1774 г.- «ученейший муж» архим. Транквиллин. При введении в 1764 г. штатов митр. Димитрий (Сеченов) смог обеспечить ДС самым высоким окладом (8285 р. в год), но не обошлось без задержек с финансированием. В окт. 1767 г. по ходатайству митр. Димитрия имп. Екатерина II разрешила совершать постриги в семинариях ради пополнения «ученого монашества» (преподавательских и адм. кадров); в Новгороде они начали регулярно совершаться лишь с полноценным замещением в 1775 г. вдовствовавшей архиерейской кафедры (в периоды межархиерейства постриги приостанавливались: в частности, с этим была связана 4-летняя задержка с принятием монашества окончившими ДС в 1754). В дек. 1768 г. учащиеся ДС донесли в Синод «о чинимом им Новгородским семинарским правлением во всем неудоволствии, как то в одежде и пище». Была затребована денежная отчетность, но рассмотрение не состоялось, а в нач. 1770/71 уч. г. архим. Дорофей был смещен с поста ректора. В 1769 г. Синод вызвал 2 семинаристов для обучения «лекарской науке» на коште ДС у синодального лекаря И. Фукса, к-рый устроил их «волонтирами» при С.-Петербургском генеральном сухопутном госпитале для прохождения теоретического и практического курса. Один из них, Стефан Калинин, удостоился аттестата лекаря от Медицинской коллегии и 7 нояб. 1774 г. был определен Синодом к исправлению лекарской должности в Новгородской ДС (РГИА. Ф. 796. Оп. 50. Д. 263).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

По предложению Мелиссино в нояб. 1764 г. в Тобольск был послан нарочный. В мае 1765 г. Синод рассмотрел письменные объяснения П. и на 2 года его оставили на кафедре. Новые жалобы привели к рассмотрению весной 1767 г. дела об управлении П. епархией уже «по существу его действий». 23 мая обер-прокурор обратился в Синод с предложением о переводе П. в епархию, расположенную ближе к Москве, или назначении особой комиссии для рассмотрения жалоб на него. Синод ограничился постановлением о сборе всех справок по делам, касавшимся служения митрополита. По Высочайшему повелению 21 июня 1767 г. вышел указ Синода, обязывавший П. явиться в Москву со всеми необходимыми документами, 9 авг. указ был получен в Тобольске. Затем последовало еще 2 указа Синода относительно скорейшего прибытия святителя в Москву (8 окт. 1767, 20 марта 1768). Второй указ П. получил уже в Москве, куда прибыл 2 апр. П. направил в Синод прошение об увольнении 8 апр. 1768 г. «за старостию и слабостию… здоровья от епархии и от правления епаршеских дел в киевопечерскую лавру» ( Титлинов. 1914. 10. С. 1255). 30 июля 1768 г. П. покинул Москву и в кон. августа прибыл в Киево-Печерскую лавру, где для него были приготовлены отремонтированные наместничьи покои. Лавра предоставила архиерею содержание, П. получал полное продовольствие, соответствовавшее тому, к-рое получал наместник. Согласно ряду свидетельств, «он проводил время в молитве, подвигах воздержания, милосердия» (Там же. С. 1263). П. служил не только в лавре, но и в др. храмах Киева. В дек. 1769 г. вместе с Киевским митр. Арсением (Могилянским) участвовал в отпевании скончавшегося в Киеве еп. Переяславского и Бориспольского Гервасия (Линцевского) , в 1770 г. переносил из загородного митрополичьего Шуляевского дома в Софийский собор тело и самого скончавшегося митр. Арсения. В это время сформировался круг почитателей, видевших в нем жертву обстоятельств. В келии П. была устроена временная церковь. Незадолго до кончины (26 окт. 1770) святитель собственноручно написал завещание: «...сим моим завещанием всем и кому о сем ведать надлежит объявляю, что имевшееся собственное мое имущество, деньги и разные вещи, при доброй памяти и из собственной воли, прежде смерти своей все раздано».

http://pravenc.ru/text/2581799.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010