По прибытии хода начинается в этих церквах поздняя обедня, по окончании которой церковный ход, опять на тех же лодках, вступает в самое озеро, где и бывает водоосвящение. После этого ход возвращается тем же порядком к своим церквам. Такое торжество, как гласит народное предание, установлено в 1692 году, в память того, что тогда, 1-го мая, с такою же церемонией Пётр I спускал в озеро отстроенные им два фрегата и три яхты. Предание это очень вероятно. В 1692 году 1-го мая Пётр действительно был в Переславле, и не один, а с своей родительницей Натальею Кирилловной. Во вкладной книге Переславского Данилова монастыря на 11-м листе записано: «в двусотом году (1692) мая великий государь Петр Алексеевич и матушка его великая государыня Наталия Кирилловна, в свое государское пришествие, пожаловали в дом Пресвятыя Троицы и чудотворцу Даниилу ризы...» Но 1-е мая было тогда не в шестое воскресение, празднуемое ныне в Переславле, а в пятое по переславскому счету (в неделю о слепом), – в 6-е александровское. В Переславле первое воскресенье после пасхи, для определения 6-го воскресенья, считается с недели святого Фомы. Если же первым воскресеньем считать светлое воскресенье, как это принято в городе Александрове и почти повсеместно, то противоречия никакого не будет. Быть может, сперва несколько времени и в Переславле шестое воскресение праздновалось в одно время с александровским; но так как в Александрове сбирается на это время много народа из окрестных сёл и деревень; то, чтобы не развлекать усердия народа в одно время двумя празднованиями, решили праздновать шестое воскресенье в Переславле неделею позже александровского. II. Рыбная слобода Переславское озеро было всегда во владении великих князей, и Рыбная слобода принадлежала им же, отчего иногда в актах называлась она дворцовою рыбною слободою. Она была в ведомстве стольнича пути, заведывавшего дворцовыми селами, в которых собирались съестные припасы на государев обиход. В уставной грамоте великого князя Василья Ивановича (1506 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

4. Апостол московской печати 1699 года, в коже. 5. Оного же другой экземпляр московской же печати 1679 года, в коже. 6. Устав церковный московской печати 1682 года, в коже. Минеи месячные: Месяц сентябрь 1608 года. – октябрь в двух экземплярах 1610 года. – ноябрь – 1611 года. – январь в двух экземплярах 1622 года. – февраль в двух экземплярах 1623 г. – март в двух экземплярах 1624 года. – апрель – 1625 года. – май в двух экземплярах 1627 года. – июнь в двух экземплярах 1628 года. – июль в двух экземплярах 1629 года. – август в трех экземплярах 1630 г. – сентябрь и декабрь – 1636 года. – сентябрь – 1637 года. Полный круг миней же месячных, печатных в Москве 1692 и 1693 годов. Оных же неполный круг московской печати 1692 и 1693 годов. Сентябрь, рукописная в 1669 году дана от стольника Василия Никитича Панина. Минеи праздничной два экземпляра 1674 года, московской печати, в коже. Триодь постная московской печати 1678 года, в коже. Оной же другой экземпляр, в 7144 (1636) году дана от княгини Анастасии Никитичны Лыковой. Оной же третий экземпляр в 7120 (1612) году от московского священника Космы. Оной же четвертый экземпляр 1696 года. Триод цветная московской печати 1660 года. Оной три экземпляра – 1680 года. Оной же экземпляр 1699 года. Октоих московской печати 1666 года. Оного же другой экземпляр 7102 (1594) года. Оного же два экземпляра 7139 (1631) г. Оного же два экземпляра 1692 и 1699 годов. Трефолой или службы избранным праздником в коже марта 2 экзем., июня 1 экзем., и декабря 2 экземпляра; всего 5 экземпляров, московской печати 1638 года. – Оного же сентября месяца 1 экземпляр 1637 года. Два пролога полугодичных московской печати: один первой половины мартовской – другой половины сентябрьской, выхода 1685 года. Пролог трехмесячный, за декабрь месяц два экземпляра, в коже, 1661 года. – За июнь, июль и август два экземпляра в коже, 1667 года. Житие Иосафа царевича, московской печати, в коже, 1681 года. Кормчая книга в коже без летописи. В 7163 (1655) году, вклад Пафнутия монастыря игумена Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

На обороте: «К сей скаске Тишка Федоров сын вместо Афанасья Матвеева сына прозванием Желуткова по ево веленью руку приложил». к) «7200 (1692) года месяца Февраля 14 числа града Ярославля Иля(и)нского приходу Харитон Сергев сын серебреник поизумелся явлению благоверного князя Михайла, княгини Ксении, княгини Настасии, и в том сомнении, что явилися Дмитрею Никитину сыну, и от того часа сына ево Иоанна случися скорбь под пазухой левые руки, хрящ стал в... 653 боле ейца, и я, паметуючи свой грех , им обесчался 654 , и воду ставил, и молебствовал, исцеление получил от того часа». На обороте: «К сей скаске Егорка Васильев сын и вместо Харитона Сергиева по ево велению руку приложил». л) «7200 (1692)-го году Генваря в 25 день ярославец посацкой человек Дмитрей Никитин сын Струнник сказал: в нынешнем де 200-м году Генваря против 24-го числа в осмом часу нощи явились ему, Дмитрию, у него в доме благоверный князь Михаил, да благоверные княгини Ксения да Настасия в светлом одеянии, а жени в убрусах, и рекли: востани де, раб, и иди, возвести о нас святому владыке и всему освященному собору, и всем градцким жителем, и говори им, ничего не боясь, и ни единого слова не утаи, чтоб во всем граде в церквах Божиих молебны пели и воду святили со звоном, и святый владыка пришел бы на монастырь Петра и Павла к нашим гробам и нас бы свидетельствовал, ныне де ваше время пришло явитися; и буде владыка со властьми и со всем освященным собором, и все градцкие люди тебе, рабе Дмитрие, не поверят, и на град труси велии спустим, а есть ли и ты, рабе, чего владыке и всем градцким жителем об нас утаиш, хотя единое слово, и на тебя посещении велие спустим». На обороте: «К сей скасье архангельской поп Федор вместо сына своево духовного Дмитрея Струнникова поево веленью руку прило(жил)». м) «7200 (1692) года Феврали в 15 день ярославец посадцкой человек Дмитрей Никитин сын Струнник сказал: в нынешнем де в 200-м году Февраля против 14 числа во 8-м часу нощи перед благовестном. Спасова монастыри всенощного бдения он, Дмитрей, встав у себя в доме, и засветил пред Спасителевым образом свещу, и молился, и того часу двери избные, в которой он, Дмитрей, молился, растворились сами, и к нему де, Дмитрею, вошли благоверный князь Михаил в светлом одеянии, подобием он, благоверный князь Михаил, круглолиц, власы на главе и бруди русы, да с ним же старец в схиме. А благоверный князь Михаил рек: святыйотец игумен, иди в ызбу к рабу Димитрию. А за ним, игуменом, шли благоверные княгини Ксения да Настасия, в светлом же одоянии, в убрусах, и рекли: рабе Димитрие, иди к церкви Петра и Павла верховных апостол, и возвести попу и дьякону с причетники, чтоб они на наши гробы воды и свечь не ставили, нам де пришло время явитися, а воду бы и свещи ставили посторонь наших гробов, а народ приходил бы к нам и к нашим гробам со страхом и со слезами молитись, и стояли б кротко, и никаких бы слов в божественное пение не говорили, и межь себя не шептали; а игумену как святое ево имя, впредь будет известно».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Никольский Евграф,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Стефан Петров, ранний священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Казанская у Калужских ворот церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 26). Никольский Иван,родился 7 января 1856 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Василий Георгиев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Нагорново, Введенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 291 об., 292; д. 1785, л. 14). Никольский Николай ,родился 8 мая 1858 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец: Сергей Афонасьев, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Покровское, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 304 об., 305; д. 1812, л. 83). Никольский Петр,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Георгий Алексеев († до 1871 г.), священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Кузмино, Космодамианская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 47). Никольский Феодор,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Василий Иванов, диакон; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Мясново, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 206). Никулинский Николай,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Николай Панкратиев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Батюшково, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 22). Озеров Сергей,родился около 1859 г.; Спасо-Андрониевское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1879 гг.). Отец: Андрей Александров († до 1879 г.), пономарь; Москва, Ивановский сорок, Петропавловская в Лефортово церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1832, л. 222; д. 1762, л. 316 об., 317). Орлов Александр,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Михаил Федоров († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Верзилово, Спасо-Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 225).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф. 195. Ед. хр. 603). В 1680 г. в Л. п. были заложены каменный храм в честь Богоявления с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Алексеевича, и шатровая колокольня. Новый храм освятил по благословению патриарха Иоакима преемник прп. Корнилия строитель Евагрий (1681-1689) (Там же. Ед. хр. 600. Л. 10-11). В «Летописи» Л. п. отмечено, что при св. Корнилии в монастырской церкви появились 2 напрестольных Евангелия в серебряных окладах, серебряные сосуды, 2 серебряных кадила, 3 медных паникадила, ризы, покровы, пелены, на колокольне - 7 колоколов и часы. Для отшельника схим. Павла, жившего более 40 лет вне мон-ря, настоятель построил часовню в честь Нерукотворного образа Спасителя (Там же. Ед. хр. 616. Л. 44 об.- 45), к-рая находилась в полутора верстах от Александрова по старой Троицкой дороге. В народе ее именовали «Спасом», большой храмовый образ почитался чудотворным, перед иконой часто служили молебны. Доходы от кружечного сбора схим. Павел сдавал в мон-рь. Сам отшельник находился на полном обеспечении мон-ря. В приходно-расходной книге за 1688 г. сказано: «...старец отшелник Павел, дано холста на свитку по осмь аршина» (ГА Владимирской обл. Ф. 584. Оп. 1. Д. 4. Л. 31 об.). В книгах приказа Большого дворца есть запись об отпуске съестного припаса в Л. п. «строителю с братией да отшельнику Павлу с братом его Кириллом». Рядом с пустынью также подвизался старец Серапион, «молодой отшельник» (Там же. Д. 8. Л. 21). В кон. XVII в. основными доходами Л. п. были деньги за сдачу в оброк пустошей, лугов, мельницы, а также доходы, полученные от торговли скотом и лошадьми (у мон-ря было 2 скотных и 2 конюшенных двора): «...продано на Москве монастырских девять быков денег взято 24 рубли 16 алтын 4 денги» (Там же. Д. 9. Л. 7, 1692 г.). Доходы от коневодства иногда были значительны: «Государыне цесаревне продано два жеребца вороные, взято денег сто рублев и те денги положены в ризницу» (Там же. Д. 4. Л. 24 об., 1728 г.); «с конюшенного двора продана монастырская лошадь, денег за нее взято в монастырскую казну 2 рубли 25 алтын» (Там же. Д. 9. Л. 3, 1692 г.). Традиц. статьей дохода были средства, вырученные за совершение треб, «кружечные» и «молебенные» сборы. С 1687 г. мон-рь получал ежегодное государево жалованье. Из Кормового дворца пустыни выдавалась рыба (в 1692 было выдано «десять белуг да десять осетров, рыбы же вялой десять связок, везиги 8 пучков да икры арменской 3 пуда»), из Хлебенного дворца - конопляное и сливочное масло, мука и крупы. Кроме того, обители полагалось праздничное жалованье в дни празднования Рождества Пресв. Богородицы и Богоявления; в день поминовения царя Алексея Михайловича из запасов Сытного дворца выдавалось дополнительно 10 пудов меда. Согласно именному указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей от 23 дек. 1694 г., Л. п. получала ежегодно из приказа Большой казны по 60 пудов «пермской соли» «безденежно» (Там же. Д. 3. Л. 7).

http://pravenc.ru/text/2110853.html

Вторая представляет редакцию более полную: здесь упоминается стародубский учитель Петр Феодоров, умерший в 7318 году, 8 апреля. В качестве источника для истории раскола новгородско-псковского края этим памятником пользовался преосв. Макарий, бывший владелец нынешней киевской рукописи. 908 Но само собою разумеется, что сообщаемые в этом памятнике сведения требуют проверки по другим источникам. Что же мы видим, трактуя его с этой точка зрения? Видим, что он почти ничего для нашей цели нового не дает. а) Общее положение, доказываемое в сказании и заключающееся в том, что перечисляемые в сказании «учители», как священного чина, так и «рукоположения иерейства не имевшие», «подражая во всем первым страдальцам соловецким», т. е., очевидно, поморским соловецким выходцам, стояли за перекрещивание крещенных «новым» крещением, а также допускали всеобдержно не только простецкое крещение, но и исповедь, – может быть принято без всяких ограничений, но лишь потому, что его можно твердо обосновать на других данных: на новгородском соборе 1694 года перекрещивание было узаконено, а грамотою новгородцев 1692 года и засвидетельствовано, что порядок перекрещивания заведен их «прежними отцами», начиная с Варлаама – священноинока и Ивана Дементьева – простеца, да и вообще к тому времени обычай мирянину «действовать священная» окончательно утвердился в новгородско-псковском крае. б) Перечень названных «учителей» здесь идет в таком порядке: поп Илья, священноинок Варлаам, Иоанн Дементьев, бывший казначей Антониева монастыря Григорий, Василий и Михаил Диевы , Сампсон Ильин,. Василий Лисицын, Петр Иванов, инок Пахомий, Феодосий Васильев. В грамоте новгородцев 1692 года, при перечислении «прежних» новгородских «учителей», кроме священноинока Варлаама и Ивана Дементьева, о которых было уже сказано, назван еще Василий, причем отмечено, что были и «прочие» учители. Трудно определить, о каком здесь Василии речь – Диеве или Лисицыне, но можно указать, что Михаил Диев присутствовал на сходке 1692 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

вместе с Никодимом Сийским способствовал перенесению в Сийский мон-рь в 1677 г. мощей преподобных Исаии и Никанора Ручьёвских ( Никанор. 1895. С. 4; Рыжова. 2019. С. 38). По ходатайству П. была учреждена архимандрития в обители: в июле 1692 г. он лично привез в мон-рь благословенную грамоту патриарха Адриана. 31 июля 1692 г. архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий поставил во архимандрита иером. Никодима Сийского (АОКМ. Инн. КП. 3601; Перовский. 1897. С. 537-539; Кириллов. 1902. С. 25). В Летописце Антониева Сийского монастыря указывается 1 авг. 1692 г. как начало архимандритии («И того же 200 году августа в 1 день посвящен на иво Варфоломеево игуменское место во архимандрита Сийского же монастыря постриженик... иеромонах Никодим. И с такова числа почалось в Сийскомъ монастыре архимандричество» (БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 103 об.)). П. подарил архим. Никодиму привезенную из Москвы «архимандричью шапку», украшенную миниатюрными иконами, драгоценными камнями и жемчугом ( Перовский. 1897. С. 539-540; Кириллов. 1902. С. 25), архиеп. Афанасию - серебряный позолоченный кубок, вишневую камку, атлас, тафту ( Кириллов. 1902. С. 25), а на гроб св. Антония Сийского он пожертвовал «верхний покров тафты зеленой» ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 86). Отпевание П. совершил патриарх Адриан в московском Богоявленском мон-ре. Затем тело старца, согласно его завещанию и грамоте патриарха от 8 дек. 1695 г., перевезли в Сийский мон-рь. 13 янв. 1696 г. в присутствии архиеп. Афанасия П. был погребен в Троицком соборе обители, справа от раки прп. Антония Сийского , вблизи гробницы святых Исаии и Никанора Ручьёвских. Преставление П. увековечила надпись, вырезанная на камне в стене: «Лета 7203 декемврия 17 числа волею Божиею преставися раб Божий дому святейшаго Адриана патриарха казначей Паисий Сийский. Над телом его надгробное пение сам святейший совершал с архиереи в Богоявленском монастыре и по его святейшаго патриарха указу привезен погребсти на обещание в Сийский монастырь января в 7 число.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

В 1688-1689 гг. в связи с шедшими в Москве с кон. 60-х гг. XVII в. спорами о времени преложения Св. Даров (см. в ст. Евхаристия ) патриарх Иоаким послал грамоты Киевскому митр. Гедеону (Святополк-Четвертинскому), Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу) и киево-печерскому архим. Варлааму (Ясинскому) с предписанием изложить свою позицию по этому вопросу. В 1688 г. царевна София Алексеевна отправила гетману Мазепе посвященную данной теме «Книгу о манне Хлеба животного» Сильвестра (Медведева) . Вместе с сочинением Сильвестра на Украину была послан содержавший иную т. зр. труд греков Лихудов «Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым». В письме Мазепе от дек. 1688 г. И. высоко оценил «Книгу о манне...»: «Пречестнаго монаха Медведева веру, труды, разум хвалю и почитаю» (цит. по: Шляпкин. 1891. С. 178). Труд Сильвестра, с к-рым И. состоял в переписке, давал ответ на вопрос о времени преложения Св. Даров в духе католич. богословия. Эту т. зр. разделяло большинство малороссийского духовенства. В нач. 1689 г. И. включился в дискуссию о времени пресуществления Св. Даров, видимо по благословению Киевского митрополита написав «Книгу о пресуществлении, словесы Христовыми с действием Святаго Духа совершающомся». Главными оппонентами И. и Сильвестра (Медведева) в Москве выступили братья Лихуды. Для решения спора в авг. 1689 г. в Москву была направлена делегация Киевской митрополии, в состав которой входил И. Во время дискуссий взгляды И. были признаны «латинницкими», и его выслали из Москвы. На Московском Соборе 1690 г. книга И. попала в число сочинений, на распространение к-рых налагался запрет. «Книга о пресуществлении...» сохранилась в неск. списках, обнаруженных И. А. Шляпкиным (см.: Там же. 1891. С. 195. Примеч. 1). И. принимал деятельное участие в церковных, общественных и политических событиях в Киеве и Юго-Зап. Руси в кон. XVII в. В мае-июне 1690 г., во время выборов Киевского митрополита, И. являлся маршалком Собора. 25 июля 1687 г. И. присутствовал на избрании И. С. Мазепы гетманом, подписал избирательный акт. Вскоре Мазепа пожертвовал крупные средства на ремонт монастырской Кирилловской ц. 29 апр. 1692 г. Киевский митр. Варлаам (Ясинский) поручил И. провести с Мазепой переговоры об учреждении в Батурине архимандритии во главе со св. Димитрием (Савичем (Туптало)) . Об ответе Мазепы, занятого в 1691-1692 гг. борьбой с восстанием под рук. Петрика, неизвестно. 26 июля 1692 г. Мазепа издал универсал о передаче Кирилловскому мон-рю озер, ранее принадлежавших Ржищевской обители, «иж просил нас превелебный господин отец Инокентий (Монастырский), игумен свято-кирилский киевский, з братиею» (Там же. 239).

http://pravenc.ru/text/468735.html

Еще 15 октября 1691 г., была выстроена Димитрием новая келья для писания житий святых, 18 она уже была освящена, а 14 февраля 1692 Димитрий оставил игуменство Батуринское «для спокойнейшего писания житий святых», и поселился в своей келье. 942 В Батурине было слишком шумно в это время. В Киеве появились подметные письма о намерении Мазепы отдать Малороссию Польше, митрополит по этому поводу присылал допрашивать в Батурин игуменью Фроловского монастыря, соседку отца Димитриева, Саввы Григорьевича, туда же в декабре 1691 г. приехала сестра Мазепы Войнаровская, подымались волнения в Сече, куда отъехал гетманский канцелярист Петрик и т. п. 943 На место Дмитрия въехал на игуменство 6 марта о. Пахомий Ходорович. 944 Но видимо это не совсем нравилось митрополиту Варлааму, давнему покровителю Димитрия. 29 апреля 1692 г. митрополит сделал гетману письменное предложение чрез о. Иннокентия Монастырского учредить в Батурине чести ради гетманской протопопию, а в монастыре архимандрию, и архимандритом сделать пречестного отца Димитрия, с подчинением ему монастырей Глуховского, Максаковского и других. 945 Что отвечал Мазепа, занятый делом Петрика, не знаем. Между тем по слабости здоровья Лазаря Барановича, при его жизни и по его просьбе, 13 сентября 1692 т. был выбран новый епископ Черниговский Феодосий Углицкий, который, возвращаясь по посвящении своем из Москвы, был проездом в Батурине. 946 Димитрий усердно работал над минеями. Великим постом 1693 г. были привезены ему из Гданьска (Данцига) Acta Sanctorum болландистов: до тех пор он мог пользоваться только сборником житий святых Сурия (Surius, Vitae sanctorum), далеко не полным и не обработанным, и великими минеями митрополита Макария. Надо думать, что хотя второй том миней (декабрь, январь и февраль) был почти окончен, но Дмитрий пред печатанием проверял его с Acta sanctorum, может быть, при чтении корректур. 947 Для печатания миней он переселился в типографию лавры, в Киев, куда и прибыл 9 мая, но печатание началось только 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ряд 2-этажных зданий связан с архитектурными традициями сер.- 2-й пол. XVII в. Преображенский храм (1696) в с. Спас-Загорье (Малоярославецкий р-н), в вотчине князей Лыковых, построенный «кораблем», с асимметричным сев. приделом, обладает чертами нового стиля «в самих пропорциях… капризности силуэта» ( Николаев. 1970. С. 41; см. также: Преображенский. 1891. С. 70-71. Табл. Х). В главном храме сохранился первоначальный высокий 5-ярусный иконостас, выполненный скорее всего артелью московских иконописцев ( Першина. 2010. С. 50-51). Более скромную объемную композицию и скупой фасадный декор имеет Никольский храм (1696, главы четверика не сохр.) в с. Никольском, возведенный по заказу И. И. Бутурлина (Бабынинский р-н). Церковь Знамения в Трубине. 1692 г. Фотография. 2003 г. Церковь Знамения в Трубине. 1692 г. Фотография. 2003 г. В структуре нек-рых сооружений соединились старые и новые принципы. У 3-главой с боковым сев. гульбищем на аркадах Знаменской ц. (1692) в с. Трубине, построенной по заказу кн. К. Ю. Щербатова (Жуковский р-н), средний, повышенный объем увенчан ярусной композицией из 2 восьмериков, из к-рых нижний - ярус звона ( Николаев. 1970. С. 44-47). По заказу кн. Щербатова в кон. XVII в. в Пафнутиевом Боровском мон-ре воздвигли 5-ярусную колокольню, по формам отчасти напоминавшую колокольню московского Высокопетровского мон-ря: 2 верхних яруса - восьмерики, ребра к-рых ориентированы по сторонам света, и 3 нижних - четверики, первоначально имевшие открытые аркады (заложены). В с. Подкопаеве под Мещовском по заказу Лопухиных на рубеже XVII и XVIII вв. в комплексе, первоначально предназначавшемся для небольшого мон-ря, возвели надвратный храм во имя свт. Алексия, митр. Московского, с шатровой колокольней ( Преображенский. 1891. С. 72-73. Табл. 11; Шорбан. 2008. С. 60). В белокаменные завершения оконных наличников включены «бараньи рога» - обращенные внутрь спиралевидные завитки. В усадебном строительстве в 90-х гг. XVII в. появился столичный тип бесстолпного храма - «восьмерик на четверике».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010