95–7). Правда, начало этой части – кончая словами «и им в том не потакать» – с дополнениями и вообще в переделке читается в 14, 15, 16 и 17 статьях определений 1694 года, но это легко объяснить тем, что в основу этих статей были положены статьи 1692 года. Вместе с тем последний отдел данной части – со слов «а которые до сего совета братского» – буквально сходен с выпиской из грамоты 1692 года, приведенной в первой выдержке названного казанского сборника: это ничем иначе нельзя объяснить, как единством источника – для того и другого извлечения, так как в уложении 1694 года в таком виде правило не повторяется. Наконец, последний отдел «копии» у Иоаннова почти буквально приводит 8 статью определений 1694 года, в основе которой, очевидно, лежит статья 1692 года, как эта последняя приводится в казанском сборнике. 6. Итак, первый собор новгородцев происходил 1 июля 1692 года. Он был вызван частью нестроениями в общине новгородских раскольников, а еще более известием о зарубежном расколоучителе Иване Коломенском. «По изветным грамоткам зарубежных учителей... что извещали нам, новгородцам, на старого и прежнего соперника вашего... Ивана Коломенского с товарищи»: так гласит соборная грамота о поводе для собора. Автор «Полного исторического известия» высказал мысль, что Иван Коломенский и его «товарищи» возбудили против себя негодование новгородцев тем, что убедили многих обратиться к церкви (стр. 89–90). Мысль эту подтвердил и преосв. Макарий (История раскола. Спб. 1855, стр. 266), за которым её повторяют и до сего дня («Отразит. писание». Спб. 1895, стр. 020). Но это ошибочно. Собор осудил Коломенского за то, что «он, Иван, не правый, но пагубный и широкий, а не Христов путь и не христианский закон устави». Между прочим, по словам собора, последователи Коломенского говорили, что «несть греха в сообщении с неверными никонианы». Эти слова уже показывают, что последователи Коломенского не сделались еще «никонианами». Что же это значит? А то, что Коломенский решился принимать беглых от церкви попов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Владимирской Божией Матери, что на Никольской, у Владимирских ворот. Построена Царицею Натальей Кирилловной в 1691–1692 годах. Трапезная пристроена в 1694 году. В эту церковь бывает крестный ход 21 мая в воспоминание отражения татарского набега 1521 года. Церковь приписана к Заиконоспасскому монастырю. Воздвижения Креста Господня, в Алексеевском монастыре. Построена в 1692 году, расширена и получила нынешнюю отделку в 1841 и 1857 годах. Приделы: 1) Тихвинской Божией Матери, 2) Симеона Персидского. Монастырь был перенесен к этой церкви в 1837 году. Николая Чудотворца, что в Кошелях. Яузская ул., угол Устьинского проезда. Построена в 1692 году. Пристройки XVIII и XIX веков. Приделы: 1) Бориса и Глеба, 2) Всех Скорбящих Радости. Николая Чудотворца, что в Воробине (на Гостиной Горке). У Яузского бульвара, угол Воронцова Поля. Построена в 1690–1693 годах. Придел Иоанна Воина устроен в 1782 г., Петра, Алексея, Ионы в 1792 году. Рождества Христова, что в Кудрине. Поварская, Трубниковский переулок. Построена в 1692–1693 годах. Обновления были в 1757, 1812 и 1856 годах. Приделы: 1) Казанской Божией Матери, 2) Тихвинской Божией Матери. Георгия Великомученика, что в бывшем Георгиевском монастыре, на Б. Дмитровке. Построена в конце XVII века на месте древней церкви, стоявшей с 1493 года. С северной стороны пристроен придел Успения св. Анны, не восстановленный после 1812 года. С этого же года упразднен монастырь. 164. Георгия Великомученика, что в Старых Лучниках. Лубянский проезд, между Мясницкой и Маросейкой. Построена в 1693 г. гостем Гавриилом Романовичем. Приделы: 1) Нила Столобенского, 2) Феодора Сикеота. Вверху престол Благовещения Божией Матери. Иоанна Предтечи, что на Пресне. Средняя Пресненская, Предтечевский переулок. Главный храм построен в 1693 году, колокольня – в 1810 году, трапезная – в 1828 году. Приделы: 1) Иоанна Воина, 2) Софии, Премудрости Божией. Иоанна Воина, что на Убогих Домах. Угол Старой Божедомки и Самарского переулка. Построена в 1693 году, обновлялась в 1744 году. Колокольня построена в ХХ веке по проекту архитектора Курдюкова. Главный престол Воздвижения Креста Господня. Другой придел Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Две чудотворные иконы из Иосифо-Волоколамского мон-ря//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008. C. 187-198; Иконы Твери, Новгорода, Пскова, XIV-XVI вв.//Кат. собр. ЦМиАР. С. 187-198. М., 2000. Вып. 1. С. 65-68. Кат. 6; Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 124-128. Кат. 21; Иконы Москвы, XIV-XVI вв.//Кат. собр. ЦМиАР. М., 2007. Вып. 2. С. 86-95. Кат. 60; С. 272-282. Кат. 97; С. 244-247. Кат. 91; С. 293-297. Кат. 100; Шалина И. А. Произведения древнерус. искусства из Иосифо-Волоколамского мон-ря в собр. ГРМ//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008. С. 199-226. Э. В. Ш. Архитектурный ансамбль И. В. м. Процесс замены первоначальных деревянных сооружений начался с постройки каменного Успенского собора в 1484-1486 гг. (освящен в дек. 1485). В 1506-1510 гг. были возведены трапезная палата с ц. Богоявления, после 1506 г. колокольни с ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», в 1543-1566 гг.- стены и башни. В 1589 г. ансамбль был завершен возведением надвратной ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Новый этап, когда И. В. м. приобрел сохраняемый и поныне облик, пришелся на посл. четв. XVII в. В 1676-1688 гг. были заново возведены стены и башни, в т. ч. надвратная ц. апостолов Петра и Павла (1679). В 1682 г. было перестроено завершение Богоявленской ц., в 1688-1692 гг. возведен новый собор. В результате надстроек 1671-1672 и 1692-1694 гг. высота колокольни увеличилась почти в 3 раза. Последующие перестройки касались преимущественно жилых и хозяйственных корпусов и не внесли существенных изменений в художественный образ обители. Успенский собор Успенский собор. 1688–1692, 1757 гг. Фотография. 2010 г. Успенский собор. 1688–1692, 1757 гг. Фотография. 2010 г. Первый каменный собор был построен в 1484-1486 гг. Фрагменты фундаментов этого 4-столпного 3-апсидного сооружения были раскрыты в ходе реставрационных работ 70-х гг. ХХ в. и археологических раскопок 2001 г. Описи 1545 и 1572 гг. указывают, что храм имел 3 главы и 3 придела без престолов.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Так и сбылось. Авраамий в 1680 г. из казначеев Савво-Сторожевского монастыря (Описание сего монастыря, изд. 1888, стр. 86) был игуменом Давыдовой Вознесенской пустыни, московской епархии; в 1685 г. переведен в Спасо-Андрониев монастырь архимандритом, в 1687 г. 9 января посвящен в сан митрополита Рязанского, но в марте 1700 г., по клевете одного из бывших при нем клириков (у Строева: «за старостию») отрешен от управления епархией и жил на покое в московском Знаменском монастыре, † 27 февраля 1708 г. (Душепол. Чт. 1867, апрель, стр. 273). Арсений Костюрин (1687–92) в день рукоположения Авраамия, т. е. 9 января 1687 г., переведен из Спасо-Ярославского монастыря (где настоятельствовал он с 1684 г.); в 1690 г. 24 августа был на поставлении патриарха Адриана; в следующем году 21 февраля, на сырной неделе в субботу патриарх ходил в монастыри и в тех монастырях пожаловал милостыни... в Спасове Андроньеве монастыре архимандриту Арсению с братией 5 руб. (Материалы Забелина, ч. I, стр. 980. Сн. стр. 130 и 132); 22 октября Арсений провожал иконы от Казанского собора до Тверских ворот и по Белому граду (Патриаршие выходы. М. 1869, стр. 20). Переведен, 12 февраля 1692 г., в Чудов, а 2 июля 1704 г. хиротонисан в епископа Воронежского, † в сане архиепископа 18 июля 1712 г. (История Российской Иерархии I, 197). Примечание. В синодике записан род Архангельского (вместо Воронежского?) архиепископа Арсения (Верещагина). Трифиллий Инихов (1692–95) с 1691 г. был игуменом (менее года) Угрешского монастыря; переведен: в 1692 г. в Андроньев, в 1695 г. 4 мая в Новоспасский; в 1697 г. 17 января, как близкий ко двору Патриаршему, хиротонисан в митрополита Нижегородского. Переведен, 23 июля 1699 г., в Крутицкую епархию и в качестве наместника Патриаршей области, управлял ей (областью) при патриархе Адриане и некоторое время по смерти его († 15 октября 1700 г.), проживая в Москве на Крутицах; здесь и скончался 28 июня 1702 г. (История Нижегородской иерархии. Спб. 1857, стр. 24–25). Феодосий (1695–1709) до поступления в монашество был священником при соборной Троицкой церкви в Серпухове; с 1692 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Откуда это разногласие? Исследователи обходили этот вопрос молчанием, может быть предполагая простую ошибку. Между тем объяснение ошибкой является здесь тем более неудовлетворительным, что разность касается не года только, но и месяца и числа. 2. Вместе с тем, просматривая рукоприкладства, приведенные в книге Иоаннова вслед за датой 7202, мы не находим здесь некоторых из тех лиц, имена которых перечислены в начале документа, вслед за датой 7200, в том числе и двух первых «учителей», хотя, в тоже время, в конце есть подпись и таких лиц, о которых совсем не упомянуто в начале. Такое разногласие возможно объяснить тем, что начало «копии» взято Иоанновым из одного документа, а конец из другого. 3. В числе рукописей Казанской Академии хранится сборник 1750), примечательный тем, что в нем раскольником собраны – полностью и в извлечениях – памятники, касающиеся вопроса, о котором имел суждение собор 1694 года. Поместив правило этого собора с датой «7202, июня в 3 день», собиратель в двух местах (лл. об. 142–3, 146–7) привел еще выдержки из определений «новгородских христиан» с датой «7200 года». 4. В одной приписке к приговору собора 1694 года читаем: «прочее все нам творити по уставу, положенному и написанному на первом братском соборе, егда были мы вси духовные люди за Свенским рубежом в прошлом в 7200 году». (Ркп. Рум. муз. 1297, л. 31; ср. Н. Попов. Сбор. для ист. стар. I, 4. М. 1864). Если был собор первый, то, очевидно, был и второй: первый – в 1692 году, и, как сейчас увидим, состоялся, действительно, по поводу посольства за шведский рубеж. 5. Имея полный текст уложения 1694 года, затем – извлечение из правил с датой 1692 года, мы можем определить – что взято из того и другого документа в книге Иоаннова. Первая половина его «копии», начиная словами «по совету всея восточныя соборныя» и кончая «и тех духовных отцов нас самих из чину изметать и отлучать» (стр. 91–5), есть, очевидно, текст грамоты 1692 года, так как в уложении 1694 года её нет. Затем следующая часть, со слов «да нам же отцам духовным новгородцам» до слов «и девственно жить не будут, то и вовсе их отлучить», вероятно, также есть отрывок из грамоты 1692 года (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Федор Иванович Беляницын Зюзин, московский дворянин в 1618/19–1645 гг. Григорий Федорович Зюзин († 1672 г.), стольник в 1643/44–1651/52 гг. Борис Григорьевич Зюзин († 1682 г.). Степан Григорьевич Зюзин († 1684 г.). Иван Владимирович Зюзин, стольник в 1692 г. Иван Петрович Вяземский, во иночестве Иосиф († 1692 г.), князь, стольник. Иван Леонтьевич Монастырев, воевода, стольник в 1676–1692 гг. Лудан – шелковая ткань, род камки. Сарбаф (изарбаф) – особый вид парчи, шелковая двусторонняя материя, не имеющая изнанки, сотканная с использованием тонкого ленточного и пряденного золота и серебра. Фома (Казаринов) Макарьевич Шестаков, выборный дворянин по Костроме в 1618–1630/31 гг., московский дворянин в 1634/35–1645 гг. Иван Фомич Шестаков († 1655 г.), жилец в 1633–1647 гг., московский дворянин. Андрей Андреевич Шестаков († 1697 г.), стольник в 1676–1692 гг. Его именины отмечались в монастыре 19 августа, а поминался он 20 августа (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 47, 48). Андрей Васильевич Волынский († 1662 г.), московский дворянин. Кафтыревы: Леонтий Иванович, московский дворянин в 1658–1677 гг., Стахей Иванович, московский дворянин в 1676 г. Герасим, игумен Богоявленского монастыря в 1648–1672 гг. Кормовое поминовение («корм большой») совершалось по нему 20 ноября, 11 января, 17 мая (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 12, 20, 36). Петр Федорович Волконский († 1650 г.), в иночестве Пафнутий, окольничий. Вклад по нему дала его жена Пелагея Григорьевна, дочь Г. А. Алябьева. Владимир Иванович Беляницын Зюзин, московский дворянин в 1631–1645 гг. Так в рукописи, окончания записи нет. Известен Роман Казаринов Шестаков, выборный дворянин по Костроме в 1618–1630/31 гг. Павел, игумен Богоявленского монастыря в 1673–1679 гг., архимандрит в 1680–1686 гг. Кормовое поминовение («корм большой») по нему совершалось 27 октября (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 9). Кафтырев Яков Васильевич, умер в 1674 г. Кафтыревы: Иван Матвеевич († 1701 г.), стольник в 1658–1686 гг.; Алексей Матвеевич, стряпчий с 1650 г., стольник в 1686 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Не выходил Анфологион из Львовской братской типографии и в 1691 году. Это (независимо от других данных и соображений) явствует из напечатанных г. Крыловским протоколов Львовского братства, для нашей цели достаточно сохранившихся за 1691–1694 г.г. Из этих протоколов узнаем, что 7-го апреля 1692 года состоялась ревизия всех книг, находившихся в братских складах, – причем оказалось в наличности: Триодей Цветных 851 экземпляр; полу-часословцев –750; полу-уставов на толстой бумаге – 750; на тонкой – 1070 и т. д. и т. д.; но Трефологиев (==Анфологионов) оставалось в складе всего только два экземпляра. Без сомнения, это обстоятельство (распродажа Анфологионов) и побудило Братство предпринять новое издание этой книги. В июле 1692 года велись об этом переговоры с типографом Симеоном Ставницким, который на известных условиях и согласился печатать Анфологион в количестве 1500 экземпляров. Условие подписано было Ставницким 9 августа (по новому стилю) 1692 года. (Архив Юго-Зап. России, ч. I, Т. XII, стр. 398–399). После этого тотчас же и началось печатание Анфологиона, закончившееся к 15 марта 1694 года, – о чем, хотя не особенно складно, заявляется в послесловии к означенной книге, где – между прочим – читаем: „Вначале же бысть напечатана (sic!) в лето от создания мира 7200 и от воплощения Господня 1692, месяца августа 3. В конец же совершения доспе в лето была мира 7202 и смотрения Владычня 1694, марта 15”. Если к сказанному прибавим, что и самая опись, которой в данном случае руководился профессор Титов, при сколько-нибудь критическом отношении к ней (о чем см. сейчас в примечании) 7 , не давала ему основания оповещать о новом, якобы до сих пор неизвестном, издании Анфологиона (1691 года), – то речь об этом можно и закончить. Б. Апостолы. До настоящего времени библиографам остается неизвестным первое издание Апостола, вышедшего из типографии Львовского братства. О существовании этого издания – узнаем из братского Апостола 1666 года, в послесловии к которому говорится, что эта книга, Апостол названная, второе (братством ) типом издана, чем предполагается первое издание этой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

В 1677 г. горела и в 1684 г. была разобрана деревянная Преображенская ц. 20 окт. 1684 г. гетман И. С. Самойлович писал игум. Макарию, чтобы непригодный материал разобранной церкви продать, если его купит полковник миргородский. 23 апр. 1684 г. в М. м. состоялась закладка Преображенского собора, на к-рой присутствовал сын гетмана полковник стародубский С. И. Самойлович. Строительство под патронатом сначала гетмана Самойловича, а затем гетмана И. С. Мазепы вели «немец из Вильно» Иоганн (Ян) Баптист Зауэр и подмастерье Мартин Томашевский. По смерти Зауэра местные мастера Афанасий Пирятинский и Дамиан Ворона в 1692 г. завершили строительство. Первый иконостас для собора в 1685-1689 гг. вырезал мастер Стефан Мутяница, роспись и позолоту выполнил «маляр» Иосиф Иванович из Лубен. В 1692 г. при настоятеле (1687-1700) игум. Ипатии (Горбачевском) каменный Преображенский храм был освящен; тогда же освящена построенная в 1688-1691 гг. надвратная ц. во имя арх. Михаила. Во время строительства Преображенского собора, в 1684-1692 гг., богослужения совершались в малом Георгиевском храме, устроенном под монастырской колокольней, туда же были перенесены мощи свт. Афанасия. В 1692 г. гетман Мазепа пожертвовал 8 тыс. золотых на постройку каменной трапезной Благовещенской ц. (1695-1700), обрушившейся в 1701 г. и вновь отстроенной к 1733 г. В мае 1693 г. М. м. купил у киевского Кирилловского мон-ря большую усадьбу умершего свящ. Макария Гринченко на Подоле, рядом с подворьями Межигорского и Густынского мон-рей, где был обустроен домовый храм и открыто Киевское подворье М. м., просуществовавшее до 1776 г. В 1709-1716 гг. обитель возглавлял игум. Филарет (Кощаковский), бывш. настоятель Межигорского Преображенского мон-ря и преподаватель Киево-Могилянской академии, автор курса риторики на лат. языке. По его инициативе Мария Гамалеева, вдова лубенского полковника и наказного гетмана Г. М. Гамалеи, в завещании от 11 дек. 1710 г. пожертвовала обители часть владений мужа. Размер жертвуемых имений был расширен в последнем завещании Марии от 17 авг. 1716 г. Гетман И. И. Скоропадский в универсале от 15 окт. 1713 г. пожертвовал мон-рю часть своих имений.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

Исходя из этого, архимандрит Анатолий (Ключаров), который весьма подробно излагает указанное прошение, относит основание Глинской пустыни к XVII веку. Он считает, что до водворения в 1648 году Путивльского монастыря в Глинском ухожье здесь не могло существовать ни церкви, ни пустыни 215 . Однако сам же он далее пишет: «…название «ухожье Пресвятыя Богородицы Глинские» существовало уже и прежде водворения здесь Путивльского Молченского монастыря… Местность эта была прославлена особенным явлением Пресвятой Богородицы и с тех пор стала именоваться Глинскою Пресвятой Богородицы… Не существовало ли здесь… монастыря в честь Пресвятой Богородицы?» 216 . Но из-за отсутствия в названии Глинского ухожья слова «пустынь» или «монастырь» он дает на этот вопрос отрицательный ответ. Более того, анализируя выпись 1692 года 217 , архимандрит Анатолий по той же причине пишет, что Глинская пустынь не существовала даже в 1692 году 218 . Но это явная ошибка. В выписи 1692 года название «ухожье Пресвятыя Богородицы Глинские» 219 использовано наравне с названием «Глинская пустынь» 220 . Точно так же и в выписи 1693 года употреблены оба эти названия 221 , что снимает возражение архимандрита Анатолия о существовании Глинской пустыни в 1648–1692 годах. Согласиться с мнением архимандрита Анатолия значило бы признать, что Чудотворная Глинская икона почти полтора столетия со времени своего явления в начале XVI века оставалась в лесу без учрежденного при ней пустынножительства, а это невозможно в силу народного благоговения перед святыней. Но более всего опровергают мнение об основании Глинской пустыни в XVII веке Путивльским Молченским монастырем документы как Глинской обители, указанные в I главе (ни в одном из которых эта точка зрения не признается 222 ), так и документы Путивльского Молченского монастыря, составленные на основании древних выписей и грамот. Например, в описи Путивльского Молченского монастыря, составленной в 1764 году офицером Александром Рязанцевым (лицом беспристрастным), сказано, что, по данным выписи 1693 года, Глинская пустынь приписана к Путивльскому монастырю в 1648 году вместо малороссийского села Есмани, «а по какой Государевой грамоте построена Глинская пустынь, о том неизвестно» 223 , следовательно, в 1648 году во время присоединения к Путивльскому монастырю пустынь уже существовала.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

27 июля 1692 года архимандрит Феодосий прибыл в Москву. 9 сентября 1692 года, после некоторых затруднений, его наречение состоялось. 11 сентября 1692 года в присутствии государей Ивана и Петра Алексеевичей он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. Тогда же святитель Феодосий обратился к царям с просьбой о выдаче напрестольной грамоты, которая была вручена ему 28 сентября 1692 года. Архиепископу Феодосию было дано право совершать богослужение в саккосе, что принадлежало в то время исключительно патриарху и митрополитам. Черниговским же архиепископам это право давалось, так как их кафедра стояла первой между другими архиепископиями. После этого владыка Феодосий возвратился в Чернигов. Святитель Феодосий исполнял обязанность архимандрита Елецкого монастыря и управлял всеми делами епархии, по-прежнему считаясь помощником архиепископа Лазаря. Видя, что преосвященный Лазарь уже очень стар и близок к смерти, святитель Феодосий постарался укрепить за собой право на вотчины Черниговской архиепископии. 17 мая 1693 года он получил из Москвы жалованную грамоту на эти вотчины. В декабре 1693 года после смерти преосвященного Лазаря им была получена ставленая грамота на самостоятельное управление Черниговской епархией. Святитель обратил особое внимание на пробуждение и поддержание духа истинно христианского благочестия среди своих пасомых. Для этого он заботился о сохранении старых и устроении новых монастырей и храмов. В 1694 году по его благословению была основана Печеницкая женская обитель и Любецкий скит. В том же году он освятил в Домницком монастыре вновь сооружённый храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 1695 году освятил величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря. Во время управления им Черниговской епархией замечался особый подъём и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству, был строг и разборчив при выборе кандидатов на священнические места. Покровительствовал черниговским духовным школам, приглашая из Киева учёных монахов, среди которых был Иоанн (Максимович ; † 1715, память 10/23 июня), будущий митрополит Тобольский и всея Сибири. Вскоре Иоанн (Максимович) стал деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве духовных школ. Отличительными чертами святителя Феодосия были снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, – не только православным, но и людям других исповеданий. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотой своего любвеобильного сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010