Псков. Церковь Богоявления Господня с Запсковья. Карта и ближайшие объекты Церковь Богоявления с Запсковья. 1495 г. — 19 в., ул.Герцена, 7. Замечательный памятник псковской школы зодчества. Кончанский храм на «Богоявленском красном кресте», т.е. на красивом перекрестке. Церковь великолепно поставлена на высоком берегу Псковы, над Бродами. На противоположной стороне в старину было еще две Богоявленских церкви, образующих своеобразный «святой треугольник» в месте традиционного крещенского водосвятия. Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца (района) на Запсковье. Реставрации 1948–1953 гг. (архитектор — Ю.П. Спегальский) и 90-х гг. (архитектор — А.К. Богодухов). Ныне реставрационные работы продолжаются. Архитектурная композиция — сложная, живописно–асимметричная: одноглавый, трехапсидный четверик с притвором, галереями, двумя приделами (во имя Трех Святителей и Усекновения главы Иоанна Крестителя). К северо-западному углу примыкает крупная палатка на подклете с четырехпролетной звонницей (16 века). Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арочками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик». В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи. Богоявленская церковь — подлинный шедевр псковской архитектуры. Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» Церковь Богоявленья с Запсковья (1496) стоит на холме, открытая всем ветрам. Её как бы прикрывает высокая четырехпролетная звонница с проемами разной ширины, предназначенными для колоколов разных размеров. В 17–18 векахцерковь подверглась реконструкции. В годы Второй мировой войны она лишилась всех деревянныхчастей. Но в 1948–1953 гг. её частично отреставрировал Ю.П. Спегальский. Правда, южный придел остался не восстановленным. Сейчас церковь снова реставрируется. От церкви Боговленья к Пскове ведет дорожка, переходящая в пешеходный мостик.В старину это место называлось Бродами: река здесь была мелкой, и ее переходили вброд. Поэтому народ называл храм «Богоявленьем на Бродах».

http://sobory.ru/article/?object=01934

В произведениях итальянского художника Андреа Мантеньи (1431–1506) с изображением Святого Семейства фигуры занимают все пространство композиции и представлены на переднем плане. Иосиф стоит по правую руку от Марии. Он стар, умудрен опытом, погружен в свои мысли. Он не смотрит ни на Младенца, ни на Марию. На одном из холстов его печальный, задумчивый взгляд устремлен куда-то в сторону (Андреа Мантенья. Святое семейство. 1495-1505. Холст, темпера. Музей Кастельвеккио, Верона). А на другом холсте Мантенья изображает Иосифа выразительно смотрящим прямо в глаза зрителю (Андреа Мантенья. Святое семейство. 1495–1505. Холст, темпера. Дрезденская картинная галерея, Дрезден). Чувство внутреннего напряжения застыло в складках его морщинистого лица и в плотно сжатых губах рта с опущенными уголками. В картине «Святое Семейство» неизвестного немецкого мастера улыбающийся Иосиф бережно придерживает руками Младенца, Который тянет Свои ручонки к матери (Мастер алтаря Святого Варфоломея. Святое Семейство. 1500. Дерево, масло. Штеделевский художественный музей, Франкфурт-на-Майне). Иосиф здесь выступает в роли отца, с нежностью смотрящего на Сына. Одно из первых изображений Иосифа без Девы Марии мы встречаем в картине итальянского художника Пеллегрино да Сан Даниэле (1467–1547) (Пеллегрино да Сан Даниэле. Святой Иосиф с Младенцем Иисусом. 1500. Холст, масло. Собор Санта-Мария-Аннунциата, Удине, Италия). Кроме того, это, по всей видимости, первое изображение Иосифа с Младенцем на руках. В картине нет пока никакой эмоциональной составляющей, нет выражения взаимоотношений отца и сына (оба смотрят на зрителя), и присутствует много отвлекающих подробностей (архитектурный мотив, еще один персонаж – пастушок). Однако, без сомнения, это произведение является новаторским в иконографическом плане. Такой композиции с изображением Иосифа с Младенцем на руках без Девы Марии еще не было в истории искусства. Чуть позже Микеланджело (1475–1564) в картине «Мадонна Дони» создаст совершенно необычную композицию (Микеланджело. Мадонна Дони. 1507. Дерево, масло, темпера. Уффици, Флоренция).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ПКНО – Памятники культуры. Новые открытия. М., 1975. ПЛДР – Памятники литературы Древней Руси. М., 1978–1994. 12 вып. ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. СПб., 1846–1921. Т. 1–24; М.; Л.; СПб., 1949–1994. Т. 25–39. ПС – Православный собеседник. Казань, 1855–1916, 2000. РБС – Русский биографический словарь. СПб.; М., 1896–1913. 25 т. РГАДА – Российский государственный архив древних актов. РИБ – Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб.; Л., 1872–1927. 39 т. РНБ – Российская национальная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург). РФА – Русский феодальный архив XIV – 1-й трети XVI в. М., 1986–1992. 5 вып. СбРИО – Сборник императорского Русского исторического общества. СПб.; Пг., 1867–1916. 148 т. СГГД – Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел. СПб., М., 1813–1894. 5 т. СККДР – Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 (XI – 1-я пол. XIV в.); 1988–1989. Вып. 2. Ч. 1–2 (2-я пол. XIV–XVI в.); СПб., 1992–1998. Вып. 3. Ч. 1–3 (XVII в.). СПбДА – Санкт-Петербургская духовная академия. СТСЛ – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. ТКДА – Труды Киевской духовной академии. ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы. Л.; СПб., 1934. Т. 1. ХЧ – Христианское чтение/СПбДА. СПб., 1821–1917; 1991. ЧОИДР – Чтения в Обществе истории и древностей Российских. М., 1845–1848, 1858–1918. 1 Некоторое время он находился в Троицком монастыре, а потом удалился в Спасо-Каменный монастырь (Макарий, архим. Сосланы на Спас-Камень//Вологда. Краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 215–217). 3 У протоиерея Александра Горского о нем можно прочесть следующее: «Симон (1490–1495). Из игумена Сергиевой обители поступил в митрополита Всероссийского» (Горский А., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. СТСЛ, 1901. С. 80). Почти аналогичные сведения можно прочесть у Е.Е. Голубинского : «Симон Чиж, с 1490-го по 1495-й год, потом митрополит Всероссийский» (Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по Лавре. 2-е изд. М., 1901. С. 146). Аналогичным образом обстоит дело и в справочной литературе (См.: Юрьев А. Симон//РБС. Т.: Сабанеев-Смыслов. С. 493–494).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

на вставной полосе XVIII в., сзади по подольнику ( Силкин. С. 295). Во 2-й пол. XIX в. получили распространение небольшие резные иконы Г. работы мастеров Сергиева Посада с ростовым изображением святого (ГОМРТ); на др. подобной иконе надпись: «Изъ Города Свияжска отъ мощей святителя Германа 1873го года 14го Iюhя» (ГМИИРТ). Поясное изображение Г. (в низкой митре, с короткой бородой) имеется на ростовской эмали 2-й пол. XIX в. (ГМЗРК) с надписью: «св. Германъ арх. cbiяж.». В составе Собора русских святых Г. представлен среди святителей на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева (ГРМ; прорись - Маркелов. Т. 1. С. 461), 1-й пол. XIX в. (ГТГ), а также в композиции, разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (икона в ризнице ТСЛ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), -1-й во 2-м ряду в группе Казанских святых на фоне храма с Казанской иконой Божией Матери на фасаде; на рисунках из лицевых святцев рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. (частное собрание),- под 6 нояб. вместе с преподобными Варлаамом Хутынским, Лукой и Меркурием Киево-Печерскими. Лит.: Яблоков А. П. , прот. Первоклассный муж. Успенско-Богородицкий мон-рь в г. Свияжске Казанской губ. Каз., 1906; Иконные образцы XVII - нач. XIX в.: Иконография рус. святых/ГИМ; предисл. и сост.: З. П. Морозова. М., 1993. С. 26; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461. Т. 2. С. 83-84; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. 60. С. 156; Раифа. Свияжск/Сост.: Т. А. Горшков и др. Каз., 2001. С. 152; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 294-297. Кат. 95; Рус. мон-ри: Ср. и Ниж. Волга. Казанская [и др.] епархии. Новомосковск; М., 2004. С. 53. Н. Н. Чугреева Рубрики: Ключевые слова: ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/164699.html

Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности. – С. 156, sec. 8; Страдание святых священномучеников и епископов Херсонских Василея, Капитона и иных с ними: Пер. с греч. В. Латышев. – С. 110, § 8. Ср.: Повесть временных лет: Подгот. Текста Д. С. Лихачева, пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. – М.; Л., 1950. – Ч. 1: Тексты и перевод. – С. 50, 77; ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Вып. 1. Повесть временных лет. – 2-е изд. – Л., 1926. – Стлб. 51: Новгородская летопись старшего и младшего изводов. – М.; Л., 1950. – С. 152. Радзивиловская летопись сообщает о церкви во имя Богородицы, Ипатьевская – о церкви св. Софии, Владимирский летописец и Устюжский летописный свод – о церкви Спаса, одна из редакций Повести о перенесении иконы Николы Зарайского, Житие князя Владимира особого состава, Новгородская четвертая, Софийская первая, Воскресенская, Вологодско-Пермская, Тверская летописи, Хронограф и другие, восходящие к Московскому своду Фотия (1423 и 1418 г), сокращенные летописные своды 1493, 1495, 1497 гг., летописный свод 1518 г. – о церкви в честь св. Иакова (см.: Повесть временных лет. Ч. 2: Приложения. Статьи и коммент. Д. С. Лихачева. – М.; Л., 1950. – С. 338; Ипатьевская летопись//ПСРЛ. – Л., 1962. – Т. 2. – С. 97; Вологодско-Пермская летопись//ПСРЛ. – Л., 1959. – Т. 26. – С. 30; Сокращенный летописный свод 1493 г.//ПСРЛ. – Л., 1962. – Т. 27. – С. 210; Сокращенный летописный свод 1495 г.//ПСРЛ. – Л., 1962. – Т. 27. – С. 314; Летописный свод 1497 г.//ПСРЛ. – Л., 1963. – Т. 28. – С. 13; Летописный свод 1518 г.//ПСРЛ. – Л., 1963. – Т. 28. – С. 172; Мусин А. Археология Корсунской легенды//Православные древности Таврики. – К., 2002. – С. 147). Не мудрено, что путаница с определением названия храма 27 оказалась усвоена последующими поколениями и продолжилась уже вскоре после его археологического открытия. Типичным примером может служить записка члена Комиссии по сооружению Владимирского со бора Ф. Дашкова, в которой без каких-либо оснований об остатках крестовидного храма заявлено как о «древнем храме Рождества Богородицы» (Дашков Ф. Историческая записка о сооружении в Херсонисе храма Св. Равноапостольного Князя Владимира//ИТУАК. – 1888. – 5. – С. 14, 134 (рис.). Между тем у 3. А. Аркаса, отправившего в 1861 г. в ООИД описание средневековых фундаментов, найденных на месте сооружения собора св. Владимира, не было сомнений в том, что здесь был именно храм во имя св. Василия: «Удивляться надо множеству церквей, построенных близко одна от другой, но к сожалению, они будут снесены, за исключением одной (Св. Василия) под храмом Св. Владимира, развалины которого останутся в том же виде, с малою поправкою, чтобы можно было служить литургию» (Тункина И. В. Русская наука... – С. 533).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бушуй, Бушуевы : Петр Федорович Бушуй Аничков [см. Аничковы], конец XV в.; Василий Бушуев, дьячок, 1630 г., Курмыш Бушук , крестьянин, 1499 г., Владимир Буякин Гаврило, казак, 1630 г., Вязьма Буян, Буяновы : Буян Истомин [см. Истома], 1585 г., Арзамас; Буян Сумороков Мерлин [см. Суморок, Мерль], помещик, 1590 г., Мещера; Буян Шестаков Литвинов [см. Шестак, Литвин], помещик, 1592 г., Арзамас; Буян Филиппович Дуров [см. Дуров], 1626 г., Боровск [см. Коза] Буян – бугай, племенной бык Бывальцев Феодосий, ростовский владыка, с 1461 г. митрополит; Авраам Бывальцев, 1440 г., Углич Бык, Быковы – очень распространено в XV–XVI вв.; Семен, крестьянин, 1470–1480 гг., Бежецк [см. Суморок] Быканов Федот Наумович, 1596 г., Орел Быкасов Герасим, конюх царя Ивана; Андрей Быкасов, в 1595 г. сослан в опале в Сибирь Было кн. Матвей Васильевич Елецкий, 1574 г. Быльев ( Былоев ) Алексей, подьячий, 1638 г., Москва Быльный : Рахманин [см. Рахманин] Быльного, дворянин, 1613 г., Смоленск Быльца Фома, дворянин, 1550 г., Двина Быня , крестьянин, 1545 г., Новгород Бырдин Дмитрий Андреевич, 1613 г., Рыльск Быслав ( Быслаев ) Василий Васильевич Быслаев-Квашнин [см. Квашня], конец XV в. Быслав – Буслав Быстрый Фрол Яковлев, посадский человек, 1623 г., Гороховец Бых Семен, крестьянин, 1495 г., Новгород Бычек, Бычко, Бычковы : кн. Иван Владимирович Бычек Ростовский, конец XVI в.; Бычко Грихнов [см. Гридя], крестьянин, 1495 г., Новгород [см. Бритый, Волох, Галах] Быченев Никита Васильевич, 1571 г., Кашин Бычура , крестьянин, 1545 г., Новгород Бяконт Федор, черниговский боярин, в конце XIII в. выехал в Москву, отец митрополита Алексея, родоначальник нескольких дворянских фамилий, между прочих Плещеевых [см. Плещей, Бархат, Льгота, Москотинье, Ресница] Ср. селение Бяконтово близ Подольска в бывшей Московской губ., селения Бяконтово, Плещеево в бывшем Дмитровском уезде у канала Волга-Москва В Вавин Александр, троицкий чернец, середина XV в. Вавулка , приказчик митрополита, 1462 г., Звенигород Вага Павел Гаврилов, посадский человек, 1623 г., Гороховец

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Атрибутирование игумену Симону новых посланий конца XV в. проливает некоторый свет на ранний период его жизненного пути. Судя по сохранившимся грамотам, это был очень образованный человек. В конце 70-х гг. он обратился с посланием к митрополиту Геронтию (1473–1489). Осенью 1480 г., будучи диаконом, он служит у великокняжеского печатника Дементия. Позднее он служит у московского боярина И.Ю. Патрикеева 11 . В конце октября 1490 г. иеродиакон Симон стал настоятелем Троицкого монастыря 12 . В 1492 г. в связи с исполнившейся седьмой тысячей лет от сотворения мира в Москве проходил Собор, на котором была принята новая Пасхалия, в его работе мог принимать участие Троицкий настоятель – игумен Симон. В сентябре 1492 г. «на Сергиеву память князь Великий торг перевел от Троици на городок в Радонеж» 13 . При игумене Симоне в Сергиеву обитель давали вклады, жаловались льготы 14 . По «благословению троицкаго игумена Симона» строителем приписного Успенского монастыря на Стромыни стал инок Серапион 15 . Некоторое время спустя он перешел в Троицкий монастырь «и от тамо сущаго игумена приемлется и з братиею счетовается» 16 . В 1495 г. Великий князь Иоанн III выдал замуж за Литовского князя Александра свою дочь Елену, «а благословил княжну Елену из Пречистыя Симон игумен Троицкой, понеже тогда митрополита не бысть» 17 . В житии Новгородского святителя Серапиона так характеризуется игумен Симон: «Игумен же тогда в той обители Симон, муж честен и всеми добродетельми украшен. И за многия его добродетели возведен бысть на великий престол Руския митрополии» 18 . Настоятельство игумена Симона у Живоначальной Троицы продолжалось пять лет. Таким образом, троицкий период явился для него временем подготовки к высокому служению в последующее время во главе Русской Церкви. В Ермолинской летописи под 1495 г. имеется пространное сообщение о поставлении нового митрополита. «В лето 7004. Септеврия 8 в 4 час дни наречен бысть митрополитом Сергиева монастыря игумен Симон. Князь же Великии Иван Васильевич, с своими детми и с внуком, и с своими богомолци епископы, и с своими боляры и диаки проводил нареченнаго митрополита с своего двора в соборную церковь Успенья Пречистыя и, знаменався у икон и у гробов святительских, такоже и нареченныи с владыками знаменався, и став князь Великии с нареченным митрополитом и с владыками и с архимандриты пред митрополичим местом, и сътвориша тропари и Достойно и поведоша нареченнаго на митрополичь двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

17 нояб. 1495 г. Г. торжественно встречал в Новгороде вел. кн. Иоанна III. Однако после победы придворной партии кнг. Елены Волошанки Новгородский архиепископ попал в немилость. Г. не был приглашен на состоявшееся 4 февр. 1498 г. венчание провозглашенного наследником Димитрия Иоанновича , внука вел. князя, хотя во время торжественного обряда в Успенском соборе присутствовал весь освященный Собор. В Москве хорошо знали о симпатии Г. придворной группировке, возглавляемой вел. кнг. Софией Фоминичной и княжичем Василием, к-рые также отсутствовали на венчании. (Г. поддерживал тесные связи с братьями Траханиотами, входившими в свиту вел. кнг. Софии, обвинял в ереси дьяка Курицына - влиятельного сторонника партии кнг. Елены Волошанки и Димитрия внука. В кон. 1504 - нач. 1505, вероятно не без влияния сведенного уже с кафедры Г., в Новгороде был сожжен архим. новгородского Юрьева мон-ря Кассиан, ранее при поддержке братьев Ф. и И. Курицыных пользовавшийся большим влиянием в Новгородской епархии.) В янв. 1499 г. в Новгородской земле после 20-летнего перерыва возобновилось изъятие у Церкви недвижимой собственности (с 1491/92 велось описание Новгородской земли московскими писцами, с 1495/96 сохр. писцовые книги отдельных новгородских пятин - Писцовые книги Новгородской земли. М., 1999. Т. 1). Только в Деревской пятине Новгородской земли кафедра лишилась 75% владений, мон-ри и церкви потеряли 27% земель, но получили частичную компенсацию ( Фролов. Конфискации вотчин. С. 60). Одновременно ряд новгородских мон-рей был освобожден от подсудности архиепископу и от уплаты налогов в софийскую казну, архиерейским слугам запрещалось въезжать в монастырские владения, ставить там на прокорм архиерейских коней. В 1499 г. Иоанн III пожаловал грамоты с такими льготами Клопскому и Коневскому мон-рям, в следующем году - Успенскому Волотовскому мон-рю. Ранее, в февр. 1492 г., «повелением великого князя Ивана Васильевича» из Новгородской епархии Пермской кафедре были переданы храмы в Вологде (см. Вологодская и Великоустюжская епархия ).

http://pravenc.ru/text/162054.html

В правление Раду III Валашское княжество оказалось под влиянием Порты, к-рая с этого времени стала утверждать на трон валашских господарей; последние были обязаны выплачивать дань и участвовать в военных походах султана. Наступил почти полувековой период значительного влияния Молдавского княжества на Валашское: св. Стефан III, не желая иметь покорного Порте соседа, неск. раз вторгался в Валашское княжество, посадил на трон сначала Басараба III, затем Басараба IV Молодого (чел Тынэра) Цепелюша (1477-1482). Однако в нач. XVI в. Валашское княжество полностью подчинилось Порте ( Giurescu D. C. 1973. P. 420-431). Валашское княжество в кон. XV-XVI в. Господарь Раду IV Великий (чел Маре) (1495-1508), старший сын господаря Влада IV Монаха (Кэлугэрула) (1481, 1482-1495), правил на рубеже веков и получил прозвище Великий благодаря успешной внутренней политике. Внешняя политика была построена на лояльности к Венгерскому королевству и Порте: Раду IV регулярно платил дань османам, практически каждые 3 года ездил поклоняться султану; в 1497 г. был заключен мирный договор с Венгерским королевством (ратифицирован в 1507). В 1507 г. внешнеполитическое спокойствие было ненадолго нарушено поддержкой Раду IV претендента на молдав. престол Романа из Кошерени, в ответ на что правящий молдав. господарь Богдан III Кривой (1504-1517) ввел в Валашское княжество войска. Примирение было достигнуто путем переговоров, которые вел митр. Унгро-Влахийский свт. Максим ( Бранкович; ок. 1505 - после 1508). Раду IV принадлежит заслуга реорганизации Церкви: ок. 1504 г. он пригласил для этой цели проживавшего в Адрианополе (Эдирне) свт. Нифонта II (К-польский патриарх в 1486-1488, 1497-1498), к-рый стал митрополитом Унгро-Влахийским. Митр. Нифонт II перенес митрополичью резиденцию из Куртя-де-Арджеша в Тырговиште (рядом с резиденцией господаря), организовал в Олтении епископию (митрополия времен Владислава I Влайку утратила свое значение), подчиненную митрополиту Унгро-Влахийскому; в связи с увеличением населения создал Бузэускую епархию. Раду IV известен также как ктитор: он наделил различными привилегиями множество церквей, основал мон-рь Дялу, архитектурный комплекс которого признан наиболее значительным строением того времени, построил церковь в Говоре и неск. монастырей в Сербии (Лапушня и др.). При Раду IV в Валашском княжестве (в Тырговиште) в 1508 г. появился 1-й печатный станок и была издана 1-я книга, Служебник на церковнославянском языке, подготовленный иером. Макарием из Черногории. Благодаря умеренной политике Раду IV смог примирить враждующие группы бояр, установив в стране мир ( Giurescu C. 1943. Vol. 2. Pt. 1. P. 127-133).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В тексте все эти фрагменты подчёркнуты и в примечаниях к подчёркнутому указано, где они встречаются в других документах Святителя. Их всего тринадцать; укажем эти цитаты здесь: 1) “ яко пси гладнии, языки своими полижют землю, ангил Господен буди погоняй ” (Пс 34:6) 19 (ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 410); 2) “ Аз воздвигох тя Царя правде, и призвах тя правдою, приях тя за руку и укрепих тя ” (Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV (1547, января 16); Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 365, 406. См. также эту цитату в Послании архиепископа Пимена царю: Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 550; Архимандрит Макарий. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 134); 3) “ един поженет тысещу, а два двигнета тмы ” (Втор 32:30) (ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 409); 4) “ двери медная и ве­рея железныя сломлю ” (Ис 45:2) (По­слание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 406); 5–6) затем следует назвать незначительные по объёму фрагменты: 4 Цар 10:35 (см.: Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 402), а также: Мф 25:16 (Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорения Казани (1552, ноября 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 414); 7) “ больши сея любви никто же имать, аще кто положит душу свою за други своя ” (Ин 15:13) (Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13); Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорении Казани (1552, ноября 3)//Архимандрит Макарий.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010