с 5.06.1309 † 5.02.1325 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., рукоположен с 1325 по 1330 на покое, в 1352 вернулся на кафедру Василий (Калика) епископ, свт., рукоположен с 29.08.1331 † 3.07.1352 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., повторно с 1352 по 1358 на покое; † 25.01.1362 Алексий архиепископ, рукоположен с (12.07.) 1360 по (22.04.) 1388 на покое; † 3.02.1389 Иоанн (Порфирьев) епископ, рукоположен с 17.01.1388 по 20.01.1414 (избран 7.05.1387) на покое; † 24.06.1417 Симеон (Сампсон в иноках) архиепископ, рукоположен с 22.03.1416 (избран 11.08.1415) † 15.06.1421 Феодосий избран, не был рукоположен с 1.09.1421 по 30.08.1424 изгнан; † 29.09.1425 Евфимий I (Брадатый Емилиан) архиепископ, рукоположен с сентября 1424 † 1.11.1428 (1429) Евфимий II (Вяжицкий) архиепископ, свт., рукоположен с 26.05.1434 (избран с 13.11.1429) † 11.03.1458 Иона архиепископ, свт., рукоположен с февраля 1459 † 5.11.1470 Феофил архиепископ, свт., рукоположен с 15.12.1471 по 24.01.1480 (избран 15.11.1470) заточен в Чудов монастырь, в июле 1482 отрекся от кафедры; † 26.10.1482 Сергий архиепископ, рукоположен с 4.09.1483 по 24.06.1484 удалился в Хутынский монастырь и принял схиму; † 9.04.1495 Геннадий (Гонзов) архиепископ, свт., рукоположен с 12.12.1484 по 26.06.1504 вынужденно отрекся от кафедры; † 4.12.1504 Серапион архиепископ, свт., рукоположен с 15.01.1506 по 1509 Лишен кафедры и сослан в Андроников монастырь, в 1512 удалился в Троице-Сергиев монастырь † 16.03.1516 Междуархиерейство семнадцать лет. Макарий архиепископ, свт., рукоположен с 4.03.1526 по 16 (19).03.1542 митрополит Московский и всея Руси Феодосий архиепископ, рукоположен с 18.06.1542 по май 1551 удален на покой в Иосифо-Волоцкий монастырь † 26.02.1563 Серапион (Курцов) архиепископ, рукоположен с 14.06.1551 † 29.10.1552 Пимен (Черный) архиепископ, свт., рукоположен с 20.11.1552 по февраль 1570 лишен кафедры † 25.09.1571 Леонид архиепископ, рукоположен с 4.12.1571 по октябрь 1575 лишен кафедры † 20.10.1575 (убит в Новинском монастыре)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

рукоположен с 26.05.1434 (избран с 13.11.1429) 11.03.1458 Иона, архиепископ, свт. рукоположен с февраля 1459 05.11.1470 Феофил, архиепископ, свт. рукоположен с 15.12.1471 по 24.01.1480 (избран 15.11.1470) заточён в Чудов монастырь, в июле 1482 отрёкся от кафедры; 26.10.1482 Сергий, архиепископ рукоположен с 04.09.1483 по 24.06.1484 удалился в Хутынский монастырь и принял схиму; 9.04.1495 Геннадий (Гонзов), архиепископ, свт. рукоположен с 12.12.1484 по 26.06.1504 вынужденно отрёкся от кафедры; 04.12.1504 Серапион, архиепископ, свт. рукоположен с 15.01.1506 по 1509 лишён кафедры и сослан в Андроников монастырь, в 1512 удалился в Троице-Сергиев монастырь; 16.03.1516 Междуархиерейство семнадцать лет Макарий, архиепископ, свт. рукоположен с 04.03.1526 по 16 (19).03.1542 митрополит Московский и всея Руси Феодосии, архиепископ рукоположен с 18.06.1542 по май 1551 удалён на покой в Иосифо-Волоцкий монастырь; 26.02.1563 Серапион (Курцов), архиепископ рукоположен с 14.06.1551 29.10.1552 Пимен (Чёрный), архиепископ, свт. рукоположен с 20.11.1552 по февраль 1570 лишён кафедры; 25.09.1571 Леонид, архиепископ рукоположен с 04.12.1571 по октябрь 1575 лишён кафедры; 20.10.1575 (убит в Новинском монастыре) Александр (Бердов), архиепископ рукоположен с 12.09.1576 по 30.01.1589 переименован и возведён в сан митрополит Новгородского и Великолуцкого Новгородская и Великолуцкая С 26 января 1589 года Имена Сведения Александр (Бердов), митрополит бывший архиепископ Новгородский и Псковский с 30.01.1589 02.06.1591 Варлаам (Белковский), митрополит рукоположен с 20.02.1592 15.04.1601 Исидор, митрополит рукоположен с 06.02.1603 (1604) 10.04.1619 Макарий, митрополит бывший архиепископ Вологодский и Великопермский с 22.07.1619 12.09.1626 Киприан (Старорусенков), митрополит бывший митрополитСарский и Подонский с 20.10.1626 17.12.1634 Аффоний, митрополит, свт. рукоположен с 08.03.1635 по 07.01.1649 удалился на покой в Хутынский монастырь; 06.04.1653 Никон, митрополит рукоположен с 11.03.1649 по 25.07.1652

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иная лингвистическая установка - на «русификацию» церковнослав. языка - характерна для 2-го этапа филологической деятельности прп. Максима. В 1552 г. по просьбе своего ученика Нила (Курлятева) преподобный перевел с греческого Псалтирь (ГИМ. Увар. 85; РНБ. Погод. 1143). Язык перевода отличается как от традиц. редакции Псалтири, так и от языка текстов, правленных и переведенных прп. Максимом в 20-х гг. XVI в. Если в 1-й период своей деятельности Максим Грек объяснял ошибки в текстах недостаточным знанием переводчиками греч. языка, то во 2-й период он усматривал причину ошибок в плохом знании церковнослав. языка рус. извода - «нашего», «руского» языка. Данная концепция К. с. полемически направлена против сторонников и продолжателей идей митр. Киприана. Это нашло выражение, в частности, в выборе источников при работе над переводом 1552 г.- прп. Максим опирался на докиприановскую редакцию Псалтири. Взгляды преподобного на правильность церковнослав. языка изложены в предисловии к Псалтири 1552 г., составленном Нилом (Курлятевым), к-рый так определяет достоинства нового перевода по сравнению с предшествующими, в т. ч. и с киприановским: «А прежнии переводницы нашего языка известно не знали, и они превели ино греческы, ово словенскы, и ино сербскы, и другая болгарскы, ихже не удовлишася преложити на рускы язык. А Киприан митрополит по-гречески гораздо не разумел и нашего языка доволно не знал же... И он мнился, что поправил псалмов по-нашему, а болши неразумие в них написал. В речех же и в словех все по-сербски написал... Сей переводчик (прп. Максим.- Е. К.)... добре ведал и знал наш язык... заньже отнюд нет речей по-сербскы или по-болгарскы, но все по нашему языку прямо з греческаго языка и без украшения» (цит. по: Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI - нач. XVII в. Л., 1975. С. 96-98). Правильность языка книжник в этот период связывает с устранением «чуждых», несвойственных «рускому» языку элементов, к к-рым относит маркированно книжные формы. Из вариантных форм церковнослав.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Т. 2. С. 110-111; Васильев Ю. С. Феодальное землевладение на Ваге//Аграрная история Северо-Запада России, 2-я пол. XV - нач. XVI в. Л., 1971. С. 290-295; он же. К вопросу о двинских боярах XIV-XVI вв.//Мат-лы XV сессии симп. по пробл. аграрной истории СССР. Вологда, 1976. Вып. 1. С. 14-21; Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Ист.-генеалогич. исслед.). М., 1981. С. 87-94; он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1990. С. 62, 271-281; Дмитриев Л. А. Иона//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 427-430; Рыжова Е. А. Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 2001-2002 гг. Вел. Новгород, 2002. С. 110-116; она же. Житие Варлаама Важского (Пенежского) - памятник истории и культуры Важского края//Важский край: источниковедение, история, культура: Исслед. и мат-лы. Вельск, 2002. С. 139-147; она же. Житие Варлаама Важского (Пенежского) в рукописно-книжной традиции XVI-XIX вв. (в печати); Исидорова З. Н. О хронологии Жития св. Варлаама Важского (в печати). З. Н. Исидорова, Е. А. Рыжова Иконография По письменным источникам известны иконы В. В. начиная с XVI в. Одна из первых была написана в Варлаамиевом Важском во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ре после обретения в 1552 г. мощей святого. В первоначальной редакции жития описано явление В. В. игум. Паисию в 1551 - нач. 1552 г. : «Пришедъ убо в келию игумену во образе своем, якоже бе написан на иконе: в рукахъ жезлъ имуще, брадою темнорусъ». Из той же редакции известно, что после обретения и перенесения мощей над новой могилой святого соорудили гробницу, в к-рой установили иконы Богородицы и В. В. (чудо исцеления монастырского работника Памфила, происшедшее при игум. Ионе Безсоне, между 1552 и 1575). Впосл. икона святого при гробнице стала почитаться как чудотворная (описание исцеления от беснования девицы Улиты в III Пространной редакции - БАН. Арханг. Д. 403). Отмечено, что в нек-рых чудесах В. В. являлся жителям окрестных селений вместе с Богородицей (чудо 1707 г.- БАН.

http://pravenc.ru/text/154233.html

В XVI в. жизнь европейских христиан претерпела значительные изменения – в 1563 г. завершил работу католический Три–дентский собор, открывший путь к значительному реформированию католической церкви, обычно именуемому «контрреформацией». Создание пресловутого «Индекса запрещенных книг» и упрощение института инквизиции были частью большой работы церкви по укреплению внутренней дисциплины на фоне вызова со стороны протестантов. В эту эпоху значительно выросло влияние монашеских орденов, прежде всего ордена иезуитов (создан в 1534 г.). Испанец Франциско Ксавьер (1506–1552), один из первых семи членов ордена иезуитов, стал одновременно первым знаменитым католическим миссионером наступившей новой эпохи. Инициатива развития миссий на Востоке принадлежала светской власти – Ксавьера направил в свои азиатские владения для христианской проповеди португальский монарх Жоан III. В 1542 г. Ксавьер прибыл в Индию, где служил до 1545 г., после чего отправился на Малайский архипелаг. Позднее он отбыл в Японию (1549–1552), где на него сильное впечатление произвел высокий уровень местной культуры, подвигнув изменить приемы работы среди населения. Именно там зародились методы иезуитской культурной адаптации, ибо Ксавьер настаивал Η уважении ко всем местным обычаям, если те не находятся в прямом противоречии с христианским вероучением. Поняв, как велика степень влияния китайской культуры и религии на Японию, Ксавьер начал размышлять о необходимости миссионерства в Китае. Надеясь ускорить процесс миссионерской работы в Японии путем распространения христианства в Китае, он после возвращения в Индию предпринял по пытку добраться до Поднебесной. Но ему не было суждено осуществить этот замысел – в декабре 1552 г. он умер от болезни на о–ве Шанчуаньдао на юге Китая, тщетно ожидая разрешения на въезд в Китай. Хотя число крещенных им жителей Азии вряд ли превышает 30 тыс. человек (восторженные современники поднимали эту цифру до миллиона), его вклад в открытие азиатского направления католического миссионерства несомненен. Католическая церковь с 1622 г. почитает его как святого, а в 1927 г. он был провозглашен католиками покровителем зарубежных миссий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каменные Поляны. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Иоанна Предтечи. В 1646 с приделом Иоанна Новгородского; в 1718 с каменным приделом Св. Духа и деревянным свт. Климента Римского (сгорел в 1827); в 1832 с приделом свт. Митрофана Воронежского в крипте. Закрыта в 1939, действовала в 1942-45. Была разрушена в Великую Отечественную вместе с деревней, так и брошена, невзирая на попытки восстановления (следы видны, но теряются). Храм новгородского типа, с огромной сводчатой криптой (придел Митрофана Воронежского), колокольня моложе века на три. Каменные Поляны Тесовской вол. – церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, каменная, 1552–1563 гг. с позднейшими пристройками и изменениями, закрыта в 1939 г., действовала в 1942–1945 гг., сохранилась со значительными разрушениями. Деревни с названием Каменные Поляны нет уже более 30 лет. Когда-то это было видное село, один из ключевых пунктов древней Ивангородской дороги, связывающей Новгород с Принаровьем и далее с европейскими странами. Ивангородская дорога шла от Каменных Полян по своему несохранившемуся участку до совр. д. Велегощи Батецкого р-на Новгородской области. Сегодня Каменные Поляны – это нежилое урочище, находящееся вблизи фермерского хозяйства, расположенного к северо-востоку от д. Мошковые Поляны, на малопроезжей грунтовой дороге, ведущей из волостного центра Тесово-4 в новгородскую д. Большие Кусони. Наиболее ранние сведения о Каменных Полянах и здешней церкви содержатся в Писцовой книге Вотской пятины за 1566 г., где деревня именуется с. Высокие Поляны и значится как архиепископское владение. О храме сказано: «церковь Иван Предтеча стал после писма». Церковь относилась к Климентовскому погосту. До присоединения Новгорода к Москве Высокие Поляны принадлежали Новгородскому Софийскому дому, вновь став владычным имением с 1552 г. Большинство исследователей относит строительство храма к 1552–1563 гг. Мы считаем возможным ограничить этот период рамками первого, в целом удачного для русских этапа Ливонской войны, то есть 1558–1563 гг.

http://sobory.ru/article/?object=02217

В конце жизни, после 25 летнего заключения, преподобный Максим был переведен в Троицкую обитель, где и скончался. В 1551 году состоялся Стоглавый Собор Русской Православной Церкви, на котором Троицкого игумена Артемия обвинили в ереси. Впоследствии, игумен Артемий бежал из заточения в Соловецкой обители в Литву, где проповедовал против унии и различных ересей. 1552 год – начало игуменства Гурия (Лужецкого; 1552–1554), впоследствии – Епископа Рязанского. В том же году в начале июня – посещение Иоанном Грозным Троице-Сергиева монастыря перед выступлением в поход на Казань. Взятие Казани, при штурме которой присутствовал троицкий келарь Адриан Ангелов. В конце октября Иван IV держал свой обратный путь в Москву, изпод взятой Казани в Троицкий монастырь, в котором после усердной благодарственной молитвы святой Троице и Преподобному Сергию, «игумену и братье великия слова с челобитьем говорил за их труды и подвиги, (что) их молитвами (он) государь благая получил». Ноябрь 1552 года – крещение царевича Димитрия Иоанновича в Троице-Сергиевом монастыре. В мае 1553 года Иоанн IV с царевичем Димитрием и царицей Анастасией Романовной, в сопровождении князя Курбского посетил Троицкую обитель, после выздоровления от тяжелой болезни, в начале богомольного путешествия по отдаленным монастырям. Живший в Троце-Сергиевой обители на покое преподобный Максим Грек советовал царю не совершать такого длительного богомолья с супругой и младенцем, а лучше позаботиться о вдовах и сиротах воинов, погибших под Казанью. В противном случае преподобный Максим предсказывал царю смерть сына, что впоследствии и сбылось. 1554 год – начало игуменства Илариона (Кирилловца; 1554–1555). В том же году в монастыре построены каменные здания больницы и келарской палаты, выкопан Келарский пруд, названный так в память келаря Адриана Ангелова. 1555 год – 27 июля – кончина Митрополита Иоасафа (Скрипицына), Троицкого игумена в 1529–1539 годах. В том же году начало игуменства Иоасафа (Черного; 1555–1560). 1556 год – позолочена глава Троицкого собора; в обители, на здании трапезной XV века, устроены первые большие часы. Делал те часы старец Тихон Новогородец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

За фасадом успехов Возможно, в словах Грозного было и сильное преувеличение, однако, действительно, так называемая «Избранная Рада» – Адашев, Сильвестр, Курлятев и другие – реально правила страной. Историки считают 50-е годы ΧVI века – время «Избранной Рады» – самым блестящим периодом правления Грозного. Действительно, в это время присоединяется Казанское ханство, Астраханское ханство; проходит Стоглавый Собор; вводится земское самоуправление; принимается новая редакция Судебника; удачно – взятием Нарвы – начинается Ливонская война. Тем не менее, было бы недолжным преувеличением считать эти победы исключительным достижением кружка Сильвестра и Адашева. В целом ряде событий мы видим руку молодого царя. Именно его решимость и энергия удержали русское войско под Казанью в 1552 году, когда многие воеводы были склонны снять осаду и вернуться домой. Грозному принадлежало решающее слово в принятии плана штурма Казани в октябре 1552 года, он же деятельно участвовал в определении мест, где были установлены русские орудия, сыгравшие решающую роль во взятии города. Такое деяние, как Стоглавый Собор, на целое столетие определивший жизнь Русской Церкви, было немыслимо без активного участия царя, который и созвал Собор, и ставил вопросы пред отцами Собора, и умело, но ненавязчиво вел его ход. Влияние государя Ивана Васильевича ощущалось и в новой редакции Судебника, и в земской реформе, которая оформила и развила и городское, и сельское самоуправление. Наконец, война с Ливонией является исключительно инициативой царя, вызвавшей его трения даже с ближайшим окружением. Как показывают новейшие исследования (А.И. Филюшкин и др.) , война за Ливонию связана не столько со стремлением «открыть окно в Европу» – для этого достаточно было бы основать порт в устье Невы, что и сделал впоследствии Петр, – сколько с необходимостью увеличить земельный фонд для служилого дворянства, а равно раз и навсегда покончить с опасностью для северо-западных рубежей Руси. Однако Грозный видел, что за всеми этими успехами скрываются так и не исправленные беззакония, неправосудие, рознь, неподчинение царю, а временами – измена и прямой саботаж боярства. Митрополит и его приближенные ходатайствовали за явных изменников, бежавших в Литву. Особенно болезненным был для Иоанна Грозного 1552 год, когда он заболел и его ближайшие приближенные отказались целовать крест в верности законному наследнику – малолетнему царевичу Дмитрию, а были готовы поддержать двоюродного брата царя – князя Владимира Андреевича, сына мятежника Андрея Старицкого. На следующий год при весьма странных обстоятельствах Дмитрий погиб: во время паломнического плавания почему-то под мамкой проломились сходни и почему-то царевич утонул. В 1560 году в расцвете лет неожиданно скончалась царица Анастасия – самый близкий царю Иоанну Васильевичу человек. В ее смерти Грозный прямо обвиняет бояр, преследовавших ее при жизни лютой ненавистью и в конце концов, по его словам, отравивших ее .

http://pravoslavie.ru/97876.html

646 ...болярина своего князя Олександра Борисовича Горъбатого... – А. Б. Горбатый – боярин и воевода, видный деятель времен Ивана IV. Его род восходит к младшей ветви суздальских князей, родоначальником которой был второй сын суздальского князя Дмитрия Константиновича Семен. Фамилию свою род Горбатых вел от его внука – Ивана Васильевича. В разрядах А. Б. Горбатый упоминается с 1538 г. Он принимал участие в казанских походах 1549 и 1552 гг., особенно отличившись во время взятия Казани и получив затем должность ее первого наместника. Был казнен в первые дни опричнины в феврале 1565 г. 647 ...да болярина своего князя Петра Ивановича Шуйского... – П. И. Шуйский – знаменитый воевода, видный боярин середины XVI в., сын И. В. Шуйского, известного правителя времен малолетства Грозного, потомок той ветви рода суздальских князей, которая восходит к Василию Курдяпе, сыну князя Дмитрия Константиновича. Весной 1552 г. П. И. Шуйский вместе с А. Б. Горбатым был послан в Свияжск, где усмирил волнения горных черемисов и привел их к присяге Ивану Грозному. После взятия Казани он был оставлен наместником в Свияжске, принимал участие в подавлении бунта арских людей в 1556 г.; в ходе Ливонской войны возглавлял осаду Дерпта (1558), Мариенбурга и Феллина (1559); в 1563 г. после взятия Полоцка был оставлен в городе для его укрепления. Погиб в 1564 г. в сражении с гетманом Радзивиллом на р. Уле. 648 ...царь крымской... – Девлет-Гирей, крымский хан (1551–1577), племянник Сахыб-Гирея, сменивший его на крымском престоле. Был ставленником турецкого султана. В 1552 г. при военной поддержке Турции попытался помешать походу русских на Казань. Осада Тулы была предпринята им в 20-х числах июня. 650 ...приими покаяние мое, якоже Давида, Иезекеиля и Манасия, и разбойника, и ниневгитян. – Иван Грозный называет имена известных библейских героев: царя Давида, легендарного составителя Псалтири; пророка Иезекииля, жившего во времена царя Иосии; иудейского царя Манассии, преемника Езекии, чье царствование было ознаменовано грехами и беззакониями, за которые он был наказан Богом – уведен пленником в Вавилон, но после покаяния прощен и возвращен в Иерусалим; одного из разбойников, распятых вместе с Христом, который, согласно Евангелию от Луки (23, 39–44), перед смертью раскаялся и, уверовав в Христа, получил искупление грехов; ниневитян – жителей Ниневии, столицы Ассирийского царства, отличавшихся испорченными нравами, но помилованных Господом после их искреннего раскаяния (Иоанн.3:4–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

262 Мы рассмотрели только такие официальные акты, которые прямо составлены по Стоглаву и имеют целью применение его постановлений на практике. Но сохранилось несколько официальных же актов эпохи Стоглавого собора, которые только упоминают о соборном уложении, т. е. очевидно об уложении 1551 года. Эти акты суть следующие: 1) Просьба архимандрита и братии Новгородского Юрьева монастыря о выдачи им новой жалованной грамоты (Доп. К А. И., т. I, 46, 1551 года); 2) Жалованная несудимая грамота Коневскому монастырю 14-го сентября 1554 года (Доп. К А. И., т. I, 48); 3) Жалованная несудимая грамота Михалицкому женскому монастырю, в феврале 1560 года (Доп. К А, И., т. I 114); 4) Послание знаменитого протоиерея Сильвестра к царскому воеводе в Казани Князю Горбатому-Шуйскому. 263 На этом послании основывается мнение, что в 1552 год царь и митрополит, отправляя в Свияжск архангельского протопопа Тимофея для устройства церковных дел в этом крае, недавно покоренном, дали ему в руководство полный список соборной книги, т. е. Стоглав в целом его виде. Таково мнение проф. Павлова, который следует в этом случае г. Барсову, издателю упомянутого послания. Но, как справедливо доказывает г. Жданов 264 , Свияжский протопоп, о котором упоминается в послании Сильвестра («та книга соборная есть списана в новом городе Свияжском у протопопа) и архангельский протопоп Тимофей суть совершенно различные лица. Тимофей действительно ездил по поручению митрополита Макария в Свияжск в 1552 году, но не для устроения церковных дел, а по поводу открывшейся в Свияжске болезни, и не с соборной книгой, а с посланием митрополита. Окончив свою миссию, Тимофей немедленно вернулся в Москву. Таким образом, мнение проф. Павлова оказывается не состоятельным. Но во всяком случае под соборной книгой, находившейся у Свияжского протопопа, разумеется не что иное, как соборное уложение 1551 года или Стоглав. Влияние Стоглава отразилось и на некоторых других официальных актах, почти современных Стоглавому собору, и из которых мы назовем следующее: 1) послание митрополита Макария в Свияжск к царскому войску, 25 мая 1552 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010