Каюр, каюрка – 1) хохлатый морской нырок, 2) торопыга, юла (Псков); каюра – проводник при езде на собаках (Даль) Квашенкин Борис, новгородский ушкуйник, убит в 1378 г. в Нижнем Новгороде; Осип Степанов, 1578 г., Кострома Квашня, Квашнин : Иван Родионович Квашня, умер в 1380 г.; от него – Квашнины [см. Агрик, Андакан, Аталык, Басалай, Выслав, Грезнь, Дуда, Жох, Злоба, Кривуля, Малец, Невежа, Обраслан, Ошетан, Пищаль, Попадья, Поярок, Ратман, Розлада, Рубец, Рябец, Саламыков, Салтан, Самара, Свербеев, Туша, Чулок, Шитый] Кезомин Лука Иванович, 1467 г., Кострома [см. Несыт] Кекиев Басюк, крестьянин, 1571 г., Новгород Кекишев Данило, земский староста, 1654 г., Каргополь Кекса Иван Иванович Усов-Татищев [см. Ус, Татище], конец XV в. Келарь Петрович Акинфов, 1579 г. Келейников Иван, слуга Тихвина монастыря, 1661 г. Кельин Иван, крестьянин, 1526 г., Белоозеро Немецкий Федор Федорович, 1596 г., Звенигород Керебет , воевода, Новгород 46 Керенбей см. Киринбей Кетев Игнатий, губной староста, 1596 г., Юрьев Польский; Прокофий Игнатьевич, дворянин, 1622 г., Юрьев Кеть – пестрядина, полосатая ткань Кибалов Дорофей, крестьянин, 1495 г., Новгород Кибирь Федорович Дягилев [см. Дягиль], 1586 г., Москва Кивер Федор Владимирович Заболоцкий [см. Заболоцкий], начало XVI в. Киверев Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1495 г., Новгород Кигуй , крестьянин, конец XV в., Новгород Киев Иван Неустроев [см. Неустрой], помещик, 1568 г., Ярославль Кижа Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Кижман , холоп, 1455 г., Муром; Кижман Танеев [см. Таней], помещик, 1571 г. Кижман – пазуха (Даль) Кижуров Иван Мартьянов, архангельский стрелец, 1610 г. Кизилбаш Муратов [см. Мурат] сын Шарапов [см. Шарап], 1627 г., Кашира Кизилбаш – красноголовый (татар.) Кика, Кикин : Кика, крестьянин, 1495 г., Новгород; Жук [см. Жук] Никитич Кикин, 1520 г.; Дмитрий Андреевич Кикин, 1550 г. Кика – 1) женский головной убор с рогами, 2) кичка – носовая скрепа на судне, 3) дымовая труба соляной варницы. Другие значения см. у Даля Кикиморина ( Шишиморов, Шишиморин ): Кикиморина Ксения Осиповна, 1580 г., Кашин; Шишиморов Федот, крестьянин, 1498 г., Кострома

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Лихарь – лиходей, колдун Лихачевы : Матвей Алексеевич Кошка [см. Кошка] Лихачев, 1495 г., Новгород [см. Дружина, Семендяй] Лихач – удалец Лихин Василий, крестьянин, 1606 г., Белев Лиховид, Лиховидовы : Первуша [см. Первуша] Федорович Лиховидов, 1596 г., Рославль Лихой Иванов, слуга Калязина монастыря, 1523 г. Лихоманов Первый [ср. Первуша], подьячий, 1571 г., Новгород Лихоня, Лихонин : Лихоня, крестьянин, 1499 г., Владимир; Гридя [см. Гридя] Степанов Лихонин, земский дьячок, 1565 г., Переяславль Лихотниковы , вятчане, переселенные в конце XV в. в Московский уезд; Дмитрий Федорович, вотчинник, 1530 г., Московский уезд Лихохвостов Богдан Варганов [см. Варган], 1586 г., Тверь; Лихохвостовы, XVI–XVII вв., Тульский уезд Лихошерст Иван Юрьевич Мошнип [см. Мошна], вторая половина XV в., Дмитров Лихошерст – злой пес Лихутины Петр и Гаврило Онисифоровичи, 1599 г., Арзамас Личинкины, вторая половина XVI в., Кашира и Арзамас; сыновья Никиты, 1578 г., Кашира; Гаврило Михайлович, 1596 г., Кашира Личко Кирилл, крестьянин, конец XV в., Новгород Лишний Матвей Семенович Хлопов [см. Хлопов], начало XVI в. Лоб Вязовый Федор, крестьянин, 1624 г., Курмыш Лобан, Лобановы : кн. Андрей Иванович Лобан Ряполовский [ср. Ряполов], убит в 1436 г. татарами под Белевом; Петр Григорьевич Лобан Заболоцкий [см. Заболоцкий], сокольничий, 1495–1507 гг.; кн. Иван Александрович Лобан Ростовский, XV в.; от него – Лобановы-Ростовские; Иван Андреевич Лобан Колычев [см. Всеволожский, Козий Рог, Колыч, Саламыков, Турий Рог, Умной, Чечетка] Лобанец , крестьянин, 1495 г., Новгород; Лобанец Федорович Болотников [см. Болотников], 1530 г., Вязьма; Лобанец Осипович Лаптев [см. Лапоть], 1545 г. Лобанов Иван, стрелец, сотник, 1596 г., Арзамас Лобастиков Павел Тимофеев, 1565 г., Москва Лобень Лобков Неустрой [см. Неустрой] Фомич, убит в 1549 г. под Казанью [ср. Шаблыка] Лобоев Гаврило, крестьянин, 1564 г., Обонежье Ловот ( Ловоть ? – С. В.) Савва, крестьянин, 1495 г., Новгород Ловушка Игнатий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Степан Ловушкин, пушкарь, 1624 г., Зарайск

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дербеневы : Меньшик (Меньшой), дьяк, 1580 г.; Пятой Иванович, 1616 г., Ростов Дербыш, Дербышев : Дербыш Меньшого Голохвастов [см. Голохвастов], середина XVI в.; Дербыш Глебов, помещик, 1596 г., Смоленск; Андрей Григорьевич Дербышев, 1622 г., Бежецк Дербыш – испорченное «дервиш» Дергай Онисифор, крестьянин, 1500 г., Владимир Дергайко , крестьянин, 1501 г., Ростов Дергач , крестьянин, 1495 г., Новгород Дергач – коростель Дергунов Тимофей, крестьянин, 1495 г., Новгород Деревко, Деревков : Сергий Деревко, крестьянин, начало в., Новгород; Устин Деревков, послух, середина XV в., Углич Деревль, Деревлевы : Нестер Федорович Шевлягин [см. Шевляга], вторая половина XVI в.; от него – Деревлевы; Окул [см. Скул] Васильевич Деревлев, 1496 г., Москва Ср. под Москвой село Деревлево Деревня, Деревнин : Степан Васильевич Деревня Артемьев, 1545 г., Новгород; Афанасий Лонского [см. Ланские] Деревня Вараксин [см. Варакса], 1600 г., Смоленск; Никифор Яковлевич Деревнин, 1628 г., Брянск; Гавриил Федорович, подьячий, затем дьяк, 1672–1700 гг. Дерево Василий, крестьянин, 1525 г., Юрьев Деревяга, Деревягин : Деревяга, крестьянин, 1495 г., Новгород; Курьян [ср. Курьянов] Деревягин, крестьянин, послух, середина XV в., Переяславль Деревяга – чурбан, болван Державин Филя, торговый человек, 1481 г. Дериглаз, Дериглазов : Андрей и Михаил Фомичи Дериглазовы, бояре, конец XV в., Новгород; Василий Дериглаз, 1607 г., Ярославль Деригузов Никифор, крестьянин, 1564 г,. Олонец Дерихно Матвей, крестьянин, 1495 г., Новгород Дермель, Дермелев : Иван Арбуз [см. Арбуз] Дермель, первая половина XV в., Углич; Шатей [см. Шатей] Дермелев, 1425 г., там же Дермлиг, Дермлигов : Дермлиг Чеглоков Карачаров [см. Чеглок, Карачаров], 1527 г,; Никита Терентьевич Дермлигов, 1593 г., Арзамас Дермлиг – мелкий сокол Дернов Дмитрий Петрович, стрелецкий голова, 1614 г.; Дерновы, помещики, вторая половина XVI в., Смоленск Дерюгин Дерюга – 1) грубый холст, 2) плавунец, ликоподий Дерюжка, Дерюжкин : Дерюжка, крестьянин, 1545 г., Новгород; Никита Борисович Дерюжкин, 1622 г., Бежецк

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Скрипящий Афанасий Данилович, 1524 г., Переяславль Скрыль , крестьянин, 1495 г., Новгород Скрыль – ломоть хлеба и щепа Скрынь Агафон, слуга Кириллова монастыря, третья четверть XV в. Скрынь – ларец, коробья Скрыпеев см. Скрипеев Скрыпей , родоначальник Колокольцевых [см. Колокольцев], XV в. Скрыплев Борис, около 1425 г., Углич; Пимен Григорье вич, 1600 г., Новгород; Скрыплевы, 1626 г., Курск 82 ; Никита, посадский человек, 1664 г., Великие Луки Скряба, Скрябин : Иван Иванович Скряба Головин [см. Голова], вторая половина XV в.; Тимофей Игнатьевич Скряба Морозов [см. Мороз], середина XV в.; от него – Скрябины; другой род в XVI в. и позже в Ярославле [см. Ревяка, Скрипица, Щавей] Скубило , крестьянин, 1495 г., Новгород Скубить – скоблить, ощипывать птицу, драть за волосы, скубить кудель волокна (Даль) Скубятин (Скубятев) Андрей, крестьянин, 1530 г., Рязань Скугарев Ср. скугарить – скулить, визжать, хныкать Скугорины Алексеи и Богдан Бекетовы [см. Бекет], помещики, 1621 г., Тверь Скудин Степан, середина XV в., Кострома; Василий Григорьевич, 1493 г., там же; Василий Стрига [см. Стрига] Константинович, 1500 г., Новгород; Василий Андреевич, 1608 г., Новгород Скуда – скудость, нужда Скула Иван, троицкий слуга, 1455 г. Скулей Василий Булгаков [см. Булгак], помещик из бывших холопов, 1495 г., Новгород Скулин Постник [см. Постник], человек Алексея Даниловича Басманова, казнен в 1570 г. Скула в переносном значении – скупой, скряга Скумник Тимофей, рыболов, 1595 г., Псков Скупарев Борис, посадский человек, 1586 г., Псков Скурат, Скуратов : Прокофий Зиновьевич Скурат Станищёв [см. Станище], умер в 1501 г.; Семен Иванович Скурат Аничков [см. Аничковы], цервая половина XVI в.; Лукьян Афанасьевич Скурат Бельский [см. Бельский], отец известного опричника Малюты [см. Малюта] Скуратова; другой род Скуратовых, XVII в., в Мещере [см. Вешалов] Скурат, шкурат – лоскут старой кожи Скуратец Иванович Меликов [см. Мелик], 1545 г. Скурло Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Скутин Лукьян, крестьянин, 1627 г., Курмыш

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

(39) См.: Фролов Г.В. Храм-памятник убиенным при взятии Казани в 1552 г./Под ред. Ф.А.Ситкина и Ю.Ю.Щерстнёва. - Казань, 2003. - 19 (1) с. (40) См.: Фролов Г.В. Храм-памятник убиенным при взятии Казани в 1552 г./Издание 2-е, под ред. Ф.А.Ситкина. - Казань, 2005. - 19 (1) с. (41) Мамаева Т. Мост к храму//Время и деньги. - 2004. - N 53 - 54 (24 марта). - С. 1. (42) См.: Благая весть!//Новости епархии (2004 год)/Православие в Татарстане (Информационно-просветительский сайт Казанской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви) (18 августа 2004 г.) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.kazeparhia.ru/news/2004/?ID=636 (43) См.: Фотоальбом (19.01.2005 - праздник Богоявления (Крещение Господне)//Сайт истории православия в Татарии и народов её населяющих [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://sitkin.narod.ru/YT11.html (44) Возвращение креста на Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году (Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя)//КОМПАНИЯ ВОЛГА-АЛЬП (24 января 2008 г.) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://volga-alp.ru/2008/01/24/tample/ (45) См.: Фролов Г.В. Храм-памятник убиенным при взятии Казани в 1552 г./Издание 2-е, под ред. Ф.А.Ситкина. - Казань, 2005. - С. 18. (46) Возвращение креста на Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году (Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя)//КОМПАНИЯ ВОЛГА-АЛЬП (24 января 2008 г.) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://volga-alp.ru/2008/01/24/tample/ (47) Саттарова Г. Храм - студентам//Восточный экспресс. - 2005. - N 130 (26 июля). - С. 1. (48) Храм-памятник не заброшен//Восточный экспресс. - 2005. - N 133 (30 июля). - С. 3. (49) Там же. (50) См.: Послесловие к визиту Святейшего Патриарха Алексия II в Казань (Или что осталось за рамками официальной хроники...)//Русская линия (23 июля 2005 г.) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=103442 (51) См.: Фотоальбом (19.12.2003 - молебен воинам, убиенным при взятии Казани)//Сайт истории православия в Татарии и народов её населяющих [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://sitkin.narod.ru/YT8.html

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/02/...

Коркота – судороги, спазмы, кашель Корман , крестьянин, 1601 г., Ростов [Ср. Карман] Кормач Иван Федорович Невельский [см. Невельский], сын выезжего литвина, 1590 г., Арзамас Кормилицын Никита Андреевич, первая половина XV в., Белоозеро Кормилка Степанов, крестьянин, 1564 г., Олонец Кормило Чешков [см. Четко], крестьянин, 1611 г., Арзамас Кормыш , крестьянин, 1545 г., Новгород Корна Лев (Левушка), крестьянин, 1495 г., Новгород Корна – мешок невода или вообще рыболовной снасти Ср. корний – коренастый, невысокий Корнач , крестьянин, 1545 г., Новгород Корница , крестьянин, 1545 г., Новгород Корноух, Корноухов : Аким Корноух, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Третьяк [см. Третьяк] Васильевич Корноухов, 1565 г., Казань Корнушкин Савва, помещик, 1608 г., Нижний Новгород Корныш , посадский человек, 1585 г., Новгород Короб, Коробов : Короб Леонтьевич Проестев [см. Проесть], убит в 1552 г. под Казанью; Андрей Иванович Коробов, воевода в разных походах, 1489–1506 гг.; Андрей, Василий и Федор Васильевичи Коробовы, середина XVI в. Коробанов Григорий Иванович, вторая половина XVI в., Вязьма Коробейников Матвей, дьяк, 1605 г., Москва Коробка Калина [см. Калина], крестьянин, 1495 г., Новгород; Коробкин Никула Андреев, 1470 г., Москва Коробовские , в 1569 г. большое гнездо в Ярославле Коробыкин Афанасий, крестьянин, 1585 г., Владимир Коробья, Коробьин : Андрей Федорович Коробья Фоминский, начало XV в.; Иван Артемьевич Коробьин, боярин митрополита Алексея, середина XIV в. Корова, Коровин : Михаил Глебович Корова Кутузов [см. Кутуз], вторая половина XV в.; кн. Петр Борисович Корова Пожарский [см. Пожарские], 1550 г.; Коровины, несколько фамилий разного происхождения, вв. Коровай, Короваев : Тихон Коровай, дворецкий митрополита Ионы, 1458 г.; Федор Корнилович Короваев, 1490 г., Ростов; Леонтий Короваев, дьяк вел. кн. Ивана, конец XV в. Коровка , крестьянин, 1540 г., Новгород Королек кн. Дмитрий Константинович Оболенский, 1500 г. Королиха Евдокия, 1585 г., Псков Король Антип, крестьянин, 1495 г., Новгород; там же в XVI в. еще несколько лиц

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 После недолго занимавшего древнейшую кафедру архиепископа Серапиона (Курцова; 1551–1552) 1 в Великий Новгород был поставлен архиепископ Пимен, по прозвищу Черный. Родился он, нужно думать, при Великом князе Василии III (1503–1533) 2 . Он был постриженником Кирилло-Белозерского монастыря. В Новгороде ко времени архиерейской хиротонии владыки Пимена свирепствовала эпидемия. Поэтому летописное сообщение о поставлении нового владыки пространнее обычного, так как при этом говорится о молебне, служившемся в Успенском соборе с молением о прекращении мора: “Того же году, месяца ноября, поставлен бысть Макарием Митрополитом архиепископ Великому Новуграду и Пскову старец Пимин Черной Андриановой пустыни; Царь и Великий князь Иван Василиевич всея Русии и Митрополит Макарей вносили мощи всех святых отец да, молив Бога и святя воды, отпустил богомолца владыку Пимина в Новгород. И приеха владыка в Новгород на николин день и служил в Софии Премудрости Божии первую обедню на Николин день; и от того дни явил Бог милосердие свое, преста поветрие” 3 . Соловецкий летописец называет точную дату архиерейской хиротонии владыки Пимена — 20 ноября 1552 года; а также дату его прибытия в Великий Новгород — 6 декабря. В летописце он называется “клириком честные обители Кирилова монастыря з Белаозера” 4 . Новый владыка сразу же начинает энергичную де­ятельность в епархии, в которой из-за эпидемии сильно оскудел церковный клир. В летописи об этом говорится: “…еще смертоносное поветрие не престало в Новеграде. Он же начя служыти во святей Софеи и поставляти по обителем игумены, а по всем церквам свя­щенникы, и оттоле начя милость Божия быти, помале и поветрие преста” 5 . В декабре 1554 года в Новгороде был отлит колокол, “чтобы избавил Бог и Пречистая Богородица православных крестьян от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти” 6 . Позднее, в сентябре 1566 года, он сообщал царю еще об одном начавшемся поветрии в Новгородской епархии 7 .

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

Ибо краткое изложение, указавши день посвящения и прочее того же рода, продолжает так: „Действие совершалось почти таким образом. Во-первых, произносились молитвы по Англиканской литургии. Во-вторых, предлагалось слово к народу о достоинстве и обязанностях епископа. В-третьих, когда вышеназванный Иоанн преклонил колена, все вышесказанные лже-епископы возложили руки на главу и плечи, говоря: Accipe Spiritum Sanctum, et memento, ut suscites gratiam, quae in te est per manuum impositionem, non enim accepimus spiritum timoris, sed virtutis dilectionis et sobrietatis. В-четвёртых, по совершении немногих молитв благодарственных, действие окончилось“. Следует форма декрета, которая в первой своей части довольно отличается от той формы, которую предлагает Ле-Кьень, хотя и не противоречит ей. Экземпляр краткого изложения и декрета, опубликованного Есткортом, вышел из Священной Канцелярии 2 апреля 1852 года и засвидетельствован Ангелом Аргенти, нотарием сей Свя- Рассудительный читатель отметит, прежде всего, что здесь указуется только форма посвящения епископского, между тем Гордон в петиции своей излагал (хотя и ложно) только форму поставления пресвитеров. Отсюда является вопрос: считала ли Священная Канцелярия слова Иоанна Гордона о поставлении пресвитеров истинными или нет? Если она верила в их истинность, то приговор её, опирающийся на такой лжи, ничтожен; если считала лживыми, то отчего не поведала обстоятельнее о той форме? Во-вторых, он усмотрит, что форма, здесь указанная, не есть та, которая была в употреблении в 1688 году, по кр. м. в Англии, но прежняя, то есть форма 1550 и 1552 годов. Ибо она не имеет слов, прибавленных в 1662 году „ad officium et opus episcopi in ecclesia Dei quod jam tibi committitur et cet“. Говорится о словах, что они произнесены были всеми посвятителями. Далее, столь небрежно сообщена была форма, что написано gratiam вместо gratiam Dei и non enim accepimus вместо non enim dedit nobis Deus ( 2Тим.1:7 по Св. Иерониму). И при этом, в-третьих, описание действия на самом деле не согласно ни с теми книгами (т. е. чиновниками 1550 и 1552 годов), ни с позднейшей (т. е. 1662 г.). Ибо нигде в чиновниках наших не предписывается возложение рук на плечи; и многое проходится молчанием, как напр. представление, испытание, гимн „Veni Creator“. Что же говорится в кратком изложении в-четвёртых, отнюдь не есть истинно. Ибо после слов Accipe Spiritum Sanctum и дальнейших следует вручение Святой Библии с второй повелительной формой „Attende lectioni, exhortationi et doctrinae, et cet. Затем совершается Святое Причащение. Наконец в 1550 и 1552 годах следовала только одна молитва (Super hunc famulum tuum, quaesumus, Pater misericors), а в 1662 году присоединена была другая (Actiones nostras) вместе с благословением (Pax Dei quae exsuperat). „Небольшого же числа молитв благодарственных“ нет нигде. Далее „concio“ (речь) не предписывается в книгах 1550 и 1552 годов, но в первый раз является в чиновнике 1662 года, хотя вероятно,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К. И. Острожский, то очевидно пожалования монастырь получил именно от него. Ряд обителей упоминается в жалованных грамотах Сигизмунда I волынским князьям: монастырь св. Иоанна Кущника в Перемиле в грамоте 1511 г. кн. Ивану и Федору Вишневецким (Архив Юго-Западной России. 1907. Ч. 8. Т. 4. 2, о патроне монастыря см.: Archiwum Sanguszkˆow. Lwˆow, 1890. T. 4. CXCVIII); монастырь Вознесения Богородицы в Дорогобуже на Горыни в грамоте 1514 г. кн. К. И. Острожскому (там же. Т. 3. CXLIX) и монастырь св. Николая в Лютовиже Владимирского повета в грамоте кн. Ф. М. Чарторыйскому (Архив Юго-Западной России. Ч. 8. Т. 4. 10). В грамоте Сигизмунда I 1518 г. кн. К. И. Острожскому упоминается монастырь Св. Спаса под Луцком (Archiwum Sanguszkˆow. T. 3. CLXXIII) — очевидно, монастырь Св. Спаса в Чернчицах (Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Т. 3. С. 209. 2221). В документе 1543 г. как часть владений кн. Василия Михайловича Сангушко назван монастырь Св. Троицы у с. Вербки под Ковелем (Теодорович. Историко-статистическое описание. Т. 5. С. 57–58). На территории Белоруссии может быть указан монастырь Спаса в Могилеве. В описании города 1552 г. помещены сведения и о самом монастыре, и о его городских владениях (Витебская старина. Витебск, 1883. Т. 1. С. 343). В том же документе говорится о передаче части медовой дани с Могилевской волости «на монастырь Пустынскои под Оршою» (там же). К 1552 г. относятся сведения о существовании монастыря св. Пятницы в Клецке (Писцовая книга Пинского и Клецкого княжества Станислава Хвальчевского 1552–1555 гг. Вильна, 1884. Предисл. С. XXXVIII). 13 июля 1552 г. датируется грамота королевы Боны, утвердившей соглашение о передаче престарелой игуменьей монастыря св. Варвары в Пинске Анисьей Велятицкой управления обителью Ульяне Почаповской (Грушевский. Пинское Полесье. Прил. 68. С. 102–103). Возможно справедливо утверждение архим. Николая, что монастырь основан в 1520 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

06 декабря 2012 г. Содержание Жалованная грамота царя и великаго князя Иоанна Васильевича IV архиепископу Пимену, об утверждении за Софийским домом Подмосковной вотчины (1555 года 20 февраля) Грамота Новгородского архиепископа Пимена псковскому духовенству (1556, 20 авг.) Грамота Митрополита Макария Новгородскому архиепископу Пимену об иеромонахе Авраамии из Юрьева монастыря, служившем Божественную Литургию без епитрахили (1556, декабря 18) Богомольная грамота митрополита Макария в Новгород, о совершении молебных пений по случаю голода (1557, февраля 27) Послание Новгородского архиепископа Пимена Митрополиту Макарию в связи с обретением мощей святителя Никиты (1558 июнь-июль) Челобитная житничнего ключника архиепископу Новгородскому Пимену (1552–1563 гг.) Послание Новгородскаго архиепископа Пимена Царю Иоанну Васильевичу о укреплении на брань с литовцами (1563, января 24) Отписка к государю царю Иоанну Васильевичу от Новгородского архиепископа Пимина известительная о приложении своей руки на присланной к нему записи касательно прощения вины боярину Ивану Петровичу Яковлеву и о посылке помянутой записи обратно к нему государю. Писана 1565 года июня 2 дня     После недолго занимавшего древнейшую кафедру архиепископа Серапиона (Курцова; 1551–1552) 1 в Великий Новгород был поставлен архиепископ Пимен, по прозвищу Черный. Родился он, нужно думать, при Великом князе Василии III (1503–1533) 2 . Он был постриженником Кирилло-Белозерского монастыря. В Новгороде ко времени архиерейской хиротонии владыки Пимена свирепствовала эпидемия. Поэтому летописное сообщение о поставлении нового владыки пространнее обычного, так как при этом говорится о молебне, служившемся в Успенском соборе с молением о прекращении мора: “Того же году, месяца ноября, поставлен бысть Макарием Митрополитом архиепископ Великому Новуграду и Пскову старец Пимин Черной Андриановой пустыни; Царь и Великий князь Иван Василиевич всея Русии и Митрополит Макарей вносили мощи всех святых отец да, молив Бога и святя воды, отпустил богомолца владыку Пимина в Новгород. И приеха владыка в Новгород на николин день и служил в Софии Премудрости Божии первую обедню на Николин день; и от того дни явил Бог милосердие свое, преста поветрие” 3 . Соловецкий летописец называет точную дату архиерейской хиротонии владыки Пимена – 20 ноября 1552 года; а также дату его прибытия в Великий Новгород – 6 декабря. В летописце он называется “клириком честные обители Кирилова монастыря з Белаозера” 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010