См. о нём: Игумен Макарий. Всероссийский Митрополит Афанасий (1564–1566)//БТ. Сб. 25. 1984. С. 247–259. 9 Об этом же говорится в 33-й главе постановлений Стоглавого Собора (Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2. М., 1985. С. 296–297). 10 Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 401–410. 14 Кудрявцев И. М. “Послание на Угру” Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в.//ТОДРЛ. Т. 8. М.; Л., 1951. С. 158–186. 17 Лурье Я. С. Заметки к истории публицистической литературы конца XV — первой половины XVI в.//ТОДРЛ. Т. 16. М.; Л., 1960. С. 464–465. 18 Архимандрит Макарий. Послание Митрополиту Макарию//Макарьевские чтения: Русские государи — покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 99–104; Он же. Жизнь и труды святителя Макария… С. 397–398. 19 Здесь и далее цитаты из Священного Писания приводятся автором Послания в более или менее свободном виде. — Ред. 20 Ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 410. 21 Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоан­ну IV (1547, января 16); Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 365, 406. См. также: Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 550; Архимандрит Макарий. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 134. 24 Истнити — разбить, сокрушать, стереть. — Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1986. С. 385. 25 Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Указ. соч. С. 406. 27 Молитва, читаемая в конце великопостной утрени и вечерни: “Небесный Царю, веру утверди, языки укроти, мир умири, святый храм сей (или святую обитель сию) добре сохрани…”.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

Короткий промежуток времени, продолжавшийся немногим более десятилетия (1552—1565), для Мурома был подлинно золотым. Однако в результате морской язвы в 1570 году и голода в 70-е годы XVI город вновь и надолго захирел. Жители, гонимые голодом, пожарами, своевольством городских правителей, которое особенно усилилось после учреждения Иваном Грозным опричины, разошлись по окрестным деревням и селам. Как подтверждает опись Шешилова 1574 года, на посаде осталось всего лишь 149 жителей, проживающих в 111 домах. Некоторые неточности в размерах по главной оси и в толщине стен можно об­яснить наклонным рельефом и различными размерами кирпича. Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970. Возведена более четыреста лет назад в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Демьяна. Пожалуй, ни один храм древнего Мурома не овеян таким количеством легенд и сказаний, как этот. Народная память связывала строительство храма с именем Ивана Грозного. Из поколения в поколение передавалась красивая легенда, согласно которой, церковь построили на том самом месте, где некогда стоял царский шатер, из которого Иван Грозный наблюдал за переправой своих войск через Оку, во время похода на Казань. Царь Иван Грозный действительно был в Муроме во время Казанского похода 1552 г. В " Летописце начала царства " (1533 - 1552 г.г.) сказано: " А сам государь пошел из Володимеря июля 10, в неделю, к Мурому, и приде в Муром того же месяца 13, в среду " . Проведя в городе неделю " в среду, на пророка Ильин день " - 20 июля 1552 г. - Иван IV направился на восток. Однако это вовсе не означает, что ему пришлось все это время жить в шатре на берегу реки. Достоверно известно, что в середине XVI столетия Муроме имелся особый двор, принадлежавший царской фамилии. Находился он " у Николы Мокрого по конец Пушкарской улицы " . Из Писцовой книги 1636 г. узнаем, что Козьмодемьянская церковь " строение мирское " , то есть прихожан, жителей Мурома, обитавших в окрестностях храма. Итак, в сопоставлении с историческими документами красивая легенда превратилась в фольклорный вымысел.

http://sobory.ru/article/?object=00629

И сегодня Православная Церковь чтит Блаженного Василия, непобедимого страдальца, покорившего плоть духу, очистившегося от грехов и тлена мира сего, провидца, принимавшего на свои плечи грехи и беды немощных людей и обличавшего людей гордых и властных. По отшествии в мир иной святой продолжает приносить людям счастье и радость исцеления, оказывает скорую помощь и заступничество. 1 Дата определяется исходя из указания большинства источников «лет живота блаженнаго в 88». Поскольку год кончины 7065 не вызывает сомнения, то и получаем 7065–88=6977 (1468 г.). 3 Протоиерей И. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы//Записки Московского археологического института. М., 1910. Т. VIII. С. 332. Во второй половине XV в. Елохово было пригородным подмосковным селением с церковью в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая до нашего времени не сохранилась. 5 Протоиерей И. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы... С. 79. 8 Панченко А. М. Древнерусское юродство//Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. М.;Л., 1976. С. 101. 9 Протоиерей И. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы... С. 351. 10 Протоиерей И. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы... С. 352 12 Указание некоторых источников на 1552 (7060) год, как год кончины Блаженного, нельзя принять, поскольку он не согласуется с фактами погребения Блаженного. Укажем на главные из них: во-первых, царь Иоанн Грозный, который, как указывают все источники, присутствовал при погребении и нес гроб Блаженного, не мог это сделать 2 августа 1552 г., поскольку за месяц до этого выступил из Москвы в Казанский поход и был 2 августа под Алатырем (недалеко от Казани), во-вторых, посещение Блаженного Василия царем Иоанном Грозным с царицей Анастасией и с сыновьями Иоанном и Федором перед кончиной не могло состояться в 1552 г., поскольку царевич Иоанн родился в 1554 г., а царевич Феодор – в 1557 г. Традиция считать 1552 г. годом кончины Блаженного Василия восходит, видимо, к печатным Святцам 1646 г. Известный нам старейший список Жития Блаженного Василия, находящийся в августовской Минее Четье 1600 г. Чудовского собрания Синодальной библиотеки (ГИМ, Син. 317), приводит 1557 год, как год кончины Блаженного (Ср.: Протоиерей И. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы... С. 359–362).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

— Часослов. М., 2002. Л. 52 об., 114. 28 Объюродети — впасть в безумие, обезуметь. — Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 370. 29 Неветохранитель — вероломный человек. — Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. С. 42. В Послании к Римлянам — “неклятвохранителны” (Рим 1:31). 30 Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорения Казани (1552, ноября 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 414. 31 К данному слову в публикации было сделано следующее примечание: Вместо уверися (по новгородски, и вм. е, как и выше и ниже кое-где). 32 Избава — цена выкупаемого пленника, избавление. — Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. С. 210. 34 Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13); Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорении Казани (1552, ноября 3)//Указ. соч. С. 406, 414. 35 У И. И. Срезневского имеется слово ухлебить, что значит ‘накормить’ (Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. Репринтное издание. Т. 3. Ч. 2: Т–Я. М., 1988. С. 1328), но в данном случае это значение не подходит. Ухлебать — скорее ‘растратить’. 36 Поучение Митрополита Макария о глаголющих и смеющихся в храмах (1547–1551)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 395. 37 Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Указ. соч. С. 407. 38 Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 369. 40 Подоба — способ поведения. — Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 16. М., 1990. С. 17. Священник Григорий Дьяченко со ссылкой на соответствующее место из Послания апостола Павла указывает следующее значение слова подоба — ‘подобающее употребление’. — Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

в перестроенном виде), кубическое 4-столпное здание к-рого на подклете отличается упрощенным декором и наличием повышенных подпружных арок. В архитектуре соборов Горицкого и Спасо-Прилуцкого мон-рей «восстанавливается преемственность с архитектурой Белозерья конца XV в., прерванная в 1530-е гг. итальянизирующим влиянием» ( Баталов. С. 192). Вероятно, новгородскими мастерами (ростовчанами Горяином Григорьевым Царевым и Третьяком Борисовым Ростовкой?) построен древнейший сохранившийся приходский храм В. е.- действующая в наст. время Успенская ц. в г. Белозерске (после 1552-1553). В строгой монументальной постройке прослеживаются черты новгородского зодчества и одноименных соборов Кириллова Белозерского мон-ря, по образцу к-рых она возводилась, и отчасти Москвы. Массивный кубический объем завершен 5 крупными луковичными главами на приземистых барабанах, сильно выступают 3 пластичные апсиды. Мощные стены разделены широкими лопатками и лишены декора, в их толщу «врезаны» перспективные порталы упрощенного рисунка. В храме сохранились большой колокол из Пскова (1544) и барочный иконостас. Почти одновременно с белозерским был возведен Введенский собор Корнилиева Комельского мон-ря (1552-1557, не сохр.) - 4-столпный 5-главый 3-апсидный храм без подклета, с лапидарной декорацией, напоминавший монастырские храмы Ростовской епархии. Там же во 2-й пол. XVI в. соорудили 2-этажную трапезную палату с ц. во имя прп. Антония Великого, келарскую палату и настоятельские покои. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Белозерске. 1552–1553 гг. Хромолитография. 1859 г. (РГБ) Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Белозерске. 1552–1553 гг. Хромолитография. 1859 г. (РГБ) По преданию, Иоанном Грозным в Кириллове сооружена 2-главая на подклете ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом во имя прп. Дионисия Глушицкого и трапезная (1560, действует). Ц. во имя прп. Иоанна Лествичника с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата (1569-1572) над св. вратами сооружена на вклад царевичей Иоанна и Феодора, сыновей Иоанна Грозного.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Ноздря Василий, крестьянин, 1495 г., Новгород Ноздряк Гридя [см. Гридя], холоп, 1455 г., Муром Нокуев Якуш, крестьянин, 1574 г., Обопежье Нороватый Лука Пашков [см. Пашковы], помещик, 1500 г., Новгород; Ширяй [см. Ширяй] Нороватый, городовой приказчик, 1562 г., Переяславль Норок кн. Михаил Юрьевич Ромодановский, 1520 г. Норок – 1) ласка, хищный зверек, 2) болезнь от испуга (Даль) Норыгин Василий Иевлев, 1540 г., Белоозеро Нос, Носовы : Григорий Андреевич Большой Нос Колычев [см. Колыч], начало XVI в.; кн. Федор Семенович Дубовый Нос [см. Дубовый Нос] Шехопский, вторая половина XV в. Носакин Антон Васильевич, 1590 г. Владимир Носенок Степан, крестьянин, 1627 г., Белев Носко , крестьянин, XVI в., Новгород Носырь, Носырев : Носырь Андреевич Вельяминов, середина XVI в.; Герасим Носырев, посадский человек, 1636 г., Тотьма Нохра , крестьянин, 1465 г., Владимир Нюнка кн. Андрей Андреевич Голенин [см. Голеня], 1495 г. Нюнка – нюня, плакса. Ср. нюни – брылы, слюнявые губы Нюхалов Якуш, крестьянин, 1603 г., Муром О Обакан Васильевич Титов, 1531 (1532? –С. В.) г., Переяславль Обакша , холоп, портной, 1539–1576 гг., Новгород Обалишин Фома, посадский человек, 1660 г., Зубцов Обарин Захар Григорьевич, 1550 г·, Тверь [Ср. Оборины] Обара, опара – тесто Обатур, Обатуровы см. Оботур, Оботуровы Обед, Обедовы : Василий Ильич Обед Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], 1495 г., Новгород; от, него – Обедовы [см. Лупанда] Обедня Алексей Юрьевич Курицын-Каменский [см. Курица, Каменский], середина XVI в. [см. Аминь] Обезьянинов Бурнаш [см. Бурнаш] Васильевич, 1561 г., Коломна; Обезьянинов, XVII в., Рязанский уезд [см. Смирка] Обелмин Григорий, посадский человек, 1560 г., Устюжна Обельмицын Аким, крестьянин, 1610 г., Белев Обельцына Иван, крестьянин, 1604 г., Белев Обернибесовы : Дмитрий Федоров Обернибесов, пристав вел. кн., 1507 г.; Кудаш [см. Кудаш] Артемьевич, 1577 г., Ржева Владимирова; Савелий, казнен в 1570 г. в Новгороде; Петр Иванович, 1605 г·, Новгород [см. Горчак, Непогодье, Страх] Оберучев Иов Онтуфьевич, Соль Галицкая; Григорий, 1534 г., там же

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кречетников Яков и Гридя [см. Гридя] Авраамовичи, конец XV в. Новгород; Андрей Васильевич, 1603 г. Кривая Шапка , крестьянин, 1495 г., Новгород; Семен Кривая Шапка, крестьянин, 1530 г., Арзамас Кривая Щека Папыш [см. Папыш], крестьянин, 1495 г., Новгород Кривец Иуда, крестьянин, 1490 г., Новгород Кривобород Семен, крестьянин, 1604 г., Арзамас Кривоборский [см. Ковер, Лайко, Приемыш] Кривой – очень распространено; Кривой Гаврило Семенович Всеволож, вторая половина XV в. [см. Дымов] Кривой Кошель см. Кошель Кривок Яков, крестьянин, конец XV в., Новгород Кривоножкины , 1646 г., Казань Кривонос кн. Михаил Юрьевич Горенский-Оболенский, 1567 г.; Артемий, посадский человек, 1623 г., Гороховец Криворог Григорий Васильевич Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], середина XV в. Кривочелюстный Михаил Фомич, митрополичий дворянин, начало XV в. Кривочур Архип, крестьянин, 1624 г., Курмыш Кривошейка Роман Григорьевич Плещеев [см. Плещей], 1550 г. Кривошея, Кривошеин : Кирилл Русинов [см. Русин] Кривошея Волынский [см. Волынский], вторая поло вина XVI в.; Гридя [см. Гридя] Огарыш [см. Огарыш] Никитин сын Петряева Кривошеин, конец XV в., Новгород [см. Огибаловы] Кривуля Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород; Кривуля Родионович Квашнин [см. Квашня], середина XVI в. Кривцов Василий Семенович, литвин, середина XVI в., Переяславль Кривцовский Еремей Иванович, 1596 г., Клин Крик Зуков [см. Зук] Тыртов [см. Тыртов], помещик, 1568 г., Новгород; Александр Крик, холоп, 1594 г., Новгород [см. Слых] Криницын Варсонофий, старец Кириллова монастыря, 1579 г. Кринкин Ефим, подьячий, 1638 г., Москва Крисов , крестьянин, 1627 г., Курмыш Кровков см. Кравков Кровопуск , крестьянин, начало XV в., Переяславль; Петр Кровопусков, посадский человек, 1647 г., Зарайск Крокозов Авксентий Лаврентьевич, городовой приказчик, 1596 г., Муром Крома, Кромин : Фома Крома, митрополичий слуга, 1510 г.; Григорий Данилович Кромин, 1550 г., Дмитров; Кромин Василий, 1538 г., Тверь Крома – край Кропачев Иван, солдат, 1650 г. Кропач – портной по перешивке старого платья

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Халезов Андрей, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Матвей Халезов, подьячий, 1675 г., Москва Халтура ( Холтура ), сотский, пачало XVI в., Гороховецкая волость; Холтура, крестьянин, 1499 г., Владимир Халяна Степан Иванов, крестьянин, 1615 г., Арзамас Хамтала Вассиан, игумен Благовещенского монастыря на Унже (Унорже? – С. В.) Костромского уезда, около 1500 г. Ханыков Григорий Воинович , дворянин, 1660 г. Ханя, Ханин : Ханя, холоп, 1539 г., Новгород; Ханя Никифоров, посадский человек, 1595 г., Псков; Ханины, крестьяне, 1624 г., Курмыш Хапало кн. Василий Матвеевич Шаховской [см. Шаховские], конец XVI в. Хапать – хватать Хапугин Иван, подьячий, 1625 г., Москва Хапуга – хам, холуй, попрошайка (Даль) Харабурда Федор Федоров, посадский человек, 1646 г., Казань Ср. хараборы – мохры, края обтрепанной одежды [Ср. Холобурда] Харамза Иван Игнатьевич Измайлов [см. Измайлов], вторая половина XV в., Тверь; Иван Харамза, крестьянин, 1495 г., Новгород Харапуга Василий Иванович, крестьянин, 1604 г., Соль Вычегодская Харазин Шишка [см. Шишка] Карпович, середина XVI в., Кострома Харзеев Иван Григорьев, царский сытник, 1572 г. Харибут, Харибутов : Харибут, холоп радонежского князя, ключник; Иван Харибутов, крестьянин, 1495 (1496? – С. В.) г., Заонежье (Обонежье? – С. В.) Харилов Третьяк [см. Третьяк] Иванов, подьячий, позже дьяк, 1571 г. Харица , крестьянин, конец XV в., Новгород Харпылев Андрей, крестьянин, 1627 г., Белев Харуза см. Хоруза Харя, Харин : Харя Лагирь [см. Лагирь], холоп кн. Юрия Дмитриевича, середина XV в.; кн. Семен Иванович Харя Шаховской [см. Шаховские], 1616 г.; Парамон Харя, холоп, 1594 г., Новгород; Иван Харин, крестья нин, 1646 г., Вологда Харя Угреватая см. Угреватый Хахилев ( Хихиль, Хихилев ) Вассиан, троицкий старец, около 1440 г.; Карп Петров, писарь, 1445 г.; Хихиль, XV в., Радонеж Хахаль – плут, обманщик, волокита, щеголь Хвалимир Шатилов [см. Шатило], помещик, 1614 г., Одоев Хварушка Иванов сын Захеин [см. Захеин], крестьянин, 1670 г., Каргополь Хват, Хватов : Иван Хват, крестьянин, 1495 г., Новгород; Артемий Хватов, подьячий, 1620 г., позже, в 1634 г., дьяк, Москва

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Перескоковы , несколько человек – помещики, 1568 г., Ярославль; Перескоков Иван Карпович, 1568 г., Ярославль Перетепиха Алексей Васильевич Плещеев [см. Плещей], середина XV в. Перетрутов Петр, коломнич, убит в 1557 г. под Казанью; Давид Федорович, 1571 г.; Перетрутовы позже во Пскове и Рязани Перетятна Илья Федорович Ивков [см. Ивков], вторая половина XVI в., Новгород Перешевников Андрей, городовой приказчик, 1547 г., Суздаль Переяславцевы : Никита Логгинов, подьячий, 1491 г.; Никита Иванович, писец, 1541 г., Романов и Пошехонье Перина кн. Дмитрий Федорович Моложский, начало XV в. Пернастый , крестьянин, 1500 г., Новгород Персид Никитич Греков [см. Греков], 1599 г. Персидский кн. Семен Иванович Трубецкой, боярин, 1535–1558 гг. Перский Мясоед [см. Мясоед], 1565 г., Казань Перстятин Гридя [см. Гридя], новгородский своеземец, 1495 г. Перфуров Василий, 1495 г., Новгород Перхушков Григорий Михайлович, 1484 г., Белоозеро Перцев Михаил, помещик, 1593 г., Арзамас Перша, Першин Русин [см. Русин] Семенович, 1568 г., Ярославль [см. Ленивцев, Маета] Перша – Перфирий, Перфилий, Порфирий Песелка Осип, крестьянин, 1627 г., Белев Песенка Федор Андреевич, 1498 г., Новгород Песик , крестьянин, 1545 г., Новгород Пест, Пестовы : Прокош Пест, крестьянин, 1495 г., Новгород; Дмитрий Федорович Пестов, 1550 г., Кашира; Пестовы, 1540 г., вторая половина XVI в., Тверь, Коломна и Кашира [см. Несосед] Пестовский Иван Андреевич , 1568 г., Ярославль Пестокрад Андрей, крестьянин, 1608 г., Владимир Пестрик, Пестриковы : Пестрик, дьяк кн. Андрея Васильевича Углицкого, вторая половина XV в.; Пеняй [см. Пеняй] Пестриков, послух, середина XV в., Переяславль; Пестриковы, помещики, с конца XV в., Новгород; Иван Семенович Пестрик Толызин [см. Каверзин, Мещеряк, Осютин, Толыза] Пеструха, Пеструхины : кн. Федор Федорович Пеструха Палецкий, сын Федора Пестрого [см. Пестрый], вторая половина XV в. Пеструха – 1) глухарка, тетерка, 2) сорт яблок, 3) форель, 4) рябой (Даль) Пестрый кн. Федор Давидович Палецкий, 1425 г. 66 [см. Гундор, Пеструха]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Май День первый. Страдание священномученика Макария, митрополита Киевского Блаженный Макарий до посвящения своего в митрополита был архимандритом Виленского Троицкого монастыря. В 1495 году при венчании великого князя Литовского Александра с Еленою, дочерью великого князя Московского Иоанна, блаженный Макарий присут­ствовал в сане архимандрита Виленского, но уже назывался наречен­ным митрополитом. Великий князь Иоанн III желал, чтобы этот брак совершил «нареченный митрополит Макарий», но гордость латинян хотела везде первенствовать и унижать Православие; по ее настоянию, брак Александра с Еленою в костеле совершил Виленский бискуп Вой- цех Табор, а в православном храме совершил придворный священник и духовник Елены – Фома; блаженному Макарию оставалось при том быть только свидетелем и тайным молитвенником. В том же 1495 году «собрались епископы, – так говорит современная летопись, – Влади­мирский Вассиан, Луцкий Иона и поставили Макария архимандрита митрополитом Киева и всей России. А к патриарху послали старца Дионисия и диакона инока Германа за благословением. Тою же осенью прибыл из Царьграда посол патриарха Нифонта. Он сказал: “Не постав­ляйте после сего митрополита, пока не получите благословения от нас, за исключением великой нужды”. Они отвечали: “Мы не отказываемсяот древних обычаев соборной Цареградской Церкви и от благословения отца нашего патриарха. Мы учинили то по нужде, как и прежде посту­пали братья наши епископы при великом князе Витовте. И в правилах святых апостолов и святых отцов написано: два или три епископа пусть без всякого сомнения поставляют епископа”» 681 . Блаженный Макарий, по примеру предшественников своих, жил в Вильно: здесь посвятил он в 1495 году Кирилла в епископа Луцку. В Вильно личным сношением с великим князем Литвы святитель легко мог предупреждать происки и насилия папизма, равно помогать Православию и в других нуждах. С другой стороны, Киев в те печальные времена оставался полураз­рушенным и часто подвергался нападеньям крымских и ногайских хищников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010