В Пфорцхайме М. посещал занятия в городской лат. школе (Lateinschule), занятиями в которой руководил приверженец новой гуманистической педагогики Г. Зимлер (ок. 1477-1536), а также начал брать частные уроки древнегреческого языка. В одно время с М. в школе Зимлера учились и другие талантливые юноши из окрестных городов, многие из которых впосл. стали друзьями М., в т. ч. К. Гедион (ок. 1494-1552) и С. Гринер (Гриней; 1493-1541), ставшие крупными учеными-гуманистами и возглавившие реформационное движение в Базеле, а также Ф. Фридлиб (Иреник; 1495-1553), лютеран. проповедник и автор исторических трудов. М. жил в доме Э. Рейхлин, сестры выдающегося гебраиста и гуманиста И. Рейхлина (1455-1522). Весьма распространенное в лит-ре утверждение, что М. был внучатым племянником Рейхлина, т. к. сестра Рейхлина была женой его деда И. Ройтера (см., напр.: Manschreck. 1958. P. 31-32; Maurer. 1967. S. 14), не находит подтверждения в источниках. Вероятно, сестра Рейхлина действительно состояла в каких-то родственных отношениях с М. по линии Ройтеров, однако она не была женой его деда и родство было отдаленным (см.: Scheible. 2016. S. 13, 16; подробный анализ свидетельств см.: Idem. 1996. S. 41-47). Успехи М. в лат. и греч. языках и необычный для его лет интерес к классической лит-ре произвели большое впечатление на Рейхлина, приезжавшего в гости к сестре. Документальным свидетельством покровительства, которое Рейхлин стал оказывать юноше, является сохранившийся экземпляр греческой грамматики, в которую Рейхлин вклеил лист со своим гербом и дарственной надписью (факсимиле см.: Idem. 2016. S. 18; также см.: Melanchthon Ph. SA. Bd. 7. Tl. 2. S. 7, 333-334). Надпись датирована 15 марта 1509 г.; в ней впервые вместо нем. фамильного имени было использовано греко-латинское имя «Melanchthon» (составлено из записанных в лат. транскрипции греч. переводов 2 слов, образующих нем. фамилию М.: «черный», нем. schwartz, греч. μλας, и «земля», нем. erdt, греч. χθν), вероятно, изобретенное Рейхлином; т. о., М. получил своего рода «гуманистическое крещение». В Пфорцхайме М. вошел в круг последователей и единомышленников Рейхлина; он начал читать его сочинения; выучил и представил одну из его лат. комедий. Рейхлин подарил ему также издание лат. Библии ( Вульгаты ), которое М. хранил до конца жизни.

http://pravenc.ru/text/Меланхтон.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАПУЦИНЫ [лат. capuccini; офиц. название - Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, O. F. M. Cap., орден меньших братьев капуцинов], монашеский орден, представляет собой ветвь 1-го (муж.) ордена францисканцев . Монахи-К. носят рясу бурого цвета с коническим капюшоном (итал. cappuccio). История Орден К. возник в XVI в. в Италии в рамках движения за церковное обновление, к-рое активизировалось в период подготовки к Тридентскому Собору (1545-1563). Появление К. было связано с реформой францисканского ордена после его разделения в 1517 г. на конвентуалов и обсервантов . Основатель ордена францисканец-обсервант Маттео да Башо (ок. 1495-1552) в 1525 г. покинул обитель в Монтефьорентино и стал странствующим монахом-проповедником, живущим в соответствии с заветами католич. св. Франциска Ассизского и питающимся подаянием. В княжестве Камерино он получил поддержку местного епископа и кнг. Катарины Чибо, племянницы Римского папы Климента VII (1523-1534). Действия М. да Башо не были одобрены провинциальным капитулом обсервантов. Францисканец отправился в Рим, и папа Климент VII бреве «Сит nobis nuper» (от 8 марта 1526) и буллой «Religionis zelus» (от 3 июля 1528) официально признал деятельность М. да Башо и его последователей и их право свободно проповедовать. Новая община получила название «меньшие братья отшельнической жизни» и сначала существовала как конгрегация в рамках ордена францисканцев-конвентуалов. Первым настоятелем К. стал М. да Башо, однако вскоре он отказался от должности и вернулся к обсервантам. В 1535 г. его преемник Лудовико да Фоссомброне также оставил общину К., вернувшись к обсервантам. В 1542 г. следующий настоятель, Бернардино Окино, перешел в кальвинизм. Внутренний кризис в общинах К. удалось преодолеть при настоятелях Марио из Меркато-Сарачено (в миру Андреа Фабиани) и католич. св. Лаврентии из Бриндизи . Орден К. был утвержден буллой Римского папы Пия IV «Pastoralis officii cura» от 2 апр. 1560 г. 28 янв. 1619 г. Римский папа Павел V буллой «Alias felicis recordationis» провозгласил полную автономию К. и присвоил главе ордена титул генерального министра.

http://pravenc.ru/text/1470367.html

[Англ. Bale] Джон (21.11. 1495, Ков, графство Суффолк - нояб. 1563, Кембридж), еп. Оссорийский, видный англ. теолог, историк и драматург. Получил образование при кармелитском мон-ре в Норидже и в Джизус-колледже (Кембридж). Уже в молодости отошел от католич. веры, отказался от монашеских обетов и стал энергично проповедовать реформационные взгляды, чем навлек на себя нападки духовенства, сохранившего приверженность католичеству. После смерти своего покровителя Т. Кромвеля в 1540 г. Б. был вынужден эмигрировать во Фландрию, а затем в Германию. В изгнании он публиковал исторические материалы об англ. мучениках-уиклифитах, полемические труды и аллегорические пьесы, в к-рых отстаивал дело Реформации. После восшествия на престол Эдуарда VI в 1547 г. Б. вернулся в Англию, где одержали верх сторонники активных церковных реформ, получил место настоятеля церкви в Бишопстоке, а в 1552 г.- вакантную кафедру епископа в Оссори (Ирландия). Его рукоположение в епископский сан вызвало протесты ирл. духовенства, не признававшего нового порядка посвящения епископов, принятого Эдуардом VI и англ. парламентом. Б. столь активно насаждал протестант. вероучение, что нажил множество врагов среди местного населения и духовенства. В правление Марии Тюдор был обвинен в гос. измене, но сумел бежать в Голландию, а затем в Швейцарию, в Базель. Возвратившись в Англию при Елизавете I , в 1560 г. Б. получил место пребендария в Кентербери. У Б. ок. 90 полемических работ (нек-рые из них выходили под псевдонимами J. Harryson и H. Stalbrydge), наиболее значимые среди них - «Деяния римских понтификов» (Acta Romanorum Pontificum. Basiliae, 1538), написанные с обличительных позиций. Стиль Б. отличался язвительностью и резкостью, за что его прозвали «желчным Бейлом» («Billious Bale»). Его перу принадлежал ряд пьес, написанных в традиции средневек. мираклей, где в аллегорической форме подвергалась критике католич. Церковь («Иоанн Креститель») и превозносилась реформационная политика англ. государя, направленная против коррумпированного духовенства и суеверий («Король Иоанн»). Б. известен также как автор первого в истории собрания жизнеописаний выдающихся англ. писателей - «Illustrium Majoris Britanniae Scriptorum Summarium» (Wesel, 1548).

http://pravenc.ru/text/77824.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ Евстафьевич Андреев († март 1553, близ совр. г. Цивильска в Чувашии), мч. (пам. 4 окт.- в Соборе Казанских святых), Казанский. В Тысячной книге 1550 г. Яков Астафьевич Андреев записан как дворовый сын боярский 3-й статьи по Коломне, в Дворовой тетради 50-х гг. XVI в.- как дворовый сын боярский с пометой «Яковец умре» (ТКиДТ. С. 319). Имя И. внесено в синодик казанского Зилантова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря вместе с именами др. рус. людей, погибших при взятии Казани и во время «Казанской войны» 1552-1557 гг. (Синодик Успенского Зилантова мон-ря. Каз., 1840); И. упоминается и в др. синодиках. По контексту синодика Зилантова мон-ря можно сделать вывод, что И. воевал в отряде Б. И. Салтыкова (см. Борис Казанский ). В марте 1553 г. отряд был направлен против восставших «горных людей» - татар и чувашей и потерпел поражение близ чуваш. селения, на месте к-рого в 1589 г. была основана крепость Цивильск. И. попал в плен и был убит вместе с др. мучениками, чьи имена записаны в том же синодике. Канонизацией И. можно считать включение имени святого в сер. 80-х гг. XX в. в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 376), и в Собор Казанских святых (празднование установлено в 1984). Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

S. 211-213). В состав комиссии было включено 14 чел.; каждая сторона была представлена 2 князьями, 2 юристами и 3 теологами. Со стороны католиков в заседаниях принимали участие: Генрих Младший (1489-1568), герц. Брауншвейг-Вольфенбюттельский; Кристоф фон Штадион (1478-1543), еп. Аугсбургский; теологи И. Кохлеус (1479-1552), К. Вимпина (ок. 1460-1531) и Экк. Протестантов представляли: Иоганн Фридрих (1503-1554), герц. Саксонский (с 1532 курфюрст Саксонский); Георг (1484-1543), маркграф Бранденбург-Ансбах-Кульмбахский; теологи Ф. Меланхтон (1497-1560), Й. Бренц (1499-1570) и Э. Шнепф (ок. 1495-1558). Наиболее подробные сведения о работе комиссии сохранились в записках юриста И. Вея (1484-1544), представителя католич. стороны (публикацию и анализ см.: Hon é e. 1988; общий обзор и указание других источников см.: Schirrmacher. 1876. S. 211-349). Неск. заседаний комиссии состоялось во 2-й пол. авг. 1530 г. При обсуждении 21 положения 1-й ч. Аугсбургского исповедания католич. члены комиссии придерживались ранее выработанного католич. теологами общего заключения о том, что 8 положений (1, 3, 9, 13, 16, 17, 18, 19) могут быть признаны истинными и не нуждаются в дальнейшем обсуждении. В отношении еще 7 положений (2, 4, 5, 6, 7, 8, 10) протестантские богословы дали разъяснения, после которых католические члены комиссии признали, что эти положения не содержат ложного учения. В частности, в отношении 2-го положения было разъяснено, что первородный грех лютеране понимают не как актуальный грех каждого человека, но как общее повреждение природы, распространяющееся на всех людей; такое понимание не вызвало возражения у католиков. Кроме того, протестант. теологи признали соответствующим их убеждениям католич. учение о том, что после крещения устраняется лишь формальная часть греха, а именно вина, тогда как материальная часть, т. е. составляющее содержание греха вожделение, появившееся у людей после первородного греха, при крещении не уничтожается. При обсуждении положений 4-6, содержащих учение об оправдании, протестанты согласились отказаться от учения о том, что оправдание совершается «одной верой» (sola fide), и признали корректной католич.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

Сомаски ); католич. блж. Паоло Джустиниани (1476-1528), реформировавшему орден камальдулов и основавшему конгрегацию камальдульских отшельников с более строгим уставом. К. Т. одобрил деятельность францисканца-обсерванта Маттео да Башо (ок. 1495-1552), основателя ордена капуцинов . В Венеции К. Т. вместе с др. театинцами ухаживал в госпитале за неизлечимо больными, оказывал помощь голодающим и больным во время эпидемии чумы. В 1533 г. была основана обитель театинцев в Неаполе (с 1538 близ ц. Сан-Паоло-Маджоре). В этот период К. Т. окормлял неск. жен. обителей, в т. ч. мон-рь кларисс-капуцинок Санта-Мария-ди-Джерузалемме в Неаполе (см. ст. Капуцины ). При поддержке К. Т. в этом городе был организован приют для падших и раскаявшихся женщин. К. Т. стал инициатором создания благотворительной кассы (ломбарда) для помощи бедным (1539). В 1540-1543 гг. он был настоятелем (препозитом) мон-ря театинцев в Венеции, затем в Неаполе. Весной 1547 г. участвовал в работе генерального капитула ордена в Риме, где было принято решение об объединении с орденом театинцев конгрегации регулярных клириков Сомаски. Вернувшись в Неаполь, К. Т. заболел и 7 авг. скончался. Был похоронен на орденском кладбище близ ц. Сан-Паоло-Маджоре; впосл. его останки перенесли в церковь. С 1615 г. по решению генерального капитула память К. Т. стала отмечаться во всех обителях ордена. Беатифицирован в 1629 г. папой Римским Урбаном VIII . 12 апр. 1671 г. папа Римский Климент X канонизировал К. Т. и способствовал распространению его почитания. Изображается в облачении театинца, в руках - Евангелие, книга с уставом ордена или крест. С кон. XVII в. К. Т. стали изображать с Младенцем Иисусом на руках (напр., скульптура Дж. Л. Бернини в рим. базилике Санта-Мария-Маджоре): святому, служившему после рукоположения во пресвитера 1-ю мессу, было видение Пресв. Богородицы, Которая вверила ему Младенца (об этом К. Т. писал Лауре Миньяни - Le lettere. 1954. P. 16). Соч.: Le lettere di San Gaetano da Thiene/A cura di F. Andreu.

http://pravenc.ru/text/1683995.html

о. м.» (ср.: Brightman. 1921. Vol. 1. P. LXXI-LXXVI; Cuming. 1982. P. 40-43). «К. о. м.» (1549) Наблюдая широкое распространение новых молитвенных и богослужебных книг, содержавших тексты на англ. языке, а также частые случаи совершения представителями англ. духовенства по собственной инициативе богослужений на англ. языке, светские и церковные власти Англии к кон. 40-х гг. XVI в. признали неотложную необходимость упорядочения процесса реформирования богослужения и выработки единых для всей Церкви Англии богослужебных форм. Мн. части буд. единого богослужения к этому времени были уже подготовлены Кранмером и др. авторами, поэтому при составлении единой богослужебной книги требовалось лишь согласовать их, а также добавить др. необходимые чинопоследования. Источники не сохранили подробных сведений о том, каким образом происходила работа над 1-й версией «К. о. м.». В дневнике кор. Эдуарда VI упоминаются собиравшиеся осенью 1548 г. в Виндзоре совещания комиссии из епископов и теологов, в ходе к-рых обсуждался «единообразный порядок молитвы» (an uniform order of prayer; см.: Burnet. 1865. Vol. 5. P. 7). Основываясь на косвенных свидетельствах, историки полагают, что помимо руководившего всем процессом Кранмера в подготовке и обсуждении текста «К. о. м.» принимали участие Н. Ридли (ок. 1500-1555), еп. Рочестерский, Г. Холбич (ок. 1477-1551), еп. Линкольнский, Т. Терлби (ок. 1500-1570), еп. Вестминстерский, Т. Гудрич (1494-1554), еп. Илийский, У. Мей († 1560), декан собора св. Петра в Лондоне, С. Хейнз († 1552), декан Эксетера, Т. Робертсон († 1561), архидиак. Лестера, Дж. Редман (1499-1551), магистр Тринити-колледжа Кембриджского ун-та. По утверждению англ. церковного историка Т. Фуллера (1608-1661), в работе комиссии на каком-то этапе участвовали также Дж. Скипп (ок. 1495-1552), еп. Херефордский, Дж. Дей (ок. 1501-1556), еп. Чичестерский, Р. Кокс (ок. 1500-1581), канцлер Оксфордского ун-та, Дж. Тейлор (ок. 1503-1554), декан Линкольна (см.: Procter, Frere. 1910. P. 45-47). Отношение членов комиссии к церковной реформации было различным: среди них были как убежденные сторонники реформ (Кранмер, Ридли, Холбич), так и твердые консерваторы (Дей, Скипп, Робертсон, Терлби). Впосл. в письме кор. Англии Марии I Теодор (1553-1558) Кранмер свидетельствовал, что все без исключения члены комиссии были согласны с необходимостью перевести богослужение на англ. язык (см.: The Works of Thomas Cranmer. 1846. Vol. 2. P. 450); вместе с тем у них были серьезные разногласия по мн. частным вопросам, в особенности о том, каким образом следует реформировать последование мессы (см.: Procter, Frere. 1910. P. 47-50).

http://pravenc.ru/text/ Книга общих ...

В 1234 г. католическим епископом в Киев был назначен доминиканец Герард (Готгард). По-видимому, он был не епископом Киева, но титулярным миссионерским епископом Руси (упом. как «епископ Руси без постоянной кафедры»), постоянное жительство имел при Опатовском аббатстве близ Кракова. В 1321 г. Любушский еп. Стефан нарек на Киевское еп-ство доминиканца Генрика, к-рый получил утверждение в Авиньоне от папы Иоанна XXII . С тех пор начинается непрерывный ряд католич. епископов для Руси, живших сначала в Польше. Переезд католич. архиерея в Киев, по-видимому, совершился в нач. XV в., это событие следует связать со строительством в городе в 1429-1433 гг. костела. Закладка нового доминиканского мон-ря и костела св. Николая (над Днепром на Оболони) датируется рубежом XIII и XIV вв. К 1411 г. относится предоставившая Киевскому доминиканскому мон-рю и костелу св. Николая земельный участок в предместье Сырец грамота, данная кн. Александром (Олелько) Владимировичем, подлинность к-рой оспаривается. Несмотря на вероятный подложный характер этой грамоты, ее подтвердил в 1614 г. польск. кор. Сигизмунд III по просьбе приора киевского доминиканского конвента Регинальда Крушинского. Мон-рь был сожжен во время татарского набега на Киев в 1482 г., впосл. быстро восстановлен на новом месте - вблизи Житного торга, под замком на горе Хоривица (позже Замковая гора, Киселёвка), и был посвящен Св. Троице. Как действующий упоминается уже в 1495 г., в люстрации Киева за 1552 г. В 1552 г. доминиканский мон-рь Св. Троицы брал особую подать - «померное» от зерна, ввозимого в Киев (Сб. мат-лов для исторической топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. С. 10). Между 1592 и 1638 гг. костел Св. Троицы на Житном торге сгорел, рядом с ним после пожара был построен костел св. Николая, сгоревший в 1651 г. На Замковой горе, на территории Киевского замка, построенного ок. 1542 г., действовал приходский костел, упоминаемый в люстрации 1552 г., по соседству с ним тогда располагались 3 правосл. храма. Но уже в 1592 г. там вместо костела была небольшая заброшенная часовня, к-рую видел еп. Иосиф Верещинский. Вероятно, при пожаре, к-рый около 1606 г. уничтожил деревянный Киевский замок, сгорела и католическая часовня. В 1638 г. в замке был построен новый костел, просуществовавший до 1651 г.

http://pravenc.ru/text/Киевская ...

В тексте все эти фрагменты подчёркнуты и в примечаниях к подчёркнутому указано, где они встречаются в других документах Святителя. Их всего тринадцать; укажем эти цитаты здесь: 1) “ яко пси гладнии, языки своими полижют землю, ангил Господен буди погоняй ” (Пс 34:6) 19 (ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 410); 2) “ Аз воздвигох тя Царя правде, и призвах тя правдою, приях тя за руку и укрепих тя ” (Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV (1547, января 16); Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 365, 406. См. также эту цитату в Послании архиепископа Пимена царю: Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 550; Архимандрит Макарий. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 134); 3) “ един поженет тысещу, а два двигнета тмы ” (Втор 32:30) (ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 409); 4) “ двери медная и ве­рея железныя сломлю ” (Ис 45:2) (По­слание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 406); 5–6) затем следует назвать незначительные по объёму фрагменты: 4 Цар 10:35 (см.: Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 402), а также: Мф 25:16 (Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорения Казани (1552, ноября 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 414); 7) “ больши сея любви никто же имать, аще кто положит душу свою за други своя ” (Ин 15:13) (Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13); Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорении Казани (1552, ноября 3)//Архимандрит Макарий.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

Мы почти не располагаем прямыми данными о том, как складывалась его жизнь после 1494–1495 годов вплоть до 1498 года, когда застаем его в замке Мирандола, а переписка 1498– 1503 годов позволяет установить некоторые факты биографии. И. Денисов полагал, что он покинул Флоренцию зимой 1495/96 года, направляясь в Венецию, но оказался сначала в Болонье, где провел эту зиму в кругу известного профессора Урчео Кодро, который стал его наставником, как ранее Ласкарис. Денисов ссылался на письмо Кодро, направленное Баптисте Пальмиери, где упомянут «молодой грек Михаил», в котором автор увидел Михаила Триволиса 31 . Но письмо это значительно более позднее (апрель 1498 года), а хронологические калькуляции Денисова, результатом которых явилась «зима 1495/96 года» как дата отъезда, достаточно произвольны. Письмо позволяет лишь констатировать факт знакомства Михаила с Урчео Кодро и пребывания его в Болонье ранее 1498 года, но нет данных для определения как более точной 2 Н. Синицына даты приезда в Болонью, так и характера его отношений с Кодро. Тем не менее 1495 год и Венеция, возможно, не случайно появились в построениях Денисова, хотя соответствующие факты еще не были ему известны – они введены в научный оборот позже. Альд Мануций издал в Венеции в 1495 году древнегреческого поэта Феокрита. Это было самое начало карьеры знаменитого печатника, основателя издательского дома, продолжавшего функционировать не одно десятилетие после его смерти. А среди новых автографов Михаила Три- волиса, то есть переписанных им рукописей, также имеется Феокрит 32 . Дата переписки рукописи не указана. Можно предполагать, что 1495 год издания – terminus ante quern 8 для переписки, поскольку наличие печатного издания делало едва ли целесообразным заказ рукописи сразу после него. Но не была ли сама переписка связана с подготовкой издания? Замысел издания появился у Альда Мануция значительно раньше, о чем говорит направленное ему ответное письмо уже упомянутого болонского гуманиста Урчео Кодро (26 октября 1492 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010