Состав гробниц определяет время изготовления оклада Рублевской «Троицы»: это — период супружества царя Ивана и Анастасии Романовны (февраль 1547 — август 1560 г.), корректируемый фактом женитьбы Юрия Васильевича на Ульяне, дочери Д. Ф. Палецкого (3 ноября 1547 г.). Таким образом, Грозненский оклад создан между ноябрем 1547 г. и августом 1560 г. Обращает на себя внимание факт, что среди изображений святых на гробницах нельзя найти ни одного, соименного детям Ивана и Анастасии. Но царевна Анна родилась 10 августа 1549 г., умерла 20 июля 1550 г. Царевна Мария родилась 17 марта 1551 г., умерла в том же году 8 декабря . Царевич Дмитрий родился в октябре 1552 г., умер 4 июня 1553 г. Однако, царевич Иван, родившийся 28 марта 1554 г. и крещенный в честь Иоанна Лествичника, и царевич Федор, родившийся 31 мая 1557 г. и крещенный в честь Федора Стратилата, — оба пережили дату 1560 г., но в изображениях гробниц никак не засвидетельствованы. Следовательно, изготовление оклада можно ограничить ноябрем 1547 — мартом 1554 г. Оценим тематическую направленность в целом всего состава изображений на гробницах Грозненского оклада. В свое время В. А. Плугин подметил некоторую связь между изображениями гробниц на окладе «Троицы» и подбором святых, упоминаемых в июльском (1552 г.) послании митрополита Макария к царю под Казань, и сделал отсюда вывод, что замысел оклада состоял в прославлении царя и царского рода (при этом сделано указание на личных патронов Грозного, его отца и деда, но имена остальных членов семьи оставлены без внимания) в связи с победой над Казанским ханством  . Действительно, в июльском послании 1552 г. митрополит со всем собором молят Господа Бога и Пречистую Богородицу о помощи царю и всему христианскому воинству, чтобы Господь исполнил царское желание помощью и поспешением архистратига Михаила и молитвами святого Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла и Иоанна Богослова, великих Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, русских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Леонтия, мученика Георгия, страстотерпцев Бориса и Глеба и молитвами преподобных Сергия, Варлаама и Кирилла (перечисляю небесные силы и святых угодников, которые соответствуют изображениям на гробницах Грозненского оклада) .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

По его поручению Романский еп. Макарий составил летопись, охватившую историю М. к. за 1504-1556 гг. Также по распоряжению господаря были отреставрированы монастыри Молдовица и Бистрица, перестроен монастырь Кэприана ( E anu. 2003. P. 13-14). В период правления Петру IV Рареша наблюдался расцвет наружной церковной настенной живописи, которая стала известна далеко за пределами страны (фрески мон-ря Пробота, ц. вмч. Георгия в Сучаве, мон-рей Хумор, Воронец, Молдовица, ц. вмч. Димитрия в Сучаве, церкви в Кошуле и др.). Внешняя живопись не только была носительницей художественных и духовных ценностей, но и имела патриотическую направленность в борьбе за преодоление османского сюзеренитета ( Ulea. 1963. Vol. 10. N 1. P. 57-92; 1972. Vol. 19. N 1. P. 37-53). Петру IV Рареш умер 3 сент. 1546 г. и был похоронен в мон-ре Пробота. После него правили его дети Ильяш II (1546-1551) и Штефан VI (1551-1552). Первый окончательно отказался от претензий на Покутье. Покинув престол, он принял мусульманство и стал силистрийским пашой ( Grigore Ureche. 1958. Р. 168). Штефан VI Рареш безуспешно пытался вернуть трансильванские владения своего отца, выступил против пропаганды идей Реформации в М. к., защитив правосл. Церковь. Однако конфискация имущества арм. купцов и преследование боярских группировок привели к заговору против него великих бояр и к убийству господаря (1552) (Cronicile slavo-române. 1959. Р. 129, 139-140). Внутриполитическая неустойчивость была характерна для М. к. и в период правления Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568) и Деспота Водэ (1561-1563). Первый добился престола при помощи Польши, но вскоре, обеспокоенный возросшими претензиями польск. короля в качестве сюзерена, сменил курс в сторону отношений с Портой. Его авторитарное правление привело к заговору бояр, к-рые при помощи Польши и Габсбургской монархии отстранили его от власти и возвели на престол Деспота Водэ - грека-авантюриста и сторонника Реформации. Он покровительствовал протестантам, нашедшим убежище в М.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Являлся келарем Троице–Сергиева монастыря в 1550, 1552, 1555—1561 гг. С именем Адриана Ангелова можно связывать создание Повести о Казанском взятии 1552 г. Троицкое происхождение Повести не вызывает сомнений. Уже во введении автор призывает молитвы русских чудотворцев и особенно «великого чудотворца, нашего заступника и помощника» преподобного Сергия и его ученика Никона Радонежского. Подробно описывается посещение царем Иваном Грозным Троице–Сергиева монастыря, приводится его молитва у раки Сергия, при этом вновь подчеркивается величие Преподобного («Которого от святых в Рустей земли тако Бог прослави, яко же тебе?») и нижайше испрашивается милость «Христова угодника» о пособии на «супротивных». Характерно включение в текст повествования рассказа о «видении» святого Сергия, будто бы «ходяща по граду (Казани) и град очищающе», что и явилось предзнаменованием будущей победы русского воинства. В памятнике содержатся сведения об иконе Троицы, которую Иван Грозный украсил «златом и камением многоценным», и иконе, изображающей явление Богородицы с апостолами преподобному Сергию. Приезду Адриана Ангелова под Казань с иконой и святой водой придается в Повести вообще особое значение. «И от того дни православному царю нашему вся радость и победы на враги от Господа даяшеся», — многозначительно заключает автор. Придание решающей роли в военной кампании приезду Адриана Ангелова с троицкими святынями уместно сопоставить с признанием писателя, что он «ово слышати сподобися от самодержца и благочестивого царя нашего, ова же и своима очима видех». В совокупности все это приводит к признанию Адриана Ангелова автором Повести о Казанском взятии. Адриан Ангелов вел также своеобразную летопись Троице–Сергиева монастыря. В одном рукописном сборнике (ГИМ, Син. 645) помещены его собственноручные записи о строительстве в монастыре в 1552, 1556—1559 гг., с неизменным добавлением: «при келаре Андреяне Ангелове». В 1560 г. келарь Адриан Ангелов написал челобитную царю об изменении статуса Троицкого монастыря, которая была удовлетворена: в Сергиеве монастыре была учреждена архимандрития, а 6 января 1561 г. Троицкий игумен Елевферий поставлен первым архимандритом. В Русской церковной иерархии Троицкий архимандрит отныне стал выше всех архимандритов и игуменов. Умер Адриан Ангелов в 1561 г. (по некоторым данным — убит Грозным).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Первые каменные церковные сооружения на территории епархии появились не ранее 50-60-х гг. XVI в. Возведение кирпичных храмов в эпоху Иоанна IV Грозного связано исключительно с Муромом. В июле 1552 г. Иоанн Грозный провел в городе 2 недели во время военного похода на Казань. После победы над ханством, вероятно во исполнение царского обета, в Муроме взамен деревянных построек начали возводить каменные храмы. Их строили на местах, имевших особое значение в сакральной топографии города ( Сухова. 2004. С. 12). Прямое указание на причастность царя к созданию каменного Благовещенского собора имеется в Пространной редакции «Повести о водворении христианства в Муроме»: под 1552/53 г. указано, что «прислал государь царь в Муром каменщиков» (Житие св. блгв. кн. Константина и чад его, блгв. князей Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев по ркп. 1-й пол. XIX в. МИХМ. инв. М-2325// Сухова О. А. Житийная икона св. блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских: Александр Казанцев, 1714 г. М., 2006. С. 255-256). Писцовые документы 1623/24 и 1636/37 гг. фиксируют неск. построек в камне: городской собор, 5 храмов в 3 мон-рях и одну приходскую церковь, к-рые могли быть построены в грозненское время или неск. позже. А. Г. Мельник приводит перечень этих церковных сооружений Мурома: Благовещенский собор (заложен в 1552/53) Благовещенского мон-ря; городской собор Рождества Пресв. Богородицы (50-60-е гг. XVI в.); приходская ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского) (50-60-е гг. XVI в.); шатровая ц. святых Космы и Дамиана (1564); постройки Спасского мон-ря: Спасский собор (60-е гг. XVI в.), колокольня (60-е гг. XVI в.?), Покровская ц. с трапезной (2-я пол. XVI в.?), надвратная ц. прп. Кирилла Белозерского (2-я пол. XVI в.?; Мельник. 1994. С. 182). Из них сохранились лишь 2 памятника: значительно перестроенный Спасский собор и храм святых Космы и Дамиана, у к-рого в 1868 г. обрушился каменный шатер. В Благовещенском соборе от эпохи Иоанна Грозного осталось очень мало; в результате перестройки 60-х гг. XVII в. его облик приобрел типичные черты сер. XVII в. Николо-Можайский храм простоял недолго; в писцовой книге 1636/37 г. он зафиксирован разрушенным после пожара ( Сухова. 2009. С. 193-194). В Спасском мон-ре, кроме собора, не сохранились др. первоначальные каменные постройки.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Кроме всех вышеуказанных житий, в Степенную Книгу при Макарии внесено было еще житие Даниила Переяславского; об остальных же житиях, помещенных в Степенной Книге, можно предполагать, что они внесены туда или до Макария, или после него. Как в составлении Четий Миней, так в Степенной Книге Макарий являлся только главным руководителем, но от него осталось, как мы видели, и много собственных сочинений. Хотя они и по качеству, и по количеству уступают произведениям современных Макарию писателей – Максима Грека , кн. Курбского, Uoahha IV , Зиновия Отенского , но все-таки не лишены литературного значения. Предлагаем здесь в хронологическом порядке список всех сохранившихся сочинений Макария. 1526 г. Послание к великому князю Василию об учреждении общежития (Доп. Ист. Ак. 1–22). 1528 г. Уставная грамота Духовскому монастырю (Ак. Ист. 1–339). 1534 г. Грамота в Вотскую Пятину (Доп. Ист. Ак. 1–27) 1539 г. Повольная грамота митр. Иосафу на всякое великое дело (Ак. Эк. 1–134). 1542 г. Уставная грамота о пошлинах с сельских церквей Николаевского Песношского монастыря (Ак. Эк. 197). 1547 г. Слово по поводу бракосочетания великого князя (Доп. Ист. Ак. 40). 1547 г. Окружная грамота в Вологду и Белоозеро об установлении празднования новым русским святым (Ак. Эк. 213). 1547 г. Окружное послание о милостыне Святогорским старцам (Ист. Ак. 545). 1550 г. Речь во Владимире к воеводам (Ник. Лет. VII–67). 1550 г. Ответ от божественного писания царю Ивану Васильевичу (Лет. Тих. V – III – 126). 1551 г. Слово по случаю заложения Свияжска (Ник. лет. VII – 73). 1551 г. Грамота о постановлениях Стоглава во Владимир к белому духовенству. 1551 г. Грамота Суздальскому Дмитриеву монастырю на владение деревней Мжарами и на подсудность крестьян игумену (Вост. Ок. Рум. М. 79). 1551 г. Уставная грамота о постановлениях Стоглавого собора (Времен. Моск. Ист. Общ. XIV). 1552 г. Послание в Свияжск к войску (Ак. Ист. 287). 1552 г. Послание к царю Ивану Васильевичу об укреплении на брань (Ак. Ист. 290). 1552 г. Послание к царю Ивану Васильевичу в Казань (Полн. С. Р. Л. VI – 208).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На святительской кафедре в Новгороде Серапион был и всего один год, 19 недель, 5 дней и 9 часов 324 . В такой короткий и столь бедственный период служения он не успел проявить своей святительской деятельности на пользу паствы, которая, как видно, глубоко чтила его, кроме, разве, городского духовенства, которое было недовольно им и даже жаловалось, что он взимал с них пошлины не по старине, ввел новые поборы: «праздничное» и «тиунскую пошлину», которые стоглавый собор отменил, как не обычные прежде платежи. (Очер. ист. цер. в Новг. Никитского, стр. 137 и 138; примеч. 1. А. А. Э. 1, 221, 1551 г.). Из служебных его деяний летописец упоминает только о след. случаях: в 1552 г. 2 декабря архиеп. Серапион с архимандритом Юрьева монастыря Иларионом и с. Игуменами: Спасского Хутыня – Паисием Козлятевым, Соловецкого – Филиппом, Деревяницкого – Геннадием и Благовещенского – Арсением, провожал ко Спасу, в Нередицкий монастырь, пятилетнего сына Новгородского наместника «княжа Дмитреева сына Ивановича Курлятева», пел по нем панихиду, обедню служил и похоронил в церкви на правой стороне у правого клироса, при игумене Боголене 325 . В том же 1552 г. июня 3 дня, в пяток на троицыной неделе, ходил он с крестами по загородной стороне, около деревянного города, «и у чюдотворца Николы Белого в Неревском концы обедню служил; и велел игумену Антонию Изящному общину заседати в Николине в монастыре, а тот был монастырь розно, промеж собя братья хлеб ели в кельях». По сему распоряжению владыки, в том же июне «на сам день Петра и Павла игумен и братия заседоша общину в Никольском монастыре» 326 . Это последнее обстоятельство приводит к тому заключению, что, несмотря на усилия епархиальной власти ввести в обителях общежитие, в Новгороде еще оставались монастыри, в которых монахи жили особняком, на правах собственников. Из событий 1552 г., бывших в Новгороде при архиеп. Серапионе, отмечены у летописца след.: 4-го сентября прислан был гонец в Новгород с известием, что в. князь взял Казань, и велел петь молебны по всему Новгороду и по всем монастырям, и во весь тот день был звон по всему Новгороду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

L., 1986; Azcona J. M. Bibliografía de San Francisco de Javier. Pamplona, 1952; Brodrick J. Saint Francis Xavier (1506-1552). L., 1952; Grasso D. Il pensiero di S. Francesco Saverio sulla salvezza degli antichi pagani//Studia Missionalia. 1953. T. 7. P. 109-123; L é on-Dufour X. Saint François Xavier: Itinéraire mystique de l " apôtre. P., 1953; Wicki G., Raggi A. M. Francesco Saverio//BiblSS. Vol. 5. Col. 1226-1238; Elizalde I. San Francisco Xavier en la literatura española. Madrid, 1961; S. Francisco de Xavier, apóstolo das Indias. Lisboa, 1963; Aoyama P. Die Missionstätigkeit des hl. Franz Xaver in Japan aus japanischer Sicht. St. Augustin, 1967; Recondo Iribarren J. M. Francés de Xavier. Pamplona, 1970; idem. San Francisco Javier. Madrid, 1999; Aubert R., Bernard-Maitre H., Gilmont J.-F. François de Xavier (Saint)//DHGE. T. 28. Col. 773-791; Neill S. A History of Christianity in India. Camb., 1984. Vol. 1: The Beginnings to AD 1707; Bourdon L. La Compagnie de Jésus et le Japon: La fondation de la mission japonaise par François Xavier (1547-1551) et les premiers résultats de la prédication chrétienne sous le supériorat de Cosme de Torres (1551-1570). P., 1993; O " Malley J. W. The First Jesuits. Camb. (Mass.), 1993; Alonso Romo E. J. Los escritos portugueses de San Francisco Javier. Braga, 2000; Bermejo L. M. Unto the Indies: Life of St. Francis Xavier. Anand, 2000; Franz Xaver - Patron der Missionen: FS zum 450. Todestag/Hrsg. R. Haub, J. Oswald. Regensburg, 2002; Lacouture J. Dialog in Yamaguchi: Weitreichende Ansätze in Franz Xavers Mission. Mannheim, 2002; Osswald M. C. The Iconography and Cult of Francis Xavier, 1552-1640//AHSI. 2002. T. 71. N 142. P. 259-277; Oswald J. Ignatius Loyola and Francis Xavier//Ibid. P. 231-247; Garcia Guti é rrez F. San Francisco Javier en el arte de España y Oriente. Sevilla, 2005; S. Francisco Xavier: 450 anos da sua morte (1552-2002). Braga, 2005; upanov I. G. Missionary Tropics: The Catholic Frontier in India (16th-17th Cent.).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

М., 1962, с. 11). Походный храм, в котором молился царь, был посвящен преподобному Сергию. Подробнее об этом см.: Kmpfer Frank. Die Eroberung von Kazan 1552 a1s begenstand der Zeitgenssischen russischen Historiographie. – Forschungen zur osteuropischen Geschichte. Berlin, 1969, S. 7–161. 11 Один исследователь также обратил внимание на это, отметив только внешний фактор, т. е. его певческие способности, и высказал предположение: «Упоминания о нем (протопопе Андрее.– И. М.) в летописях рисуют его музыкально грамотным человеком. Не является ли именно Андрей автором (или одним из авторов) так называемого «Казанского» знамени, сочиненного по случаю взятия Казани в 1552 году?» (Л. Майкапар. Из истории музыки Древней Руси. – «Вопросы истории»), 1971, 6, с. 213–214. 14 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею (далее: ААЭ). СПб., 1836, т. I, с. 246. См. также: С. Соловьев. История России с древнейших времен. М., 1960, кн. 3, т. 5–6, с. 710; кн. 4, т. 7–8, с. 99. 16 ПСРЛ, т. 13, ч. 1, с. 239. Совершенно аналогично сообщение летописи под 1556 годом о крещении царской дочери Евдокии (с. 265). 19 См.: Псковские летописи. М., 1955, вып. 2, с. 245. Предыдущий духовник Иоанна Грозного также в конце жизни принял постриг в Чудовом монастыре (см.: П. Васенко. «Книга Степенная царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904, ч. 1, с. 194). Предстоящее монашество было предвозвещено преподобным Даниилом Переяславским в чудесном видении священнику Андрею, когда он был в военном походе в 1552 году под Казанью (С. Смирнов. Житие преподобного Даниила..., с. 76). А. Зимин говорит о царском духовнике: «Андрей протопоп (будущий митрополит Афанасий), духовник царя, в середине века принадлежал к числу наиболее доверенных лиц Ивана IV. Он близко стоял к деятельности Избранной рады. Гонения на сторонников Адашева в 1561–1562 гг. могли быть одной из причин, почему Андрей в 1562 г. постригся в Чудовом монастыре в монахи под именем Афанасия» (Л. Зимин. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964, с. 239). Трудно, однако, увязать опалу протопопа с последующим его избранием в митрополиты. 20 Повесть была опубликована по поздним спискам Г. 3. Кунцевичем (см.: Г. Кунцевич. Сказание о последних днях жизни митрополита Макария (15 сентября-31 декабря 1563 г.). – Отчеты о заседаниях имп. Общества любителей древней письменности в 1907–1910 гг. Памятники древней письменности и искусства (далее – ПДПИ), Яг 176, СПб., 1911). Указанная Повесть будет цитироваться нами по списку начала XVII века в составе Хронографа 1599 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Пимен, занимавший Новгородскую кафедру в 1552-1570). Святой благословил братии выбрать себе настоятеля из 4 своих учеников: «И се, яко видете мя, к концу приближающася, вам же оставляю въместо себе четыре брата: во свещеноиноцех Романа, Анфеногена, Пафнутия, Макария, и от тех, егоже Бог благословит и архиепискуп Пимен, той вам игумен да будет в мое место» (Там же. С. 182). Мощи, почитание Согласно Житию, через 22 года после преставления святого, т. е. в 1508 г. (в Житии ошибочно указывается, что событие это имело место при царе Иоанне Васильевиче и архиеп. Пимене, т. е. в 1552-1570), из-за частых наводнений, грозивших мон-рю разрушением, обитель была перенесена в др. место на берегу оз. Ильмень. Е., явившийся в видении игум. Роману, указал новое место для расположения обители - с. Клинково (или дер. Дубровку; см.: Секретарь Л. А., Филиппова Л. А. По Приильменью: Путев. Л., 1991. С. 95-98; Секретарь Л. А. К истории трех утраченных новгородских монастырей: Николаевского Мостищского, Николаевского Верёндовского, Спасского Верёндовского//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новгород, 1996. Вып. 10. С. 216-225). Там, где был первоначально погребен святой, была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны и перевезены на новое место. По-видимому, вскоре, т. е. ок. 1509 г., состоялось обретение и перенесение в мон-рь мощей Е., они были погребены в Богоявленском соборе. Охотина-Линд обнаружила список Устава 10-20-х гг. XVI в., в святцах к-рого отмечено данное событие: «В той же день мая] пренесение мощем преподобнаго отца нашего Ефрема Перекопского, иже над Верендою рекою жившего» (ГИМ. Син. 336. Л. 220 об.). В Житии Е. сообщается о перенесении мощей Е. через 22 года после его кончины 16 мая, но событие датировано 1545 (7053) г. ( Федотова. Житие. 2001. С. 186). С этого дня в мон-ре ежегодно совершалась память преподобного. Всероссийское прославление Е. состоялось на Соборе в 1549 г. (А. Е. Мусин установление литургического празднования Е. относит к 1552-1554; см.: Мусин А. Е. «Новые чудотворцы» и проблема авторитета в культуре XVI в.//Рус. искусство позднего средневековья, XVI в.: Тез. докл. Междунар. конф. М., 12-14 янв. 2000 г. СПб., 2000. С. 21-26). Ранее 1628 г. в Богоявленском соборе Перекомского монастыря во имя Е. был освящен придел (впервые упом. в монастырской описи 1628 г.). В Житии приведены рассказы о прижизненном чуде («о разбойницех, како подятием древа усътраши их») и о 10 посмертных чудесах, совершенных святым, из них одно связано с посещением Перекомского мон-ря Петром I Алексеевичем в 1702 г. (корабль был принесен бурей к монастырю, после молитв царя к святому буря утихла). Другие датированные чудеса относятся к 1652, 1685/86, 1697, 1699/1700, 1702, 1771 гг., последними изложены «чудеса преподобнаго Ефрема от зубной болезни», датированные 1796 г. Большинство чудес связано с исцелениями и со спасением утопающих.

http://pravenc.ru/text/182091.html

497 После Стефана IV до Петра Рареша, в течении 23 лет (1504 – 27 г.) правили Молдавиею 3 господаря: Богдан Кривой, сын Стефана IV, (1504– 17 г.), добровольно отдавшийся во власть султану; он был убит; Стефан V, сын Богдана Кривого (1517– 26 г.), он подтвердил обязательство своего отца– покорность Турции, и своими жестокостями вооружил против себя бояр и народ; Стефан VI (1526– 27 г): он был отравлен своею женою, – и с его смертию пресекся род Драгоша. 498 После Петра Рареша до Лупула, в течении 96 лет (1538– 1634 г.), Молдавиею правили до 30 господарей: Стефан VII Лепует (Саранча), брат Рареша, в другой раз (1540– 46 г.), сыновья его: (1538– 40 г.), Александр III Корниа (Рог) 1540 г., Петр Рарешь, Илья II, сластолюбец и тиран, принявший магометанство, и Стефан VIII, хотевший (1552 г.) Молдавию обратить в турецкий пашалык и убитый с матерью и сыновьями (1546– 52 г.), Александр IV Лепушано 2 раза (1552 г, и 1564– 66 г.), господарь кровожадный, умерший от яда; Петр– Александр; это был жестокий боярин, женившийся на дочери Петра Рареша Рокеавде, или Александре, и принявший имя Александра в честь господарыни; избранный в господари, он гнал боярские роды, и, отрезывая носы, уши, языки, или выкалывая глаза, тысячами отпускал изувеченных по миру; самозванец Василий– деспот (1552– 62 г.), урожденец Критский; убит; Стефан IX Томза (1562– 64 г.), Богдан VI, сын Александра IV’ (1566– 69 г.), пытавший свергнуть с себя турецкое иго и покориться Польше; самозванец Ивония (1569– 70 г.), храбрый и изворотливый мазовшанин, который выдавал себя за побочного сына Стефана VII и н угоду султану Селиму принял магометанство; он был убит; самозванец Иван Подковар (1570 г.); Петр V (1570– 84 г.), Петр VI Хромой (1584– 86 г.), Аарон (1586– 91 г.), Стефан X Резван (1591– 95 г.), желавший подчинить Молдавию Трансильвапии; Иеремия Могила (1595 г.); брат его Симеон Могила (1595– 1607 г.), Константин Могила (1607– 1609 г.), Стефан XI Томза 2 раза (1609 – 10 г. и 1621– 23 г.); Каспар Грациани, итальянский златарь (1618 – 21 г.), Александр V (1621 г.), Раду 1 (1623– 26 г.) из господарей Валахии-, Мирон Бериавский (1626– 30 г.) из польских шляхтичей; Монсей Могила 2 раза (1630– 31 г., 1633 г.), Александр VI, сын Раду (1631– 33 г.), Александр VII, сын Ильи (1633– 34 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010