1914 г. (ГММК) Известны изображения Е. на фоне Московского Кремля и храма Покрова Пресв. Богородицы на Рву, одно из них исполнено в 1913 г. в мастерской Гурьянова для прот. Н. А. Скворцова (частное собрание). Иногда фигура стоящего на орлеце Е. написана на фоне интерьера храма, по бокам - зажженные свечи, слева - аналой с раскрытой книгой; полукруглое обрамление с растительным «эмалевым» орнаментом имеет вид портала, выше, в углах, золотые серафимы на фоне звездного неба (образ из ц. Св. Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве). В 10-х гг. XX в. бытовали парные иконы Е. и сщмч. Ермолая (предположительно тезоименитый святой Е. до принятия иночества). Е. писали вместе со святителями Петром, Алексием, Ионой и Филиппом, митр. Московскими. Редкий извод иконографии - на небольшой иконе в форме гробовой крышки с фигурой Е. в мантии, омофоре и митре, с закрытыми глазами и со скрещенными на груди руками, возле к-рых помещен мощевик (ГМИР). После прославления тиражировались и живописные композиции, цветные открытки (худож. Б. В. Зворыкин) с изображением заключенного в темницу Е. К торжественному открытию в 1914 г. св. мощей Е. царь мч. Николай II устроил на свое иждивение большую драгоценную серебряную раку, в ней находился кипарисовый гроб с серебряными чеканными ручками и крышкой на серебряных петлях, легко вынимавшийся для шествия во время крестных ходов ( Георгиевский. 1914. С. 12-13). Проект раки принадлежал худож. С. И. Вашкову, к-рый пользовался советами Васнецова. Наблюдение за исполнением работ было возложено на кн. М. С. Путятина. Кипарисовый гроб и рака изготовлены фирмой Оловянишникова. Боковые стенки раки были обиты чеканным серебром и украшены драгоценными камнями. Мотивы вьющихся растительных орнаментов и характер вязи надписи (текст тропаря на крышке: «Российския земли первопрестольниче…») напоминали панагию Е. 1603 г. (ГММК). На боковой стенке раки в центре было изображение Голгофского креста, над ним на крышке располагалась серебряная пластина с поясным изображением в технике перегородчатой эмали благословляющего святителя с Евангелием в левой руке.

http://pravenc.ru/text/190175.html

В молении перед сидящей на престоле Богоматерью с Младенцем П. и свт. Алексий представлены на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР); коленопреклоненными перед стоящим Спасителем - на иконе «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с припадающими святителями Петром, Алексием, Ионой и мч. Феодором» кон. XVI - нач. XVII в. (ГММК), и на аналогичной иконе с припадающими П. и прп. Ефремом Перекомским 1760 г. (частное собрание; согласно надписи на обороте, икону написали монахи Задне-Никифоровской пуст. Ефрем и Петр). Вместе с вмц. Екатериной на фоне пейзажа П. предстоит Спасителю в облачном сегменте на иконе 90-х гг. XVIII в. (ЦМиАР; принадлежала Е. П. Филинковой, в окладе 1859 г.); один он представлен на холмистом поземе в молении ко Спасителю на иконе, исполненной в XVII в. или позднее (КБМЗ). Образ П. включали в минейные циклы (иконы на авг. и дек. нач. XVII в. (?), ЦАК МДА); преставление П. помещено на декабрьских минейных иконах из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГРМ) и из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде ( 1-я четв. XVII в. ВГИАХМЗ). Перенесение мощей П. изображено на иконе «Господь Вседержитель с пророками, праздники и святые» сер. XVI в. (из ц. вмц. Параскевы Пятницы в Каргополе, ВГИАХМЗ; этот сюжет расположен на 6-м сверху ярусе, регистром выше П. изображен в рост среди избранных святых); на двусторонней иконе-таблетке «Минея на август» 1698 г. письма К. И. Уланова (ГТГ). Образ П. вводили в сложные и многочастные иконописные композиции, такие как «Древо государства Московского» 1663 г. письма Симона Ушакова из иконостаса московской ц. Св. Троицы в Никитниках (ГТГ; П. вместе с вел. кн. Иоанном Калитой поливает корни древа). Его образ встречается в лике святителей на иконах «О Тебе радуется» (кон. XV в., ГММК), «Покров Пресв. Богородицы» (30-е - 40-е гг. XVI в., из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ), «Страшный Суд» 80-х гг. XVI в. (из Сольвычегодска, ГРМ), на иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 1-й пол. XVIII в. (?) из моленной Никиты Васильева в дер.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

кн. Василия II, хотя сохранившийся образ (ГММК) относится к более позднему времени. Существует предположение о том, что именно Б. и. в 1518 г. привезли из Владимира в Москву для поновления вместе с иконой Спасителя (иногда отождествляемой с образом «Спас на престоле с припадающим митр. Киприаном», XII - кон. XIV в.; под записью 1700 г., ГММК). В летописях сообщается о владимирском происхождении привезенных икон, но ничего не говорится об их иконографии. Первым достоверным свидетельством почитания и косвенным свидетельством чудотворений Б. и. (или ее списка) является надпись «Миро святыя Богородици Бо[го]любьское» на золотом ковчеге 1-й пол. XVI в. (СПГИАХМЗ) с изображением Богоматери, молящейся перед десницей Божией, без свитка в руках. Такое же изображение находится на помещенном внутрь этого ковчега более раннем серебряном мощевике. Не исключено, что надпись возникла в результате «опознания» забытой реликвии, о к-рой напомнило изображение на старом мощевике. Вероятно, лишь во 2-й пол. XVI в. или позднее были созданы первые точные копии Б. и. «в меру и подобие» с изображениями Господа в небесном сегменте и свитка в правой руке Богоматери (икона из Сретенского собора - ныне в ГММК; икона из собрания ГВСМЗ). По мнению ряда исследователей (А. Н. Грабар, М. А. Маханько, Н. А. Маясова, А. Г. Мельник, Е. С. Овчинникова и др.), с усилением почитания Б. и. связаны изображения «Богоматери Молебной» или «Моление о народе», распространившиеся в рус. искусстве с нач. XVI в. и, возможно, известные уже в XV в. (древнейшие точно датированные примеры относятся к 20-40-м гг. XVI в., напр., пелена Соломонии Сабуровой - 1525, СПГИАХМЗ). На иконах этого типа Богоматерь, как и на Б. и., предстоит Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте, в левой руке Она держит свиток с молитвой ко Господу о спасении человеческого рода, Христос представлен со свитком, содержащим ответ на моление Богоматери. Перед Богоматерью изображены молящиеся святые (напр., Московские митрополиты Петр и Иона, князья Борис и Глеб, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие) во главе коленопреклоненного народа или припадающий местночтимый святой, иногда святые (напр., преподобные Иосиф Волоцкий, Корнилий Комельский, Трифон Вятский, сонм ростовских святых).

http://pravenc.ru/text/149497.html

Внизу надпись: «Cbяmeйшiй Гермогенъ Nampiapxъ, всеа Pocciu, въ зamoчehiu въ подземельи Чудова монастыря. 1612 года 17 февраля». Подобный иконографический извод известен в хромолитографиях с подписью: «В. Васнецовъ 1911 г.», издававшихся поставщиком имп. двора Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона в Москве (РГАДА), а также в иконописи, в финифти (Е. на фоне белокаменной стены, ГИМ), в шитье (икона работы Е. А. Ширинской-Шихматовой, подаренная прот. сщмч. Александром Хотовицким Л. А. Титовой), в фотокопиях (Дом-музей В. М. Васнецова). Первый храм во имя Е. в Чудовом мон-ре был освящен 13 мая 1913 г. На зап. стене храма находилась памятная медная доска с выгравированной надписью: «Храмъ сей въ молитвенную память святейшаго Патриарха Гермогена здесь скончавшемся мученической смертью за родину 17 февраля 1612 г. Устроенъ ycepдieмъ Русскаго Монархическаго Общества и Русскаго Монархическаго Союза въ Москве въ мае 1913 года въ oзhaмehobahie 300-лemiя Августейшаго Дома Романовыхъ и благополучнаго цapcmbobahiя Госуд. Императ. Николая Александровича по блarocлobehiю Митрополитовъ Московскаго и Коломенскаго Владимира (с 1912 митрополит С.-Петербургский и Ладожский.- Авт.) и Makapiя. Зoдчiй Н. Д. Стрюковъ [Струков]. Председатель Русск. Монарх. Coбpahiя и Русск. Монарх. Союза npomoiepeй Ioahhъ Восторговъ» (Доклад Н. П. Яныченко «Храм в память Св. Патриарха Гермогена в подклете храма Чуда святого Архистратига Михаила Чудова монастыря», 16 янв. 1919 г.- ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1919 г. Ед. хр. 15. Л. 96). Небольшой подземный храм напоминал церковь XVII в.: деревянный иконостас был обложен тисненой медью, царские врата, сень, столбцы и нек-рые иконы относились ко времени царя Алексея Михайловича. Слева в иконостасе располагался почитаемый Казанский образ Божией Матери XVII в. в басменном серебряном окладе. Здесь находились новописаные иконы Е. (виды храма печатались во мн. книгах и журналах). Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена. 1914 г. (ГММК) Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена.

http://pravenc.ru/text/190175.html

В христ. искусстве Б., или демоны, не персонифицированы и изображаются в контексте библейских сюжетов в различных видах. Чаще всего это маленькие антропоморфные фигурки черного, серого или синего цвета, в такого же цвета хитонах, с крыльями или бескрылые, с вздыбленными волосами. Под влиянием античных образов, напр. Сатира, Б. изображаются покрытыми шерстью, с копытами, хвостом и рожками. Наиболее ранние изображения б. встречаются: в сценах исцеления бесноватых (напр., миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.56, 586 г.), мозаики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.), искушения Христа в пустыне (миниатюры Евангелия (Paris. gr. 510, IX в.), Минология Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), мозаики собора в Монреале (о-в Сицилия), 1180-1190 гг., и Сан-Марко в Венеции, после 1200, роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1315-1321); в композиции «Страшный Суд» (миниатюра Евангелия (Paris. gr. 74, XI в.), икона XII в. (Синай), мозаики ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130, роспись параклиса мон-ря Хора, 1315-1321, роспись собора свт. Николая в Новгороде, 1-я четв. XII в. (с когтистыми лапами), роспись собора Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря, 1313 (с волосами и бородой в виде расходящихся веером игл), на рус. иконах XVI в. свергаемые с неба Б. противопоставляются поднимающимся к небесному Иерусалиму крылатым монахам, НГОМЗ, СИХМ); в композициях «Апокалипсис» (икона XV в., ГММК), «Сошествие во ад» (Б.- в виде связанного человека - мозаика ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло), «Видение Иоанна Лествичника» (икона XII в., Синай). Различные эпизоды изгнания Б., изображенных в виде темных фигурок, представлены также в житийных иконах свт. Николая: посечение древа, спасение тонущего судна (икона, Синай, XIII в.), изгнание Б. из кладезя (икона, ГТГ, XIV в.); в иллюстрациях назидательных сочинений, повествующих об искушениях монашеской жизни (напр., икона «Богоматерь Боголюбская с житием Зосимы и Савватия Соловецких», сер. XVI в., ГММК). На рус. иконах в пещере ада помимо сатаны изображены многочисленные б. с надписями грехов (икона XIV в., ГТГ; икона письма Дионисия, 1502-1503, ГРМ).

http://pravenc.ru/text/78216.html

Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Икона. 1690 г. (ГММК) Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Икона. 1690 г. (ГММК) После поставления И. в митрополиты Русская Церковь оказалась в состоянии фактической автокефалии. Однако в первые годы вопрос о каноническом утверждении этого статуса не стоял. В июле 1451 (или 1452) г. вел. кн. Василий II писал визант. имп. Константину XI Палеологу, что поставление И. совершилось «за великую нужду… а не кичением, ни дерзостию» и что митрополия всея Руси от К-поля «благословения требует и ищет» (РФА. 2008. С. 107, 13). После 6 янв. 1454 г. И. отправил патриарху Геннадию II Схоларию верительную грамоту с послом вел. князя, прося «благословение от твоея великыя святыни» (АИ. Т. 1. С. 495-496, 263). Грамота И. была ответом на послание и требование («приказ и писание») патриарха. После падения Византии в 1453 г. И. считал своим долгом помогать греч. единоверцам: он давал благословение на сбор греками пожертвований на всей территории митрополии как частным лицам (Там же. С. 496, 264), так и мон-рям (РФА. 2008. С. 134-135, 22). Содействие вел. кн. Василию II в его борьбе с Шемякой оставалось одним из важнейших направлений деятельности И. в первые годы пребывания в сане митрополита. При заключении весной 1448 г. мира с Василием II Шемяка дал на себя «проклятые грамоты», предусматривавшие отлучение его от Церкви, если он нарушит договор. Весной 1449 г. галичский князь возобновил войну и тогда, по-видимому, был отлучен. В походе на Галич, удельную столицу Шемяки, предпринятом Василием II весной 1449 г., вел. князя сопровождали И. и епископы. И. неоднократно участвовал в переговорах с Вел. Новгородом, поддерживавшим галичского князя, обещая, что, если Шемяка покается, вел. князь его «пожалует». В грамотах 1451-1453 гг. к Новгородскому архиеп. Евфимию II Вяжицкому и жителям Вел. Новгорода содержалось требование не только отказать Шемяке в поддержке, но и с ним «ни ясти, ни пити», т. к. он «сам себе от христианства отлучил своим братоубийством, изменами своими» (РФА.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Первая икона была написана архим. Зиноном (Теодором) после включения И. в Собор Тверских святых. Образ И. присутствует на совр. иконах «Собор Московских чудотворцев» (напр., на иконе из ризницы ТСЛ). В серии созданных в академической манере портретов русских патриархов В. В. Шилова (после 1996, Патриаршая резиденция в Чистом пер. в Москве) И. показан оплечно, в патриаршем куколе. Образ И. включен в серию медалей с изображениями 15 русских патриархов, созданную к 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Алексия II (ЦАМ СПбДА и др.), а также в совр. серию серебряных плакеток «Патриархи Московские и всея Руси». В собрании ГММК находятся вещи, принадлежавшие святителю: саккос, омофор и архиерейская митра с изображением Богоматери «Воплощение» и Деисуса и с надписью на серебряной пластине: «                      » (1595; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004. С. 220-223. Кат. 64, 65), а также панагия (1589), полученная И. в дар от царя Феодора Иоанновича в день интронизации (включает визант. камею с изображением Распятия (IX в.) на лицевой стороне и равноапостольных имп. Константина и Елены (XI) на обороте; см.: Лифшиц Л. И. К вопросу о дате создания визант. камеи панагии патриарха Иова//Образ Византии: Сб. статей в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 257-272). Принадлежавшие И. реликвии из старицкого Успенского монастыря: саккос, палица и кресты - запечатлены на фотографиях нач. XX в. С. М. Прокудина-Горского (негативы хранятся в Б-ке Конгресса США). Лит.: Иткина Е. И. Русский рисованный лубок кон. XVIII - нач. XX в.: Из собр. ГИМ. М., 1992; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341; Т. 2. С. 130; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Липатова С. Н. Фрески собора Сретенского мон-ря. М., 2009. С. 66. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Свт. Петр, митр. Московский. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий и сыновья Самый распространенный извод в иконографии П., также имеющий неск. вариантов,- его прямоличный ростовой или поясной образ с благословляющей рукой возле груди, в левой руке - Евангелие. В раннее время такие изображения встречались на иконах, где П. был представлен среди избранных святых: ростовой образ святого на иконе «Воскресение Христово (Сошествие во ад), с праздниками и избранными святыми» сер. XVI в. (из собрания А. В. Морозова, ГИМ), поясной образ П. на иконе «Положение ризы Пресв. Богородицы, с деисусом и избранными святыми» 1-й пол. XVI в. (ВГИАХМЗ), на новгородской иконе Божией Матери «Одигитрия, с избранными святыми» ок. 1565 г. (ГРМ). Подобные изображения часто использовались в памятниках шитья: пелены «Смоленская икона Божией Матери, с деисусом и избранными святыми», 1462-1467 гг. (мастерская вел. кнг. Марии Борисовны, предположительно из Благовещенского собора Московского Кремля, ГММК); «Крест Голгофский, с праздниками и святыми» 1499 г. (вклад вел. кнг. Софии Палеолог, СПГИАХМЗ; фигура П. расположена на нижнем поле в одном клейме со свт. Алексием, митр. Московским); «Успение Пресв. Богородицы, с праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XV в. из Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире (ГТГ); плащаница «Положение во Гроб, со святыми», возможно из Успенского собора Московского Кремля (между 1408 и 1431, поля - не ранее сер. XV в., ГИМ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому, с праздниками и святыми» 1525 г. (вклад вел. кн. Василия III и вел. кнг. Соломонии Сабуровой в ТСЛ, СПГИАХМЗ); «Святители Никита Новгородский и Петр Московский» кон. 50-х - 60-х гг. XVI в. (ГИМ); епитрахили «Господь Вседержитель, икона Божией Матери «Знамение», избранные святые» из Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (между 1636 и 1651, Музей икон в Рекклингхаузене, Германия) и «Святители» 2-й пол. XVII в. из ризницы Ярославского архиерейского дома (ЯИАМЗ); судари «Распятие Христово, с избранными святыми» 70-80-х гг. XVII в. мастерской Строгановых в Сольвычегодске (ГММК).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Calendrier Palestino-Georgien. Р. 73); 6 июля - память И. в одной из церквей, построенных Меланией (Старшей или Младшей) на Елеоне ( Кекелидзе. Канонарь. С. 119; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 77; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 20); 21 июля - память пророков Иеремии и И. в храме Гроба Господня ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 80); 25 авг.- положение мощей И., память пророков Захарии, Даниила и 3 вавилонских отроков в храме, построенном Иерусалимским патриархом свт. Ювеналием (422-458) (Ibid. Р. 86; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 30); 22 сент.- положение мощей апостолов Петра, Павла, И., память святых Георгия, Фирса, Фоки в ц. прп. Исихия, пресв. иерусалимского (V в.) ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 91); 2 окт.- память апостолов Петра, Павла, Андрея, Филиппа, Фомы, пророков И., Захарии, вмч. Пантелеимона и др. мучеников в ц. вмч. Прокопия, построенной, видимо, в VI в. к югу от Иерусалима (Ibid. Р. 94; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 41); 15 окт.- память св. Иоанна Предтечи, пророков И., Иезекииля и Даниила, 3 вавилонских отроков, Иосифа Прекрасного в ц. мч. Иулиана, построенной Флавией ( Кекелидзе. Канонарь. С. 138; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 97; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 44); 30 или 31 окт.- память И. и святых Мины и Фоки в ц. вмч. Мины, построенной Вассой ( Кекелидзе. Канонарь. С. 141; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 101; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 48); 14 нояб.- память св. Иоанна Предтечи, И., мч. Вакха, архангелов Михаила и Гавриила в церкви, построенной неким Аффонием близ Гефсимании ( Кекелидзе. Канонарь. С. 142). Видение пророков Исаии и Иезекииля. Икона. XVI в. (ГММК) Видение пророков Исаии и Иезекииля. Икона. XVI в. (ГММК) К одной из вышеперечисленных дат - 6 июля - приурочивают память И. лат. Мартиролог Беды Достопочтенного VIII в. (PL. 94. Col. 967) и вслед за ним Римский Мартиролог XVI в. (MartRom. Comment. P. 272), а также арм.

http://pravenc.ru/text/674804.html

В описи 1570 г. старый серебряный позолоченный Н. к. с 7 камнями по-прежнему находился на 1-м месте среди крестов в алтаре, где их уже насчитывалось 6, в т. ч. «золотосканный» Н. к. с мощами (по описи 1560/61), вложенный царем Иоанном IV Васильевичем Грозным, и серебряный позолоченный Н. к. с мощами (по описи 1560/61),- вклад старцев Исаака Шахова и Даниила Жданьского (оба креста ныне в ГММК). В описи 1582 г. первыми среди воздвизальных крестов упоминаются именно эти кресты, а самый ранний Н. к.- вслед за ними. В описи 1597 г. в качестве воздвизальных и Н. к. названы 7 крестов, в т. ч. крест 1596 г., вложенный игум. Иаковом (ныне также в ГММК). В Успенском соборе Коломны, кафедральном храме древней Коломенской епархии, в 1577/78 г. на престоле лежали 3 креста, названные воздвизальными ( Французова. 2002. С. 7). Все они были в серебряных золоченых окладах, исполненных в технике скани, с камнями на горизонтальной перекладине («по рукам») и отличались друг от друга размерами. Т. н. Большой и Средний кресты имели изображения Распятия, тисненного на металле по основе-матрице («выбито Роспятье»). Средний крест был украшен еще и жемчугом, меньший изображения Распятия не имел. В придельном храме собора во имя вмч. Димитрия Солунского (в «Дмитрие Великом») Н. к. был в медном окладе. В приделе «на полатех», во имя вмч. Никиты, Н. к. не было (Там же. С. 8). В придворном Воскресенском соборе в Коломне Н. к. не упомянут, однако на престоле находился сударь с изображениями Распятия в среднике и Небесных сил по каймам, на индитье (название «одежды» престола) на лицевой стороне был нашит крест из тафты, украшенный лицевыми дробницами, в его центре располагалась дробница-«плащик» с Распятием (Там же. С. 16). Отсутствовал Н. к. и на престоле придела в честь Собора Пресв. Богородицы. В деревянной Петропавловской ц. «за царскими хоромами» на престоле упомянут воздвизальный крест в серебряном окладе, воздвизальным же назван и Н. к. в Сергиевском приделе этого храма (Там же. С. 17-18). Н.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010