Лит.: Коляда Г. И. Памво Берында - архитипограф//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1964. Сб. 9. С. 125-140; Сорокатый В. М. Нек-рые надгробные иконостасы Архангельского собора Моск. Кремля//ДРИ. М., 1977. [Т. 10]: Проблемы и атрибуции; он же. О датировке росписи собора Чуда арх. Михаила в Хонех Моск. Чудова мон-ря//ГММК. Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 181-198; Толстая Т. В. Успенский собор Моск. Кремля. М., 1979. Ил. 25, 27-30, 35-44; Саликова Э. П. Настенные росписи ц. Ризоположения//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного гос-ва. С. 138-153; она же. Запрестольный крест XVII в. с живописными клеймами из собр. ГММК//Там же. М., 1991. Вып. 8: Рус. худож. культура XVIII в. С. 32-47; Греч. док-ты и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства моск. собраний: [Кат. выст.] М., 1995. 53; Пятницкий Ю. А. Московский Кремль и греко-рус. связи XVI-XVII вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1998. Вып. 11: Рус. худож. культура XV-XVI вв. С. 23-38. Ил. 5 на с. 31; Журавлева И. А. Ковчег для мощей прп. Михаила Малеина - небесного покровителя первого царя династии Романовых Михаила Федоровича//Там же. 2003. Вып. 16: Худож. памятники Моск. Кремля. С. 110-120; она же. Рака с мощами прп. Михаила Малеина//Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: [Кат. выст.] М., 2003. Кат. 115. С. 320-322; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Моск. Кремле: Кат. М., 2003. Кат. 35. С. 143-144 (описание: О. А. Цицинова); Басова М. В. Русское искусство из собр. ГМИР. М., 2006; Клевцова Р. И. Почитание прп. Михаила Малеина при Моск. царском дворе времени Михаила Федоровича//Правосл. святыни Моск. Кремля в истории и культуре России: К 200-летию Музеев Московского Кремля. М., 2006. С. 76-87 [Библиогр.]; Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской обл./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006; Цицинова О. А. О некоторых иконах из надгробных иконостасов Архангельского собора Моск. Кремля//Правосл. святыни Моск. Кремля в истории и культуре России: К 200-летию Музеев Моск. Кремля. М., 2006. С. 136-149; Меняйло В. А. Иконописцы царя Михаила Романова: [Кат. выст. в Музеях Моск. Кремля 29 июня - 21 окт. 2007 г.] М., 2007; она же. Чудов монастырь Моск. Кремля//Наше наследие. 2016. 116. С. 26-43; Мохова Г. А. Икона «Прп. Михаил Малеин» нач. XVII в. из собр. Кировского обл. худож. музея им. В. М. и А. М. Васнецовых//14-е науч. чт. памяти И. П. Болотцевой: Сб ст. Ярославль, 2010. С. 54-61; Абраменко Н. М. Образы св. князей Владимира, Бориса и Глеба в рус. искусстве XVII в.//European Researcher. 2012. Vol. (29). N 9-2. P. 1455-1463; Православные иконы XVI - нач. XX в. в Музее истории Православия на земле Кузнецкой: Кат. выст. М., 2014; Ермишина К. История чудесного обретения на Алтае царской иконы [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/2563750.html

с. наиболее замечательна. Икона-мощевик (ок. 1605 г.) из ковчега кн. Ивана Хворостинина 1621 г. (ГММК) Икона-мощевик (ок. 1605 г.) из ковчега кн. Ивана Хворостинина 1621 г. (ГММК) Почти полностью сохранились драгоценные богослужебные сосуды, находившиеся в 1680 г. на жертвеннике. Особую ценность представляет потир, выполненный новгородским мастером в 1329 г. по повелению Новгородского архиеп. Моисея. Это самый ранний из литургических сосудов с каменными чашами, повторяющих визант. прототип, из сохранившихся на Руси. Золотой потир кон. XVI в. с черневыми изображениями на протяжении всей истории храма был единственной золотой причастной чашей. В сер. XVIII в. группу серебряных чаш для причастия дополнил австр. сосуд, выполненный в 1729 г. в Граце и украшенный расписными эмалями и драгоценными камнями. Из 2 сохранившихся дискосов Б. с. один, вложенный прот. Ф. Я. Дубянским, духовником императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, составляет с австр. потиром единый литургический прибор. Среди дошедших до наст. времени звездиц особую ценность представляет золотая XVII в., украшенная живописной эмалью. Из сохранившихся серебряных литургических «блюд» и «блюдец», упоминаемых описью 1680 г., самым ранним является блюдо с резным изображением Богородицы «Знамение» и надписью на обороте: «Князь великий» (XVI в.). Панагия. 2-я пол. XVI в. (ГММК) Панагия. 2-я пол. XVI в. (ГММК) В XVII в. на жертвеннике находились 2 круглых двустворчатых панагий. Первая - серебряная, с изображением Господа Вседержителя и евангелистов, одна из 3 сохранившихся рус. панагий этого типа, выполненная вероятно, в Москве в 1-й пол. XV в. Вторая, возможно, была исполнена также в Москве, в придворных мастерских во 2-й пол. XVI в., и представляет собой перламутровую раковину в сканной оправе с резными изображениями. Согласно соборным описям, серебряная панагия использовалась в чине возношения панагии при царском дворе, перламутровая - в обряде поминовения. Вместе с этими сосудами хранилась единственная в соборе серебряная водосвятная чаша, вложенная царем Михаилом Феодоровичем в 1629 г., а также ковш, пожалованный царем Феодором Алексеевичем в 1677 г., и 2 кадила.

http://pravenc.ru/text/149295.html

На шитых покровах на раку П. 1512 г. (мастерская вел. кнг. Соломонии Сабуровой, вклад вел. кн. Василия III, знаменщик круга Дионисия); 1574 г. (мастерская инокини Александры в московском Новодевичьем мон-ре); 1653 г. (мастерская А. И. Строгановой, вклад Д. А. Строганова), 60-х гг. XVII в. (мастерская царицы Марии Ильиничны) (все - в ГММК) - святитель изображен в рост, с благословляющей правой рукой, в левой руке - Евангелие, на кайме, как правило, вышиты тропарь, кондак или стихира из службы П. На покрове кон. XVII - нач. XVIII в., изготовленном в мастерской А. П. Бутурлиной (ГММК), святитель облачен в сильно расширяющийся книзу саккос без крестов, сбоку палица с херувимом. Появление еще одного варианта данного извода и разработка житийной иконографии П. связаны с творчеством Дионисия и художников его мастерской. В среднике иконы П. с 19 клеймами жития (датируется исследователями от 1462 до 1519, парная к иконе свт. Алексия Московского, Успенский собор Московского Кремля, ГММК) святитель изображен в рост, в сине-зеленом орнаментированном саккосе и белом клобуке, его руки разведены в стороны: правая приподнята в двуперстном благословении, в левой - Евангелие на розовом плате. На этой иконе достаточно точно воспроизводится синий саккос П. с золотыми крестами в кругах (1322 с дополнениями XV-XVII вв., ГММК). Вокруг средника в традиц. порядке чтения расположены клейма, иллюстрирующие Житие святого в редакции свт. Киприана (за исключением клейма «Сон Калиты», основанного на текстах Степенной книги и «Сказания от чудес некоего любомудреца Кифы»): сон матери П.; обучение П. грамоте; постриг П.; поставление П. во иерея; занятия П. иконописью; монастырские труды и обретение места для обители на р. Рате; П. получает благословение свт. Максима, митр. всея Руси, и подносит ему икону Богоматери своего письма; беседа П. с кн. Юрием Галицким о поставлении митрополитом; путешествие П. и его соперника игум. Геронтия в К-поль для поставления на митрополию и явление иконы Богоматери игум. Геронтию; П. получает благословение патриарха К-польского Афанасия; поставление П. во митрополита; покаяние еп. Тверского Андрея, клеветавшего на П.; закладка Успенского собора в Москве и гробницы П. у жертвенника; сон вел. кн. Иоанна Калиты; ангел возвещает П. его кончину; П. завещает тысяцкому Протасию завершить постройку Успенского собора; перенесение тела П. в Успенский собор; погребение П.; чудеса у гроба П. Иконография последнего клейма представляет обобщенный образ исцелений, происходивших у гроба П., не связанный с упомянутыми в агиографических источниках.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Евангелие 1568 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) Евангелие 1568 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) В убранство храма в XVII в. входили драгоценные оклады аналойных икон, в т. ч. особо чтимых Барловской и Боголюбской икон Богородицы (не сохр.). Золотой оклад первой из них (кон. XIV - нач. XV в.) и отдельные фрагменты убора второй (датируются разными исследователями от XIII до нач. XV в.) уцелели и хранятся в Оружейной палате. Утрачено «царское место», выполненное из дерева и увенчанное шатром с медным литым золоченым двуглавым орлом наверху. Оно находилось на вост. стороне юго-зап. столпа собора. О том, каким было «царское место», можно судить по описям собора и по картине С. М. Шухвостова «Обедня в Московском Благовещенском соборе» (1857, ГТГ). В XVII в. все богослужебные предметы, значительное собрание святынь, а также большое число священнических облачений хранились в алтаре, позже - в ризнице. На главном престоле в XVII в. находились 4 напрестольных Евангелия. Самое раннее сохранившееся - рукописное Евангелие в серебряном окладе 1568 г., вклад царя Иоанна IV Грозного. Композиция оклада восходит к убору Евангелия 1392 г. из Троице-Сергиевого мон-ря. Особо искусной работой и изысканным золотым с крупными камнями окладом выделялось Четвероевангелие, вложенное в собор в 1571 г. царем Иоанном IV Грозным (позже использовалось в богослужении на престольный праздник Благовещения и при архиерейском служении). К нач. XX в. в соборе насчитывалось 20 напрестольных Евангелий в драгоценных окладах, из к-рых до наст. времени сохранилось ок. половины. Большая их часть была выполнена в придворных мастерских Московского Кремля в XVII в. Евангелие 1571 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) Евангелие 1571 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) Три воздвизальных креста, отмеченных описью 1680 г. в основном алтаре, также лежали на престоле. Первым назван древнейший крест 1552-1553 гг. новгородской работы в серебряном сканом уборе с драгоценными и цветными камнями и жемчугом.

http://pravenc.ru/text/149295.html

И. ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19013. Т. 2: Домашний быт рус. цариц в XVI и XVII ст. С. 723). Это древнейший надгробный покров святого (ГММК) с традиционным для таких произведений фронтальным изображением, к-рое в значительной степени следует его ранним иконам (форма венца, трактовка шубы), но имеет ряд особенностей: в левой руке св. царевич держит свиток, правая сжата в кулак (по мнению Н. А. Маясовой, хотя подобная деталь встречается в ряде шитых изображений мучеников, где не был вышит крест, здесь Д. И. представлен сжимающим в кулаке орешки, которыми играл в момент гибели). Иконография покрова 20-х гг. XVII в. повторена в покрове сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК). Вмч. Димитрий Солунский и св. царевич Димитрий. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЦАК МДА) Вмч. Димитрий Солунский и св. царевич Димитрий. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЦАК МДА) Новый вариант прямоличного изображения Д. И. имеется на крышке его раки, выполненной в 1628-1630 гг. мастером Серебряной палаты Гаврилой Овдокимовым (ГММК, на полях крышки - изображения патрональных святых царской семьи). В отличие от упомянутых произведений здесь св. царевич представлен с руками, скрещенными на груди, открытый «городчатый» венец ранних икон заменен закрытой «императорской» короной с высокой тульей (по наблюдению И. Л. Бусевой-Давыдовой, рисунок короны аналогичен рисунку короны на свадебной медали Лжедмитрия I, где, вероятно, представлен венец, заказанный царем Борисом Годуновым, также известный как «венец Ивана Грозного»). К тому же типу принадлежит покров 50-60-х гг. XVII в. (ГММК), повторявший образ на крышке раки. С 30-х гг. XVII в. закрытая корона встречается во мн. изображениях святого, напр. на серебряной дробнице, украшавшей надгробный покров блгв. вел. кнг. Евдокии (Евфросинии) Московской, 1637 г. из собора Вознесенского мон-ря Московского Кремля ( Гурьянов В. П. Сказание о блж. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907. Табл. 5), однако продолжает использоваться и более ранний вариант с «городчатым» венцом (в провинциальных произведениях и памятниках, связанных с родом Строгановых).

http://pravenc.ru/text/178207.html

В 1656-1657 гг. по указу Патриарха Никона мастером Петром Ивановым была сделана массивная чеканная золотая риза ( Забелин И. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 30), а весь драгоценный приклад снят. Вероятно, тогда же были выполнены низанные крупным жемчугом цата-ожерелье и чепец Богоматери, обновлены венец и корона, а на полях оклада между чеканными изображениями праздников помещены золотые запоны с алмазами, изумрудами, яхонтами. Новое убранство иконы зафиксировано в описи 1701 г. (Описи Успенского собора. Стб. 375-384). Основные части этого убора находились на иконе до 1918 г. (в наст. время в Оружейной палате ГММК). Пелены, завесы Лицевая пелена к Владимирской иконе Божией Матери. Сер. XVII в. (ГММК) В источниках XII-XVI вв. сообщений о пеленах В. и. нет. Однако их существование можно предположить уже в XII в.; возможно, в Успенском соборе икона имела завесу, заменявшую створы киота. В 1514 г. по заказу вел. кн. Василия и его супруги Соломонии одновременно с киотом была сделана пелена с крестом из золотых дробниц, в 1680 г. она была перешита. Согласно описи 1627 г., у В. и. было 3 пелены: сделанная в 1514 г. (главная); лицевая с образом Богоматери в молении, шитая золотыми и серебряными нитями; с белым атласным крестом (Там же. Стб. 381-382). В описи 1638 г. отмечен вклад Евдокии Лукьяновны Стрешневой (2-й супруги царя Михаила Феодоровича) - убрус В. и. с изображением Деисуса и святых (Там же. Стб. 533). Пелены, постоянно висевшие у иконы, ветшали, и их часто обновляли. В описи 1701 г. у образа указаны только 2 пелены: повседневная ветхая, с крестом из кованого кружева, и пелена 1514 г. (Там же. Стб. 581-582). Пелены, украшавшие икону в праздники, хранились в ризнице собора. В 1701 г. их было 3: драгоценная пелена с Голгофским крестом (ныне в ГММК); из красного бархата, подкладываемая в подножие; лицевая, с праздниками на каймах (ныне в ГММК) (Там же. Стб. 757-758). Пелена с Голгофским крестом являлась главной; ее носили в Больших крестных ходах рядом с чудотворным образом. Она выполнена из дорогих материалов: итал. золотного петельчатого аксамита, крупного жемчуга, золотых запон с алмазами, изумрудами и др. драгоценными камнями. Согласно вкладной надписи, пелена была сделана повелением царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и их детей на помин родителей царицы (боярина Ильи Данииловича Милославского и жены его Ксении, умерших в 1669) из фамильных драгоценностей, перешедших после их смерти в гос. казну. На 3-й, лицевой пелене воспроизведена В. и. в золотом окладе митр. Фотия. Раскрашенный рисунок, по к-рому шили эту пелену, был создан в 1639 г. иконописцами Марком Матвеевым и Третьяком Гавриловым ( Забелин И. Домашний быт рус. цариц в XVI-XVII ст. М., 1869. С. 171).

http://pravenc.ru/text/154962.html

Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Спас на престоле». 3-я четв. XVI в. (ГВСМЗ) С сер. XVI в. получили распространение образы Е., совершающего проскинесис , т. е. в молитвенном поклонении припадающего к стопам Иисуса Христа, восседающего на престоле. Как полагают исследователи, изображения Е. на этих иконах-пядницах могли воспроизводить в уменьшенном виде прижизненный ктиторский портрет, возможно надгробную икону Е. в Вяжищском мон-ре ( Преображенский. 2001. S. 85). Подобные композиции характерны для пядничных икон, копирующих чтимые в Вел. новгороде образы Спасителя. Это икона из ризницы Соловецкого мон-ря 2-й пол. XVI в. (ГММК, см.: Христианские реликвии. Кат. 45. С. 174; Спасенные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. Кат. 16), на к-рой в образе Спаса на престоле воспроизведена композиция одной из древнейших икон новгородского Софийского собора «Спас Златая Риза» сер. XI в. (ГММК) или ее не менее почитаемого списка кон. XIV-XV в.- иконы «Спас на престоле, с припадающим прп. Варлаамом Хутынским» (ГММК). Е. изображен слева, подпись: «о аг Eyфiмue apxienuckon Новгороцки» - располагается под стопами Спасителя, что соответствует древней традиции расположения молитвенных и вкладных надписей. На Е. белый клобук, полиставрион, омофор, епитрахиль и узорчатый подризник зеленоватого оттенка. Др. пример - икона 3-й четв. XVI в. из суздальского Покровского монастыря (ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. Кат. 41), на к-рой Спаситель на престоле изображен в соответствии с изводом иконы «Спас свт. Моисея, архиеп. Новгородского», как он известен по 2 иконам: 1337 г. (с поздней живописью) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК) и 1362 г. из придела Рождества Богородицы Софийского собора в Вел. Новгороде. Е. изображен справа, протягивающим руки к стопам Иисуса Христа, облачен в белый клобук с золотыми воскрилиями, крещатые ризы с крупными черными прямоугольными крестами, омофор, золотую епитрахиль и зеленый узорчатый подризник. Фигура отмечена сканым венчиком с эмалью, пояснительная надпись, очевидно, скрыта под окладом.

http://pravenc.ru/text/187753.html

В шитье этот сюжет использован для украшения саккоса патриарха Никона 1655 г., на к-ром вышиты в круглых клеймах поколенные фигуры апостолов, число апостолов увеличено; И. З. изображен в молении. Традиция изображения на епитрахилях апостолов (среди к-рых присутствует И. З.) связана с темой апостольского служения и, вероятно, иконографически восходит - как в греч., так и в рус. практике - к композиции «Собор 12 апостолов»: на епитрахили архиеп. Галактиона кон. XVI в. из Иверского мон-ря, на которой апостолы представлены в рост в обрамлении арок; епитрахиль патриарха Никона 1652-1658 гг., апостолы также изображены в рост (ГММК). Апостолы Андрей и Иаков Зеведеевы. Фрагмент иконы «Союзом любви связуемы апостолы». Кон. XV в. (НГОМЗ) Апостолы Андрей и Иаков Зеведеевы. Фрагмент иконы «Союзом любви связуемы апостолы». Кон. XV в. (НГОМЗ) В шитье образы апостолов располагались на каймах плащаниц и пелен. На пелене «Успение Пресв. Богородицы» из Кириллова Белозерского мон-ря (XV в., ГРМ) И. З. помимо средника изображен в медальоне на кайме; на плащанице «Положение во гроб», дар царя Алексея Михайловича Новоспасскому мон-рю (1645-1647, ГММК), полуфигура И. З. изображена за ап. Андреем на нижней кайме, на верхней кайме плащаницы «Положение во гроб» из Чудова мон-ря (1678, ГММК) и на нижней кайме плащаницы «Положение во гроб», вложенной иером. Матфеем в Соловецкий монастырь (1704, ГММК). В ризнице Иверского мон-ря хранятся поручи 1681 г. с изображением Евхаристии и Тайной вечери, на к-рой присутствуют 6 апостолов, среди них - И. З. Фигура И. З. входит в состав распространившихся на Руси с XVII в. т. н. апостольских чинов, когда в деисусном ряду после 7 традиц. образов помещали иконы 12 апостолов. Образ И. З. мог быть как в левой, так и в правой части ряда; одежды апостола различаются по цвету. Среди известных примеров: деисусный ряд Успенского собора Московского Кремля (1653), икона Тихона Филатьева 1691 г. из деисуса московской ц. Рождества Пресв. Богородицы в Голутвине (ГТГ), икона 1-й четв.

http://pravenc.ru/text/200321.html

11. С. 111-114; Мишуков Ф. Я. Художественная обработка металла. М., 1948 (типогр. набор с правкой авт., не изд.)//ОРПГФ ГММК. Ф. 170; Золотая насечка и инкрустация на древнем вооружении//Гос. Оружейная палата Моск. Кремля. М., 1954. С. 115-136; Изделия из драгоценных металлов//Русское декоративное искусство. М., 1962. Т. 1. С. 335-374 (соавт.: М. М. Постникова-Лосева); Невидимый припой ювелиров древности//Вопросы декоративного искусства: Тр. МВХПУ. М., 1962. Вып. 2. С. 78-81; Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1967 (соавт.: Т. Г. Гольберг, Н. Г. Платонова, М. М. Постникова-Лосева); Оловянное ажурное литье в России в XVI-XVIII вв.//УЗ МВХПУ. М., 1969. Вып. 3. С. 96-105. Арх.: Автобиография Ф. Я. Мишукова//ГММК ОРПГФ. Ф. 26. Д. 15; Альбом Ф. Я. Мишукова с зарисовками и копиями орнаментов//Там же. Ед. хр. 172; Альбом Ф. Я. Мишукова с зарисовками и копиями орнаментов, набросками с пейзажами//Там же. Ед. хр. 173; Воспоминания Ф. Я. Мишукова//Там же. Ед. хр. 164. Д. 160. Лит.: Мишукова А. М., Родимцева И. А. О научно-реставрационной деятельности Ф. Я. Мишукова в Гос. Оружейной палате//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 192-203; Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983. С. 225. 2817; С. 230. 2997-2999; Русское серебро XIV - нач. XX в. из фондов ГММК/Авт.-сост.: С. Я. Коварская, И. Д. Костина, Е. В. Шакурова. М., 1984. С. 208, 242. 189; Малков Ю. Г. Русские иконы XII-XIX вв. из собраний музеев Советского Союза. М., 1988. Кат. 15; 1000-летие русской художественной культуры: [Кат. выст.] М., 1988; Смородинова Г. Г. Золотое и серебряное дело Москвы рубежа XIX и XX вв.: Из собр. ГИМ//Музей: Худож. собр. СССР. М., 1989. Вып. 10. С. 66-67, 71; Алпатов М. В., Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. Кат. 42 [оклад датируется XX в.]; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г.: Сб. мат-лов, кат. выст./Авт.-сост.: Э. Гусева, А.

http://pravenc.ru/text/2563850.html

Ф. И. Мстиславском, СПГИАХМЗ) и клобука патриарха Филарета (1619-1630, ГММК), на др. деталях облачения предстоятелей Русской Церкви, на меднолитых и финифтяных образках XVIII - нач. XX в. Характерным примером образа П. в деревянной резьбе является его изображение, очевидно с крышки раки посл. четв. XVII в. (мастера Оружейной палаты, ГММК); его образ есть на небольшом деревянном рельефе из Софийского собора в Новгороде (560, ГММК), на реликварном кресте в ковчеге кон. XVI - нач. XVII в. (из Благовещенского собора в Сольвычегодске, ГММК); гравированное изображение - на верхней перекладине Кийского креста (1656); резной образ - на складне-кузове «Вмч. Феодор Стратилат в житии, с праздниками и святыми» 1680 г. (принадлежал царю Феодору Алексеевичу, ГРМ). Изображение П. помещено на умбоне сев. врат (в технике золотой наводки) Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547). В меднолитой пластике XVIII - нач. XX в. образ П. входит, напр., в состав 4-створчатых складней «Двунадесятые праздники, избранные святые в молении образам Богоматери» (П. на 4-й створке в предстоянии Владимирской иконе Божией Матери вместе с др. Московскими святителями) и др. В XX в. образ П. встречается в произведениях мон. Иулиании (Соколовой) : на надгробной иконе прп. Никона Радонежского нач. 50-х гг. XX в. (явление ему прп. Сергия Радонежского со святителями П. и Алексием перед нашествием Едигея; воспроизводит древний образ, стоявший над гробницей прп. Никона (СПГИАХМЗ), и монументальный пристолпный образ 1881-1882 гг. письма М. А. Рогожкина из Успенского собора ТСЛ); на иконе «Московские святители» 60-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), а также в иконографиях 30-60-х гг. XX в.: «Всея России чудотворцы, с Владимирской иконой Божией Матери» (1957, придел свт. Иоасафа Белгородского трапезного храма прп. Сергия Радонежского), «Собор Первосвятителей всея Руси» (дар патриарху Алексию I в 1965; Митрополичьи покои ТСЛ), «Собор святых, в земле Русской просиявших» (ТСЛ, СДМ), «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (Митрополичьи покои ТСЛ).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010