Образ И. не всегда удается отличить от образа мц. Иулиании Илиопольской, пострадавшей вместе с вмц. Варварой. В искусстве не сложилось характерных иконографических особенностей, различающих этих святых. О сходстве их облика и о возможном соединении в восприятии рус. людей 2 св. жен в собирательный образ И. свидетельствует псковская икона «Великомученицы Параскева, Варвара и мученица Ульяна, с житием Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской» (кон. XV в., НГОМЗ), происходящая из ц. вмц. Варвары во Пскове. В составе клейм перемежаются сюжеты Житий обеих мучениц (св. Ульяна хулит языческих богов; св. Ульяну испрашивают о вере, после исповедования Христа ее предают пыткам; истязание святых дев Варвары и Ульяны; приведение св. Ульяны к епарху перед народом; св. Ульяну бьют плетьми, епарх повелевает пытать ее огнем; св. Варвару и св. Ульяну посекают мечами; св. Ульяну вешают за волосы; св. Ульяну ведут в темницу; св. Ульяна побивает беса в темнице; суд над св. Ульяной; мучение св. Ульяны на колесе; епарх повелевает посечь жен мечами; св. Ульяну мучают на костре и в котле; усечение главы св. Ульяны). Поскольку изображения обеих И. схожи, то неизвестно, была ли эта разница очевидна для составителей программы иконы, или они стремились дать наиболее полную информацию об И. И. изображена в составе святых на псковской иконе «Церковь походная» (3-я четв. XVI в., ТКГ). В рост, в темно-розовом хитоне и оливковом гиматии с крестом в руке среди святых жен И. представлена на иконе-двухряднице «Избранные святые» (кон. XVI в.) из Входо-Иерусалимской ц. в Каргополе (ВГИАХМЗ). Как юная дева в венце, без мафория, в платье с роскошной отделкой и с серьгами в ушах изображена И. в медальоне на склоне арки в росписи Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря (1502). В прикладном искусстве изображения И. известны с раннего времени, как, напр., на каменной иконе «Спас на престоле со святыми Симеоном и Иулианией» (XIV в., ГММК). Образ И. украшал подвесную пелену к престолу (2-я пол. XVI в., ГММК), дробницу подвесной пелены к иконе «Свт. Николай Чудотворец» (80-90-е гг. XVIII в., ГММК) и др.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

XIV в. или ок. 1380, ГТГ). Встречаются изображения святого и в крещатых ризах. Уже в нач. XIV в. было создано неск. икон подобного извода: иконы, написанные в Сев.-Вост. или Центр. Руси во 2-й пол. XIV в., икона Н. из Мурома (МИХМ), из московского Успенского собора (ГММК); таковы же средник псковской житийной иконы Н., происходящей из коломенского собора во имя ап. Иоанна Богослова (ныне в ГТГ), ярославская икона (2-я пол. XIV в., ГТГ). Фигура Н. в рост могла стать центральной на оборотной стороне креста-энколпиона сложной формы, созданного в раннемосковское время, или на его нижней створке в окружении медальонов с архангелами и херувимами (меднолитые кресты-квадрифолии 1-й пол. XIV в., ГММК); полуфигуру святителя могли помещать в основание Распятия на нижнем конце креста-мощевика (напр., на серебряном кресте-мощевике 1-й четв. XV в. из московского Благовещенского собора, ГММК). Свт. Николай Чудотворец. Фреска в зап. части юж. галереи собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Свт. Николай Чудотворец. Фреска в зап. части юж. галереи собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. В Москве, как и в Новгороде, были собственные чтимые иконы Н.: в Никольском (Николы Старого) мон-ре в Китай-городе, на территории древнего Великого посада - иконописном центре кон. XV - нач. XVI в., связанном с митрополичьим домом (позднее греч. подворье); житийная икона Н. (ок. 1380, ныне в ГТГ) из Николо-Угрешского мон-ря; известная по летописным сведениям 1506 г. икона из с. Гостунского, давшая имя храму в Московском Кремле. Список икон пополнялся на протяжении позднего средневековья благодаря принесению в Москву из разных мест старинных, прославленных чудотворениями образов, среди них были и те, на к-рых Н. представлен рядом с Пресв. Богородицей и Младенцем, как, напр., на обретенной в 1539 г. и позднее посетившей столицу Ржевской Оковецкой иконе Божией Матери . Образ святителя был прославлен чудесами наряду с Богородичным образом и иконами др. святых, как, напр., икона, обретенная при взятии Нарвы (Ругодива) рус.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Часть мощей М. со времен Киевского митр. Петра (Могилы) находилась в соборе Св. Софии Киевской, для нее и др. святынь в 1824 г. был устроен ковчег в сев. стене напротив придела во имя Трех святителей Московских, Петра, Алексия и Ионы ( Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 47). От петровской эпохи дошел целый ряд напрестольных (воздвизальных) крестов-мощевиков, созданных в Москве и содержащих частицы мощей 3 евангелистов, в т. ч. М.: крест из церкви погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ. (кон. XVII - нач. XVIII в.), из неизв. храма (нач. XVIII в., оба - в ПИАМ), из московской ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1701, перенесен в ц. вмч. Георгия Победоносца на Красной Горке на ул. Моховой, ныне - ГММК), из ц. Успения Пресв. Богородицы в Кожевниках (20-е гг. XVIII в., мастер Ф. Никифоров; позднее находился в московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Рогожском кладбище). Заключавшие в себе мощи 3 апостолов и евангелистов московские кресты 1-й пол. XVIII в. могли повторять форму ватопедского «креста царя Константина» (четвероконечные, с равновеликими ветвями): крест благословенный 1-й трети XVIII в. (мастер-монограммист), напрестольный крест мастера Никифорова из Успенской ц. в Кожевниках, напрестольный крест работы мастера И. Егорова для ц. Воскресения словущего за Таганскими воротами (1748) и благословенный крест работы того же мастера (1750). Мощи М. и ап. Луки были помещены в напрестольный крест из Вознесенского монастыря в Московском Кремле (1709, мастер-монограммист ЕСБ, все - ГММК). Мощи М. находились в предметах личной святости петровского времени: в серебряном золоченом кресте-мощевике (1720, мастер Г. Ф. Копылов), в складне-мощевике (1720, мастер Алексей Авдеев Жданов), вмещавшем некогда 62 частицы вселенских и русских святых, в ковчеге для мощей с образом Иерусалимской Божией Матери на лицевой стороне (1-я четв. XVIII в.), в ковчеге-мощевике (2-я четв. XVIII в., ныне в ГММК, мощи не сохр.), служившем в 1617 г. как «моление келейное» матери царя Михаила Феодоровича, старицы Марфы Иоанновны.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Лит.: Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864. Смоленск, 2013п; Холмогоровы В. И. и Г. И., сост. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII вв. М., 1901. Вып. 10: Можайская десятина (Московского у.); Успенский А. И. Церковно-археол. хранилище при Московском дворце в XVII в.//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-92; Журова Л. И. Повесть о Луке Колочском//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 246-248; она же. Сказание о Колочской иконе. Новосиб., 2000; Поселянин Е. Богоматерь. С. 451-453; Чернов С. З. Археол. исследование Колоцкого мон-ря и с. Колоцкое в Можайском р-не//Макариевские чт. Можайск, 1995. Вып. 3. Ч. 1. С. 103-126; Макарий (Веретенников), архим. Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг. и их значение//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 11: Рус. худож. культура XV-XVI вв. С. 8, 15; Толстая Т. В. Икона Богоматери Тихвинской или Колочской из Успенского собора Моск. Кремля: История, иконография и атрибуция//Рус. искусство позднего средневековья, XVI в.: Тез. докл. междунар. конф. СПб., 2000. С. 42-44; она же. К истории иконостаса Петропавловского придела Успенского собора//Филимоновские чт. М., 2004. Вып. 2. С. 67-91; она же. Икона «Богоматерь Тихвинская с Троицей и святыми» из Успенского собора Моск. Кремля//Образ Византии: Сб. ст. М., 2008. С. 527-552; Гордеева И. Н. Икона «Богоматерь Тихвинская со святыми на полях» нач. XVI в. из собр. ГММК//Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография, история, почитание: науч. конф. (С.-Петербург - Тихвин, 24-27 окт. 2001 г.): Тез. докл. СПб., 2001. С. 50-53; она же. Реставрация и исслед. иконы «Богоматерь Тихвинская, со святыми на полях» нач. XVI в. из собр. ГММК//Грабаревские чт.: 5-я междунар. науч. конф.: Докл. и сообщ. (31 янв.- 1 февр. 2002). М., 2003. С. 163-175; Волкова Л. П. Девятый Всероссийский Патриарх Иоаким (Савелов): (Мат-лы из истории можайского боярского рода Савеловых)//Макариевские чт. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 579-592; Семенищева Е. В. Основание Колоцкого Успенского мон-ря и прп. Кирилл Белозерский//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 52-59; «Угодно в очах Божиих дело сие»: Сокровища ЦАК МДА/Сост.: Л. П. Тарасенко. Серг. П., 2004; Успенский Колоцкий жен. мон-рь: Ист. описание. Можайск, 2009; Искусство сохранять искусство: Реставрация в музеях Моск. Кремля: Кат. выст./Сост.: Т. В. Атамуратова, И. М. Соколова. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/1841796.html

Во 2-й пол. XV в. была создана икона-«таблетка» «Святые Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений Великий» из Софийского собора в Вел. Новгороде (НГОМЗ). На зап. наружном фасаде собора Рождества Богородицы в Ферапонтове (1502, мастер Дионисий), над входом, по сторонам от Богоматери «Знамение», представлены И. Д. и свт. Косма Маюмский с развернутыми свитками. Такое же изображение святого в тюрбане входит в композиции этого собора «О Тебе радуется» (на сев. стене) и «Что Ти принесем, Христе…» (на юж. стене). В Троицком соборе Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1668, артель Гурия Никитина) И. Д. изображен на юго-зап. столбе. Изображение И. Д. входит в композицию икон на сюжеты, связанные с прославлением Богоматери. Так, на иконах «О Тебе радуется» И. Д. представлен у подножия трона Богородицы протягивающим Ей свиток с написанным им гимном, напр.: на 2-сторонней иконе-«таблетке» (кон. XV - нач. XVI в., НГОМЗ; на обороте - Нерукотворный образ Спасителя); на иконе из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1500, мастерская Дионисия, ГММК); на иконе письма Георгия Клонцаса (1604, монастырь вмц. Екатерины на Синае) и др. Изображение И. Д. может быть включено в композицию «Достойно есть» развернутой иконографии. В таких случаях И. Д. со свт. Космой Маюмским изображаются в ряду монахов и аскетов, славящих Богоматерь, как, напр., на 4-частной иконе из Успенского собора Московского Кремля (ок. сер. XVI в., ГММК). На клейме храмовой иконы Благовещенского собора Московского Кремля «Благовещение с Акафистом» (1-я четв. XVII в., ГММК), иллюстрирующем 12-й икос Акафиста, среди мирян и святых, припадающих к иконе Божией Матери «Знамение», был, вероятно, представлен И. Д. (лик утрачен, реконструируется по аналогичному изображению в росписи Ризоположенской ц. Московского Кремля); он был изображен в монашеских одеждах, с развернутым свитком в руке. На иконе «Собор Богоматери», предположительно происходящей из ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Ярославле (ГРМ, 80-90-е гг. XVII в.), И.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

XVI в., ГТГ) - в паре с прп. Сергием Радонежским; на кресте-мощевике из Новгорода (нач. XVI в., ГММК) - в руке посох (в ряде житийных тестов - явления В. Х. с посохом, к-рым он наказывает грешников; посох лежал на раке святого уже в 20-30-х гг. XVI в. ( Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 49, 52, 54). " Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому " с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК) " Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому " с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК) Единоличный образ В. Х., предстоящего в молитве Спасителю, Св. Троице или Богоматери с Младенцем, в XVI - XVII вв. был самым распространенным: икона сер. XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина); 2 иконы 2-й пол. и кон. XVI в. (обе в ГТГ), псковский шитый покров XVI в. (ПИАМ), на иконах XVI-XVII вв. (ГРМ). На редком по иконографии образе XVII в. (частное собрание) святой предстоит образу Св. Троицы, очевидно, в память явления ему на месте буд. мон-ря 3 лучей. У его ног в лесных зарослях показаны постройки Хутынского мон-ря - каменный Спасо-Преображенский собор и шатровая ц. «под колоколы» во имя сщмч. Григория Армянского, просветителя Вел. Армении. Большая часть таких икон относится к типу благословляемого Спасителем в облачном сегменте, напр. икона «Варлаам Хутынский в молении перед Спасом», написана в 1701 г. К. Улановым - преподобный изображен на фоне пейзажа в схиме, в руках четки (ГРМ). Опись Хутынского мон-ря 1642 г. перечисляет множество таких икон (напр., «Образ Варлаама Чудотворца, стоящий, окладной, во облаце Спас», «Пядничный образ Варлаама в молении, во облаце Спас»). Средник упоминаемых в этой описи икон В. Х. был того же извода ( Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 431 - 434). В описи 1630 г. келейной казны Патриарха Филарета значатся 6 образов В. Х. (РИБ. М., 1876. Т. 3. Ст. 890), опись 1701 г. московского Успенского собора называет неск. икон святого, среди к-рых «Варлаам Хутынский стоящий, с правую у него страну во облацех образ Спасителев поясной» (там же.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Др. иконографический извод представляет А. изображенным фронтально, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Примером могут служить шитые образы А. на пеленах «Избранные святые и праздники», 1499 г. (вклад вел. кнг. Софии Палеолог, СПГИАХМЗ); «Богоматерь Смоленская», 60-е гг. XV в. (ГММК); «Избранные святые», 1-я пол. XVI в. (ГИМ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому, праздники и святые», 1525 г. (СПГИАХМЗ); покров «Святитель Алексий, митрополит Московский», кон. XVII в., происходящий из Чудова мон-ря (ГММК),- на каймах вышит тропарь А. «Светоносная возсия днесь память твоя». Данной иконографической традиции следовал и мстерский иконописец О. С. Чириков , написавший в 1890 г. образ Московских святителей Петра, А., Ионы, Филиппа и вел. кн. Владимира (ГИМ), поднесенный кн. В. А. Долгорукову Обществом хоругвеносцев Кремлевских соборов. Существует неск. вариантов данного извода: в росписи Успенского собора Свияжского мон-ря 60-х гг. XVI в.; на покрове 1581 г., вложенном в Чудов мон-рь тверским вел. кн. Симеоном Бекбулатовичем, А. правой рукой придерживает Евангелие, стоящее на левой руке (ГММК); на фреске Дионисия в ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре , 1502 г., левой рукой А. поддерживает Евангелие, правой, отведенной в сторону, благословляет. Аналогичный жест воспроизведен на иконе 1606 г. из Благовещенского собора Сольвычегодска (ГТГ), созданной в строгановской мастерской. Одно из ранних изображений А. с отведенными в стороны руками (правой он благословляет, в левой - Евангелие на убрусе) - в среднике житийной иконы А., созданной Дионисием, кон. XV в. (ГТГ). Тот же иконографический вариант встречается в дьяконнике ц. Рождества Богородицы на Возмище под Волоколамском, сер. XVI в., на фреске 1547-1551 гг. на юж. стене алтаря Благовещенского собора Московского Кремля, на иконе А. 1577 г. мастера Давида Сираха (РязХМ), на иконе нач. XVIII в. с Нерукотворным Образом Спасителя на верхнем поле (ГМЗРК).

http://pravenc.ru/text/81755.html

XVI в., ГММК,- с «Сошествием Св. Духа»). Фигуры чина могли быть поясными, как, напр., на иконах, входивших в первоначальное убранство ц. Покрова на Рву (кон. XVI в., ГИМ, музей «Покровский собор»), где И. З. облачен в коричневую фелонь и держит закрытое Евангелие в золотом окладе с красным обрезом на покрытой омофором правой руке. Свт. Иоанн Златоуст. Икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) Свт. Иоанн Златоуст. Икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) Единоличные изображения И. З. в иконописи известны с поздневизант. времени. На мозаичной иконе (ок. 1325, Дамбартон-Окс, Вашингтон), подаренной мон-рем Ватопед на Афоне рус. послу гр. А. И. Нелидову в 1894 г., в поясном изображении И. З. выделены черты, характерные для типа аскета - впалые щеки, высокий лоб; облачения отличаются яркостью - ризы с красными крестами, омофор с крупными синими крестами, на покровенной левой руке Евангелие. Древняя почитаемая небольшого размера икона (26,5×19 см) с ростовым изображением И. З. хранится в мон-ре Хиландар. Уже в кон. XIX в. живопись в среднике была неразличима, и внимание исследователей икона привлекала благодаря драгоценному визант. серебряному окладу XIII-XIV вв. с 14 рельефными композициями, Этимасией и праздниками ( Кондаков. 1902. С. 195. Рис. 75). В совр. публикациях на иконе заметны черты, к-рые можно отнести к искусству позднего времени: высокий лоб святого заканчивается тонзурой, бритый подбородок; святитель в саккосе, на боку палица; цветной фон имитирует воздушную перспективу (Treasures of the Mount Athos. 1997. Cat. 9. 21. P. 344-345). Наиболее ранний пример в рус. иконописи - икона из ц. Введения д. Кузьмино на Княжострове Архангельской обл. (2-я пол. XV в., АМИИ). И. З. представлен с разведенными в стороны руками, правой благословляет, на покровенной левой Евангелие; облачен в белую крещатую фелонь, темно-синий подризник, у него шитая золотом епитрахиль, палица и поручи; волосы необычно пышные, на голове тонзура.

http://pravenc.ru/text/541598.html

науч. конф. М., 1972. С. 32-34; Алешковский М. Х. , Альтшуллер Б. Л. Благовещенский собор, а не придел Василия Кесарийского//Сов. арх. 1973. 2. С. 88-99; Маркина Н. Д. К истории возникновения приделов Благовещенского собора в 60-х гг. XVI в.//ГММК. Мат-лы и исслед. М., 1973. Вып. 1. С. 73-85; Рындина А. В. Складень мастера Лукиана//Византия: Южные славяне и Древняя Русь: Зап. Европа. М., 1973. С. 310-323; Федоров В. И. Благовещенский собор в свете исследований 1960-1972 гг.//Сов. Арх. 1974. 2. С. 112-131; Румянцева В. С. Кружок Стефана Вонифатьева//Общество и государство феодальной России: Сб. ст., посвящ. 70-летию акад. Л. В. Черепнина. М., 1975. С. 178-188; Попов Г. В. , Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979; Соколова Г. С. К вопросу о первоначальной росписи галерей Благовещенского собора Моск. Кремля//ГММК. Мат-лы и исслед. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования Рус. централизованного государства. М., 1980. С. 106-137; Альтшуллер Б. Л. Еще раз о древнейшей истории Благовещенского собора Моск. Кремля//Реставрация и архитектурная археология. М., 1982. Вып. 2. С. 28-30; Щенникова Л. А. О происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Моск. Кремля//Сов. искусствознание, 81. М., 1982. Вып. 2 (15). С. 90-99; она же. История иконы «Богоматерь Донская» по данным письменных источников XV-XVII вв.//Сов. искусствознание, 82. М., 1984. Вып. 2 (17). С. 321-338; она же. К вопросу об атрибуции праздников из иконостаса Благовещенского собора в Моск. Кремле//Сов. искусствознание. М., 1986. Вып. 21. С. 64-97; она же. Иконостас Благовещенского собора Моск. Кремля и творчество Андрея Рублева//Зограф. Београд, 1988. Вып. 19. С. 63-71; она же. Иконографические особенности праздничного ряда из Благовещенского собора Моск. Кремля//ВНИИР. Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. М., 1990. Вып. 13. С. 57-126; она же. Иконы Деисуса и Праздников из иконостаса Благовещенского собора: иконография и богослужебные тексты//ГММК.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Святители Московские - в митрах вместо белых клобуков - представлены по сторонам входа в придел свт. Алексия Московского в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле (1673-1674). Изменение в одеянии святителей, вероятно, было связано с обсуждавшимся на Соборе 1666-1667 гг. вопросом о возможности изображения святителей П., Алексия и Ионы в белых клобуках. Молитва перед мощами П. (перенесение мощей?) представлена на зап. стене жертвенника Успенского собора Московского Кремля (1642-1643 (?)). Сцены из Жития П. размещались на северной и южной стенах ц. во имя свт. Петра в Ярославле (1760-1761, артель А. А. Шустова; не сохр.); неск. житийных сюжетов имеется в росписи свода ц. Покрова Богородицы (вмч. Георгия) на Псковской горе в Москве (сер. XIX в.). Среди рус. святителей П. изображен в наружной росписи юж. фасада Успенского собора Московского Кремля (XVII-XIX вв.). В алтарной росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896; рисунок в ГТГ), выполненной В. М. Васнецовым, П. (в архиерейской шапке) вместе со святителями Алексием Московским, Стефаном Пермским, с преподобными Сергием Радонежским, Антонием и Феодосием Киево-Печерскими показан на фоне кремлевских соборов. Образ П. часто встречается в памятниках строгановского шитья XVII в. (СИХМ, ПГХГ, ГМЗРК), в т. ч. на саккосе митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (мастерская А. И. Строгановой, НМРТ), на саккосе митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) 1665 г. (вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых в Успенский собор Ростова, ЯИАМЗ), на саккосе свт. Стефана Пермского (ок. 1665, мастерская Строгановых, из Благовещенского собора Сольвычегодска, СИХМ), а также в клейме на клобуке патриарха Никона (1652-1658, ГММК), на бармах «Деисус и святые» (1639-1640, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщики М. Матвеев и С. Осипов, ГММК) и др. Изображения П. в декоративно-прикладном искусстве известны также на золоченых дробницах с пелен к Донской иконе Божией Матери (2-я пол. XVI в., ГММК), на дробницах митры 1626 г. (вклад в Троице-Сергиев мон-рь в память о кн.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010