Г. Закладки как элемент оформления напрестольных евангелий XVI-XVII вв.//Кировский худож. музей им. В. М. и А. М. Васнецовых: Мат-лы и исслед. Киров, 2005. С. 4-11). Ткани, а иногда и шитье иностранного производства широко использовались на правосл. Востоке для церковных облачений. Саккос, вероятно заказанный в Италии для К-польского патриарха Кирилла Лукариса (кон. XVI-XVII в., ГММК), украшают шитые вставки с изображениями святых; в сер. XVII в. этот саккос попал в Россию и принадлежал патриарху Иоасафу II. Вознесение. Фрагмент Большого саккоса митр. Фотия. 1414-1417 гг. (ГММК) Вознесение. Фрагмент Большого саккоса митр. Фотия. 1414-1417 гг. (ГММК) Лицевое церковное шитье в зап. традиции могло иметь монументальный и мемориальный характер. Так, на ковре из Байё (ок. 1080, Музей в Байё; 2×0,5 м) запечатлена история завоевания Англии норманнами. Кроме того, зап. традиция использовала тканые стенные произведения (шпалеры) с изображениями новозаветных событий (поклонение волхвов, житие Богородицы, Апокалипсис). Некоторые тканые изделия церковного назначения, напр. производившиеся во франц. г. Туре ковры для скамей хора с обильным цветочным декором, имитировали завесы с приколотыми живыми цветами, традиционно украшавшие улицы во время прохождения религиозных процессий в праздник Тела Господня (Corpus Christi). Со средних веков до кон. XVI в. в Нидерландах, Франции, Германии изготовляли тканые произведения, предметы церковного облачения, а также гобелены и шпалеры с сюжетами церковного характера. С эпохи Ренессанса гобелены ткали по картонам известных мастеров, в т. ч. на религ. сюжеты (серия гобеленов «Сказания о деве Марии Саблонской», Брюссель, 1518-1519, по картонам Б. ван Орлея (?)). С XVII до нач. XIX в. интерес к религ. сюжетам и иной продукции церковного характера падает, европ. гобеленные мануфактуры сосредоточиваются на повторении произведений ведущих светских мастеров (П. П. Рубенса, Ф. Буше и др.). Дерево, в т. ч. редких пород (кипарис - материал афонских резчиков),- один из наиболее древних материалов Д.-п.

http://pravenc.ru/text/171620.html

Под алтарем Преображенского собора были устроены усыпальницы на месте первоначального погребения З. и С. В нач. ХХ в. в одной из них находилась гробница, обитая досками, «сверх икона преподобного Зосимы, длиной 32, шириною 16 вершков, на ней свет и поля медные, басменной работы… Над нею икона Перенесения мощей преподобного Зосимы. Над гробницею преподобного Зосимы устроена на деревянных столпах таковая же сень… При гробнице с западной стороны: икона Пресвятой Богородицы Страстной, с северной стороны: икона преподобного Зосимы Соловецкого» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 98-99). Сохранилась фотография усыпальницы нач. ХХ в. (АОКМ). В мон-ре и его вотчинах, начиная с XVII в., резчики по дереву создавали разнообразные кресты, иконы, складни ( Мальцев. 1988. С. 69-83; Кондратьева. 2006. С. 193-204). Ко 2-й пол. XVII в. относится группа деревянных поклонных раскрашенных крестов, на к-рых в нижней части изображены основатели Соловецкой обители (ГТГ, ГММК, АОКМ, ГИМ). Серия резных пядничных икон З. и С. XVII-XVIII вв. также связывается с Соловецким мон-рем (ГММК, АМИИ). В описях ризницы мон-ря упоминается вариант данной композиции («…Зосимы и Савватия с монастырем, над ними коронование Богородицы, длиною 7 вершков, резная из дерева» - ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 878-879). В часовне в память чуда З. над просфорой был установлен деревянный 8-конечный крест «мерою во весь иконостас… на нем Распятие, сверху Святая Троица, в подножии преподобные Зосима и Савватий - изображены резьбою и раскрашены масляными красками» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 362-363). Сохранились аналогичная по иконографии резная икона «Поклонение кресту преподобных Зосимы и Савватия Соловецких» посл. трети XVII в. (АМИИ), резные створки складней XVII-XVIII вв. с изображениями З. и С. (ГММК, ГИМ, см.: Соловецкий мон-рь. 2000. С. 248, 254). Примером академической скульптуры является горельеф с оглавным изображением З. и С. (скульптор М. А. Чижов) в группе просветителей в нижнем ярусе памятника 1000-летию России, возведенного в 1862 г. в Новгороде по проекту М. О. Микешина .

http://pravenc.ru/text/200051.html

в ГММК). Поскольку в описи царской казны на Казенном дворе 1640 г. панагия с образом М. М. не упоминается, можно предположить, что она была создана позднее или являлась личной святыней царя Михаила Феодоровича и находилась при нем. В числе книг, хранившихся в дворцовой Образной палате, упоминается книга «стихиры и канон» М. М. (Там же. С. 65). Мощи М. М. были вложены в крупные монументальные ковчеги, напр. в Кийский крест (1656), и в небольшие, напр. в серебряный золоченый складень-мощевик работы московского мастера А. А. Жданова (1720, ГММК) с отверстиями-квадрифолиями на центральной створке и поясными изображениями святых в молении на боковых створках; в крышку раки св. Александра Невского в Троицком соборе Александро-Невской лавры (XIX в.). Сохранилось большое число служебных крестов, как правило серебряных с позолотой, содержащих мощи М. М., напр. почитаемый Виленский крест (мощи вложены в кон. XVII в., МИХМ - см.: Сухова. 2003. С. 176); крест 1-й трети XVIII в. московской работы (мощи утрачены; ГММК); напрестольный крест из церкви погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ.; крест (кон. XVII - нач. XVIII в.; ВГИАХМЗ), возможно, московской работы из серебра, с позолотой, со сканью и с эмалью; крест напрестольный (воздвизальный?) с крестовидными окончаниями ветвей (нач. XVIII в., ГММК; на обороте одной из его пластин вырезаны тропарь Кресту и молитва за Отечество с подписью: «Благоверному царю нашему Петру»). Часть мощей М. М. входит в число вложений, заключенных в напрестольный крест - святыню московской ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве; мощи М. М. находятся и в др. крестах. Крещение во имя М. М. встречалось и в др. знатных семьях Др. Руси. По сведениям Вкладной и кормовой книги московского Симонова монастыря, в 7129 (1620/21) г. кн. Ф. И. Мстиславский вложил по своем прадеде, кн. М. И. Мстиславском, недвижимость и ряд икон в окладах, в т. ч. образ М. М. (РНБ. F.IV.348. Л. 24). Храмы в России с главным престолом, посвященным М. М. как св. покровителю родоначальника династии, большей частью были возведены в честь 300-летия дома Романовых: в Москве при Владычне-Покровской епархиальной общине милосердия (1913; архит.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

ГМИР. М., 2006. С. 46. 46, 47; Сарабьянов В. Д. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры/ГММК. М., 2008. Вып. 19. С. 116-143; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 65, 184, 569, 572, 666; Клевцова Р. И. Икона «Богоматерь Владимирская, с предстоящим прп. Пафнутием Боровским» и ее вкладчик соловецкий старец А. Булатников//Мат-лы и исслед./ГММК. М., 2010. Вып. 20. С. 50-64; Святые земли Русской: [Кат. выст.]/ГРМ. СПб., 2010. С. 146-149, 230-231. Ил. 85-87, 143; Слово и образ: Рус. житийные иконы XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2010. С. 140-141. Кат. 55; Чугреева Н. Н. Рус. святые в иконе, шитье, книжной миниатюре, мелкой пластике из собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 2011. С. 8-9; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 98, 100, 102; Юхименко Е. М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 20122. С. 232, 255-256, 265. Кат. 21; «И свеча не угасла…»: Произведения изобр. и декор.-прикладного искусства XV - нач. XXI в., памятники истории и археологии: Кат. выст./СПГИАХМЗ. М., 2014. С. 62; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 112. Кат. 83; Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014. С. 216-217. Кат. 18; Русские иконы Синая: Жалованные грамоты, иконы и произведения декоративно-прикладного искусства XVI-XX вв. из России, хранящиеся в мон-ре св. Екатерины на Синае. М., 2014. С. 181-183. Кат. 6; Русские святые: Кат. выст./КБМЗ; авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 125, 175, 259, 265. Кат. 54, 134; Три описи Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Публ.: Т. И. Шаблова. СПб., 2014. С. 34, 79, 81-82, 84; Борис Годунов: От слуги до государя всея Руси: Кат. выст./ГММК. М., 2015. С. 114-115. Кат. 16; Образы рус. святых в собр. Исторического музея/ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 250-253, 390-399.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Исаак же сам собою был образом Пригвожденного, быв послушен своему отцу даже до смерти, как и Христос» ( Greg. Pal. Hom. 11; рус. пер.: Григорий Палама, свт. Беседы. М., 1994. Т. 1. С. 109; см.: Царевская. 2007. С. 183). Так же парно в медальонах полуфигуры Авраама и И. были представлены на зап. склоне сев. подпружной арки в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363), на зап. и вост. склонах на сев. подпружной арке в ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря в Вел. Новгороде (нач. XV в.?). Ростовой образ И. помещен между окнами барабана в ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.), в Спасо-Преображенском соборе в Ярославле (1563-1564), в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (1641) и др. Фреска «Встреча Исаака с Ревеккой» украшает внешнюю стену зап. галереи ц. прор. Илии в Ярославле (50-е гг. XVII в.). Вероятно, к XIII в. относится икона с праотцами Авраамом, И. и Иаковом из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Sotiriou A., Sotiriou M. G. Icônes du Mont Sinai. Athenes, 1956. Vol. 1. Fig. 181). «Жертвоприношение Исаака» представлено также на т. н. большом саккосе митр. Фотия (1414-1417, ГММК). Единолично И. изображен на иконах, входящих в праотеческий ряд высокого иконостаса. Самый ранний пример - ростовая икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (кон. XVI - нач. XVII в., вклад в собор Бориса Годунова). Подобные иконы происходят из иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля (50-60-е гг. XVI в., ГММК) - полуфигура на архитектурном фоне, Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1652, КГОИАМЗ), Вознесенского собора Вознесенского мон-ря в Московском Кремле (ок. 1679, ГММК), Рождественского собора Антониева мон-ря (кон. XVII в.), Троицкого собора Троице-Сыпанова мон-ря в Нерехте (1679-1680, КГОИАМЗ), Покровской ц. с. Селезениха Лихославльского р-на Тверской обл. (кон. XVIII в., ГНИИР) и мн. др. В цикле «Страшный Суд» И. изображается вместе с Авраамом и Иаковом в раю: у сидящих на престолах ветхозаветных патриархов (или только у Авраама, как, напр., на фреске Успенского собора во Владимире, 1408) за пазухами видны детские фигурки - души праведных.

http://pravenc.ru/text/674115.html

1558 года), северная алтарная дверь с трёхчастной композицией (1570-е годы) и «Огненное восхождение Ильи Пророка» (1570-е годы) (см., Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы. Каталог выставки. М., 1991. Кат. 1. 2. 41). 1354 На некоторых восьмиконечных крестах в серебряных окладах середины XVI – первой четверти XVII века работы новгородских мастеров нижняя перекладина сделана прямая без наклона. Например, кресты: 1553 года (ГММК. Инв. 1193); середины XVI века (НГМ. Инв. 810); 1553 года (ГММК. Инв. 1199); XVI века (НГМ. Инв. 1372); XVI века (ГММК. Инв. 16186 охр.); 1617–1618 годов (НГМ. Инв. 1363); конца XVI – начала XVII века (НГМ. Инв. 802). Подробнее см.: Игошев В. В. Новгородские богослужебные кресты XVI–XVII веков (К вопросу о типологии церковной утвари)//Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII веков/Под ред. И. А. Стерлиговой. М. (В печати). Аналогичную форму имеют кресты московской работы. Например, золотые сканые кресты 1593 и 1598 годов (см.: Мартынова М. В. Московская эмаль XV–XVII веков. Каталог. М., 2002. Кат. 19. 20). 1355 Макаренко Н. Указ. соч. Петроград, 1918. С. 121: Степановский И. К. Вологодская старина. Вологда, 1890. С. 33. 1356 Макаренко Н. Указ. соч. Петроград, 1918. В книге представлена фотография лицевой стороны креста и его описание без атрибуции. Ил. 99. С. 130–131. 1357 Древнерусское искусство. Каталог/Авт.-сост. Π. П. Балакин. Нижний Новгород. 2001. Кат. 19. С. 124–125; Постникова-Лосева Μ. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI–XIX веков. М., 1974. С. 83. 1358 См.: Постникова-Лосева Μ. М. Русская золотая и серебряная скань. М., 1981. Ил. 7. С. 27; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея//Ставрографический сборник. Кн. II. М., 2003. С. 213. 1359 Это местной работы серебряные предметы церковной утвари конца XVI – начала XVII века из собрания Сольвычегодского музея: венец с высокой пятизубчатой коруной на иконе «Богоматерь Владимирская» (инв.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

шитье, история и современность/Изд. златошвейной мастерской при Успенском подворье Оптиной пуст. СПб., 2007. Вып. 7. С. 68-75). Е. западноевроп. работы с изображениями апостолов и святителей принадлежала патриарху Московскому Никону (2-я четв. XVII в., ИАХМНИ). После XV в. центральный образ Христа на иордани часто исключают. Единственным новым типом иконографии в XVI в. стало изображение на Е. Акафиста Богородице, впрочем не получившее впосл. распространения. Епитрахиль. 1913-1914 гг. (ГММК) Епитрахиль. 1913-1914 гг. (ГММК) В позднем средневековье, как это было и прежде, художественный облик Е. согласовывался с др. богослужебными одеждами. В XVII в. лицевые Е. были поднесены в комплекте облачений Г. Д. Строгановым в дар митр. Ростовскому Ионе (Сысоевичу), вложены им в Софийский собор Вологды ( Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 75). В Новое время предпочитали изготовлять комплекты церковных одежд, единые по материалу украшения,- Е. из «жемчужной ризницы» Троице-Сергиевой лавры ( Зарицкая О. И. «Жемчужная ризница» 1767-1771 гг. из ТСЛ//СПГИАХМЗ: Сообщ. ТСЛ, 2000. М., 2000. С. 301-328); из тканей одного типа - Е. в составе дара Соловецкому мон-рю имп. Александра II (1859; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. Кат. 230. С. 133). Фрагменты декорации обветшавших облачений переносили на новую основу: в описи Коломны 1577 г. среди риз из Бобренёва в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря указана Е. из камки с золотым шитьем, с 4 жемчужными крестами на серебряных цатах, 5-й крест «с жемчуги на ожерелье. А та потрахель ветха, и те кресты сняты, положены на новую потрахель» (Города России. 2002. С. 63). Таковы и Е. посл. четв. XVII в. (СПГИАХМЗ) с дробницами новгородской работы кон. XIV - нач. XV в.; Е. 1700 г., украшенная перенесенными с др. предметов поясными фигурами апостолов Петра и Павла кон. XVI в. в верхней части и ростовыми образами святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа на полотнищах (ГММК).

http://pravenc.ru/text/190057.html

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

Распятие с предстоящими. 1676-1677 гг. (ГММК) Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова . Первое упоминание о З. зафиксировано в указе царя Алексея Михайловича от 16 мая 1667 г. о том, что иконописец «взят в Оружейную палату для иконного воображения» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 11538). Еще один документ, от 31 мая того же года, регламентирует условия перехода З. в Оружейную палату, сообщая, что он являлся крестьянским сыном в вотчине Гавриила Петровича Островского, по воле к-рого обучался иконописи у Симона Ушакова. Своим наставником З. характеризовался так: «...святых икон воображение писать искусен и пишет добрым мастерством», за что и был взят у своего хозяина за 100 р. вместе с женой, с детьми и со сродниками и определен иконописцем в Оружейную палату (Там же. 11232). Сохранились 2 подписные работы З. из Вознесенской ц. в Москве, датированные 1667 г.: «Господь Вседержитель» и Смоленская икона Божией Матери (обе в ГМИР). В 1668 г. З. с жалованными иконописцами во главе с Симоном Ушаковым писал иконы для иконостаса ц. свт. Григория Неокесарийского в Дербицах. Тогда же ему было дано место для постройки своего двора близ «государева большого аглицкого двора» (РГАДА. 396. Оп. 1. Ч. 9. 51389), а в 1675 г. его двор был перенесен в район Белого города за Ильинскими воротами. В 1670 и 1671 гг. имя З. встречается в документах Оружейной палаты в связи с распределением иконописных работ. В 1673 г. З. вместе с Симоном Ушаковым, Никитой Павловцем , Федором Козловым , Андреем Ильиным и Иваном Филатьевым (см. ст. Филатьевы ) писали иконы праздничного ряда для иконостаса Покровской ц. в вотчине дворян Хитрово с. Братцева (ныне в черте Москвы) (сохр. подписная икона «Распятие», ГТГ). В 1676 г. З. упоминается в связи с починкой стенного письма в ц. Нерукотворного образа Спасителя Большого Кремлевского дворца. 1676-1677 гг. датированы 2 подписные иконы мастера в иконостасе этого храма: «Распятие с предстоящими» и «Иверская икона Божией Матери, с апостолами на полях» (вместе с Сергеем Рожковым) (обе в ГММК). 1677 г. датирована южная диаконская дверь с изображением архидиак. Лаврентия с надписью о работе З.: «с товарыщи» (ГММК).

http://pravenc.ru/text/199835.html

XVII в. (ГРМ), на правом поле - свт. Варсонофий. Г. облачен в фелонь, омофор, низкую митру, правая рука в молении, в левой Евангелие; в соответствии с иконописным подлинником Г. выше свт. Варсонофия. Вместе святители представлены особенно часто, в т. ч. на полях Казанских икон Божией Матери (вологодский образ 1-й четв. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ). Подобная икона-пядница XVII в. находилась в Вознесенском монастыре Московского Кремля ( Успенский А. И. Иконы церковно-археологического музея ОЛДП//Моск. ЦВед. 1904. 51-52. С. 602). Сохранилась прорись с иконы XVII в. с фигурами Г. и свт. Варсонофия в молении Спасу Еммануилу (ГРМ - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 211). Оба святителя, благословляемые Спасителем в облаках, помещены на фоне пейзажа на иконе 1705 г. московского иконописца Оружейной палаты Якова Иванова (по правленой надписи на нижнем поле - Никифорова) Молчанова (ГМИР). Одна из ранних икон Г. со свт. Германом (святые в молении образу Божией Матери «Знамение») из Успенского собора Свияжского монастыря упомянута в описи 1614 г. (Опись свияжского Богородицкого муж. монастыря 1614 г. Каз., 1892. С. 15). Свт. Гурий Казанский. Фрагмент крышки ковчега-мощевика. 1-я пол. XVII в. (ГММК) Свт. Гурий Казанский. Фрагмент крышки ковчега-мощевика. 1-я пол. XVII в. (ГММК) При перенесении в 1630 г. св. мощей Г. из Преображенского мон-ря в кафедральный Благовещенский собор на средства казанского дворянина С. Т. Аристова была устроена новая, серебряная рака, на к-рую кн. Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением Г. в рост ( Яблоков. 1909. С. 39). На крышке небольшого серебряного позолоченного ковчега-мощевика 1-й пол. XVII в. (ГММК), созданного, очевидно, не ранее перенесения св. мощей Г.,- чеканное полуфигурное рельефное изображение двуперстно благословляющего Г., в фелони, омофоре и невысокой митре, с Евангелием в руке (на 2-й части крышки - полуфигура блгв. кн. Георгия Всеволодовича), с 1681 г. ковчег находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/168357.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010