В настоящее время возможности решения задачи реконструкции Троицкой летописи значительно увеличились. Исследователям стал доступен экземпляр издания 1767 г. Радзивиловской летописи, правленый Г. Ф. Миллером по Троицкой (М. Д. Приселков учитывал правку Г. Ф. Миллера по изданию М. А. Оболенского) , кроме того, в «портфелях» Миллера обнаружена копия первых трех листов Троицкой летописи . М. Н. Тихомиров ввел в научный оборот Владимирский летописец, текст которого, по его мнению, вплоть до конца 80–х годов XIV в. сходен с Троицкой. Правда, на наш взгляд, во Владимирском летописце представлен текст тверской переработки Троицкой, кроме того, в нем использованы и другие источники . Вместо Воскресенской летописи, в которой Московский свод 1479 г. использован в компиляции с другими источниками, следует привлечь к реконструкции Троицкой непосредственно свод 1479 г., известный по нескольким спискам. Необходимо сказать, что в полном виде еще не решена задача выделения текстов Троицкой летописи в составе свода 1479 г. (между тем, некоторые чтения Московского свода явно предпочтительнее чтений Симеоновской летописи). Но уже в том виде, как он реконструирован М. Д. Приселковым, текст Троицкой летописи позволяет судить и об идейной направленности памятника, и о его авторе. Как будет показано ниже, автор Троицкой летописи принадлежал к братии Троице–Сергиева монастыря. Естественно поэтому сравнить текст летописи в первую очередь с произведениями крупнейшего писателя средневековой Руси, монаха Троице–Сергиева монастыря, ученика самого Сергия Радонежского—Епифа–ния Премудрого, жившего во второй половине XIV—haчaлe XV в., т. е. примерно в то же время, когда создавалась Троицкая летопись. Обратимся теперь к изучению литературной манеры Епифания Премудрого. Выявив тексты Епифания в сохранившихся редакциях Жития Сергия Радонежского, мы можем теперь их присоединить к написанным ранее произведениям — Житию Стефана Пермского и Похвальному слову Сергию Радонежскому — и составить более полное представление о литературном стиле Епифания и его мировоззрении.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находится в Москве. Первоначально мужской. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы и московское монастырское строительство кон. XV в. Согласно летописи, в 1479 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич заложил в Москве каменную ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, «а прежебывшую древяную разобрав», повелел «поставити во своем монастыре Покрова в садех, еже и бысть, первую малую разобрав» (ПСРЛ. Т. 25. С. 323). М. П. м. определялся как великокняжеский, находившийся «в садех». А. Л. Баталов отнес основание М. П. м. ко времени правления вел. кн. Иоанна III и предположил, что главный монастырский престол «едва ли не первый в Москве, посвященный Покрову Божией Матери» ( Баталов. 2007. С. 18). По мнению исследователя, перенесение деревянной Златоустовской ц. в Покровский мон-рь, отмеченное в летописи, могло быть одним из событий, связанных с устроением обители. Тот же мон-рь упомянут в летописи и под 13 авг. 1488 г. в связи с пожаром, от к-рого «загорелась церковь Благовещение на болоте, и от того погорело от града до Кулишке, мало не дошло до Всех святых, да до Покрова в Садех, да по Неглимну, а церквеи згорело 42» (ПСРЛ. Т. 18. С. 272). В. П. Выголов, основываясь на местоположении Владимирского храма в Старых Садех (Старосадский пер., д. 11, стр. 1) и Троицкого храма в Хохлах (иногда с добавлением «в садех») (Хохловский пер., д. 12), а также находящегося рядом с храмами Старосадского пер., определяет местоположение обители, отмеченной в летописи под 1479 г., «в самом начале Покровки», полагая, что мон-рь поставлен «у самой дороги, по которой князья ездили в свою загородную резиденцию» ( Выголов. 1988. С. 67). Вел. кн. Иоанн III в духовной грамоте, составленной до 16 июня 1504 г., завещал старшему сыну кн. Василию различные села, «как было при мне, да монастырь Лыщиково (без уточнения посвящения.- Д. Д.) и з дворы, да Ильинскую слободку, со всем, потому, как есми выменил у Андроникова монастыря» (ДДГ. С. 354. 89). «Лыщиков монастырь» отмечен и в духовной грамоте царя Иоанна IV Васильевича , без указания посвящения и также в числе дач, предназначенных старшему сыну Иоанну: «...да манастырь Лыщиков, и с дворы» (Там же. С. 434. 104). Учитывая, что церковь на Лыщиковой горе посвящена Покрову Пресв. Богородицы (Лыщиков пер., д. 10), некоторые исследователи полагали, что именно там находился упомянутый в летописи под 1479 г. мон-рь ( Александровский. 1917. С. 14; Фехнер. 1949. С. 117-118).

http://pravenc.ru/text/2564208.html

Но в таком случае возможно уточнение даты создания «Слова»: поскольку повелением «самодержца» Василия Васильевича и благословением митрополита Феодосия (следовательно, в тот же узкий отрезок второй половины 1461 – начала 1462 г.) Пахомий отправился в Кирилло-Белозерский монастырь составлять житие святого игумена Кирилла 254 , то «Слово на латыню» он должен был написать во второй половине 1461 г. По аналогии с тем, что Житие Кирилла Белозерского было составлено Пахомием по официальному заказу, можно сделать вывод, что и «Слово на латыню» было написано по заказу официальных властей – великого князя Василия Васильевича и митрополита Феодосия (вспомним, что до этого, в 1459 г., также по официальному заказу – по повелению великого князя Василия II и благословению митрополита Ионы – Пахомий создал новую редакцию Жития московского митрополита Алексия). Выявление стилистической структуры «Слова на латыню» позволяет определить взаимоотношение памятника с Московским сводом 1479 г. и со Сводом 1518 г. В Московский свод включена та часть «Слова», в которой повествуется о событиях, связанных с Флорентийским собором, – причем сокращены значительные фрагменты текста. Легко убедиться, что в части, общей с Московским сводом и «Словом на латыню», остались неизменными те своеобразные черты, которые мы отметили выше при анализе «Слова» в целом: сербское написание некоторых выражений, присутствие редких слов, не свойственных русскому литературному языку того времени, наконец, вся стилистическая система, характерная для творчества Пахомия Логофета. Но в тех фрагментах, которые не попали в текст Московского свода (присоединяем сюда и всю вторую часть «Слова»), наличествуют те же признаки – отсюда следует неизбежный вывод: именно «Слово на латыню» послужило источником годовой статьи Московского свода 1479 г. Но составитель Московского свода 1479 г. воспользовался хронологическим уточнением, присутствовавшим в более раннем Своде 1477 г., и вместо неопределенного начала «Слова на латыню» – «в лета же и во дни» великого князя Василия Васильевича – написал: «В лето 45 … в вторник светлой недели по Велице дни».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хозяева Рузск. у.); VI, 1726 г., 56 (вызов архим. Мелхиседека в Спб. на чреду священнослуж.), 408 (в 1724 г. по просьбе архим. Мелхиседека приписан к нему Крестовоздвижен. Ржевский м-рь), 441 (в 1727 г. сюда назначен архимандритом ризничий Алекс.-Нев. м-ря иеромон. Сергий Прозоровский); VII, 1727 г., 325 (архим. Сергий был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.), прилож., XXXII, VI (архим. Герман в 1722 г. за суеверие сослан во Флорищеву пустынь, вместо штрафа 1.020 руб.); VIII, 1728 г., 97 (земельные владения м-ря), 190 (прошение об определении в м-рь архимандритом иеромон. Иоакима); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1407 (межев. книга 1668 г. вогчин м-ря деревни Трусовой и пустоши Кирдеевой Суражского стана); II, 3083 (межев. кн. 1659 г. вотчин. земли в дер. Гостковой Козельск. у.), 3092 (межев. кн. 1671 г. земли в селе Вейне Козельск. у.), 3093 (межев. кн. 1671 г. земли в дер. Дубне Козельск. у.), 3095 (межев. кн. 1672 г. земли в дер. Побужье Козель. у), 3108 (межев. кн. 1679 г. земли в с. Вейне и д. Побужье), книги дозорн., переписн. и проч., стр. 76, 87 (опись 1678 и 1680 г. церков. земли в вотчин. м-ря села Ангелова, дер. Вельяминовой и сельца Трусова), 169 (опись 1620 г. монастыр. земли в гор. Ржеве-Володимирове); IV, грамоты, 145, 202 (купчая после 1479 г. Сем. Сухана Мечова игум. Иосифу на сельцо Кожевниково), 203 (купчая после 1479 г. Варв. Бибиковой на дер. Митинскую), 204 (тоже Вас. Плохова на дер. Берсенево), 146, 205 (данная после 1479 г. Мих. Глебовича на дер. Фомачево), 206 (тоже Ив. Юрьев. Синицы на сельцо Попаилово), 150, 263 (жал. гр. 1498 г. кн. Федора Борис. игум. Иосифу на право рыбн. ловли в оз. Селигере), 151, 271 (духовная 1500 г. Дм. Конст. Хворостинина игум. Иосифу на дер. Беляницыну); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, 3, 8 (еписк. Твер. Акакий был пострижен игум. Иосифом; старец Фотий, ученик велик. старца Кассиана Босого, составил канон и всю службу преп. Иосифу), 93, 6 (отлучение игум. Иосифа архиеп. Серапионом), 99, 9 (соборн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Важнейшим монастырем Московской Руси является Радонежская обитель, основанная преподобным Сергием в XIV в. Нередко Троицкие насельники могли избираться для более высокого служения. Первым Троицким настоятелем, поставленным во главе Русской Церкви, был игумен Симон (1490–1495), что произошло после оставления престола митрополитом Зосимой 1 . В курсах по истории Русской Церкви о святителе Симоне можно прочесть как о предстоятеле Московской митрополии 2 , однако как об игумене Троице-Сергиева монастыря о нем практически ничего не известно 3 . Типографская летопись сообщает его фамильное прозвище – Чиж 4 . Известны монашеские имена его родителей – инок Андроник и инокиня Дарья. Сам он при крещении был назван в честь святителя Софрония Иерусалимского (пам. 11 марта) 5 . Одним из ранних посланий инока Симона является «Послание ученика к старцу о прощении». Его атрибуция проливает свет на его биографию. В послании инок «Симаншо» просит своего адресата прямо написать, «которое зло есми тебе доспел», чтобы он сказал ему это не как игумен («скажи ми не игуменьства ради»). Перечисляя возможные свои прегрешения, он пишет: «Аше ли буду ересно служити Церкви Божьей и игумену неправе...» Таким образом, в Троицкой обители есть игумен, но автор письменно обращается с посланием к своему духовному отцу, который также является игуменом. Такая ситуация была в Троицкой обители после ухода из нее старца Паисия Ярославова в вологодский Спасо-Кубенский монастырь. П. Строев датирует его настоятельство 1478–1482 годами 6 . Г.М. Прохоров указывает другие даты его настоятельства: 1479–1481 7 . Таким образом, в предшествующее 1478–1479 гг. время послушник Софроний принял в Троицкой обители монашество и по «Божьей воле и по игуменьскому благословению» был вручен при постриге старцу Паисию, который вскоре стал настоятелем монастыря, сменив игумена Авраамия (1475–1478) 8 . Известный старец учил новоначального инока «простыми словесами» 9 . На праздник Входа Господня в Иерусалим в 1479 г. в Троице-Сергиевом монастыре произошло радостное событие. Был крещен сын Великого князя Василий III, «а крестил его архиепископ Ростовьский Васиан да игумен Паисей Троецский» 10 . Несомненно, очевидцем этого события был и монах Софроний. При нем, когда он стал митрополитом, Василий III возглавил Русское государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Россия, Московская обл., к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево. Легенда гласит, что в 1479 году ловчего Ивана Санина послали в эти земли, чтобы найти место для церковной обители. Лишь непролазные болота и лесную чащу нашел здесь ловчий, стоял он в раздумьях посреди леса, как вдруг ударила молния. Иван Санин решил, что это Перст Господень, указующий ему на то место, где должен быть построен монастырь. И стоило ему об этом подумать, как началась буря, повалившая все деревья вокруг. Вот так и было найдено то место, где сейчас стоит Иосифо-Волоцкий монастырь. Иосиф Волоцкий (к миру Иван Санин) был пострижен в монахи преподобным Пафнутием Боровским. Он стал его преемником по игуменству и попытался ввести в Пафнутиевом монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 году вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского князя Бориса Владимировича устроить мужской монастырь, в который сразу стали стекаться пожертвования. На месте, указанном свыше, Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным преподобным Пафнутием. Вскоре Иосиф и князь Борис заложили здесь деревянный Успенский храм (освящен 15 сентября 1479 года). В 1486 году в новом монастыре выстроили каменный собор, расписанный знаменитым Дионисием, а в 1490м – каменную колокольню. При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани. Иосиф Волоцкий участвовал в церковных соборах 1490, 1503, 1504 гг., осуждал ересь «жидовствующих», был главой партии «осифлян», отстаивавших в спорах с «нестяжателями» право монастырей владеть землями и богатствами на том основании, что они необходимы инокам, чтобы служить бедным.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Иосифов Волоколамский мон-рь. Фотография. 2010 г. И. В. м. был основан в 1479 г. прп. Иосифом Волоцким. Постриженик Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , в 1477 г. прп. Иосиф сменил прп. Пафнутия на посту игумена этой обители. Очевидно, решение основать собственную обитель на месте родовой вотчины - в пределах Волоцкого удельного княжества появилось у прп. Иосифа в нач. 1479 г., когда он из-за конфликта с боровской братией покинул Пафнутиев мон-рь и совершал паломничество по рус. обителям. Возможно, в этот период преподобный получил приглашение от волоцкого кн. Бориса Васильевича основать мон-рь в его уделе (Надгробное слово. 1865. С. 168-169; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 462-463; Житие. 1903. С. 18-19). В мае 1479 г. прп. Иосиф окончательно оставил пост боровского игумена и 1 июня того же года вместе с последовавшей за ним частью братии прибыл в столицу Волоцкого княжества. По сведениям анонимного Жития, прп. Иосифа сопровождали старцы прп. Герасим Чёрный , Кассиан Босой , родной брат Вассиан II (Санин), племянники Вассиан и Досифей (Топорковы), Кассиан Младый (по-видимому, племянник) и Иларион. Прп. Иосиф решил основать пустынь в месте, хорошо знакомом с детства: «Зная пустыню лесну зело, сущу близ достоаниа отец его» (Житие. 1903. С. 20, 31). Поскольку эти земли являлись излюбленными охотничьими угодьями, волоцкий кн. Борис Васильевич выделил в помощь Иосифу своего ловчего. На месте, выбранном для закладки обители, рос дремучий лес. В первое время основные усилия братии во главе с прп. Иосифом были сосредоточены на расчистке лесной чащи. 6 июня того же года на поляне на берегу р. Струги была заложена деревянная церковь. В закладке принимали участие кн. Борис Васильевич и его бояре (Надгробное слово. 1865. С. 169; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 464, 465). Повелением князя всем окрестным жителям предписывалось оказывать содействие в строительстве храма. По просьбе прп. Иосифа и волоцкого князя благословение на освящение новой церкви и антиминс прислал Новгородский архиепископ (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 465). 15 авг. в присутствии кн. Бориса и его свиты церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 465; Житие. 1903. С. 21). В обители были также построены деревянные трапезная с хлебопекарней и поварней, кельи, монастырь обнесли оградой. В период строительства прп. Иосиф с братией жили в скиту, расположенном на расстоянии ок. 1 км от мон-ря. По преданию, в скиту преподобный вырыл колодец, над к-рым впосл. была поставлена часовня.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ИОАННОВИЧ Молодой (15.02.1458, Москва - 7/8.03. 1490, там же), старший сын и соправитель Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича , рожден в 1-м браке вел. князя с Марией Борисовной - дочерью Тверского вел. кн. Бориса Александровича. Не позднее 1471 г. отец объявил И. И. соправителем, наиболее ранний документ, фиксирующий титул вел. князя у И. И.,- договор Иоанна III с Вел. Новгородом, заключенный в авг. 1471 г. В 1472 г. И. И. участвовал в закладке нового здания Успенского собора Московского Кремля и в перенесении мощей митр. св. Петра , в 1479 г. присутствовал на освящении Успенского собора. Во время похода на Москву в 1472 г. хана Большой Орды Ахмата, остановленного в кон. июля на Оке, И. И. был отправлен отцом в Ростов. 12 нояб. 1472 г. И. И. присутствовал на свадьбе Иоанна III с Софией (Зоей) Палеолог . От имени младшего вел. князя были отправлены дары Римскому папе и братьям вел. кнг. Софии. В заключенном 12 янв. 1474 г. договоре Вел. Новгорода и Пскова с Дерптом И. И. назван, как и отец, «царем всея Руси»; это 1-й случай использования царского титула в отношении рус. князей в офиц. документе. А. Контарини, побывавший в Москве в 1476 г., писал, что И. И. состоит в «немилости» у отца, т. к. «нехорошо ведет себя с деспиной», т. е. с Софией Палеолог. Однако эта «немилость» (факт не подтверждается отечественными источниками) не повлияла на статус И. И. Во время поездок Иоанна III в Новгород в 1476 и в 1479 гг., а также во время похода русских войск в кон. 1477 - нач. 1478 г., положившего конец новгородской самостоятельности, Москвой управлял И. И. В кон. 1479 г., когда Иоанн III вновь находился в Новгороде, на службу в рус. столицу приехали братья крымского хана Менгли-Гирея Нурдовлат (Нур-Даулят) и Хайдар. В янв. 1480 г. И. И. послал отцу в Новгород известие о мятеже братьев Иоанна III князей Андрея Угличского и Бориса Волоцкого. Когда на Москву летом 1480 г. двинулся хан Большой Орды Ахмат, Иоанн III направил И. И. к «Берегу», т. е. к Оке. Ахмат обошел окский рубеж и вышел по территории Великого княжества Литовского к р. Угре. И. И. вместе со служилым кн. Даниилом Холмским и дядей Андреем Васильевичем Меньшим возглавил рус. войска, противостоявшие Ахмату на Угре в течение осени. Согласно др. летописному своду, Иоанн III, находившийся под влиянием нек-рых лиц из его окружения, сомневался в возможности противостоять Орде. Он приказал сыну вернуться в Москву, но И. И. отказался. Когда кн. Даниил Холмский, получивший от Иоанна III поручение привезти сына силой, начал просить И. И. ехать в Москву, князь ответил: «Леть ми зде умерети, нежели к отцу ехати».

http://pravenc.ru/text/471249.html

Нек-рые ученые считают его автором П. Л. (А. С. Павлов, В. Малинин, Клосс), однако эта атрибуция подвергается критике (см. исследование Новиковой). Летописная деятельность По мнению Клосса, «Пахомий имел вероятное отношение к составлению Свода 1477 г.», протографа Московского великокняжеского свода 1479 г.; для этого свода книжником, в частности, были написаны редакции Жития свт. Алексия и Повести о Темир-Аксаке ( Клосс. 2001. Т. 2. С. 49, 91-94). С этой т. зр. согласен Горский, считающий, что целый ряд произведений, вошедших в состав Московского великокняжеского свода 1479 г. в особых редакциях (Житие Михаила Черниговского, Сказание «Об убиении... Батыя», рассказ о свт. Алексии (под 6805 (1357)), Повесть о Темир-Аксаке, «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню», Слово на перенесение мощей свт. Петра), был написан П. Л., причем нек-рые из них представлены в своде первоначальными редакциями, предшествующими редакциям П. Л., известным как самостоятельные произведения. По мнению ученого, эти сочинения объединены «антиордынской тенденцией» и были созданы П. Л. для летописного свода 1477 г., протографа свода 1479 г. ( Горский. 2003). При этом Горский не согласен с предположением Клосса о том, что П. Л. переработал для этого свода еще и Краткую редакцию Жития свт. Алексия, помещенную под 6885 (1377) г. (см.: Там же. С. 90. Примеч. 16). Милютенко указала на существование содержательных противоречий Пахомиевских редакций Житий свт. Алексия и блгв. кн. Михаила Черниговского и Особой обработки Общерусского свода, Пространная редакция к-рой отразилась в Московском своде (основным летописным источником этих Житий была Софийская II летопись) ( Милютенко. 2019). По мнению исследовательницы, это говорит о маловероятности участия П. Л. в великокняжеском летописании, однако не исключает использования его сочинений летописцами. Бобров предположил, что П. Л. мог быть автором статей Летописи Авраамки за период 1458-1469 гг., отражающих текст владычной летописи за это время ( Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в. СПб., 2001. С. 233. Примеч. 56). Т. о., согласно выдвинутым в последнее время предположениям, П. Л. был не только агиографом, но и летописцем, причем как в Новгороде, так и в Москве.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

За монастырской оградой на месте колодца, вырытого, по преданию, преподобным Иосифом, находился скит с храмом Всех Святых (1856-60), при котором находились больница и богадельня. Для приезжающих паломников к юго-западу от монастыря в 1865 была выстроена двухэтажная каменная гостиница. Монастырь располагался на трех прудах: большом, среднем и малом. Иосифов монастырь, 2 класса, в 18 верстах от города Волоколамска. Основан в 1479 году пр. Иосифом Волоколамским (см. 9 сентября). Над его почивающими здесь мощами устроена сребропозлащенная рака и при ней хранятся его предметы: мантия, четки, вериги, 2 посоха, шуба; здесь же находится его икона двунадесятых праздников, а в монастырской ризнице — икона Одигитрии, которой пр. Пафнутий благословил пр. Иосифа. В монастыре также хранится привезенная пр. Иосифом из Москвы икона Божией Матери — Волоколамская, прославившаяся 3 марта 1677 года. В монастыре был в заточении некоторое время Максим Грек. При монастыре школа с приютом и странноприимный дом. В 1 версте от монастыря находится скит с храмом во имя Всех Святых; здесь имеется колодец, вырытый пр. Иосифом, больница и богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) был пострижен в монахи прп. Пафнутием Боровским. Он стал его преемником по игуменству и попытался ввести в Пафнутиевом монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 г. вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского кн. Бориса Владимировича устроить мужской монастырь, в который сразу стали стекаться пожертвования. На месте, указанном свыше, Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным прп. Пафнутием. Вскоре Иосиф и кн. Борис заложили здесь деревянный Успенский храм (освящен в 1479 г.). В 1486 г. в новом монастыре выстроили каменный собор, расписанный знаменитым Дионисием, а в 1490-м - каменную колокольню. При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В. О. Ключевский писал: «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа». В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани.

http://sobory.ru/article/?object=00394

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010