Свт. Феофан Затворник говорит, что святые отцы различают вещественное делание, или жизнь деятельную (бодрость телесная, пост в еде, мера сна и бдения и пр.), и внутреннее делание, или жизнь созерцательную, или духовное и умное делание (Путь ко спасению. М., 1899. С. 228-231). Делание для христианина-аскета есть совокупность подвигов: воздержание, нестяжательность, девство, отстранение от обычаев мира; памятование о Боге как любви, красоте, творце, о человеке как творении Божием, о скоротечности земной жизни, о кознях диавола; подчинение старцу как охранителю и поверителю духовной жизни аскета, осознание того, что без духовного руководства и отсечения своей воли не избежать самообольщения. Прп. Симеон Столпник. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП F6. Л. 58 об.) Прп. Симеон Столпник. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП F6. Л. 58 об.) Святые отцы, руководствуясь примером земной жизни Христа Спасителя, определяют и ближайшие средства, при помощи к-рых совершается процесс восстановления человека. Имея в виду прежде всего освобождение природы человеческой от присущих ей немощей, святые отцы говорят, что зло должно быть изгнано из нашего естества путем противоположным тому, каким оно вошло в мир; зло вошло в мир через преслушание, неисполнение первым человеком - Адамом воли Божией, поэтому изгоняться оно должно послушанием Второго Человека, Второго Адама, т. е. Иисуса Христа (Рим 5. 12- 19), Который действительно в течение всей своей земной жизни пребывал в полном послушании воле Божией. По выражению свт. Григория Нисского , «здравием для души служит исполнение Божественной воли, равно как и наоборот, отпадение от благой воли есть болезнь души, оканчивающаяся смертью» (De orat. Dom. Or. 5). С молитвы начинается путь подвижника, проходит в молитве и достигает безмолвной молитвы. «Иное дело - молитвенное услаждение, а иное - молитвенное созерцание»,- говорит свт. Исаак Сирин . «Иногда же от молитвы рождается некое созерцание, и прерывает оно молитву уст, и молящийся в созерцании становится телом бездыханным, придя в восторг.

http://pravenc.ru/text/76618.html

Е. ( Jolivet-Le vy. 1991. P. 308); в эти 2 сюжета вмещается тема покаяния и праведной кончины, впервые заявленная в росписи ц. Санта-Мария-Антиква расположением образа М. Е. у погребальной ниши. В иллюминированных Псалтирях сцены 1-й встречи прп. Зосимы и М. Е., а также причащения отшельницы служат визуальными акцентами текста Пс 118. В Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 175 об., 1397 г.) маргинальные миниатюры расположены на листе со стихами 126-131, одна над другой, по хронологии событий: вверху - встреча святых, их фигуры разделены горкой, старец подает нагой М. Е. снятую с себя мантию; внизу - причащение, причем эта миниатюра графически связана со стихом 131 (Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах) (изд.: Киевская Псалтирь 1397 г. из ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде [ОЛДП F 6]. М., 1978. С. 294). То же расположение маргинальных миниатюр относительно стихов Пс 118 показано и в Псалтири из галереи Уолтерс в Балтиморе (Baltim. W 733. Fol. 99 r, нач. XIV в.); о копийном характере миниатюр этой рукописи свидетельствует, в частности, путаница в одеждах прп. Зосимы, изображенного, напр., в сцене причащения сообразно сану иерея в фелони, но с подобием омофора на плечах (элемент облачения архиерея) и с голой (без поруча) рукой (тот же выбор сцен в Ала-килисе в долине Ыхлара, сер. XI в.; см.: Jolivet-Le vy. 1991. P. 329; Татарченко. 2012. С. 32). В Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 68 r, 1066 г.) представлена одна сцена - встреча прп. Зосимы и М. Е., выбранная в качестве примера подвига отшельничества к тексту Пс 54. 7 (Се удалихся бегая и водворихся в пустыни). К разряду житийных можно отнести изображение М. Е. в молении Божией Матери, встречающееся на одной из ранних миниатюр - в Сборнике XII в. с Житием М. Е. (Paris. Suppl. gr. 1276. Fol. 104v; текст предваряет миниатюра с причащением М. Е.- Fol. 95),- на поле листа с текстом в 3/4-ном развороте вправо от образа Божией Матери типа «Воплощение» представлена М.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Наряду с утвержденным в 1187 г. уставом и дополнениями к нему в К. действовали Устав прп. Венедикта Нурсийского и постановления цистерцианских капитулов. Важную роль в организации жизни К. сыграли орденские установления, к-рые назывались «Определения» (Definiciones), и папские послания, адресованные как ордену К., так и всем цистерцианцам. Большинство «Определений» было составлено аббатами мон-ря Моримон или их представителями по итогам визитаций владений ордена К.; нек-рые «Определения» изданы магистрами ордена и получили затем одобрение генерального капитула. До наст. времени сохранилось ок. 20 таких «Определений». Дискуссионным остается вопрос о том, стоит ли считать грамоту 1195 г. аббата мон-ря Моримон монастырю Сан-Педро в Гумьеле (ныне Гумьель-де-Исан, пров. Бургос) старейшим «Определением»: грамота по форме отличается от более поздних «Определений» и содержит установления, адресованные не специально К., а мон-рю, который принадлежал конгрегации Клюни, но был реформирован по образцу К. и с 1194 г. подчинялся аббату мон-ря Моримон. Не вызывает сомнения принадлежность к орденским «Определениям» акта 1211 г., изданного аббатом мон-ря Моримон во время поездки в Сальватьерру (о дискуссии по вопросу датировки этих «Определений» см.: O " Callaghan. 1996). В XIII в. не было создано др. известных в наст. время нормативных документов К. Наиболее активно «Определения» издавались в 1-й пол. XIV в. Нек-рые из них, в частности «Определения» 1336 и 1338 гг., напрямую связаны с конфликтом внутри ордена. Из-за войн арагонского кор. Педро IV Церемонного с кастильским кор. Педро I Жестоким, а затем с его сводным братом Энрике II Трастамарским визитации К. и издание «Определений» прервались до 80-х гг. XIV в., после чего до конца столетия были составлены еще 3 «Определения». «Определения» 1383 и 1397 гг. были изданы не аббатами Моримона, а магистрами ордена К., что свидетельствовало о стремлении ордена к ослаблению связи с мон-рем, к-рому он был подчинен. Так, магистр ордена Гонсало Нуньес де Гусман в одном из положений «Определения» 1397 г. объявил, что должность приора, духовного главы ордена, должна замещаться в результате выборов на генеральном капитуле, а не по назначению аббата мон-ря Моримон. Это положение было отменено уже в «Определениях» 1407 г., вновь составленных аббатом цистерцианского монастыря по результатам визитации. Возвращение к процедуре назначения магистров, видимо, стало результатом внутреннего раскола в ордене К., происшедшего из-за недовольства части рыцарей правлением магистра Энрике де Вильена (1404-1407). В XV в., до перехода ордена под контроль королей Арагона и Кастилии (1489), аббаты мон-ря Моримон утвердили еще 7 «Определений». В XVI-XVII вв. практика составления норм, регулировавших внутреннюю жизнь и структуру ордена, продолжилась, но установления выпускались уже от имени королей Испании, к-рые являлись также магистрами ордена К.; последние «Определения» были составлены в 1652 г.

http://pravenc.ru/text/1319923.html

139 Один из людей, отвернувшись, уползает в глубину. Его поза очень сходна с позой Ария в Менологии Василия II (II Никейский собор. Миниатюры Менология Василия II Vat. MS. Graec. 1613, fol. 108 r) и во фресках Цаленджихи; см.: Лазарев В. Н. История византийской живописи. Таблицы. М., 1986. Табл. 541. 140 Произведения византийского искусства допалеологовской поры представляют Моисея безбородым, однако в Кахрие Джами, на мозаической иконе с двенадцатью праздниками из Флоренции (перв. треть XIV в.) и в других памятниках XIV в. появляется новый образ пророка, сходный с изображенным на иконе Успенского собора. Особенно близким по иконографии является тип пророка Моисея из Киевской Псалтири 1397 г. 141 Цит. по Киевской Псалтири: изд. Вздорнов Г. И. Киевская псалтирь 1397 года из Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (ОЛДП. Г. 6). М., 1978. Обращение к Псалтири мне кажется наиболее осмысленным еще и потому, что древнерусские книжники, например Епифаний Премудрый , часто цитировали в своих сочинениях именно псалмы, хотя подобное сравнение используется только для выделения символического смысла слов, найти истинные соответствия текстам здесь невозможно. См.: Вигзелл Ф. Цитаты из книг Священного Писания в сочинениях Епифания Премудрого //ТОДРЛ. Л., 1971. Т. XXVI. С. 232–243. 145 Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.) М., 1902. С. 5. Прим. 1. 146 Цит. по сборнику 70-х гг. XV в. ГПБ. Q.XVII.58. Г. М. Прохоров отметил в сходной цитате из московского летописного свода 1479 г. созвучные названиям канонов патриарха Филофея Коккина, переведенных митрополитом Киприаном, словосочетания «от нахождения иноплеменных, от нападения вражия» и т.д. См.: Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ. Л., 1972. XXVII. С. 141. Прим. 63. 147 Гребенюк В. П. Повесть о Темир Аксаке//Сборник студенческих работ филологического факультета Уральского гос. университета. Свердловск, 1968. Вып. I. С. 116–24; Он же. Повесть о Темир Аксаке//Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1971. 303 с.; Он же. Борьба с ордынскими завоевателями после Куликовской битвы и ее отражение в памятниках литературы первой половины XV в.//Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980. С. 52–71; Он же. Лицевое «Сказание об иконе Владимирской Богоматери»/Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С. 338, 364; Жучкова И. Л. Повесть о Темир Аксаке в составе летописных сводов XV–XVII вв. (редакция Б)//Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984. С. 97–109; Она же. «Повесть о Темир Аксаке» Типографской летописи (к вопросу о первоначальных редакциях произведения)//Литера- тура Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 82–95; В. П. Гребенюк относит время возникновения повести к 1402–1408 гг., И. Л. Жучкова – ко времени Владимирского Полихрона митрополита Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Москва. Сретенский монастырь. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор На территории Сретенского монастыря Карта и ближайшие объекты Собор Сретенского монастыря, ныне - единственный монастырский храм. Остальные церкви монастыря были уничтожены в 1930-х годах. Построен на месте древнего храма, известного с 1397 г., освящен в 1679 г. Пятиглавый, двухсветный храм. Вскоре после постройки к нему были пристроены с севера, юга и запада арочные крыльца. Из них сохранились только северное и западное, так как с юга в 1706 году был возведен придел Рождества Иоанна Предтечи. В 1707 году по заказу стольника С.Ф.Грибоедова мастерами костромской школы были выполнены росписи интерьера собора. Эти росписи считаются последним шедевром древнерусского искусства в Москве; они созданы уже в эпоху перехода к барокко. Храм был закрыт в 1920-е годы. В нем помещались последовательно общежитие, гараж, реставрационные мастерские. В 1958-1962 гг. проводилась реставрация. В 1991 году открыт как приходской храм, с 1993 года - подворье Успенского Псково-Печерского монастыря . В 1995 году с восозданием Сретенского монастыря приобрел нынешний статус. Сретенский собор находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть. В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным. Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

http://sobory.ru/article/?object=02411

В бытность неприятелей в Москве 1812 года, обитель эта весьма много потерпела от злодейства их; а именно, церкви внутри все повреждены, особенно же в иконостасах Св. Иконы, а книги и будничная ризница расхищены; сожжено: 1) часть ограды, 2) южный братский и 3) четырёхэтажный флигель, 4) конюшенный двор. Прочее осталось без всякого повреждения. Архимандрия, как выше уже сказано, учреждена в 1383 году. Но были ли какие присвоены Настоятелям отличия в священнослужении, неизвестно; а ныне, с 1795 года, т. е. со времени восстановления этой обители, до 1810 года сверх обыкновенных Архимандричьих преимуществ в священнослужении никаких отличий не было употребляемо 29 кроме ковра и рипид. А в 1810 году Архимандриту Герасиму, переведённому из Тихвина Большого монастыря, в уважение ревностного служения и трудов его в Тихвинском монастыре, дозволено иметь и в Симонове отличия, Архимандритом Полтавского Крестовоздвиженского монастыря употребляемые, оставляя при нём равномерно и употребление мантии с изображением на правой стороне – Благовещения Пресв. Богородицы, а на левой – Иконы Тихвинской Божьей Матери. Список Архимандритов Симоновского монастыря 1 . ФЕОДОР, святой, в 1378 и 1378 годах упоминается Игуменом; в 1385 по Татищеву, а по Никоновой Летописи якобы ещё в 1383 году произведён в Архимандрита 30 . Он был Духовником Великого Князя и братанич Преп. Сергия Радонежского. В 1390 году хиротонисан в Епископа Ростовского. 2 . Преп. КИРИЛЛ I, с 1390 по 1397 год; в этом году он оставил Настоятельство и отошёл на безмолвие в старый Симонов монастырь, а оттуда удалился в Белоезерские страны, и там основал знаменитый монастырь, именуемый Кириллобелоезерским. 3 . СЕРГИЙ I Азаков, в 1397 году произведён из Иеромонахов Симонова монастыря. В 1423 году хиротонисан в Епископа Рязанского. 4 . ВАРФОЛОМЕЙ I. Упоминается в 1436 году. 5 . АФАНАСИЙ. Упоминается в 1462 году. См. Древн. Росс. Вивлиоф, изд. 2, ч. 1, стр. 424. 6 . АНТОНИЙ. Упоминается в 1474 году. См. Продолжение Древн. Росс. Вивлиоф., ч. 3, стр. 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В заключение проследим историю различных переработок свода 1412 г. Первоначальный вид памятника представлен в фрагменте Тверской летописи за 6822–6852 гг., обнаруженном и опубликованном А. Н. Насоновым 306 . В Кашинской редакции 1414 г. этот же первоначальный вид отразился в Никоновской летописи 307 . Около 1446 г. тверской летописный памятник подвергся редактированию по одному из вариантов Новгородской IV летописи, статьи 1402–1408 гг. были использованы для составления Свода 1446 г. (сохранившемуся в Тверском сборнике), а новая редакция свода 1412 г. (с «изъятыми» статьями 1402–1408 гг.) дошла до нас в составе Рогожского летописца. Впрочем, возможна и другая схема редакций тверского летописания, а именно: 1) Симеоновская летопись, содержащая до 1392 г. текст одной лишь Троицкой летописи (за исключением позднейших вставок из Московского свода 1479 г.), как раз и является «тверской переработкой Троицкой» 1412 г.; 2) Тверской свод второго десятилетия XV в., сохранившийся в Музейском фрагменте 6822–6852 гг. и Кашинской редакции 1414 г., представляет особую традицию тверского летописания; 3) Около 1446 г. фиксируются следующие этапы редакционной работы: статьи 1402–1408 гг. из «тверской переработки Троицкой» были изъяты и использованы для составления другого свода (переработка 1412 г. без статей 1402–1408 гг. сохранилась в Симеоновской летописи); Тверской свод 2, дополненный по Новгородской IV летописи, был соединен с переработкой 1412 г. с изъятыми статьями 1402–1408 гг. (компиляция дошла в составе Рогожского летописца); наконец, Тверской свод 2, дополненный по Новгородской IV летописи и другим источникам и включивший указанные статьи 1402–1408 гг., образовал свод 1446 г. (вошедший в Тверской сборник). При обоих рассмотренных подходах, во всяком случае, сохраняется уверенность в том, что редакция Жития Михаила Ярославича, читающаяся в Рогожском летописце, Музейском фрагменте и Тверском сборнике, возникла не ранее второго десятилетия XV в. и представлена уже рукописью 40-х годов XV в. (Рогожский сборник).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

565–567 (I) 23 (can.) 581–588 III Вселенский Собор Mansi IV Mansi Рус. пер. Рус. пер. 577–588 1292 (I) 1292–1300 617–680 1301–1304 680–801 1304–1305 804–884 1305–1316 884–885 1317–1325 1325–1329 888–892 1329–1337 1337–1341 1000–1001 1344–1345 1004–1008 1345–1348 1008–1012 1012–1017 1348–1352 1017–1021 1352–1361 1021–1023 (I) 1023–1024 (I) 1368–1372 1372–1373 1025–1036 1376–1377 1036–1048 1377–1380 1048–1049 1380–1384 1049–1052 1384–1385 1053–1056 1056–1057 1385–1389 1057–1060 1061–1068 1392–1393 1068–1084 1396–1397 1086–1094 (I) 1397–1398 (I) 1093–1096 1400–1401 1401–1403 (I) 1099–1100 (I) 1403–1405 (I) 1101–1108 1405–1406 (I) 1109–1112 1406–1407 (I) 1112–1116 1407–1408 (I) 1408–1410 (I) 1410–1411 (I) 1117–1120 1411–1412 (I) 1412–1417 1124–1212 1417–1419 (I) 1212–1225 1419–1420 (I) 1420–1422 (I) 1421–1425 1228–1232 1232–1236 1236–1240 1433–1436 1436–1437 1241–1244 1437–1440 1441–1444 1244–1245 1245–1248 1248–1252 1252–1257 1449–1453 1453–1456 1457–1460 1260–1268 1460–1464 1268–1269 1269–1272 1272–1273 1465–1468 (I) 1273–1276 1469–1473 141 (can.) 1276–1277 1476–1477 1277–1280 1477–1478 (I) 1280–1289 1478 (I) 1291 (I) 141 (can.) Mansi V Mansi Рус. пер. Рус. пер. 289–290 (I) 85–140 289–292 169–172 293–296 173–176 296–301 177–180 301–309 181–185 309–325 186 (l) 328–344 185–204 344–348 204–217 348–352 217–221 221–225 353–372 225–256 371–374 (I) 379–380 (I) 257–260 260–265 381–384 265–266 (I) 384–408 266–269 (I) 408–413 269–271 (I) 271–272 (I) 416–417 273–278 (I) 417–420 277–281 281–284 3. АСО – Русский перевод III Вселенский Собор Collectio Vaticana АСО I, 1,1 ACO (греч.) Pyc. пер. (греч.) Pyc. пер. (лат.) (лат.) 101–102 103–107 108–109 110–112 113–114 114–116 117–118 118–119 120–121 99–100 АСО I, 1, 2 АСО (греч.) Рус. пер. АСО (греч.) Рус. пер. (лат.) (лат.) 63,125 98–100 100–102 102–104 АСО I, 1, 3 АСО (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) (fragm.) (can.) 111,101 90–101 АСО I, 1, 4 АСО (греч.) э ус. пер. АСО (греч.) Рус. пер (лат.) (лат.) I (fragm.) 136 164 137 156 Рус. пер. (греч.)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Посему, когда рождала Дева, Оно не страдало и, пребывая в теле, не осквернилось, но, напротив того, освящало наипаче тело… потому что, пребывая во всех тварях, не делается Оно всему причастным, а напротив того, все Им оживотворяется и питается. Если и солнце, Им сотворенное и нами видимое, круговращаясь на небе, не оскверняется прикосновением к земным телам и не омрачается тьмою, а, напротив того, само их освещает и очищает… то тем паче Всесвятое Божие Слово, Творец и Господь солнца, давая познавать Себя в теле, не прияло на Себя скверны, а, напротив того, будучи нетленным, оживотворяло и очищало и смертное тело (98,212). Погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти (98,202). Слову нужно было принять на Себя смертное тело, чтобы Им, наконец, могла быть уничтожена смерть и люди опять обновились по образу (98,208). Спаситель ожидал смерти, чтобы ее истребить… для спасения всех… Слову Божию, Истинной Жизни, как неприлично было Самому нанести смерть телу Своему, так несвойственно было избегать смерти, наносимой другими, и не преследовать смерти до истребления (98,219). Тело Христа умерло не по немощи естества вселившегося Слова, но для уничтожения в нем смерти силою Спасителя (98,224). Хотя умерло тело для искупления всех, но не ведало тления, ибо воскресло всецелым, потому что было телом не кого-либо другого, но Самой Жизни (98,219). Господь людей, обратившихся в тление, снова возвратил в нетление и оживотворил их от смерти присоединением к Себе тела, и благодатию Воскресения уничтожил в них смерть, как солому огнем (98,201). (Спаситель) как на смерть принес за всех тело, так телом же опять проложил всем путь и к восхождению на Небо (98,223). Господь Иисус Христос научил вселенную ведению Отца, упразднил смерть и всем даровал нетление обетованием Воскресения… в начаток сего Воскресения воскресив собственное тело Свое, памятник победы над смертью и ее разрушительностью показав в крестном знамении (98,232). Слово Божие вочеловечилось, чтобы мы обожились (98,260). Как невозможно объять глазами всех волн, потому что чувству, покусившемуся на это, представляются непрестанно новые и новые волны, так и намеревающемуся объять умом все заслуги, совершенные Христом в теле, невозможно даже вместить их в помысле, потому что вновь представляющиеся мысли его гораздо многочисленнее тех, которые, как думает, он объял уже мыслию (98,260). Как скоро намеревался я писать и принуждал себя помышлять о Божестве Слова, всякий раз далеко от меня отступало ведение, и сознавал я, что в такой мере остаюсь я позади, в какой думал достигнуть. Ибо не мог написать того, что по видимому представлял умом, а что писал, то делалось слабее даже и той малой тени истины, какая была у меня в мысли (99,103).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Песнь IV Земнородные тебя чествуют и небесных (небожителей) чины удивляются, ибо любовью к мудрости, отец, ты оказался как бы бесплотным. Акр.γ–ηγενες. Слав: Земнородныхъ (? и староп, и 98, но тип. 99: 125 др. на земли – точно) тя (тип. 99 теб) почитаютъ (тип. чьтоуть) и небесныхъ (тип. 99 и др. нбсни) чины (тип. 99 чини, проч. чинове) чудятся (тип. 99. дивяться, 125 др. дивятся, 98 др. дивящеся): бо мудрости (тип. 99. любъвью прмоудрости бо, 125 др: любъвью бо, 98. 211. 213 бо) показался еси (тип: 99 явися, 98. 211. 213 явился, тип. 125 др. показася, оче) яко безплотенъ. Стремителен тиранн, но твердость твоя не сокрушима (не поразима), посему тебя ублажают, а вселукавый отвержен (а того, отец, отвергли). Акр: –ταμς. Ркп. 290. 291. 292, печ. 21 язв. и слав, чит κατλυτος – не сокрушима вм. СМ и печ. 12 авг. κατπληκτος – непоразима. Ркп. и Афин. 21 янв. и слав. теп. παμπνηρος δ – вселукавый же, – вм. παρνομος δ печ. Конст. и Венец. Слав. тип. янв. – беззаконникъ же и κενος δ πτερ – онъ же, отецъ... СМ. – Слав: Суровъ убо мучитель (тип. 99: лютъ, 125–129 соуровый томитель), но твое непреклонно (тип. 99. не разорено, 125–128 нераздрушимо): тмъ ты убо (99 тмъ же ты, 125–128 тмъ ты) ублажился еси (тип. 99 облаженствавася, 125–128 приблажися?), вселукавый же (тип. 99 прстоупьникъ же, 125–128 прбезаконный же) извержеся (тип. изгънанъ бысть). В 68. 211 и 213 нет, В тип. же 99 и 125 помещен после первого стиха третьей песни, но 126–128 в тексте сходств, с 125-м, а в порядке с тепер. слав. Сподвизаются с тобою, Максим, двое всеблаженных учеников, соделавшись общниками твоих подвигов, почему и получили равные с тобою награды. Акр. σ–υναθλοσι Вм. второго σο СМ. и печ. чит. σο ркп. Слав: состраждетъ теб (тип. 99 състражетъ ти, 125–128 състражета ти, 98 и староп. страждутъ съ тобою), Максиме, учениковъ (98 и староп, приб. твоихъ) двоица преблаженная (тип. 99 стрспцю врьста прслвьная, 125 оученикоу двоица всеславъная, староп. и 98: пребогатая), твоимъ (98 приб. и) приобщившеся (99 страстьм ти общьвася, 125–128 твоихъ страстеи причащьшася): тмже и почестей (99 венець 125 веньць) равно получиша (99 приятъ, 125 оулоучиста, 98 улучиша, др. улучивше)

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010