Текст изд.: Коваленко и др. 2001, 162–164 62) – документ датирован 4 апреля по последней упомянутой дате (с. 395); Лобачёв 2003, 347–348 – документ датирован временем после 4 апреля. (л. 287) 1395 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии! Богомолец твой, государевъ, новгородцкой 1396 Никон митрополитъ, Бога молю и челом бью. В нынешнем, государь, во 158 (1650)-м году марта въ 26–й день по твоему, государеву, указу прислан в Великий Новгород твой, государевъ, Яков с твоею, государевою, грамотою ко мн, богомольцу твоему. А велено по той твоей, государеве, грамоте призвать к соборной апостольской церкви всяких чинов людей. И я, богомолец твой, в соборную церковь марта въ 27-й день новгородцов всяких чинов людей//(л. 288) призывал, земских старостъ и всяких чинов людей и 1397 по твоему, государеву 1398 , указу им говорилъ, чтоб они от дурна престали и теб б, государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии 1399 вину свою принесли, и воров, меж себя сыскав 1400 , окольничему твоему, государеву, и воеводе князь 1401 Федору Андревичю отдали. И старосты, и лутчие о том дле помалчивают, а иные добрые люди всяких чинов живут в хоронех 1402 . А воры, которые, забыв твое, государево 1403 , крестное целованье, всякую неправду длаютъ, воруютъ, и т шумели 1404 , и говорили 1405 : мы, де 1406 , государю 1407 не виноваты 1408 , и вины, де, нам государю приносить н о 1409 чем. И я, богомолец 1410 твой, марта въ 29-й день в другой ряд призывал и говорил им по твоему, государеву, то же. И он мн 1411 , богомольцу, то же сказали. Да с ним же, Яковом, послана твоя, государева грамота в Великий Новгород ко всяким чином 1412 людем, а веле//(л. 289) но их собрать в 1413 съзжую избу твоему, государеву, окольничему и воеводе князю Федору Андревичю Хилкову, и 1414 велено им та твоя, государева, грамота всяким чином людемъ вычесть 1415 . И всяких чинов люди, твою, государеву, грамоту выслушав 1416 , назвали е непрямою грамотою. А онъ, Яковъ, им, всяким чином людем, против твоего, государева, указу 1417 говорил словом. И они ево тх слов не послушали и назвали ево, Якова, человком твоего, государева, Бориса Ивановича и взяли к себ земскую и в зем//(л. 290) ской изб ево роспрашивали о всем, и к тмъ роспросным рчем велли ему, Якову, и руку приложить. И после роспросу отдали ево, Якова, за пристава Ивашку Жеглову, И былъ онъ, Яков, у него за приставомъ судки 1418 и от Ивашка Жеглова переведен онъ был на Александровское подворье, и былъ на Александровском подворье за крепкими 1419 сторожи. А тово мн, богомольцу твоему, невдомо, для чево ево у себя держали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397.  Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400.  …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404.  Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410.  …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414.  …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415.  И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417.  …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425.  Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В 1385 г. З. получил в качестве бенефиция должность викария Флорентийского еп. Анджело Аччаюоли. По протекции городских властей Флоренции также в качестве бенефиция получил приход Санта-Мария ин Импрунета под Флоренцией. В кон. 1397 г. папа Бонифаций IX вызвал З. в Рим для совета о способах прекращения схизмы в католической Церкви (1378-1417). Во время этой поездки З. прочитал публичную лекцию в соборе св. Петра, предметом к-рой было толкование на канон «Liber Extra»,- «Dilectus filius G. clericus» (X 3. 5. 27) (текст выступления сохр.- Vat. Ross. 695. Fol. 20v - 30v). В 1398 г. в качестве бенефиция З. получил должность архипресвитера кафедрального собора Падуи. В 1409 г. избран епископом Падуи, но под давлением Венеции папа Григорий XII назначил на кафедру венецианца Пьетро Марчелло. Антипапа Иоанн XXIII , к-рый был знаком с З. и благоволил к нему, утвердил его избрание на Флорентийскую кафедру (избран 18 июля, утвержден 16 сент. 1410) и, сделав своим референдарием, призвал в Римскую курию. Однако во епископа З. рукоположен не был (вероятно, он не имел и сана пресвитера). До возведения в кардиналы именовался electus Florentinus (избранный епископ Флорентийский), в завещании З. называл себя clericus beneficiatus (клирик-бенефициарий). На консистории 6 июня 1411 г. Иоанн XXIII возвел З. в достоинство кардинала-диакона ц. святых Космы и Дамиана на Римском форуме. В этот период кардиналы-диаконы, как правило, не рукополагались во епископа. В 1413 г. исполнял обязанности казначея коллегии кардиналов. З. принял участие в Римском Соборе (1412-1413), созванном для преодоления церковной схизмы. На открытии Собора он выступил против учения Джона Уиклифа , книги к-рого Собор постановил сжечь как еретические. В окт. 1413 г. Иоанн XXIII отправил З. и кард. Антонио де Шаллана легатами к герм. имп. Сигизмунду I для переговоров о продолжении работы Собора; тогда была достигнута договоренность о созыве нового Собора 1 нояб. 1414 г. в Констанце. Осенью 1414 г. З. сопровождал туда Иоанна XXIII. Как его представитель с нояб. 1414 г. принимал активное участие в работе Собора, председательствовал на заседаниях. После того как Иоанн XXIII отказался отречься от Папского престола и бежал из города (20 марта 1415), З. остался на Соборе и вел переговоры с ним. 29 мая 1415 г. Констанцский Собор вынес решение о низложении Иоанна XXIII (папа Григорий XII добровольно отрекся от Римского престола, антипапа Бенедикт XIII был лишен власти по решению Собора). Новый папа Мартин V был избран Собором 21 нояб. 1417 г. З. принимал участие в составлении декрета «Haec sancta» (1415), одного из программных документов Соборного движения . Участвовал в судебных разбирательствах по делам Яна Гуса , Иеронима Пражского , Иоанна Малого .

http://pravenc.ru/text/182397.html

Среди учеников «игумена земли Русской» - прп. Сергия Радонежского († 1392), о котором особо подмечено в его Житии, что он «божественные сладости безмолвия вкусив», был постриженник Афонской горы – прп. Сергий Нуромский († 1412), родом грек. По благословению прп. Сергия Радонежского прп. Сергий Нуромский подвизался затем в соседстве и дружбе с другим учеником троицкого игумена – прп. Павлом Комельским (Обнорским) († 1429). Еще один ученик прп. Сергия Епифаний Премудрый также побывал на Святой горе Афон, о чем сообщается в составленном им «Похвальном Слове преп. Сергию Радонежскому». В 1419-1420 гг. иеродиакон Троице-Сергиева монастыря Зосима совершил свое «хождение» в Царьград и Иерусалим, запечатленное им в «Книге глаголемой Ксенос, сиречь Странник», в которой перечислены 22 афонских монастыря: «И взыдохом на святую гору, и походихом по всем церквам, и быхом в монастырех на святом версе, и поклонихся тамо на праздник Преображения. Всех же монастырей во святей горе 22. Се же имена их: 1) Лавра, 2) Ватопед, 3) Хилондарь, 4) монастырь русский, зовемый святый Пантелеймон, 5) Пандакратор, 6) Свимон, 7) Верверский, 8) Зуфгри, 9) Дохиар, 10) Ксенос, 11) Алуп, 12) Капакал, 13) Култумос, 14) Протатий, 15) Ксератопал, 16) Филитон, 17) Василевпиргий, 18) Павлова пустыня, се же общаго житья, 19) Дионисиев монастырь, 20) Григорьев монастырь, 21) Симона Петран, 22) Кастамоний. И благословихся от Святогорских отец...». В 1389 г. вместе с митрополитом Пименом совершил путешествие в Царьград Игнатий Смольнянин, который по благословению митрополита составил описание путешествия, в некоторых списках имеющее название «Пименово хожение в Царьград». Выборка из «Хожений», включенная в «Сказание летом въкратце», была дополнена Игнатием очерками о Солуни и о Святой горе Афон, где Игнатий побывал в 1396 году. Примерно 1419 г. датируется «хожение в Святую Гору» тверского игумена Саввы, основавшего в 1397 г. Вишерский монастырь, куда он принес с Афона список Кормчей сербской редакции и где ввел афонский устав Иоанна Цимисхия.

http://pravoslavie.ru/2577.html

1397 Вместо: λεγντων – глаголющих, как в некоторых изданиях, у Св. Кирилла, согласно древним кодексам: λγων – глаголя. 1398 По славянскому и греч. вар. далее следуют слова: яже глаголах – ς λησα, которого нет у Кирилла, как и в некоторых греческих изданиях. 1399 Даже Карамзин готов был считать Византию страной истинного варваризма. (Истор. гос. росс., изд. Севера, т. 1, стр. 89). 1400 Византия. Ст. Ф. И. Успенского в Энциклопед. словаре Брокгауза и Ефрона, т. VI. стр. 250–275. 1408 Оно помещалось в рукописных сборниках и даже несколько раз было напечатано (в 1862:1680, 1718 и в 1776 г.) 1410 Напр., со Львом Армянином и с учёным времени импер. Феофила – Львом Философом (Град Законы в Кормчей книге. Легенда о волшебном зеркале, с помощью которого можно видеть то, что совершается вдали. См. в Никоновой летописи. Терновского: Изучение визант. истории и её тенденциозное приложение в древн. Руси, вып. 1; стр. 108). 1412 Лишь только была напечатана моя книга, в Byzant. Zeitschrift за 1892-й год я встретил более исправный текст отречения патр. Николая от кафедры, подтвердивший мои предположения о неподлинности его отречений, приведённых в „Жизни Евфимия“. Я был рад, видя, что разработка и такого частного вопроса византийской истории подвигается вперёд, – но, к сожалению, уже не мог сам воспользоваться новым материалом. 1413 А пред другим учёным – пред высокоуважаемым прот. А. Μ. Иванцовым-Платоновым я извиняюсь за своё ошибочное замечание касательно одного места (примеч. 12) его сочинения: „К исследованиям о Фотии“, по недосмотру сделанное в начале моей книги (на стр. XLIX). 1414 В релятивистическом смысле решает вопрос о субстанции и проф. Паульсен (см. его статью в Vierteljahrschrift für wiss. Phil. – Ueber den Begriff» der Substantialität, 1887. IV, 488 и след.), который указывает нам и те влияния, под которыми в данном случае стоит немецкий релятивизм: это – английский эмпиризм (Локк, Юм, Милль и др.). 1416 В Берлинском университете в состав философских курсов зимнего семестра l89 l / 2 уч. года, кроме Введении в философию, Истории философии, Теории познания и Философии религии, входили ещё чтения по Психологии (Дильтей: „Психология как опытная наука“; Ляцарус: „Психология“; Эббингауз: „Психология, по преимуществу экспериментальная и физиологическая“; Дильтей; „Применение психологии к педагогике“; Эббингауз: „Упражнения к экспериментальной психологии“); Этике (Гижицкий: „История этики“; Рунце: „Основные проблемы этики“; Зиммель: „Проблемы социальной этики“), Философии права (Лассон: „Философия права и основные черты учения о государстве“; Колер: „Философия права и сравнительная наука о праве“) и Эстетике (Дёринг: „Курс эстетики). Но, к сожалению, вследствие совпадения часов, мы не могли посещать этих чтений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1393 г., после смерти митрополита Галицкого Антония (1391 г.), король Польши и сюзерен великих князей литовских Владислав (Ягайло) направил в Константинополь для поставления митрополитом Галицким епископа Луцкого Иоанна (Бабу). Одновременно святитель Киприан сообщил в патриархию об обвинениях, выдвинутых против Иоанна епископом Владимиро-Волынским (чем ipso facto заявил о своих правах на епархии Галицкой митрополии). Епископ Иоанн, не дожидаясь прибытия Владимиро-Волынского архиерея, покинул Константинополь, ссылаясь на то, что король уже назначил его митрополитом Галицким, а необходимое благословение Константинопольского патриарха он якобы получил, когда последний благословил его при встрече, согласно обычаю. Патриарх Антоний IV, возмущённый столь наглой подменой понятий, в октябре 1393 г. отправил святителю Киприану послание с поручением совершить над епископом Иоанном суд, низложить его и поставить на Луцкую кафедру нового архиерея (cm.: Darrouzes J. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. P., 1979. Vol. I. Les actes des patriarches. Fase. VI. Les regestes de 1377 ä 1410. N 2935. P. 214) – таким образом, патриарх фактически признал власть святителя Киприана над епархиями Галицкой митрополии. Король, однако, не прислушался к патриаршему решению, и епископ Иоанн вступил в управление епархиями митрополии; в 1397 г. патриарх Антоний IV предпринял новую попытку решить конфликт, направив королю послание с предложениями либо простить епископа Иоанна, если тот прибудет на суд «к своему митрополиту», либо поставить на митрополию иного кандидата; одновременно было направлено послание святителю Киприану с упреком о его вмешательстве в дела Галицкой митрополии (см.: Ibid. N 3039–3040. Р. 302–305). Чем в итоге разрешился конфликт, неизвестно, но во всяком случае в 1398 г. епископ Иоанн всё ещё не был поставлен митрополитом [см.: Флоря Б. Н. Иоанн (Баба)//Православная энциклопедия. M., 2010. Т. 23. С. 380], ав 1411–1412 гг. митрополит Киевский и всея Руси святитель Фотий совершил пастырскую поездку в Галич, что было бы невозможно в случае наличия там собственного митрополита. В 1423 г. Ягайло поручил надзор за «схизматиками» (то есть православными) Львовскому католическому архиепископу, что также указывает на отсутствие у Галицкой земли отдельного православного митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Кн. 4 6224) сделана монахом западнорус. происхождения (хотя и не относящимся к числу пантелеимоновских иноков) и фиксирует национальный состав гостей, а не хозяев. С сер. XVI в. до запустения мон-ря (в 1568/69-1583) обитель существовала «в союзе» с Хиландаром, выражавшемся, очевидно, в совместном ведении хозяйства; возможно, поэтому в кадастровых регестах 1560 г. владения мон-рей описаны вместе ( С. 103). Сохранились сведения о числе иноков в Русской обители в кон. XV-XVI в., в разные годы оно существенно колебалось и составляло (по подсчетам серб. историка А. Фотича) в 1489 (или 1517/18?) г. 120 чел., 1530/31 г.- 25, в 1561 г.- 170 чел. В 1-й пол. XVII в. в братии Пантелеимонова мон-ря, вероятно, преобладали греки. Об этом свидетельствует, в частности, храмозданная надпись 1619 г. монастырского собора, выполненная только по-гречески (плита с этой надписью сохранилась среди уцелевших музейных экспонатов в б-ке мон-ря). Число братии в обители в 1661 г. составляло 120 чел., в 1677 г.- 200 ( С. 90). К нач. XVIII в., особенно в связи с русско-тур. войной 1686-1700 гг., Пантелеимонов мон-рь материально оскудел и братия оставила его. По свидетельству Григоровича-Барского, русские в то время были сильно притесняемы от греков и, «боящися внешней казни, убегоша в страны незнаемы». До XVII в. рус. иноки, жившие на А. в этнически смешанных скитах и келлиях греч. мон-рей, были более многочисленными, нежели рус. насельники Пантелеимонова мон-ря. В кон. XIV и в особенности в 1-й пол. XV в. связи рус. монашества с А. после длительного перерыва возобновились и стали активными. В то время на Св. Горе подвизались буд. основатели и настоятели рус. общежительных мон-рей: прп. Сергий Нуромский († 1412), Иларион , игум. новгородского Лисицкого мон-ря (вернулся на Русь не позднее 1397), Дионисий Царьградский, архим. Спасо-Каменного мон-ря (в 1418-1425 архиеп. Ростовский), Досифей , архим. нижегородского Печерского мон-ря (был на А. в кон. XIV - нач. XV в.), прп. Арсений Коневский († 1447). Ок. 5 лет прожил на Св. Горе прп. Савва Тверской (Бороздин; † 1467), игум. тверского Саввина мон-ря в честь Сретения Господня, о чем сообщает в своей «Духовной грамоте» прп. Иосиф Волоцкий (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 554). С афонской традицией был тесно связан и митр. свт. Киприан (отождествленный исследователями с одноименным святогорским монахом - адресатом послания свт. Евфимия, Патриарха Тырновского, дошедшего в большом числе рус. списков с нач. XV в.). Вероятно, в нач. XV в. на А. побывал известный рус. агиограф Епифаний Премудрый , в 1420 г. Зосима, инок Троице-Сергиева мон-ря, совершил путешествие на А. и составил список 20 афонских мон-рей. Со Св. Горы монахи привозили книги, до той поры неизвестные на Руси: лисицкий игум. Иларион привез Тактикон Никона Черногорца, прп. Савва Тверской - Иерусалимский устав и Кормчую, архим. Досифей - Устав Св. Горы и Чин пения 12 псалмов.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

У блж. Иеронима не много сочинений догматических. Но сочинения превосходного толкователя Писания драгоценны для догматики. В споре православного с люциферианином объясняет он значение истинной христианской Церкви, «Надобно, говорит, пребывать в той Церкви, которая основана апостолами и доселе пребывает. Если услышишь, что иные называются не по имени Господа Иисуса Христа, а по какому-либо другому имени, наприм. маркионитами, валентинианами, знай, что это – не Церковь Христова, а синагога антихриста. Тем самым, что явились они после, показывают, что они предсказанные апостолом будущие». Здесь же учит: «столько же не нужно вновь освящать тех, которые поставлены еретиками, сколько и перекрещивать тех, которые крещены ими». В подтверждение того указывая на предание, так пишет о значении предания: «если бы для чего-либо недоставало подтверждения в Писании, согласие вселенское имело бы важность заповеди» 1394 . В письме к Марцелле обличает заблуждения монтанистов 1395 . Против Пелагиан, писал он два сочинения 1396 . Вопреки им он учил, что «нет человека без греха, все мы испорчены в Адаме, и без благодати Божией, не можем творить ничего вполне доброго» 1397 . Желать и идти в моей воле, но это мое, без постоянной помощи Божией, не будет моим» 1398 . «Но от меня никогда не услышишь, чтобы назвал я природу злою» 1399 , Душа находится между землею и огнем, между плотию и духом, если предается плоти, называется плотию, если духу, духом 1400 . Блж. Иероним, ясно учил об искупительном значении смерти Христовой 1401 , о единой личности Бого-человека 1402 , о благодатной силе Крещения 1403 , Миропомазания 1404 , Евхаристии 1405 , исповеди 1406 , и брака 1407 . В нескольких письмах обличал он заблуждение ариан о Сыне Божием и объяснял слово ποστασις 1408 . Известны на греческом языке с именем пресвитера Иеронима: «разговор христианина с иудеем о Св. Троице» и, «разговор о действии Крещения» 1409 . Из первого разговора одно место о Кресте приводил св. Дамаскин, называя сочинителя Иеронимом пресвитером Иерусалимским. Блж. Иероним сам писал, что небольшие сочинения его еще при его жизни переведены были на греческий язык 1410 . По содержанию разговоры вполне приличны блж. Иерониму, долго жившему в Иерусалиме между иудеями. Наконец он писал несколько сочинений против оригенизма. Между прочим в письме к Авиту, основательно показал опасные заблуждения в Оригеновом сочинении о началах 1411 . За то в письме к Феофилу, против Иоанна Иерусалимского, суждения его в воскресении отзываются резким антропоморфизмом 1412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910 Кирилло-Белозерский Успенский монастырь, 1 класса, при городе Кириллове, на берегу Сиверского канала. Основан в 1397 году преподобным Кириллом, мощи которого почивают здесь под спудом в церкви его имени (см. 9 июня); пред серебряной ракой, на стене, находится образ преподобного Кирилла, писанный учеником его преподобным Дионисием Глушицким еще при жизни самого преподобного. Ныне эта обитель, состоящая из двух монастырей — Успенского (большого) и Ивановского (малого), имеет 11 храмов, кроме приделов. Главный холодный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы сооружен в 1498 году. Храмовая икона Успения писана иноком Андреем Рублевым. Здесь же находится чудотворная Смоленская икона Божией Матери Одигитрии, пред которой (9 июня) молился преподобный Кирилл, когда услышал чудесный голос, повелевающий идти на Белоозеро; эта икона богато украшена; оклад, чеканный серебряный, позолочен, обнизан жемчугом и усыпан драгоценными камнями; это — жертвы, собранные веками; празднование ей, кроме 28 июля, совершается еще 8 июня. Теплый собор во имя Введения Пресвятой Богородицы построен в одно время с холодным, но переделан в начале прошлого столетия. В монастыре находятся иконы: Успения Божией Матери и преподобного Кирилла, писанные преподобным Дионисием Глушицким. С северо-восточной стороны к монастырю примыкает особый холм, бывший местом подвигов преподобного Кирилла. Здесь находится Ивановский монастырь, отделенный особой каменной стеной. Он был основан по случаю рождения великого князя Иоанна Васильевича, в честь его Ангела. Здесь еще доселе сохраняется деревянная часовня, сооруженная преподобным Кириллом. В ней 2 деревянные креста, сделанные самим преподобным. Неподалеку от нее место, где преподобным была вырыта пещера для первоначального жития. В ризнице заслуживают внимания: духовное завещание преподобного Кирилла, писанное собственно его рукою, фелонь, подризник и другие его одежды, 13 келейных книг, писанные его рукою, и проч. Монастырь служил местом заточения многих известных в истории лиц; здесь был пострижен неволею в иночество князь Василий Иоаннович Патрикеев-Косой и содержался 5 лет под стражею; патриарх Никон здесь провел последние годы своего заточения. Ежегодно 28 июля с чудотворною иконой Одигитрии из монастыря совершается по городу крестный ход. В 1893 году при монастыре открыта школа. Монастырь окружен стеною, в 3 сажени ширины и 5 саженей высоты; эта стена тянется на 1,5 версты и в разных местах имеет высокие (до 25 сажень) башни, с которых открывается дивный вид на озеро и окрестности.

http://sobory.ru/article/?object=00500

преподобного Ефрема (Сирина) о суде и покаянии, св. Нила Постника главизны о молитве и Слово Иоанна Златоустаг о «егда вне церкви обретеся Евтропий отторжен бысть, и о еже предста царица одесную тебе в ризах позлащенных». Лествица в новой редакции, переписанной в 1387 г. митрополитом Киприаном в константинопольском Студийском монастыре, была одной из самых распространенных и популярных книг рубежа XIV–XV вв. Но собственно весь состав сборника, а не только Лествица соответствует тем новым идеям, которые были принесены на Русь балканскими эмигрантами – греками, болгарами, сербами, – прибывшими вместе с митрополитами из Константинополя или работавшими в Москве по приглашению великого князя. «Сказание об иконе Богоматери Римляныни» и «Повесть о неседальном» в силу каких-то особых причин оказались в этом сборнике выделены: рядом со «Сказанием» стоят две даты, написанные на полях киноварью: «2 октября 1397» и «13 октября 1397» цг ω в + цг ω ri) рядом с началом «Повести» есть следы стертых надписей киноварью, которые сейчас не прочитываются, но по размерам одна из них сходна с датой, обозначенной в начале «Сказания». Если вспомнить греческую традицию, в которой оба текста связываются с Акафистом, то неудивительно, что в сборнике они следуют друг за другом, но так происходит только в русских сборниках, в греческих эти тексты обычно соответствуют порядку торжественных дней или переписываются обособленно. Правда, рядом с началом «Сказания» отмечено: «сие чтется в неделю а поста в м десятницу святую; вторая стертая надпись на полях у «Повести» по размерам могла бы иметь сходное содержание. В более поздних сборниках эти два текста встречаются вместе, хотя состав рукописей изменяется по сравнению с Лествицей из Троицкого собрания; так, например, они читаются после Маргарита Иоанна Златоустаг о в рукописи XV в., 132 становясь в XVI в. распространенными текстами сборников гомилетического типа. 133 Особое место в этом отношении занимает Скитский патерик из Троицкого собрания, 134 датированный XV в., где оба повествования переписаны среди подборки текстов исихастского богословия, открывающейся тропарями Филофея Коккина к службе Акафиста и сопровождающейся триодными синаксарями, дублирующими содержание рассказов; здесь они разделены пространным повествованием об обретении Креста св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010