2011. S. 74-76): в них зафиксированы количественные всплески П. в 30-х гг. (в 1027 была отменена морская блокада, установленная Византией на сообщение с мусульм. Востоком, введенная в 1016) и в 80-90-х гг. XI в., хотя ситуация в Палестине отличалась после 1070 г. сугубой политической нестабильностью вслед. постоянных войн за преобладание в регионе между Фатимидами и сельджуками. Нек-рым объяснением этому противоречию может служить улучшение паломнической инфраструктуры на Св. земле в тот период: в 1070 г. амальфитанским купечеством по договору с фатимидским губернатором в Иерусалиме был устроен особый гостиный двор св. Иоанна Милостивого для бедных паломников - одна из первых построек позднейшего ордена госпитальеров. П. на Св. землю в эпоху существования Иерусалимского королевства крестоносцев (XII-XIII вв.) и в позднее средневековье (до Реформации) Паломники поднимаются на гору Синай к мощам вмц. Екатерины. Миниатюра из «Книги чудес света» Марко Поло. Ок. 1410–1412 гг. Мастер часослова Бусико (Paris. fr. 2810. F. 154v) Паломники поднимаются на гору Синай к мощам вмц. Екатерины. Миниатюра из «Книги чудес света» Марко Поло. Ок. 1410–1412 гг. Мастер часослова Бусико (Paris. fr. 2810. F. 154v) Принципиально новая ситуация для паломников на Св. землю сложилась после 1-го крестового похода с образованием лат. королевства с центром в Иерусалиме - «королевства паломников» ( Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002. С. 23-32; франц. оригинал вышел в 1953). И терминологически (именуясь peregrinus, т. е. паломник), и внешне (получая символические атрибуты паломника - посох, суму и нашивавшийся на одежду крест), и по внутреннему самоощущению крестоносец был вооруженным паломником. Охрана паломнических центров и путей к ним, создание и поддержание паломнической инфраструктуры были главной задачей крестоносных гос-в на Ближ. Востоке в лице и светской, и церковной властей, а также специальных орденов рыцарей-монахов - госпитальеров-иоаннитов, тамплиеров и, позднее, Тевтонского ордена .

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Пс.98:1.   Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля. Воцарение Христа привело в гнев и ярость иудеев. Ибо когда Христос родился, то «смутися Ирод и весь Иерусалим с ним» (Мф. 2:3). Кто восседает на «херувимех» — Тот Самый в последние времена воцарится над живущими на земле. «Седяй на херувимех» сказано ради человеческой немощи, ибо Бог не имеет нужды в седалищи, потому что безплотен. Седение «Господа на херувимех» обычно выражает царское величие Божие, ибо «Он восседает над кругом земли — и живущие на ней как саранча пред Ним» (Ис. 40:22) (Златоуст, Афанасий, Феодорит). Пс.98:2.   Господь в Сионе Велик, и Высок есть над всеми людьми. «Сион» — есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос (Афанасий). Пс.98:3.   Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть. «Велико это имя» Иисус, потому что толкуется оно — спасение людей. Оно «страшно» для всех народов, гневающихся и противящихся владычеству Его; «свято» же для верующих в Него, ибо «о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» (Флп. 2:10) (Афанасий). Пс.98:4.   И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси. «Честь» (власть) «царева суд» (правду) «любит» : Сыну Божьему принадлежит «суд» , ибо «Отец суд весь даде Сынови» (Ин. 5:22). Мы должны бояться Христа как правосудного Царя: ибо любовь к правде делает царя достопочтенным (Феодорит, Кирилл). Пс.98:5.   Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. «Возносите Господа Бога» чрез хранение заповедей Его, ибо чрез преступление заповедей Божиих хулится имя Божие, как говорит Сам Бог через пророка Иезекииля (см. Иез. 20). Под «подножием» разумеет Пророк Голгофу и Крест Христов, имевший и подножие, на котором поставленные ноги Господа сильно прибиты были гвоздями. Но в отношении к Божеству: «небо» , — говорит Он, — «престол Мой; земля же подножие ног Моих» (Ис. 66:1), т.е. все находящиеся на земли и на море церкви являются «подножием» Христа «Бога нашего» . Божественные тайны открыты нам в меру нашего разумения. Но если бы и многое мы постигли в понятиях о Боге, то и тогда разумение о Нем уподобилось бы только «подножию ног Его» . Этим сравнением Пророк показывает безсилие и низость нашего разумения (Феодорит, Исихий, Ириней, Иустин, Григорий Нисский).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

И нам сладко Ему служенье. Море Богу во славу бурлит, То шумит, то глубь наполняет. Что на грешной земле обитает, Всё во славу Господню звучит. Реки Господу рукоплещут, Горы славят, деревья трепещут — Всё Ему восхваленье творит. И тому, что предсказано, быть, И Господь приидет к нам счастливо, Чтобы землю по правде судить, Чтоб народы карать справедливо. 98-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский. 98-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский Пойте Господу новую песню, ибо Он сотворил чудеса, и под Божьей десницей воскресли возрождённой страны голоса. Всем народам земли многоликой объявил Свою истину Он, и по милости Божьей великой дом Израиля снова спасён. Пусть сияние Божьего лика славит в песне и молод, и стар, пусть играют им арфа и лира, пусть труба подпоёт и шофар. Пусть ликуют морские просторы, вся земля и живущие в ней, пусть ликуют и реки, и горы Звоном вод, перестуком камней, ибо вот оно, дивное диво: Бог приходит к жилищам людей, чтобы землю судить справедливо и народы по правде своей. ПСАЛОМ 98 Канонический русский перевод [Псалом Давида.] 1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля! 2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами. 3 Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно! 4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове. 5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! 6 Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им. 7 В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им. 8 Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их. 9 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 98 Н. Гребнев ПСАЛОМ 98 Пусть мир сотрясется. Здесь царствует Бог Над всеми народами и племенами. Господь на Сионе велик и высок, Пред Господом да вострепещем мы с вами. Благословившего праведный люд,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Поэтому Витовт явился в Смоленск и посадил Глеба Святославича, а Юрию дал Рославль. Но и Глеб подумывал о независимости. В 1395 г. Витовт снова явился к Смоленску под предлогом похода на татар. Пригласил к себе всех Смоленских князей (Глеба, Ивана и Владимира Святославичей, Ивана и Александра Михайловичей, Ивана и Александра Васильевичей, а также Василия Ивановича) и всех их забрал в плен. В городе он посадил наместника. В 1397 г. на Пасхе был здесь у Витовта в гостях Московский князь Василий Димитриевич. В то же время был здесь митр. Киприан, а в следующем году была княгиня Софья. В 1401 г. под стенами Смоленска явился тесть Смоленского князя Юрия Святославича – Олег Иванович, который и посадил его здесь на княжеский стол. Приверженцы Литвы были убиты. Восстановлена была древняя форма княжеского правления с участием веча. Витовт опять подступил к Смоленску, но был отбит. Тогда он взял Вязьму, чем отрезал путь к защите союзников, и в 1404 г. снова осадил Смоленск, впервые услышавши(!) гром пушек. Смольяне защищались отчаянно. Витовт отошел от города. Князь Юрий поехал просить помощи в Москве. В это время Витовт 26 июля в четверть 1404 г., взял город, княгиню, и много бояр отослал в Литву, а еще более казнил. Так печально кончилась самостоятельность Смоленской земли. Князь Юрий отправился в Новгород, где получил несколько волостей и скончался в 1409 г., а сын его Федор был убит новгородцами (1412 г.). Из представленного краткого очерка истории Смоленской земли, сделанного на основании сочинения П.В. Голубовского, видно, сколь содержательно это сочинение. А если взять во внимание, что все здесь сказанное изложено г. Голубовским с полною обстоятельностью и совершенною научностью, то мы поймем, какой это многоценный вклад в историю нашего края. Помимо общего интереса, труд г. Голубовского имеет и то значение, что в нем почти по каждому вопросу местной истории указаны все первоисточники, а также и опыты их научной обработки. Так что почти по каждому специальному вопросу местной археологии здесь можно иметь руководственные указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

1392 Теперь люди, подобно первому человеку, который, как причастник божественной любви и наследник славы (charitatis divinae patriceps et haeres gloriae), был другом Божиим, 1393 также из рабов сделались друзьями Божиими. 1394 Достоинство же друзей Божиих, по мнению св. Амвросия, обусловливается постижением небесных тайн и усовершением религиозного ведения. Христос потому и назвал апостолов друзьями, что открыл им то, что Он слышал от Отца. 1395 Сам Бог послал Христа на землю с той целью, чтобы Он, снявши с духовных глаз людей покров 1396  и земной мрак, 1397 дал им возможность видеть вечное и небесное, 1398 чтобы Он указал людям пути благоразумия (vias prudentiae) и открыл малым стези мудрости (semitas sahientae) 1399 или, другими словами, чтобы Он указал человечеству те вечные пути, которыми ему надлежало возвратиться к Богу. 1400 Если бы Христос не открыл бы людям познания, они бы пребывали в полном неведении, 1401 ибо только Христос есть истина 1402  и источник, из которого церковь , т. е., душа каждого, черпает мудрость. 1403 Но не одно только ведение, – учит св. Амвросий, – принёс людям Искупитель. Он подаёт им также и благодать, без которой невозможно спасение, 1404 ибо только эта благодать избавляет дух человека от господства над ним плоти, 1405 только она призывает человека к жизни, 1406 только она совершает полное его исправление. 1407 При этом св. Амвросий различает двоякого рода благодать: с одной стороны, Бог возобновил в человеке древнюю благодать, 1408 а с другой – приумножил её «новой благодатью» 1409 : «Пострадал Христос, – говорит св. Амвросий, – и всё начало изобиловать семенами новой благодати». 1410 Эта благодать, которая была неведома в Ветхом Завете, 1411 ближе всего проявляется в прощении грехов, в обновлении человека и излиянии на него даров Св. Духа. 1412 Но, так как грех у св. Амвросия часто мыслится под образом немощи или болезни, то и в понятие спасения у него необходимым образом входит представление об исцелении Христом душевных немощей и болезней павшего в Адаме человечества, 1413 откуда и благодать Христова рассматривается прежде всего, как благодать исцеляющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   2 – мч. Георгия Афонского (+ 1794)    3 – прп. Исихия Хоривита, безмолвника (+ YI в.)    5 – прп. Евдокима  Ватопедского ( Афонского) ( +XYII в.)    6 – прп. Макария Нового, Кийского, Афонского (+1590)    7 – прп. Сергия Нуромского, Обнорского, Вологодского, ученика прп. Сергия        Радонежского ( +1412)  10 – 26-ти прмчч. Зографских – игумена Фомы и с ним 21-го  инока и 4-х         мирян   (+ 1276 –1280) 15 – прп. Евфимия Нового ( Фессалоникийского), Солунского, иеродиакона (+ 889) 20 – прп. Герасима Нового, Натараса, Кефалонита, Афонского, иеромонаха (+1579) 20 – прп. Игнатия Нового, Афонского, Константинопольского ( +1814) 21 – прп. Филофея Афонского  (+ ? ) 24 – свт. Афанасия I-ro, Патриарха Константинопольского (+1311) 26 – прмч. Иоасафа Афонского ( 1536) 28 – свт. Арсения I-ro, архиепископа Сербского ( +1266) 29 – прмч. Тимофея Есфигменского, Афонского ( +1820)     НОЯБРЬ         1 – прмчч. Иакова Костурского и двух учеников его: иеродиакона  Иакова             и Дионисия Дохиарских, монахов (+ 1520)       9 – прпп. Евфимия  и Неофита  Дохиарскх ( Афонских)  (Х в.)     12 – прп. Нила Мироточивого, Афонского, иеромонаха ( +1651)     13 – прмч. Дамаскина  Афонского, Константинопольского  ( +1681)     14 – свт. Григория Паламы, Солунского, архиепископа Фессалоникийского (+1360)     14 – мч. Константина Родосского (+1800)     17 – прп. Геннадия Ватопедского (Афонского), дохиара (+ ? )     22 – прп. Каллиста П-го, Патриарха Константинопольского (+ после 1397)       ДЕКАБРЬ   5 – прпмчч. Карейских (+1260 - 1281) 5 – прп. Нектария Карейского, Битольского, Афонского (+1500) 5 – прп. Филофея Карейского, Афонского ( + конец ХУ в.) 7 – прп. Григория Серба, Молчальника, Афонского, ктитора Григориата (+ 1406) 7 – прп. Герасима  Эвбейского (+ Х1У в.)   20 – свт. Даниила П-го,  архиепископа Сербского (+ 1338)   26 - свмч. Констанция  Русского, иеромонаха ( +1743)   28 – прп. Симона  Мироточивого, Симонопетрского ( Афонского) ( +1257)   30 – прмч. Гедеона Каракалльского, Афонского ( +1818)

http://isihazm.ru/1/?id=1818

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397. Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400. …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404. Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410. …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414. …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417. …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425. Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

79. В 1397 г. Иоанн , афонский инок, перевел «Плены Иерусалима» и Историю Маккавеев (Строев). Гавриил , хилендарский монах, в 1412 г. перевел Олимпиодорово толкование на книгу Иова и написал статью о погребении иноков. Ниже будет упомянуто 87) еще имя афонского инока Иакова, как переводчика слова Максима Исповедника . 80. Св. Кирилл, игумен Белозерский. Рожденный в Москве от благородных родителей, он принят был в Симонову обитель основателем ее преп. Феодором. Преп. Сергий, посещая обитель, отличал его своим вниманием. После Феодора, он был и настоятелем его обители. Но, стремясь душею в тихое уединение, он, по особенному видению, тайно (в 1390 г.) удалился в Белозерскую страну. Здесь, на необитаемом месте, основал он себе монастырь и был насадителем духовной жизни в стране глухой. Образовав множество учеников – подвижников благочестия, скончался он в 1 427 г. Преп. Кирилл любил книжное учение. Доселе целы в его монастыре 17 рукописей – «книги чудотворца Кирилла: 7 Евангелий, Апостол, Псалтырь, 3 книги Правил, Лествица, 4 Канонника. Два Евангелия писаны рукою Христофора, ученика преп. Кирилла; один Канонник писан в 1405 г. и другой – в 1423 г. «по благословению старца Кирилла игумена», рукою «Мартинияна лжею инока, а не истиною», т. е. преп. Мартиниана, ученика Кириллова. Весьма замечательны две книги правил, писанные рукою самого преп. Кирилла. В одной выписаны правила о том: позволительно ли иноку причащаться св. евхаристии без священника? В другой – кроме ответов на вопросы Феогноста Сарайского, кроме русского правила против суеверных примет, помещены выписки из Галена о происхождении грома и молнии, о падающих звездах, об устройстве земли, о землетрясениях, о четырех стихиях, о морях. Ясно, что преп. Кирилл читал и изучал книги о законах видимой природы, приобретал познания о ней, поверенные опытом и рассудительностью, и тем рассеивал предрассудки народа. Три послания преп. Кирилла, отличаясь простотою изложения и искренностью благочестивой души, глубоко назидательны.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иоанном суд, низложить его и поставить на Луцкую кафедру нового архиерея ( Darrouzès J. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. VI: Les regestes de 1377 à 1410. P., 1979. P. 214 — таким образом, патриарх фактически признал власть свт. Киприана над епархиями Галицкой митрополии. Король, однако, не прислушался к патриаршему решению, и еп. Иоанн вступил в управление епархиями митрополии; в 1397 г. патриарх Антоний IV предпринял новую попытку решить конфликт, направив королю послание с предложениями либо простить еп. Иоанна, если тот прибудет на суд «к своему митрополиту», либо поставить на митрополию иного кандидата; одновременно было направлено послание свт. Киприану с упреком о его вмешательстве в дела Галицкой митрополии (Ibid. P. 302–305 Чем в итоге разрешился конфликт, неизвестно, но во всяком случае в 1398 г. еп. Иоанн все еще не был поставлен митрополитом ( Флоря Б. Н. Иоанн (Баба)//Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23. С. 380), а в 1411–1412 гг. митрополит Киевский и всея Руси свт. Фотий совершил пастырскую поездку в Галич, что было бы невозможно в случае наличия там собственного митрополита. В 1423 г. Ягайло поручил надзор за «схизматиками» (т. е. православными) Львовскому католическому архиепископу, что также указывает на отсутствие у Галицкой земли отдельного православного митрополита. Darrouzès J. Les regestes…. Fasc. VII: Les regestes de 1410 à 1453. P., 1991. P. 11 Греческий текст Патриаршей грамоты утрачен, русский перевод см. в кн.: РИБ. Т. 6. Кол. 357–360 Сохранились в рукописи ГИМ. Муз. 1209. Л. 223 об. — 225. Впрочем, по свидетельству поздней Густынской летописи, византийскому руководству, стоявшему уже на пороге катастрофы, в конце концов пришлось признать сан Григория (Fijaek J. Biskupstwa greckie w iemiach ruskich od poowy XIV w. na podstawie rodel greckich//Kwartalnik historyczny. Lwów, 1897. S. 51), что подтверждается тем, что во время Констанцского собора византийская делегация присутствовала на литургии, возглавлявшейся Григорием, а сам он обращался к папе Римскому не только от своего лица, но и от своего «господина Константинопольского императора… а также патриарха этого города» (Ломизе Е.

http://pravoslavie.ru/116071.html

P. 91 (183)). 1380 Synagoga. Р. 40. Nota 47. Этот текст имеется также у Ралли и Потли: Rhalles-Potles II. P. 268. Напротив, Pedalion (P. 202) дает правильное чтение. «Книга правил» дает точный перевод: «Как сие воспрещено и древними правилами» (Правила I. С. 380). 1390 АСО II, I, 2. Р. 162 (358); Synagoga. P. 100; Бенешевич-1906. С. 123; Rhalles-Potles II. Р. 271; Pedalion. Р. 203. 1395 См.: Obolensky G. Histoire de l " Etat byzantin. Paris, 1956. P. 203–204. См. также: Vasiliev A. Histoire de l " Empire byzantin. Paris, 1932. Vol. 1. P. 336, 347–348. 1397 Justinianus I. Novella V, 1//CJC III. P. 29. Эта часть новеллы вошла в «Василики»: Basilica IV, 1, 1/Ed. H. Scheltema et N. Van der Wal. Vol. 1. P. 112. 1407 См.: Trummer J. Mystisches im alten Kirchenrecht. Die geistliche Ehe zwischen Bischof und Diozese//Osterreichisches Archiv fur Kirchenrecht. 1951. Bd. 2. S. 62–75. 1412 Justinianus. Novella CXXXVII, 3//CJC III. P. 697. Этот текст воспроизводится в «Василиках»: Basilica III, 1, 8. Vol. 1. P. 84. 1416 Oiov δ τοτ στιν, ουκ νομζω δ το παρ της συνδου ρισθησμενον (Ibid. P. 275). 1421 Антиохийскому Собору неизвестно еще это уточнение; во всяком случае, в его правилах оно не упоминается. В 7 прав. Гангрского Собора при епископе называется лицо, «приставленное» ( του γκεχεφισμνου) к принятию и раздаче прошений (Там же. С. 246). В 8 прав, того же Собора говорится о «приставленном управлять благотворениями» ( του πιτεταγμνου εις οικονομαν εποιας) (Там же. С. 246). У св. Василия Великого в его епархии были «экономы» (Epistula CCXXXII, 1/Ed. Y. Courtonne. Paris: Les Belles Lettres, 1966. T. 3. P. 55). Св. Василий Великий имел также «распорядителей священным имуществом» ( ο ταμαι των ιερν χρημτων), в рус. пер. 1911 г. «хранители церковных денег» (Epistula CCXXV, 1/Ibid. P. 22). 1425 Относительно причин такой враждебности см.: Chesnut Glenn F. The First Christian Histories. Paris, 1977. P. 170–171. 1430 Goar. P. 228. Относительно должности «эконома» в Православной Церкви см.: Никодим (Милаш), en.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010