Добрый пример архипастыря благотворно действовал и на других благочестивых людей. Несмотря на частые и опустошительные пожары, в Новгороде за время святительства архиепископа Иоанна было построено в городе и монастырях до тридцати каменных и деревянных храмов и несколько мужских и женских обителей. Так, в самом Новгороде были устроены монастыри: Лисицкий (1395), Сокольницкий девичий, в честь святителя Николая (1389), Никольский (1390), Успенский (1392), Космодамианский (1394) и многие другие. Благочестивое усердие архиепископа Иоанна к построению храмов и обителей простиралось и за пределы Новгорода. По его благословению устроены монастыри: Коневский на Ладожском озере (1398), Николаевский в Папоротне (1403), Николаевский Вяжищский (1391), Николаевский в Мостищах (1412). Очень много сделал преосвященный Иоанн для благоукрашения знаменитого Новгородского храма Святой Софии. Достигнув глубокой старости и чувствуя изнеможение сил, он принял схиму, а 20 января 1414 года оставил святительскую кафедру и поселился в Деревяницком монастыре, где прожил около трех лет. Скончался владыка 24 июня 1417 года в праздник Рождества святого Иоанна Предтечи. Погребен в притворе церкви Воскресения Христова в Деревяницком монастыре. Труды: Послание на Двину (около 1397 г.)//Рождественский С. В. Послание новгородского архиепископа Иоанна на Двину как источник для истории Двинского восстания 1397 г.//Доклады Российской Академии наук. – 1925. – С. 51–54. Благословение архиепископа новгородцкого Иоанна к христианам святыя Софиа. Указ о проскурьнисании святым трем исповедникам: Гурию, Самону и Авиву//Русская историческая библиотека/Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1880. – Т. 6, 36, стб. 305–308. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891. – Т. 1. – С. 208–230. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1016–1019, 1023, 1270, 1273.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И. упоминается в новгородских грамотах 1405 г. Юрьеву (ГВНиП. С. 85, 48; ср.: Там же. С. 86; Янин. 1991. С. 98) и 1411 г. Колывани (ныне Таллин; ГВНиП. С. 88, 50; Янин. 1991. С. 35-36, 98-99). Его печать имеется на мировой грамоте купцов И. Кочерина и И. Вреде 1411 г. (ГВНиП. С. 89, 51; Янин. 1991. С. 99). Благословение И. упоминается в данной и купчей грамоте Спасского Верендовского мон-ря 1389-1391 гг. (ГВНиП. С. 164-165, 107-109; Янин. 1991. С. 215-217). И. упоминается в грамоте 1415-1417 гг. как участник продажи земли Хутынского мон-ря «за Волоком» (в Подвинье) (ГВНиП. С. 184, 127; Янин. 1991. С. 300-301). Есть сведения о владениях И.: осенью 1401 г. сгорел «владычень городок Молвотице» (НПЛ. 1950. С. 396), известна вотчина И. на Вели (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 141), в 1414 г. в Деревяницком мон-ре, бывшем в то время, видимо, загородной резиденцией Новгородского архиепископа, сгорели «владычне хоромы». В 1413 г. Новгород посетил переодетый купцом бургундский рыцарь Жильбер де Ланнуа (Г. де Ланноа), оставивший обстоятельное достоверное описание города. Путешественник отметил, что «это свободный город, имеющий общинное управление», в то же время «епископ является как бы их государем (souverain)» (цит. по: Мунд С. Описание Новгорода и Пскова в мемуарах «Voyages et Ambassades» рыцаря Гильбера де Ланноа (1413)//ДРВМ. 2002. 1(7). С. 49). Ко времени управления И. Новгородской епархией исследователи относят устроение в Новгородской земле первых общежительных монастырей - пригородных Лисицкого (в 1393 в нем была построена ц. Пресв. Богородицы), Ксенофонтова, Видогощинского (в 1402 там поставлена деревянная ц. св. Троицы), Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в 1398 в нем построена ц. Рождества Пресвятой Богородицы) и Спасо-Преображенского Валаамского , где общежительный устав был введен между 1389 и 1403 гг., Клопского Михайловского Веряжского во имя Святой Троицы (в 1412 в нем поставлена деревянная ц. Св. Троицы), Вяжищского во имя святителя Николая Чудотворца (в 1411 там построена деревянная ц. свт. Николая), Мостищского, Воскресенского на Красном поле, Саввина Вишерского , Никольского на Холопьем городке, Богоявленского на Водской дороге, Отенского , возникших как общежительные в 10-х гг. XV в. ( Бобров. Монастырские книжные центры. 2001. С. 36). Кроме того, деревянная ц. свт. Николая была поставлена в 1412 г. на впадающей в оз. Ильмень р. Веряже «у мосту... в манастыре», а в 1407 г. И. освятил каменную Спасо-Преображенскую ц. на Верёнде и основал там мон-рь. По летописным данным, при И. создавались мон-ри и в Новгороде: свт. Николая на Людогощей (Легощей) и Чудинцевой улицах, «на скудельнице» (1390), Успенский на Коломцах (в Колмове) (1392), Спасский на Космодемьянской ул. (1394).

http://pravenc.ru/text/469552.html

—271— 125 взьмь) и Тому, блаженче (99 преблажене, 25 блажене), сраспялся ecu (99 сраспятся, 125 спропяся, др. спротивяся? 98 распялся): благословите (в тип. этим словом кончается стих), поя, дела Господня (98. 211. 213 не чит.) Господа, – 88. 211. 213 приб: и превозносите Его во веки. Устранившись всякого смертоносного удовольствия, блаженный, ты соделал всего себя безукоризненным зеркалом божественным: благословите, (воспевая), Господа (все) дела и превозносите Его во (все) веки. Акр. ξ – ενθες. Ркп. и печ. чит. μλπων, кроме Вен авг. – Вм. κηλδωτα СМ. в прочих κηλδωτον. Вм. θεον 292 πρς? Прочее ср. к предш. стиху. Слав: Устранився (99 вустранися, переставляя этот стих на место первого, а первый – сюда, – 125 странен быс) всякие (125 всея) сласти (99 страсти), блаженне, смертоносные (99 смртьные), тебе (98. 211. 213 себе, 99 сам ся, 125 оп. 126 самого) соделал ecu (99 седея, 125 др. седела) всего (тип. все) нескверно 99 нескверяньно, 125 нескврьняно, др. нескврьнено 98 несквернено) зерцало (99 зрчало 125 зрьчало) божественное (98. 211. 213 нет 99 бжие), поя: благословите вся дела. (Тип. только: блгте...) Господня Господа (98. 211. 213 этих слов не имеют, но прибавляют и превозносите Его во веки). Необузданного тирана нечестивой жестокости не устрашился ты, но как непоколебимая крепость православия устоял непреклонно: благословите, (воспевая), Господа (все) дела и превозносите Его во (все) веки. Акр. – πηνος. Вм. δυσσεβος т. е. τυρννου СМ. печ. авг. и ркп. греч. и слав. чит. δυσσεβ т. е. μτητα Аф. и Кон. янв., что лучше. Вм. κλνητος, СМ и печ. авг. чит. κρδαντος ркп, и печ. янв. Вм. μτητα ркп. 291 μτητι. Вм. μλ πων печ. авг. и ркп. чит. κρζων печ. янв. и др. вар. см. прим. к предш. стихам. В тепер. слав, и 98. 211. 213 этот стих пропущен, но в типогр. читается так: 99 Соурова мчтля (125 безоумью томителевоу) злочьстивая (125 и др. нечьстивого в обеих соотв. δυσσεβ) соуровьства не оустрашися (125 не оужасеся). н (125 но) яко стлб (125 —272— стлеп) став (125 ста) непреклоньн незыблем (125 и непоколебьемый, др. непоколеблен правоверья. блгте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

95 возвещайте в народах. Т.е. «рассказывайте другим народам и передавайте грядущим поколениям». 95 племена народов. Все народы, человечество. 95 судить вселенную по правде. Правда Божия, открытая знающим Его, не минует и те народы, которые не знают Его, поскольку Господь знает всех и все, Им сотворенное. Глава 96 Пс. 96 Этот псалом гимн хвалы Господу. 96 Господь царствует. Основная тема псалма, которая далее будет раскрываться посредством художественных образов (ст. 2–6). 96 все боги. Согласно Септуагинте: «все ангелы Его». 96 превознесен над всеми богами. См. ком. к Пс. 94,3 . 96 Он хранит души святых Своих. Господь хранит, оберегает от греха тех, кто предан Ему душою и кто любит Его. Глава 97 Пс. 97 Этот псалом содержит хвалу Господу и во многом перекликается с Пс. 95 . 97 Воспойте... новую песнь. Очевидно, псалмопевец прославляет Господа за Его новую милость, явленную народу Израилеву. См. статью «Музыка в церкви». 97 Явил Господь спасение Свое. См. ком. к ст. 1. 97 Вспомнил Он. Псалмопевец связывает явленную Господом милость с обетованиями, данными Им патриархам. 97:4–8 См. ком. к Пс. 96,1 . 97 Он идет судить землю. Речь идет не о последнем суде, а о восстановлении справедливости. 98:1 См. статью «Величие Божие». 98:2 Этот стих, провозглашая величие Божие на Сионе, распространяет его на всю землю и все народы. 98 великое и страшное, имя Твое. Иными словами, священное (см. Втор. 5,11 ). 98 Моисей... Аарон... Самуил. Вождь, первосвященник и царь. Псалмопевец проводит мысль, что высшие из сынов человеческих взывали к Господу, а Он внимал им, как стоящий неизмеримо выше их. 98 В столпе облачном. См. Исх. 40,34–38 . 98 Богом прощающим и наказывающим. Господь наказывает Своих детей, как любящий Отец, и прощает, как милосердный Царь, поскольку суд и милость в Его власти и Он милует всех, искренне прибегающих к Нему. 98 ибо свят. В этих словах содержится основной догмат веры святость Бога. Глава 99 Пс. 99 Основная идея этого псалма выражена в ст. 3: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы Его». Остальные стихи лирически раскрывают и разъясняют данную мысль, которая заключает в себе суть, основы и причины поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Досифей Иерусалимский (февраль 1189 и 1189–1192) Георгий II Ксифиллин (1192–1199) Иоанн X Каматир (1199–1206) Михаил IV Авториан (1206–1212) Феодор II Ириник (1212–1215) Максим I (6 месяцев) (1215) Мануил I Харитопул Сарантин (1215–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий II (3 месяца) (1240) Около 1240 – около – 1243/4 г. – вакантен. Мануил II (1244–1255) Арсений Авториан (1255–1260 и 1261–1267) Никифор II (1260–1261) Герман III (несколько месяцев) (1267) Иосиф I (Галисиот, омологит) (1267–1275, 1282–1283) Иоанн XI Векк (или Век, Векон) (1275–1282) Григорий (Георгий) II Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293 и 1303–1309) Иоанн XII Косьма (1294–1303) Нифонт I (1310–1314) Иоанн XIII Гликис (1316–1320) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1334) Иоанн XIV Калека (Априн) (1334–1347) Исидор I (1347–1350) Каллист I Святогорец (1350–1354 и 1355–1363) Филофей Коккин («Красный») (1354–1355 и 1364–1376) Макарий (1376/7–1379 и 1390–1391) Нил (1379–1388) Антоний IV (1389–1390 и 1391–1397) Каллист II Ксанфопул (несколько месяцев) (1397) Матфей I (1397–1402 и 1403–1410) 1402–1403 гг. – вакантен. Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Георгий III Мамма(с) Мелиссин (1443–1450) 173 Афанасий II (1450–1453) Георгий (Геннадий II) Схоларий (1454–1456, 1458, 1464–1465) Исидор II(1456–1462) Софроний I Сиропул (1463–1464) Римские папы и антипапы 1-й период: три первых столетия развития папства до утверждения папской власти при Константине I Великом. Апостол Петр Лин Клет Климент I (92–101?) Эварист (100–109?) Александр I (109–119?) Сикст I(119–126?) Телесфор (126–136?) Гигин (136–140?) Пий I (141–157?) Аникет (157–168?) Сотер (168–176?) Элевтер (176–189) Виктор I (190–202) Зеферин (202–217) Каллист (Калликст) I (217–222) Урбан I (223–230) Понциан (230–235) Антер (235–236) Фабиан (236–250) Корнелий (251–253) Люций I (253) Стефан I (253–257) Сикст II (257–258) Дионисий (259–269) Феликс I (269–274) Евтихиан (274–283) Гай (283–296) Марцеллин (296–304) Марцелл I (307–309)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается рукописи Устава литургии (Διταξις της θεας Λειτουργας) патриарха Филофея , якобы также связанной с литургической реформой митрополита Алексия, то нами было предпринято специальное изучение этого Служебника, поступившего в библиотеку Ватикана в период 1508–1513 гг. вместе со Следованной Псалтирью . Наше исследование кодекса, отреставрированного в октябре 1992 г., позволило обнаружить в заголовке автограф протодиакона московского Успенского собора Спиридония . Имя этого писца, тогда еще диакона, впервые встречается на л. 207 в рукописи Евангелия , созданного в 1393 г. «благословением Киприана, митрополита всея Руси», и «повелением благоверного князя Владимира Андреевича». Согласно летописи, в 1396–1397 гг. Спиридоний сопровождал митрополита Киприана в его поездке в Киев, где им была выполнена для Смоленского епископа Михаила Киевская Псалтирь 1397 г. , после чего в конце 1397 г. он вернулся в Москву. На л. 111 в рукописи Vat. Slav. 14 находится список (на греч. яз.) 18 епархий Киевской митрополии, в том числе названа Пермская, учрежденная лишь в 1383 г., то есть уже после митрополита Алексия. Следовательно, рукопись «филофеевского» Устава также не может быть атрибутирована митрополиту Алексию, что ставит под сомнение и гипотезу о проведенной им литургической реформе. Рукопись Типикона вместе со славянскими рукописями Син. 328/383 и 332/385 ближе всего к греческой рукописи Иерусалимского устава . Последнюю рукопись следует датировать 1289–1309 гг. на основании упоминания в чине литургии патриарха Афанасия I (1289–1293, 1303–1309) и «благочестивых и христолюбивых царей наших Андроника и Ирины» (Андроник II Палеолог (1282–1328), императрица Ирина (1285–1317). В мае-июне 1308 г. патриарх Афанасий I рукоположил в Константинополе митрополита Петра. В житии митрополита Петра († 1326) упоминается последняя литургия, совершенная им, где он прежде имени своего князя поминал «благоверных царей», в каковых одни ученые видят золотоордынских ханов, другие – византийских императоров. На самом деле здесь калька с греческого источника, которая указывает на появление Иерусалимского Типикона в Русской Церкви уже при митрополите Петре .

http://pravoslavie.ru/588.html

68 См. разсказ Феодорита о том, как его бабка по матери умоляла св. Петра помочь одному несчастному земледельцу, одержимому бесом (Hist. relig., cap. 9: Μ. 82, col. 1384. 1385. И. Б., стр. 112–113). 70 Hist. relig. cap. 8: Μ. 82, col. 1377, ρ. 1185. 1368, ρ. 1176. И. Б., стр. 104–105. 95. Афраат был родом Перс и весьма плохо владел греческим языком. 73 Hist. relig., cap. 12: M. 82, col. 1397. И. Б., стр. 126–128. Здесь сообщается, что Зенон рассказал Феодориту о том, как он спасся от Исаврийцев, поразив их слепотою. 75 Hist. relig., cap. 12 ( Μ. 82, col. 1397, ρ. 1203): κα τγχανον τηνικδε τς ερς ββλους τ θε παναγινσκων λα. 76 Тилмон (Mémoires, XV, ρ. 213) пишет: Théodoret fut peut etre mis de I’enfance au rang des lecteurs, comme cela n’etoit pas alors extraordinaire dans I’Orient ef dans l’Occidenm. Cp. свидетельство Исихия о Феодоре Мопсуэстийском (Mansi, IX, 218. С. Дeяh. V , стр. 139. 437) и показание Мопсуэстийских клириков-пресвитеров: Олимпия, Фомы, Фео­дора, Фомы и диаконов: Иоанна, Фомы (Mansi, IX, 280. 281. 282. Дeяh. V , стр. 201. 202. 203. 205). 77 Hist. relig., cap. 12 ( Μ. 82, col. 1397, p. 1208. И. Б., стр. 126): μν τν νετητα προβαλλομνων κα τς λιχας τ ωρον ( ρτι γρ ουλ ου βραχε αν τνα προσβολν δεδγμεθα) κ. τ. λ. Значит, Феодорит приближался уже к тому периоду, который Римляне обозна­чали словом pubertas и который для мальчиков начинался с четырнадцатого года. 79 Garnerius (Dissert I, cap. II, n. IV: M, 84, col. 26), Schudzius (Dissert.: M. 80, col. 38), Cave (Op. cit., p. 405), Assemanus (Bibl. orient. III, I, p. 40). Ceillier (Histoire, XIV, p. 33), Baronius (Annales, t. VI, p. 551: not XXXII ad an. 408), Schröckh (Christliche Kirchengeschichte. XVIII Theil. Leipzig. 1793. S. 358), преосв. Филарет (Истор. учение, III, стр. 116) и др. совершенно несправедливо утверждают, что Феодорит при­нял церковное званий более по влиянию Антиохийского епископа, чем по собственной склонности. Что касается отзыва Феодорита о Порфирии, то его нужно признать скорее сдержанным; епископ Киррский пишет (Hist. eccles. V, 35: M. 82, col. 1256. Ц. И., стр. 368), что Александр «был, преемником Порфирия, который оставил много памят­ников человеколюбия, славился также и силою духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Vondobonae, 1862. T. II. P. 108–109); Антоний IV [янв. 1389–1390, авг. 1391 -май 1397] – иеромонах (Miklosich et Miiller. Acta. Т. II. P. 112; Γεδεν. Σ. 448); Каллист II (1397) – до патриаршества монах, потом иеромонах (Miklosich et Miiller. Acta... Т. П. Р. 292, 294); Матфей I (1397–1410) – иеромонах, ученик подвижника Марка и сподвижник патриарха Нила (Miklosich et Muller. Т. II. Р. 108–109); Евфимий II [окт. 1410-март 1416г.] – до патриаршества был монахом (Cuperus. Historia chronologica patriarcharum. Ср.: р. 184 (Acta Sanctorum. Изд. Болландистов. August. Τ. Ι). Antverpiae, 1733. Ср.: Γεδεν. Σ. 463: γιτατος και σοφτατος νρ; Banduri. Τ. II. Ρ. 989; Le Quien. Τ. I. P. 305–306); Афанасий//(1450) – иеромонах и игумен константинопольского монастыря Перивлепта ( Γεδεν. Σ. 407–408). 171 К этой группе относятся: Стефан I (886–17 мая 893) – клирик и синкелл патриарха Фотия (Continuatus. P. 353, 354, 264; Cedrenus. Т. II. Р. 206; Zonaras. Т. IV. Р. 38; Georgius Hamartolus. P. 766; Symeon Magister. P. 700); феофилакт [февр. 933–27 февр. 956] – сын императора Романа Лакапина и евнух, клирик-иподиакон и синкелл патриарха Николая Мистика (Continuatus. Р. 409–410, 422; Cedrenus. Т. И. Р.. 306, 311, 315; Zonaras. Т. IV. Р. 60, 63; Ephraemius. P. 402; Symeon Magister. P. 739, 745; Georgius Monachus. P. 902, 913; Michael Glicas. P. 559; Joel. Cronographia. Bonnae, 1836. P. 58); Еестафий [июль 1019-ноябрь 1025] – протопресвитер Большого царского дворца (Cedrenus. Т. II. Р. 476; Zonaras. Т. IV. Р. 124; Callistus. Col. 461 В; Ephraemius. P. 404); Иоанн IX Агапитос (1111–1134) – диакон ( λευτης) Великой Церкви, исполнял обязанности иеромнимона (Callistus. Col. 461 С; Ephraemius. P. 405–406); Лев Стиппис (1134–1143) – диакон и эконом Великой Церкви (Ephraemius. P. 406); Косъма II Аттик [апр. 1146–26 февр. 1147] – диакон в Константинополе (Choniata. P. 105–106); Константин IV Хлиаринос (1154-авг. 1156)-диакон и сакелларий Великой Церкви (Callistus. Col. 464 А; Ephraemius. P. 407); Михаил III Анхиальский (1169–1177) – диакон и сакелларий Великой Церкви, ипат философов (Callistus.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

знамения различна и исцеления источате. в славу бу прославляющему угодники своя.» Приложение третье О времени основания Кирилло-белозерского монастыря. Пахомий Логофет в житии преп. Кирилла, писанном почти чрез 70 лет после основания Кирилло-белозерского монастыря, не обозначил в точности ни месяца, ни года прибытия преп. Кирилла вместе со св. Ферапонтом в окрестности Сиверского озера. Из рассказа Пахомия можно только заключать, что это происходило в летнее время, так как спутники устроили себе помещение прежде всего в «сени» (т. е. в шалаше из ветвей) и уже после этого начали копать келлию в земле: «и обои прославиша Бога пречистую Его Богоматерь, первее сень потокше и тако начата копати келлии в земли» 1051 . Сходное показание записано и в «кратком житии»: «и пришедше в странь Белаозера обретоша место удобно безмолвии и преж потокше малу колибу, седоста» 1052 . Хронологическую оговорку к своему рассказу, недостаточно к сожалению определенную, Пахомий сделал лишь при описании кончины преподобного, которая по его словам последовала «лета шести тысящного и девятьсотного и тридесять пятого месяца июня в 9 день» 1053 , т. е. 9-го июня 1427 (6935) года. «Бяше же, прибавляет биограф, блаженный Кирилл егда прииде на место то летом шестидесятим, пребысть же на месте том лет тридесять, яко всех лет жития его быти лет девять десять» 1054 . Если признать за этими словами значение летописной даты, то прибытие преп. Кирилла на место будущего монастыря будет совпадать с 1397 годом (1427 – 30=1397). Этот год, как время основания Кирилло-белозерского монастыря, вероятно вслед за Пахомиевым житием и указывается в целом ряде статей летописного характера (как то в списках игуменов кирилловских и т. п. статьях). Но в показаниях других исторических документов встречается несколько затруднений признать за 1397 годом значение хронологически-точной даты основании Кирилловой обители. а) В I томе «Актов, относящихся до юридического быта древней России» (СПБ. 1857, стб. 244–245) издана (по подлиннику М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

д. быстро рухнула. В 1397 г. Баязид отправил на Пелопоннес 60-тысячное войско Якуб-паши и Тимурташа. Феодор I обратился в Венецию за помощью, однако сенат предпочел не вмешиваться в конфликт. 21 июня 1397 г. османы осадили Леонтарион, а затем Коринф. Морея также подверглась их нападению. Разграбив значительные территории, османы удалились в Фессалию. Надеясь на помощь со стороны ордена госпитальеров (см. Мальтийский орден ), в 1397 (или в 1400) г. Феодор I принял решение продать Коринф рыцарям. В 1400 г. ордену была передана Мистра. Однако население Мистры во главе с митрополитом выступило против сделки, начались нападения на иоаннитов. Стремясь предотвратить полномасшабный конфликт, митрополит убедил паству дать латинянам 3 дня на то, чтобы оставить город. После поражения, к-рое Тамерлан нанес османам под Анкарой (28 июля 1402 г.), Феодор получил возможность вернуться в Мистру. В 1421 г. Феодор женился на Клеофе Малатесте, племяннице папы Римского Мартина V (1417-1431), и приобрел в лице понтифика влиятельного союзника. Венецианцы попытались воспрепятствовать успехам М. д., заключив союз с графом Кефалинии Карло Токко, но на стороне Феодора активно выступил его брат визант. имп. Иоанн VIII Палеолог (1425-1448), приславший в М. д. своих воинов во главе с братом Константином (в 1448-1453 гг. визант. имп. Константин XI ). В 1428 г. Константин и его младшие братья Фома и Димитрий стали офиц. соправителями Феодора II в М. д. Когда в 1429 г. Фома Палеолог после краткой военной кампании добился от ахейского кн. Чентурионе II Дзаккариа согласия на брак с его дочерью Катериной, Палеологи получали права на наследование владений Ахейского княжества и стали правителями значительных территорий на Пелопоннесе. Эти успехи в 1430 г. были закреплены победой над венецианцами и захватом Патр. Т. о., весь Пелопоннес (кроме венецианских прибрежных крепостей Модон, Корон и Навплий) вошел в состав М. д. При разделе владений между братьями Фоме досталась сев.-зап. часть Мореи, его столицей стала крепость Леонтарион, но более энергичный Константин постепенно оттеснил др.

http://pravenc.ru/text/2564168.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010