1412, 7 октября Прп. Сергий Нуромский, Вологодский. † ок. 1412 г. Прп. Феофил Омучский (21 октября).ок. 1412 г. Прп. Иаков Омучский (21 октября).ок. 1414 г. Прп. Никифор Боровский (9 февраля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † не позднее 1414 г. Три преподобных Засурских, Нижегородских (мученика ?). † 1416, 3 мая Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). Прп. Антоний Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). Прп. Феликс Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). † ок.1418–1422 гг. † ок. 1420 г., 19 мая Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Св. прав. Василий Кашинский (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † ок. 1420 г. Св. прав. Ирина Кашинская (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † после 1420 г. Прп. Авраамий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † 1421, 15 июня Свт. Симеон, архиеп. Новгородский (10 февраля; 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † после 1421 г. Прп. Никита Боровский (1 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1422 г. Прп. Павел пустынник, Глушицкий (1 июня; 12 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1425, 18 октября Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). † до 1426 г. Прп. Даниил иконописец, Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1426, 27 мая Прп. Ферапонт Можайский, Белоезерский (27 декабря). † 1426, 17 ноября Прп. Никон, игумен радонежский и всея России чудотворец. † 1427, 9 июня Прп. Кирилл Белоезерский. † ок. 1427 г. Прп. Игнатий молчальник, Белоезерский (9 июня, 20 декабря). † после 1427 г. Прп. Александр, игумен спасский. Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1429, 10 января Прп. Павел Комельский, Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

послах боголюбивей души вашей; иже доволни будуть и ины научити доволни бо суще и иныхь научии и известити. Мусин–Пучкинский сборник написан в конце 1414 г.  , следовательно, составление Епифанием Премудрым сборника житий святых на 15 июля с использованием Троицкой летописи датируется 1412—1414 гг. В «преподобстве», заказавшем Епифанию сборник житий святых, необходимо видеть влиятельного церковного деятеля Новгорода Великого. И здесь следует вспомнить о знакомстве Епифания с образованным новгородским книжником, Юрьевским архимандритом Варлаамом, который в 1412 г. приезжал в Троице–Сергиев монастырь, переписал там Лествицу (Троиц. 156) и отметил освящение нового Троицкого храма 25 сентября 1412 г. (см. предыдущую главу). Следует добавить, что списки с текстом указанного сборника связаны в основном с Новгородом Великим. В 1415 г. Епифаний находился в переписке с тверским «другом» Кириллом, у которого писатель гостил в грозную зиму 1408—1409 гг., во время Едигеева нашествия. Епифаний вспоминает о годах, проведенных в Москве, о встречах с знаменитым живописцем Феофаном Греком и рассказывает о судьбе созданного Греком изображения константинопольского храма св. Софии. «Ты же тогда таковый храм написанный видел, — напоминает Епифаний о событиях 1408 г., — и за 6 лет воспомянул ми в минувшую зиму сию своим благоутробием». Этого Кирилла следует отождествлять с тверским игуменом Кириллом («отче отцемь»), заказчиком Повести о преставлении князя Михаила Александровича (полностью Повесть читается в Новгородской IV летописи, в Софийской 1 — без Предисловия). Атрибуция Повести (вернее, Предисловия к Повести) Епифанию Премудрому убедительно проведена А. Д. Седельниковым . Таким образом, можно говорить о существовании в начале XV в. высокоэлитного кружка российских интеллектуалов, находившихся в переписке, литературном общении и связанных книжными интересами. О широкой начитанности Епифания Премудрого, о его богатой личной библиотеке (книг, в значительной части им же и переписанных) говорить не приходится. Кирилл Тверской живо интересовался епифаниевскими рукописями, в том числе Евангелием, содержавшим копии рисунка Феофана Грека. Владел собранием книг и Новгородский архимандрит Варлаам: некоторые из них он присылал Епифанию в Троицкий монастырь, другие же сам переписывал (Троиц. 156). Выше мы убедились, что Кирилл Тверской и Варлаам Новгородский выступали в качестве заказчиков литературных произведений Епифания. Но существуют материалы, позволяющие точнее представить облик епифаниевских «друзей».

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

(апр. 1378 - 19.12.1386)     Нил     Никон   (нач.1387 - 11.01.1395)     Михаил II    (6.02.1395 - 8.04.1412 (?))     Пахомий II    (1.06.1412 - 9.10.1412)     Иоаким I   (?- 1425)     Марк II    (1426/27 - ?)     Дорофей I   (1434/35 - 8.09.1451)     Михаил III (Марк)    (14.09.1451-1456?)     Марк III    (ок. 1456-1457/58)     Иоаким II    (до 20.06.1458 - после 1.06.1459)     Григорий III    (?- ?)     Михаил IV    (ок. 1470...74 - до 1484)     Дорофей II ибн ас-Сабуни    (до 1484 - после 1500)     Михаил V ибн аль-Маварди    (до 1523/24 - после июля 1529)     Дорофей III    (1529/30-1530/31)     Иоаким III    (1530/31 - до нояб. 1534)     Михаил VI Саббаг    (до 10.11.1534-1542/43)     Иоаким IV ибн Джума   (ок. 1543 - 20.01.1576)     Макарий II ибн Хилал    (ок. 1543 - ок. 1550)     Михаил VII   (до 17.06.1576 - ок. 1583)     Иоаким V Дау   (25.05.1581 - 7.10.1592)     Иоаким VI ибн Зияде    (1593-1604)     Дорофей IV ибн аль-Ахмар    (1604-1611)     Афанасий II Даббас    (1612 - февр./март 1619)     Игнатий III Атыйя    (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634)     Кирилл IV Даббас    (2.05.1619-1627)     Евфимий II (Мелетий Карама)   (1.05.1634 - 1.01.1635)     Евфимий III    (нач. 1635 - 11.11.1647)     Макарий III аз-Заим    (12.12.1647 - 12.06(?).1672)     Кирилл V аз-Заим    (2.07.1672 - 6.01(?).1720)     Неофит Хиосец   (ноя. 1672-1681/82)     Афанасий III Даббас   (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724)     Сильвестр   (17.09.1724 - 13.03.1766)     Кирилл VI Танос   (с 1724 - см. Мелькитская Церковь)     Филимон   (28.04.1766 - 5.07.1767)     Даниил   (6.08.1767 - 15.12.1791)     Анфим   (кон. дек. 1791 - 20.07.1813)     Серафим   (авг. 1813 - 19.02.1823)     Мефодий   (13.05.1823 - 24.06.1850)     Иерофей   (окт. 1850 - 18.03.1885)     Герасим    (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский)     Спиридон   (2.10.1891-1898)     Мелетий II (Думани)    (15.04.1899 - 8.02.1906)     Григорий IV (Хаддад)   (5.07.1906-1928)     Неофит II   1602-1603, 1607-1612  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Некоторые детали изложения проясняют обстоятельства создания памятника. Слово было написано в похвалу Сергию, читалось 25 сентября — в день памяти Преподобного («от нас днесь нын похваляем есть, Сергие блаженыи и преподобныи отець нашь»). Читалось оно в Троицком соборе в праздничный день («къ духовному веселию нын съзвавши и яко любителя отець въ сеи церкви радостно прием–лющи и любовию веселящи») (Тихонр. 705. Л. 107). Итак, Похвальное слово было написано для произнесения в церкви Троицы на память Преподобного Сергия. Как известно, монастырь был сожжен в 1408 г. во время нашествия Едигея, и церковь Троицы была восстановлена только в 1412 г. Об этом читаем в приписке монаха Варлаама: «В лто 6920. Написася божестъвнаа Лствица мсяца октовриа въ 14 день, на память святыхъ мученикъ Назариа, Геврасиа, Протасиа, Келесиа, въ обитли преподобнаго иигоумена Сергиа. В то же лто и священа бысть церкви в тои же обитли мсяца семптямриа въ 25 день» (Троиц. 156, л. 252 об.). 25 сентября 1412 г. мы имеем пересечение следующих событий: 1) день памяти Преподобного Сергия; 2) 20–летний юбилей со дня кончины Преподобного; 3) освящение монастырского храма — церкви Троицы; 4) этот день являлся воскресным — единственный раз в промежутке между 1408 и 1418 гг. Думаю, что самым подходящим случаем для произнесения Похвального слова в честь Сергия был праздничный день 25 сентбяря 1412 г. — день памяти, причем юбилейный, Преподобного Сергия Радонежского, совпавший с днем освящения Троицкого собора. Похвальное слово Сергию Радонежскому имеет заголовок (по списку Троиц. 755): «Слово похвално преподобному отцу нашему Сергию, сътворено бысть учеником его священноиноком Епифанием». Текст сохранился в одной редакции, важнейшее разночтение, отличающее древнейшие списки от более поздних, таково: согласно первым, Сергий жил 70 лет, в монашестве — 50 лет, в других списках даты исправлены на основании одной из Пахомиевских редакций Жития Сергия — 78 лет и 55 лет соответственно. Выявлены следующие списки Похвального слова Сергию Радонежскому:

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

В ознаменование своего спасения митрополит Фотий основал на берегу Святого озера церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Происшедшие во Владимире трагические события не ослабили активности Фотия и не повлияли на стиль управления, который оставался традиционным уже на протяжении почти полутора веков и предполагал его частые поездки по епархиям. Так, в январе–феврале 1411 г. митрополит по приглашению тверского князя Ивана Михайловича приехал в Здесь 2 февраля 1411 г. он возглавил выборы нового тверского епископа, совершавшиеся, согласно древней традиции, «во жребеи» из двух кандидатов – Парфения, игумена тверского Федорова монастыря, и Антония, игумена московского Ильинского монастыря. Очевидно, Парфений являлся ставленником тверского князя, тогда как москвича Антония выдвинул митрополит. В итоге архиереем был избран Антоний, который «не хотевъшимъ тферичемъ поставлен бысть Фотий хиротонисал его невзирая на недовольство тверичей во епископа Тверского при участии Суздальского епископа Митрофана. Несмотря на то, что Фотий начал свое митрополичье служение с деятельности в Литве, было очевидно, что в качестве основной своей резиденции он все же рассматривает Москву. Зимой 1411–1412 гг. сюда к митрополиту Фотию приезжал для переговоров Новгородский архиепископ Через год митрополит совершил в Москве поставление Коломенского епископа Тем не менее митрополит Киевский и всея Руси не хотел давать Витовту повода упрекать себя в небрежении делами западных епархий и был намерен уделять им не меньшее внимание, чем северо-восточным. Летом 1411 г. Фотий направился в Киев, где совершил поставление нового смоленского епископа Фотий находился в литовской части Киевской митрополии более года – до осени 1412 г., затем направился в а 1 августа 1412 г. выехал в 8 сентября в Луцке Фотий совершил поставление епископа Туровского после чего возвратился в Москву. Скорее всего, именно в ходе этой поездки в западнорусские епархии свт. Фотий направил поучение братии Киево-Печерского монастыря, посвященное необходимости неукоснительного исполнения монастырского В послании также шла речь о вреде пьянства, запрещался выход иноков из обители без разрешения настоятеля.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Его преемник, прп. Савва, был неустанным сподвижником его в ночных молитвах и дневных трудах. Он не скрывал от своего наставника ни одной мысли, ни движения сердечного и тем стяжал полное бесстрастие и мир душевный. Погребли их в одной могиле, и до нашего времени они почивали в одной раке. Много епископов и настоятелей вышли из Спасо-Андроникова монастыря: так, святитель Варсонофий Тверской, один из просветителей Казани, полагал там начало (память его 4 окт.). Там же подвизались знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Инок Андрей Рублев полагал начало в монастыре прп. Сергия во время игуменства прп. Никона (память его 17 нояб.), его преемника. В память прп. Сергия и по благословению прп. Никона он и написал свою знаменитую «Святую Троицу». Он расписал Свято-Троицкий собор и собор Спасо-Андроникова монастыря. Творения Андрея Рублева и его сподвижника и духовного друга Даниила Черного всегда высоко ценились на Руси, и Московский Собор 1551 г. постановил им быть образцом для всех русских иконописцев. Они были ревностными подвижниками, созерцателями и делателями внутренной молитвы. Память их чтится в Москве местно. Инок Андрей умер первым. Он явился по смерти своему другу и сподвижнику Даниилу и звал его к себе в рай. Преподобные Феофил и Иаков Омучские (+ 1412) Память их празднуется 21 окт. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Соборам Новгородских святых Прпп. Феофил и Иаков положили начало иноческому житию в Коневецкой (Коневской) пустыни, где они были сподвижниками прп. Арсения (память его 12 июня), основателя ее.  В 1395 г. они основали  на реке Омучи в Псковской области Феофилову Успенскую пустынь. Основателем ее был прп. Феофил, а устроителем — прп. Иаков.  Скончались они оба в 1412 г.  Святые мощи их покоятся под спудом в церкви их бывшего монастыря, в последнее время бывшей приходской. •  Обитель была основана на р. Омучи в Новгородской епархии, место это в 65 верстах от г. Порхова (Псковская обл.). Ныне принадлежит Псковской епархии. Преподобный Сергий Нуромский (+ 1412)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Таким образом, вехи биографии Епифания Премудрого восстанавливаются следующим образом. Постригся Епифаний в Троице–Сергиевом монастыре 12 мая 1375 г. В 1380 г. переписал Стихирарь (Троиц. 22). В 80—90–х годах XIV в. переписал сентябрьскую половину Пролога (РГБ, Троиц. 33 — БАН, 17. 11. 4). Около 1408—1409 гг. создал свое первое агиографическое сочинение — Житие Стефана Пермского. В 1412 г. Епифаний вместе с двумя учениками написал житийный сборник Троиц. 34, центральную часть которого составляет житие Епифания Кипрского — святого «соименника» Епифания Премудрого. От переписки сборника Троиц. 34 Епифаний непосредственно переходит к составлению Похвального слова Сергию, которое зачитывает 25 сентября 1412 г. в день памяти Преподобного и в честь освящения новопостроенного деревянного храма Троицы. Вероятно, в 1411 г. Епифаний совершил путешествие в Константинополь в составе свиты московской княжны Анны, сосватанной за византийского цесаревича. Во всякой случае, в сочинении, написанном в 1412 г. (Похвальном слове Сергию), Епифаний вспоминает о посещении им Константинополя, Афона и Иерусалима с живым чувством, свидетельствовавшим о недавних впечатлениях (Тихонр. 705. Л. 118). Касаясь же темы о распространении славы преподобного Сергия в различных странах, Епифаний вновь возвращается мыслью к местам, которые по всей видимости недавно посетил: «Толико бо Бог прослави угодника Своего не токмо в той стране, в ней же святый живяше, но и в иных градех, и в далних странах и в всех языцехь от моря даже и до моря, не токмо в Царьствуюшем граде, нъ и в Иерусалиме, не токмо едини православнии почюдишася добродетелному житию преподобнаго, но и невернии мнози удивишася благопребывателней жизни его» (Тихонр. 705. Л. 110 об.). Материалы для Жития Сергия Радонежского Епифаний, как было сказано, начал собирать почти сразу после кончины Преподобного («через год или два»), записывал собственные наблюдения, опрашивал «древних старцев», келейника, старшего брата Преподобного и за 20 лет (т. е. к 1414 г.) подготовил «свитки», содержавшие ряд глав о жизни Сергия. Около этого времени Епифаний пробует силы в другом жанре и создает своеобразную полусветскую–полуцерковную биографию Сергия Радонежского, жизнь которого он описал на фоне общерусской истории XIV века. Речь идет о так называемой Троицкой летописи, которая к сожалению сгорела в московском пожаре 1812 г., но в значительной мере может быть восстановлена благодаря выпискам Н. М. Карамзина и сравнению с другими летописными сводами.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Отношение мамлюков к православному населению Палестины Необходимо заметить, что большую роль в отношении мамлюков к православным сыграл тот факт, что для успешного ведения войны на Кавказе им было необходимо сводное передвижение по греческим морям и Боспору. Ради поддержания хороших отношений с Византией, многовековой покровительницей и заступницей Иерусалимской церкви, в 1303 г. египетский султан Мансур Лазин (1296-1308) издал указ об опекунской власти Византии над Иерусалимской Православной Церкви. С этого времени избрание каждого нового Иерусалимского патриарха должно было санкционироваться византийским императором. Вследствие этого в лоне ИПЦ стали происходить различные аномалии. Были случаи, когда на Святоградский престол назначались сразу два, а то и три патриарха, как это, например, произошло с патриархами Афанасием III (до 1313-после 1334), Гавриилом и Григорием II (1322). Подобный случай произошел и с патриархом Лазарем (после1334-1360), одновременно с которым за подтверждением в Константинополь прибыл и некий черноризец Герасим, заявивший о неканоничности избрания Лазаря и объявивший себя законным патриархом Сионской Церкви. В результате подозрений императора Иоанна IV Калеки (1334-1347) касательно политических взглядов Лазаря Иерусалимским патриархом был провозглашен Герасим, а Лазаря задержали в Царьграде. Когда власть сменилась и на престол империи взошел Иоанн Катакузинос (1347-?), законным патриархом Святого града был признан Лазарь, а незаконно захвативший патриарший престол Герасим был изгнан. В 1351 году султаном мамлюков стал Шалах эд Дин ибн эль Насер (1351-1360), при котором против всех христиан, за исключением коптов, началось открытое гонение. Патриарх Лазарь был схвачен. Отвергнув религиозный компромисс и исповедовав Христа, он претерпел страшные мучения. Последующие султаны также преследовали христиан, и лишь при Мелек Фаран ибн Варкуке (1398-1405) отношение к ним смягчилось, и патриарху Дорофею была вручена хартия, закреплявшая за Иерусалимской Православной Церковью Святые Места. Этот указ был обновлен в 1410 г. халифом Авдэель Азизом (1405-1412) и в 1412 г. - халифом Имам эль Муштаином Виллахом (1412). Однако несмотря на это у дверей храма Воскресения по-прежнему стояли 15 вооруженных воинов, притеснявших не только монахов, но и простых паломников. А в 1431 г. патриарху Иоакиму (1431-1450) ценой 6.500 венецианских золотых едва удалось спасти храм Воскресения от превращения его в мечеть.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Для датировки Троицкой летописи следует учесть, что изложение в ней доведено до конца 1408 г. Однако, летопись составлялась позже этого года, так как под 6900 г. в текст включено Похвальное слово Сергию Радонежскому, составленное в 1412 г. Тем не менее, работу редактора–составителя нельзя выносить за пределы 1425 г., поскольку под 6900 г. великий князь Василий Дмитриевич назван «нынешним» (Василий Дмитриевич умер в феврале 1425 г.). Более того, летопись создана до написания Жития Сергия Радонежского, т. е. до 1418 г., и заключаем это на основании слов автора (под 6900 г.) о Сергии — «не умю его житиа сказати, ни написати» (!) Таким образом, составление Троицкой летописи следует относить ко времени между 1412 и 1418 гг. Во 2 части работы были приведены данные, позволяющие считать, что в 1414 г. Троицкая летопись уже существовала. Относя составление Троицкой летописи поэтому к 1412—1414 гг., нельзя все–таки полностью исключать возможности, что некоторые сведения (например, о строительстве Благовещенской церкви в Кремле) могли вноситься и позднее (в 1416—1418 гг.) . Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI—XVII вв. Под сводом 1518 г. мы понимаем общий протограф Софийской 2–ой и Львовской летописей. Софийская 2–ая летопись представлена двумя списками: 1) РГАДА. ф. 181 (Собрание МГАМИД), 371 (30–е годы XVI в.), текст летописи начинается со статьи 6905 г.; 2) ГИМ, Собрание Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, 154б (50–е годы XVI в.). Софийская 2–ая летопись начинается со статьи 6900 г. (до этого года читается текст Софийской 1–ой летописи младшего извода). Софийская 2–ая летопись (по Архивскому списку) представляет свод 1518 г. не в чистом виде, а в соединении с особым изводом Типографской летописи . В Архивском списке имеются и механические вставки листов с выписками из Типографской летописи. Так, л. 12—14 и 38—39 являются вставными, все написаны одним почерком и составляли некогда одно целое, поскольку фраза на л. 14 об. непосредственно продолжается на л. 38. Указанные листы представляли часть одной рукописи, причем на л. 38 проставлен номер 18–ой тетради. На л. 12—14 помещен текст прощальной грамоты митрополита Киприана, на л. 14 об. читается начало статьи 6928 г., но текст зачеркнут кинова–рью и переписан (тем же писцом) на л. 37 об. (который подклеен к л. 38—39). Писец подгонял вставные листы к основному тексту, поэтому ему пришлось часть известий на л. 15 зачеркнуть, переписать на отдельный листок (л. 11) и подклеить к вставленным л. 12—14 (для вставок использовалась бумага самого Архивского списка).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Патриарх Филофей поначалу ответил дипломатическими попытками примирить митрополита Алексия с Ольгердом и тверским князем Михаилом Александровичем (1368–1399), но в 1375 г. все же поставил для Киева и Литвы митрополита свт. Киприана. И снова дело выглядело, как «дело неотложной нужды» – временный компромисс с тем условием, чтобы по смерти Алексия Киприан стал бы его преемником на кафедре нераздельной митрополии. Это канонически уязвимое действие в дальнейшем повело к смуте, когда после кончины Алексия (1378 г.), вопреки Киприану, на митрополию был возведен Пимен (1380 г.), хотя сам по себе конфликт между двумя митрополитами в принципе не ставил под вопрос единства митрополии. Соборный акт от февраля 1389 г., подтвердивший при патриархе Антонии IV низложение Пимена, уже совершенное предшественником Антония патриархом Нилом (1379–1388) в конце своего правления, устанавливал нерушимую целостность митрополии «всея Руси» во главе с Киприаном, 53 обходя при этом молчанием продолжавшую существовать Галицкую митрополию. После смерти Галицкого митр. Антония в 1391/2 г. Антоний IV не утвердил его преемника только потому, что присланный польским королем Ягайлом кандидат оказался подвержен каким-то каноническим обвинениям, в силу чего митрополия управлялась патриаршими наместниками. Между тем митрополит Киприан воспринимал область освободившейся Галицкой митрополии как подлежавшую своей юрисдикции и даже предпринимал там епископские хиротонии. Тем самым обнаружилась разница в понимании акта 1371 г. между митрополитом Киприаном и патриархом Антонием IV, который в послании митрополиту от января 1397 г. прямо ссылался на деяние патриарха Филофея как на необратимое. Был ли урегулирован этот спор в патриаршество Матфея (1397–1410), с определенностью сказать нельзя; во всяком случае в 1405 г. Киприан de fakto руководит Владимирским и Холмским епископами. 54 О митрополите свт. Фотии известно, что уже в начале своего правления, в 1412 г., он посещал Галич, и это, наряду с отсутствием каких-либо сведений о повторных попытках Ягайла добыть митрополита для Галича, позволяет предполагать упразднение Галицкой митрополии по меньшей мере при вступлении на престол патриарха Евфимия II (1410–1416).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010