—363— как раз был в периоде острой тоски, вызванной у него тем, в чем он видел зло внешних условий его жиз­ни. Вечером, накануне родов, он оставил дом, говоря, что не может больше выдерживать жизни в такой роскоши, и графиня осталась в неизвестности, возвратится ли он когда-нибудь назад. Скоро начались предродовые муки и продолжались долго. Графиня сидела или лежала, плача, в саду и отказывалась идти в комнату. Утром в 5 ча­сов, когда она услышала, что её муж вернулся, она вошла к нему в кабинет и спросила его, что же она такое сде­лала, чтобы ее так наказывали: «моя вина только в том, что я не изменилась, а ты изменился». Толстой сидел уны­лый и мрачный и не утешал её. Борьба, происходившая в его душе, была для него важнее жизни и смерти. На­конец, графиня удалилась в свою комнату, и ребенок родился почти сейчас же. Но молоко матери было совер­шенно испорчено страданиями, испытанными ею, и ей запре­щено кормить младенца, чему она приписывает тот факт, что её младшая дочь кажется менее похожей на неё, чем кто либо из других детей» (Моод). Как можно с таким отношением к полу подходить к женщине, любя её и не обижая. Если в душе «к этому» одно только проклинающее нет, без тени света от свя­тыни правды, без капельки благословляющей влаги, то это возможно только при сообщничестве в преступлении. Но если она чувствует по-иному, то тогда его преступление – обман, измена и предательство. Разгадка тут, быть может, просто в рационалистично­сти «да» и «нет» Толстого, в одноцветности его утвер­ждений и отрицаний, в том, что Толстовская «правда» только мертвая маска живых чувств, рационалистически – грубая запись около мистической глуби жизни. Брак – тай­на Божия, таинство Церкви Христовой, и глубокую ночную тайну эту и тем более свет от святыни таинства ни­как невозможно до конца выговорить, сделать без тайным, вытащить на дневной свет «и прилепиться к жене своей, и будет два во плоть едину. Тайна сия велика есть». В «Анне Карениной», пока Китти носит, кормит, растит, Левин теряет непосредственное ощущение данности смысла своей жизни, опустевшим сознанием запрашивает о нем,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нужно ли доискиваться, в чем причина духовного помрачения, например, раздражения на человека без видимой причины? – Часто мы ищем причину, тратим на это много сил, а надо просто смириться пред Богом. Если человек сразу может смириться, представить истинное свое бедственное положение, то и доискиваться уже не надо. К душе ближнего надо относиться очень бережно. Надо учитывать произволение человека. Когда преподобного Серафима Саровского побили разбойники, то братия, оказав ему помощь, не стали принуждать его лечиться, а спросили, вызвать ли ему врача. Преподобный же отказался. Если в общении с тобой человек говорит что-то такое, отчего начинается смущение, то надо действовать по словам Псалмопевца: уготовихся и не смутихся. Хорошо бы иметь на вооружении какие-то выражения, которые могут помочь, не обижая и не смущая человека, закончить неполезное общение, даже просто какая-то шутка, подходящая к данному моменту. Вся жизнь человека наполнена скорбями. Но лучше страдать во спасение, ради Бога, чем бесполезно. Что значит «принять» или «не принять» духовное утешение? – Враг ищет, как нас обмануть, чем обольстить. Если мы с верою в то, что утешение – истинное, отнесемся к нему, это значит, что мы его «приняли». А надо считать себя сего недостойным, тогда не ошибешься. Тем несчастным, которые утверждают, что их учение, секта, особая методика поможет достичь гармонии, внутреннего мира, душевного комфорта, ответ один – это идолопоклонство. Делают идола из своего внутреннего покоя, здоровья, ложного мира, и «мир» обретают, но – недозволенным путем. Обращаясь к методам лечения, которые Церковь не благословляет, они отдают душу сатане. Иногда и вылечиваются телесно, а потом на Страшном Суде все открывается – и хозяин души предъявляет на нее свои права. Главное событие в нашей жизни – смерть. Страх человеческий нужно преодолевать. Иное дело – страх Божий. Надо молиться, чтобы смерть была не напрасной. 1998–1999 гг. Когда приходят помыслы неверия, не надо с ними спорить, их надо отвергать. А если они слишком будут досаждать, читать « Символ веры », Евангелие. Верую, Господи, помоги моему неверию!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своей практике я такие техники не использую. Мне важно, чтобы клиент или группа осознанно и ответственно, в своем уникальном ритме двигались по пути изменений, сами искали и находили ответы, решали жизненные задачи. Моя роль – задавать правильные вопросы, проявлять «слепые зоны», указывать на негативные установки, помогать обрести ресурсы, увидеть новые возможности и т.д. На моих семинарах-тренингах я делюсь разными лично проверенными психологическими техниками по коммуникации, отношениям, личной эффективности. Мне очень нравится тема неконфликтного общения. К сожалению, большинство ссор и неурядиц между людьми связаны именно с незнанием особенностей и правил общения, неумением правильно конфликтовать, никого не обижая и не оскорбляя, а вдохновляя на ответственные изменения. Коучинг — не про гвозди – Какими людьми и проблемами приходилось заниматься? С какими травмами православные люди приходят на твои коучинг-мероприятия?  – Я долгое время работал в Центре кризисной психологии при храме Воскресения Христова возле метро «Семеновская». Работал консультантом на православном телефоне доверия. Бывали очень интересные звонки. Например, человек спрашивает, куда свечку поставить. Начинаешь прояснять ситуацию, задаешь коучинговые вопросы, и оказывается, собеседник в тяжелом унынии и разочаровании, видит в Православии только наказания и изнемогает от чувства вины. Приходится переориентировать его духовный компас, вселять надежду, исправлять искаженные неврозом духовные ориентиры. Помню, один раз звонил человек, у его маленькой дочери был «синдром бабочки». Страдания страшные, человек обижен, разозлен и на Бога, и на Церковь. Как тут быть? Мы с ним часа полтора разговаривали, я молился про себя, и как-то удалось его развернуть от этой безысходности к возможностям, к Богу, к каким-то новым смыслам жизни. Люди приходят с семейными конфликтами, духовными проблемами, разочарованиями в людях, Боге. Они приходят с какими-то православными штампами, применяя которые, становятся нежизнеспособными. Я пытаюсь задать людям, которые ко мне приходят, правильный духовный вектор: чтобы они жили ради встречи со Христом. Это самое главное – остальное должно этому служить. Важно быть деятельным. Грубо говоря, не бороться с грехом, а создавать добродетель: понял, в чем согрешил, выбрал дело для добродетели, сделал его. У меня есть статья на эту тему «Психология борьбы со грехом или почему вера без дел мертва».

http://azbyka.ru/way/psiholog-mihail-kot...

Это была жертва столь щедрая, что ее достало на все капитальные постройки! Прося на дорогу, благотворитель испытывал монашескую совесть старца Божия и был тронут его глубокою верою в Божий Промысел. Там, где он был прав в своей монашеской совести, он умел настоять на своем, никого не обижая, не задевая ничьего самолюбия. Долго тянулся спор о том: строить ли монастырь на той полугоре, на коей он теперь красуется, или же – на старом месте, на берегу моря. По-видимому, колебались и афонские аввы, может быть, под влиянием толков о тех громадных расходах, какие были потребны при уравнении местности и других трудностях дела. Отец Иерон доказал “батюшке” своему, отцу Иерониму, что все удобства в будущем на стороне горы и что ради их не следует ничего жалеть, чтобы потом будущие обитатели монастыря не упрекали строителей его. При бывших в недавнее время изысканиях побережной железной дороги, инженеры наметили было линию ее в разрез всех владений монастырских, так что весь прекрасный масличный сад был бы уничтожен и многолетние труды иноков по возде­лыванию дикого участка земли пропали бы напрасно, а монастырь был бы лишен не только наилучшего своего украшения, но и доходности. Старец решительно восстал против такого безжалостного отношения гг. изыскателей и сказал: “Ведите, господа, дорогу по берегу, а сада нашего и не думайте касаться: до Государя дойду, к стопам Его припаду, умолять буду, чтоб обитель не давал в обиду, и надеюсь: Его Величество милостиво выслушает и испол­нит просьбу старика!” И старца послушали, и дорогу предполагается провести по самому берегу моря. Говорить о том, какой отец Иерон был хозяин, какой техник-самородок, администратор, если угодно, в некотором смысле политик – не стану. Все это – придаточное, а главное – это крепость его монашеского духа, его постоянно живой пример, коим он, подобно всем великим отцам иноков, управлял братией: он первый являлся в храм Божий на все службы Божии, первый шел он на работы; с любовью он оберегал душу каждого молодого послуш­ника, посылая его туда и к тому, где были все благоприятные условия его духовного воспита­ния. Он, как духовно-опытный старец, умел утешить печального, умиротворить немирного, указать Божий путь заблуждающемуся. Он был всем вся, по выражению Апостола Христова. Он особенно чтил Матерь Божию и имя Ея произносил с благоговением. В день Ея всечестного Успения и он почил в Бозе, упокоился от трудов и подвигов, среди которых так ярко, так увлекательно горела пред Богом его дивная душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Так что же реально происходит — разделение или совместная жизнь? Что реально происходит — торжество человеческого счастья и любви или конфликты? На этот вопрос можно только так ответить: и то, и другое. И в конце концов каждый человек выбирает одно из двух, выбирает своей свободной волей. И если он выбирает конфликт, это не значит, что он ненормальный человек и хочет себя погубить, совсем не так. Кто же хочет себя погубить, когда, движимый любовью, вступает в брак? Ведь брак связан со счастьем, благополучием — это то, что описывает апостол Павел в сегодняшнем своем послании. Почему же так часто брак становится источником разделений, скорбей, конфликтов, ненависти, противостояний и даже криминала? А потому что потенциал любви оказался исчерпан, разрушен, и на его место приходит антипод любви — ненависть, злоба и разрушение. Вот почему сегодня в этих двух новозаветных чтениях мы и видим две картины — потому что не существует одной картины мира. Есть идеальная картина, которую описывает апостол Павел, но есть и реальная картина, о которой говорит Господь в Своем Евангелии. А где же в этом все мы? Мы с вами в самом эпицентре этого противоречия и этих конфликтов. Мы как Церковь призваны разделять с людьми величайший духовный опыт любви. Мы призваны эту дивную картину гармонии, которую рисует апостол Павел, помочь людям понять, принять сердцем и душой, и осуществить в своей жизни. Но одновременно, зная о том, что очень многие не способны обычно к такого рода деланию, Церковь должна обращаться и к ним — к тем, кто склонен разрушать, а не соединять, ненавидеть, а не любить. Наше обращение должно быть ко всем, для того чтобы Божий замысел о мире, о человеке, о человеческой семье, о человеческих отношениях воплотился в жизнь. Собственно говоря, потому и Церковь оказывается в эпицентре борьбы, совсем этой борьбы не желая, никого не обижая. Нельзя назвать ни одну другую организацию, которая бы так обращалась к людям в общественном пространстве: никаких оскорблений, никаких упреков. Но одновременно Церковь, неся это тихое свое слово современному человеку, не может отказаться от своего призвания грех называть грехом, а грешника призывать к покаянию.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-so-smi...

Конечно, будет непросто и уже сейчас непросто в смысле миссии и проповеди, но я оцениваю состояние общества как здравомыслящее. Я вижу, что многие оценивают ситуацию, в том числе миссионерскую, с общечеловеческой точки зрения, пользы для общества в целом. Многие власть предержащие, люди большого бизнеса, может быть, сами еще только на пути к храму или лишь готовятся по этому пути пойти, но ценность присутствия православной веры и православной культуры они видят, как и ее плоды. Например, при святителе Иннокентии всю грамоту, умения читать и писать, культуру во всем ее многообразии принесли православные миссионеры. Они открыли Якутии новый мир. Переводчик Священного Писания на якутский язык, писатель Дмитрий Кононович Сивцев (Суорун Омоллон) говорил, что создание якутской епархии включило якутский народ «в один ряд со всеми политически значимыми народами мира». — Что самое сложное сейчас в епархии для Вас, владыка? — Самая сложная задача, как я ее вижу, чтобы Евангельская весть дошла до ушей и сердца всех якутян. Как это сделать, чтобы каждый услышал о Христе, о Евангелии, о значении православной культуры, я пока не знаю, но хотел бы, чтобы получилось. Конечно, надеюсь и на СМИ, но главное на помощь Божию. И здесь есть люди, которые этого не хотят, и пороки здесь есть, и современные тенденции мешают, но до чего же важно, чтобы услышали о Христе! — А на более практическом уровне, что самое сложное? — Бывает сложно найти в себе силы на 100% отдаваться служению: сложно мало спать, в поездках почти не есть, много ездить. Совсем не сложно говорить, совсем не сложно часто и много служить, совсем не сложно проповедовать, общаться с самыми разными людьми. Сложно найти в себе человеческие силы, но вся надежда на Бога. Можно ли сравнить полиэтническую и многорелигиозную ситуацию в Кавказском регионе, откуда Вы приехали, и в Якутии? — Говорить о научной оценке мне сложно, а концептуальный подход к религиозной жизни одинаков. Там и здесь мы можем и должны нести свет Евангелия Христова людям, при этом не вступая в откровенный и грубый конфликт, никого не обижая. Мне часто задают вопрос: как вы относитесь к двоеверию современных жителей Якутии, к тому, что они и в храм ходят, и придерживаются некоторых языческих традиций? Тогда я вспоминаю святителя Иннокентия, который говорил, что в определенный период развития народа это возможно. Кому-то из консервативных православных это не понравится, но без этого не обойтись. Если я хочу, чтобы моей паствой стали Саха, носители якутских народных традиций, то я не могу им грубо сказать: сегодня вы прекращаете все свои обряды и отказываетесь от привычек. Для них сегодня отречение от язычества будет предательством национальных корней, национального самовыражения, духа предков. Нельзя этого требовать.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1610926...

И глава семьи становится не грозным, а злобным. Вот именно этот момент ни в коем случае нельзя проскочить. Потому что потом будет уже поздно, и никакие зарплаты и подарки не восстановят авторитет в той полноте, как это было изначально. Не знаю: какие проблемы возникают в семьях мусульман или в семьях безбожников российских, говорю о семьях воцерковлённых православных». К размышлениям коллеги присоединился помощник главного редактора «Русской народной линии», отец четверых сыновей Алексей Мыселев: Ну что ж, дорогие читатели, моя излюбленная тема: взаимоотношения супругов. Хлебом не корми, а дай поразмышлять на вечную тему брака, семьи, Любви. Особенно в свете тематического опроса ВЦИОМ, который, ни много-ни мало, зафиксировал падение авторитета мужа как главы семьи и целеустремленность к равноправным отношениям. А вообще могут ли быть равноправные отношения? И что это вообще такое и с чем энто едят и чем заправляют? И рискует ли семья превратиться в пресловутое «партнёрство»? Все эти вопросы навеваются результатами опроса. Конечно, жаль, что мы уже живём не в обществе наших предков, когда было всё более-менее просто и понятно, когда муж и отец – глава семьи, а жена ему помощница. И вместе созидают малую Церковь, воспитывают детей – будущее России. И если это и теперь возможно, по крайней мере, в некоторых семьях, то уже прекрасно. Ведь никто не говорит о деспотизме и своеволии мужчин, наоборот – нужно поступать мудро, сохраняя в семье мир и любовь, никого не ущемляя и не обижая (не имею в виду детские капризы). И тут как гром среди ясного неба опрос ВЦИОМ. Хотя и так понятно, к чему идёт тенденция, которая, увы и ах, печальна для нас. Мне кажется, мы стоим перед угрозой размывания мужского и женского служения, размывания идентичностей, что ни к чему хорошему не приведет. Достичь так называемого равноправия, а главное - взаимопонимания на основе Любви в семье, мне кажется, не так-то просто. Когда есть согласие и мир во всем, когда могут уступать друг другу, невзирая на лица. Однако женщина, как бы ни кричала о том, что она ничуть не хуже мужчины, а то и лучше – останется женщиной, природу не обманешь. Никто не хуже – просто мужчина и женщины разные. У каждого своё призвание. И она будет счастлива только в роли матери и жены, устроительницы домашнего очага. Конечно, сегодня многие вынуждены работать. Поэтому, если муж всячески помогает жене по дому, на мой взгляд, не противоречит его роли. Как написано: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/05/kt...

Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами: Аминь. Все блага, говорит. Он даровал нам. Итак, постарайтесь привлечь себе обильнейшую благодать, живя достойно того, что уже даровано вам. Сия же благодать да хранит и нас от всякого пути неправого; да живем во славу Отца и Сына и Святого Духа. Ему подобает всякая слава во веки. Аминь. Примечания 1. Migne, в подстрочном примечании, дает предпочтение другому чтению этого места по кодексу S. Marci Veneti. Вместо παιτοντες там стоит δικοντες, то есть не обижая никого требованием денег. Первое чтение он находит несогласным ни со смыслом, ни с грамматическими правилами. 2. Блж. Феофилакт читает: «и собственных пророков» — και τους Ιδους προφ τας. 3. Слова аминь у блж. Феофилакта недостает. 4. Блж. феофилакт читает: от Господа нашего Иисуса Христа. 5. В тексте блж. феофилакта читается не просто «от блуда», но от «всякого блуда». 6. Блж. феофилакт читает: εχομεν вместо χετε. 7. Блж. Феофилакт читает: παρ " γγειλα вместо: παρηγγελαμεν. 8. Блж. Феофилакт читает не знаете, в который час тать (κλπτης) приидет. 9. В греч. тексте блж. Феофилакта πντα δε δοκιμζετε вместо δοκιμζοντες. Толкование на второе послание к Фессалоникийцам Святого Апостола Павла Предисловие Второе Послание к Фессалоникийцам апостол Павел пишет по следующей причине. В первом послании он писал им, что сильно желает видеть их, и так как желаемого не достиг, то, не вынося долее разлуки, послал к ним Тимофея, показывая этим, как сильно желал придти к ним. Но так как и после не имел возможности отправиться к ним и исправить недостатки их веры, то по этой причине прибавляет к первому второе послание, желая посланиями заменить свое личное присутствие. А что он не ходил к ним, — это ясно из следующего: в первом послании он не стал писать о том, когда будет пришествие Господа, о чем им и не нужно было знать; теперь же он пишет и об этом. Действительно, если бы он сам был у них, то не стал бы писать теперь. Пишет же об этом вопросе по нужде. Некоторые соблазнители говорили, что пришествие Господа приблизилось и, что опаснее всего, выдумывали какие-то слова, будто бы сказанные Павлом, и послания, будто бы им написанные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Но в современном общественном сознании менее всего присутствует такое понятие, как кротость, и практическое мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие. Сегодня многие считают, что в основе успеха – а успех является целью жизни многих людей — лежит непременно борьба. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился бы проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить свою собственную победу. Какая уж тут кротость, ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен. Можно себя удерживать от раздражения, можно сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми установками, – но это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа, ведь кротость есть внешнее проявление человеческого смирения. Это, если хотите, особая философия жизни – правильная философия, правильная картина бытия, когда человек вписывает себя в эту картину наилучшим способом. Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает свое центральное место – Богу; в смирении человек обнаруживает свои лучшие качества; в смирении человек устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба. В конце концов, человеческое смирение – это огромная сила, когда человек достигает поставленных перед собой целей, не обижая других людей, не нанося им ущерба и урона. Построение таких отношений дает сердцу радость и мир, покой и тишину. Совесть чиста: никого не обидел, ни на кого не наступил, никого не обманул. И как же сладка такая победа человека, какими замечательными кажутся достижения, когда они осуществляются без всякого ущерба для других.

http://pravoslavie.ru/50474.html

Так в физическом мире, так и в человеческом обществе. Допустим, я крестьянин. Я могу свое крестьянское дело делать или в духе самого узкого себялюбия: хватать за горло всякого, кто посмеет посягнуть на мою собственность или мои права, сквалыжничать на сходках, с пеной у рта ругаться за каждый вершок покоса, воровать у соседей дрова, рычать на каждого, кто обратится ко мне с нуждой, и т. п. — и тогда я являюсь элементом гниения, элементом общественно вредным. Или же могу уступать в земельных спорах, избегать ссор, помогать нуждающимся чем могу — своей работой, орудиями, продуктами, уделять часть своих достатков беспомощным и бедным и т. д. — и тогда я исполняю заповедь Божию и являюсь элементом жизненным, созидательным, элементом общественно полезным. Эгоизм, себялюбие — всегда сила распада, гниения, и это разлагающее действие эгоизма проявляется при всяких условиях. Напрасно говорят, что общество не может быть построено на евангельских началах самоотречения и что наилучшее разрешение задачи, которого только можно желать, здесь заключается лишь в том, чтобы личный эгоизм каждого члена ввести в законные рамки так, чтобы он не сталкивался с эгоизмом соседа или, во всяком случае, знал свои пределы. Точно и ясно определить права и обязанности всех и каждого, не обижая никого, — вот все, что нужно для общественного процветания. Такая постановка вопроса в корне неверна. Не говоря уже о том, что точно определить обязанности и права, " не обижая никого " , совершенно невозможно, ибо при эгоистическом отношении к жизни обиженные и недовольные всегда найдутся, но самое главное возражение состоит здесь в том, что никакими средствами невозможно запихнуть личный эгоизм в законные, юридические рамки: он всегда будет стараться из них вылезти и расшириться за счет соседа и в конце концов найдет для этого средство или лазейку. Отчего разлагаются современные капиталистические общества, несмотря на точную регламентацию прав и обязанностей? Оттого, что они построены на грубо-эгоистической основе, но и всякое другое общество, которое явится на смену, неизбежно подвергнется тому же закону гниения, если останется на той же основе себялюбия и эгоизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010