«Добрый христианин должен терпеть и строптивых предстоятелей, ибо они изумляются, когда, обижая нас, видят, что мы с ними обращаемся хорошо – как бы ничего не случилось». «Бог не хочет, чтобы мучилось создание Его. Даются, однако, искушения для усовершенствования. Когда усовершенствуется человек, тогда прекращаются и искушения». «Мы, христиане, должны любить скорби и не домогаться освобождения, ибо скорби – необходимое средство совершенства». «Когда люди нас онеправдывает – нам нужно радоваться! Ибо тогда нас покрывает правда Божия, которая несравненно выше, чем правда людская. Или человеческую правду нужно искать, или с терпением дожидаться правды Божией. Нужно, однако, остерегаться самим добиваться того, чтобы нас обижали, потому что тогда идём к другой крайности, к неправде (это показывает отсутствие любви)». «Когда нас обижают, и мы не сопротивляемся, но терпим, надеясь на правду Божию, тогда, по сути, бываем облагодетельствованы. Такую пользу получим не только мы, но её обретут позднее и дети наши, как благодеяние. Противоположное случается, когда нас проклинают и это проклятие – обоснованное». «Искушения добрый Бог тогда попускает, когда увидит, что мы высокомудрствуем. И тогда только их берёт от нас, когда увидит, что мы вошли в пространство смиренномудрия». Когда я впервые пришёл в монастырь, у меня было недоумение, и я задавался вопросом: «Следует ли смириться и слушаться только Старца, или всех братьев, притом и послушников?» Итак, однажды, когда я спустился и спрашивал Старца о схожих темах в беседе, он сказал: – Меня помысел не беспокоит, что даже животные намного лучше меня, и я смиряюсь и им делаю послушание. Вот вчера на рассвете, утомлённый после бдения и совершенно изнурённый из-за моих недугов, лёг я немного отдохнуть. Вскоре я услышал, что возле кельи мяукает котёнок, как бы что хочет. Я было хотел отдохнуть немного, однако смирился и покорил своё желание и сделал послушание котёнку. Поднялся и пошёл, открыл наружную дверь, посмотреть, что он хочет. Уже начал моросить дождь: котёнок забежал, и я положил его на сухое место, чтобы не намок под дождём. Что ты скажешь, нужно ли делать послушание животным, или нет? Меня не смущает помысел, и я делаю послушание и животным.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Весь день Иулиания хлопотала по хозяйству, руководила всеми работами. Если кто-нибудь ошибался или что-нибудь портил или ломал, она покрывала это, брала вину на себя. Со всеми была кротка и ласкова, учила терпеливо, не обижая никого. Услуг самой себе от прислуги она никогда не требовала, говоря: «Кто я, чтобы Божье создание служило мне?» Когда умерли родители ее мужа, Иулиания раздала бедным в память их почти все свое собственное имущество. У нее с мужем было тринадцать детей, но шестеро умерло маленькими. Муж был на царской службе и часто отсутствовал, а Иулиания посвятила жизнь свою воспитанию детей. Как бы занята она ни была весь день, каждый вечер и каждое утро она много времени проводила за молитвой, а ночью продолжала работать над одеждой для бедных. Велико было горе Иулиании, когда старший сын ее был убит на войне, а другой погиб на охоте. Она стала просить мужа отпустить ее в монастырь, но он уговаривал Иулианию остаться дома ради других детей. Иулиания, сама не умевшая читать, очень любила, когда муж или старшие сыновья читали ей вслух духовные книги; и как раз в те дни, когда она должна была решать, оставаться ли дома, или идти в монастырь, ее поразили услышанные слова: «Не спасут нас одежды черные, как не погубят одежды светлые...» Она решила остаться дома, говоря: «Да будет воля Божья». Оставшись дома, Иулиания стала жить подвижнически. Когда весь дом засыпал, она вставала на молитву и долго молилась, а рано утром шла в церковь к обедне. Остальное время она посвящала домашним делам и продолжала много заботиться о бедных и больных. Так прошло десять лет, скончался Георгий Осорьин. Дети горевали, а мать утешала их и учила подражать доброй жизни их отца. Теперь помощь бедным стала ее главной заботой. Все свое имущество она раздала и ради милостыни входила в долги. Сколько хорошей и теплой одежды ни дарили ей дети, она все раздавала бедным. В конце жизни Иулиании, в царствование Бориса Годунова, наступил страшный голод. У Иулиании не хватало муки выпекать достаточно хлеба, чтобы кормить всех приходивших к ней голодающих, и она научила своих слуг печь хлеб, смешивая муку с толченой древесной корой и лебедой. А приходившие к ней говорили, что ее хлеб вкуснее, слаще, чем хлеб, испеченный из чистой муки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Он вел все пленарные заседания. Делал это очень хорошо, четко и последовательно. Ведь на соборе были представители разных епархий со своим мнением, характером. И Владыка останавливал все ненужные разговоры, распри. Причем прекращал их очень тактично, корректно, никого не обижая. На мой взгляд, я ведь не могу говорить за всю церковь, он сделал главное – не дал на соборе произойти расколу. Хотя было некое ощущение, что может что-то случиться. Также покорило во Владыке его удивительное владение словом. Он вел богослужения, читал проповеди. Говорил без листочка, при этом не запинался. Каким же эрудитом надо быть! Четкость мысли и чувство слова – настоящий талант. И увидев все это, я уверовала, что он ведом Духом Святым! Были и другие причины изменения моего решения. Размышляла как: до избрания Патриархом Московским и всея Руси Алексия II наша церковь была практически разрушена. Верующих было мало. И, может быть, на тот период времени и нужен был такой Патриарх, как Алексий II. У меня с ним встреча была на одном из Славянских ходов. Он мне показался очень добрым, мягким, отзывчивым человеком, как отец родной! Но сейчас время другое. Более жесткое. Идет процесс глобализации, что накладывает свой отпечаток и на церкви. Поэтому и решила, что этому новому времени более подойдет Владыка Кирилл, что будет правильным выбор, если отдам голос в его поддержку. – Прошла информация, что некоторые делегаты Поместного собора были недовольны проведенными выборами. – Все голосование на соборе было прозрачным. Мы должны были выбирать из трех кандидатов. Но один из них – Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет отказался в пользу Владыки Кирилла. Потому уже на самом Поместном соборе нам предложили выдвигать дополнительные кандидатуры. Но в реестр на голосование никого не внесли, так как никого не предложили. Вот и выбирали из двух кандидатов. А уже на следующий день стали поговаривать о нарушении процедуры. Меня это, честно говоря, возмутило. Ведь было дано право предложить третью кандидатуру.

http://religare.ru/2_62204.html

Сравнивать современный язык и церковнославянский могут только те кто владеет обоими. Нельза провести такой опрос среди папуасов и рекомендовать его результаты к обсуждению. Это - провокация. Катерина 25 октября 2011, 01:24 И потом, объясните кто-нибудь, люди добрые, что, больше нету других, более важных проблем, требующих решения в церкви? Ну не дело, привлекать новых прихожан, обижая прежних. Простите мне мою резкость суждений, но итак кругом одни подмены. Если и в церковь они проникнут-беда будет нам!Церковнославянский язык помимо набора звуков имеет еще скрытую вековую внутреннюю силу, накопленую нашими предками.Это язык разговора с Богом. Почему обязательно он должен быть простым? Никто же не запрещает молиться и своими словами,от себя. И библия,и Новый Завет,и псалтирь переведены на русский-читайте, всё опубликовано! Но зачем же еще непременно надо разрушить этот мощный,неповторимый,красивейший,строй православоной службы!? Не знаю где проходил такой опрос, меня никто об этом не спрашивал и никого из моих друзей и близких об этом не спрашивал. А я вот всё равно высказалась)))Простите, если что не так. Катерина 25 октября 2011, 01:22 Избави Господи нас от таких обновлений! " ...смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровах " Помните как красиво и радостно петь всем вместе " Христос воскресе " на Пасху? Интересно, а как перевести эти слова на современный русский язык? Что нам предложат петь вместо? Как-то плохо получается. И не мелодично.Во что служба превратится?! В зачитывание содержания. А дух, душа текстов исчезнет. Как бы талантливо их не перевели. Те, кому действительно интересно о чем поют и говорят во время службы-не поленятся вдуматься в смысл. И всё поймут, уверяю, ничего сверхсложного в текстах нет!Наоборот, постепенное постижение смысла молитв повергает во всё больший трепет и восхищение твоего общения с Богом.(это по собственному опыту)Не сразу пусть.Но наше общение с Богом-тайна. И так уж вышло исторически,она совершается на церковнославянском. Зачем ее упрощать и переводить на язык,на котором мы думаем о сиюминутном, бренном, ругаемся, в конце концов!Тем же кому не интересно или " в лом " самостоятельно подумать-даже разжевав всё и разложив по полочкам современного языка-это не поможет.Нехорошо себя упрощать и тем самым изменять свою внутреннюю суть ради только того, чтобы тебя приняли за " своего " и поняли. Это заигрывание с массами (или быть может,с иностранными друзьями) ни к чему хорошему привести не может. Вся наша история тому пример.

http://pravoslavie.ru/48856.html

После того же царя Саина многие цари-кровопийцы, губители Русской земли, сменяя друг друга, царствовали в Казани многие годы. О первом взятии Казани и иных болгарских городов, на которые ходил князь Юрий Дмитриевич, и о разорении великой орды. Глава 8 В лето 6903 (1395) отправил великий князь Василий Дмитриевич в поход со своим братом Юрием Дмитриевичем многих воинов. И, пойдя к болгарским городам, стоящим по Волге, разорил тот Казань, Болгары, Жукотин, Кременчуг и Золотую Орду по совету крымского царя Азигирея. И все те города разрушил он до основания, и казанского царя с царицами его убил в ярости мечом, и всех сарацин с женами их порубил, и землю варварскую пленил, а сам благополучно с победою возвратился восвояси. И на недолгое время смирилась Казань, и укротилась, и оскудела. И стояла она пустой сорок лет. В то время крымский царь Азигирей заключил мир с великим князем Василием Дмитриевичем и ходил с ним в союзе войной на брата своего Зелед-Султана Тохтамышевича: он полем, посуху, войско свое послал, а великий князь – в ладьях. С другой же стороны были воинственные мангиты, черные улусы которых стояли по великой реке Яику, что течет в Хвалисское море через земли бухарцев. И было великое гонение на ту Орду отовсюду: впервые тогда, а во второй раз – после, от великого князя Ивана Васильевича. От тех мангит она и опустела окончательно, как прежде говорилось. И поселились в Большой Орде ногаи и мангиты, пришедшие из-за Яика. Они и до сих пор в тех улусах кочуют, живя с великими князьями московскими в мире и ничем их не обижая. О изгнании царя из золотой орды, и о смирении его, и о битвах его с великим князем Московским. Глава 9 Однажды, по прошествии десяти лет после смерти Зелед-Султана, царя Великой Орды, а после взятия Казани князем Юрием тридцати лет прибежал изгнанный из той же восточной страны царь Большой Золотой Орды, по имени Улу-Ахмет, с небольшой дружиной своей, и с царицами своими, и с детьми, изгнанный великим Едыгеем, старым заяицким князем, и царства своего лишенный, и едва не принявший от него смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Титулярный епископ Переславль-Залесский (см.). С 1727 г. переведен в Иркутск (см.). «...Православие проникло в Китай после Нерчинского трактата 1689 года. Несколько русских пленников было поселено в Пекине в особой слободе под именем русской роты, с дозволением им иметь у себя церковь . В числе пленников из Албазина в Пекин попал священник Максим Леонтьев. Помимо пленных в Пекин приезжали купцы русские и их приказчики, в 1695 году, по благословению митр. Игнатия, в Пекине была освящена русская церковь во имя св. Николая при слободе русской сотни. Священником назначен пленный о. Леонтьев.... В 1714 году в Пекин была послана из Тобольска м. Иоанном Максимовичем первая духовная миссия во главе с архим. Иларионом (Лежайским), прибывшим в Тобольск с митрополитом. Миссия в Китае была принята с радушием. ... В 1719 г. в Китай отправилось русское чрезвычайное посольство во главе капитана лейб-гвардии Преображенского полка Льва Васильевича Измайлова. В его свите было два секретаря посольства Лоренц Ланг и Иван Глазунов, переводчик из подьячих, два геометра, гвардейский унтер-офицер с тремя солдатами и священник из Тобольска. Переговоры посла о торговле кончились неудачно. Оставив агентом Ланга, Измайлов выехал из Пекина. Скоро был выслан и Ланг и всякая русская торговля с Китаем была воспрещена. Поводом к разрыву послужило бегство 700 монголов из Китая в Сибирь, а также пьянство и буйство русских купцов. Пьянствовали и миссионеры, проматывая казенное жалованье и обижая китайцев. Один из них, священник Филимонов, по пьяному делу попал во дворец богдыхана и поколотил там китайских министров. За эту удаль его заковали в кандалы и выслали в Селенгинск. После он бродил по Сибири с именем странника Хинского царства.... Несомненно русским много вредили иезуиты, пробравшиеся в Монголию раньше русских.... Однако впоследствии при посольском дворе в Пекине ханским иждивением была построена вторая новая Сретенская церковь греко-российского исповедания. находившаяся в 5 верстах от Старой Никольской церкви...» ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 296–297).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это, конечно, посмеяние дьявола над человеческим достоинством, когда человек трясется над своими сундуками или накапливает одежды, которые изъедает моль, или продукты, которые у него гниют. Это квинтэссенция надругательства дьявола над человеческим достоинством, ведь человек создан по образу и подобию Божьему. Я обратил внимание на то, насколько крепко держит человека эта страсть в своих руках. Из обзора житий святых мы видим множество раскаявшихся блудниц и блудников, которые достигли святости. Мы видим разбойников, душегубцев, воров, принесших покаяние. Гораздо реже мы встречаем примеры сребролюбцев, которые покаялись и спаслись. Конечно, это не означает, что сребролюбие – это такая страсть, из которой человек не может восстать покаянием. Господь исцелил человека от всех болезней, поэтому из любой страсти человек может восстать. Мы видим такие примеры в Евангелии. Это мытарь Закхей, который своей профессией мытаря скопил себе неправедное богатство, притесняя, обманывая и обижая ближних. Раскаявшись, он говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». И Господь говорит: «Ныне пришло спасение дому сему... ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» ( Лк. 19, 8–10 ). А в житиях святых есть ярчайший пример другого мытаря, жившего значительно позже, мытаря Петра, который был чрезвычайно жаден и скуп, копил свое богатство и был уже на пороге ада. Как-то в порыве гнева к нищему, который у него что-то просил (он ужасно разгневался: как это у него можно было что-то просить!), Петр, не имея под рукой камня, кинул в нищего булкой хлеба. И вот эта булка хлеба, которую нищий схватил и ею напитался, спасла Петра от ада. Ему было продлено время земной жизни за этот нечаянно брошенный нищему хлеб. После этого он совершенно изменил свою земную жизнь и прославлен как преподобный Петр (см.: Жития святых святителя Димитрия Ростовского . 22 сентября). Как же происходит пленение этой страстью? Она чрезвычайно коварная. Она как тихая змея вползает в душу при любом человеческом занятии, потому что все мы должны в поте лица своего добывать хлеб. Естественно, при этом мы имеем дело с деньгами, никуда нам от этого не деться. Мы должны рассчитывать свои средства: на что нам хватит, на что не хватит; что мы можем купить, а что не можем. Это нормально, без этого невозможно жить в мире. И вот здесь нас начинает поражать эта страсть. Когда это средство приобрести то или другое фигурирует в наших размышлениях, страсть вползает в нашу душу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Поелику он нелицемерно иночествовал, возлюбив Бога и свою братию, как свои члены, то и Бог возлюбил его и прославил ради его сие место более всех монастырей русских. Сии внутренние добродетели жизни святых иноков сияют чудесами более мирской власти, посему и мирские вельможи преклоняют главу свою пред иноками, воздавая им достойную честь как угодникам Божиим, по слову Господню: Приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приемлет (Мф. 10. 41). Если бы и мы верно хранили обет нашего пострижения, то не только получили бы очищение грехов и честь на земле, как святые отцы-чудотворцы, коим кланялись, падая ниц, цари и князи, но и вселились бы в Небесное Царство, и видели лицо Божие; чего бы ни просили в молитве у Бога, все бы скоро получали. Приемлющие на себя обеты и не преодолевающие своих немощей хотят получить освящение, читают Писание и думают спастись без подвига. Но мы забываем, что сказал Павел: Без подвига никто не венчается (2 Тим. 2. 5). Спящий не победит, и ленивый не может спастись. Впрочем, нераскаянны дары Божии; верен Ходатай их на небесах, Господь наш Иисус Христос, который туне спасает иноческий чин. Он сам молится за нас, говоря: Отче Святый! Не о мире молю, но о сих, ихже дал Ми еси, соблюди я во имя Твое, да идеже буду Аз, ту и сии будут со Мною и никтоже от них погибнет (Ин. 17. 9, 11, 12). Иноки, имея такие обетования, подвизайтесь; нельзя, чтобы и в нынешних апостолах не было Иуды, но да блюдет каждый из вас себя; не продадим слова Божия на лжи; крадя, грабя, обижая, мысля злое на игумена, ложно клянясь, недостойно приступая к причастию Святых Тайн, не распнем снова Христа, но во всем представим себе, по апостолу, яко Божии слуги, в терпении мнозе... (2 Кор. 6. 4) Как кони бегут, опережая один другого, так и вы ревнуйте подвигам святых отцов, превосходя друг друга в алкании, бдении, молитвах, в делах послушания, дабы, расслабев объедением, пьянством, плотскими похотями, не остановиться нам в адской пустыне и дабы там не быть растерзанными от геенских зверей, да не рассыплются кости наши при аде.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других (свт. Иоанн Златоуст , 53, 197). Предпочитая другого, ты отдаешь честь самому себе, делаясь достойным большей чести; будем же всегда уступать первенство другим (свт. Иоанн Златоуст , 53, 557). Источник. Как обижая ближних, мы обижаем себя, так, благодетельствуя им, благотворим себе (свт. Иоанн Златоуст , 55, 343). Источник. Поистине великой душе свойственно не думать (о себе) о собственном удовольствии, а заботиться о (спасении) других (свт. Иоанн Златоуст , 55, 420). ...Если мы – члены друг друга, то спасение ближнего касается не его только, но всего тела, и бедствие ближнего не ограничивается им одним, но причиняет боль и всему телу (свт. Иоанн Златоуст , 55, 804). Источник. ...Чего мы хотим получить от Бога, то должны прежде дать ближним, а если мы лишаем этого ближних, то как хотим получить то же от Бога? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 902). Пусть никто... не ставит приятность выше спасения ближнего (свт. Иоанн Златоуст , 56, 194). Человеколюбец Бог наш, желая соединить всех взаимными узами, возлюбленные, вложил в дела человеческие такой закон, что польза одного непременно соединяется с пользой другого (свт. Иоанн Златоуст , 56, 471). Источник. Если Христос, будучи Богом, будучи причастником неизреченного Божественного существа, воспринял Крест и потерпел все прочее, свойственное человеку, ради нас и нашего спасения, то чего не обязаны оказать мы в отношении к тем, которые имеют одинаковую с нами природу и суть члены наши, чтобы исхитить их из пасти диавола и привести на путь добродетели? (свт. Иоанн Златоуст , 56, 517). Хочешь исправить брата? Пролей слезы, помолись Богу; сделай ему увещание наедине, дай совет, уговори, покажи любовь к согрешившему, убеди его, что ты напоминаешь ему о грехе не из желания поглумиться, а болезнуя и заботясь о нем; обойми ноги его, облобызай руки, не стыдись, если ты хочешь действительно излечить его. Так часто поступают и врачи, поцелуями и упрашиваниями убеждая капризных больных принять спасительное лекарство. Хотя бы надлежало тебе умереть за вразумление брата, не страшись: это будет для тебя подвигом мученичества (свт. Иоанн Златоуст , 56, 519). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Труд сестер отец Михей ценил очень высоко, и сестры любили его неподдельной любовью. А трудиться сестрам приходилось на всех монастырских послушаниях. Немногочисленная братия обители в основном совершала богослужения, несла послушание в столярке, в пчельнике, на конюшне. Послушание на кухне считалось одним из самых трудных. Тогда не было ни водопровода, ни газа, ни электроплит. Обо всем нужно было позаботиться повару. На кухне, как правило, работали две сестры и одна посудомойка. К концу дня сестры очень уставали, а утром опять надо было идти на кухню. Бывало, что кто-то из братии или сестер опаздывали на ужин и приходили отдельно с кастрюлькой. Сестра Агнесса (впоследствии монахиня Леонтия) была очень вспыльчивой. Как начнет шуметь и ворчать на опоздавшего, что тот и не рад, что пришел… Вдруг откуда ни возьмись отец Михей появляется. Забежит на кухню и как ни в чем не бывало начинает как бы умолять: «Милые матери, матушки, сестрички, устал я очень и еще не обедал. Дайте ради Христа хлебушка с кваском». У сестры Агнессы открывается второе дыхание. И она не только отца наместника покормит, но и опоздавшего уже обслужит с улыбкой. А у отца Михея всегда припасены в кармане гостинцы-конфетки. Получит сестра Агнесса еще и конфетку, и настроение у нее хорошее несколько дней. Отец Михей старался не обидеть никого: ни старого, ни малого. Помнил дни ангела не только своих насельников, но и мирян. Как-то в свой день ангела я пришла в монастырь на службу. И вдруг узнаю, что отец Михей уехал утром в Минск. Я по-детски очень расстроилась. Ведь для детей дни ангелов или дни рождений связаны в первую очередь с подарками. И вот стою в очереди на исповедь. Мысли, конечно, не о содеянных грехах, что много нагрешила, обижая монахинь своими шалостями, а о том, что я осталась без подарка отца Михея. И так грустно-грустно мне стало. И вдруг подходит ко мне послушник Александр и говорит: «Иди сюда скорее. Тебя отец Михей вызывает». Я побежала за ним. У входа в собор с большим пакетом стоит улыбающийся батюшка. «Ну вот, – говорит он, – собрался в Минск ехать, а потом вспомнил, что тебя с днем ангела не поздравил». И вручает мне огромный пакет с подарками.

http://pravoslavie.ru/121222.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010