Горе любостяжательному! Богатство от него бежит, ожидает же его огонь (45,254). Любовь к богатству – страсть неестественная… От чего же усилилась эта страсть? – От тщеславия и крайней беспечности (39,496). Прошу вас избегать идолопоклонства (так ап. Павел называет любостяжание); понявши всю пагубность этого порока, необходимо избегать любостяжания не только в деньгах, но и во всякой порочной склонности… (40,549). Доколе это неистовство наживы? Доколе эта неугасимая печь будет пожигать? Разве вы не знаете, что этот пламень производит вечный неугасимый огонь?… (43,283). Из людей любостяжательных и обидчиков одни знают, что грешат, а другие и не знают, что грешат неисцельно. Ибо не чувствовать недуга, в котором находишься, есть усиление нечувствительности и оканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Посему о них всего более надлежит жалеть. Делать зло – более достойно сожаления, нежели терпеть зло. Тем, которые делают зло (обижая людей из-за любостяжания), угрожает крайняя опасность, а у тех, которые терпят ущерб, касается только имущества. Притом первые не чувствуют сугубого омертвения, и они представляют опыт несовершенного и детского разумения. Весьма малые дети ни во что ставят то, что действительно страшно, но часто суют руки в огонь, а увидев пустую личину и призрак, приходят в страх и трепет. Подобно сему бывает и с любителями любостяжательности: боясь бедности, которая не страшна, но еще служит поводом ко всякой охранности и скромному образу мыслей, в великое ставят – неправедное богатство, которое страшнее огня, потому что и мысли и надежды, обладающих им, обращает в прах (48,40). Как погасить пламень любостяжания? Можно погасить его, даже хотя бы он поднялся до самого неба. Нам стоит только захотеть, и мы, без сомнения, одолеем этот пламень (силою благодати). Как усилился он вследствие нашего желания, так и от желания и уничтожится. Разве не свободная наша воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить только пожеланием. Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам сопутствовать в Вечную Жизнь, что и здесь оно оставляет нас, что оно хотя пребывает здесь, однако язвы от него идут с нами туда; если посмотрим, как велики там уготованные богатства и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи; если заметим, что оно подвергает бесчисленным опасностям, что оно доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Из людей любостяжательных и обидчиков одни знают, а другие и не знают, что грешат неисцелимо. Ибо неспособность чувствовать недуг, в котором находишься, – следствие усиления нечувствительности, которое заканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Поэтому таких людей более всего надо жалеть. Делать зло – более достойно сожаления, чем терпеть зло. Тем, которые делают зло (обижая людей из-за любостяжания), угрожает крайняя опасность, а у тех, которые терпят, ущерб касается только имущества. Притом первые не чувствуют своего сугубого омертвения... как дети, которые ни во что ставят то, что действительно страшно, и могут сунуть руки в огонь, а увидев тень, приходят в страх и трепет. Подобное этому бывает и с любителями стяжания: боясь бедности, которая не страшна, но еще и хранит от многих зол и содействует скромному образу мыслей, принимают за нечто великое неправедное богатство, которое страшнее огня, потому что обращает в прах и мысли, и надежды обладающих им. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 40 ). Кто хочет предстать перед Богом с чистым умом, но смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему себе ноги и покушающемуся быстро идти. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 226 ). Брат спросил старца: «Благослови мне иметь у себя две златницы по немощи тела моего». Старец, видя, что он желает удержать их у себя, сказал: «Имей». Брат возвратился в келлию, и его начали тревожить помышления: «Как ты думаешь? Благословил ли тебя старец иметь деньги или нет?». Встав, пришел он опять к старцу и так спросил его: «Ради Бога, скажи мне истину, потому что помышления смущают меня по поводу двух златниц». Старец отвечал: «Я видел твое произволение иметь их, потому и сказал тебе: имей их, хотя и неполезно иметь более, чем сколько нужно для тела. Две златницы составляют надежду твою, как если бы Бог не промышлял о нас. Но может случиться, что ты потеряешь их, тогда погибнет и надежда твоя. Лучше возложи надежду на .Бога, потому что Он печется о нас». Отечник ( 82, 460–461 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Кротость это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение человека во многом формируется окружающей средой — теми стандартами мысли, теми идеалами, теми стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Но в современном общественном сознании менее всего присутствует такое понятие, как кротость, и практическое мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие. Сегодня многие считают, что в основе успеха — а успех является целью жизни многих людей — лежит непременно борьба. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился бы проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить свою собственную победу. Какая уж тут кротость, ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен. Можно себя удерживать от раздражения, можно сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми установками, — но это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа, ведь кротость есть внешнее проявление человеческого смирения. Это, если хотите, особая философия жизни — правильная философия, правильная картина бытия, когда человек вписывает себя в эту картину наилучшим способом. Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает свое центральное место — Богу; в смирении человек обнаруживает свои лучшие качества; в смирении человек устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба. В конце концов, человеческое смирение это огромная сила, когда человек достигает поставленных перед собой целей, не обижая других людей, не нанося им ущерба и урона. Построение таких отношений дает сердцу радость и мир, покой и тишину. Совесть чиста: никого не обидел, ни на кого не наступил, никого не обманул. И как же сладка такая победа человека, какими замечательными кажутся достижения, когда они осуществляются без всякого ущерба для других. Действительно, нужно иметь огромную силу, чтоб так жизнь прожить. Но если в основе наших поступков есть мировоззрение, то в основе кротости также лежит определенное мировоззрение — христианский взгляд на жизнь, и он формируется христианской верой. Вот почему мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, то тогда внутреннее смирение и кротость станут естественным проявлением этой веры.

http://patriarchia.ru/db/text/967398.htm...

Допустим, я крестьянин. Я могу свое крестьянское дело делать или в духе самого узкого себялюбия: хватать за горло всякого, кто посмеет посягнуть на мою собственность или мои права, сквалыжничать на сходках, с пеной у рта ругаться за каждый вершок покоса, воровать у соседей дрова, рычать на каждого, кто обратится ко мне с нуждой, и т. п. – и тогда я являюсь элементом гниения, элементом общественно вредным. Или же могу уступать в земельных спорах, избегать ссор, помогать нуждающимся чем могу – своей работой, орудиями, продуктами, уделять часть своих достатков беспомощным и бедным и т. д. – и тогда я исполняю заповедь Божию и являюсь элементом жизненным, созидательным, элементом общественно полезным. Эгоизм, себялюбие – всегда сила распада, гниения, и это разлагающее действие эгоизма проявляется при всяких условиях. Напрасно говорят, что общество не может быть построено на евангельских началах самоотречения и что наилучшее разрешение задачи, которого только можно желать, здесь заключается лишь в том, чтобы личный эгоизм каждого члена ввести в законные рамки так, чтобы он не сталкивался с эгоизмом соседа или, во всяком случае, знал свои пределы. Точно и ясно определить права и обязанности всех и каждого, не обижая никого, – вот все, что нужно для общественного процветания. Такая постановка вопроса в корне неверна. Не говоря уже о том, что точно определить обязанности и права, «не обижая никого», совершенно невозможно, ибо при эгоистическом отношении к жизни обиженные и недовольные всегда найдутся, но самое главное возражение состоит здесь в том, что никакими средствами невозможно запихнуть личный эгоизм в законные, юридические рамки: он всегда будет стараться из них вылезти и расшириться за счет соседа и в конце концов найдет для этого средство или лазейку. Отчего разлагаются современные капиталистические общества, несмотря на точную регламентацию прав и обязанностей? Оттого, что они построены на грубо-эгоистической основе, но и всякое другое общество, которое явится на смену, неизбежно подвергнется тому же закону гниения, если останется на той же основе себялюбия и эгоизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Эгоизм, себялюбие – всегда сила распада, гниения, и это разлагающее действие эгоизма проявляется при всяких условиях. Напрасно говорят, что общество не может быть построено на евангельских началах самоотречения и что наилучшее разрешение задачи, которого только можно желать, здесь заключается лишь в том, чтобы личный эгоизм каждого члена ввести в законные рамки так, чтобы он не сталкивался с эгоизмом соседа или, во всяком случае, знал свои пределы. Точно и ясно определить права и обязанности всех и каждого, не обижая никого, – вот всё, что нужно для общественного процветания. Такая постановка вопроса в корне неверна. Не говоря уже о том, что точно определить обязанности и права, «не обижая никого», совершенно невозможно, ибо при эгоистическом отношении к жизни обиженные и недовольные всегда найдутся, но самое главное возражение состоит здесь в том, что никакими средствами невозможно запихнуть личный эгоизм в законные, юридические рамки: он всегда будет стараться из них вылезти и расшириться за счёт соседа и в конце концов найдёт для этого средство или лазейку. Отчего разлагаются современные капиталистические общества, несмотря на точную регламентацию прав и обязанностей? Оттого, что они построены на грубо-эгоистической основе. Но и всякое другое общество, которое явится на смену, неизбежно подвергнется тому же закону гниения, если останется на той же основе себялюбия и эгоизма. Грехи Я не смею грешить не только потому, что это губит меня лично, но ещё более потому, что это заражает и губит других. С другой стороны, если я вижу согрешающего брата, я не могу оставаться равнодушным, потому что этот грех в той или другой форме дойдёт и до меня. Иногда нам кажется, что наши грехи проходят бесследно и никому не приносят вреда. Это – иллюзия, самообман. Где-нибудь когда-нибудь так или иначе последствия греха скажутся. «Жизнь, как океан, – говорит один из наших писателей, – всюду незримая связь: в одном конце тронул, в другом отдаётся. Вот ты прошёл мимо ребенка. Ты, может быть, и не заметил его; но образ твой нечестивый уже отпечатлелся в детском сердечке и рано или поздно в чём-нибудь отразится: в мыслях, или в поступках, или в словах». Права человека

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Херемон пишет, что «Изида явилась во сне Аменофису, порицая его, что ее храм был разрушен во время войны. Фритифант, священный писец, сказал, что если он освободит Египет от нечистых людей, то освободится от страхований. Он собрал двести пятьдесят тысяч нечистых и выгнал их. Ими предводительствовали писцы Моисей и Иосиф, который был даже священный писец. Египетские имена Моисея были Тизифен, а Иосифа Петезиф. Они пришли в Пелузий и там встретились с 380,000 оставленных Аменофисом, которых он не хотел пустить в Египет. Заключив с ними союз, они начали войну против Египта. Не ожидая нападения их, Аменофис бежал в Ефиопию, оставив жену свою беременною. Она, скрывшись в одной пещере, родила сына по имени Мессениса, который, придя в возраст, изгнал иудеев в Сирию в числе 200,000 и воротил отца своего из Ефиопии» 36 . Лизимах пишет: «когда Бокхорис 37 царствовал в Египте, народ иудейский, зараженный проказою и другими болезнями, собрался к храмам, чтобы питаться милостынею. Но когда многие поражены были болезнью, в Египте случился голод. Бокхорис послал к Аммону спросить оракула о голоде. Бог отвечал, что должно очистить храмы от людей нечистых и нечестивых, выгнав их из храмов в места пустынные, и зараженных проказою утопить, как оскорбляющих солнце своею жизнью, храмы очистить, – и тогда земля будет приносить плод. Получив ответ оракула, Бокхорис созвал жрецов и служителей храма, велел отобрать нечистых и отдать их воинам, чтобы вывели их в пустыню, а прокаженных, одеть в свинцовые одежды, бросить в море. Когда прокаженные утонули, прочих собрав выгнали в пустыню, чтобы они там погибли. Когда они собрались, то стали советоваться между собой и при наступлении ночи зажгли огонь и светильники для охранения себя, а следующую ночь постились, моля богов о своем спасении. В наступивший день некто Моисей дал им совет идти одной дорогой, пока не достигнут населенных мест; потом приказал им не иметь доброго расположения ни к кому из людей, не делать им добра, но зло, храмы богов и алтари, какие встретятся, разрушать. Когда прочие согласились на это, решились идти через пустыни. Довольно вытерпев, достигли населенной страны, обижая людей, разрушая и сожигая храмы, пришли в страну, называемую Иудеею, и, выстроив город, там поселились. Этот город от их расположения назван был Иеросила. Но потом, когда они укрепились в силах, для избежания стыда они назвали его Иерусалимом, а себя иерусалимлянами» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

  Бывает, что какой-нибудь грубый человек обижает раба перед его господином. Так и грешник, когда какую-нибудь обиду наносит христианину, наносит ее перед Господом Богом, как Вездесущим и Всевидящим. Сюда относятся: 1) Прелюбодеи, которые ложа чужого беззаконно касаются. 2) Повреждающие каким-либо образом здоровье людей. 3) Убийцы, бьющие и убивающие человека. 4) Поносящие и укоряющие ближних своих. 5) Тайно или явно клевещущие на ближних своих. 6) Воры, хищники и грабители, которые чужое добро к себе неправедно привлекают. 7) Купцы, которые, продавая товары, людей обманывают и худую вещь за добрую, а дешевую за дорогую, продают. 8) Господа помещики, которые или зверски мучают крестьян своих, или излишними оброками их отягчают, или сверх меры работать на себя их убеждают. 9) Судьи, которые по мзде, а не по правде судят. 10) Те, которые не отдают платы наемникам, или отдают, но не сполна. 11) Наемники, которые взяли довольную плату за труды, но не хотят трудиться за нее, или трудятся, но лукаво и лицемерно. 12) Начальники, которые не отдают определенного жалованья подначальным, или отдают, но не сполна. 13) Всякий, кто с ближним хитро, лукаво и лицемерно поступает и его обманывает, и как-нибудь его обижает, к тому же числу принадлежит. Все такие перед Господом Богом людей Его обижают. Обида, творимая рабу перед его господином, касается и господина, и досаждает ему немало. Так и обида, христианам наносимая, и Самого Христа Господа касается, и Ему немало досаждает. Как добро, творимое христианам, Себе вменяет Христос Господь, по сказанному: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40), – так и обиду, наносимую христианам, Себе вменяет Господь. Раб, обиду терпящий при господине, взирает на господина своего и ему свою обиду препоручает. Так и христианин, как перед Господом обижаемый, должен на Него взирать и Ему свою обиду, как судящему праведно, передавать, ибо Он говорит: Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12:19). Из этого видно: 1) Кто против человека грешит, тот и против Бога грешит. Кто человека обижает, тот и Господа обижает. Кто человеку досаждает, тот и Господу досаждает. Ибо, обижая человека, заповедь Божию разоряет, и обижает человека, раба Божия, перед Господом его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Буии здесь значит то же, что и глупые, или безумные, а по переводу с еврейского – «невежды». Пророк, продолжая обличать нечестивых и грешных людей, которые в своем нечестии дошли до такого безумия, что стали отрицать высочайшее всеведение Творца Бога и Его право верховного судии вселенной, говорит им как бы так: послушайте, вы, безумные из людей, и вразумитесь (умудритеся), не стыдно ли вам, которым Бог, чрез отцов ваших, дал откровения и познания о Себе? Извинительно ли вам, которые имеете Закон Божий и обетования, данные чрез Моисея и других пророков? Не грешно ли вам высказывать такие мысли, что Бог не увидит ваших дел и не узнает ничего? Послушайте же и рассудите хоть теперь: Тот, Кто сотворил человека с ухом, с глазом и с умом, Кто есть самый справедливый ценитель сотворенных вещей, Тот ужели не услышит, не увидит, не узнает и не рассудит? А если Он не имеет ни ушей, ни глаз, ни знания и потому не вникает в дела человека и не судит преступлений людских, – так кто же и зачем дал людям понятливость, мудрость, остроту ума? Ясного и удовлетворительного ответа на сей вопрос нет и быть не может. Очевидно, нечестивые люди, которых изобличает здесь пророк, были люди знатные, известные между иудеями, и потому должны были знать и помнить, что сказано в книге Иова ( Иов.34:21,24 ). «Той (Господь Бог) зритель есть дел человеческих, утаися же от Него ничтоже от тех, яже творят. Господь бо всех видит, постизаяй неизследная, славная же и изрядная, имже несть числа». «Бог, – говорит блж. Иероним, – весь есть глаз, весь – рука, весь – нога. Он есть весь глаз, потому что все видит; весь есть рука, потому что все делает ( Ин. 5:17 ); весь – нога, потому что везде находится». К слову буии прибавляя слово некогда, пророк вразумляет гордых людей тонкою насмешкою над ними, говоря как бы так: притесняя и обижая бедных, вы разве тем только отличаетесь от них, что превосходите их безумием и невежеством, и если это так, то хоть теперь вразумитесь (умудритеся) и опомнитесь, – признайте, что Господь Бог, научающий человека ведению, вразумляющий народа, обличит и строго взыщет за ваши беззакония, если не раскаетесь пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Андрей 3 марта 2015, 12:39 Спасибо автору. Грамотно, без сюсюкания и резких слов,и главное никого не обижая. Очень полезно, особенно в пост, когда у нас все чувства обострены. Ольга 3 марта 2015, 12:31 Благодарю за статью. Единственное, вопрос возник: На иллюстрации к статье (фото-монтаж Ивана Жука) --- Григорий Распутин? Если да, то несколько интересна такая реклама в среде Православия...... Ольга 3 марта 2015, 12:12 Согласна с Надеждой. А еще бывают особенные " больные " (с большим стажем), которые поучают других " больных " и гонят их из храма. Виктор 3 марта 2015, 12:11 Конечно, хотелось видеть больше людей с верой и любовью: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою.» Часто замечаю, что некоторые постоянные прихожане отличаются нетерпимостью и раздражением. Особенно это относится к женщинам. Я недавно услышал такой термин «православные ведьмы». Очень грустно. Лиза 3 марта 2015, 12:09 Конечно, это очень грустно, что мы все больные духовно. Чтобы не впадать в уныние по этому поводу, мне помогает больше обращать свой взор на Бога, а не на людей. Утешением мне служит период призывающей благодати, когда я отчетливо видела пропасть между небом и землей, Божьей Любовью и человеческой немощью и несовершенством. А если смотреть только друг на друга, то впору отчаяться. Gerasimova Tamara 3 марта 2015, 12:07 Какие правильные слова! Спаси Господи! Алексей Рюмин 3 марта 2015, 11:34 Спаси Господи нас грешных. Игорь Морозов 3 марта 2015, 11:19 Всецело согласен с автором! Господи, спаси и сохрани нас грешных. Мария 3 марта 2015, 10:54 Статью распечатаю крупным шрифтом и повешу у себя в комнате на стену))) Но образ болницы, к сожалению, уже не актуален: сестра однажды сбежала из больницы, решив, что выйдет оттуда не только не вылечившись, но и подхватив еще и новый букет заболеваний. Но это к слову, чтоб авторы подумали над новыми сравнениями, а то молодое поколение скоро уже понимать их не будет. Александр 3 марта 2015, 10:39 Всё правда! Спаси Господи!

http://pravoslavie.ru/77641.html

Что может быть прекраснее такого множества замечательных людей, которых мы видим в храме? Пойдем куда угодно, в любое общество, начиная от партийной конференции и кончая универсамом. Где мы найдем такое обилие замечательных людей, как в православном храме? Конечно, попадаются и злыдни, и отпетые негодяи, которым здесь и не место, но все-таки такого числа прекрасных людей, как в храме, нет нигде. Поэтому каждый человек, стремящийся к некой душевной жизни, может здесь неплохо устроиться и может даже неплохо прожить жизнь, никого не обижая, никого не задевая, с краюшку, тихонечко – но не стремясь к высшему, не жаждая праведной жизни во Христе, не желая приблизиться к Нему. Вот это моя молитовка, это мой аналойчик, это моя иконочка, вот это мой батюшка, это все мое, такое культурненькое, приятненькое – но в этом нет подлинной христианской жизни. Почему? Потому что в этом нет подвига, нет самоотречения. В этом есть только любовь к себе, желание устроиться хорошо, то есть то же самое иудейство, которое и отвергло Христа. Иудеи думали, что Христос даст им земное царство, а Он говорит: «Царство Мое не от мира сего», – поэтому они Его и убили. И каждый человек, который хочет себе устроить хорошую жизнь, на самом деле просто распинает Христа, и больше ничего. Потому что христианство – это постоянное самоотречение, это все время желание ущемить себя ради заповедей Божиих, ради своего ближнего и ради своего врага. Это жизнь, исполненная постоянного подвига и жажды этого подвига. Мы все хотим, чтобы жизнь была накатанная, спокойная, чтобы все шло хорошо. Но это не христианство . И если мы этого хотим, тогда мы просто не сюда попали, нам совсем не сюда надо идти, а нужно искать совершенно другую веру. Поэтому многие из нас, кто не поймет этого в течение жизни, будут обескуражены, когда Царствие Небесное окажется для них закрыто. Так и сказано в Писании: они будут стучать в полной уверенности, что сейчас Царствие Небесное им откроется, а Господь скажет: Я даже вас не знаю, кто вы такие есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010