В эти и последующие 1920-е годы Сергиев Посад отличался необычным для небольшого провинциального городка средоточием в нем людей одаренных, посвятивших себя искусству и науке. Внизу на Дворянской улице жил художник В. И. Соколов (ныне Пионерская, д. 27). Совсем близко от Флоренских на Вифанской улице в верхнем этаже дома Пивоваровых (ныне ул. Пионерская, д. 15) поселилась семья И.Ф. Огнева, профессора Московского университета, гистолога. Его сын Сергей Иванович – автор известной книги «Жизнь леса», профессор МГУ, в 1942, 1951 годах лауреат Государственных премий; другой сын – Александр Иванович преподавал в сергиевской школе ботанику и был частым спутником Павла Александровича в ботанических экскурсиях по окрестностям города. Жена Ивана Флоровича – София Ивановна (урожденная Киреевская) нередко помогала П.А. Флоренскому, записывая под диктовку его статьи и воспоминания. В этом же доме жил профессор академии А.П. Шостьин . В домике на Вифанской, расположенной рядом (ныне ул. Комсомольская, д. 3), П.А. Флоренский бывал у издателя М.А. Новоселова, а затем у поселившегося там Ф.К. Андреева – своего любимого ученика и сотрудника, впоследствии ставшего священником. Неподалеку на древней Валовой улице стоял дом (ныне ул. Валовая, д. 8), в который приехал из тульского имения граф Ю.А. Олсуфьев, став ближайшим сотрудником Флоренского по музейной работе. Там же жил художник граф В.А. Комаровский, организовавший в Посаде частную художественную студию, где сам проводил занятия по живописи. Им были выполнены несколько портретов Павла Александровича. На Вифанской улице жил П. Н. Каптерев (бывший дом 63 по Комсомольской ул., ныне не существует), сын профессора академии Η. Φ . Каптерева, сотрудник Флоренского по музейной, а впоследствии и по научной работе в Дальневосточном лагере. В другой, южной части города на Репной улице (ныне 1-я Кооперативная, д. 35) в доме Машинских жила семья художника П.Я. Павлинова, а затем с 1925 по 1939 год семья художника В.А. Фаворского, с которыми у П.А. Флоренского сложились близкие дружеские отношения. В дом профессора академии И. Н. Корсунского на Вознесенской улице (ныне ул. Первомайская, д. 33) Павел Александрович приходил по случаю покупки его библиотеки, на этой же улице (д. 35) жила учительница музыки его детей – М.А. Бобылева. К вдове проф. академии С.С. Глаголева он приходил с П.Я. Павлиновым, чтобы приобрести пианино (ныне д. 11 на ул. Вокзальной).

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Сохранившиеся славянские рукописи чинов обручения и венчания и современное состояние исследований Изучение различных славянских версий чинов обручения и венчания представляет интерес как для истории болгарской, русской, сербской литургических традиций, так и для установления соотношений между различными греческими редакциями церковных чинопоследований вступления в брак. Между тем в научной литературе вопрос о славянских версиях чинов обручения и венчания освещен недостаточно. Вслед за пионерской монографией Н. М. Одинцова, посвященной различным богослужебным чинам (в том числе, обручению и венчанию) на Руси до XV в. 27 , к этому вопросу обращался А. А. Дмитриевский , который в своей пространной реплике на книгу Одинцова исследовал особенности чинов обручения и венчания на Руси в XV в. 28 , а в своей диссертации о русском богослужении XVI в. 29 подробно рассмотрел практику совершения этих чинов в соответствующий период 30 . Целый ряд сведений о русской литургической традиции до XVI в. содержится в «Истории Русской Церкви» Е. Е. Голубинского , но в вопросе о чинах обручения и венчания в русских Служебниках и Требниках XIV–XVI вв. 31 он полностью основывается на работах Одинцова и Дмитриевского, а также на кратких выписках из трех Служебников и Требников: Синодального собрания (ныне ГИМ, Син. слав.) 601 и 598 32 и Софийского собрания (ныне РНБ, Соф.) 525 33 , содержащихся в печатных описаниях этих собраний; непосредственно с рукописями историк не работал. После этих первых публикаций исследователи на протяжении целого столетия почти не обращались к чинам обручения и венчания в славянской рукописной традиции. Самые ранние сохранившиеся славянские списки чинов обручения и венчания датируются XIV в. (не считая рукописи РНБ, Q.n.I.46, содержащей только небольшой фрагмент чина венчания и датируемой рубежом XIII–XIV вв.). В то столетие в литургических традициях славянских Церквей произошли существенные изменения, предопределившие практику совершения богослужения вплоть до эпохи первых печатных изданий включительно, поэтому отсутствие списков, более древних, чем время упомянутых изменений, представляет собой серьезную проблему. С другой стороны, в рукописях XIV в., особенно русских, более ранние обычаи еще нередко могут сохраняться (тогда как в рукописях XV и последующих столетий подобное если и встречается, то лишь в виде исключений). Наше исследование поэтому будет ограничено списками XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Продолжались закрытие храмов и устранение из столичного региона нелояльных священников, обычно при активном содействии руководителей церковных двадцаток, внедренных в приходской актив при участии уполномоченного Трушина. Двадцатки принимали решения об «отказе общины от содержания настоятеля», после чего настоятеля, как правило, снимали с регистрации, иногда почти одновременно снимали с регистрации и сам приход, т. к. уполномоченный нового настоятеля не регистрировал. По такой схеме происходило закрытие храмов в ряде сельских приходов в Московской обл. В 1960 г. лишились регистрации свящ. Фролов из с. Покровского Рузского р-на, свящ. Орлов из г. Лосино-Петровский Балашихинского (с 18 авг. 1960 Щёлковского) р-на, храмы были немедленно закрыты. В 1961 г. сняты с регистрации священники Федюнин (с. Подтеребово Клинского р-на), Абрамов (с. Ивашково Шаховского района), Лебедев (с. Молоди Подольского р-на), Ишутин (с. Клин-Бельдин Зарайского р-на), Самарин (с. Дмитровский Погост Шатурского р-на), Воскресенский (с. Лихачёво Мытищинского р-на). В 1962 г. сняты с регистрации священники Петр Шулеренко (с. Шатур Егорьевского р-на), Строев (настоятель Анно-Зачатьевского храма в г. Чехове). В 1963 г. сняты с регистрации настоятель храма в с. Малое Карасёво Коломенского р-на иером. Иоанн (Губкин), свящ. Попов из с. Киясово Ступинского (ранее Михневского) р-на, свящ. Ширин из с. Зелёная Слобода Люберецкого р-на, снят с учета и вскоре арестован свящ. Краснюк из с. Раменки Егорьевского р-на. Все приходы, настоятели которых лишились регистрации, немедленно властями упразднялись, храмы закрывались и «приспосабливались под государственные нужды». Такие действия уполномоченного даже в условиях планомерной антирелиг. кампании были расценены областным руководством как самоуправство. Поэтому последние решения о закрытии храмов, инициированные Трушиным в 1963 г., были позже оспорены и отменены. Трушин в 1963 г. снял с регистрации настоятеля храма в с. Голочёлове Ступинского р-на Минервина, лишил регистрации церковные двадцатки в селах Покровское-Рубцово Солнечногорского р-на (ныне пос. Пионерский близ г. Истры), Бесово Ступинского района, Дмитровское Звенигородского р-на. Однако после жалобы со стороны прихожан СМ СССР 27 июля 1963 г. принял постановление «Об административных закрытиях церквей в Московской области», в к-ром признал закрытие данных церквей «грубым администрированием» и постановил восстановить регистрацию приходов (ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 3. Д. 43).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

27 марта Зоя ремонтировала полотняные хоругви, выброшенные на свалку попами Виктором Кухаревым и Стефаном. 2 апреля Викторину посвятили в сан игумении. 17 июня нашу певчую Полю из д. Рогово парализовало, через несколько дней она умерла. Мы хоронили ее всем клиром. Это была последняя певчая из моего бывшего хора. 27 июня на Ольгу Российскую меня наградили орденом Прп. Сергия. Служил в соборе еле-еле. Счел своим долгом быть на молебне, который проходил на улице у собора. Солнце палило нещадно. Зоя потом приводила меня в чувство. Лежал на куче скошенной травы, а Зоя вокруг меня хлопотала. 15 мая 1999 года. День моего Ангела. Были Тамара, Вера, Яна и московские. 22 человека за столом. 21 июня благодарственный молебен – 7 лет служения Зои в храме. 8–15 июля Зоя и Саша (ныне о. Александр) мыли стены в большом храме. 22 июля провел беседу «О религии» в бывшем пионерском лагере для трудновоспитуемых подростков по приглашению начальника Сапогова. 23 июля совершил панихиду при перезахоронении воинов, павших в 1944 году за Ершовом. Все мои вчерашние слушатели были здесь и подошли под благословение. 15 сентября 1999 года ко мне пришли познакомиться трое инициаторов по восстановлению Спасо-Елеазаровского монастыря во главе с Татьяной – будущей игуменией Елисаветой. 27 сентября 1999 года освятил колодезь на нашем огороде. 8 декабря. Все дни я писал, а Зоя печатала «Духовную жизнь». 1 февраля 2000 года приобрели слуховой аппарат. 10 марта вышла книга «Духовная жизнь». 15 июля 2002 года. Приехал Валерий Геннадиевич Носков. Он разобрался в моих таблицах в «Грамматике Знаменного пения» и преподает по моим книгам. Сам он готовит к печати полный кокизник знаменного пения. Занимался знаменным пением с сестрами Елеазаровского монастыря, пока жил у нас. Они его очень полюбили. 25 августа 2002 года. Умер о. Николай Гурьянов . На этом записи о. Бориса заканчиваются. P.S. Отец Николай говорил отцу Борису: «Приедешь меня хоронить». Так и получилось. Отец Борис уже плохо передвигался с двумя палочками, и его носили по острову в дачном металлическом креслице. Так он и проводил в последний путь своего духовного друга и собеседника.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Из книги Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998. Монастырь был довольно скромным по размерам – в 1905 г в нем было 19 монахинь во главе с игуменией, 13 послушниц и 125 белиц. В Лаишевском, Мензелинском, Бугульминском монастырях было более чем по 300 человек в каждом. При монастыре служили два священника. Подавляющее большинство сестер были до прихода в монастырь простыми крестьянками Чистопольского уезда и мещанками города Чистополя. В собственности монастыря находились: более 46 десятин сенных покосов в Лаишеском уезде, более 166 десятин земли в 18 верстах от Чистополя, 27 десятин близ деревни Новопоселенской Чистопольского уезда, три усадебных места в городе Чистополе. Сестры ухаживали также за больными и старушками в богадельне, сами носили кирпичи во время строительных работ. В Чистополе, где большинство составляли старообрядцы, монастырь вовсе не был предметом заботы и гордости города, в отличие от Мензелинска, Елабуги, Бугульмы. Тем не менее, положение монастыря было более или менее благополучным. Доходы позволяли осуществлять масштабное строительство – в начале ХХ века в обители стали сооружаться каменные здания. В 1903 г была построена двухэтажная трапезная с кухней (сохранилась на ул.Пионерской, д.1а), а в 1911 г.- и двухэтажный корпус келий, где поселились большинство монахинь и послушниц (корпус сохранился, ныне поселок Водников, д.19). В советское время монастырь продолжал действовать до 1929 г, когда в республике были закрыты все без исключения монастыри. К сожалению, позднее был снесен монастырский храм, который как и Никольский собор, могли бы быть украшением города. Кирпич с разрушенных храмов и келий использовался при строительстве зданий судоремонтного завода, который занял территорию обители. Из книги: А.Елдашев «Игуменья Маргарита Мензелинская», изд.дом «Логос», Казань-2013 г Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=24369

После того как 27 мая 1997 года старейший из храмов разоренной пустыни — Успенский, был передан государством Церкви, службы в Феофановском храме стали совершаться всё реже, но нередко проходили торжественные мероприятия. Так, в 2007 году под председательством архиепископа Рязанского и Касимовского Павла (Пономарева) (ныне – Патриаршего экзарха всея Беларуси) здесь состоялись первые Юношеские Феофановские чтения. http://theophanica.ru/221014/22_plevo.php Быкова Гора, бывшая усадьба Э. Д. Нарышкина, отстоит на несколько километров от Вышенской обители. С 70-х годов XIX века здесь был уникальный усадебный комплекс с добротным барским домом, замечательным парком, библиотекой, мастерскими и небольшой деревянной церковью во имя святой великомученицы Екатерины. После революции 1917 года на Быковой Горе размещался пионерский лагерь, затем туберкулёзный диспансер. В конце концов, разрушенное поместье было заброшено. В начале 1990-х годов в нём поселились сёстры обители, а в 2004 году на этом месте устроили подворье Вышенского монастыря. Сейчас на Быковой Горе имеются подсобное хозяйство и гостиница для паломников, ведутся работы по ремонту жилых зданий и хозяйственных построек. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск 83, ООО " Де Агостини " , 2010 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение После канонизации святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка, а 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря, в этот же день туда были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. Ведётся восстановление здания, где пребывал в затворе святитель Феофан Затворник Вышенский. Скопинской

http://sobory.ru/article/?object=06941

общин, однако неясно, имелись ли в виду не успевшие зарегистрироваться общины РПЦ или общины истинно православных христиан (катакомбников). Новый уполномоченный Ф. Мищенко докладывал в Совет, что в 1951 г. в Дубёнском, Кочкуровском, Торбеевском, Большеберезниковском районах имеют место «факты работы незарегистрированных священников». Совет министров Мордовской АССР дал указание райсоветам прекратить деятельность незарегистрированных молитвенных домов и посещение верующими родника в Дубёнском р-не. Особое беспокойство властей вызывала деятельность «группы бывших монашек во главе с бывшим иеромонахом» Пантелеимоном (Явкиным), проживавшим в с. Мокшалей Чамзинского р-на. По мнению уполномоченного, в этом селе существовал тайный жен. монастырь, к-рый представлял «реакционное и контрреволюционное религиозное течение так называемых «истинных православных христиан»». По его данным, некоторые зарегистрированные священники РПЦ в М. симпатизировали катакомбникам. Настоятель прихода в с. Атемар свящ. Мартынов ездил по селам Саранского, Дубёнского и Большеберезниковского районов и совершал богослужения в частных домах, «в святых местах», а также якобы призывал верующих бойкотировать выборы, за что в февр. 1951 г. был снят с регистрации. Во время антирелиг. кампании 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) власти приняли меры по закрытию ряда храмов в М., число действующих приходов к 1964 г. уменьшилось с 27 до 19. При этом не увенчались успехом попытки закрыть саранский Иоанно-Богословский собор и Иоанно-Богословскую ц. в с. Макаровка (ныне в черте Саранска), несмотря на то что с регистрации были сняты служившие в них священники Иоанн Ермошкин и Алексий Коронатов. В Ардатовском, Ичалковском, Атяшевском, Чамзинском, Дубёнском, Рузаевском и Зубово-Полянском районах насчитывалось ок. 10 св. источников и родников, к которым совершались паломничества. С 1959 г. власти стремились затруднить верующим доступ к этим местам. Так, на территории Рузаевского р-на у источника близ закрытого Пайгармского во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы и в честь Вознесения Господня женского монастыря для предотвращения притока паломников был открыт краткосрочный пионерский лагерь.

http://pravenc.ru/text/2564160.html

Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца при Николаевском обществе попечения о бедных. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1898 и 1900. Архитектор:И.М. Емельянов Адрес: СПб, Пионерская ул., 30 Координаты: 59.960075, 30.28318 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь свт. Николая Чудотворца при Николаевском обществе попечения о бедных Устав приходского благотворительного общества, открытого в 1877 г.при Колтовской Спасо-Преображенской церкви, начинался словами: „Общество учреждается дейст. стат. сов. Михаилом Егоровичем Петровым на капитал в 2 тыс. руб., пожертвованный им в пользу общества на вечные времена“. 29 декабря 1883 г., в присутствии обер-прокурора Синода К П. Победоносцева, состоялось освящение первого четырехэтажного дома Общества, выстроенного по проекту А.В. Иванова. В 1891 г. кн. Евгений Максимилианович Романовский, герцог Лейхтенбергский, стал почетным покровителем Общества, и оно получило название Николаевского в память его умершего брата. Деятельность Общества расширялась, и 6 июня 1895 г. митрополит Палладий освятил другой его дом, предназначенный для благотворительных учреждений и возведенный арх. Б.Я. Зонном. Здесь было решено устроить церковь, и А.А. Лисенкова, и ранее немало помогавшая Обществу, первой пожертвовала на нее 1 тыс. руб. В этом доме церковь, однако, не появилась. В 1898–1900 гг. по проекту гражд. инж. И. М. Емельянова было выстроено на углу улицы еще одно здание для Дома трудолюбия и богадельни, в правой части которого, на третьем этаже, 26 января 1903 г. епископом Нарвским Иннокентием был освящен небольшой храм с одноярусным иконостасом и звонницей на фасаде. Утварь и многие образа пожертвовали верующие. Стены украшали религиозные картины. Храм обслуживался причтом приходской церкви. Закрыт 27 декабря 1922 г. Помещение церкви отдано клубу фабрики „Красное знамя“. Дом сохранился и ныне занят учреждениями. http://www.encspb.ru/object/2804677268?lc=ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11212

В 1929 - 1931 годах схиигумения Фамарь с некоторыми насельницами и иеромонахом Филаретом были арестованы и сосланы в Сибирь. С 1925 по 1967 год в скиту располагалась больница, а затем помещения скита находились на территории пионерского лагеря; в 1974 году лагерь " Спутник " был передан на баланс завода при НИИ радиокомпонентов (ныне завод " Криптон " ). Через 73 года после закрытия, в январе 1997 года, в Серафимо-Знаменском скиту была создана православная община. Много месяцев Домодедовское благочиние боролось за возвращение скита церкви, десятки писем были направлены районным чиновникам, работникам министерств и администрации президента. Перелом произошел на совещании в Министерстве культуры Российской Федерации, состоявшемся 7 июля 1998 года. По результатам совещания 16 декабря 1998 года вышло распоряжение о передаче скита. В день празднования прославления святой равноапостольной Нины 27 января 2000 года в скиту вновь появились насельницы, возглавляемые матушкой Иннокентией (Поповой). А уже 15 марта Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение от возобновлении монашеской жизни в Серафимо-Знаменском скиту, расположенном близ села Битягово Домодедовского района. 2 апреля состоялось его открытие. В этот день здесь прошло торжественное богослужение, которое совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Видновского Тихона и наместника Свято-Данилова монастыря архимандрита Алексия. Настоятельницей вновь открытой женской обители назначена монахиня Иннокентия, ранее проходившая послушание в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре города Коломны. В знак этой должности монахине Иннокентии вручены наперсный крест и настоятельский жезл. " Сегодня на нашей подмосковной земле великое и радостное событие, - сказал в приветственном слове по окончании Божественной литургии Владыка Ювеналий. - После многолетнего перерыва Серафимо-Знаменский скит вновь обретает свою духовную жизнь. Сердца наши ликуют, потому что Господь милосердный дает нам в эти дни Великого Поста великую радость, дает нам возможность с покаянием, молитвой начать вновь монашеский подвиг на этом святом месте " .

http://pravoslavie.ru/put/vozrozhd/skit....

«Удивительный», «яркий» и «свободный» мир в их транслируемом читателю представлениях – это именно перверсивный мир педерастии и иных сексуальных извращений, где гомосексуалисты ведут себя « на грани вульгарности» и где их « война уже выиграна» (надо полагать, «война» против российского общества за свободу развращать детей, – именно это следует из книги К. Сильвановой и Е. Малисовой ). В исследуемой книге реализовано множество подобного рода пропагандистских приёмов, посредством которых осуществляется популяризация гомосексуальных отношений. Учитывая противоречие указания в книге на 16-летний возраст Юрия Конева (см. обоснование выше) ряду иных излагаемых, более существенных, обстоятельств, а равно учитывая реально выявляемый по исследуемой книге его возраст в 13–14 лет, «романтизируемые» К. Сильвановой и Е. Малисовой описываемые в книге действия совершеннолетнего Владимира Давыдова в отношении этого ребёнка образовывали бы признаки состава уголовного преступления. Книга «Лето в пионерском галстуке» не даёт исчерпывающе полных и достаточных для правовой квалификации описанных в ней действий и обстоятельств происшедших между несовершеннолетним Юрием Коневым и совершеннолетним пионервожатым Владимиром Давыдовым гомосексуальных контактов, но (в зависимости от таких уточнений) действия могли на момент описываемых событий образовывать признаки состава преступления, предусмотренного статьёй 119 «Половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости», или же статьёй 120 «Развратные действия» (развратные действия в отношении несовершеннолетних) или статьёй 121 «Мужеложство» (половое сношение мужчины с мужчиной (мужеложство), совершённое в отношении несовершеннолетнего) Уголовного кодекса РСФСР от 27.10.1960. По действующему в настоящее время законодательству Российской Федерации, описываемые, популяризируемые и оправдываемые в книге «Лето в пионерском галстуке» действия персонажа Владимира Давыдова в случае, если описан ребёнок Юрий Конев в возрасте 14 и чуть более лет, образуют признаки состава преступления, предусмотренного частью 2 (мужеложство с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершённое лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста ) статьи 134 «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 (ред.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/22/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010