Ep. 6. 1). В другом письме христиане Моисей, Максим и Никострат именуются «исповедниками вселенной» (universi confessores - Ibid. 26. 1). Сщмч. Киприан различает 2 степени исповедничества: публичное, т. е. произнесение исповедания в суде, и частное, когда кто-либо спасается бегством, чтобы не приносить жертву языческим богам ( Idem. De lapsis. 3). Впрочем, сщмч. Киприан не всегда последователен в различении мучеников и И.: употребление того или иного термина у него во многом зависит от его расположенности или нерасположенности к адресатам писем. Обращаясь к некоторым И., сщмч. Киприан называл их мучениками, поскольку был к ним расположен или хотел склонить на свою сторону, но, когда он писал к др. И., нарушителям спокойствия в Церкви, то обычно был сдержанным в употреблении титулов и предпочитал отличать их от мучеников. ( Labriolle. 1911. P. 54). В актах Карфагенского Собора 256 г. (Sententiae episcoporum numero LXXXVII de haereticis baptizandis), к-рые во мн. рукописях помещаются после сочинений сщмч. Киприана, почетные титулы епископов приводятся с четким различением мучеников и И.: martyr (мученик), confessor (исповедник), confessor et martyr (исповедник и мученик), confessor et postea martyr (исповедник и впосл. мученик) ( Mercati G. D " alcuni nuovi sussidi per la critica del testo di S. Cipriano//Studi e documenti di storia e diritto. R., 1898. Vol. 19. P. 345-349). Строгая точность в использовании двух терминов характерна для произведений свт. Дионисия Великого , еп. Александрийского († ок. 264/5), а также церковных писателей последующих веков. Описывая гонения в Александрии, он сообщает: «Скончавшихся от болезни пережили диаконы Фавст, Евсевий, Херимон. Евсевию Господь с самого начала послал сил и приготовил его мужественно служить исповедникам (μολογητν), находящимся в темнице, и погребать - с опасностью для себя - тела совершенных и блаженных мучеников (μαρτρων)» ( Euseb. Hist. eccl. VII 11. 24). В сочинении Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках» упоминается некий Селевк, к-рый сначала был исповедником, а затем стал мучеником ( Euseb.

http://pravenc.ru/text/675007.html

In Gen. 4. 2//CSCO. Vol. 153. P. 37), т. е. он «дал Богу нечто, Ему принадлежащее, но самого себя оставил себе» ( Aug. De civ. Dei. XV 7). Для блж. Августина К. является символом людей с развращенным сердцем, приносящих Богу дар, которым «думают подкупить Его, дабы Он помог не уврачеванию их злых пожеланий, а их исполнению» (Ibidem). Такие люди «используют Бога, чтобы наслаждаться миром» (Ibidem). Свт. Кирилл Александрийский следовал толкованию Филона: К. оставил себе лучшие плоды, а в жертву принес второстепенные, т. о. К. оскорбил Бога ( Суг. Alex. Glaph. in Gen. I 3. 1; ср.: Ambros. Mediol. De Cain. 1. 40-42). Сщмч. Иустин Философ в полемике с иудеями обращает внимание на то, что Бог принял дары Авеля, который был необрезанным, как свидетельство необязательности иудейского обрезания и проч. установлений закона ( Iust. Martyr. Dial. 19; ср.: Tertull. Adv. Iud. 2, 12 ). Др. авторы сопоставляли жертвы братьев с 2 народами. Так, древний Израиль, чьи жертвы не были приняты, отождествляется со старшим К., и новый народ - христиане, чьи духовные дары были предображены Авелем ( Tertull. Adv. Iud. 5; ср.: Hilar. Pict. De myster. 1. 6//SC. 19. P. 85; Суг. Alex. Glaph. in Gen. I 3. 3). Жертвоприношение Авеля также становится символом Евхаристии ( Hilar. Pict. De myster. 1. 6//SC. 19. P. 87; Ambros. Mediol. In Ps. 39. 12//CSEL. 64. P. 219). Климент Римский первым рассматривает историю противостояния братьев в этическом ключе: к убийству Авеля К. привели ревность и зависть ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 4. 1-6). Эта зависть имела начало в сатане, к-рый позавидовал Адаму и Еве и их семье ( Theoph. Antioch. Ad Autol. II 29). Свт. Василий Великий называет К. первым учеником диавола, научившимся у него зависти и убийству, который, «не имея сил к богоборству, впал в братоубийство» ( Basil. Magn. Hom. 11). Др. авторы усматривали причину братоубийства в нетерпении и невозможности спокойно перенести отказ Бога принять дары К., что вызвало уже затем гнев против Авеля ( Tertull. De patient.

http://pravenc.ru/text/1319891.html

1898 г.– посещение Иерусалима германским императором Вильгельмом II 1905 г., 6 декабря – освящение Николаевского подворья на Русских Постройках в Иерусалиме 1917 г., 12 декабря – вступление в Иерусалим английских войск генерала Алленби, конец турецкого владычества 1945 г. – паломничество в Иерусалим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I – первое посещение Святого Града Главой Русской Православной Церкви 1948 г., 14 мая – провозглашение государства Израиль 1948–1949 гг. – Первая арабо-израильская война. Раздел Иерусалима между Израилем и Иорданией 1997 г. – паломничество в Святую Землю Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с празднованием 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 2000 г. – празднование двухтысячелетия Рождества Христова и наступления третьего тысячелетия Христовой эры 2005 г. – визит Президента РФ В.В. Путина в Израиль. Первое посещение Иерусалима главой Российского государства 2007 г. – 160-летие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, освящение храма Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Русском Горненском монастыре митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) 2008 г. – возвращение в собственность России Сергиевского подворья Стены и башни старого города Нынешние стены Старого Города возведены в середине XVI в. султаном Сулейманом Великолепным. Их толщина – 2,5 м, высота достигает местами 12 м. Общий периметр стен – около 4 км. Пройти в город можно через любые из семи ворот, восьмые, Золотые, заложены тогда же, в XVI в. С севера можно войти тремя воротами. Главными, центральными, являются Дамасские, построенные в 1537 г. От них начиналась дорога к Дамаску – та самая, по которой апостол Павел отправился когда-то с поручением синедриона преследовать дамасских христиан. Евреи называют эти ворота Сихемскими, т.к. арабский город Наблус (искаженное Неаполис) расположен на месте библейского Сихема (Шхема), арабы – «Вратами Колонны» (Баб-аль-Амуд). Археологические раскопки объяснили это название.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

«К несчастью, теперь, когда власти Израиля стали уважительно относиться к Патриархату, возникли осложнения в отношениях с арабской стороной, на поддержку которой мы всегда опирались», – сказал Патриарх. Патриарх Феофил III «не сомневается» в том, что Верховный суд Израиля примет наконец решение о его признании, при этом он не стал подробно объяснять причины своей убежденности в этом, будучи уверенным, что необходимое взаимопонимание между Православной Церковью и государством Израиль будет достигнуто. Патриарх считает, что он пользуется полной поддержкой арабской паствы, которой Церковь оказывает весьма ощутимую социальную поддержку. «Паства чувствует нашу любовь. У меня нет проблем в отношениях с ней, потому что верующие знают меня лучше, чем я сам. Патриархат проявляет заботу об этих людях. С тех пор как я был избран патриархом, я много своих сил отдал и Иордании. Мы посетили множество общин, некоторые из которых не видели патриарха по 30 или даже 50 лет. В иорданском городе Зарка мы построили школу. Были восстановлены игуменские здания, а до этого здешний игумен был вынужден проживать в гостинице. Восстановлены и другие строения. На все это были потрачены значительные средства, хотя Патриархат и испытывал серьезные финансовые трудности из-за того, что Израиль тянул с утверждением меня как патриарха . В Фесе (Иордания) мы построили игуменский корпус и реорганизовали общину», – рассказал он. По утверждению Феофила III, критикующие его православные из арабов – это защищающее свои интересы меньшинство, движимое поиском своей финансовой выгоды. «Это люди из Назарета, которые в свое время выступали против Иринея, а сейчас вдруг встали на его защиту. Они хотят отмены решения суда по вопросу церковной собственности, вынесенного в пользу Патриархата: речь идет о 100 акрах земли в Каср эль-Мутране в Назарете, на которые местная община хочет получить права». Патриарх Феофил напомнил, что в тот день, когда иорданское правительство приняло решение аннулировать его признание патриархом, более 200 православных арабов собрались в Фесе и выступили с требованием отмены данного решения. «Слухи о том, что арабские общины могут продемонстрировать согласие с этим решением и отказать мне в приеме, просто ложь и злословие», – заявил он. Он напомнил о своих недавних визитах в арабские православные общины – Кану, Акру, Сачнин, Наблус и Рафидию, где ему был оказан «радушный прием».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

1889 г., 20 октября – освящение Сергиевского подворья в Иерусалиме. 1892 г. – открытие железнодорожного сообщения между Яффой и Иерусалимом. 1896 г., 22 мая – освящение русской церкви во имя св. Александра Невского, у Порога Судных Врат, близ храма Гроба Господня. 1898 г. – посещение Иерусалима германским императором Вильгельмом II. 1905 г., 6 декабря – освящение Николаевского подворья на Русских Постройках в Иерусалиме. 1917 г., 12 декабря – вступление в Иерусалим английских войск генерала Э. Г. Алленби. Конец турецкого владычества. 1945 г. – паломничество в Иерусалим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I – первое посещение Св. Града Главой Русской Православной Церкви. 1948 г., 14 мая – провозглашение Государства Израиль. 1948–1949 гг. – Первая арабо-израильская война. Раздел Иерусалима между Израилем и Иорданией. 1997 г. – паломничество в Святую Землю Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с празднованием 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 2000 г. – празднование 2000-летия Рождества Христова и наступления третьего тысячелетия Христовой эры. 2005 г., апрель – визит Президента В. В. Путина в Израиль. Первое посещение Иерусалима Главой Российского государства. 2007 г., октябрь – 160-летие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, освящение храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в русском Горненском монастыре митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). 2008 г., декабрь – возвращение в собственность России Сергиевского подворья. Стены и башни Старого Города Нынешние стены Старого Города возведены в середине XVI в. султаном Сулейманом Великолепным. Их толщина – два с половиной метра, высота достигает местами 12 м. Общий периметр стен – ок. 4 км. Пройти в город можно через любые из семи ворот, восьмые, Золотые, были заложены тогда же, в XVI в. С севера можно войти тремя воротами. Главными, центральными, являются Дамасские, построенные в 1537 г. От них начиналась дорога к Дамаску – та самая, по которой апостол Павел отправился когда-то с поручением синедриона преследовать дамасских христиан. Евреи называют эти ворота Сихемскими, так как арабский город Наблус (искаженное греч. Неаполис) расположен на месте библейского Сихема (Шхема), арабы – «Вратами Колонны» (Баб-аль-Амуд). Археологические раскопки объяснили это название. Под Дамасскими воротами были раскопаны ворота эпохи Адриана (первая пол. II в.), рядом находилась римская кордегардия, а в центре площади перед воротами стояла колонна со статуей императора. От колонны отсчитывалось расстояние до других городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И вот Симеон показывает нам, какая встреча происходит, если мы слышим этот голос. Это праздник встречи каждого из нас с Богом. Но, посмотрите, сколько раз нам доводится слышать и самим иногда говорить, что Израиль не принял Христа, что Израиль отказался от своего Мессии. Какой Израиль? Нет в этот момент Израиля, есть люди, есть много разных людей. Тогда, извините, кто Израиль? Царь Ирод – Израиль? Какой же он Израиль? Вот Симеон, который еще 150 лет назад был колоссальным специалистом в Ветхом завете, тот, кто жил Ветхим заветом всю свою жизнь, вот он и есть персонификация всего Ветхого завета. Он принимает этого Младенца, узнает в Нем Спасителя, и благословляет Его. Так что встреча – это одновременная встреча Ветхого и Нового завета, и признание Ветхим заветом завета Нового. И поэтому для нас уже вовсе не удивительно, что все, кто принимают Христа, кто принимает верой Его воскресение, с кем Он встречается по своему воскресению, все из того же самого народа, все апостолы евреи, все первое поколение церкви иудейское. Это так. Христос приходит в тот момент, когда уже нет обращения к народам, а есть обращение к людям, и люди Его или принимают, или отвергают. Подросток Иисус беседует со старейшинами в Храме Следующее событие, которое нам описывает Евангелие, относится уже не к младенчеству Иисуса, а к моменту Его взросления, когда Он входит в возраст совершеннолетия, это 12–13 лет. И евангелист Лука сообщает нам о том, как Мария и Иосиф и Иисус отправляются в Иерусалим на праздник. Это первый раз, когда Иисус идет в Иерусалим как взрослый человек. Это значит, что Он первый раз будет иметь возможность войти в Храм. Пока Он был ребенком, Он только в притворе вместе с женщинами и детьми. Здесь это первый раз, когда Он действительно будет входить в Храм. Кроме того, это возраст, когда человек по закону получает возможность и почетную обязанность в синагоге читать слово Божие и его истолковывать. Он становится человеком действительно взрослым в глазах народа. Вот, Он вместе со своими родителями идет в Иерусалим.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Иные же раввины указывают и на ту мысль: «Соломон знал, что Израиль, при получении закона, не мог, от сияния славы Божией, слушать глаголы Божии, почему просил, чтобы один Моисей говорил с Богом, – так и было. Но Господь сказал, что Он воздвигнет им Пророка, который возглаголет им устами к устам и научит их всему истинному и спасительному. Соломон, горя нетерпением – желая скорее видеть сего Пророка, услышать Его сладкия слова, обращается к Отцу Небесному с помянутою священною речью: Да лобжет мя от лобзаний уст своих» Читайте об этом во Втор. 18:15–18 . Так от томления о лобзании невидимого Ягве Израиль восходил к томлению о лобзании грядущего Мессии-Пророка, когда Ягве в Сыне Своем устами к устам будет говорить со своим народом и в воплощении даст целование уст Своих. 1:1 Яко блага сосца твоя паче вина. 1:1 Ибо ласки твои лучше вина. Желает Израиль лобзания Ягве, ибо блага сосца Твоя, Господи, паче вина, ибо ласки твои лучше вина . Молоко от сосцов матери суть Слово Божие, которого жаждет Израиль, единственный народ, с которым в те древние времена говорил Бог устами Своих пророков. Два материнских сосца – не что иное, как две скрижали с начертанным на камне десятисловием Ягве, от которого питался Божественным Законом Израиль – первенец Божий. Более лучшего вина веселило Божественное Слово верующих израильтян. Яко блага сосца твоя паче вина. «Что это значит – говорит раввин Раши, – как не то же, что усмотрели мы выше, – именно: Соломон желал, чтобы сам Бог коснулся его уст, то есть вложил бы в его уста свое священное слово, которое, как говорит он, лучше вина, и которое потечет в мессианское время в изобилии, как течет млеко из сосца матери, и ничто не веселит более человека, как вино; потому-то Соломон и просит об этом, желая как бы упиться словом Божиим» Молоко материнских сосцов – двух скрижалей указывает на духовную юность Израиля. «Когда Израиль был юн, Я любил Его (говорит Ягве), и из Египта вызвал сына Моего» ( Ос. 11:1 ). Это молоко Закона сменилось потом на совершенное ведение, на веселье вина пророческих вещаний о грядущем Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

По словам пророков, говорит автор, затерянный Израиль в противоположность Иуде должен быть многочисленным и могущественным народом ( Ос. 1:10–11 и 14:6–10). Насколько это неверно, видно из самого текста указанных стихов: «и соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе и поставят себе одну главу и выйдут из земли» (т.е. из плена, 1:11). Погубил ты себя , Израиль, ибо только во мне опора твоя» (14:9). В первом месте речь об Израиле и Иуде вместе, а во втором о происхождении многих народов от Израиля нет ни единого слова. В подтверждение того же автор ссылается на Иер.,2:4. Но в словах пророка: «выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева» выражение «роды» как в Исх. 6:14 ; Чис. 1:2 ; Втор. 29:17 ; Нав. 7:14 и мн.др. означает колена Израильские. Израильтяне, говорит далее автор, должны переселиться в Европу, известную у пророков под именем «островов» ( Ис. 43:5; 42:10,12 ; Зах. 10:19 ) и будут называться новым именем ( Ис. 62:2–4; 65:9–16 ). В процитированных автором местах нет ни малейшего намека на переселение израильтян в Европу. В 43 главе пророк Исайя говорит о возвращении Израиля в Палестину: «от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя». В 42 главе пророк по поводу возвращения из плена народа Божия приглашает всех живущих на островах, плавающих в море, обитающих в пустыне и на скалах, прославить Господа. В словах пророка Захарии «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима… Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся… Ибо как лук натяну себе Иуду и наполню лук Ефремом и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония» речь о возвращении из плена всего народа Божия, причем Израиль нисколько не выделяется от Иуды. Новое имя, по словам пророка Исайи, получит не Израиль, а Иерусалим и Сион: «не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь… увидят народы правду твою…и назовут тебя новым именем». Также и в 65 главе Бог назовет иным именем семя, которое произведет от Иакова и Иуды наследника гор Божиих. С течением времени, говорит автор, Израиль должен овладеть всем миром, всей вселенной или большей частью ее ( Ис. 27:6; 62:4 ; Дан. 2:4 ). В 27 главе у пророка Исайи речь действительно о значении Израиля для вселенной: «в грядущие дни укрепится Иаков, даст отпрыск и процветет Израиль, и наполнится плодами вселенная». Но каким образом произойдет это, пророк объясняет в следующих словах: «но будет в тот день…и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому… и приидут затерявшиеся в земле Ассирийской и изгнанные в землю египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме». О возвращении Израиля говорится и в 62 главе в словах: «землю твою (т.е. Палестину) не будут более называть пустыней». Даниил, правда, предсказывает наступление великого вечного царства, но что это царство будет Израильским, этого автор ничем не докажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Разделение книги на части и её содержание Книгу Судей можно разделить на 3 части: вступление, основная часть и два прибавления. 1 . Вступление (1–3, 6). В нем изображается общее состояние Израиля после смерти Иисуса Навина, вызвавшее появление судей в то время. 2 . Основная часть книги (3, 7–16, 31). Это история о судьях, повествующая о многократных порабощениях израильтян, попущенных Богом в наказание за их идолопоклонство, и об избавлении их от врагов через судей – богоизбранных вождей Израиля. Как только Израиль осознавал свой грех и обращался к Богу с молитвою о помиловании, так Господь посылал народу Своему избавление. 3 . Два прибавления (17–21 главы), которые наглядно показывают, до какой низкой степени порой падал Израиль, отступая от веры и закона Моисеева. Последствия верности и неверности евреев Богу и его закону Во вступлении, во второй главе с особой ясностью автор говорит о зависимости благоденствия Израиля от его верности Богу и Его закону. Еще при Иисусе Навине были случаи непослушания евреев повелениям Божиим относительно завоевания Земли Обетованной. После же смерти святого вождя Израиль все чаще проявлял желание войти в союз с языческими народами, сделав их своими данниками. Союз с хананеями вызвал гнев Божий, о котором Израиль узнает из обличительной речи Ангела Господня. Можно полагать, что это был неизвестный пророк, говоривший от Лица Божия. За богопротивный союз с язычниками Господь наказывает Израиль: отныне язычники будут постоянными врагами и поработителями евреев. «Не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью» ( Суд.2:3 ), – изрёк ангел. Все дальнейшее содержание книги Судей служит подтверждением этих слов. Языческие народы многократно порабощают то одно, то другое колено Израилево. В скорби и тесноте Израиль начинает взывать о помощи к Богу, и Господь освобождает Свой народ через судей. После их смерти евреи снова отступали от Бога и попадали в пленение к язычникам ( Суд.2:16–23 ). Святоотеческое толкование чудесного орошения руна Гедеона (6 глава)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Вот фундаментальная разница в христианском понимании истории Израиля и в иудейском. С точки зрения христиан, история Израиля имеет цель. Это тяжкий, но необходимый путь, который однажды должен кончиться. И то, что будет обретено в конце пути, будет дано не только Израилю и не ради лишь Израиля. Через Израиль оно будет дано для всех и ради всех. Значит – Израиль убивает язычников не только ради благополучия своих детей, но и ради спасения потомков тех, кто сейчас противостоит ему и его миссии. Христианство более высоко оценивает историческую миссию Израиля, чем сам Израиль. Не ради себя существует Израиль, а ради всего человечества. Та мера близости с Богом, которая есть у него, дана ему не для того, чтобы навсегда противопоставить его иным народам, но для того, чтобы со временем уникальные привилегии Израиля распространились на всех. Вот только старший сын из притчи о блудном сыне не захотел, чтобы Отец принял его младшего брата… Израиль не заметил тот момент в своей истории, когда он должен был раскрыться перед миром. Он дал миру Христа – но сам не заметил этого. Сам не осознал того – Кто именно проповедовал на его священной земле. А в итоге, по верному слову католического богослова, «Когда по завершении своей провиденциальной миссии Израиль возжелал сохранить свои привилегии, он стал узурпатором» . Христианство разомкнуло отношения Изариля и Бога, включив в них остальные народы. И потому одной из первых тем христианского богословия стала… защита Израиля. «Церковь Божия, избегая крайностей и тех и других (иудеев и гностиков) идёт средним путём – и не соглашается подчиниться игу закона, и не допускает хулить его и по прекращении его за то, что он был полезен в своё время» (свт. Иоанн Златоуст) . Достаточно вспомнить издёвки Цельса и Юлиана, дикие эскапады гностиков в адрес ветхозаветной истории и религии – и вновь станет ясно, что именно Церковь отвела угрозу от Израиля. Для Церкви было богословски необходимо защищать Ветхий Завет. Если бы она его отвергла – она поставила бы под сомнение самый драгоценный из своих догматов: «Бог есть любовь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010