344 Из дальнейшей речи Петра видно, что деятельность апостола Павла многими неутвержденными и в то время превращалась к [их] погибели. 348 Восстание Варкохебы решительным моментом считает и А. Ritschl. («Die Entstehung der altkath. Kirche». S. 258–259). 349 Eusebius. Cit. op. IV 6, 3–4. GrchSch. 9, 1. S. 307, 4–11. См.: Iust. I Apol. Cap. 47: «Смертная казнь определена тому иудею, который будет захвачен при входе в Иерусалим». CAG. I, 1. Р. 132. Сочинения, С. 78. По свидетельству Тертуллиана (Adv. jud. С. 3. PL. T. 2, Col. 624A,) и светских историков, был запрещен вход в Иерусалим всем обрезанным, а потому и у Иустина говорится, что обрезание – это знак, чтобы одни иудеи терпели бедствия, которые по справедливости их постигли, и чтобы никто из них не смел входить в Иерусалим. Dial. С. 16. CAG. 1, 2. Р. 58. Сочинения, С. 158–159. 352 Iust. Dial. P. 46–47. «Совершают обрезание, соблюдают обряды закона и образ жизни иудеев». Iren. Contra haer. I, 26, 2. Eusebius. Cit. op. III, 27, 2. GrchSch. 9, I. S. 256, 5–7. Epiphan Haeres. XXX, 2. 21. 26 и др. (θεσιν ουδακος ζσι, κατ νμον φσκοντες δικαιοσθαι) Hippol. Philos. VII. 34, PG. T. 16. Col. 3342B. 353 Iren. Contra haeres. I, 26, 2; III, 15, 1. «Называя апостола (Павла) отступником от закона, они полагали, что все его послания должны быть отвергнуты и, пользуясь одним, так называемым, евангелием евреев, прочие писания мало уважали». Eusebius. Cit. op. III, 27, 4. GrchSch. 9, 1. S. 256, 13–16. Епифаний сообщает, что апостола Павла евионеи не только считали отступником от закона, но, называя его тарсянином, предполагают происходящим из эллинов. Потом утверждают, что он эллин, сын матери эллинки и отца эллина: «Пришел в Иерусалим и пробыл там довольное время, пожелал же взять в супружество дочь иерея и для этого сделался прозелитом, и обрезался, потом, не получив девицы, прогневался и стал писать против обрезания, против субботы и против законоположения». Haer XXX, 16. PG. T. 41, Coll. 432D–433A. Cfr.: C. 25. О том, какой образ действий приписывали апостолу Петру, см.: Idem, C. 15, 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Этому народу была доверена Нива Божия – виноградник, но Израиль не дал Богом от него ожидаемого. Обильно обагрил он руки свои в крови посланников Хозяина виноградника. Так, пророки Иеремия и Захария были побиты камнями, Исаия был распилен деревянной пилой, все другие пророки испытали пытки, темницу, поругания, умерли от меча. Чем же это объяснить? Тем, что вожди подменили Божий план об этом народе своими вожделениями, своей политикой, в результате чего Израиль утерял правильное представление о Мессии, утерял и ощущение Божия присутствия в жизни всего человечества. К великому горю, под влиянием книжников и фарисеев, под влиянием Талмуда, их национальное самочувствие приняло характер безграничного самообожения с презрением и враждой к остальному человечеству. Пророк Исаия, много внимания уделявший политике, в которую все настойчивее уклонялись руководители Израиля, говорил, что Бог в ничто обратит горделивую политику их. «Вы», как бы говорил Исаия, «притязаете на божественное могущество и честь: напрасны ваши притязания, придет день – падут все ваши замыслы и своим падением поразят мир». Это пророчество Исаии сбылось. И пророк Амос возвещал, что Бог не пощадит Израиля за измену тому назначению в истории, которое было ему Богом предначертано. Израиль отверг Присутствующего. Он устремился не ввысь, к Небу, к духовному величию, а к величию плотскому, к величию в политике. А ведь устами пророков Господь непрестанно повторял, что не политика должна вдохновлять народ сей, а вера в Бога, вера в Его присутствие в жизни народа, и народ, активно согласуя свою веру с волей Божией, должен был явить, среди других народов, величие своей святости. «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжений», – говорил им Господь устами пророка Осии. К очищению сердца и к духовному обновлению призывал Израиль и пророк Иеремия. В лице своих вождей, в лице первосвященников, книжников и фарисеев, остался глух Израиль. Одержимые манией величия и претензией устраивать свою судьбу и судьбу мира вопреки воле Божией, вопреки планам Хозяина виноградника, они решили завладеть Богу принадлежащим виноградником. Еще до пришествия в среду виноградарей Сына Хозяина, все пророки, особенно же пророк Иезекииль, говорили о том, что ветхий Израиль умер, что Присутствующий оставил его, что на возрожденной земле утвердит Господь Новый Израиль – окончательный народ Божий, который охватит остаток Израиля и всех иноплеменников, которые примут Сына Хозяина виноградника.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Но такой перевод не соответствует ни тексту LXX, ни еврейскому (см. ч. III, гл. 4]. Верный перевод: сестра наша мала... Речь идет об одной личности, о Суламифи, но в двух ее состояниях. В ст. 8 она еще мала, а в ст. 10 достигла полноты и совершенства. Именно так толкуют этот текст и святые отцы, а также и Мидраш. Такое понимание текста принимается и нами. Сестра наша мала и сосцу не имать, она не может быть еще сравнима ни со стеною, ни с дверью – образ древнего исторического Израиля, со всеми его несовершенствами. Сосцу не имать – ветхозаветная церковь еще не могла питать истинной пищей и истинным питьем. Вкушение плоти жертвенных тельцов и агнцев только прообразовывало грядущую истинную пищу и питие. Не был ветхий Израиль еще и стеною, могущею укрепить изнемогающих в этом мире грешников и страдальцев. Он и не дверь, открывающая райские обители. Безотрадной виделась кончина даже праведникам (Иакову, Давиду, Соломону). А не имея сих достоинств, не имел еще ветхий Израиль и полной совершенной красоты. Не имел стан девицы, а был, как младенец (без сосцов). Ветхий Завет – детоводитель ( Гал. 3:24 ). Израиль хотя и «наследник», но, «доколе в детстве, ничем не отличается от раба» ( Гал. 4:1 ). Израиль еще не стена, а потому к нему невозможно пристроить палаты из серебра , он не может еще ввести в обители Отца Небесного, не может дать чистоту серебра душе. Израиль еще не дверь, а потому его невозможно обложить кедровыми досками . Израиль еще не вводит в нетление и вечность, символом которой является кедр. Но Израиль войдет в полноту и совершенство. Он станет новым Израилем. И тогда скажет: Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его (Мессии), как достигшая полноты . Это будет в эсхатологические времена Мессии. О сестре говорят братья. Едва ли имеет смысл искать, кому в историческом Израиле они соответствовали. Скорее, это риторический прием, употребленный Соломоном для описания «сестры-невесты». Забота братьев о младшей сестре, естественно, встречается в Библии. Так, Лаван заботится о Ревекке ( Быт. 24:23–33.50.56.60 ), сыновья Иакова о Дине ( Быт. 34:6–17 ), Авессалом о Фамари ( 2Цар. 13:20–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Намерение же и знаменование сей Божественной борьбы состояло в том, чтобы «внушить Иакову, что как он боролся с Богом, то одолеет человеков. «Бороться с Богом» есть то же, что, по выражению апостола, «подвизаться с Богом в молитвах» ( Рим. 15, 30 ), обымать Его верою и любовью и, соединением своей воли с Его волей, привлекать к себе Его благодатную силу и благословение. «Одолевать человеков» есть пребывать непоколебимым враждою или наветами и побеждать благим злое ( Рим. 12, 21 ) 868 .. Итак, таинственная борьба Иакова в отношении к нему в особенности есть утешительное предвестие безопасности со стороны Исава; вообще же есть изображение молитвы в ее силе» 869 . Символ этой борьбы становится новым именем Иакова – поскольку Израиль, как пишет святитель Филарет, означает богоборца, а по Иоанну Златоусту – «видящий Бога», ибо патриарх «удостоился видеть Бога, сколько возможно видеть человеку» 870 . Современный же комментатор производит имя Йисраэль из двух слов: сара – «бороться», «сражаться» (форма ГНС» йисра означает «[он] будет сражаться») и Эль – «Бог». Израиль – «воин Божий», тот, кто с помощью Бога побеждает и ангелов-покровителей злых сил, и подвластных им людей. Другое значение глагола – «властвовать», поэтому Израиль также и «князь Божий». Так, уже Аврааму говорили сыны Хеттовы: «ты князь Божий посреди нас» ( Быт. 23, 6 ). Израиль – это гот, кто призван возвещать в народах имя Божие, то есть править от имени Божьего, но не физически, духовно, утверждая власть Всевышннего. В то же время слово йеш означает «сущность», «бытие», а значит «поющий». Израиль – это «сущность воспевающая Бога». Но третья и четвертая буквы имени Йисраэль и , указывают еще и на глагол – «видеть». Соединяя все значения, перечисленные нами, получаем: «сущность сражающаяся, властвующая, поющая, видящая Бога» – вот что такое в духовном смысле Израиль. Есть, однако, и еще одно значение данного имени: йашар означает «прямой», «праведник». Израиль – это «праведник Божий». Но можно перевести и по-другому: «праведен Бог». Бог являет Свою праведность в истории Иакова-Израиля и его потомства» 871 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

протоиерей Александр Сорокин II. Израиль ко временам Нового Завета § 3. Политический аспект Ко временам Иисуса Христа Израиль успел пройти тот особенный путь, который позволял ему оглядываться назад одновременно и с уверенностью в своей богоизбранности, и с чувством горечи от того, что мечте о великом народе, который жил бы на своей земле в благоденствии независимо ни от кого по данному от Бога Закону, почему-то не суждено было сбыться. Да, после Вавилонского плена (VI век до Р.Х.) – того очистительного испытания, которое оказало решающее влияние на сознание иудеев – Израиль кое-как вновь утвердился в земле, обетованной праотцам 11 . Но что это было за утверждение?! Когда они сюда вернулись, им пришлось смириться с тем, что времена сильно изме­нились и что о реставрации былого процветания времен Давида и Соломона не может быть и речи. Палестина, с древнейших времен находившаяся в эпицентре истории Древнего Востока, в последние века дохристианской эры стала предметом особенного интереса. Израиль оказался в зоне влияния и распространения различных политических режимов и связанных с ними религиозных идей. Эти режимы и идеи были чужды Израилю по причине их языческой сути, а потому враждебны. Так что нарастал все более и более острый конфликт. Одно дело Израиль допленный, времен монархии, когда он симпатизировал язычеству – более, как казалось, «жизнеспособному», чем «рискованный» монотеизм пророков. А другое дело – Израиль послепленный, оценивший свою религиозную уникальность и не питавший к язычеству уже ничего, кроме отвращения. В рассматриваемые послепленные века конфронтация иудаизма и всего остального окружающего мира временами доходила до жесто­ких столкновений. Так, после смерти Александра Македонского в 323-м году до Р.Х. Палестина оказалась под началом эллинистических царей. Они по-разному относились к непонятной и странной для них религии иудеев. Последних по-разному пытались ассимилировать, но они всячески противостояли эллинизму. Имя одного из таких царей – Антиоха IV Епифана – вошло в историю как имя са­мого жестокого и последовательного, откровенного гонителя. Кульминационным моментом стало вызывающее осквернение в 167-м году до Р.Х. храма Иерусалимского, где был устроен жертвенник Зевсу Олимпийскому. Это событие положило начало дви­жению благочестивых иудеев (евр. «хасидим»), которое выражалось в мирном, но бескомпромиссном следовании Закону с готовностью принять мученическую смерть, или в открытом восстании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Вселенский Владыка Славы». «Краткий катехизис основных начал веры Ново-израильской общины» 1. Предварительное понятие Почему паша община именует себя Ново-израильской? На основании священного писания и изъяснении по свято-отеческим толкованиям, правоверующие и хранящие Новый Завет Христов. Что означает Израиль? Израиль означает ум, видящий Бога. Что означает Новый израиль в совокупности? По изъяснению в свято-отеческом толковании, о Новом Израиле говорится так: да возвеселится Израиль о сотворившем его и сынове Сиона возрадуются о Царе своем ( Пс.140:2 ). Григорий Богослов изъясняет в толковом псалтыре стр. 1156 1 . Да веселится, взывает поющий Богу новым образом «Новый израиль», т. е. каждый христианин, с одной стороны, потому что Бог сотворил его человеком, с другой, что чрез веру присвоил его себе и сделал его новым народом своим. Далее, сыны Сиона суть сыны Новозаветного Евангелия, иначе – христиане. Затем апостол Павел говорит: и вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили по обычаям мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, Духа действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желание плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочее ( Еф.2:1–3 ). Что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожниками в мире, а теперь во Христе Иисусе, вы, бывшие некогда далеки, стали близки кровью Христовой ( Еф.2:12–13 ). В виду этого, наша община и носит название «Новый израиль». В духовном же возрождении, мы семя Авраамово не по плоти, а по обетованию ( Гал.4:22–31 ). Давид везде называет Христа Богом Израиля, чтобы сим показать, что кто благодетельствует Новому израильскому народу, т. е. христианам, тот благодетельствовал и древнему народу, так как Бог сих и Бог тех не суть различные Боги, но один и тот же (Толков. псалт., псал. 67, стр. 525 и 526). Пророк Исаия говорит: ибо Я Господь Бог твой, держу тебя за правую руку твою, говорю тебе не бойся, Я помогаю тебе, не бойся, червь Иаков малолюдный Израиль, Я Господь, искупитель твой ( Ис.41:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Конечно, среди иудеев были и те, кто не принял Христа, те, кто гнали, преследовали апостолов. Особенно это видно из истории апостола Павла. Сколько он принял страданий от братий своих по плоти, то есть от иудеев! Тем не менее, ядро христианской Церкви в историческом ее развитии создали именно обратившиеся ко Христу иудеи. Вот об этом «остатке» через пророка Иезекииля и свидетельствует Господь. Сколько бы ни было народа, уверует во Христа только часть этого народа, те, кто не уверует, погибнут. Причем не только в духовном смысле, но и в физическом. Как это и произошло в истории, когда Иерусалим был стерт с лица земли войсками римского императора Веспасиана и фактически на несколько веков перестал существовать. А христиане вышли из этого города и разошлись по земле, разнося проповедь о Христе иным народам. Фактически, народ израильский потерял возможность жить на этой земле именно потому что потерял веру, то есть не явил веру во Христа. Весь Израиль, не уверовавший во Христа, руками римских воинов был истреблен – в подтверждение слов пророка Иезекииля. Главное – люди должны жить верой Еще не последняя духовная глубина скрывается за образом «остатка Израиля». Пророк Иезекииль в свете явленной ему благодати Святого Духа понимает Израиль духовно. Фактически, как потом об этом ясно засвидетельствовал апостол Павел, все христиане – это есть новый Израиль. И не просто новый, а – истинный Израиль, не потомки Авраама только по плоти, а те, которые по духу продолжают дело Авраама, с которыми Бог и вступает в Завет. Быть потомками Авраама по духу – значит сохранять его веру в Бога. Так что те, кто уверовал в обетованного Спасителя, во Христа, те действительно потомки Авраама – новый духовный Израиль. И в этом плане «остаток Израиля», то есть истинный Израиль – это представление обо всех спасшихся людях, которые уверовали во Христа. И мы, Церковь, как новый Израиль, вышли все из земли египетской, из земли греха, от мира сего, переходим через пустыню (то есть скорби нашей жизни, «житейское море») и вступаем в Землю Обетованную – Царство Небесное.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet?fu...

Израиль по приезде в Чикойский скит 17 февраля 1834 года, пришел в ту церковь , которую в 1831 году, по разрешению и благословению архиерея, сам освящал, и с самого начала, при встрече в церкви, показал самомнение, свирепость и мятеж. Настоятеля скита иеромонаха Варлаама, после укоризненных замечаний, по­ставил в церкви на колена, а также и всю скитскую братию. Варлаам стоял на коленях с вечера до утра, а братия разошлась ночью по кельям под предлогом угара в церкви. Израиль сам взял с престола евангелие и крест и приказал мальчикам нести в покои, и сам вышел. Является опять один из мальчиков в церковь и говорит: «се оставляется дом ваш пуст», а другой добавляет: «за окаменение сердец ваших». 3а ними является мужчина и относит в келлии лучшую праздничную утварь – евангелие, кресты и служебные сосуды. На завтра Израиль поставил в зале настоятельскихь келлий стол, а на нем разложил в том же порядке, как на престоле, кресты, дарохранительницу со св. да­рами, дискос и проч., накрытые лучшими покровами, поставил аналогий с раскрытою библией. В зале на стульях сидели три девицы и три женщины в белых костюмах и несколько лиц мужеского пола. Приказано было сесть и Варлааму, а остальная братия выглядывала из передней. После чтения кафизм одним мальчиком, приказано было читать Варлааму пророчества. Потом, Израиль вынул из дарохранительницы ковчежец с святыми дарами, вложил их в простую чайную чашку, покадил, и произнес: «со страхом Божиим и верою приступите», и начала приобщать всех бывших в зале, начиная с девиц. Иеромонах Варлаам не приступил к приобщению. За тем Израиль, стоя на коленях, читал составленную им молитву, после чего открыл дискос и сняв звезду, четвероугольно обрезал хлеб и раздал для вкушения находившимся тут. Они ели и запивали вином из сосуда. После каждого действия Израиль садился и, по выражению Варлаама, предавался молчанию. Действия свои он совершал в лучшем подризнике, епитрахили и поручах. Тут же принесен был таз; Израиль, препоясанный платом, начал умывать ноги, начиная с девиц, и наконец – ноги иеромонаха Варлаама, хотя он от того усильно отказывался. Все это окончилось в 11 часов по полудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Зачем им дополнительные террористы на своей территории, которые будут создавать им проблемы и напряжение? Поэтому Египет со своей стороны блокирует границу и говорит: «Нет. Нам этого не надо. И давайте вы не будете нарушать международное право. Это земля палестинского народа. Он должен остаться на этой территории. И не надо его там террористически бомбить». Потому что Израиль действительно нарушает все законы ведения боевых действий. Он производит неизбирательные бомбардировки, неизбирательные обстрелы. Это является нарушением правил войны еще с конца 19 века, с подписания, кстати, по инициативе Николая II Женевских конвенций. Потом еще Венские к ним присоединились. Так что есть абсолютные основания для того чтобы требовать от Израиля прекратить атаки на Газу, тем более подобные террористические атаки. Дальше ХАМАС очень хорошо подготовился к тому, как Израиль ведет боевые действия. Израиль всегда, учитывая, что против него выступали арабы, вооруженные в основном автоматами, в лучшем случае гранатометами, в таких случаях массово вводил бронетехнику, которой, по сути, не было, что противопоставить. Там бульдозер сносил дома под прикрытием танков. И вроде бы как быстро добивался успеха. Сейчас ХАМАС хорошо подготовился. У него оказалось большое количество и противотанкового вооружения, и дронов для наблюдения за местностью. И Израиль начал нести потери. Огромные потери. Уже свыше ста танков потерял Израиль. Понятно, что они не сожжены, их отремонтируют, но тем не менее огромнейшая потеря бронетехники. В войнах с арабами он таких потерь не нес. Это тоже бьет по репутации государства, это бьет по репутации Армии обороны Израиля. Ну а сам факт, что ХАМАС сумел всех обмануть и прорваться в Израиль – серьезнейший удар по израильским спецслужбам. Там и по Шабаку, и по Моссаду, и по кому угодно. То есть подрывается авторитет базовых для Израиля структур. Потому что Израиль опирался только на силу. Он опирался на страх перед своими спецслужбами, он опирался на страх окружающих режимов перед своей армией.

http://radonezh.ru/2023/11/20/chto-prois...

11:25–32 Грядущее спасение Израиля Бог обещал, что когда-нибудь весь Израиль (выдержавший великие испытания верный остаток) снова обратится к Нему ( Втор. 4:25–31; 30:1–6 ); в это время Бог приведет все к концу (напр.: Ос. 14:1–7 ; Иоил. 2– 3:2 ). Как явствует из отраженного здесь представления Павла о конце времен, это событие будет связано с обращением Израиля к Богу. 11:25. Некоторые ветхозаветные пророки предсказывали распространение свидетельства Бога среди язычников; поскольку окончательное «покаяние Израиля должно произойти в конце времен, Бог задерживает это его последнее покаяние до тех пор, пока не будет собран верный остаток язычников (ср.: Мф. 24:14; 28:19,20 ; 2Пет. 3:9 ). 11:26,27. Будущее спасение Израиля постоянно обсуждается ветхозаветными пророками, но здесь перед нами один из немногих «новозаветных отрывков, где тоже говорится об этом. Еврейские учителя обычно говорили, что «весь Израиль спасется», но затем начинали перечислять израильтян, которые не будутспасены; таким образом, в этом выражении подразумевается «Израиль как единое целое (отнюдь не обязательно включая каждого израильтянина) будет спасен». Другими словами, подавляющее большинство сохранившегося верного остатка евреев обратится к вере в Христа. Павел основывает этот вывод на тексте Ис. 59:20,21 : остаток Иакова, который отвратится от греха, будет спасен в пришествие нового Искупителя, когда Он наделит их Своим Духом (в пересказе Павла, как было принято передавать цитаты в древности). 11:28,29. В отличие от некоторых современных комментаторов, Павел считает, что Бог не отменил Свои обетования народу Израиля, а только отложил их исполнение (ср.: Втор. 4:25–31 ); Бог по-прежнему верен завету с «отцами» ( Втор. 7:8 ). Большинство читателей сегодня придерживаются одной из двух точек зрения: Израиль и Церковь представляют собой раздельные и непримиримые общности, хотя Израиль будет восстановлен; христиане стали истинным Израилем, а этнический Израиль больше не входит в планы Божьи. Павел отвергает обе эти крайности, считая, что этнический Израиль как единое целое в конце времен обратится к своему завету с Богом, присоединившись к верному остатку из евреев и других народов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010