под именем новелл. Государственные законы, прямо касающиеся церкви, содержались собственно в Кодексе и новеллах. Отсюда преимущественно и черпали свой материал составители юридических сборников, предназначавшихся для церковной практики. Но мы уже выше заметили, что для церкви не теряло практического значения и древнее римское гражданское право, кодифицированное в Институциях и Дигестах. Поэтому в некоторых церковно-юридических сборниках встречаются извлечения и из этих двух законных книг. Для нас, конечно, имеют особенную важность те сборники этого рода, которые произошли на востоке и потом сделались источником или, по крайней мере, образцом и для русского церковного права. Некоторые из них принадлежат тем самым лицам, которые были редакторами и канонического кодекса греческой церкви. Так, известный уже нам Иоанн Схоластик, в бытность свою патриархом Константинопольским и по смерти Юстиниана († 565 г.), составил, в дополнение к своему каноническому сборнику в 50 титулах, извлечение из 12 новелл названного императора, (именно – из новелл: 6, 5, 83, 46, 120, 56, 57, 3, 32, 131, 67:123), разделенное на 87 глав. Новый труд Схоластика носил такое заглавие: «Различные постановления из божественных новелл благочестивой памяти Юстиниана, изданных им после Кодекса, именно такие постановления, которые в особенности согласны с божественными и священными канонами и доставляют им особенную силу и которым мы дали некоторый порядок и счет для удобнейшего нахождения искомой главы, так как эти главы извлечены из разных новелл». Этот сборник, вместе с каноническим сборником Схоластика, вошел на востоке в общее церковное употребление. Еще в XIII в. греческий монах Арсений, впоследствии патриарх Константинопольский, в своем сокращенном изложении канонического кодекса, пользовался 87 главами Схоластика, как единственным гражданским источником церковного права. Во второй половине IX века те же самые главы, вместе с каноническим сводом Схоластика, были переведены, по всей вероятности – в Болгарии затем из болгарских Кормчих они перенесены и в русские. В печатной нашей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме того самой патриархией, без сношения с турецким правительством, издано несколько уставов, касающихся состоящих при патриархии вспомогательных органов управления. Таковы напр. устав патриаршей церковной епитропии, устав патриаршего цен трального учебного комитета, школьный устав 1897 года, устав епитропии при патриаршей типографии и пр. 13 26. Государственные постановления по церковным делам. Вступление на престол византийской империи династии македонской ознаменовалось весьма значительным оживлением законодательной деятельности. Оно проявилось пересмотром Юстинианова собрания законов, а также изданием новых законов. Второй представитель этой династии император Лев Мудрый оставил нам целый сборник новелл, заключающий в себе до 113 законодательных актов. Из этих новелл весьма значительная часть (до одной трети) относится к церковным делам. По своему содержанию они касаются самых разнообразных сторон церковной жизни, как-то: качеств, каким должны удовлетворять лица поступающие в клир, возраста потребного для посвящения в свящ. сан, посвящения в свящ. сан лиц имеющих детей, рабов помимо воли их господ, поступления в монастырь и оставления его, гражданских прав духовенства, крещения, погребения, дел брачных и пр. Но особенно важное значение имеют четыре новеллы Льва Мудрого о браке, именно: 74 и 109 новеллы о том, что обручение, благословляемое церковью, должно совершаться в том же возрасте жениха и невесты, какой назначен для брака, так как, по учению церкви, обручение, совершенное с церковным молитвословием, должно быть так же прочно, как и само бракозаключение, 89 новелла, приписывающая, что законный брак не может быть совершен без церковного благословения и новелла 90, повелевающая вступающих в третий брак судить и наказывать по церковным правилам. Эти постановления по брачным делам легли в основу позднейшего византийского законодательства и были подтверждены законами Алексея Комнина. В издании новелл византийских императоров, сделанном Цахариэ, за сборником новелл Льва Мудрого следует коллекция новелл Константина Порфирородного и его преемников до Константина Мономаха включительно (911–1057).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Сборник разделен на 60 книг, книги - на титулы, титулы - на главы, главы - на параграфы. О церковных делах говорится в 1, 3, 4 и 5 книгах. В XII веке в Византии юридическая сила признавалась лишь за теми законами из «Корпуса» Юстиниана, которые вошли в сборники «Василики.» Вальсамон произвел пересмотр законов, внесенных в «Номоканон;» при этом критерием их важности он считал следующее обстоятельство: внесены ли они в «Василики.» Но поскольку ни «Василики,» ни толкования Вальсамона не были в то время переведены на славянский язык, византийская правовая реформа не отразилась на церковном праве славянских народов. Сборники государственных законов по церковным делам. Постоянный рост числа гражданских законов по делам Церкви вызвал потребность в особых сборниках, где бы эти законы сведены были вместе. Известно три таких сборника, появившихся на греческом Востоке. Патриарх Иоанн Схоластик между 565 и 578 гг. в дополнение к своему каноническому сборнику в 50 титулах составил «Сборник из 87 глав» (Collectio 87 capitulorum). В него вошли извлечения из нескольких новелл Юстиниана, особенно из 123-й новеллы, составившей 60 глав (28-87) сборника Иоанна Схоластика. Самим Патриархом Иоанном сборник озаглавлен весьма пространно: «Различные постановления из божественных новелл благочестивой памяти Юстиниана, изданных им после «Кодекса,» именно такие постановления, которые в особенности согласны с божественными и священными канонами и доставляют им особую силу и которым мы дали некоторый порядок и счет для удобнейшего нахождения искомой главы, так как эти главы извлечены из разных новелл.» В древних рукописях каноническая «Синагога» и «Сборник из 87 глав» Патриарха Иоанна Схоластика объединены. В IX веке оба свода были переведены на славянский язык. В нашей печатной «Кормчей» они составляют 42-ю главу. На рубеже VI и VII вв. был составлен «Сборник из 25 глав» (Collectio 25 capitulorum), в который вошли законы из «Кодекса» св. Юстиниана и извлечения из его новелл, относящиеся к церковным делам.

http://sedmitza.ru/lib/text/432359/

Труд этот брали на себя нередко те же самые лица, которые являлись составителями сборников чисто-канонических. Нам известны три работы этого рода. Первая, известная обыкновенно под названием Collectio XXV capitulorum (Сборник в 25 главах) 37 , содержит в себе извлечение из кодекса Юстиниана (первые 21 глав.), три новеллы императора Юстиниана: 137-ю 564 г., 133-ю 539 г., 120-ю 544 г. целиком и 13-ю главу 131-ой новеллы 545 г. Вероятно, этот сборник первоначально состоял только из 21 главы, а последние 4 главы составляют позднейшую прибавку. Возник он вскоре после публикации Кодекса Юстиниана (529 г.) и, по всей вероятности, являлся прибавлением к каноническому сборнику в 60 титулах 38 . Подобного же рода прибавлением к каноническому сборнику в 50 титулах Иоанна Схоластика является составленное им самим (вероятно, уже после смерти Юстиниана † 565, когда И. Схоластик был патриархом) 39 извлечение из 12 различных и разрозненных новелл (именно: 6, 5, 83, 46, 120, 56, 57, 3, 32, 131, 64 и 123, по счету позднейшего сборника 168 новелл), разделенное на 87 глав – Collectio LXXXVII capitulorum. 40 Сначала помещено краткое оглавление 87 глав, затем следует краткое предисловие и, наконец, самые новеллы Юстиниана, частью в подлиннике, частью в сокращенном виде. Для нас этот сборник важен потому, что славянский перевод его помещен в печатной Кормчей книге (в 42-ой главе), под заглавием: «От свитка божественных новых заповедей царя Юстиниана». Еще более богатым по содержанию является сборник (приписываемый прежде Феодору Вальсамону и потому называемый Псевдо-Вальсамоновым) 41 , известный под именем – Collectio (tripartita) constitutionum ecclesiasticarum. Сборник этот состоит из трех частей. Первая из них содержит начальные 13 титулов первой книги Кодекса Юстиниана, но не в подлиннике, а в позднейшей переработке византийского юриста Анатолия; вторая, в 6 титулах, дает извлечение из Институций и Дигест, в пеработке Анонима; третья, в 3 титулах, выдержки из Юстиниановых новелл, в переработке юриста Афанасия 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

5. Источники и редакция Веста. – Редакция Веста действительно представляет ряд выписок, внесенных в светскую часть номоканона и заимствованных из различных источников; места из Институций он приводит по Сокращению Феофила, из Дигест по Анониму, из Кодекса по Анатолию и Фалелею (частью по κατ πδας, частью по κατ πλτος) и предположительно по Стефану; места из новелл, кроме Афанасия и Феодора Гермополитанского, из собрания 168 новелл. Некоторые постановления взяты прямо из «Собрания церковных постановлений» (Collectio tripartita) 1668 . С другой стороны, мы видим у Веста постоянное стремление выяснить отношение светской части номоканона к Василикам. Для этого он, во-первых, обыкновенно указывает, где данная конституция помещена в Василиках (κεται δ ες βιβλ. τν βασιλικν...), и потом выписывает текст ее по Василикам иногда рядом с текстом номоканона, иногда рядом с текстами, взятыми из вышеуказанных источников, чтобы показать, как она читается и в этих источниках, иногда же, напр. относительно новелл, довольствуясь только выпиской соответствующего места из одних Василик 1669 ; во-вторых, во многих случаях, преимущественно в отношении к церковным правилам, Вест указывает соответствующие узаконения чрез одну цифровую ссылку на Василики, обыкновенно написанную на поле против, или после правила, к которому относится (ζτει τν βασιλικν βιβλ. ξ´, τιτ. λϑ´, κεφ. ιζ´) 1670 ; изредка можно найти такие краткие указания и для светских узаконений 1671 ; в-третьих, если какая-нибудь конституция, указанная, или приведенная в номоканоне, в Василики не была принята, то он обозначает, что этой конституции в Василиках нет (ο κεται, или οκ στιν ν τος βασιλικος), но все-таки эту конституцию выписывает из других источников, чего не было бы никакой нужды делать, если бы такие конституции оставались не действующими 1672 ; наконец, в-четвертых, он совсем не приводит тех конституций Юстиниановского права, помещенных в номоканоне, которые не были приняты в Василики по причине отмены их новеллами самого Юстиниана; в этом случае он ограничивается только указанием, что такой конституции в Василиках нет, но что она заменена такою-то новеллой (Πλν οδ στν ες τ βασιλικ, λλ κα παϑη (νρϑη) π τς ρκγ» νεαρς) 1673 . Таким образом, обработал Вест каждую главу, если только в ней приведены светские законы в номоканоне Фотия. Кроме того в главе 2-й пятого титула приводится известный хризовул Юстиниана, данный великой церкви Константинопольской, о праве убежища (о рабех убегающих в церковь ) 1674 . В некоторых местах есть у Веста указания на новеллы позднейших императоров, именно, на пять новелл Алексея Комнена, приводимых буквально, а одну упоминаемую 1675 . В индексе, предшествующем номоканону, упоминается хризовул Вотаниата 1676 . По свидетельству Питры Вест внес в свой труд также новеллы Льва Мудрого, обоих Романов и Михаила Дуки 1677 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

В Уставе духовных консисторий (ст. 6.) перечислены источники действующего права русской церкви. Такими источниками («основаниями епархиального управления и суда») являются: а) Закон Божий, в священном Писании предложенный; б) Законы или правила св. Апостолов, св. соборов вселенских и поместных и св. отцов ; в) Духовный Регламент и последовавшие за них Высочайшие указы и определения Св. Прав. Синода; и г) действующие в государстве узаконения. 12 1. О мирянах; 2. о епископах , пресвитерах и диаконах; 3. о вдовах; 4. о сиротах; 5. о мучениках; 6. о ересях и расколах. 13 По всей вероятности, Антиохийский соб. заимствовал некоторые свои постановления из Ап. правил. 14 Государственные узаконения относительно церкви издавались в виде эдиктов, конституций и новелл. Эти узаконения, изданные со времени Константина Вел. до Феодосия, в извлечениях вошли в состав кодекса Феодосия ΙΙ (4–38 г.), а потом в состав кодекса Юстиниана (534 г.). Не прекращалась законодательная деятельность государственной власти по делам церкви и после издания кодекса Юстиниана, причём она выражалась в издании новелл (около 166; наиболее важною является новелла 123-я). Из приёмников Юстиниана наибольшее число новелл по делам церкви принадлежит Льву Философу † 911 г.) 15 Номоканон этот известен ещё под именем Номоканона Иоанна Схоластика, так как составление его неправильно приписывалось Схоластику. 17 В Номоканопе, в котором содержалось это законодательство императора Юстиниана, оказалось таким образом множество законов уже утративших обязательную силу. 20 Зонара излагает каноны не в хронологическом порядке, а по важности источников: скачала апостольские, потом вселенских соборов, затем, поместных и, наконец, св. отцов. 21 Так напр., вопрос о дозволительное: второбрачным оставаться в низших церковно -служительских должностях был разрешён в 1864 г. Св. Синодом в положительном смысле на основании Вальсамонова толкования на 17-е Апост. правило. 22 Первая часть содержит Номоканон Фотия, вторая – правила Апостольские и семи вселенских соборов с толкованиями Зонары, Аристина и Вальсамона, третья – поместные соборы; четвертая – канонические послания св. отцов; пятая – постановления византийских императоров и решения патриархов; шестая – Синтагму Матфея Властаря .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

К материалу византийских правовых памятников автор обращается во Введении, Главах 1 и 9 и Заключении. В сообщаемых им сведениях содержится большое число фактических неточностей. Так, вопреки утверждению автора (с. 35 и примеч. 25), «Апостольские постановления » и «Апостольские правила » не включали в свой состав ни соборных постановлений, ни пастырских посланий. «Апостольские постановления», отвергнутые Трулльским Собором (пр. 2), возникли ок. 380 г. (см.: Les Constitutions Apostoliques/Introd., texte critique, trad. et notes par M. Metzger. T. 1. P., 1985. P. 57–60. (SC; 320)), а не в доконстантиновский период (с. 307, 321). «Апостольские правила» насчитывают 85, а не 86 правил (с. 32). «Синагога L титулов » была составлена Иоанном Схоластиком не во 2-й половине VI в. (c. 35, 43), а в конце 40-х гг. VI в.; в это время Иоанн, будучи адвокатом в Антиохии, не имел хартофилаксов и нотариев, которым автор приписывает участие в составлении сборника (c. 35), и занимался составлением единолично (см.: Бенешевич В. Н. Синагогá в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. СПб., 1914 (repr.: Lpz., 1972). С. 321–322 et passim). Вопреки утверждению автора (c. 36) в «Синагоге» нет ни «канонов Африканской церкви» (известных в византийской традиции под именем канонов Карфагенского Собора), ни императорских конституций, ни новелл Юстиниана. Некорректно утверждение, что «Синагога L титулов» «включала дополненную “[Антиохийскую] синтагму”» (c. 47). Поскольку «Corpus canonum Antiochenum» представлял собой хронологическую инкорпорацию канонов, а «Синагога» — предметную, то «Синагога», естественно, не «включала» «Corpus canonum» как нечто целостное, а только заимствовала оттуда (и из других источников) тексты канонов. Поэтому «“Синтагма” в редакции Иоанна Схоластика» (c. 48) существует только в воображении автора. Автор снова неточен, когда сообщает (c. 47), что «Сборник LXXXVII глав » был составлен «прежде всего из Новелл императора Юстиниана» (хотя никакие другие источники при составлении этого сборника не использовались), а «Трехчастный сборник » (Collectio tripartita) включал в себя выдержки из Кодекса Юстиниана и его 34-й новеллы (на самом деле — из многих новелл, но не из 34-й, а, кроме этого, из Дигест и Институций Юстиниана).

http://bogoslov.ru/article/2240142

13 Государственные узаконения относительно церкви издавались в виде эдиктов, конституций и новелл. Эти узаконения, изданные со времена Константина Вел. до Феодосия, в извлечениях вошли в состав кодекса Феодосия II (438 г.), а потом в состав кодекса Юстиниана (534 г.). Не прекращалась законодательная деятельность государственной власти по делам церкви и после издания кодекса Юстиниана, при чем она выражалась в издании новелл (около 166; наиболее важною является новелла 123-я). Из приемников Юстиниана наибольшее число новелл по делам церкви принадлежит Льву Философу († 911 г.). 14 Номоканон этот известен еще под именем Номоканона Иоанна Схоластика, так как составление его неправильно приписывалось Схоластику. 18 В Базиликах (τ βασιλικ νμιμα – царские законы), изданных ими. Львом VI Философом (Мудрым) в 888–889 гг., были соединены вместе все четыре части юстинианова законодательства (кроме постановлений устаревших) – институдии, дигесты, кодекс и новеллы. Этот обширный свод, в 60 книгах, издан был на греческом языке. 20 Зонара излагает каноны не в хронологическом порядке, а по важности источников: сначала Апостольские, потом вселенских соборов, затем – поместных и, наконец, св. Отцов. 21 Так напр., вопрос о дозволительности второбрачным оставаться в нисших церковно-служительских должностях был разрешен в 1864 г. Св. Синодом в положительном смысле на основания вальсамонова толкования на 17-е Апост. правило. 22 1-ый отдел содержит правила об епископах, 2-ой – о пресвитерах, диаконах и иподиаконах, 3-ий – о низших клириках, 4-ый – о монастырях и монахах, 5-ый – о мирянах вообще; 6-ой о женщинах в особенности. 23 Первая часть содержит Номоканон Фотия, вторая – правила Апостольские и семи вселенских соборов с толкованиями Зонары, Аристина и Вальсамона, третья – поместные соборы; четвертая – канонические послания св. Отцов; пятая – постановления византийских императоров и решения патриархов; шестая – Синтагму Матфея Властаря . 28 Подлинный экземпляр не сохранился, но копия с него, снятая в 1284 г. для Рязанского епископа Иосифа, находится в С.-Петербургской публичной библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

417 Критическое изд. см.: Basilicorum libri 60. Т. 1–6/Ed. C.G.E. Heimbach; T. 7/Ed. E.G. Terrini, J. Mercati. Lipsiae, 1833–1897. 418 Известны три таких сборника. Патриарх Иоанн Схоластик между 565 и 578 гг. в дополнение к своему каноническому «Сборнику в 50 титулах» (о котором речь пойдет ниже) составил « Сборник из 87 глав» ( Collectio 87 capitulorum). В него вошли извлечения из нескольких «Новелл» Юстиниана. В древних рукописях каноническая «Синагога» и «Сборник из 87 глав» Иоанна Схоластика объединяются. На рубеже 6–7 вв. составлен «Сборник из 25 глав» ( Collectio 25 capitulorum), в который вошли законы из «Кодекса» Юстиниана и извлечения из его новелл, относящиеся к церковным делам. Особенно содержателен третий свод – широко распространенный «Сборник церковных законов» ( Collectio constitutionum ecclesiasticorum), или «Трехчастный сборник» ( Collectio tripartita), он же Paratitla, опубликованный в конце 6 в. В первую часть включены извлечения из первых тринадцати титулов «Кодекса» Юстиниана, посвященные церковным делам, с параллельными местами из других титулов «Кодекса». Вторую часть составляют извлечения из «Дигест» и «Институций». В третьей помещены извлечения из «Новелл». Дополнением к сборнику являются четыре новеллы Ираклия. Компиляция составлена не из подлинных текстов «Корпуса», а из текстов, переработанных византийскими юристами 6 в.: «Кодекс» в переработке Анатолия, «Новеллы» – Афанасия, «Дигесты» и «Институции» – анонима. 419 Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. В 6–ти т. Афины, 1852–1859 (Syntagma ton theion kai hieron kanonon ton te hagion kai paneuphemon apostolon, kai ton hieron oikoumenikon kai topikon synodon, kai ton kata meros hagion pateron: ekdothen syn pleistais allais ten ekklesiastiken katastasin diepousais diataxesi, meta ton archaion exegeton kai diaphoron anagnosmaton/hypo G.A. Rhalle kai M. Potle. Athenai: Ek tes Typographias G. Chartophylakos, 1852–1859. Vol. 1 [Photiou Patriarchou Konstantinoupoleos... nomokanones]; vol. 2 [Hoi theioi kai hieroi kanones... apostolon... oikoumenikon synodon]; vol. 3 [Hoi theioi kai hieroi kanones... topikon synodon...]; vol. 4 [Hoi theioi kai hieroi kanones... ton hagion pateron...]; vol. 5 [Apophaseis synodikai kai diataxeis ton Konstantinoupoleos...]; vol. 6 [Mathaiou tou Blastareos Syntagma kata stoicheion...]. Репринт: Athenai, 1992 (обычное сокращение: Rhalles–Potles/Раллис–Потлис). Для некоторых документов издание не утеряло своего значения до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Императорские законы по делам церковным касались всевозможных предметов церковного порядка, не исключая и догматов веры. Церковные законы предшественников Юстиниана нашли себе место в феодосиевском кодексе и в кодексе Юстиниана. В кодексе юстинианском несколько титулов первой книги содержат в себе исключительно церковное законодательство. Первый титул содержит в себе изложение христианских догматов, возведенное в церковный и государственный закон. Три следующие обширные титула заключают в себе массу законов относительно церквей, их имуществ и привилегий, относительно епископов, прочего духовенства, богоугодных заведений и их администраторов, относительно круга ведомства церковного суда. В кодекс Юстиниана вошли отчасти и законы самого Юстиниана, изданны им до кодификации. Еще более обильное церковное законодательство Юстиниана началось после издания им кодекса в его новеллах, из которых значительное число (около 30) посвящено делам церкви. Особенного внимания канониста заслуживает для определения на церковные должности, об обязанностях, связанных с духовным званием, о пребывании епископов при своих церквах, о правильном созвании соборов патриарших и провинциальных, о правильном, чуждом злоупотреблений, дисциплине. После Юстиниана кодификация предпринималась при императорах исаврийской династии в VIII в. и при императорах македонской династии в конце IX в. Еклога императоров – иконоборцев Льва Исавра и Константина Копронима (, т. е. выборка из законов), изданная в 739–741 году как практическое руководство для судов и вместе как в ней 18 титулов) заключение и расторжение браков. Прохирон Василия Македонянина (, т. е. подручный, легко усвояемый закон или руководство, подобное институциям Юстиниана и еклоге исаврийской), изданный в 870–878 г. в аутентический кодекс, или осталась законопроектом, остается под сомнением. Василий же Македонянин издал после 883 г. так называемый очищенный свод прежних законов () в тех видах, чтобы восстановить в силе юстинианово право, действие которого уже вскоре после Юстиниана ослабело вследствие малого знакомства с латинским языком на востоке, особенно со времени издания еклоги, и с другой стороны очистить юстинианово право институциях, дигестах, кодексе и новеллах Юстиниана, а вместе с тем, следовательно, и церковное законодательство кодекса и новелл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010