Обширное употребление рассматриваемых сборников Иоанна Схоластика на Востоке послужило причиною появления множества списков их, – от VΙ и до позднейших веков. Собрание церковных правил в этих списках обыкновенно предшествует 87-ми главам из новелл. Но появились и такие списки, в которых те и другие постановления, и церковные и гражданские из обоих сборников Схоластика были совокуплены между собою, по сходству содержания, в одно целое и разделены на 50-т отделов или титулов, с теми же самыми рубриками, как и в собрании церковных правил (Συναγωγ καννων). Такое совокупление церковных и гражданских постановлений в одно целое и составило «номоканон» 12 . Пример Иоанна Схоластика и неизвестного составителя Номоканона в 50 титулов, обнимающего собою канонические постановления с гражданскими законами, касающимися Церкви, нашел себе подражателей. Вслед за трудами Иоанна Схоластика и номоканоном в 50 титулов явились еще два других таких же сборника, сделанные на основании гражданского законодательства (Юстинианова) неизвестными лицами. Один, принадлежащий концу VI века 13 , носит название «Collectio constitutionum XXV capitulorum» – «сборник постановлений в 25-ть глав» 14 и заключает в себе, кроме существовавших до сего времени церковных постановлений, 21 постановление (constitutiones) из Юстинианова кодекса и 4 отрывка из Юстиниавовых новелл (137, 133, 120 и отрывок из Nov. 131-й) 15 ; другой, более полный из времен императора Ираклия (640 г.) «сборник церковных постановлении» под именем «Collecmio constitutionum ecclesiasticoruim) 16 , или Coliectio tripartita, sive paratitla» 17 делится на три части, или книги 18 и содержит в себе извлечения из Кодекса, Дигесты, Институций и Новелл Юстиниана, и Ираклия. Но эти и подобные им сборники, равно и номоканон в 50 титулов, как мало обработанные и несовершенные 19 не могли доставлять собою удобств пользования ими по решению частных вопросов церковной практики. Несовершенство их состоит главным образом в недостаточности систематизация распределения предметов, их содержания по отделам 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

В ряде случаев, как показывает исследование Л. В. Мошковой Апостольских правил, редактор сознательно выбирал между полным и сокращенным текстом правил. В др. главах можно предполагать дефекты в протографах. Так, Указатель 14 титулов помещен в списках русского извода в редакции Сербской Кормчей, однако после 29-й гл. 9-й грани составитель перешел к Древнеславянской редакции. Обратный переход от Древнеславянской редакции к Сербской имеет место в гл. 21 «От книг Божественных повелений» - Собрание новелл Юстиниана в 87 главах. Этот раздел дан в Древнеславянской редакции до 62-й гл., а главы 62-87 идут в Сербской редакции. В составе этого извода имеются общие с Устюжской Кормчей статьи: «Закон судный людем», монашеские правила, Устав Иоанна Пателария, правила Феодора Студита. Щапов считал, что первый этап формирования отразился во Владимиро-Волынской группе, второй - в Новгородско-Синодальном списке. Древнейший список Владимиро-Волынской группы, Харьковский, содержит (дважды) Церковный устав равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича, а также переработанную 133-ю новеллу Юстиниана, т. е. он не сохранил первоначального состава. В состав русского извода были включены Правила митр. Иоанна II, «Вопрошание» Кирика Новгородца, Правила церковного Собора 1273 г., «Сказание о черноризническом чине» еп. Туровского Кирилла II . К Владимиро-Волынской группе относится также список б-ки Арадской епископии (Румыния. 21). В Новгородско-Синодальный список вошла «Русская правда», а уже в XIV в.- Устав кн. Владимира и Устав кн. Святослава Ольговича. В Варсонофьевском списке XIV в. появились новые статьи владимирского происхождения: 2 послания Владимирского епископа князю по поводу разорения Успенского собора во Владимире и о церковном суде, а также ряд др. учительных статей. Не позднее XIV в. Русская и Сербская редакции стали основой для создания церковно-юридического сб. «Мерило праведное» (наиболее ранний список - РГБ. Троиц. I. 15), статьи из к-рого впосл. вошли в состав Чудовской редакции Кормчей.

http://pravenc.ru/text/2458663.html

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы. Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: Расскажите, пожалуйста, в чем состояла суть церковной идеологии Юстиниана под названием «симфония» и какое влияние Церковь оказала на римское общество? Смогла ли Церковь как-то повлиять на институт рабства? Митрополит Иларион: В этом вопросе речь идет об эпохе императора Юстиниана, когда была сформулирована идея симфонии между государственной и церковной властью. В одной из своих новелл император Юстиниан говорил о том, что Бог даровал человечеству две власти: власть царскую и власть священническую. Церковная власть заботится о душах людей, а государственная власть должна заботиться об их материальном и физическом благосостоянии, при этом между государственной и церковной властью должна существовать симфония, то есть согласие (греческое слово «симфония» означает «согласие»). Это означает, что государство поддерживает и защищает Церковь, а Церковь поддерживает государство, оказывая ему, прежде всего, духовную поддержку. Историки спорят о том, насколько полно в Византийской империи времен Юстиниана и после него этот идеал симфонии был воплощен в жизнь, обращая внимание на то, что очень часто отношения между этими двумя ветвями власти, духовной и государственной, не были паритетными и равными. Нередко императоры вмешивались в церковные дела. Тот же самый император Юстиниан пытался решать не только дела светские, но и дела чисто духовные. Другие императоры, например, предлагали вероучительные формулы, чтобы примирить враждующие стороны, партии внутри одной Церкви. С другой стороны, и Церковь нередко обвиняли в том, что она вмешивается в политику. Вообще, представление о том, что Церковь не должна вмешиваться в политику, достаточно новое, оно появилось, когда государство стало светским. Византийское государство не воспринимало себя как светское государство. Власть императора воспринималась как сакральная, император получал мандат на свое царство через церковное благословение — помазание на царство. Поэтому император не считал себя светским правителем.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5792930...

б) Собрания церковных правил и перевод их на латинский язык Из деяний Халкидонского собора открывается, что правила предшествующих соборов были собраны и заключались в одном свитке, в котором они расположены были по хронологическому порядку, начинаясь правилами 1-го Вселенского собора 15 ; между тем, древние апостольские правила, как основание церковного законодательства, не находились на ряду с правилами соборными в сем сборнике и употреблялись отдельно. Сей свиток церковных правил служил законом для всей христианской церкви, а потому тогда же был переведен и на латинский язык для употребления в церквах западных 16 . Впрочем, в начале VI века, Стефан, епископ Салонитский, замечая неверность и темноту латинского перевода церковных правил, просил славного в то время ученостью Дионисия малого 17 сделать новый, исправнейший перевод их. Дионисий, сначала перевел апостольские правила; потом кодекс правил вселенской церкви, начинавшийся правилами Никейскими и оканчивавшийся Константинопольскими в числе 165 правил, к которым присовокупил правила собора Халкидонского. К сему сборнику Дионисий присоединил правила Сардикийские и Карфагенские, писанные на латинском языке, и еще не вошедшие в состав правил вселенской церкви, а также определения пап Римским от Сириция до Анастасия 18 . в) Опыты свода церковных правил: Номоканон патриарха Иоанна В царствование императора Юстиниана Иоанн Постник , или Схоластик, патриарх константинопольский, будучи еще пресвитером в Антиохи, составил систематический свод церковных правил, состоящий из 50-ти титл, или глав, из которых в каждой, под общим оглавлением, сведены правила одинакового содержания 19 . Кодекс, на основании которого Иоанн составлял свой свод, заключал в себе, кроме правил соборов Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Сардикийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского (2-го Всел.), Ефесского и Халкидонского, правила апостольские и 68 правил св. Василия Великого 20 . В предисловии к сему своду Иоанн упоминает о подобном своде, сделанном прежде его, который состоял из 60-ти граней, но тут же жалуется на неполноту сего свода, и сбивчивость разделения 21 . Сделавшись патриархом Константинопольским, Иоанн сделал извлечение из свода и новелл Юстиниановых в числе 87-ми статей, относящихся к делам церковным 22 . Сие извлечение соединено потом с церковным каноном, так что к каждому титлу канона присоединены соответствующие, по содержанию, выписки из законов гражданских, от чего весь свод наименован Номоканоном, т.е. соединением закона гражданского с каноном церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Наиболее ранние памятники, фиксирующие нормы христианской дисциплины, не получили общецерковного употребления: они в большей степени сохранились не в греческой традиции, а в традиции других христианских народов Средиземноморья 18 . Целый ряд памятников дисциплинарного или, точнее, литургико-канонического 19  характера претендует на восхождение к апостольской традиции: это «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов» 20 , «Дидаскалия», «Апостольские постановления» 21  и «Апостольские правила». Из этих памятников только последние были включены в церковный канон. С IV в. правила соборов вселенских и поместных начинают составлять в разного вида сборники и формируются первые собрания канонов в разных диоцезах. Кодификация церковных канонов велась параллельно с кодификацией римского права при императоре Юстиниане. В греческой традиции был создан свод канонов в 50 титулах антиохийцем Иоанном Схоластиком, ставшим в 565 г. патриархом Константинопольским. Собрание канонов, систематизированное Иоанном Схоластиком, включило 85 апостольских правил, правила упомянутых выше соборов, а также собрание правил Василия Великого . Иоанну Схоластику принадлежит и Собрание в 87 главах, составленное из новелл Юстиниана, касавшихся вопросов церковной организации. В дальнейшем сборники, объединявшие императорское и церковное законодательство, получили название Номоканонов 22 . Вехой в истории кодификации стало постановление VI вселенского Трулльского 691–692 гг. (Константинопольского) собора 23 , определившего состав правил, признаваемых Церковью . В церковный канон были включены 85 апостольских правил, а также правила соборов (без указания числа принятых на них правил) Никейского (I вселенского –  названия и порядок соборов приводим в соответствии со вторым правилом Трулльского собора),  Анкирского, Неокессарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского (II вселенского), Эфесского (III вселенского), Халкидонского (IV вселенского), Сардикийского, Карфагенского 24  и Отцов Церкви Дионисия Александрийского , Петра Александрийского , Тимофея Александрийского, Григория Неокесарийского , Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Нисского , Григория Богослова , Ам-филохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Феофила Александрийского, Кирилла Александрийского , Геннадия Константинопольского и Киприана Африканского 25 . Это же правило Трулльского собора содержало запрет вносить какие-либо изменения в указанные правила.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Он должен иметь совершенное сведение в Латинском языке, на коем начертаны правила Карфагенского собора, узаконения пап, системы прав прочих церквей, и на котором существуют лучшие переводы древних церковных законоположений. Ему должны быть известны французский, немецкий и английский языки, на коих изданы многие подлинные законы и систематические права сих церквей. Без основательного и просвещенного истиною ума, без твердой любви к чистоте православия, без непобедимого в тягостных изысканиях трудолюбия, невозможно оказать успехов в сей науке, сколько важной, столько в нашем отечестве малоизвестной. История церковного права § 10. История науки Дабы история церковного права не подавила нас своею громадностью, мы, по необходимости, сокращаем ее в три разряда, из коих в первом будем говорить о важнейших греческих законоправильниках, во втором о греческих истолкователях на сии законоправильники и в третьем о церковном праве в России. § 11. Законоправильники Для приведения в согласие соборных и отеческих правил с императорскими постановлениями сочинены в Греческой церкви законоправильники. А. Законоправильники § 12. Иоанн Постник Первый достойный замечания законоправильник (ςυναγωγ τν καννων) около 540 года составлен Иоанном Постником , который до принятия священного чина был юрисконсульт, потопресвитер в Антиохии и, наконец, по низложении Евтихия, Константинопольский патриарх. В сем собрании заключаются правила вселенских четырех – Никейского, Константинопольского, Ефеского и Халкидонского и шести поместных соборов Анкирского, Неокесарийского, Сардикийского, Антиохийского, Гаргрского, Лаодикийского и 68 правил Василия Великого . Законоправильникк сей разделен на 50 титулов, из коих к каждому присовокуплены постановления из Юстиниановых Новелл и прочих гражданских законов. Иоанн не наблюдал хронологического порядка в изложении правил, изданных в различные времена. Он соединил сколько можно было сходные по содержанию предметы, надеясь сим трудом облегчить проискание тех правил, которые каждому были нужны.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

«Прохирон» издан с предисловием. В предисловии указывается причина и цель издания, объясняется отношение Прохирона к Эклоге. Содержание относится большей частью к государству, гражданскому и уголовному праву, но первые 12 титулов касаются и церковного права. Так, VII т. содержит законы относительно воспрещенных браков; XI тит. о поводах к расторжению брака. После издания Прохирона в 883 г. был обнародован очищенный свод прежних законов. Этот сборник называется «Ανακθαρσις τν παλαιν νμων» и состоит из 40 книг. Далее, подобно тому, как прежде Юстиниан, по обнародованию кодекса, институций и дигест, предпринял новое издание кодекса в исправленной редакции (Codex rep. praelectionis), Император Василий издал вновь в пересмотренной редакции явившееся раньше руководство, под названием «Επαναϒϒη τν νμων» (т. е. воспроизведение, второе издание) 879 г. тоже в 40 титулах. В «епанагоге» замечательны II и III титулы, определяющие власть императорскую и церковное положение патриархов. «Анакатарсис» в первоначальном виде до нас не дошел, а дошел сборник Вазилика, т. е. царских законов, изданных сыном Василия Львом Мудрым в 888–889 г. г. в 60 книгах. В базиликах воспроизводятся императорские конституции, извлеченные как из кодекса, так и из новелл Юстиниана, поэтому в базиликах можно найти такое обширное церковное законодательство, касающееся всех сторон церковной дисциплины, как и в сборниках Юстиниана. II. Собственно церковное законодательство в период от Константина Великого до Х века Собственно церковное законодательство в период от Константина Великого до Х века развивалось: 1) Посредством вселенских соборов. Таких соборов, как известно, было семь; шесть из них оставили правила канонического содержания, которые имеют обязательную силу и в настоящее время. 2) Посредством поместных соборов, которые содействовали развитию Церковного права не только в той местности, в которой составлялись, но и во всей церкви. Правила 9-ти поместных соборов приняты были церковью как вселенское законодательство (см. выше). 3) Посредством деятельности отдельных правительственных лиц в церкви. Мнения, распоряжения и указания касательно разных предметов церковного устройства и управления, основываясь на положительных правилах, на практике, на общих соображениях, являлись верным истолкователем смысла и целей церкви и потому признаны были на Трулльском соборе 692 г. за выражение законодательства вселенской церкви наравне с правилами соборными. Сюда относятся правила следующих 13-ти отцов церкви: Дионисия Александрийского (260 г.), Григория Неокесарийского (262 г.), Петра Александрийского (304 г.), Афанасия Арх. Александрийского (362–371 г.), Василия Великого (340–378 г.), Григория Богослова (370–391 г.), Григория Нисского (372–394 г.), Тимофея Александрийского (380–385 г.), Феофила Александрийского (385–412 г.), Амфилохия Иконийского (394 г.), Кирилла Александрийского (412–444 г.), Геннадия Патриарха Константинопольского (459 г.), Тарасия Константинопольского (787 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

С IV в. законодательство Вселенской церкви стало развиваться с большим разнообразием, чем в первые три века христианства. На развитие церковного законодательства с IV в. имело большое влияние принятие христианства самим Императором Константином, а также и то, что христианство из религии терпимой было обявлено господствующей в государстве. С этого времени развивать свои учреждения и постановления под охраной и покровительством государства Сами императоры, принявшие христианство, начали принимать усиленное участие в делах церкви. Поэтому церковное законодательство стало развиваться в двух видах: в виде обширного государственного законодательства о церкви и в виде собственно церковного законодательства. Собственно церковное законодательство IV–IX в. издавалось в виде правил Вселенских соборов, правил поместных соборов и отдельных иерархов, называемых св. отцами церкви. Государственное законодательство о церкви В первые три века христианство или игнорировалось, или же существовало, как societas illicita. Христианство поколебало религию государственную, тесно связанную с государственным устройством. Христиане подвергались всевозможным гонениям с целью их истребления. Положение их изменяется с IV века, когда в 312 году христианская религия была признана Константином Великим дозволенною, а вслед затем и господствующею. Церковь получает особое покровительство закона. Сначала государственное законодательство о церкви выражалось: во 1-х, в издании отдельных законодательных постановлений относительно церкви и во 2-х, в утверждении государственной санкцией правил, издаваемых самой церковью. Государственные узаконения о церкви издавались в форм эдиктов, царских конституций и новелл. Узаконения, изданные императорами от Константина Великого до Феодосия, вошли в Codex Theodosianus (438 г.), особенно важны отрывки de bonis clericorum et monachorum. Самым дятельным законодателем в отношении церкви был Юстиниан. Он собрал все прежние узаконения с Константина Великого и издал их в 534 г. в своем Codex repetitae praelectionis, где в первой книге он 13 титулов посвящает исключительно законодательству о церкви. С первого же года после издания кодекса являются Novellae в очень значительном числе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

«Ученики и Апостолы Господа нашего Иисуса Христа, а также последующие пастыри, которым по благодати Божией вверено пасение стада Христова, считали неуместным наказывать согрешающих по приговору государственных законов, а старались увещеваниями и вразумлением обратить их на путь истинный. Сообразно с этим пастыри Церкви, чтобы сохранить вверенное им стадо невредимым, собирались по временам на Соборы, по устроению Божественной благодати и на этих Соборах составили и изложили законы и каноны – не государственные, а Божественные о том, что нужно делать и что не нужно, и как следует исправить жизнь каждого. А неизвестный автор, присоединивши к канонам государственные постановления, замечает, что он присоединил к правилам каждого Собора постановления из Юстиниановских новелл, которыя не только следуют правилам отцов, но и сообщают им полномочие, проистекающее от императорской власти – придаток законный и Богоугодный, так как императорская власть Богоподражательно промышляет полезное всей человеческой твари» (112 стр. Бердников «Основные положения православного церковного права»). v) Положение царя по Эпанагоге Эпанагога, известная и в России через Матвея Властыря, определенно не дает императору права законодательства во внутренних делах Церкви. Он не может толковать церковных правил и является начальником другой сферы общежития, чем Церковь . «Царь, по Эпанагоге, есть законный заступник, общее блого для всех подданных своих, наказывающий не по неудовольствию и награждающий не по симпатиям. Задача его деятельности состоит в том, чтобы посредством доброты сохранить и упрочить наличные средства государства, возмещать посредством неусыпного попечения потерянное и делать новыя приращения в государственном благосостоянии и могуществе посредством мудрых и справедливых мер и предприятий. Царю надлежит защищать и соблюдать прежде всего все написанное в Божественном Писании, потом то, что установлено на 7 Вселенских Соборах, а также признанные римские законы. Царь должен отличаться православием и благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Из 168 новелл до 30 относятся к церковному законодательству. В виду того, что кодекс Юстиниана и новеллы входят в Corpus juris civilis, этот сборник является источником также и церковного права. Законодательные сборники Юстиниана изданы на латинскомъ языке, некоторые же конституции имеются на греческом, а новеллы изданы на обоих этих языках. После Юстиниана греческий язык стал преобладающим в школах, судах и управлении. Новелл накопилось очень много, и они отличались друг от друга по содержанию, причем последующие отменяли прежние узаконения, возникает неудобство и трудность пользования подлинными новеллами. Для облегчения пользования ими составлялись, начиная с VI века, отдельные сборники, касающиеся только церкви, заключающие в себе извлечение из законодательства Юстиниана. Самых замечательных сборников подобного рода было три: 1, collecmio LXXXVIII capitulorum, иначе называемое «извлечение из новых заповедей Юстиниана». Составление этого сборника приписывается Константинопольскому патриарху Иоанну Схоластику. Он употреблялся в Греции, перешел и к нам в 42 гл. Кормчей книги. 2)Collecmio XXV capitulorum (сборник из 25 положений). В Греческой церкви он имел большое практическое значение; у нас же встречаются только отрывки его. Collectio constitutionum ecclesiasmicarum. Он состоит из 3 частей: составление его иногда приписывают Вальзамону, жившему в XII веке, но этот сборник несомненно древнее. Часть этого сборника вошла в состав Фотиева Номоканона, перешла и к нам в печатную Кормчую ( в 44 главу). Таким образом, Юстинианово законодательство действовало в церковной жизни не только в подлинник , но и в извлечениях из его законодательных работ, чрез посредство указанных сборников и имело обширное значение не в истории только греческой церкви, но и во всехъ христианских странах. Принципы, положенные законодательством Юстиниана в регулирование некоторых интересов церковных, послужили основанием для исторического развития церковного права во всем христианском мире. Государственное законодательство относительно церкви продолжало развиваться и после Юстиниана в виде отдельных узаконений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010