Наряду с «апостольскими правилами», силу которыхпризнавали Церкви на Востоке, и правилами некоторых отцов Церкви, существовалидисциплинарные каноны древних поместных соборов и каноны первых четырехсоборов, из которых последний, Халкидонский, подвел общие итоги. Кроме того, ктекстам церковного происхождения были добавлены императорские законы, средикоторых законодательство Юстиниана является особенно важным. В VI в. Константинопольский патриарх ИоаннСхоластик (565-577) составил одно из первых канонических собраний. Соборныеправила систематизированы здесь по 50-ти титулам, к ним прилагаются 68 правилсвятого Василия Великого и отрывки из «Новелл» Юстиниана в 87 главах. Другиеподобные собрания вносят свой вклад в создание Номоканона, характерногопамятника византийского канонического права, в котором сочетаются императорскиеи церковные тексты. Однако точный состав Номоканона был определен только наПято-Шестом соборе 692 г.,решения которого были негативно восприняты в Риме. Множество перемен, произошедших за сравнительнонебольшой промежуток времени, от святого Константина до эпохи Юстиниана,свидетельствует о жизнеспособности Церкви и ее способности приспосабливаться кновым условиям, а также о ее стремлении участвовать в жизни Римской империи, скоторой она себя отождествляла. Однако имели место признаки бессилия, особеннона уровне центральных административных органов. «Пентархия», существовавшая до определеннойстепени только теоретически, не всегда была способна разрешить серьезныевопросы церковного единства. Только допуская вмешательство императоров, по вереправославных христиан, Церковь получила центральную власть, которой ей не хватало,а как следствие христианизации Римской империи появилось некое имперскоехристианство. Хотя Юстиниан проводил четкое различие между «священством,которое должно служить божественным вещам, и царством, которое относится к чинувещей человеческих» (Nov. VI), он заявлял, что между обоими «разница мaлa»(Nov. VII).   Выходные данные книги : Le Monde ByzantinI. L " Empire romain d " orient (330-641)/Sous la direction de Cécile Morrisson. Paris:Press Universitaires de France, 2004. P. 111-141 (Chap. 4. Bernard Flusin. Lesstructures de l " Église impériale). Русский перевод был выполнен с учетом новогреческого перевода : O Βυζαντινς κσμος Ι . Ανατολικ Ρωμαικ Αυτοκρατορα (330-641). Αθναι, εκδσειςΠΟΛΙΣ, 2007. Σ. 193-224 (Κεφ. 4).

http://bogoslov.ru/article/391374

Нужно отметить, что удаление Фотия вторичное не имело никакой связи с константинопольско-римскими отношениями, не сказалось на этих отношениях. После удаления патриарха Фотия Лев VI возвел на патриаршество своего младшего брата Стефана, которому в тот момент не исполнилось еще и шестнадцати лет. Это показывает истинное соотношение двух властей в Константинополе. Конечно, Стефан был лично очень благочестивым человеком, он с раннего детства был предназначен своим отцом Василием I к духовной карьере, соответственно воспитывался, Церковь в последствии причислила этого патриарха, который умер совсем молодым, не дожив и до тридцати лет, к лику святых. Однако, в церковной политике этот юный патриарх, конечно, мог быть только послушным исполнителем воли своего старшего брата-императора. И фактически все церковные дела Лев VI взял в свои руки. Как ученик патриарха Фотия, к которому он проявил такую большую неблагодарность, Лев VI был человеком прекрасно образованным, можно сказать, энциклопедически образованным. Он был хорошим писателем и выступал даже как оратор. Лев VI много занимался и богословием. Сохранились в наших богослужебных книгах песнопения, составленные этим императором. Его имя надписывается как Лев Деспот. Например, утренняя стихира Октоиха. В дни церковных праздников Лев VI часто проповедовал. Он проявлял себя, впрочем, и в области светской литературы и поэзии. За свою разнообразную писательскую и законодательную деятельность еще при жизни Лев VI получил прозвание Мудрого (Софос), или Любомудрого (Философос). Впоследствии его имя обросло всякими легендами, его начали изображать как великого предсказателя будущего, но это уже относится к области сказочной. Лев V. после Юстиниана I — самый активный законодатель, причем его законы, так же как и законы, изданные при его отце, никоим образом не обходят церковных вопросов. Таковы в частности, Новеллы, новые законы императора Льва. Общее число Новелл 113, из них по меньшей мере 17 относятся к церковное жизни. Новеллы чисто церковного содержания составлены на имя патриарха Стефана, то есть брата императора. Они имеют многообразное содержание, я не буду перечислять всего, скажу, что в некоторых случаях Лев смягчает законодательство Юстиниана. Если Юстиниан запретил принимать епископский сан лицам, хотя и вдовым, но имеющим детей, поскольку считал заботу о детях несовместимой с епископским званием, то Лев VI дозволил вдовцам, имеющим детей, принимать сан епископа. В других случаях Лев в своих законах проявляет большую строгость. Например, по этим законам, если раб, без ведома господина, принимает монашество или священный сан, вплоть до сана епископа включительно, он подлежит лишению сана, должен быть возвращен господину.

http://sedmitza.ru/lib/text/434202/

Обилие расхождений в хронологии Жития свидетельствует о его зап. происхождении и о том, что оно было создано значительно позже описываемых событий, в тот период, когда в Италии сведения о визант. истории VI и VII вв. уже не были актуальны и о них остались лишь смутные воспоминания. В вост. Церквах Г. почитается как святой с IX в., день памяти - 23 или 24 нояб., в зап.- отмечен с XVI в., когда его память под 23 нояб. была помещена в Римский Мартиролог. Сохранился арм. перевод Жития (Le Synaxaire Arménien de Ter Israël/Ed. G. Bayan//PO. 1922. Т. 16. P. 85-106). В древнеслав. кормчей XIV титулов Г., еп. Акрагантский, назван автором «Собрания 93 глав», представляющего собой дополненное «Собрание 87 глав» Иоанна III Схоластика. Сборник создан на основе новелл имп. Юстиниана I, касающихся церковных вопросов ( Бенешевич В. Н. Древнеслав. кормчая XIV титулов, без толкований. СПб., 1906. Т. 1. С. 739-837). Соч.: Comment. in Ecclesiasten, lib. I-X//PG. 98. Col. 741-1182. Ист.: BHG, N 707-708f; SynCP. Col. 249, 251-253; PG. 98. Col. 549-716 [Житие Леонтия]; Leontios Presbyteros von Rom. Das Leben des hl. Gregorios von Agrigent/Krit. ausg. übers. und komment. v. A. Berger. B., 1995 [Житие Леонтия с нем. пер.]; A Translation of Abbot Leontios " Life of St. Gregory, Bishop of Agrigento/Transl. R. C. Martyn. Lewiston; N. Y., 2004. (Texts and Studies in Religion; 105); PG. 116. Col. 189-269 [Житие Никиты Пафлагона в собр. Симеона Метафраста]; MartRom. P. 541; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 169-171; ЖСв. Нояб. С. 626-656. Лит.: Lanceae J. ( Lanza G. ) Dissertatio de aetate B. Gregorii Agrigentini//PG. 98. Col. 1181-1228r; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 480-481; Χριστοφιλπουλος Α. Π. Πτε ζησεν Γρηγριος Ακραγντος // ΕΕΒΣ . 1949. Τ. 19. Σ. 158-161; Croce G. M. Per la cronologia della Vita di S. Gregorio Agrigentino//BollGrott. 1950. T. 4. P. 189-207; 1951. T. 5. P. 77-91; Stramondo G. Gregorio d " Agrigento. Catania, 1952; Beck. Kirche und theol. Literatur. P. 467-468; ODB. Vol. 2. P. 879-880; Παπαδπουλος Σ. Γ. Γρηγριος Ακραγαντνος//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 827-828; Aubert R. Grégoir, évêque d " Agrigente//DHGE. T. 21. Col. 1464-1467; Amore A. Gregorio, vescovo di Agrigento//BiblSS. Vol. 7. Col. 169-173; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 101.

http://pravenc.ru/text/166517.html

Однако нечто подобное следует сказать и о царях. В одном из писем Византийскому императору Михаилу VIII Палеологу (1261-1282) монахи Святой горы Афон напомнили ему ту очевидную для всех аксиому, что царь должен судить судами прямыми и справедливыми, руководствуясь божественными установлениями. «Честь царя любит суд, и особенно царя во всем благочестивого» . Но разве царь может управлять людями, вершить суд и творить справедливость, если не станет арбитром, поднимающимся выше групповых, этнических и родственных связей, отрекшимся от собственного интереса и просьб близких?! Церковь убеждена, что плоды монашеского духовного подвига имеют непосредственное отношение ко всему земному, в том числе к социальным явлениям, поскольку благосостояние общества объективно зависит от уровня его благочестия . «Оттого многое в общественных и в частных делах идет у нас не по нашему желанию, – укорял соотечественников свят. Иоанн Златоуст, – что мы не о духовном наперед заботимся, а о житейском» . Чем более многочисленны монастыри, чем больше подвижников укрывается от глаз людских для «умного делания», чем непрестаннее их молитва, тем Церковь благоуханнее и чище. А чем более благоустроена Церковь, тем справедливее общественные отношения, основанные не на человеческих страстях и личной выгоде, а на долге, любви и Слове Божьем. И, соответственно, наоборот. Общеизвестно, что мир стоит на трех праведниках, и плоды личного иноческого служения, где есть только Бог и монах, «Иисусова молитва» и царствует «священнобезмолвие», имеют самое прямое отношение к судьбам не только отдельных людей, но миллионных человеческих обществ и всей планеты. Император св. Юстиниан Великий (527-565) писал в одной из своих новелл: «Если монахи, чьи руки чисты и святы, возносят к Господу молитвы за империю, то, разумеется, государственные дела процветают и военные предприятия удаются. Даже земля произведет нам плоды и большем изобилии и быстрее, благодаря благосклонности Бога, и молитвы монахов возродят единство и согласие на всем пространстве. Даже поведение других людей станет от этого более достойным: проникшись уважением к такой чистой жизни и восхищаясь ей, они также будут стараться достичь более благородного идеала. Так у всех родится сильное желание всюду уничтожить порок и возвести на престол добродетель» .

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

Отсюда разнообразие в списках той и другой редакции: в некоторые списки вносились статьи, которые в других не помещались; одни и те же статьи помещались в разных списках не на одном и том же месте; в иных списках число статей значительно увеличивалось; вкрадывались или вносились в некоторые списки неисправности, статьи неизвестного происхождения, сомнительного или апокрифического содержания. Сличение разнообразных списков К. уже в XV в. возбуждало недоумения относительно наиболее верного ее состава. Первая попытка пересмотра приписывается митрополиту Киприану в конце XV в.; в начале XVI века пересмотром русской К. кн. занимались Максим Грек , инок князь Вассиан Патрикеев, преп. Иосиф волоколамский, инок Волоколамского мря Нифонт, затем митроп. Даниил. Тем же попыткам следует приписать, между прочим, происхождение так называемой сводной К., составленной иосифлянами. Пересмотренная в первой половине XVI в. митрополитом Даниилом, сербская К., по-видимому, приготавливалась к изданию для общего употребления во всей русской церкви. В XVII в., при патриархе Иосифе, она подверглась новому пересмотру, в некоторых частностях изменена, дополнена или сокращена против древнейших списков и была напечатана в 1650 г. Иосифовская К. в большей своей части представляет сербскую К. Она содержит: “Предисловие к читателю, сказания о соборах, два предисловия к синтагме XIV титулов или “граней”, “титлы или правилом сочетание” и 71 гл., в которых изложены правила свв. апостолов (гл. 1–4), соборов (гл. 5–20), отцов (гл. 21–35) и иерархов (36—41), извлечения из новелл Юстиниана (гл. 42 и 44), Алексея Комнена (гл. 43) и закона Моисея (гл. 45), закон судный (гл. 46), сочинение Никиты Стифата против латинян (гл. 47—48), Прохирон и Эклога (49–50), статья “О тайне супружества” (гл. 51), постановления некоторых греческих соборов (гл. 52–54) и канонические ответы митроп. ираклийского, патр. св. Никифора, Иоанна кипрского (55–59), Тимофея александрийского (61) и Анастасия синайского (69); “Хиротония” (60 ст.); правила монахам (гл.

http://azbyka.ru/kormchaya-kniga-gorchak...

Состоит из следующих частей: предисловие; оглавление 14 титулов; текст 14 титулов (после ссылок на церковные правила указаны гражданские законы на соответствующую тему); текст канонов св. апостолов, правила Соборов и правила отцов Церкви в хронологическом порядке (как в 1-й редакции «Синтагмы 14 титулов») ( Бенешевич. 1905. С. 116). Источники 1-й редакции: «Сборник 50 титулов» Иоанна Схоластика в улучшенной версии 566 г.; «Синтагма 14 титулов» в 1-й редакции (с предисловием, оглавлением 14 титулов, собранием правил); «Трехчастный сборник» (Там же. С. 207). Особенностью этой редакции является языковой пуризм - при воспроизведении текста «Трехчастного сборника» редактор старается избегать терминов лат. происхождения (Там же. С. 209-215). Вторая (систематическая) редакция Возникла между 787 и 861 гг. (в ней отсутствуют каноны Константинопольских Соборов 861 и 879 гг.). Эта редакция известна лишь в одном списке кон. X в. (в 2 частях): Vat. 1980, 1981 (Там же. С. 298-307). Состав редакции: предисловие, авторство к-рого приписывается свт. Фотию I , патриарху К-польскому (атрибуция явно позднейшая); 14 титулов, автором к-рых также называется свт. Фотий (атрибуция тоже явно позднейшая), но без указателя глав (как это было в 1-й редакции). Ссылки на каноны св. апостолов, правила Соборов и правила св. отцов даются в зависимости от степени их авторитетности, внутри групп принцип хронологический. В гражданском разделе каждого титула часто ссылки даются лишь на текст законов без указания, из какого сборника или новеллы имп. Юстиниана они взяты. Имеются дополнения, отсутствующие в 1-й редакции, в т. ч. из «Номоканона 50 титулов» и из «Собрания 87 глав» (Там же. С. 297-298, 300-302). Источниками 2-й редакции являются «Н. XIV т.» 1-й редакции, некоторые главы из «Собрания 87 глав», «Эпитома новелл» Афанасия Эмесского , «Номоканон 50 титулов» с предшествующей 8-й книгой Апостольских постановлений (Там же. С. 301-307). Третья (Фотиевская) редакция В 882/3 г., при свт. Фотии, в К-поле была сделана переработка «Н. XIV т.», в ходе к-рой он был снабжен новым предисловием и существенно расширен канонами Трулльского Собора и Вселенского VII Собора , а также канонами К-польских Соборов 861 и 879 гг. и нек-рыми позднейшими имп. новеллами. «Н. XIV т.» в Фотиевской редакции стал наиболее распространенным юридическим сборником Византии после IX в. ( Schminck. 1991).

http://pravenc.ru/text/2577925.html

Текст основных рукописей воспроизведен с большими неисправностями 22 , не говоря уже, конечно, о том, что сличение его с другими произведено без всякой тщательности. В общем надо, однако, признать, что трудам Иоанна Схол. сравнительно посчастливилось в издании, о котором отзыв Cotelerii, Monum. eccl. graecae, III, 628, сделался ходячим: «Stupenda plane sese exserit editorum negligentia» 23 . VI. Значение выполненного Chr. Justel и его сотрудниками издания для истории источников восточного церковного права не следует умалять. Chr. Justel прежде всего впервые твердо установил невозможность признавать автором сборника в 50 титт. кого-либо другого, кроме Иоанна Схол., тогда как до него ученые мнения, зависевшие от случайно оказывавшихся под руками списков, колебались между полным незнанием имени автора и приписыванием авторства как Иоанну Схол. 24 , так и Феодориту, епископу Киррскому 25 , или Феодору Вальсамону 26 , или какому-то Константину Схоластику 27 , восполняя недостаточность фактических данных ухищрениями диалектики. А затем наличность печатного текста, хотя бы и такого, который был чрезвычайно далек от первоначального 28 , все же не только ставила на реальную основу изучение истории нового сборника, но и представляла в новом свете уже известные факты. Еще находили себе отклик 29 и старые мнения, но communis opinio doctorum сложилось в пользу утверждений, выставленных Chr. Justel 30 . § 2. I. Мало-помалу уже в XVIII веке стал выясняться ряд фактов, важных для истории литературного наследия, приписываемого Иоанну Схол. С одной стороны оказалось, что списки приписываемых Иоанну Схол. сборников друг от друга и от печатного текста сильно отличаются 31 ; поэтому и высказана была мысль о необходимости нового и притом критического издания их 32 . В то же время начатое в XVII веке с особенной настойчивостью дело каталогизации греческих рукописей обнаружило, что тому же автору может быть приписан еще один труд: сборник государственных постановлений о церковном управлении, взятых из новелл (6, 5, 83, 46, 120, 56, 57, 3, 32, 131, 67, 123, 83) Юстиниана, частью в полном, частью в сокращенном тексте, разделенный на 87 глав. В одних рукописях 33 заглавие этого сборник:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Текст постановлений мог быть обнародован путем размещения его в публично значимых местах; к примеру, тексты новелл по церковным вопросам могли размещаться в храмах (Nov. 6. Epilogus//Ibid. P. 47). Вводные части Н. Ю. могут содержать invocatio (призывание Бога), затем имя императора с перечислением всех его титулов (intitulatio). По всей видимости, призывание имени Божия в начале постановления было нововведением имп. Юстиниана ( R ö sch. 1978. S. 101). Полный текст invocatio и intitulatio содержит, напр., Nov. 150 от 21 мая 563 г.: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа император Цезарь Флавий Юстиниан Аламанский Готский Франкский Германский Антский Аланский Вандальский Африканский, благочестивый счастливый славный победитель, триумфатор, вечно август» ( Sch ö ll, Kroll. 1895. P. 725). Нек-рые титулы императора связаны с его военными победами; такое титулование впервые используется в нояб. 533 г. и остается неизменным вплоть до смерти имп. Юстиниана ( Kaiser. 2011. P. 163). Каждая новелла представляет собой единое целое; разделение текстов на главы и разделы осуществляли составители сборников новелл и издатели ( Biener. 1824. S. 22). В эпилоге новелл, относящихся к категории писем, может содержаться обращение к адресату, к-рый обозначается как «отец» (pater или parens), если новелла направлена высшим светским или церковным сановникам - префекту претория, патриарху, митрополиту; встречается также обозначение адресата как «брат» (frater) в случае обращения к наместнику провинции. Подобное обращение не было нововведением имп. Юстиниана и соответствовало рим. традиции ( Kaiser. 2011. P. 166-167). Что касается новелл, изданных в форме собственно имп. эдиктов, то даже если в их эпилоге содержался приказ о публикации (proponatur) и указание адресатов, публикация осуществлялась без посредничества эдиктов сановников разных рангов. В частности, имп. эдикт от 15 окт. 535 г. (Nov. 13), адресованный гражданам К-поля, завершается таким образом: «Да будет объявлен нашим константинопольским гражданам» (Proponatur Constantinopolitanis civibus nostris - Sch ö ll, Kroll. 1895. P. 105).

http://pravenc.ru/text/2577789.html

Во 2-й пол. IX в. (вероятно, после 870) «Синагога 50 титулов» была выборочно переведена на слав. язык св. равноап. Мефодием . Этот перевод получил в научной традиции название «Номоканон Мефодия» . «Собрание 87 глав» (CPG, N 7551). Оригинальное название - «Различные постановления изданных после Кодекса божественных новелл блаженной памяти Юстиниана, согласные с божественными и священными канонами...». «Собранию...» предпосланы краткое предисловие и оглавление с кратким изложением содержания каждой главы. О времени составления сборника существуют различные мнения. Согласно традиц. т. зр. (Ф. А. Бинер), «Собрание...» было составлено И. С. после смерти Юстиниана, уже в период его Патриаршества (указание на это имеется в предисловии к сборнику; ср.: Бенешевич. 1914. С. 15). Согласно взглядам ряда совр. исследователей (Н. ван дер Вала, Й. Х. А. Локина), предисловие написано позже составления сборника, поэтому датировать «Собрание...» следует временем неск. более поздним, чем датировка последней использованной в нем новеллы Юстиниана (546). Т. о., весь сборник, якобы относится к кон. 40-х гг. VI в., т. е. ко времени, когда И. С. был еще юристом в Антиохии ( Wal, Lokin. 1985. P. 53). Это мнение представляется ошибочным, т. к. последняя новелла в «Собрании...» не 123-я (546), а 137-я, к-рая была издана Юстинианом перед смертью в 565 г. Т. о., традиц. датировка «Собрания...» временем после смерти Юстиниана является более предпочтительной. Содержание «Собрания...» заимствовано исключительно из Юстиниановых новелл о Церкви. Это новеллы 3 (гл. 20), 5 (главы 6-11), 6 (главы 1-5), 32 (гл. 21), 46 (гл. 13), 56 (гл. 18), 57 (гл. 19), 67 (гл. 27), 83 (гл. 12), 120 (главы 14-17), 123 (главы 28-86), 131 (главы 22-26), 137 (гл. 87). Подобно «Синагоге 50 титулов», «Собрание 87 глав» построено по тематическому принципу. Так, гл. 1 «О первых и величайших дарах Божиих и чести, подобающей божественным и священным канонам» представляет собой преамбулу к 6-й новелле Юстиниана, в к-рой формулируются задачи «священства» (ερωσνη) и «царства» (βασιλεα), а также говорится о необходимости установления между ними «некоего благого согласия» (симфонии; συμφωνα τις γαθ).

http://pravenc.ru/text/469582.html

Второй этап систематизации связан с созданием «Дигест», или Пандект. Возглавлял комиссию по созданию «Дигест» Трибониан, к-рый по приказу императора определил ее состав. В нее вошли 4 профессора права, чиновник имп. канцелярии и 11 практикующих юристов, выступавших в роли вспомогательного персонала по отношению к основному составу комиссии. Параллельно работе по составлению «Дигест» имп. Юстиниан принял неск. постановлений, в которых разрешал противоречия, встречавшиеся в сочинениях представителей рим. юриспруденции. Эти постановления были изданы единым сборником в 533 г. Сборник, получивший название «Пятьдесят решений», не сохранился. В это же время Трибониан и профессора права Феофил и Дорофей приступили к работе над Институциями - учебником, который должен был служить введением в изучение рим. права для студентов юридических школ. Завершение данного этапа систематизации знаменует издание постановлений Imperatoriam, Omnem и Tanta. Последним этапом систематизации явилось переиздание Кодекса Юстиниана, поскольку Кодекс 529 г. из-за множества принятых в процессе создания «Дигест» и Институций постановлений устарел. Итогом систематизации Юстиниана стало появление 3 сборников - Институций, «Дигест» (Пандект) и Кодекса, которые существенным образом различались по содержанию, но тем не менее были наделены общеобязательной юридической силой (Tanta. 23). В конституции Cordi говорится о намерении императора со временем издать еще собрание «новых императорских постановлений» - novellae constitutiones (Cordi. 4). Однако это обещание так и не было выполнено. Хотя в оставшееся время своего правления, с 534 по 565 г., имп. Юстиниан издал множество новелл, не существует к.-л. сведений об издании офиц. их собрания. Сохранилось неск. частных сборников новелл Юстиниана, таких как «Эпитома Юлиана», Authenticum (источником этого собрания послужил утерянный сборник новелл Юстиниана, составленный еще до смерти императора) и др. Тем не менее новеллы Юстиниана традиционно входят в состав C. i. c.

http://pravenc.ru/text/2458741.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010