Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ († до 362), свт. (пам. зап. 25 мая), еп. г. Медиолан (совр. Милан, Италия), борец с арианской ересью. Д. известен благодаря участию в Медиоланском Соборе 355 г., созванном по инициативе имп. Констанция II (337-361) для осуждения свт. Афанасия I Великого . После Арелатского Собора 353 г. (см. ст. Арелатские Соборы ) и протеста св. Либерия , еп. Римского, Констанций повелел созвать новый Собор в Медиолане, где находилась имп. резиденция. По его замыслу Собор должен был разобрать выдвинутые в адрес свт. Афанасия обвинения в гос. измене и колдовстве. Главными обвинителями стали доверенные лица имп. Валент, еп. г. Мурса (совр. Осиек, Хорватия), и Урсакий, еп. г. Сингидун (совр. Белград) (см. ст. Валент и Урсакий ). Д. и свт. Евсевий , еп. г. Верцеллы (совр. Верчелли, Италия), понимая связь обвинения свт. Афанасия с догматической полемикой, предложили сначала обсудить вопрос о вере. Еп. Валент заявил, что речь идет только о канонических нарушениях, допущенных свт. Афанасием, и обвинение не касается догматических споров. Д. не был удовлетворен объяснением Валента и предложил участникам Собора провозгласить Никейский Символ веры . Епископы стали подписывать грамоту с Символом, однако Валент вырвал ее из рук Д. Когда имп. Констанций узнал об этом инциденте, он приказал перевести заседания Собора из церкви в свою резиденцию, чтобы следить за происходящим. После того как Валент снова стал спорить с Д., император откинул занавес, отделявший его от участников Собора, и заявил, что сам является обвинителем свт. Афанасия, поэтому Валенту необходимо верить. По требованию императора Д. подписал осуждение свт. Афанасия, однако вскоре под влиянием свт. Евсевия отозвал свою подпись, объявив, что дело Афанасия можно рассмотреть только после подтверждения Никейского Символа веры. Констанций издал приказ об аресте Д. Святитель был схвачен в церкви после литургии, хотя народ пытался защитить его. Д., свт. Евсевий и Луцифер, еп. г. Каралы (совр. Кальяри, Италия), папский легат на Соборе, были объявлены личными врагами императора. Д. был сослан в Армению, где и скончался. Очевидно, это произошло до 362 г., когда имп. Юлиан Отступник разрешил всем изгнанным епископам вернуться на свои кафедры. О возвращении Д. на Медиоланскую кафедру, к-рую занял арианский еп. Авксентий , неизвестно.

http://pravenc.ru/text/178317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ еп. Гераклеи (Ираклии) Фракийской (ок. 365-375/6), Антиохии (376 - ок. 380), К-поля (386/7-407), арианин. Сведения о нем содержатся у церковных историков IV-V вв.- Филосторгия, Сократа Схоластика и Созомена . Занимая Ираклийскую кафедру, Д. председательствовал на арианском Соборе 370 г., избравшем на К-польский престол Димофила , еп. Берои (Веррии) Фракийской, вместо умершего Евдоксия . Повествуя об этом, Филосторгий называет совершившего поставление епископа Феодором Ираклийским ( Philost. Hist. eccl. IX 10), однако это следует считать ошибкой или опиской, вызванной перестановкой корней в имени: еп. Феодор занимал Ираклийскую кафедру в 50-х гг. IV в. (подробнее см.: PG. 65. Col. 577-588, not. 27). В дальнейшем Д. выступал активным сторонником Димофила, в частности сопровождал его в Кизик для умирения паствы и поставления нового епископа после удаления оттуда Евномия , уклонившегося в крайнее арианство. После кончины Антиохийского епископа-арианина Евзоя (376) Д. был избран его преемником. Ок. 380 г. по указу рим. имп. Феодосия I Великого , убежденного сторонника Никейского Символа веры , Д. был изгнан с кафедры наряду с др. неправосл. епископами и, подобно Димофилу, вернулся в город, где епископствовал ранее. По др. сведениям, еще будучи еп. Антиохийским, Д. был призван в К-поль, но в 381 г. был вынужден покинуть город, поскольку имп. Феодосий повелел закрыть все церкви, где не исповедовался Никейский Символ веры. После смерти Димофила (386/7) его преемником от партии ариан первоначально был избран Марин, один из Фракийских епископов, однако вскоре, чтобы его сменить, в К-поль был вызван Д. Он вступил с Марином в богословский спор относительно того, мог ли Бог называться Отцом прежде существования Сына. Д. утверждал невозможность этого, а Марин пытался его опровергнуть, стараясь, возможно, т. о. сохранить за собой кафедру. В результате среди ариан произошел новый раскол, причем церковную собственность сохранили за собой дорофеане, а последователи Марина стали строить собственные здания для совершения богослужений. Эта партия получила наименование псафириан (Ψαθυριανο), поскольку ее мнение ревностно защищал некто Феоктист, продавец жертвенных лепешек (ψαθυροπλης; см.: Sozom. Hist. eccl. VII 17), и готов, поскольку это учение было принято епископом готов. Дорофеане продолжали существовать и после смерти Д., поскольку признание ими учения псафириан, к тому времени также разделившихся на 2 партии, произошло при вмешательстве консула Плинфы (Плинты, 419). По замечанию Сократа и Созомена, раскол был преодолен только в К-поле, а в др. местах продолжал существовать и в совр. историкам эпоху, т. е. спустя не менее 15 лет.

http://pravenc.ru/text/180271.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ († ок. 366/7), еп. Элевтеропольский (Палестина) (ок. 359 - 366/7), арианин. Один из сторонников Акакия, еп. Кесарийского, в борьбе со свт. Кириллом Иерусалимским ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] LXXII 23, 27). В 359 г. участвовал в Соборе в Селевкии Исаврийской (см. Аримино-Селевкийский Собор ), где примкнул к партии Акакия. Подписался под выдержанным в аномейском духе вероисповеданием Акакия, к-рое было отвергнуто омиусианским большинством Собора. На последнем, неофиц. заседании Собора (1 окт. 359) присутствовавшие на нем омиусиане оправдали примкнувшего к ним свт. Кирилла Иерусалимского и временно отлучили от церковного общения Е. в числе др. сторонников Акакия ( Athanas. Alex. De Synod. 12). На К-польском Соборе в кон. янв.- нач. февр. 360 г. Е. вместе с Акакием присоединился к партии омиев. Благодаря усилиям Акакия и Е. Собор низложил свт. Кирилла Иерусалимского ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 41-42). Под надзором Е. находился сосланный после Медиоланского Собора 355 г. Луцифер , еп. Каралитанский, один из ревностных защитников Православия на Западе. В послании рим. пресв. Марцеллина и Фаустина имп. Феодосию I Великому рассказывается о притеснениях, к-рые Луцифер претерпел в Элевтерополе (Coll. Avel. II 109). Однажды, когда Луцифер совершал Евхаристию для небольшой правосл. общины Элевтерополя, диакон Е., по имени Турбон, ворвался в храм, разогнал присутствующих, избил Луцифера и разбросал священные сосуды и книги. Однако о причастности к этому Е. авторы не сообщают. После смерти имп. Констанция II в нояб. 361 г. Е. вместе с Акакием временно примкнул к сторонникам Никейского Символа веры . Он участвовал в работе Антиохийского Собора 363 г. ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 25). Собор принял Никейский Символ, но с дополнениями омиусиан. Строгие никейцы, такие как свт. Афанасий I Великий , отказались признать этот Собор православным не только из-за омиусианских дополнений к Никейскому Символу, но и из-за принятия в общение еретиков Акакия и Е., к-рым пришлось смириться с возвращением на Иерусалимскую кафедру их главного противника свт. Кирилла (362).

http://pravenc.ru/text/187579.html

Мусульмане вновь призывают использовать собор Святой Софии в Никее как мечеть 21 мая, 2012. Новостная служба Не дожидаясь ответа властей, который, как предполагается, будет отрицательным, исламисты объявили, что они начнут проведение своих богослужений прямо напротив собора Святой Софии уже в ближайшую пятницу. 21 мая. ПРАВМИР. Члены исламской радикальной религиозной группы «Молодежь Анатолии» в Турции вновь призывают разрешить использование византийского собора Святой Софии Константинопольской в качестве исламского места молитвы, сообщает Седмица.ru . Участники группы уже обратились в правительство за разрешением, чтобы вновь молиться в здании собора как в мечети. Не дожидаясь ответа властей, который, как предполагается, будет отрицательным, исламисты объявили, что они начнут проведение своих богослужений прямо напротив собора Святой Софии уже в ближайшую пятницу. Первоначально построенный как христианская церковь собор Святой Софии Константинопольской был превращен в мечеть после взятия города турками-османами в 1453 г. Речь идет о церкви, построенной в шестом веке императором Юстинианом I. Она находится в турецком городе Изник, ранее место носило название Никея. В Никее состоялись два Вселенских собора — в 325 и 787 годах, причем последний проходил именно в храме святой Софии. В Никее был составлен и принят Символ Веры, так и носящий название по месту своего происхождения — Никейский. Здесь был нанесен удар пагубной для Церкви ереси Ария. Светские власти Турции, возглавляемые Кемалем Ататюрком, открыли в здании собора музей в 1935 г. С тех пор в нем не разрешается проведение как христианских, так и мусульманских богослужений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/musulmane-vnov-prizyva...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Лука был вторым епископом Новгородским, начиная с 1036 г., и первым епископом русского происхождения в этом городе; некоторые исследователи полагают, что он был евреем. Его краткое безыскусное «Слово» принадлежит наиболее древним памятникам русской литературы. На одной единственной страничке проповедник пытается запечатлеть в памяти своих слушателей или читателей основные догматы христианской религии. Неудивительно, что его проповедь превращается в сухой перечень предписаний и запретов; поразительно, что ему все же иногда удается внести личную и даже трогательную ноту. Он начинает с тринитарного исповедания со ссылкой на Никейский символ веры, предполагая, что он известен слушателям. Затем сразу же следуют наставления относительно церковных богослужений и молитвы: «Не ленитесь ходить в церковь и на утреню, и на обедню, и на вечерню». Поговорив о личной ночной молитве и о том, как надобно молиться в храме, проповедник подробно останавливается на милосердии и большую часть проповеди посвящает различным его проявлениям. Здесь в большей степени сказывается его личность и изобретательность. Его понимание милосердия больше, чем только милостыня или даже сострадание. «Иметь любовь ко всякому человеку» означает, между прочим, «с радующимися радоваться» и быть искренним: «да не будет у тебя одно на сердце, а другое на языке». Запрещение осуждать других неожиданно оборачивается призывом: «Друг друга хвалите, да и Бог вас похвалит». И только после этих заповедей милосердия Лука переходит к теме страха: «Помни, что завтра будем смрад и гной и черви». Среди довольно сумбурного ряда наставлений, основанных на десяти заповедях, которыми проповедник спешит закончить свое «Слово», можно отметить следующие: «Судите по правде», адресованное правителям, и ритуалистическое предписание: «Не употребляйте в пищу оскверненного». Если оправданно делать какие-либо выводы на основании столь небольшого произведения, то религиозное направление Луки можно было бы определить как основанное на милосердии, в его глубоком и серьезном понимании, с легким, хотя и заметным оттенком ритуализма. Историками литературы отмечалось, что безыскусность стиля является типичной для северной, в особенности Новгородской Руси, в отличие от более богатого, более изощренного и риторического Юга. Что касается религиозного стиля Луки, то его все же можно считать типичным для среднего русского христианина. В Киеве мы обнаруживаем те же самые черты.

http://pravbiblioteka.ru/book/pouchenie-...

Святитель Григорий, епископ Нисский Святитель Григорий , епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии. Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам. В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры. Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова . В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

http://patriarchia.ru/db/text/909597.htm...

Святые мученики Марк, епископ Арефусийский, Кирилл, диакон Илиопольский, клирики и девы Газы и Аскалона Аудио Святитель Марк был рукоположен в епископа сирийского города Арефусии в правление святого Константина Великого. Движимый ревностью о Боге, он прославился тогда борьбой с идолопоклонством и собственными руками разрушил языческое капище, построив на его месте христианскую церковь. Во время смуты, последовавшей за Никейским Собором, он оказался в рядах полуарианских епископов, которые, не отрицая Божественности Слова, не принимали добавления в Символ веры термина «единосущный». Святой Марк принимал участие в Соборах в городах Сардике (343) и Сирмии (351) и даже составил вероопределение, которое должно было примирить противоположные партии, чтобы восстановить единство Церкви (359). Но вскоре епископ осознал свою ошибку и явным образом, без двусмысленностей, присоединился к Православию. Вскоре после этого власть перешла к Юлиану Отступнику, который начал политику насильственного восстановления язычества (361). Когда язычники Арефусии, таившие упорную неприязнь по отношению к епископу, узнали о том, что положение дел изменилось, они попытались схватить его. Юлиан, забыв о признательности к Марку, который некогда спас ему жизнь во время убиения его родителей, выказал язычникам благосклонность в этом деле и позволил им разыскивать епископа по всей провинции. Святитель Марк, дабы не подвергаться без нужды преследованию, бежал, но узнав, что вместо него арестовали других христиан и подвергают их мучениям, предался в руки язычников. Идолослужители немедля набросились на старца, как звери, не принимая во внимание его седины, и, сорвав с него одежду, принялись осыпать ударами. Затем посадили епископа в смрадную сточную канаву и предали на забаву детям, которые протыкали его тело палочками для письма. Потом тело Марка намазали рассолом и медом и заключили его в корзину, которую подвесили на открытом воздухе, предоставив старца солнечному зною и жалу ос и пчел. Несмотря на эти мучения, святой оставался неколебим в исповедании веры и отвергал любые компромиссы с язычниками, желавшими по меньшей мере вырвать у него обещание самому восстановить храм, разрушенный им же. Святой отказывался обещать что бы то ни было, сказав, что в этом случае мелкая монета стала бы равносильна полному отречению от веры. Он насмехался над их подлостью и земными заботами, хотя и находился поднятым на воздух во время тех пыток, которым они его подвергали. Потерпев поражение, язычники в конце концов отпустили его, а некоторые из них, впечатленные стойкостью и речами епископа, обратились в христианство. Святой Марк мирно скончался в 364 г., получив награду исповедников Христовых .

http://pravoslavie.ru/52860.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Что мы без Никейского Символа веры? 23.05.2015 Рубрика: Перед Пасхальным Судом Слова Метки: Неделя святых отцов Первого Вселенского Собора Слово в неделю 7-ю по Пасхе Символ веры, который мы исповедуем в начале каждого дня и за каждой Божественной литургией, неотделим от наших молитв и таинств. Никогда уже не можем мы помолиться и причаститься без исповедания веры в Господа Иисуса Христа, «иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийском Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». В каждом из этих слов звучат голоса людей, которым мы молимся сегодня, — святых отцов I Bceлehckoro Собора и всех до них и после них потрудившихся, чтобы сохранить для нас эту веру. Всем нам известны эти имена: Ириней Лионский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, Кирилл Александрийский и Кирилл Иерусалимский, Максим Исповедник, Августин Иппонийский, Лев Великий и великое множество бесстрашных свидетелей истины, поддерживаемых Духом Святым всякий раз, когда возникала угроза истине. Они смерть предпочитали отступлению от истины. И вместе с их голосами, когда мы читаем утренние молитвы и когда поем за Божественной литургией, прежде чем вступить в Евхаристический канон, звучат голоса миллионов людей, из небытия в бытие призванных Богом. Через все века звучит наша вера, зажигая огнем Пятидесятницы души верующих в Господа Иисуса Христа, будь это ученый богослов, будь это патриарх или смиренный юноша, или простая бабушка, или едва научившийся говорить младенец. Символ веры, который мы исповедуем, означает, что Бог предлагает нам все, что есть у Него, все самые сокровеннейшие тайны о Себе и Самого Себя. Христос — Бог и Господь наш — так, как Он восхотел. В Нем господство смиренной любви — то, что столь трудно дается духу человека. Бог, царствующий через уязвимость Богомладенца и через распятие на Кресте. И никто не может остаться нейтральным по отношению к Нему. Все стоят перед выбором: либо отвергнуть Его как Бога, либо открыться Его свету. Либо возвести Его на Крест, либо уверовать в Него. Иного не существует.

http://moral.ru/symbol/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Догматы – богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан. Краткий свод основных догматов –  Символ веры – состоит из 12-ти предложений (членов). Свойства догматов Практика использования термина «догмат» в раннехристианской Церкви В раннехристианской Церкви термин «догмат» имел достаточно широкий спектр значений: скажем, в Евангелии от Луки этот термин использован для обозначения указа кесаря Августа о проведении переписи ( Лк.2:1 ), в посланиях к Колоссянам слово «догмат» употреблено в значении христианского учения ( Кол.2:14 ), а в книге Деяний святых Апостолов этим словом обозначены определения Собора Апостолов и пресвитеров в Иерусалиме ( Деян.16:4 ). И лишь в IV веке слово «догмат» приобрело особое значение: значение богооткровенных истин, относящихся к области христианского вероучения (то значение, которое присуще ему и сегодня).   Например, с вероучительными истинами догмат отождествлялся у святых Кирилла Иерусалимского , Григория Нисского и др. Догматы, определенные Вселенскими соборами Догматы, кратко изложенные в Символе веры , составленном отцами I (Никейского) и II (Константинопольского) Вселенских Соборов, окончательно утвержденном отцами II Вселенского собора Догматы о том, что: 1) в одном Лице Господа Иисуса Христа заключено два естества (Божеское и человеческое); 2) Пресвятая Дева Мария является Матерью Бога (по человеческому естеству), утвержденные отцами III (Ефесского) Вселенского Собора Догмат об образе соединения двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа, утвержденный  отцами IV Вселенского собора (Халкидонского). Догмат о двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе,  утвержденный отцами VI Вселенского собора (Константинопольского). Догмат об иконопочитании, утвержденный отцами VII Вселенского собора (Никейского). Среди догматов, не обсуждавшихся обстоятельно на Вселенских соборах, можно назвать догмат о Богодухновенности Священного Писания, догмат воскресения, догмат искупления, догмат о Церкви, догмат о приснодевстве Богородицы и др.

http://azbyka.ru/dogmaty

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский Память 18/31 марта Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святитель Кирилл родился, по всей вероятности, в Иерусалиме около 315 года. Его родители были людьми православными и благочестивыми. Он был рукоположен в священника святым Максимом , который поручил ему наставлять оглашенных. Кирилл был миролюбивым, смиренным и кротким человеком, более занятым обучением паствы, чем бесконечными богословскими спорами, которые вносили разлад в Церковь после Никейского Собора. И хотя он избегал употреблять слово «единосущный» (омоусиос), однако полностью разделял православную веру. Его сдержанность заставила ариан поверить, будто он принадлежит к их числу. После смерти Максима (347) народ избрал Кирилла на его место. Арианин Акакий, митрополит Кесарии Филипповой, которой тогда был подчинен Иерусалим , утвердил это избрание и рукоположил его в епископа. Но вскоре он должен был с горечью признать свою ошибку , потому что новый епископ открыто разъяснял православное учение о Божественной природе Сына и Слова Божия, изложив для оглашенных Символ веры в «Огласительных поучениях» . Будучи «пастырем добрым» (см.: Ин. 10: 11), Кирилл мудро управлял Святым Городом, который, благодаря строительству при Константине Великом, обрел новую славу и привлекал множество паломников со всех концов христианского мира. В 350 году святитель Кирилл, как и все жители города, стал свидетелем удивительного явления в небе огромного светоносного креста, протянувшегося от Голгофы до Елеонской горы, и написал об этом императору Констанцию . Он также способствовал учреждению праздников и процессий в святых местах, что заложило впоследствии основы некоторых главных церковных праздников. Несколько лет спустя епископ Кирилл предоставил митрополиту Кесарии Акакию ходатайство, в котором просил признать апостольские преимущества Иерусалима, что уже сделали отцы Никейского Собора, однако не определив их точно. Эти притязания вызвали ненависть Акакия. Он решил добиться осуждения епископа и вызвал его на церковный суд. Обвинением послужил тот факт, что во время голода Кирилл, дабы накормить бедных, продал священные сосуды и церковные облачения церкви Воскресения. Поскольку Кирилл не подчинился его неоднократным приглашениям, он низложил епископа и силой изгнал из Иерусалима, поставив на его место арианина. Святитель Кирилл заявил протест, настаивая, что его дело подлежит ведению высшей церковной власти.

http://pravoslavie.ru/52601.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010