Соборы созывались, по возможности, со всей вселенной, то есть из всех стран, где были христиане. 31 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов. Соборы (собрания) епископов — пастырей и учителей Церкви собирались, по примеру святых апостолов, для борьбы с ересями и для указания всем христианам, как правильно, православно веровать. Так святые апостолы собрались на Собор в Иерусалиме (Апостольский Собор в 51 году), когда нужно было решить вопрос: следует ли христианам из язычников исполнять обрядовый закон Моисеев, так и отцы Церкви, т.е. епископы, которым апостолы передали свою власть (через преемственное рукоположение), собирались на Соборы, когда появлялось какое-либо учение, противное вере Христовой. Соборы созывались, по возможности, со всей вселенной, то есть из всех стран, где были христиане. Такие общие соборы (со всего христианского мира), утверждавшие истину Христову под воздействием Духа Святого и принятые всей Церковью Христовой, называются Вселенскими Соборами. Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 год, против ереси Ария); Константинопольский I (381 год, против ереси Македония); Ефесский (431 год, против ереси Нестория); Халкидонский (451 год, против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 год, «О трех главах»); Константинопольский III (680-681 годы, против ереси монофелитов); Никейский II (787 год, против ереси иконоборцев). Вселенские Соборы обычно собирались в самые сложные исторические периоды жизни Церкви, когда волнения в христианском мире ставили православный народ перед выбором. Могучая эпоха Вселенских Соборов от IV до VIII столетия выработала те догматы и те законы, которые непререкаемо совершаются в нашей Церкви по сегодняшний день. На первом и втором Вселенских Соборах составлен Символ Веры. Символ веры есть краткое изложение всей христианской, православной веры. Его должен знать каждый православный христианин. Он поется на Божественной Литургии. Седьмой Вселенский Собор защитил и утвердил почитание святых икон.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

§ 117. Сочинения нравоучительные. Сочинения подложные. IV) Из числа нравоучительных сочинений св. Афанасия: послание к Аммуну против порицавших супружество и о ночных нечистотах и послание к Руфиниану о том, как принимать еретиков в Церковь , исполнены духовной рассудительности. Одно из лучших сочинений по слогу, послание к Драконцию, скрывшемуся в пустыне от назначения его в епископа, заключает в себе увещания – не скрывать талантов во вред своему спасению, дорожить надеждами братии и важностью предназначаемого сана и твердо помнить, что как на кафедре епископской можно быть иноком, так и в пустыне можно остаться только с именем инока. Одно из самых назидательных сочинений св. Афанасия есть жизнь Великого Антония, описанная им в 365 г. Блж. Августин говорит о себе, что это жизнеописание весьма много способствовало к обращению его от рассеянной жизни 197 . Св. Златоуст советует читать жизнь Антония каждому, какого бы кто состояния ни был 198 . Оно известно было не только современникам Августина 199 , но и современникам самого Афанасия – Серапиону Тмуитскому и Григорию Назианзскому 200 . Потому подлинность его несомненна. Нельзя того же утверждать о многих других сочинениях, украшенных именем св. Афанасия Александрийского . Беспристрастная критика до 70-ти сочинений признала такими, которые не достойно и не по праву носят имя знаменитого Святителя 4-го века 201 . К числу таких относятся: 1) Символ веры : Quicunque, столько знаменитый у протестантов и в Римской Церкви, известный и в Русской Церкви. Этот символ, по образу выражения и духу своему, достоин имени Афанасиева, которым надписывается, но тем не менее он писан не св. Афанасием и даже не на греческом языке, а) В нем слог латинский, а не греческий; латинский текст его один, а греческий – разнообразен, б) В нем опровергаются ереси несториева, евтихиева и монофелитская, тогда как нет слова: единосущный, столько необходимого для Символа Афанасиева. в) О нем никто не упоминал на Западе прежде Августодунского Собора 670 г., а в Греческой Церкви услышали о нем в первый раз в 1223 г. от послов папы, г) Наконец Св. Афанасий не считал для себя дозволительным писать какой либо Символ, по тому опасению, как говорил он, дабы не стали считать недостаточным Символа Никейского 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На шестом заседании собора пресвитер Харисий заявил перед собором, что некоторые лжеучители, желая распространить среди простого народа ложное учение Нестория, прибегли к хитрости и, составив какое-то новое исповедание веры, ловко успели привлечь к себе известное число простых людей. Он указал также, что некие Антоний и Иаков, называвшие себя пресвитерами, прибыли из Константинополя, принеся с собой какой-то особенный символ веры и многие рекомендательные письма от единомышленников Нестория и от каких-то двух пресвитеров – Анастасия и Фотия, также приверженцев последнего. Эти оба пресвитера своею дерзостью и лукавством настолько обошли епископов Лидии, что последние разрешили им свободное жительство в их областях. Иаков остался в Филадельфии лидийской, начав там свою работу, – причем в короткий срок успел обмануть некоторых простаков, принявших его символ и признавших его якобы православным. О деятельности Антония, обманывавшего людей по другим местам Лидии, Харисий не упоминает; ему была известна только деятельность Иакова, и так как он получил один экземпляр его символа, вместе с подписями обманутых, то, представив его собору, просил принять против этого меры и осудить лукавых еретиков. Вместе с этим им было представлено и свое исповедание веры, чтобы таким образом предотвратить обвинение еретиков в том, что и его вера несогласна с никейской. Отцы собора изъявили готовность просмотреть жалобу Харисия, с тем, чтобы предварительно были выполнены некоторые условия. Прежде всего, по их повелению, был прочитан никейский символ 737 и затем письменное исповедание веры самого Харисия, для удостоверения собора в том, что он действительно исповедует православную веру и не заражен сам еретическим учением. Так как исповедание веры Харисия найдено было вполне православным, как тождественное с Никейским символом, то собор, сообразно существующей в церкви норме, выраженной впоследствии в 21 правиле IV вселенского собора ( IV Всел. 21 ), и на основании 74 Апостольского правила ( Ап. 74 ), найдя, что жалоба Харисия может быть расследована, – приступил к разбору дела. Выслушав последнее по отчетам официальных соборных докладчиков 738 , и по прочтении ложного символа 739 , признанного еретическим, собор вынес свое соответствующее решение, которое и составляет данное (7) правило. Первые слова правила: «по прочтении сего» показывают его возникновение 740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Разделы портала «Азбука веры» Единосущие (греч. μοουσιτης; лат. consubstantialitas) – ключевое понятие православного богословия , отражающее единство природы Лиц Пресвятой Троицы , а также единство человеческой природы Иисуса Христа и всех людей. Понятие «единосущие» было принято и утверждено в его православном понимании на Никейском Соборе 325 г., который вошел в церковную историю под именем I Вселенского . Суть Никейской веры выражалась в понятиях homoousios («единосущный») и ek tes ousias («из сущности»). Оба понятия утверждали единство бытия Отца и Сына, предвечно рожденного из сущности Отца, единосущного Ему. «Веруем… во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, Которым все приведено в бытие», – говорил Символ веры Никейского Собора. После Никейского собора понятие «единосущие» приобрело другой оттенок. Три Великих Каппадокийца (св. Григорий Богослов , св. Григорий Нисский , св. Василий Великий ) использовали понятие «сущность» (греч. ousia) в качестве родового понятия, обозначающего божественную природу в целом, а понятие ипостась как видовое, для обозначения индивидуального бытия. Понимание единосущия было расширено, распространено на Божественную сущность, общую всем трем Ипостасям Пресвятой Троицы. Великие Каппадокийцы учат о Божественной сущности как о единственной («единичной») и единой. Признак Божественной сущности есть единичность и единство, говорит св. Василий Великий. Божественная природа трех Ипостасей одна, указывает св. Григорий Нисский , всегда пребывает Единицей нераздельной, нераздробляемой и всецелой. «Все Три суть Одно, – учит св. Григорий Богослов , – Единица в Троице поклоняемая и Троица в Единице возглавляемая, вся достопоклоняемая, вся царственная, единопрестольная, равнославная, премирная и превысшая времени, несозданная, невидимая, непостижимая». Единосущие Ипостасей Пресвятой Троицы означает Их со-природность, совершенное взаимопроникновение и нерасторжимое взаимное общение. По слову св. Кирилла Александрийского , Они «существенно пребывают друг в друге». Природное сопребывание Ипостасей подразумевает единство Божественной жизни, которое выражается в совершенном единстве Божественной воли и действий. При этом нерасторжимое взаимообщение ипостасей не устраняет особенности Божественных Лиц, сохраняющих Свое особое индивидуальное существование.

http://azbyka.ru/edinosushhie

Святитель Евстафий был глубоко образованным Богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущия Сына Божия со Отцом, святитель Евстафий ревностно боролся за чистоту Православной веры. 6 марта, ПРАВМИР. Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский (323 — 331) родился в Сиде Памфилийском во второй половине III века. Он был епископом города Берии, пользовался любовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведен отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру. Святитель Евстафий был глубоко образованным Богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущия Сына Божия со Отцом, святитель Евстафий ревностно боролся — устно и письменно — за чистоту Православной веры. В 325 году святым равноапостольным царем Константином Великим (306 — 337) был созван I Вселенский Никейский Собор. Первым председателем на этом Соборе был святитель Евстафий. Собор осудил учение Ария и изложил Православное исповедание в Символе веры. Неистового Ария, как назвал его святитель Евстафий, не пожелавшего отказаться от своего заблуждения, и его единомышленников Собор, лишив сана, отлучил от Церкви. Однако среди епископов, подписавших Никейский Символ, были и такие, которые сочувствовали ереси Ария и подписали акты Собора не по убеждению, а боясь отлучения. После Собора начались их происки против святителя Евстафия. С великой хитростью они добились его согласия на созыв в Антиохии Поместного Собора. Подкупив одну блудницу, они подговорили ее явиться на Собор с грудным младенцем и лжесвидетельствовать о том, что отцом младенца является святитель Евстафий. Нарушая Апостольские правила о том, что обвинение на священнослужителя следует принимать при подтверждении двух свидетелей, ариане объявили святителя Евстафия низложенным. Он без суда был отправлен в ссылку, во Фракию. Но ложность обвинения вскоре открылась: тяжко заболев после клеветы, женщина раскаялась, призвала клириков и в присутствии многих людей исповедала свой грех.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Соборы (собрания) епископов собирались для борьбы с ересями и для указания всем христианам, как правильно, православно веровать 31 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов. Соборы (собрания) епископов — пастырей и учителей Церкви собирались, по примеру святых апостолов, для борьбы с ересями и для указания всем христианам, как правильно, православно веровать. Так, святые апостолы собрались на Собор в Иерусалиме (Апостольский Собор в 51 году), когда нужно было решить вопрос: следует ли христианам из язычников исполнять обрядовый закон Моисеев. Так и отцы Церкви, т.е. епископы, которым апостолы передали свою власть (через преемственное рукоположение), собирались на Соборы, когда появлялось какое-либо учение, противное вере Христовой. Соборы созывались, по возможности, со всей вселенной, то есть из всех стран, где были христиане. Такие общие соборы (со всего христианского мира), утверждавшие истину Христову под воздействием Духа Святого и принятые всей Церковью Христовой, называются Вселенскими Соборами. Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 год, против ереси Ария); Константинопольский I (381 год, против ереси Македония); Ефесский (431 год, против ереси Нестория); Халкидонский (451 год, против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 год, «О трех главах»); Константинопольский III (680-681 годы, против ереси монофелитов); Никейский II (787 год, против ереси иконоборцев). Вселенские Соборы обычно собирались в самые сложные исторические периоды жизни Церкви, когда волнения в христианском мире ставили православный народ перед выбором. Могучая эпоха Вселенских Соборов от IV до VIII столетия выработала те догматы и те законы, которые непререкаемо совершаются в нашей Церкви по сегодняшний день. На первом и втором Вселенских Соборах составлен Символ Веры — краткое изложение всей христианской, православной веры. Его должен знать каждый православный христианин. Он поется на Божественной Литургии. Седьмой Вселенский Собор защитил и утвердил почитание святых икон.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Данный сюжет посвящен Второму Вселенскому Собору. Для обличения ересиархов Феодосий Великий  созвал в Константинополе Вселенский Собор, на котором присутствовало 150 епископов. На рассмотрение Святых Отцов было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое святой папа Дамас прислал епископу Антиохийскому Павлину. Прочитав свиток, святые отцы, отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения прочих ересей: евномиан, ариан и полуариан, святые отцы подтвердили Никейский Символ Православной веры. В Символе, принятом I Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святого Духа, ибо духоборческой ереси тогда не было. Поэтому святые отцы II Вселенского Собора прибавили к Никейскому Символу 8, 9, 10, 11 и 12 члены, т. е. окончательно сформулировали и утвердили Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый и ныне всей Православной Церковью. Второй Вселенский Собор кроме того установил формы церковного суда, определил принимать в общение через Таинство Миропомазания раскаявшихся еретиков, которые крестились во Имя Святой Троицы, а крестившихся единократным погружением принимать как язычников. Описание Второй Вселенский Собор был написан на нижней части северной стены храма. Он был созван императором Феодосием Великим в 381 году для борьбы с ересью Македония, отвергавшего единосущие Святого Духа и учившего, что Дух Святой есть  творение, Он из рода служебных духов, не имеющий участия в Божестве и славе Отца и Сына. Ересь получила названия духоборчества и была осуждена, наряду с учением полуариан, которые учили, что Сын подобносущен Отцу. Против учения духоборцев писали многие Отцы Церкви: Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Амфилохий Иконийский , Епифаний Кипрский , Аврелий Августин , Иоанн Дамаскин , а также церковный писатель Руфин Аквилейский .

http://azbyka.ru/art/vtoroj-vselenskij-k...

1 Patrologia Orientalis. T. XIX. P. 511 — 512. 2 Ovres completes de Gennade Scholaris. T. I. Paris, 1928. 3 Лк. 11:28. 4 Лк. 11:27—28. 5 Лк. 10:41. 6 Первая Красота — Бог. 7 Т. е. без ущерба для Себя. 8 Кор. 7:32. 9 Рождения Господа нашего Иисуса Христа. 10 Ср: Лк. 1:43 и Мф. 3:14. 11 Вероятно, следует понимать душу и тело и соответствующие им добродетели, которые все в лице Пресвятой Девы нашли совершенство. 12 Лк. 11:27—28. 13 Ин. 1:1. 14 Т.е. мip. 15 С этого места св. Георгий Схоларий говорит о Флорентийской унии, представляя слушателям всю пагубность ее как для православного сознания, так и для Византии. 16 2 Тим. 4:3. 17 Гал. 5:44. 18 Т.е. апостольское служение. 19 Гал. 1:10. 20 Ин. 5:44. 21 Здесь говорится о принятии греками на Флорентийском соборе римско-католического учения о превечном исхождении Духа Святого не только от Отеческой, но и от Сыновней Ипостаси, что выражается в словах «Filioque», внесенных латинянами в Никейский Символ веры. Св. Георгий Схоларий подчеркивает, что это учение противоречит непосредственным словам Господа нашего Иисуса Христа, говорящего, что Святой Дух исходит от Отца (Ин. 15:26) и др., а также противоречит православному учению, находящемуся у Св. Отцев, которое ставит Отца единственным Началом бытия Св. Духа. 22 Мне представляется, что здесь намек на св. Марка Ефесского. 23 Флп. 4:9. 24 2 Тим. 2:23—24. 25 Это место не совсем ясно; возможно, что оно, как заключающее непосредственный политический совет, небезопасный для дипломатических отношений Византии с Западом, сознательно сказано прикровенно. Св. Георгий советует обратиться «к народам» ( τα θνη ): этим термином прежде всего обозначаются варварские народы. Быть может, св. Георгий советует императору и Сенату резко изменить политику, порвать с Западом и заключить союз с турками. Лучше быть под турками, чем потерять Православие. Такой смысл намечается и в некоторых иных местах Слова св. Георгия Схолария. 26 Быть может, абсолютную нейтральность. 27 Быть может, среди турок. 28 Это было время постоянных и ни к чему не приводящих диспутов, обычно имевших место во дворце императора, между ревнителями Православия и сторонниками Унии или непосредственными латинянами, о несерьезности которых св. Георгий Схоларий упоминает и в своем письме к св. Марку Ефесскому, см.: Patr. Oriental. T. 17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3025...

Впервые историческая церковь была превращена в мечеть в 1331 г., после завоевания малоазийской части Византийской империи турками-османами. 20 июля. ПРАВМИР. Церковь Святой Софии в Никее (современный Изник, Турция), где в 787 г. проходил Седьмой Вселенский собор, начала функционировать как мечеть, для которой уже назначен муфтий, сообщает Седмица.ru со ссылкой на агентство «Ромфея». Впервые историческая церковь была превращена в мечеть в 1331 г., после завоевания малоазийской части Византийской империи турками-османами. В 1922 г. церковь сгорела и долгое время пребывала в руинах. Затем она была восстановлена и была обращена в музей. Как уже сообщалось , недавно турецкие власти приняли решение упразднить музей в церкви Святой Софии и передать ее исламской общине в качестве мечети. Начало исламских молитвенных собраний в древней христианской святыне совпадает с началом периода поста Рамадана, в который вступают мусульмане. Во время правления римского императора св. Константина Великого, в 325 г., в Никее проходил Первый Вселенский Собор. На Соборе был принят т.н. Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий догмат о Пресвятой Троице, и была осуждена арианская ересь. Также на Соборе было определено время празднования Пасхи Христовой, общее для всех христиан. Церковь Святой Софии в Никее была построена по приказу византийского императора св. Юстиниана I b VI в. Именно в ней в 787 г. проходил Седьмой Вселенский (или Второй Никейский) Собор, на котором была осуждена иконоборческая ересь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/cerkov-svyatoj-sofii-v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН III ( не позднее нояб. 1278, К-поль), патриарх К-польский (25 мая 1265 - 15 сент. 1266), сторонник союза лат. и греч. Церквей. По словам Георгия Пахимера предки Г. были лазами и принадлежали к роду Гавров, хотя противники часто называли его оскорбительным персид. (?) именем Маркуца ( Georg. Pachym. Hist. T. 2. P. 367). До 1235 г. Г. был монахом на Чёрной Горе, близ Антиохии, откуда ушел в Иерусалим, а затем в Никею. Его учителем в Палестине считается патриарх Афанасий II Иерусалимский, к-рый во многом повлиял на его взгляды и сделал его сторонником идеи церковной унии. В Никее его наставником был патриарх Герман II К-польский. Не позднее нач. 1259 г. Г. стал митрополитом Адрианополя и занимал этот пост до 1265 г. Во 2-й пол. правления Феодора II Дуки Ласкаря (1254-1258), с к-рым он находился в переписке, Г. перешел в оппозицию к политике Ласкарей. В нач. 1259 г. он поддержал узурпацию имп. трона Михаилом VIII Палеологом . После отречения патриарха Арсения Авториана от престола (1265) Г. по воле императора Собором избран на Патриарший престол. Но, не имея широкой поддержки среди высшего духовенства, Г. не осмелился освободить Михаила VIII от отлучения от Церкви, наложенного патриархом Арсением. Поэтому через год после избрания Г. император через своего духовника Иосифа , буд. патриарха, побудил его к добровольной отставке. Г. удалился в мон-рь Манганы в К-поле. Уход не повлиял на отношения Г. и императора. Он стал духовным отцом и советником Михаила и выполнил ряд его поручений. В 1272 г. Г. вместе с вел. дукой Михаилом Ласкарисом возглавлял визант. посольство в Венгрии, к-рое доставило в К-поль принцессу Анну, невесту Андроника II . В марте 1274 г. Г. был отправлен Михаилом VIII вместе с вел. логофетом Георгием Акрополитом и митр. Феофаном Никейским в Рим для переговоров о подготовке Лионского Собора и унии Церквей. Они встречались с папой Григорием X и обещали ему от имени императора помощь в освобождении Св. земли. 6 июля 1274 г. Г. подписал католич. Символ веры. Осенью того же года вернулся в К-поль. Умер не позднее нояб. 1278 г.

http://pravenc.ru/text/164785.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010